Мирзабалаева Региональные проблемы реализации концепции Фарида достойного труда
Исламудиновна Аннотация: В данной статье рассматриваются индикаторы и особенности к.э.н., доцент ДГУ, реализации концепции достойного труда в республиках СКФО. Среди г. Махачкала индикаторов достойного труда основное внимание уделено проблемам [email protected] обеспечения достойной заработной платы, безопасности труда и сокращению дискриминации на рынке труда. Ключевые слова: Концепция достойного труда, индикаторы достойного труда, достойная заработная плата, безопасный труд, сокращение дискриминации, региональные особенности реализации Концепции достойного труда.
Mirzabalaeva F.I. Regional problems of implementation of the concept of deserved work
Abstract: This article discusses the indicators and the features of implementation of the Concept of deserved work in the republics of the North Caucasus Federal District (NCFD). Among the indicators of deserved work the main attention is paid to problems of providing a decent salary, occupational safety and reduction of discrimination in the labor market.
Keywords: Concept of deserved work, indicators of deserved work, decent salary, safe work, reduction of discrimination, regional features of implementation of the Concept of deserved work.
В условиях резкой дифференциации в социально-экономическом развитии регионов все большую актуальность приобретает исследование проблем реализации Концепции достойного труда. Рассмотрим некоторые подходы к трактованию данной Концепции российскими специалистами. Так, например, Баймурзина Г.Р. предлагает следующие основные группы индикаторов, которые отражают различные аспекты достойного труда: возможности занятости; достойная заработная плата; приемлемое рабочее время, баланс «работа-семья»; стабильность рабочих мест; неприемлемые формы труда; справедливое обращение на работе; безопасные условия труда; социальная защита; социальный диалог [1, с.44]. Система достойного труда, по мнению Шаймарданова Н.З., включает следующие элементы: условия труда (безопасность труда (санитарная, экологическая, технологическая, психологическая, информационная); организация достойной оплаты труда; создание достойных рабочих мест; режим труда и отдыха; здоровая производственная среда); уровень трудовых доходов (удовлетворение растущих потребностей, обеспечивающих нормальное качество жизни; рождение и воспитание детей; получение общего и профессионального образования; физическое и интеллектуальное совершенствование; страховая самозащита; погашение обязательных платежей); социальная защита (доступность социальных услуг; трудовые права; свободы; гарантии; институт пенсионного страхования); удовлетворенность трудом (удовлетворенность содержательными условиями; удовлетворенность базовыми условиями труда); профессионально-личностная реализация (доступность экономически целесообразной профессиональной подготовки, переподготовки; мотивация профессионально-личностного развития) [9,63]. В основу Концепции достойного труда заложен ряд основных стратегических целей. Среди них: претворение в жизнь основополагающих прав в сфере труда; расширение возможностей занятости и получения дохода; совершенствование систем социальной защиты и укрепление социального диалога. Необходимо обеспечить: защиту от профессиональных и социальных рисков; обеспечить достойное вознаграждение за сложный, высокопроизводительный и творческий труд; создание возможностей для эффективной занятости и повышения профессионализма; гендерного равенства; равноправного участия в социальном диалоге [7, с.32]. Актуальными остаются решение следующих вопросов: достижение эффективной занятости; генерирование эффективных рабочих мест (которых, по данным экспертов, не более 30% в России); создание безопасных условий труда; обеспечение достойной оплаты труда; развитие гибких форм и видов занятости, ориентированных на прогрессивные тенденции развития экономики, и др. [7, с.35].
Павлова Е.А. предлагает для классификации базовых и дополнительных критериев достойного труда использовать базовые и дополнительные критерии. Базовые критерии оценки достойного труда: безопасность на рабочем месте (доля работников, занятых в нормальных условиях труда; доля работников, не столкнувшихся со случаями травматизма и профзаболеваемости); «достойная» заработная плата» (доля работников, получающих зарплату равную или выше среднего уровня
заработной платы по региону); социальная защищенность (доля работников, участвующих в социальных программах; доля работников, не столкнувшихся с нарушением трудового законодательства); гарантии занятости: (доля работников с долгосрочными контрактами.). Дополнительные критерии оценки достойного труда: содержание труда (доля работников, оценивающий свой труд как содержательный, дающий возможность реализовать свой творческий и профессиональный потенциал); социальный диалог (доля работников, являющихся членами профсоюза; уровень активности профсоюза; доля работников, знакомых с содержанием коллективного договора); общая удовлетворенность работников трудом: (уровень удовлетворенности работников своим трудом) [5, с.14].
Остановимся на некоторых аспектах данной проблемы. Резкая дифференциация в оплате труда, как в межрегиональном срезе, так и межотраслевом является серьезным препятствием для реализации Концепции достойного труда. Низкая заработная плата в бюджетной сфере снижает мотивацию занятых к высокоэффективному труду, повышению качества и инициативы работников, вынуждает к поиску неформальных доходов. При средней заработной плате в 2011 году по стране в 23369,2 рублей, в СКФО она составляла 13898,4 рубля (в Республике Дагестан самый низкий уровень данного показателя в СКФО- 11235,8 рублей) (см.таблицу 1).
Таблица 1
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций СКФО
_(рублей; 1990, 1995 гг. - тыс. руб.) [6,с.170]_
2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Российская Федерация 2223,4 8554,9 10633,9 13593,4 17290,1 18637,5 20952,2 23369,2
СКФО 1213,0 4785,1 5950,2 7734,9 9861,8 11431,9 12569,2 13898,4
Республика Дагестан 878,7 3659,8 4530,0 5696,4 7595,1 9125,3 10243,5 11235,8
Республика Ингушетия 1243,6 5448,9 6432,0 7285,4 8913,8 10957,6 12855,3 14513,2
Кабардино-Балкарская Респ. 1180,6 4653,3 5851,4 7213,9 9033,9 10777,4 11663,2 13011,5
Карачаево-Черкесская Респ. 1130,9 4710,1 5870,9 7558,4 9383,6 10477,1 11345,6 12446,9
Республика Алания 1166,7 4722,3 5918,4 7625,8 9150,9 10831,5 11817,6 13376,0
Чеченская Республика 881,8 6715,9 8078,0 9916,7 11762,8 13254,9 13918,7 14431,4
Ставропольский край 1438,4 5416,3 6732,9 8647,7 11109,5 12647,2 13949,0 15588,7
Одним из критериев признания заработной платы достойной специалисты считают долю затрат на питание в расходах домохозяйств, которая должна составлять не более 10-15% [3,с.119]. В структуре потребительских расходов домашних хозяйств (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) в 2011 году удельный вес расходов на покупку продуктов питания в целом по стране составил 32,6%, в СКФО - 43,5% (в Республике Ингушетия - 65,5%, Чеченской Республике - 57,7%, Республике Дагестан - 54,1%) [6,с.196]. Данная статистика также свидетельствует, что о реализации Концепции в области обеспечения достойной заработной платы в СКФО сложно.
Другим критерием признания уровня заработной платы достойным служит ее оценка самими гражданами России. По данным Центра стратегических исследований Росгосстраха, который провел опрос в сентябре 2009 года, средний россиянин считает жизнь благополучной, если имеет доход в 40 тыс. руб. в месяц. Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что и этот критерий формирования достойной заработной платы в ближайшем будущем не может быть достигнут.
Одним из серьезных барьеров в реализации Концепции достойного труда является низкий удельный вес оплаты труда в структуре доходов населения СКФО. Так, например, данный показатель в процентах от общего объема денежных доходов в целом по стране составлял в 2011 году 40,1%, в СКФО - 20,5% (самый низкий показатель в Республике Дагестан - 9,8%). Достойная зарплата замещается прочими доходами (включая «скрытые», от продажи валюты, денежные переводы и пр.). Данная статья в 2001 году в целом по стране составляла 27,5%, в СКФО - 41,8% (в Республике Дагестан - 54,3%, Республике Ингушетия - 45,6%, Чеченской Республике - 45,2% и т.д.) [6,176].
Вопросы охраны и безопасности труда являются одними из основных в реализации Концепции достойного труда МОТ. Высокооплачиваемый труд в небезопасных условиях; свободный труд, подрывающий здоровье; хорошие условия трудового договора, наносящие вред работнику, не могут быть отнесены к достойному, говорится в документах МОТ. Состояние охраны и безопасности труда на производстве зависит от многих факторов (технических, правовых, экономических, социальных и
других). Отраслевая структура, проводимая социально-экономическая политика, инвестиционный климат, изношенность основных фондов, форма собственности и другие параметры определяют сегодня условия, охрану, безопасность труда на производстве.
По оценке МОТ, в мире ежегодно происходит 2,3 млн. связанных с работой смертельных случаев, примерно 358 тыс. несчастных случаев со смертельным и 337 млн. без смертельного исхода, 1,95 млн. чел. умирают от профессиональных заболеваний. Ежегодные экономические потери, обусловленные неблагоприятными условиями труда, травматизмом в результате несчастных случаев на производстве составляют 4% мирового ВВП, что более чем в 20 раз превосходит размер всей официальной помощи в целях развития [2,с.16].
В таблице 2 рассмотрены статданные, свидетельствующие о росте удельного веса работающих в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда. Так, например, в организациях по добыче полезных ископаемых данный показатель вырос с 21,6% в 2008 году до 26,1% - в 2010. Резкий рост данного показателя наблюдается в Ставропольском крае и Республике Северная Осетия - Алания. Увеличился и удельный вес занятых на тяжелых работах. Данная статистка свидетельствует о серьезных барьерах в области обеспечения безопасности труда и реализации Концепции достойного труда.
Таблица 2
Удельный вес численности работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, по субъектам СКФО
(на конец года; в процентах от общей численности работников организаций) [8,с.323]
Работали в условиях, не отвеча- Заняты на тяжелых
ющих гигиеническим нормативам работах
условий труда
2008 2009 2010 2008 2009 2010
организаций по добыче полезных ископаемых
Северо-Кавказский федеральный округ 21,6 24,3 26,1 7,0 10,6 11,8
Республика Дагестан 22,3 22,2 21,0 0,3 0,7 0,8
Республика Ингушетия 20,7 17,3 20,1 0,1 0,0 0,4
Кабардино-Балкарская Республика 28,8 20,1 25,4 5,0 4,9 0,0
Карачаево-Черкесская Республика 47,0 56,3 56,2 14,0 16,3 24,3
Республика Северная Осетия - Алания 9,5 28,4 28,4 0,7 3,4 4,4
Чеченская Республика 6,6 - 6,3 11,8 12,3 11,6
Ставропольский край 29,3 43,4 43,5 9,6 19,4 21,9
Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом по субъектам СКФО в 2010 году составила 729 человек (в 2000 году - 2152). Самый высокий в 2010 году и, на наш взгляд, достоверный показатель в Ставропольском крае - 391 человек) [8,с.341]. Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом по субъектам СКФО в 2010 году составило 45 человек (из них в Ставропольском крае - 19). [8,с.347]. Необходим комплекс мер, стимулирующих к безопасному труду и российских работодателей, которые, как правило, игнорируют законодательство РФ о правах работников на безопасные условия труда, т.к. исполнение принятых норм практически не контролируется со стороны государства. Работодатели не мотивированы вкладывать большие средства в модернизацию производства, приобретение средств индивидуальной защиты и т.п. в условиях возмещения основного вреда здоровью работников государством. Страхование несчастных случае на производстве является одним из эффективных механизмов побуждения работодателей улучшению условий труда за рубежом, т.к. с экономической точки зрения им выгоднее заниматься профилактикой, предотвращением несчастных случаев.
Наряду с государством, и профсоюзы должны стать важнейшими институтами, ответственными за безопасность труда. Наличие рабочих мест с вредными условиями труда отрицательно влияет на состояние рынка труда. Падение престижа ряда профессий и специальностей из-за вредных и (или) опасных условий труда ведет к усилению дефицита кадров по рабочим специальностям и необходимости привлечения иностранной. В случае непринятия мер по улучшению условий труда, профилактике снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости демографическая ситуация в стране значительно осложнится, возрастет дефицит рабочих кадров.
Безопасность труда тесно связана с состоянием экономики и основных фондов, охраной окружающей среды и техническим уровнем производства, лечебно-профилактическим обслуживанием и обеспечением коллективной и индивидуальной защиты работающих, уровнем образования и информационным сопровождением. Необходимо создание современной статистической и информационной базы оценки профессиональных рисков, т.к. за последние годы существенно снизилась достоверность и представительность статистической информации в сфере условий и охраны труда.
Одним из актуальных проблем на пути реализации Концепции достойного труда становится проблема дискриминации. В современных рыночных условиях о дискриминации в социально-трудовых отношениях свидетельствуют факты различного отношения к работникам, обладающим одинаковой производительностью, но различающимся по демографическим и прочим основаниям. Не всякое различие, недопущение или предпочтение в социально-трудовой сфере считается дискриминацией, т.к. различия в обращении и вознаграждении, основанные на разнице в производительности труда, объясняются разным уровнем квалификации, способностями, знаниями, навыками и могут быть связаны с культурными, политическими, этическими, социальными, религиозными различиями (поэтому дискриминации легче дать определение, чем установить ее и измерить количественно). Дискриминация проявляется при найме на работу, в форме задержки и занижения заработной платы, нарушения трудового законодательства, плохих условий труда, ненормированного рабочего дня, различных унижений, ухудшения положения работников по сравнению с требованиями трудового законодательства и др. Различные виды дискриминации взаимосвязаны между собой, порождают и усиливают друг друга. Среди дискриминуемых групп чаще всего выступают молодежь, женщины, пожилые, мигранты и др. Удельный вес социально незащищенных групп на региональном рынке труда высок по сравнению с другими федеральными округами и создает дополнительную напряженность на рынке труда. Ситуация с подростковой занятостью вызывает большую тревогу (занятость на мойке автомашин, торговлей газетами, работа в "теневом" секторе экономики, в сфере принудительного труда и т.д.). По результатам опросов, из 100% молодых людей, ищущих работу впервые, 75% отказывают в приеме на работу по причине отсутствия опыта [4,32]. Вопросы регулирования занятости молодежи являются вопросами государственной политики, а их решение - условием реализации Концепции достойного труда.
Проблемы сокращения дискриминации на рынке труда должны стать общими для всех субъектов социального партнёрства. Только последовательно борясь с различными формами дискриминации, российское общество может реализовать принципы Концепции достойного труда, интегрироваться в мировое сообщество, адаптировать лучшие образцы демократии.
В рамках данной статьи рассмотрены лишь некоторые проблемы в реализации Концепции достойного труда, которые являются сложными и требующие усилий всех субъектов социально-трудовых отношений, изменения в формировании и реализации социально-экономической политики, реализуемой на территории СКФО.
Литература
1. Баймурзина Г.Р. Возможности и проблемы индикации показателей достойного труда в регионах России. // Уровень жизни населения регионов России. 2010. №8.
2. Безопасный труд - право каждого человека. Доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда - 2009. Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, 2009.
3. Жуков А.Л. Установление достойной и справедливой заработной платы - требование времени.// Народонаселение. 2010. № 4.
4.Коновалова В. Нежелательные элементы, или Культура у нас такая.// Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. №3.
5. Павлова Е.А. Реализация Концепции достойного труда на предприятиях электроэнергетики. Автореф. ... на соиск. ст. к.э.н., Саратов, 2012г.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. - М., 2012. - 990 с.
7. Санкова Л.В. Современные проблемы рынка труда и занятости в Саратовской области: взгляд с позиций достойного труда. // Управленец. 2010. №11-12 (15-16).
8. Труд и занятость в России. 2011: Стат. сб./Росстат - М., 2011. - 637с.
9. Шаймарданов Н.З. Трансформация Концепции достойного труда в условиях экономического кризиса. // Управленец. 2009. №1-2 (28-29).