Научная статья на тему 'Региональные особенности субъектовРоссийской Федерации во внешнеэкономических отношениях'

Региональные особенности субъектовРоссийской Федерации во внешнеэкономических отношениях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
170
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / REGIONS OF SOUTHERN RUSSIA / СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНЫ ЮГА РОССИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саутиева Тамара Батрбековна

Следует отметить, что не в полной мере, на текущий момент, затрагивают комплекс проблем субъектов Российской Федерации, в том числе их региональные особенности [1, 230].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional features of the Russian Federation in international economic relations

It should be noted that it is not in full, at the moment, affect the complex problems of the Russian Federation, including their regional characteristics [1, 230].

Текст научной работы на тему «Региональные особенности субъектовРоссийской Федерации во внешнеэкономических отношениях»

Section 6. Regional economy

D OI: http://dx.doi.org/10.20534/EJEMS-17-1-39-42

Sautieva Tamara Batrbekovna, FGBOU branch in "REU them. Plekhanov" in Pyatigorsk, Stavropol Territory, Professor of Economics, Finance and Law E-mail: STB-ALANIA@mail.ru

Regional features of the Russian Federation in international economic relations

Abstract: It should be noted that it is not in full, at the moment, affect the complex problems of the Russian Federation, including their regional characteristics [1, 230].

Keywords: subjects of the Russian Federation, foreign economic activity, regions of Southern Russia.

Саутиева Тамара Батрбековна, филиал ФГБОУВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова» в г. Пятигорске Ставропольского края, профессор кафедры экономики, финансов и права E-mail: STB-ALANIA@mail.ru

Региональные особенности субъектов Российской Федерации во внешнеэкономических отношениях

Аннотация статьи: Следует отметить, что не в полной мере, на текущий момент, затрагивают комплекс проблем субъектов Российской Федерации, в том числе их региональные особенности [1, 230].

Ключевые слова: субъекты Российской Федерации, внешнеэкономическая деятельность, регионы Юга России.

Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в нашей стране появилось с началом осуществления внешнеэкономических реформ. В результате, в процессе проведения внешнеэкономических реформ сложилось два понятия: внешнеэкономические связи (ВЭС) и внешнеэкономическая деятельность, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер ВЭС [2, 174].

Переход к открытой рыночной экономике требует преобразований во внешнеэкономической сфере с тем, чтобы обеспечить включение России в мировое хозяйство. Необходимость преобразований определяется:

1. неблагоприятной структурой внешнеторгового оборота;

2. распадом СССР.

В современных условиях интеграция экономической жизни идёт по многим направлениям, в частности, через:

- обмен средствами производства, технологиями, информационными структурами;

- развитие торговли;

- рост обмена научно-техническими знаниями;

- международную миграцию рабочей силы [3, 31].

На рубеже XXI века внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.

Бес^оп 6. Яедюпа! есопоту

Основными тенденциями развития внешнеэкономической деятельности в современных условиях могут быть:

1. восстановление и развитие экспортного потенциала страны;

2. использование иностранных кредитов для технического переоснащения;

3. повышение конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке на основе модернизации производства;

4. изменение структуры импорта за счёт увеличения удельного веса продукции промышленного производства в форме высокоточных технологий;

5. обеспечение экономической безопасности страны за счёт совершенствования экспорта и импорта [4, 245].

На всех исторических этапах развития России внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий.

В современных условиях ход экономической реформы в России определяется тем, что центр тяжести всё в большей степени переносится на места, то есть в регионы. На региональном уровне, так же как и на государственном, происходит становление системы управления вообще и внешнеэкономической деятельности в частности [5, 441-448].

Система и методы региональных исследований постоянно совершенствуются. Основная методологическая задача заключается в решении общих и частных теоретических и практических проблем по двум взаимосвязанным направлениям:

1. научное предвидение и всестороннее обоснование процессов и тенденций, определяющих эффективное размещение производительных сил в различные периоды экономического развития страны;

2. выявление многосторонних факторов и научное обоснование системы целенаправленного формирования экономического и социального развития отдельных регионов, находящихся в различных природных условиях и на разных стадиях экономического развития [6, 76-86].

Совершенствование и развитие внешнеэкономической деятельности регионов Юга России в условиях становления рыночной системы хозяйствования способно стать эффективным фактором оздоровления и последующего развития не только экономики региона, но и всей страны. Как составная часть хозяйственного комплекса внешнеэкономическая деятель-

ность должна воздействовать на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, развитие производительных сил, повышение уровня занятости населения. Решение этих проблем важно для всех регионов, но особую актуальность они приобрели для Юга России.

Внешнеэкономическая деятельность субъектов этого субфедерального образования имеет разнообразную динамику и структуру, однако используется недостаточно.

Однако в условиях становления рыночных отношений обозначилась разная степень готовности отдельных регионов России к развитию внешнеэкономической деятельности. К основным факторам, определяющим социально-экономическую ситуацию в регионах Юга, относятся имеющиеся производственный потенциал, географическое положение, природно-климатические факторы, ресурсный потенциал, демографический потенциал и структура населения, структура и специализация хозяйства, объемы иностранных инвестиций, экспорт, а также степень государственного влияния на экономику [7, 69-71].

В соответствии с общими принципами государственного устройства России федеральные законодательные акты, указы и распоряжения Президента, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти в установленном порядке действуют на всей территории Российской Федерации. Все это в полной мере относится к сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Вместе с тем это не означает, что у субъектов федерации нет никаких прав в сфере внешних отношений с иностранными государствами, их субъектами и фирмами.

Необходимость единой внешнеэкономической политики и внешнеэкономической линии РФ и ее составных частей диктуется единством и взаимозависимостью хозяйственного комплекса страны. Механизм внешнеэкономической деятельности как часть целостной системы организации и управления хозяйственным комплексом страны призван расширить хозяйственную самостоятельность всех участников внешнеэкономических связей. Повышение роли региональных органов в хозяйственной деятельности предполагает их участие во внешнеэкономической деятельности как важного звена, регулирующего, координирующего и стимулирующего ВЭД на подведомственной территории. Осознание субъектами Федерации полезности скоординированных действий во внешних делах дает широкие возможности в воз-

действии на деятельность государства, в том числе и в области ВЭД [8, 243-254].

Разграничение предметов ведения — это вопрос об отношениях между Федерацией и ее субъектами, а вопрос о разграничении компетенции и полномочий касается отношений между отдельными видами федеральных органов и органов субъектов Федерации.

В предметах ведения выражаются и конкретизируются функции государства. Для более успешной реализации они могут быть распределены между государством в целом (Федерацией) и его составными частями (субъектами Федерации). И здесь возникает один из сложнейших вопросов государственного строительства — оптимальность распределения сфер деятельности предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов.

После принятия Конституции РФ 1993 г. возникало и возникает много сложностей с реализацией предметов ведения как Российской Федерацией, так и ее субъектами. Со всей остротой эти проблемы встают и при осуществлении в последнее время укрепления вертикали государственной власти.

Проблема определения компетенции федеральных органов власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности и обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это — объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов федерации и ее субъектов [9, 418-423].

Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации актуальна с точки зрения влияния этих органов на развитие правового государства. Законодательные органы субъектов Российской Федерации ответственны за построение «нижнего этажа» правовой системы.

В настоящее время в субъектах Федерации существуют различные виды взаимоотношений законодательной и исполнительной властей, учитывающие

особенности этих субъектов Федерации. Не всегда региональное государственное строительство укладывается в стандарты, заданные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Однако это не означает жесткой унификации организации власти на уровне субъектов Российской Федерации. Унифицированы могут быть только основные принципы деятельности органов власти субъектов Российской Федерации. Сама идея федеративного государства предполагает многообразие подходов к решению конкретных вопросов организации системы органов государственной власти.

Законодательные органы субъектов Федерации обладают значительным набором полномочий в различных сферах жизни соответствующего субъекта Российской Федерации: организации государственной власти и местного самоуправления, в области бюджета, экономических и финансовых отношений, в области землепользования, природопользования, охраны окружающей природной среды, объектов природы, истории и культуры и др.

Законодательные полномочия образуют главную составляющую компетенции представительных органов субъектов Российской Федерации. Именно реализации законодательных полномочий посвящается основное время деятельности данного органа государственной власти субъекта Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий.

Постановление Правительства РФ определяет порядок взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов Министерства внутренних дел РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам (далее — территориальные органы) [10, 171-174].

Section 6. Regional economy

Список литературы:

1. Саутиева Т. Б. Государственно-правовая специфика субъектов Российской Федерации//Социально-эко-номические проблемы современного общества: Материалы III международной научно-практической конференции. - Прага: Изд-во «Vedecko vydavatelske сеп1гит « Sociosfera - CZ», - 2014.

2. Саутиева Т. Б. Развитие взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов регулирования внешнеэкономической деятельности//Инновационное развитие Российской экономики: финансовые, правовые и социальные аспекты. Сборник научных трудов. - Пятигорск: Изд-во «РИА-КМВ», - 2010.

3. Саутиева Т. Б. Основные тенденции в развитии внешнеэкономической деятельности в условиях интернационализации и глобализации производства//Социально - экономические и правовые аспекты развития ЮФО. Материалы Международной научно-практической конференции. - Москва - Пятигорск: Изд-во «РИА-КМВ», - 2006.

4. Саутиева Т. Б. Внешнеэкономическая деятельность как объект государственного регулирования в условиях интернационализации и глобализации производства//Ценности и интересы современного общества: Материалы Международной научно-практической конференции, проводимой в рамках IX Васильевских чтений в октябре 2010 г., часть III. - М.: Изд-во РГТЭУУ - 2010.

5. Саутиева Т. Б. Необходимость управления внешнеэкономической деятельностью//К 200-летию КМВ: научные материалы «Актуальные проблемы экологии, экономики, культуры», сборник научных материалов. - Пятигорск: Изд-во ИнЭУУ - 2003.

6. Саутиева Т. Б. Региональная экономика и региональная политика: актуальность развития на современном этапе//Актуальные проблемы экономического и социального развития на современном этапе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Пятигорск: Изд-во ИнЭУУ - 2001.

7. Саутиева Т. Б. Пути активизации внешнеэкономической деятельности регионов Юга России//Актуальные экономические проблемы Юга России. Симпозиум XII. Материалы IV Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». - 21-24 сентября - 2004 года. - Пятигорск: ПГЛУУ - 2004.

8. Саутиева Т. Б. Правовые основы взаимодействия федеральных и региональных органов управления во внешнеэкономических отношениях современной России//Сб. научных статей по материалам «Круглого стола» «Проблемы обеспечения законности и правопорядка в современной России». - Москва -Пятигорск: Изд-во «РИА-КМВ», - 2010.

9. Саутиева Т. Б. Внешнеэкономические отношения: разграничения предметов ведения на региональном и федеральном уровнях//Экономика, государство и общество в XXI веке: Материалы Международной научно-практической конференции, проводимой в рамках IX Румянцевских чтений в апреле - 2011 г., часть IV. - М.: Изд-во РГТЭУУ - 2011.

10. Саутиева Т. Б. Законодательные органы государственной власти и их влияние на различные сферы жизни соответствующего субъекта Российской Федерации//Новые подходы в экономике и управлении: Материалы IV международной научно-практической конференции. - Прага: Изд-во «Vedecko vydavatelske сentrum « Sociosfera - CZ», - 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.