УДК 364.02
Н.А. Вавилкина соискатель ГОУВПО «МГУС» г. Москва
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СТАНДАРТИЗАЦИИ
Реформа бюджетной сферы, фактически начатая в России в середине 90-х годов, затронула достаточно серьезные вопросы, связанные с социально-экономической стандартизацией и, в частности, с формированием государственных минимальных социальных стандартов.
В целях методической поддержки социально-экономической стандартизации на федеральном уровне в 1996 году были утверждены «Социальные нормативы и нормы»[1], которые представляют собой отраслевые (профессиональные) стандарты, выраженные в натуральных единицах. Продолжением в формировании методического обеспечения социально-экономической стандартизации на федеральном уровне стало утверждение методики определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры[2]. Данная методика позволяет определить нормативную потребность в объектах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и искусства.
В конце 90-х годов произошло фактически «перемещение центра тяжести» в сфере законодательства о социальной стандартизации с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации. К началу 2000 года около 30 регионов России уже имели
свои системы нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, минимальных социальных стандартов, социальных норм и нормативов. В настоящее время число регионов, в той или иной степени разрабатывающих на законодательном уровне вопросы, связанные с социально-экономической стандартизацией, составляет примерно 45. При этом в ряде субъектов Российской Федерации полностью отсутствуют нормативно-правовые
акты по вопросам социальной стандартизации. В 24 субъектах РФ есть нормативноправовые акты по вопросам социальной стандартизации только в области ЖКХ.
К регионам, в которых есть нормативно-правовые акты по вопросам социальной стандартизации в области здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта относятся: Республика Карелия, Республика Татарстан, Краснодарский край, Красноярский край, Калининградская область, Самарская область, Тульская область, Ярославская область, Ямало-ненецкий автономный округ и др. Охарактеризуем основные подходы к социально-экономической стандартизации в отдельных субъектах РФ.
Наибольшую известность получила система социальных стандартов, норм и механизмов формирования бюджетов, созданная в соответствии с Государственной программой экономического и социального развития в республике Татарстан[3]. Приведенные в данном постановлении социальные стандарты и натуральные нормы расходов разработаны для содержания организаций: культуры; физической культуры и спорта; СМИ; жилищно-коммунального хозяйства; органов внутренних дел и государственной противопожарной службы; ветеринарной службы; городского пассажирского транспорта; социального обслуживания; молодежной политики.
Государственный (республиканский) социальный стандарт в значительной степени отождествляется с понятием «прожиточный минимум». На показателе прожиточного минимума построены модели оплаты труда, расчеты потребности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы, ценовая политика, система индикативного управления регионами и отраслями, определение ставок ряда налогов и оценка уровня жизни населения. Законодательно утвержденная структура прожиточного минимума является основой для расчетов структуры дотаций отраслям социальной сферы.
Социальные стандарты и социальные натуральные нормы разрабатываются министерствами, государственными комитетами и ведомствами Республики Татарстан ежегодно. Уровень жизни отслеживается системой социально-экономического мониторинга и еженедельно рассчитывается как соотношение дохода и стоимости жизни и как интегральная оценка по ряду показателей (доход, стоимость жизни, обеспеченность жильем, состояние здоровья, образования, здравоохранения, и т.п.). Мониторинг цен на нормируемые товары (услуги) и доведение соответствующей информации до пользователей системы социальных стандартов и социальных норм осуществляет Г осударственный комитет Республики Татарстан по статистике, использующий при сборе данных о характеристиках отраслей сведения соответствующих министерств и ведомств. По результатам мониторинга
формируются данные о средних за истекший год ценах и прогнозируемых среднегодовых индексах инфляции текущего года на нормированную номенклатуру товаров и услуг.
Заслуживает особого внимания система социальных норм и финансовых нормативов в Ямало-Ненецком автономном округе, фактически действующая в регионе с 1998 года[4].
В связи с дифференциацией муниципальных образовании по уровню развития инфраструктуры услуг и с учетом влияния социально-экономических и природногеографических факторов в ЯНАО используются коэффициенты региональной корректировки, определяющиеся индивидуально но каждой услуге с учетом ее специфики и особенностей муниципальных образований. В формировании данных коэффициентов учитываются: уровень развития инфраструктуры услуг; фактический уровень затрат, связанных с оказанием каждой услуги; средняя нагрузка на одного работника (на одно рабочее место); уровень эксплуатационных затрат; и др.
Система нормативов финансовых затрат построена на оценке бюджетных расходов по элементам затрат и также подлежит территориальной корректировке.
Рассчитанные таким образом показатели получают правовое закрепление в Законе Ямало-Ненецкого автономного округа «Об установлении государственных минимальных социальных стандартов и финансовых нормативов для формирования окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований». В соответствии с этим актом нормативный бюджет характеризует потребность в денежных средствах, необходимых для функционирования инфраструктуры услуг, на стандартной основе с учетом текущих объективных потребностей.
В Самарской области подходы к вопросам социально-экономической стандартизации нашли отражение в Законе Самарской области от 17.02.2000 № 6-ГД «О государственных минимальных социальных стандартах Самарской области».
Однако в процессе формирования и внедрение системы социальных стандартов в Самарской области выявили следующие проблемы:
• социальные натуральные нормы в разрезе статей затрат экономической классификации расходов бюджета недостаточно учитывают региональную специфику и специфику конкретного учреждении;
• использование при установлении финансовых норм в качестве единицы нормирования таких показателей, как число учреждений социальной сферы по категориям услуг и пользователей или в расчете на одного человека, одно место, одно посещение или 1 кв.м общей площади не стимулирует повышения
эффективности использования предоставляемых средств и поиск оптимальных методов работы отраслей, порождая стремление к завышению показателей;
• социальные стандарты охватывают далеко не все области социальной сферы, включает в основном отрасли социально-культурной сферы;
• законодательно утвержденная в Самарской области система социальных стандартов не отвечает требованиям технологии организации внутрирегиональных межбюджетных отношений области и муниципальных образований с использованием социальных стандартов;
• фактически порядок обеспечения минимального местного бюджета в области не соблюдается, система обеспечения государственных минимальных стандартов на муниципальном уровне не сформирована.
В Ярославской области в 1997 году был принят Закон «О временных нормативах минимальной бюджетной обеспеченности», согласно которому временные нормативы минимальной бюджетной обеспеченности - это система гарантированных органами государственной власти области социальных норм и финансовых нормативов минимальной бюджетной обеспеченности населения важнейшими жилищно-бытовыми, социальнокультурными и иными услугами. Таким образом, социальная норма - это удельный показатель сети учреждений социальной сферы, рассчитываемый по категориям пользователей на количество жителей для пользователей социальными объектами, а финансовый норматив - удельный показатель минимальных затрат на текущее содержание учреждений социальной сферы.
Социальные нормы и финансовые нормативы были разработаны для различных отраслей социальной сферы и установлены дифференцированно для четырех групп муниципальных образований области (от столичного города до сельского района), выделенных по признакам плотности населения, уровню экономического развития, наличию социальных объектов и объемов предоставляемых социальных услуг. В областном центре (не входящем ни в одну из таких групп) действует довольно отлаженная технология расчета натуральных показателей различных отраслей социальной сферы, а их стоимостные аналоги корректируются и зависимости от параметров уровня жизни (например, от стоимости потребительской корзины).
По такому принципу в регионе была создана реальная нормативная база для формирования расходной части местных бюджетов. Начиная с 1998 года, бюджет Ярославской области, города Ярославля и бюджеты муниципальных образований
Ярославской области стали формироваться по нормативам минимальной бюджетной обеспеченности.
Опыт рассмотренных субъектов РФ в области социально-экономической стандартизации можно обобщить по следующим направлениям:
• в основе разработки государственных минимальных социальных стандартов лежит нормативный подход, предполагающий формирование системы минимальных социальных и финансовых норм и нормативов (соответственно в натуральном и денежном выражении), характеризующих уровень минимально необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-бытовыми, социальнокультурными, медицинскими, образовательными услугами; нормативный подход к определению бюджетных расходов позволяет существенно снизить влияние субъективных факторов на принятие решений, обоснованно подойти к определению потребности в бюджетных средствах.
• система государственных минимальных социальных стандартов составляет нормативную базу разработки проектов бюджетов и определения размеров финансовой помощи муниципальным образованиям;
• законодательно регламентирован порядок, обеспечивающий для каждого муниципального образования минимальный местный бюджет путем закрепления доходных источников на постоянной или долговременной основе3.
Несмотря на то, что регионы имеют весьма развитую правовую основу в области социально-экономической стандартизации, оценка нормативно-правовых актов показывает, что в условиях отсутствия утвержденных федеральных минимальных социальных стандартов в регионах наблюдается «разнобой» в сфере применения стандартов и методических подходов к их определению.
Также следует отметить, что перечень сфер социальной стандартизации в отдельных регионах шире, чем предусмотрено концепцией федерального законодательства.
3 При недостаточности данных источников органы государственной власти обязаны передавать органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, а при необходимости - дотации и другие трансфертные платежи.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3.07.1996 № 1063-р (в редакции последних изменений и дополнений).
2. Распоряжение Правительства РФ от 19.10.1999 № 1683-р.
3. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 5.07.2000 N 470 «О развитии социальных стандартов и натуральных норм в Республике Татарстан».
4. Закон ЯНАО от 08.12.1997 № 51 «Об установлении государственных минимальных социальных стандартов и финансовых нормативов для формирования окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований».
УДК 364.02 Н.А. Вавилкина соискатель ГОУВПО «МГУС» г. Москва Т.В. Харитонова к.э.н., доцент кафедры «Национальная экономика» ГОУВПО «МГУС»
АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Анализ существующих норм и нормативов социальной сферы Московской области проводился в разрезе следующих отраслей: здравоохранения, образования, ЖКХ.
В Московской области объемы медицинской помощи населению определяются ежегодно исходя из следующих нормативов: скорая медицинская помощь; амбулаторно-