Научная статья на тему 'Региональный аспект инновационного развития экономики'

Региональный аспект инновационного развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / уровень развития / инновационное развитие / экономическое развитие / научный парк / region / level of development / innovation development / economic development / scientific park

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. С. Харлампиева

В статье рассматриваются и анализируются формы и методы инновационного развития различных регионов, а также возможности управления ими со стороны региональных властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional aspect of innovation development of economics

In the article forms and methods of innovation development of various regions, and also possibilities for them to be managed by the regional authorities are considered and analyzed.

Текст научной работы на тему «Региональный аспект инновационного развития экономики»

нов инвестиции (за некоторыми исключениями) должны идти не на развитие административно обособленной территории вообще, а направляться в конкретные перспективные проекты, реальные или потенциальные точки, центры (узлы) роста. При этом в решении социальных проблем выравнивания особое место должно принадлежать целевым федеральным и региональным программам.

Список литературы

1. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ 2007 г.: стат.сб. - М., 2007.

2. Российский статистический ежегодник 2007 г. - М., 2007.

УДК 332.1:001.895

ББК 65.049(2Рос)-551

А. С. Харлампиева

Региональный аспект инновационного развития

экономики

В статье рассматриваются и анализируются формы и методы инновационного развития различных регионов, а также возможности управления ими со стороны региональных властей.

In the article forms and methods of innovation development of various regions, and also possibilities for them to be managed by the regional authorities are considered and analyzed.

Ключевые слова: регион, уровень развития, инновационное развитие, экономическое развитие, научный парк.

Keywords: region, level of development, innovation development, economic development, scientific park

Мировой опыт показывает, что источником экономического роста являются не ресурсодобывающие отрасли, а наукоемкий обрабатывающий сектор, постоянно питаемый достижениями науки и техники. По этому признаку отличаются медленно развивающиеся страны с богатыми природными

24

ресурсами от быстрорастущих стран с мощным обрабатывающим сектором на базе современных технологий.

На Северо-Западе России совместное использование инновационного потенциала позволит для одних регионов повысить загрузку научно-технического сектора, а для других - решить социально-экономические проблемы, исключить дублирование в создании проектно-конструкторских объектов, перейти от неоправданной конкуренции региональных производителей к их сотрудничеству в русле соблюдения интересов каждого из регионов.

Межрегиональное научно-техническое взаимодействие не противоречит, а соответствует двум мировым тенденциям:

• объединительным научно-производственным процессам в различных формах: слияний фирм, соединения капиталов, соглашений;

• переходу от конкуренции отдельных фирм к научно-техническому сотрудничеству в создании крупных объектов новой техники, например, в авиации, ракетостроении, когда конкуренция слишком обременительна. Она выходит на уровень межконтинентального соперничества или между странами - мировыми лидерами.

Идеи межрегионального научно-технического взаимодействия имеют практический смысл, если они будут подкреплены достаточно работоспособным в новых экономических условиях механизмом, т. е. совокупностью методов и форм организации, реализующих это взаимодействие.

Сейчас в регионах-субъектах Федерации Северо-Запада разработан ряд программ развития отдельных отраслей, имеются (и в них участвуют регионы) и общефедеральные научно-технические программы.

Существующие различия заставляют органы государственного управления и местные власти различного уровня искать дополнительные резервы для интенсификации процессов регионального экономического развития. Большое внимание уделяется при этом такому практически неисчерпаемому ресурсу, как научно-технический прогресс.

Первое, что полезно отметить, это многообразие преследуемых в этом случае экономических и политических целей. Любое государство заинтересовано в выравнивании

25

экономического положения входящих в него территорий, поскольку благодаря этому обеспечивается большая политическая стабильность. Государство переносит центр тяжести на оказание помощи в мобилизации внутренних резервов, т. е. уменьшается удельный вес прямой поддержки со стороны государства, возрастает значение косвенных методов регулирования. Тем самым наряду с экономическими достигаются и определённые политические цели, связанные, в частности, с осуществлением рядом промышленно развитых стран курса на децентрализацию управления и усиление экономической самостоятельности регионов. Но так же сохраняет свою роль прямая государственная поддержка самых отсталых в экономическом отношении регионов и территорий, не способных решить эти проблемы самостоятельно.

Нередко экономическое развитие отождествляется лишь с экономически ростом - увеличением производства продукции. Однако развитие включает в себя не только прирост продукции, но и снижение удельных затрат на нее, расширение разведанной природно-ресурсной базы, обновление основных фондов на базе НТП, повышение квалификации работников, рационализацию отраслевой структуры хозяйства и всего, что характеризует экономический потенциал региона. В каждом регионе можно различать две основные группы отраслей: регионообразующие и регионообслуживающие. Следует различать внешнюю и внутренние цели развития региона. Внешняя состоит в совершенствовании структуры отраслей специализации, обеспечении ее наибольшего соответствия благоприятным особенностям региона. К внутренним целям правомерно отнести сохранение и повышение качества и природной, и социальной среды (населения). Возрастание качества региональной среды обитания является не только конечной целью экономики, но и важнейшим условием развития последней, повышения ее роли в системе территориального разделения труда. Обеспечение регионального научно-технического развития - это не только экономическая, но и важная политическая задача, требующая серьезного вни-

мания со стороны федерального правительства и региональных (муниципальных) органов власти. Эта задача сегодня особенно актуальна для России в связи с децентрализацией всей системы государственного управления и повышением экономической самостоятельности регионов.

Активную роль в этом процессе могут сыграть научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения. Их часто не востребуемый в настоящее время научно-технический потенциал нуждается в конверсии, т. е. в переориентации на проблемы регионального развития. Научные коллективы и отдельные учёные найдут новые источники финансирования НИОКР, что важно в условиях сокращения реальных объемов ассигнований из государственного бюджета и накопления в регионах научно- технического потенциала.

В экономике выработан на практике ряд инструментов (мер), способствующих интенсификации процесса регионального научно-технического развития. Среди них: осуществление специальных целевых программ на общегосударственном, региональном и местном уровнях; прямые государственные субсидии и целевые ассигнования региональных (местных) органов власти; налоговые льготы, направленные на стимулирование регионального развития, формирование научных парков и региональных центров передовой технологии; создание инкубаторов малого бизнеса; привлечение венчурного капитала; совершенствование информационной, коммуникационной, финансовой инфраструктуры. Каждый регион подходит к решению задач регионального научно-технического развития с учётом своих особенностей, традиций и возможностей.

Среди множества используемых форм и методов интенсификации регионального научно-технического развития особое место занимает возникшая относительно недавно практическая деятельность по формированию так называемых научных (инновационных) парков. Хотя первые научные парки появились ещё в 50-х годах, резкое увеличение их численности приходится на 80-е годы.

Процесс формирования научных парков в разных странах имеет свои характерные особенности. Поэтому наряду с понятием «научный парк» возникли понятия «технологический парк», «исследовательский парк», «инновационный центр», «технополис». Хотя все они подразумевают их соз -дание вокруг какого-то ядра, например, университета, определенной зоны с особой инфраструктурой, обеспечивающей процесс передачи повой технологии в промышленность, каждый из терминов несет свою специфическую нагрузку.

Термин «научный парк» может употребляться как в широком, так и в узком смысле. В первом случае он относится к рассматриваемому явлению в целом. Во втором - речь идет о специально выделяемых относительно больших территориях, на которых размещаются наукоемкие компании с производством, основанным на научно-технических разработках университета или любого другого местного исследовательского центра. В отличие от научных центров исследовательские парки не предусматривают создания производственных мощностей, позволяющих наращивать производство за пределами технических прототипов. Инновационные центры ориентируются преимущественно на образование в регионе новых наукоемких предприятий, что характерно для России. У французов есть термин «техно-полюс», который объединяет научно-производственные центры различного типа в широком смысле.

Несмотря на отмеченные различия, для всех структур, именуемых научными парками, характерен ряд общих черт, позволяющий говорить об их особом характере. Это, во-первых, наличие университета или другого высшего учебного заведения, выполняющего роль ядра научного парка для генерации новых перспективных идей для коммерческого использования; подготовка специалистов, представляющих интерес для промышленных фирм или способных начать свое собственное дело; предоставление квалифицированных консультаций или проведение НИОКР по заказам заинтересованных компаний; существование инкубатора малого бизнеса, позволяющего избегать на первых порах больших материальных затрат, апробировать новые идеи ученых,

инженеров, начинающих предпринимателей и получить квалифицированную помощь в оценке их перспективности; наличие венчурных фирм или возможностей льготного финансирования; наличие всех необходимых экономических условий для успешной деятельности малого и среднего бизнеса, а в отдельных случаях и исследовательских подраз -делений крупных промышленных компаний, строительства или аренды зданий, лизинга оборудования, налаживания сотрудничества с университетом, получения местных налоговых льгот.

Во-вторых, выгодное географическое положение, близость к магистральным автомобильным, железнодорожным, воздушным трасам делает проживание в научном парке привлекательным.

Помимо перечисленных условий, важное значение для успешного формирования научного парка имеет заинтересованность в его деятельности и необходимая поддержка со стороны государства, местных органов власти и администрации соответствующего университета. В целом научные парки стали в настоящее время во всем цивилизованном мире проводниками политики регионального научно-технического развития, инкубаторами малого наукоемкого бизнеса. Обязательным структурным элементом почти каждого научного парка является инкубатор малого инновационного бизнеса. Главная задача инкубатора - оказание комплекса необходимых услуг начинающим предпринимателям, только приступающим к созданию собственного дела.

Инкубатор дает возможность существенно снизить финансовые издержки и затраты времени начинающего предпринимателя за счет предоставления в аренду на определенный срок (обычно не более двух лет, в среднем около года) рабочего помещения, необходимого оборудования, а самое главное широкого спектра высококвалифицированной консультативной и информативной помощи по всем аспектам предпринимательской деятельности. При этом плата за оказываемые услуги, включая договор об аренде с помещения принадлежащим инкубатору оборудованием и сервисное обслуживание, является вполне умеренной за счет участия в финансировании и иных формах обеспечения

деятельности инкубатора государства, местных органов власти, заинтересованных крупных промышленных компаний, университетов и филантропических фондов.

Государство и местные органы власти равно заинтересованы в развитии инкубаторов в силу того, что последние способствуют созданию новых рабочих мест и, что ещё более важно, являются, по существу каталитическими центрами научно-технического прогресса в регионе. Через них находят дорогу к рынку многие оригинальные идеи и решения, возникающие у изобретателей, ученых, преподавателей университетов, служащих и даже безработных, т. е. тех людей, которые не имеют, как правило, других реальных возможностей начать свое дело.

Не меньший интерес к созданию инкубаторов проявляют местные учебные заведения и, прежде всего, университеты, связанные с конкретными научными парками. Кроме того что инкубатор нередко служит полигоном для проверки коммерческой значимости прямых или попутных результатов исследований и разработок сотрудников, студентов и аспирантов, здесь делают свои первые шаги в бизнесе и некоторые выпускники университетов. Тем самым у них отпадает необходимость переезда в поисках работы в другие регионы или даже страны.

В России приобрела правовой статус, который подкреплен Федеральным законом, вступившим в силу в апреле 1999 г., такая форма территориальной организации, как наукограды. По определению А. Г., Гранберга «Наукоград - это муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом. Такой комплекс объединяет организации, ведущие научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники». Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием для разработки и утверждения федеральной целевой программы его развития, что влечет за собой осуществление государственной поддержки наукограда.

Характеризуя инновационную деятельность как системный вид деятельности, М. С. Аминов подчеркивает следующее: «Инновационная деятельность, являясь системным видом деятельности, имеет многогранный, многоплановый характер, воплощая в себе единство технологических, организационных и социальных нововведений, в ходе реализации которых формируется новая модель развития, преобразования и использования общественных, природных и экономических ресурсов, конечной целью которой является ускорение повышения благосостояния населения региона и страны». В развитии инновационных процессов в регионе важное значение имеет рациональное сочетание реализации в регионе оперативных инноваций, которые должны решать текущие задачи, задачи самой ближайшей перспективы и проекты нововведений, внедрение которых обеспечит решающие конкурентные преимущества в перспективе. В настоящее время в регионах нет отлаженной инновационной инфраструктуры. Поэтому ее создание -важнейшая проблема для региона. Разработка инновационной инфраструктуры в целом как единого распределенного по регионам и отраслям механизма научно-технических нововведений возможна в виде инновационно-технологических центров, целью существования которых является создание научно-технической базы инновационной инфраструктуры.

Важнейшая проблема развития инновационной деятельности в регионе - решение научно-методических и организационных вопросов, связанных с разработкой, созданием и освоением автоматизированных интегрированных проектно-производственных систем, объединяющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, процессы технологической подготовки и планирования производства, создания инновационной продукции.

Стратегическим направлением структурных преобразований экономики регионов и дальнейшего развития региональной инновационной деятельности должно стать создание региональной системы автоматизированных производств, в которой должны быть объединены интегриро-

31

ванные проектно-производственные системы различного технологического назначения. В такой суперинтегрирован-ной проектно-производственной системе должны быть также автоматизированы в сквозной цепи три основных этапа, характерных для создания новой наукоемкой системы: проектирование новой наукоемкой или инновационной системы; изготовление и комплектация головного образца новой наукоемкой системы; пусконаладочные работы и испытание новой наукоемкой системы. Такой подход будет способствовать развитию отечественной научной и инновационной деятельности, промышленного потенциала и образования, быстрому преодолению кризисных явлений на предприятиях промышленного комплекса региона, развитию и достижению максимального социально-экономического эффекта в регионе. Инновационная практика, т. е. производство наукоемких, инновационных услуг и продукции, требует оборотного капитала. Получить его (например, кредит) без специальных мер поддержки в нынешних условиях невозможно. Эффективным механизмом реализации инновационных проектов и создания инновационной инфраструктуры в регионе является наличие единого механизма управления инновационными и инвестиционными функциями. Заинтересованность исполнителей во всех этапах единого инновационно-инвестиционного цикла достигается при ориентации этих исполнителей на конечный результат.

Этому может способствовать создание в регионах инновационно-инвестиционных центров. Сосредоточение инновационных и инвестиционных функций в одном центре и осуществление этим же центром инжиниринговых техноло -гий по созданию и реализации инновационной продукции может обеспечить ей последующую конкурентоспособность. Важной приоритетной проблемой, которую необходимо решить на региональном уровне, является создание регионального информационного банка данных и знаний инноватики, который должен содержать в себе также много -плановую, комплексную информационную модель территорий региона. Более того, конкурентоспособное состояние регионов с помощью развития инновационной деятельности

32

не может быть перспективным без разработки, ведения и постоянного совершенствования информационной модели территорий, моделей их развития, основанных на использовании современных информационных технологий. Уровень информационного обеспечения инновационной деятельности в регионе в значительной мере зависит от непрерывного социально-экономического мониторинга региона, который охватывает наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки в регионе, с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на ее улучшение. Мониторинг как инновационных процессов, так и более общих процессов структурных преобразований экономики в регионе нацеливает регионы на эффективное управление этими процессами.

Составной частью информационного обеспечения является инновационный маркетинг, представляющий собой комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации инновационной продукции предприятия и региона, а именно: изучением потребителя и исследованием мотивов его поведения на рынке; исследованием инновационного продукта и каналов его реализации; изучением конкурентов и определением конкурен -тоспособности их инновационного продукта; маркетинга инновационной продукции предприятий региона.

При реализации высокотехнологичных инновационных проектов, в разработке и внедрении инновационной инфраструктуры постоянно будет расти роль высококвалифицированного специалиста в инновационном процессе, повышения уровня творческого участия высокоинтеллектуальных людей в производственном процессе. Отсюда следует, что подготовка кадров, способных эффективно руководить, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, является важнейшей региональной и федеральной проблемой. Объективная потребность инновационного развития обуславливает наличие новой концепции подготовки кадров.

Важной региональной проблемой, требующей своего решения, является создание эффективного механизма управления практической реализацией в регионе сложных инновационных проектов.

Для успешной реализации в регионе инновационной деятельности и создания эффективной региональной инновационной инфраструктуры должна быть создана стройная государственная система управления инновационной деятельностью, под которой понимается совокупность органов федерального и регионального управления, оказывающих согласованное воздействие на субъекты инновационной деятельности в регионе. Необходимость финансовой поддержки науки, активизации инновационной деятельности с целью повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, переход на новые формы решения экономических, экологических и социальных проблем региона стимулирует региональные органы управления вырабатывать ответственную политику по отношению к управлению и развитию инновационной деятельности в регионе, активизировать взаимодействие региональных органов управления с федеральными по данному вопросу. У органов управления регионов должна быть четкая инновационная политика, которую следует понимать, на наш взгляд, как совокупность установленных целей и приоритетов развития инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления. Реализация региональной инновационной политики должна быть направлена на повышение вклада научной и инновационной деятельности в научно-технический прогресс страны, в экономику региона, улучшение качества жизни его населения.

Для успешного решения проблем региональной инновационной политики должен быть выполнен ряд научных и организационно-технических мероприятий: разработка концепции развития инновационных деятельности и инфраструктуры в регионе, которая представляют собой стратегию развития инновационной сферы с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения; раз-

34

работка программ инновационного развития региона, документа, увязывающего по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития региона; включение основных положений программы научно-технического развития региона в программу социально-экономического развития региона; эффективная деятельность органов местного управления в реализации и сопровождении программы инновационного развития; осуществление организационного и информационного обеспечения; кадровое обеспечение; социально-психологическое обеспечение (обеспечение готовности субъектов местного управления и инновационной деятельности к восприятию и участию в работе по переводу научно-инновационного потенциала региона на новый уровень развития). Развитие научно-инновационного потенциала региона как подсистемы научно-инновационного потенциала страны и как подсистемы социально-экономического потенциала региона должно наполнять специальным содержанием функции управления ею со стороны административного руководства региона. Управление ею как подсистемой научно-инновационного потенциала страны требует взаимодействия федеральных и региональных органов управления, т. е. подготовки и осуществления согласованных между ними действий по развитию инновационной деятельности в регионе. Объективная основа такого взаимодействия - существование в регионе направлений и организационных форм научной и инновационной деятельности, в развитии которых заинтересовано государство. Главной формой такого взаимодействия должны стать научно-технические программы: государственные, финансируемые из федерального бюджета, когда приоритетные народнохозяйственные научно-технические проблемы решаются на базе научно-технического потенциала региона, и региональные с долевым финансированием государства и региона. Суть такого взаимодействия заключается в привлечении научно-технического потенциала региона к выполнению федеральных программ, долевое финансирование инновационных проектов регионального статуса, формирование благоприятного инновационного климата в регионе.

35

Как известно, экономика Северо-Запада России базируется на высококвалифицированном труде; сложном и точном машино- и приборостроении, металлообработке, судостроении, цветной и черной металлургии, целлюлозно-бумажном производстве и деревообработке, химической, нефте-, газо- и топливодобывающей промышленности, электроэнергетике Достаточно развито производство товаров народного потребления и электроники. В сельском хозяйстве преобладают молочное животноводство, производство птицы, свиноводство овоще- и льноводство, картофелеводство. На Северо-Западе сконцентрирован мощный научно-исследовательский потенциал страны, существует широкая сеть высших и средних учебных заведений, центров по переподготовке специалистов.

Северо-западный экономический регион России сегодня производит 20 % товарной железной руды, 18 % готового проката черных металлов, 15 %о стали, 17 % серной кислоты, большой объем продуктов нефте- и газопереработки. Здесь заготавливается более четверти объема производимой в стране древесины, выпускается 56 % всей газетной бумаги. Регион обеспечивает около 20 % улова рыбы и добычи других морепродуктов. Около 30 % производимой промышленной продукции экспортируется более чем в 58 стран мира. Регион за счет своего географического положения, запасов природных ресурсов, экономического уровня имеет значительный потенциал развития. В настоящее время через регион проходит более 32 % импортных и 25 % всех экспортных перевозок России. Изменения, произошедшие после распада СССР, вызвали необходимость дальнейшего развития транспортных сетей, строительства новых портовых сооружений на Балтийском море, в Петербурге Калининграде, Выборге, а также в Мурманске и Архангельске.

Для содействия процессу интеграции Северо-западного региона России и Западной Европы разработан ряд структурных программ регионального значения в рамках проекта «Балтийская инициатива». В основу программ легли проекты и предложения, многие из которых реализуются совме-

36

стно с партнерами из европейских государств. Сегодня Балтийский регион является местом сотрудничества России и стран Европейского Союза. Перспективы развития экономики Северо-западного региона будут связаны, по мнению аналитиков Министерства экономики РФ, с более полным использованием возможностей имеющегося производственного и научно-технического потенциала, развитой инфраструктуры, выгодного транспортно-географического положения выхода на западно-европейские морские порты.

Список литературы

1. Анискин Ю. Инновационное развитие на основе организационного потенциала компании // Проблемы теории и практики управ -ления. - 2006. - № 7. - С. 73-83.

2. Бромберг Г. В. Научно-техническое развитие: стратегия управления. - М., 2004.

3. Дагаев А. Государственные гарантии для малого инновационного бизнеса // Проблемы теории и практики управления. - 2006. -№ 2. - С. 81-88.

4. Кузык Б. Н., Яковец Ю. А. Россия - 2050: стратегии инновационного прорыва. - М.: Экономика, 2004.

5. Фостер Л. Нанотехнологии. Наука, инновации и возможности. -Техносфера, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.