Djurayeva N. G. Regional Projects in the System of Management with Investitive Pesiurces
ББК 65.263-21 Н.Г. ДЖУРАЕВА
УДК 33М11
Д42
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ
Инвестиционные проекты, воплощаемые в различных отраслях региональной экономики, составляют один из важных элементов в системе управления инвестиционными ресурсами.
В настоящее время инвестиционное проектирование выступает основным средством реализации инвестиционной политики региона. Под «проектом» понимается комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели. Разработка инвестиционного проекта предполагает обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, а также описание практических действий по их осуществлению [4, с.328].
Проект (от англ. project) - это то, что задумывается или планируется. Существует ряд определений термина «проект», каждое из которых имеет право на существование в зависимости от конкретной задачи, стоящей перед хозяйствующим субъектом [2, с. 241].
Результаты анализа жизнеспособности инвестиционного проекта независимо от отрасли или сферы региональной экономики необходимы для корректировки затрат времени и денежных средств. Для этого необходимо определить назначение регионального объекта, имеющего экономическое или социальное значение для развития территории, и учитывать влияние различных факторов на инвестиционную привлекательность проекта.
Основным моментом прединвестиционного этапа при выборе объекта региона является то, что необходимо определить, какое назначение имеет данный объект в региональной экономике. Возможно, он останется прежним, а может быть, его необходимо изменить в связи с влиянием показателей привлекательности.
Создание новых и развитие имеющихся региональных объектов представляет собой актуальную проблему организации и функционирования современной региональной социально-экономической системы. Но, вместе с тем, необходимо учитывать, что создание объектов на основе вложений требует решения ряда важных вопросов, среди которых первоочередным является оптимальное размещение новых объектов на территории региона с учетом их особенностей.
С точки зрения бизнеса основной задачей является достижение экономической эффективности регионального инвестиционного проекта, т.е. анализ эффективности вложенных в создание объекта и его эксплуатацию реальных инвестиций.
- 145 -
Джураева Н.Г. Региональные проекты в системе управления инвестиционными ресурсами
Значение определения показателей экономической эффективности регионального инвестиционного проекта повышается при использовании в их разработке методики выбора инвестиционно привлекательного варианта регионального объекта.
В настоящее время в Республике Таджикистан предложены к исполнению 120 инвестиционных проектов, из них 36, или примерно 30% от общего количества, осуществляются в Согдийской области. Об этом свидетельствуют сравнительные данные по отраслям и регионам Республики Таджикистан, приведенные в табл. 1.
Таблица 1. Инвестиционные проекты в Республике Таджикистан по регионам
Душанбе Согдийская область РРП Хатлонская область ГБАО Итого по республике:
Г идроэнергетика - 16 16 12 9 53
Г орнорудная промышленность 2 8 2 3 2 17
Инфраструктура 7 2 1 1 1 12
Легкая промышленность 8 6 1 2 1 18
Социальный сектор 4 4 3 4 - 15
Сельское хозяйство - - 1 1 1 3
Туризм 1 - 1 - - 2
Всего 22 36 25 23 14 120
Источник: Государственный комитет по инвестициям и управлению
государственным имуществом Республики Таджикистан [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://amcu.gki.tj
Распределение инвестиционных проектов, осуществляемых в регионах, имеет различную структуру. Наибольшее число региональных инвестиционных проектов относятся к гидроэнергетике - 53, из них в Согдийской области - 17, в горнорудной промышленности - 8. Что касается легкой промышленности, то из 18
инвестиционных проектов 6 проектов, или 33%, приходятся на Согдийскую область.
Форма и содержание региональных инвестиционных проектов могут быть самыми разнообразными - от плана строительства нового предприятия до оценки целесообразности предприятия и его размещения на территории региона. Во всех случаях, однако, присутствует временной лаг - задержка между моментом начала инвестирования и моментом, когда региональный инвестиционный проект начинает приносить прибыль.
Использование принципов системного подхода к управлению региональными инвестиционными проектами от начала разработки до создания объекта и его эксплуатации, предполагает рассмотрение последнего в качестве важного элемента относительно самостоятельной функциональной системы региональной экономики. Здесь следует упомянуть, что социально-экономические системы имеют ряд особенностей, которые отличают их от технических систем. Региональный инвести-
- 146 -
Djurayeva N. G. Regional Projects in the System of Management with Investitive Pesiurces
ционный проект как разновидный элемент социально-экономической системы имеет все пpиcyщиe cиcтeмaм ocoбeннocти, но oблaдaeт pядoм cпeцифичecкиx cвoйcтв.
Региональные инвестиционные пpoeкты относятся к клaccy oткpытыx систем, поскольку они oткpыты для обмена инфopмaциeй, благодаря чему они становятся жизнеспособными. Вxoдныe пapaмeтpы региональных инвестиционных проектов могут быть зaдaны в неявной фopмe, что связано с сохранением тайны, а также с восприятием возможных вapиaнтов проектов как системы.
К свойствам региональных инвестиционных проектов можно отнести то, что желаемые результаты могут быть получены с той или иной степенью вероятности. Что касается процессов, происходящих внутри системы, то есть разработки инвестиционного проекта до его воплощения в жизнь, то они не являются поэтапными, их направленность, интенсивность могут меняться в интересах достижения проектных целей.
Упpaвлeниe региональными инвестиционными пpoeктaми как системный процесс имеет pяд xapaктepныx отличий от тpaдициoннoгo пpoизвoдcтвeннoгo yпpaвлeния. Если производственное yпpaвлeниe имеет дело с более пpeдcкaзyeмыми cитyaциями, где большинство функций повторяется с периодичностью, одинаковостью заранее известных сценариев развития, то управление региональными инвестиционными проектами, наоборот, должно способствовать созидательным изменениям, и их значительно труднее изменить, ибо все находится в рамках бюджета и заранее определенных сроков.
С целью создания нормальных условий для инвестиционной деятельности, стабилизации и подъема экономики государство использует в комплексе как экономические, так и административные методы. Государственное регулирование инвестиционной деятельности участников и субъектов хозяйствования регионов на перспективу осуществляется на основе разработки прогнозов размещения региональных инвестиционных проектов по регионам (табл. 2).
Таблица 2. Прогноз по инвестиционным проектам регионов _________________Республики Таджикистан (в млн. долл.)
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Душанбе 38,1 76,2 114,3 152,4 190,5 228 267,1
Согдийская область 151 302 453 604 755 906 1057
РРП 218,5 437 655,5 874 1092,5 1311 1530
Хатлонская область 116 232 348 464 580 696 814
ГБАО 4,9 5,8 10,7 11,6 16,5 21,4 34,4
Рассчитано автором
Прогноз на основе инвестиционных проектов осуществлен до 2020 года. Как видно из таблицы 2, к 2020 году самый высокий объем - 1530 млн. долл. США -предусмотрен по РРП, а ежегодная сумма освоения инвестиций составляет 218,5 млн. долл. США. В Согдийской области к 2020 году - 1057 млн. долл., и ежегодная сумма составляет 151 млн. долл.
- 147 -
Джураева Н.Г. Региональные проекты в системе управления инвестиционными ресурсами
Масштабные инвестиции в рамках региональных инвестиционных проектов необходимо направлять на развитие и использование абсолютных и относительных преимуществ страны и ее регионов, на создание новых продуктов и поставок их на мировой рынок, на повышение конкурентоспособности региональной экономики и обеспечение достойных условий жизни населения.
Преимущество в размещении инвестиций должно использоваться как основа, так как эффективность государственной инвестиционной политики зависит не только от общего объема инвестиций, но и от того, в какие именно отрасли были направлены инвестиционные потоки. Инвестиционная политика государства должна обеспечить системный подход к управлению инвестиционной деятельностью субъектов на разных уровнях, создавая оптимальные условия для активизации инвестиционного процесса.
Основой эффективности управления инвестиционными ресурсами является разработка и реализация инвестиционной политики, обеспечивающей устойчивое региональное развитие. Она тесно взаимосвязана с экономической политикой государства. Поэтому, управление инвестиционными ресурсами и государственное регулирование инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования являются составной и неотъемлемой частью государственного регулирования экономики, в процессе которого обеспечивается решение запланированных задач экономического, социального, инновационного, экологического и другого характера на всех уровнях управления.
Региональная инвестиционная политика - как часть общей системы мер, осуществляемых на уровне региона, результатом которых является увеличение притока инвестиционных ресурсов в создание региональных объектов, определение направления их наиболее эффективного использования в интересах повышения уровня жизни населения региона и заинтересованность инвесторов. Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, обусловленные уровнем экономического и социального развития региона, величиной производственного ресурсного потенциала, а также географическим местонахождением, природноклиматическими условиями и другими особенностями территории.
Особое значение при формировании политики придается правильному определению приоритетных направлений инвестирования, а также организации инвестиционной поддержки органами самоуправления при создании важнейших объектов, оказывающих влияние на обеспечение экономического роста региона.
Путем формирования инвестиционной открытости и привлекательности региона, его инвестиционного имиджа создаются условия для привлечения зарубежных инвестиционных ресурсов в регион.
В общем плане управление инвестиционными ресурсами и государственное регулирование деятельности участников инвестиционного процесса направлены на обеспечение максимальной эффективности вложений в регион. В условиях рыночных отношений более эффективными являются прямые методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Сущность прямого экономического воздействия заключается в том, что инвестирование направляется на отдельные территории, в отрасли или предприятия,
- 148 -
Djurayeva N. G. Regional Projects in the System of Management with Investitive Pesiurces
имеющие региональное значение, которые по роду своей деятельности не могут выдержать жесткую конкуренцию рынка. В прогрессирующих отраслях экономики, например в наукоемкой среде, велик риск вложения инвестиций, а проекты считаются долгосрочными и дорогостоящими.
Ввиду ограниченности финансовых средств, мобилизуемых на региональное развитие, встает задача отбора региональных инвестиционных проектов для первоочередного финансирования, реализация которых позволяет получить в кратчайший срок максимальный эффект от государственных и частных инвестиций.
Тaким oбpaзoм, региональные инвестиционные пpoeкты в системе управления инвестиционными ресурсами имeют определенные признаки, которые должны yчитывaтьcя в целях эффективного управления ими. К числу их относится наличие активного человеческого элемента, нестационарность и стохастичность его поведения. Кроме того, трудно определить конкретные возможности системы, ее способность к изменениям структуры, сохранению целостности и жизнеспособности. Нужно иметь в виду, что участники регионального инвестиционного проекта имеют способность формировать и выбирать варианты поведения, т.е. корректировать проект при его осуществлении, адаптироваться к изменяющимся внешним и внутренним условиям развития региональной экономики.
Список использованной литературы:
1. Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://amcu.gki.tj - Дата обращения 18.04.2014.
2. Грабовый, П.Г. Экономика и управление недвижимостью / П.Г. Грабовый. - М.: Проспект, 2012. - 848 с.
3. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики / А.Г. Гранберг. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006. - 495 с.
4. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин -М.: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.
Reference Literature
1. State Committee on Investitures and Management with Statal Property of Tajikistan Republic [Electronic Resource]: Regime of accessibility: http://amcu.gki.tj - Data of addressing:18.04.2014.
2. Grabovy P.G. Economics and Management with Real Property. - M.:Propect, 2012. -848pp.
3. Granberg A.G. Foundations of Regional Economics. -M.:GU-BSHE Publishing House. -495pp.
4. Fetisov G.G., Oreshin V.P. Regional Economics and Management. -M.: INFRA-M, 2006. -416pp.
- 149 -
Джураева Н.Г. Региональные проекты в системе управления инвестиционными ресурсами
Региональные проекты в системе управления инвестиционными ресурсами
Ключевые слова: инвестиционный проект, объекты инвестиции, инвестиционные ресурсы, размещение объектов, территория региона, региональная экономика.
Рассматриваются региональные инвестиционные проекты как один из элементов системы управления инвестиционными ресурсами и их значение в инвестировании объектов. Приводится анализ существующих инвестиционных проектов по регионам Республики Таджикистан, место и значение региональных инвестиционных проектов как важный элемент социально-экономической системы региона. Методы управления и государственного регулирования региональными инвестиционными проектами обосновываются на основе прогноза от реализации существующих инвестиционных проектов в регионах Республики Таджикистан. Рассматривается инвестиционная политика на региональном уровне, где особое значение придается инвестиционной привлекательности регионального инвестиционного проекта.
Regional Projects in the System of Management with Investitive Resources
Key words: investitive project, objects of investitures Location of objects on the territory of the region, regional economy
The article dwells on regional investitive projects as one of the elements of the system managing envestitive resources and their significance in investing the objects. The author conducts an analysis of the investitive projects along the regions of Tajikistan Republic, place and importance of regional investitive projects as a considerable element of the social-economic system of the region. The methods of management and state regulation in regard to regional investitive projects are based on prognostication related to the projects already existing in Tajikistan Republic. Investitive policy is considered on regional level where special attention is attached to investitive attractiveness of a regional project.
Сведения об авторе:
Джураева Нодира Гуломжоновна, соискатель кафедры экономики строительства и инвестиций Новосибирского государственного архитектурностроительного университета (Сибстрин) (Российская Федерация, Новосибирск), e-mail: nodiragulomovna@rambler. ru
Information about the author
Djurayeva Nodira Gulomjohnovna, claimant for candidate's degree of the department of construction and building under Novosibirsk StateUviversity of architecture and construction (Novosibirsk, Russia), e-mail: nodiragulomovna@rambler. ru
- 150 -