Научная статья на тему 'Институт достойного труда в контексте региональных рыночных преобразований'

Институт достойного труда в контексте региональных рыночных преобразований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ДОСТОЙНОГО ТРУДА МОТ / ИНСТИТУТ ДОСТОЙНОГО ТРУДА / ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ДОСТОЙНОГО ТРУДА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТОЙНОГО ТРУДА / CONCEPT OF DESERVED LABOR OF INTERNATIONAL LABOR ORGANIZATION / INSTITUTE OF DESERVED LABOR / PRINCIPLES AND CRITERIONS OF DESERVED LABOR / REGIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаймарданов Наиль Залилович

Опираясь на концепцию достойного труда, разработанную МОТ, автор предлагает использовать институционально-системный подход в развитии теории достойного труда как совокупности взаимосвязанных элементов, путей и методов решения сложной, многофакторной задачи со кращения дефицита достойного труда в конкретно-исторических условиях социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the concept of deserved labor created by International Labor Organization the author suggests to exploit the institutional-system approach to evolve the theory of deserved labor. That is thought a set of interconnected elements, ways and methods to solve the complex problem of decreasing of deserved labor defi cit in the specifi c conditions of the social-economic development.

Текст научной работы на тему «Институт достойного труда в контексте региональных рыночных преобразований»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 36 (251). Экономика. Вып. 35. С. 71-74.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Н. З. Шаймарданов

ИНСТИТУТ ДОСТОЙНОГО ТРУДА

В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ1

Опираясь на концепцию достойного труда, разработанную МОТ, автор предлагает использовать институционально-системный подход в развитии теории достойного труда как совокупности взаимосвязанных элементов, путей и методов решения сложной, многофакторной задачи сокращения дефицита достойного труда в конкретно-исторических условиях социально-экономического развития.

Ключевые слова: концепция достойного труда МОТ, институт достойного труда, принципы и критерии достойного труда, региональные программы формирования условий достойного труда.

Современное состояние и перспективы снижения трудового потенциала страны, высокий уровень профессиональных рисков и существенные затраты на преодоление их последствий заставляют обратить внимание на концепцию достойного труда.

Одной из характерных черт современной отечественной экономики является кризис труда, проявляющийся в отчуждении труда, утрате его смыслообразующей функции (превращение из основы образа жизни в средство выживания и девальвация трудовых ценностей) на индивидуальном и общественном уровне воспроизводства работника.

Данная ситуация не отвечает целям развития экономики страны, улучшения качества жизни людей, так как их достижение самым непосредственным образом связано с высококачественным трудом.

Подобные установки на повышение качества трудовой жизни содержит Концепция достойного труда, разработанная Международной организацией труда (МОТ), в которой термин «достойный труд» определяется как «эффективный труд в хороших и безопасных условиях, дающий работнику удовлетворение, возможность в полной мере проявить свои способности, навыки и мастерство, труд с достойной оплатой и справедливым распределением плодов прогресса, труд, когда права трудящихся защищены» [1].

Концепция включает в себя моральные и законодательные принципы, на которых должна строиться кадровая политика, обеспечива-

1 Публикация выполнена в рамках программы фундаментальных исследований президиума РАН № 29 «Научно-технологический прогноз развития экономики России» № 09-П-6-1003 (координатор: акад. А. Д. Некипелов).

ющая защиту работников. Реализация её положений позволяет обеспечивать широкий круг потребностей работника и его семьи с позиции расширенного воспроизводства рабочей силы и высокого качества трудовой жизни:

— безопасная и здоровая производственная среда процесса труда;

— условия труда, совместимые с благосостоянием и человеческим достоинством трудящихся;

— реализация возможностей для саморазвития личности и служения обществу посредством труда.

Институт достойного труда — понятие многокомпонентное. Он включает в себя такие элементы, как безопасность и гигиена труда, гарантии дохода и доступность социальных услуг, надлежащие доходы в старости и в случае болезни, а также право работников организовываться и защищать свои права, быть свободными от насилия и угнетения. Принципы формирования и реализации института достойного труда представлены на рисунке.

Несмотря на быстрый рост научно-технического прогресса и внедрение новых технологий, большое число людей продолжает трудиться, используя устаревшее оборудование, в загрязнённой среде. В результате ежегодно в мире травмы на рабочем месте и профессиональные заболевания уносят жизни 2,2 млн чел., и их количество ежегодно увеличивается на 10 %. Динамика роста смертности в результате трудовой деятельности в России близка к общемировой. Около 20 % работников имеют неблагоприятные условия труда, а работодатели редко вкладывают средства в их улучшение [4].

Риски профессиональной деятельности не только не уменьшаются, но, как свидетельствует статистика, постоянно расширяются,

Принципы формирования

Защищённость труда (социальная, правовая, технологическая Доступность и непрерывность профессионального образования

Эффективность Справедливость

Удовлетворённость трудом Творческая самореализация в труде

Институт достойного труда

1 * і >

Условия труда Оплата труда Организация труда Результаты труда

I

Безопасность

I

Обязательно сть

I

Производительность

I

Во стребованно сть

Содержательность

Своевременность

Причастность

Рентабельность

Эргономичность Мотивированно сть Стимулированно сть Адекватность

> к і < і і і і

Принципы реализации

Принципы формирования и реализации института достойного труда

а их последствия становятся всё более тяжёлыми и обременительными для общества и экономики. Например, специалисты МОТ и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выделяют более 150 классов профессиональных рисков и приблизительно тысячу их видов, которые представляют реальную опасность для двух тысяч различных профессий. При этом считается, что данная классификация является неполной и охватывает только отдельные аспекты безопасности и гигиены труда. Экономическая стоимость последствий несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний оценивается в 1,25 трлн долл. в год, что составляет примерно 4 % мирового ВВП [5].

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является применение эффективных режимов труда и отдыха — такого соотношения и содержания периодов работы и отдыха, при котором высокая производительность труда сочетается с высокой устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного периода.

Таким образом, основополагающими условиями достойного труда являются безопасное рабочее место, благоприятная экологическая и санитарная обстановка, обеспечивающая

сохранение здоровья и трудоспособности наёмных работников в процессе их трудовой деятельности.

Неотъемлемой частью института достойного труда является удовлетворённость работника трудом — важнейший внутренний стимул к труду. Удовлетворённость трудом слагается из следующих компонентов:

1) удовлетворённость базовыми условиями труда: уровень и система заработной платы, санитарно-гигиенические условия труда, качество и уровень организации работ;

2) удовлетворённость содержательными условиями труда: важность и содержательность работы, престижность работы как фактор повышения личностного статуса, отношения в рабочей группе как возможность удовлетворения социальных потребностей.

Удовлетворённость трудом и уровень трудовых доходов напрямую коррелируют между собой. Основным источником денежных доходов для большинства российского населения была и остаётся заработная плата.

Размер заработной платы, фиксируемый официальной статистикой, чуть превышает в среднем по России три прожиточных минимума трудоспособного населения, что свидетельствует

не только о сформировавшейся в стране «трудовой бедности», но как минимум ещё о двух негативных фактах социальной несправедливости: росте предложения на рынке труда значительного количества рабочих мест с низким уровнем оплаты труда и социальной защиты и росте неформальной занятости населения, когда у работодателей имеются почти неограниченные возможности выплачивать заработную плату по «серым схемам» и усиливать дискриминацию на рынке труда [2].

Достижение достойного труда требует в абсолютном большинстве случаев существенного повышения зарплаты. Однако этому препятствует широко распространённое мнение о том, что рост зарплаты ведёт к росту безработицы. Тем не менее исследования МОТ свидетельствуют о том, что рост зарплаты ведёт к увеличению спроса, а он в свою очередь — к развитию производства, созданию новых рабочих мест и увеличению занятости [3].

Система доходов трудоспособного населения выступает ядром достойного труда. Если в развитых странах доля заработной платы и доля социального страхования (т. е. зарезервированной части заработной платы на случаи социальных рисков) в ВВП составляют соответственно 45-60 и 12-25 %, что в совокупности достигает 55-65 % ВВП, то в России эти пропорции занижены. Удельный вес заработной платы в ВВП — 26 %, а взносов на социальное страхование — 7,5 %. Совокупные расходы на эти два базовых института—чуть больше 33 % ВВП, т. е. вдвое меньше, чем в странах с современной рыночной экономикой [4].

Заниженный уровень заработной платы подрывает нормальный процесс воспроизводства трудовых ресурсов и выступает мощным ограничителем увеличения покупательной способности населения, а значит, и роста производства. Низкая заработная плата, а также её незначительная часть в структуре ВВП нашей страны является сдерживающим фактором для развития высокотехнологичных и наукоёмких производств. Чрезмерная дифференциация в оплате труда по отраслям и регионам ставит под сомнение существование в стране «единого социального пространства» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В основе построения всей системы зарплат в экономике лежит минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Вопрос повышения МРОТ — один их самых актуальных для Российской

Федерации и имеет большое социальное и экономическое значение. Во-первых, дешёвый рабочий труд не стимулирует экономику к инновациям. Во-вторых, в условиях дефицита квалифицированных кадров экономически нецелесообразно вынуждать людей искать дополнительный заработок в ущерб собственному профессионально-личностному развитию.

Следует также отметить необходимость принципиального изменения отношения к трудовым ресурсам. Дешевизна рабочей силы — естественное рыночное препятствие техническому перевооружению экономики. Многие работодатели не заинтересованы во вложении средств в перевооружение производства по причине того, что им проще добиваться результата за счёт живого дешёвого труда, в том числе низкоквалифицированных трудовых мигрантов.

Очень важным для работодателей является вопрос об экономическом значении достойного труда. Опыт передовых предприятий показывает, что элементы, которые придают труду достойный характер, могут давать экономические выгоды.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что производственные и социально-трудовые условия достойного труда должны быть не просто хорошими, а благоприятными, вызывающими чувство удовлетворённости трудом и способствующими профессионально-личностному развитию работников.

Особо актуальным остаётся вопрос о необходимости достижения равновесия между гибкостью и гарантиями занятости на рынке труда. Концепция гибкости и гарантий на рынке труда предусматривает создание базовой системы социальной защиты, способной делать более гибкими как компании, так и работников, которые не впадают в бедность, оказавшись без работы или будучи занятыми неполный рабочий день, получая определённую поддержку. Общая цель должна заключаться в том, чтобы сделать системы социальной защиты более активными и ориентированными на обеспечение определённого уровня материальных потребностей человека, с гарантиями для тех, кто работать не в состоянии. Социальная защита по-прежнему остаётся одним из средств улучшения процесса функционирования рынка труда и стимулирования структурных преобразований.

Реализация концепции гибкости и гарантий на рынке труда, в условиях кризисных состо-

яний экономики, по мнению экспертов МОТ, подразумевает решение следующих основных задач:

— разработка согласованных пакетов мер стимулирования, направленных на расширение совокупного спроса, сохранение возможностей трудоустройства и обеспечение достойного труда;

— выделение необходимого финансирования жизнеспособным предприятиям, особенно небольшим компаниям, подготовка их к оздоровлению экономики;

— соблюдение основополагающих прав в сфере труда при выделении государственных инвестиций и проведении государственных закупок;

— более активное развитие профессиональных навыков работников, реализация качественных программ профессионально-технического обучения и образовательных программ, с тем чтобы подготовить работников к оздоровлению экономики;

— полноценное использование институтов социального диалога для обмена информацией и разработки согласованных ответных политических мер;

— обеспечение надёжной защиты наиболее уязвимых групп работников и недопущение их вытеснения с рынка труда или превращения в работающих бедных;

— сохранение работодателями в тех случаях, когда это возможно, работников, которые будут нужны предприятию в период экономического восстановления, посредством заключения соглашений о работе неполный рабочий день с целью сохранения рабочих мест;

— использование возможности для инвестирования в создание рабочих мест и инфраструктуры [6].

МОТ предложила ряд комплексных мер, которые объединяют развитие занятости, создание «зелёных» рабочих мест, развитие жизнеспособных предприятий, расширение социальной защиты и защиты основополагающих принципов и прав в сфере труда.

Институт достойного труда подразумевает, что каждый гражданин может рассчитывать на содействие государства в получении рабочего места в соответствии со своими квалификацией и способностями. При этом трудящийся имеет возможность постоянного повышения своего профессионального уровня, за его труд платят достойную зарплату, уважают и обеспечивают его трудовые права и социальные гарантии.

Идея достойного труда довольно широко поддерживается в мире. Тем не менее, как отмечает Л. А. Костин, достижение целей ликвидации дефицита достойного труда подчас ставится под сомнение как в развивающихся, так и в развитых странах. Возникают сомнения вообще в возможности достойного труда. «Но, даже понимая,— подчёркивает Л. А. Костин,— что достижение целей достойного труда займёт десятилетия, надо работать над тем, чтобы эта идея воплощалась в жизнь. Без её решения невозможны прогресс человечества в будущем и социальная защита трудящихся в условиях глобализации» [3].

В заключение следует отметить, что новые вызовы времени диктуют необходимость разработки федеральных, региональных и корпоративных стратегий развития, в которых достойный труд является ключевым элементом политики экономического восстановления и реформ. Крайне важно, чтобы политика оздоровления экономики и реформ строилась на прочной основе социальной справедливости, была направлена на укрепление социального единства и достижение максимального позитивного эффекта от применения мер стимулирования развития предприятий, рабочих мест и повышения доходов.

Список литературы

1. Труд как средство борьбы с нищетой : докл. генерал. директора МОТ X. Сомавиа на Между-нар. конф. труда (91-я сессия, 2003 г.) / Бюро Международной организации труда в Москве // Человек и труд. 2003. № 3.

2. Гордеев, С. Динамика заработной платы в регионе и проблемы её измерения в условиях экономической нестабильности / С. Гордеев, А. Да-ванков, О. Козлова, Н. Шаймарданов // Экономика региона. 2010. № 4 (24). С. 25-32.

3. Костин, Л. А. За достойный труд в XXI веке // Труд и социальн. отношения. 2004. № 3 (27).

4. Роик, В. Достойный труд. Вызовы XXI века: есть ли адекватный ответ? // Социал. партнёрство. 2006. № 2.

5. Татаркин, А. И. Социальная справедливость как основной принцип экономического развития / А. И. Татаркин, О. А. Козлова, Е. Л. Андреева // Социальн. политика и социал. партнёрство. 2009. № 8. С. 3-15.

6. Экономический рост и достойный труд: новейшие тенденции в странах Восточной Европы и Центральной Азии [Электронный ресурс] / МОТ, Москва, 2008 г. URL: http: //www.ilo.org/public/rus-sian/region/eurpro/moscow/info/publ/index.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.