Научная статья на тему 'Региональные условия развития практики социально-педагогического обеспечения детей в 20-е годы XX века в Вологодской губернии'

Региональные условия развития практики социально-педагогического обеспечения детей в 20-е годы XX века в Вологодской губернии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN'S HOMES / SOCIO-EDUCATIONAL SUPPORT / ASYLUM / HOMELESS CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Ольга Михайловна, Пундяков Александр Сергеевич

В статье рассматриваются региональные условия развития практики социально-педагогического обеспечения детей в 20-е 30-е годы 20 века в Вологодской губернии. Приводятся региональные документы, анализируется опыт осуществления социально-педагогического обеспечения, в различных учреждениях, вопросы подготовки кадров для учреждений, осуществлявших социально-педагогическое обеспечение беспризорных и сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилова Ольга Михайловна, Пундяков Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные условия развития практики социально-педагогического обеспечения детей в 20-е годы XX века в Вологодской губернии»

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

УДК 37 Ш 59

О. М. ШИЛОВА, А. С. ПУНДЯКОВ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В 20-Е ГОДЫ XX ВЕКА В ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ

В статье рассматриваются региональные условия развития практики социально-педагогического обеспечения детей в 20-е — 30-е годы 20 века в Вологодской губернии. Приводятся региональные документы, анализируется опыт осуществления социально-педагогического обеспечения, в различных учреждениях, вопросы подготовки кадров для учреждений, осуществлявших социально-педагогическое обеспечение беспризорных и сирот.

В последнее время в нашей стране в силу многих причин возросло число детей, оставшихся без попечения родителей, усилилась социальная дезадаптация детей и подростков, увеличились масштабы социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности. В связи с необходимостью решения данной проблемы в настоящее время возрос и интерес к различным вопросам со-циально-педагогического обеспечения детей, анализу практического опыта решения проблемы.

В этой связи предоставляется актуальным изучение регионального исторического опыта осуществления социально-педагогического обеспечения детей. В данной статье рассматриваются некоторые вопросы социально-педагогического обеспечения детей на Вологодчине в 20-30-е годы.

В 1920 годы на Вологодчине происходит резкий скачок детской преступности. Это побуждает Губернский Отдел Народного Просвещения к принятию радикальных мер. А именно, организацию особых приемных и распределительных пунктов-приютов и изоляторов, так как до революции дети-сироты находились в домах приютах, которые содержались на деньги купечества, было распространенно усыновление, большое количество детей воспитывалось в церквях и учебных заведениях при них, после Октябрьской революции дети попросту остались на улице. Количество

беспризорных детей и детей-сирот резко возрастает после Октябрьской революции и гражданской войны и последовавшей вслед за ней разрухи.

15 мая 1920 г. поступает докладная записка в президиум ГубИсполКома Вологды. Согласно записке в области происходит постоянный рост детской преступности и детской проституции.(7)

Следствием этого явилось постановление,(7) принятое на совещании отделов труда, здравоохранения и уголовного розыска, которое гласило:

1. Выявить и изолировать от общества детей, которые не могут быть исправлены и вносят в окружающую среду разложение, изолировать их от общества путем организации в Вологде детского дома, который должен находиться под юстицией ГубОтдела.

2. Открыть приемник-изолятор для прибывших в город бездомных детей.

3. Немедленно открыть в городе Вологде распределительно-наблюдательный дом.

4. Открыть профтехшколы для подготовки рабочих из среды беспризорных подростков.

5. Запретить детям заниматься торговлей на рынке, чисткой сапог и т.д.

6. Создать учреждения первичного содержания детей - приемники и ночлежки, в которых подопечные бы находились от нескольких недель до нескольких месяцев и получали первичную

© О.М. Шилова, А.С. Пундяков, 2009

259

помощь с дальнейшим переводом в стационары для постоянного пребывания. Срок пребывания в приемнике был обусловлен главным образом временем поисков подходящего детского дома. Выбранный детский дом должен был согласиться на прием нового воспитанника.

Эти обязанности возложили на Подотдел охраны детства и Вологодский ГубОтдел Соцобес-печения.

Детские дома того времени должны были стать основным местом постоянного пребывания и воспитания беспризорных детей и подростков.

По решению Наркомпроса к детским домам должны были относиться следующие учреждения:

- дошкольные и школьные детские дома;

- смешанные (разновозрастные) детские дома;

- подростковые дома (они же трудовые коммуны);

- пионерские детские дома, в которых все воспитанники были пионерами;

- детские городки (куда входили собственно детский дом, школа и детский клуб, находившиеся под единым управлением) [8].

Основной задачей данных учреждений было сохранение жизни и здоровья воспитанников, их воспитание, обучение, подготовка к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

На 1920 год при отделе Соцобеспечения Вологодской губернии существует и функционирует сеть следующих социально-педагогических учреждений для детей: [3]:

- 5 приютов, общей численностью 331 чел;

- школа для глухонемых —10 чел.;

- Дом охраны материнства и младенчества— 25 чел.;

- 1 дом для ясель - 30 чел.;

- 1 дом для приюта - 34 чел.;

- воспитательный дом — 61 чел.;

- детская колония в 6 км от Вологды -120 чел.

Наглядная картина о положении дел в 1920 г.

была отражена на Заседании Вологодского Губ-НарПроса, состоявшегося 1 сентября 1920 года [1]. На нем говорилось, что на момент перехода детских домов в ведение Отдела просвещения их состояние было ужасное. На примере детского дома №2 г. Вологды была обрисована наглядная картина, характерная для большинства детских учреждений Вологодской губернии того времени, да и для большинства детских учрежде-

ний. Дети болеют чесоткой, курят; отсутствует элементарный врачебный и педагогический надзор над детьми; нет посуды, инвентаря, продовольствия; дети моются в уборной, так как бани чаще всего заняты военными.

Что же касается детей с ограниченными возможностями, то новая политика государства затронула и их. Вологодский Губернский съезд посчитал необходимым изолировать таких детей и решил сделать следующее:

1. Организовать специальные школы для детей с ограниченными возможностями с целью выработать из них полезных и самостоятельных членов общества;

2. В основе воспитания должен быть положен метод индивидуализации и рационализации групп детей соответственно их характеру, умениям, способностям и интересам [3].

21 декабря 1920 г. состоялось заседание секций работников Соцвоса детских домов школьного Подотдела. На нем обсуждался переход детских приютов в ведение отделов народного образования. В том же 1920 году губернской комиссией по делам несовершеннолетних было принято решение открыть в Вологде детский приемник-распределитель. В то время он назывался распределительно-наблюдательным домом, в нем дети находились три дня до выяснения их дальнейшего распределения.

В начале 1921 г. на Вологодчине подотделом охраны детства НарКомПросса создается циркуляр о создании уездных комиссий по делам несовершеннолетних, секций правовой охраны несовершеннолетних [5]. Эти комиссии были крайне необходимы в то время, ведь в большинстве учреждений, где находились беспризорники, не было и намека на их перевоспитание. Согласно архивным материалам в таких учреждениях эксплуатировался детский труд, проживали люди, не имеющие отношения к детским учреждениям, существовала полная антисанитария. Люди, назначенные на должность директоров детских учреждений, не занимались их воспитанием. Все это было обусловлено низким уровнем образования директоров. Для выявления таких руководителей и были сформированы вышеуказанные комиссии. Причем, сразу же после начала функционирования комиссий, огромное количество руководящего персонала было уволено, а против некоторых возбуждены уголовные дела.

В 1921 году начинается публикация перепис-

260

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

Региональные условия развития практики социально-педагогического обеспечения детей..

ки детских домов Вологодчины с губернскими организациями в газете «Красный север» [6]. Это один из немногих положительных моментов в деле социально-педагогического обеспечения детей того времени. Из этой переписки можно было проследить за развитием дел в детских домах: как отдельные дома и их коллективы решают многочисленные проблемы организационного и педагогического характера. Детские дома всей области, благодаря этой переписке, перенимали и накапливали положительный опыт своих соседей.

В 1923 г., впервые, на Московской конференции народного образования от Вологодской губернии прозвучал доклад о положении дел в детдомах Вологодского, Вельского, Грязовецкого и Каргопольского уездных отделов. Доклад затронул и задачу о социально-правовой охране матери и осветил работу по переподготовке персонала в Вологодской губернии.

Изучая материалы архивов можно сказать, что если в первые годы Советской власти ряды беспризорных пополнялись за счет сирот, родители которых погибли во время империалистической и гражданской войн, а также в результате разорения крестьянских хозяйств из-за неурожаев 1920-1921 годов, то, начиная с 1923-1924 годов, главным источником беспризорности становится безработица. Она особенно тяжело отразилась на подростках Вологодской губернии, как правило, не имевших профессиональной подготовки.

На то время существовало несколько путей решения этой сложнейшей задачи:

— бронь для юношества на предприятиях;

-устройство в школы фабзавуча и другие

спецшколы;

- организация трудовых коммун для беспризорных.

К1924 году особое внимание стало уделяться патронату, т.е. добровольному опекунству обеспеченных семей над сиротами, что явилось огромным плюсом в деле социально-педагогического обеспечения.

Одной из основных обязанностей отделов народного образования в области охраны детства к 1930 г. стояло устройство детей без попечения родителей, контроль за их жизнью и охране их прав. К этой работе привлекались общественные инспектора из числа лучших учителей, работающих в детских домах.

На курсах инспекторов знакомили с законодательством в области охраны прав детей, а так

же для них организовывались семинары по повышению квалификации и два раза в месяц индивидуальные консультации по основным вопросам работы. К отбору самих инспекторов подходили с особой тщательностью.

На курсах изучались следующие направления работы:

1. Основные задачи и мероприятия по охране прав детей.

2. Порядок оформления документов.

3. Проведение контрольного обследования семей, принявших детей на опекунство.

4. Изучение законодательств о личностных и имущественных правах детей.

5. Роль семьи в воспитательной деятельности.

6. Содержание и методы работы в различных учреждениях.

7. Привлечение общественности к участию в работе.

Для проведения семинаров привлекали лучших учителей, местных работников суда, прокуратуры и медицинских учреждений для консультаций по правовым медицинским и другим вопросам. В качестве учебных пособий использовались:

- справочник по вопросам охраны детства;

- инструкция о патронировании, опеки и усыновления детей оставшихся без родителей.

Также создавались районные собрания один раз в три месяца. На них слушались доклады о проделанной работе, обсуждались основные вопросы, касающиеся охраны детей. Лучший опыт работы освещался в печати.

Из вышесказанного следует, что развитие социально-педагогического обеспечения на Вологодчине протекало в одном направлении с решением данных вопросов в России в этой области. Во всей стране все инновации внедрялись немедленно, но с учётом региональных особенностей. Большая территория Вологодской губернии также требовала учёта особенностей отдельных районов губернии.

С 1920 по 1930 годы на Вологодчине отмечается рост учреждений социально-педагогического обеспечения детей.

Квалифицированных кадров не хватало, поэтому первостепенной задачей стояло - отвлечь детей с улицы, и именно эта мера была основной в деле улучшения жизни детей, оставшихся без попечения родителей, и беспризорников.

В 20-е годы отделы Народного образования

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2009

261

Вологодской губернии не могли в короткий срок, как предполагалось, отладить механизм работы всех звеньев социально-педагогического обеспечения детей в Вологодской губернии. Следствием чего, положение дел в этой области долгое время оставались неудовлетворительным. На руководящие должности в этой области назначали людей далеких от педагогики и воспитания.

Архивные материалы областного архива Во-

логодской области.

1. 119 фонд 111,опись 2

2. 120 фон д 111, опись64

3. 121 фонд 111,опись 2559

4. 122 фонд 111,опись 49

5. 123 фонд 111,опись 80

6. 124 фонд 111 .опись 24

7. 125 фонд 111,опись 67

8. 126 фонд 111,опись 59

УДК 377 Д 465 Т.Н. ДИМОВА

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР В ПЕРИОД 1958-1984 ГОДОВ (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье обозначены цели теоретического обучения, перечислены его основные принципы, сформулированные в период 1958-1984 гг., подчеркнуты особенности содержания, форм, методов и средств, а также указано назначение опыта организации теоретического обучения в тот период для современной системы образования.

Процессы преобразования, модернизации, происходящие в современном профессиональном образовании вообще и в начальном профессиональном образовании в частности, актуализируют изучение истории профессионального образования, так как именно всесторонний анализ историко-педагогического опыта прошлого обеспечивает поиск оптимальных, научно обоснованных вариантов реформы образования, позволяет не только выстраивать стратегию профессионального образования в настоящем, но и спрогнозировать ее на будущее.

Системное изучение и творческая переработка богатого историко-педагогического наследия, накопленного за время существования начального профессионального образования в России, позволит решить современные проблемы подготовки молодых квалифицированных рабочих, так как в прогрессивном опыте прошлого накоплены теоретические подходы, формы, методы, организационные принципы, которые могут быть востребованы сегодня и завтра.

Исходя их этих позиций мы обратились к периоду 1958-1984 гг. развития профессионально-технического образования в Нижегородской (тогда еще Горьковской) области, так как опыт, накопленный в этот период развития системы профтехобразования в одном из ведущих промышленных регионов страны может быть применен в сегодняшней и завтрашней практической деятельности учреждений начального профессионального образования.

Процесс обучения в учебных заведениях начального профессионального образования делится на относительно автономные, но взаимосвязанные части: теоретическое обучение, призванное сформировать у учащихся систему знаний, и производственное (практическое) обучение. Целью нашей работы является анализ целей, принципов, содержания, форм, методов и средств теоретического обучения в системе профессионально-технического образования в Нижегородской области в период 1958-1984 гг.

Теоретическое обучение в учреждениях на-

262

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

© Т.Н. Димова, 2009

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.