Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ, УСЛОВИЯ И ЭТАПЫ ИХ СОЗДАНИЯ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ, УСЛОВИЯ И ЭТАПЫ ИХ СОЗДАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
22
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кластер / регион / туризм / компания / этапы / условия / формирования / эффективность / экономика / cluster / region / tourism / company / stages / conditions / formations / efficiency / economics

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — А.В. Бабосюк

В данной статье отмечено, что формирование региональной туристической кластерной организации на научной основе внесет значительный вклад в создание конкурентоспособных туристических отраслей, организацию экономически устойчивого развития, повышение эффективности компаний. В целях создания функционального туристского кластера, прежде всего, исходя из базовых условий региона, разработано краткое обоснование, включающее шесть этапов, начиная от определения границ кластера и заканчивая основными направлениями его деятельности. стратегическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — А.В. Бабосюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL TOURIST CLUSTERS, CONDITIONS AND STAGES OF THEIR CREATION

This article notes that the formation of a regional tourism cluster organization on a scientific basis will make a significant contribution to the creation of competitive tourism industries, the organization of economically sustainable development, and increasing the efficiency of companies. In order to create a functional tourism cluster, first of all, based on the basic conditions of the region, a brief rationale has been developed, including six stages, starting from defining the boundaries of the cluster and ending with the main directions of its activities. strategic development.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ, УСЛОВИЯ И ЭТАПЫ ИХ СОЗДАНИЯ»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ, УСЛОВИЯ И ЭТАПЫ ИХ

СОЗДАНИЯ

А.В. Бабосюк, канд. экон. наук, докторант

Кыргызский научно-исследовательский университет им. М. Рыскулбекова (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-2-9-12

Аннотация. В данной статье отмечено, что формирование региональной туристической кластерной организации на научной основе внесет значительный вклад в создание конкурентоспособных туристических отраслей, организацию экономически устойчивого развития, повышение эффективности компаний. В целях создания функционального туристского кластера, прежде всего, исходя из базовых условий региона, разработано краткое обоснование, включающее шесть этапов, начиная от определения границ кластера и заканчивая основными направлениями его деятельности. стратегическое развитие.

Ключевые слова: кластер, регион, туризм, компания, этапы, условия , формирования, эффективность, экономика.

Как известно, конкурентоспособность того или иного туристского региона на международном уровне и удобство привлечения инвесторов во многом зависят, главное, от того, насколько эффективно организованы производительные силы его экономического пространства, насколько приемлемы формы организации региональных и сетевых объектов, используемые на уровне. С этой точки зрения наиболее правильно принять создание кластеров как современную, прогрессивную и эффективную форму организации экономического развития на региональном уровне.

Кластерный метод действительно отличается своей способностью коренным образом повышать качество региональной туристической отрасли в ее рамках. Согласно по исследованию А.Ю. Александровой [1], кластеры в настоящее время приобретают все большее значение в развитии туристической отрасли как один из приемлемых способов привлечения туристов из разных стран и повышения жесткой конкуренции на туристическом рынке. По ее мнению, систему взаимосвязанных предприятий, учреждений и организаций в сфере отдыха и путешествий населения, формирующуюся в экономических зонах, можно обозначить как начальную форма-

цию регионального туристского кластера на пути к развитию.

для успешного формирования и эффективного развития регионального туристского кластера необходимы следующие условия:

- наличие основного потенциала поддерживающих интерес к доминанте;

- разработка и реализация программ поддержки участников - инициаторов и строителей кластера);

- разработка и внедрение инноваций в процесс коммуникации между всеми участниками туристского кластера, с включая местное население и органы власти;

- адаптация образовательных программ в регионе в соответствии с потребностями всех участников кластера [2].

Наличие вышеперечисленных четырех условий, являющихся основой формирования туристского кластера в определенном регионе страны, в свою очередь, по нашему мнению, включает в себя шесть этапов, связанных с формированием кластера.

Первый этап. Определение границ регионального туристского кластера. Географические масштабы туристского кластера могут варьироваться от одного региона до страны [3].

Масштабы географического распределения кластера могут различаться, охватывая отдельный город, регион, страну, или даже несколько соседних стран. В контексте Беларуси региональный туристический кластер не должен превышать 150 км [4]. Границы туристического кластера в Республике Алтай практически идентичны его административной территории [5].

Определение границ региональных туристических кластеров предполагает проведение комплексного научного исследования территории, предназначенной для развития туризма. После этого осуществляется тщательный анализ результатов, полученных от экспертной группы, а также учитывается мнение туристов, отдыхающих и местного населения.

Важно подчеркнуть, что границы регионального туристического кластера не всегда четко установлены. Некоторые исследования указывают, что в один кластер может входить несколько зон, и наоборот, одна зона может объединять несколько кластеров. Также возможно формирование сложного, независимо структурированного кластера.

Второй этап. Изучение условий формирования кластера регионального туристского кластера. В данном этапе цель формирования регионального туристского кластера, его соответствие современным требованиям, рассматриваемая территория, природно-рекреационный, экологический, культурно-этнографический, исторический, социальный, экономический потенциал, а также конкурентоспособность изучается туристический комплекс.

Учитываются используемые в регионе туристские объекты (красивые места природы, памятники старины, археологические находки, памятники, относящиеся к архитектуре и искусству и др.), а также творческие коллективы, традиции, национальные праздники, связанные с бессмертным наследием. промыслы, национальные игры будут подробно описаны.

Третий этап. Определение начала работ по созданию регионального туристского кластера. Этот раздел отличается тем, что в нем задаются будущие

контуры формирования и развития регионального туристского кластера. В первую очередь проводится SWOT-анализ рассматриваемой области, определяются сильные и слабые стороны области, а также выясняются потенциальные возможности и вытекающая из этого безопасность.

Сбор и обследование материалов об основных субъектах, которые войдут в состав регионального туристского кластера, с целью точного определения предшествующих различных связей и реальности взаимодействия участников рассматриваемого кластера.

Разработка концепции создания тематического туристского продукта в соответствии с требованиями новых рыночных условий, а также определение наименования кластера, цели его создания, задач и мероприятий, связанных с ним, требует много времени и комплексное научное исследование. После проведения такого анализа можно будет определить этапы развития регионального туристского кластера для создания туристского продукта в соответствии с современными требованиями.

Четвертый этап. Проведение кластеризации и составление карты регионального туристического кластера. В первую очередь разрабатывается функциональная кластерная модель направлений деятельности, затем делаются соответствующие выводы по вопросам, вытекающим из структурных элементов кластера, анализируется сетевое взаимодействие на базе всех хозяйствующих субъектов, входящих в администрацию региона, и практические принимаются меры.

Анализируется сетевое взаимодействие между участниками кластера, рассматриваются проблемы сотрудничества и конкуренции между всеми участниками регионального туристского кластера. После этого будет подробно рассмотрен аспект конкурентоспособности, который создается в рамках кластера, и будет сделан соответствующий вывод.

В результате вышеперечисленных мероприятий будет подготовлена рабочая карта регионального туристского кластера, и будут полностью представлены все хо-

зяйствующие субъекты, входящие в состав кластера и расположенные в пределах данного региона.

Пятый этап. Регламент

организационных условий формирования регионального туристского кластера. В целях полной передачи координационных функций общественному совету, четкого определения направлений государственно-частного совместного предпринимательства, в целях создания проекта структуры институционализации и регулирования туристского кластера подробно рассмотреть следующее и сделать соответствующие выводы:

- рассмотреть пути разработки и реализации стратегии формируемого туристского кластера, определить актуальные сегменты туристского рынка;

- разработка мероприятий по освоению и эффективному использованию турист-ско-ресурсного потенциала региона, создание бизнес-плана повышения квалификации специалистов;

- проведение рекламных мероприятий, связанных с формированием нового туристского продукта и созданием рабочей атмосферы между рабочей группой и экспертами, формирующими кластер;

- усилить деятельность по формированию соответствующего инфраструктурного комплекса на международном уровне для широкого распространения нового ту-

Шестой этап. Разработка основного направления стратегии развития регионального туристского кластера. В этом этапе кластера определяется по результатам проведенных мероприятий по определению направления текущего и перспективного потенциала кластера, уточнению уровня устойчивости постоянной конкурентоспособности в сервисных услугах, улучшению делового климата в перспективных кластерах, а также улучшить активизацию местных и особенно иностранных инвестиций.

Стратегия развития туристского кластера на долгосрочную перспективу, в свою очередь, тесно связано с повышением уровня туристских услуг, проведением эффективных и действенных мероприятий, осуществлением развития инфраструктуры в регионе, сохранением и улучшением окружающей среды и решением других задач. Для реализации стратегии регионального туристского кластера выполнить ряд необходимых условий.

Подводя итог, следует отметить, что создание кластеров на определенной территории не только снизит конкуренцию внутри отрасли, но также способствует улучшению качества жизни. Это включает в себя развитие технической инфраструктуры, коммуникационных и информационных систем, а также переход на новый этап в развитии территориального маркетинга.

ристского продукта.

Библиографический список

1. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2007. - №1.

2. Васильева М.В. Туристские кластеры: условия формирования и этапы развития // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2012. - №4 (14).

3. Тарасова О.Ю. Факторы и детерминанты формирования предпринимательской среды туристского бизнеса // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. -Вып. 2 (018). - С. 96-103.

4. Вертинская Т.С., Клицунова В.А. Методология создания региональных туристических кластеров в Беларуси. - Минск, 2014.

5. Кучинова Э.С. Туристский кластер как фактор создания конкурентных преимуществ региона на рынке туристических услуг (на примере Республики Алтай) // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2010. - №340.

REGIONAL TOURIST CLUSTERS, CONDITIONS AND STAGES OF THEIR

CREATION

A.V. Babosyuk, Candidate of Economic Sciences, Doctoral Student Kyrgyz Scientific Research University named after M. Ryskulbekov (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. This article notes that the formation of a regional tourism cluster organization on a scientific basis will make a significant contribution to the creation of competitive tourism industries, the organization of economically sustainable development, and increasing the efficiency of companies. In order to create a functional tourism cluster, first of all, based on the basic conditions of the region, a brief rationale has been developed, including six stages, starting from defining the boundaries of the cluster and ending with the main directions of its activities. strategic development.

Keywords: cluster, region, tourism, company, stages, conditions, formations, efficiency, economics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.