Научная статья на тему 'Анализ нормативной базы отраслей социальной сферы в Московской области'

Анализ нормативной базы отраслей социальной сферы в Московской области Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
171
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативной базы отраслей социальной сферы в Московской области»

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3.07.1996 № 1063-р (в редакции последних изменений и дополнений).

2. Распоряжение Правительства РФ от 19.10.1999 № 1683-р.

3. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 5.07.2000 N 470 «О развитии социальных стандартов и натуральных норм в Республике Татарстан».

4. Закон ЯНАО от 08.12.1997 № 51 «Об установлении государственных минимальных социальных стандартов и финансовых нормативов для формирования окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований».

УДК 364.02 Н.А. Вавилкина соискатель ГОУВПО «МГУС» г. Москва Т.В. Харитонова к.э.н., доцент кафедры «Национальная экономика» ГОУВПО «МГУС»

АНАЛИЗ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Анализ существующих норм и нормативов социальной сферы Московской области проводился в разрезе следующих отраслей: здравоохранения, образования, ЖКХ.

В Московской области объемы медицинской помощи населению определяются ежегодно исходя из следующих нормативов: скорая медицинская помощь; амбулаторно-

поликлиническая помощь, в том числе медицинская помощь, предоставляемая в дневных стационарах всех типов; стационарная помощь.

Показатель объема скорой медицинской помощи выражается в количестве вызовов в расчете на одного человека в год. Показатель объема амбулаторно-поликлинической помощи выражается в количестве посещений в расчете на одного человека в год. Показатель объема медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах всех типов, выражается в количестве пациенто-дней в расчете на одного человека в год. Показатель объема стационарной помощи выражается в количестве койко-дней в расчете на одного человека в год.

С 2000 года оказание медицинской помощи населению Московской области осуществляется в рамках «Московской областной программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью». Программой государственных гарантий в сфере здравоохранения определены виды, объемы, условия оказания и требования к качеству лечебно-профилактической помощи населению за счет средств ОМС и бюджетов всех уровней, обеспечена адекватность финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения. После принятия Правительством Московской области в 2000 году решения об осуществлении из областного бюджета платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения финансирование Программы ОМС существенно изменилось. Рост

законодательно установленной величины платежа на одного неработающего жителя Московской области в расчете на год увеличился более 7 раз (в 2000 году - 212,6 рублей, в 2006 году - 1541,3 рублей). Предпринятые усилия позволили выровнять имевшуюся диспропорцию в соотношении источников финансирования Программы госгарантий из бюджета и средств обязательного медицинского страхования.

В 2005 году суммарные расходы на здравоохранение (с учетом платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения) в консолидированном бюджете Московской области составили 17,8 млрд. рублей. Указанные средства являются основным источником финансирования Московской областной Программы государственных гарантий и составляют около 70,0% общего объема ее финансирования. Последовательное увеличение финансирования Программы из средств бюджетов всех уровней связано, в первую очередь, с изменением подходов к формированию показателей расходов областного и муниципальных бюджетов здравоохранения.

В 2005 году был принят Закон Московской области «О нормативах расходов бюджета, применяемых при составлении прогноза консолидированного бюджета Московской области, и региональном стандарте предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг»4. В соответствии с этим законом нормативы в системе здравоохранения Московской области - расчетные показатели финансового обеспечения за счет средств бюджета материальных расходов государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Московской области и отдельных мероприятий в системе здравоохранения Московской области. К ним относятся на областном уровне:

• норматив материальных затрат государственных учреждений здравоохранения на

оказание амбулаторно-поликлинической специализированной медицинской

помощи - в рублях на одно посещение в год;

• норматив материальных затрат государственных учреждений здравоохранения на

оказание стационарной специализированной медицинской помощи - в рублях на один койко-день в год;

• норматив материальных затрат на содержание прочих государственных

учреждений здравоохранения - в рублях на одного жителя Московской области в год;

на уровне муниципальных образований Московской области:

• норматив материальных затрат муниципальных учреждений здравоохранения на

оказание скорой медицинской помощи и первичной медико-санитарной помощи - в рублях на одного жителя Московской области в год;

• норматив материальных затрат на содержание прочих муниципальных учреждений

и подразделений учреждений здравоохранения и финансирование отдельных мероприятий, дифференцированный по группам муниципальных образований, - в рублях на одного жителя муниципального образования в год.

Однако, эти нормативы не отражают всех затрат, которые несут учреждения здравоохранения по оказанию медицинской помощи населению, поэтому должны быть уточнены.

Нормативы в системе образования Московской области - расчетные показатели минимально необходимой потребности в бюджетных средствах на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, учащихся в общеобразовательных и

4 В настоящее время действует в редакции Закона Московской области от 11.05.2006 № 72/2006-ЭЗ.

специализированных школах, детских домах и школах-интернатах, в системе

профессионального образования. Они являются основными расчетными показателями, обеспечивающими прогнозирование расходов на финансирование материальных затрат образовательных учреждений, прочих учреждений и мероприятий в системе образования.

Нормативы для образовательных учреждений в системе образования отражают сложившийся в целом уровень расходов бюджетов муниципальных образований на материальные затраты образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося (воспитанника) в год по типам и видам образовательных учреждений.

Нормативы для прочих учреждений в системе образования отражают сложившийся в целом по уровень расходов бюджетов муниципальных образований на материальные затраты указанных учреждений в расчете на одно обслуживаемое ими учреждение в год.

Норматив на проведение мероприятий по организации отдыха детей в каникулярное время прогнозный уровень расходов бюджетов муниципальных образований на организацию отдыха детей в каникулярное время в расчете на одного ребенка в год.

Недостатками указанных нормативов, являются их базирование на расходах прошлых периодов, что ориентирует развитие на возможности бюджета, а не на потребности населения. Также необходимо отметить отсутствие норм финансирования расходов, обеспечивающих жизнедеятельность образовательных учреждений (питание, медикаменты, хозяйственное обслуживание, материальное обеспечение и др.), а также отсутствие отраслевых (профессиональных) стандартов, в которых предусматривается набор требований к объему и качеству предоставления образовательных услуг.

Подходы к формированию системы минимальных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального хозяйства Московской области разработаны в соответствии с основами Жилищного кодекса Российской Федерации, Общероссийским классификатором информации по социальной защите населения (раздел V Классификация государственных минимальных социальных стандартов 6957 Государственные минимальные социальные стандарты в жилищно-коммунальной сфере

Для определения основных параметров функционирования сферы жилищнокоммунального хозяйства Правительством Московской области приняты следующие постановления: «О проекте закона Московской области «О нормативах стоимости предоставления бюджетных услуг, оказываемых за счет средств бюджета Московской области и средств бюджетов муниципальных образований Московской области, на 2007 год»; «О Комплексной программе социально-экономического развития Московской

области на 2007 год»; «О проекте закона Московской области «О региональном стандарте предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и стандарте стоимости капитального ремонта муниципального жилищного фонда на 2007 год».

Первый документ устанавливает нормативы стоимости предоставления бюджетных услуг, оказываемых за счет областного и местных бюджетов в 2007 году в социальной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, а также стоимости содержания органов местного самоуправления. Второй документ вносит изменения в части финансирования мероприятий. В 2007 году размер финансирования предполагается в сумме 57 млн. рублей, в том числе предоставления бюджетных кредитов из средств областного бюджета - в сумме 10 млн. рублей. Третий документ устанавливает региональный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг - 55,86 рублей и стандарт стоимости капитального ремонта муниципального жилищного фонда - 83 копеек в месяц.

Размер норматива ЖКУ дифференцирован по муниципальным образованиям области и зависит от состояния теплоэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства городов и районов Подмосковья. Например, в Можайске он составляет 49,61 рублей, в Железнодорожном - 57,02 рублей, в Красноармейске - 47,09 рублей и т.д.

Для дальнейшего развития нормативной базы социальной сферы и создания основы для формирования действенной системы государственных минимальных социальных стандартов в Московской области можно предложить:

• разработать (уточнить) отраслевые нормативы в сферах образования,

здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта;

• разработать и утвердить перечни социальных нормативов в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта и методические рекомендации по их расчету;

• разработать и утвердить методические рекомендации по расчету нормативов финансовых затрат (финансовых нормативов) на основе социальных нормативов;

• рекомендовать муниципальным образованиям разработать и принять минимальные

социальные стандарты на предоставление услуг в сферах образования,

здравоохранения, социальной защиты населения, обеспечивать конституционные социальные гарантии в рамках полномочий, возложенных на исполнительные органы местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.