Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Атласкиров А.Р. — Региональные особенности становления ислама в Кабардино-Балкарской Республике в конце XX - начале XXI века // Социодинамика. - 2019. - № 12. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.12.31214 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=31214
Региональные особенности становления ислама в Кабардино-Балкарской Республике в конце XX - начале XXI века
Атласкиров Ал ьберт Русланович
кандидат социологических наук Старший научный сотрудник, Центр социально-политических исследований КБНЦ РАН 360051, Россия, республика Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
Аннотация.
Конец XX - начало XXI века характеризуется усилением роли ислама в общественной жизни Кабардино-Балкарской Республики. Крах СССР привел к образованию идеологического вакуума, который постепенно начали заполнять исламские религиозные деятели. Однако распространение исламских ценностей вызвало неоднозначную реакцию среди населения региона. В молодежной среде стали распространяться радикальные религиозные учения. Методологической основой исследования являются системный и междисциплинарный подходы. Методом исследования является вторичный анализ данных. Выявлено, что большая часть населения позиционируют себя в качестве верующих. Однако лишь незначительная часть соблюдает все религиозные нормы и посещает богослужения. На уровень распространения консервативных исламских ценностей сильное влияние оказывает наличие у титульных народов региона собственных этико-философских доктрин (обычаев) жизни - адыгэ хабзэ и тау адет. В республике набирает популярность идея возрождения древних этико-философских учений, позиционирующиеся как альтернатива исламским ценностям.
Ключевые слова: Кабардино-Балкарская Республика, Северный Кавказ, религиозные ценности, ислам, традиции, общество, молодежь, конфликт, фундаментализм, социологическое исследование
DOI:
10.25136/2409-7144.2019.12.31214
Дата направления в редакцию:
30-10-2019
Л. '
Дата рецензирования:
03-11-2019
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых ученых (грант МК-2488.2019.6)
Характерной особенностью развития Кабардино-Балкарии конца XX-начала XXI веков является усиление роли ислама в общественно-политической жизни республики. Закрытые или же пустовавшие в советский период мечети стали наполняться людьми, молодежь начала проявлять интерес к религиозному образованию, которое в новых условиях можно было получить не только на территории страны, но и за ее пределами. Старая система ценностей уходила в прошлое, оставляя после себя пустоту. Новая система ценностей еще не была сформирована, что послужило благодатной почвой для распространения ислама, который в условиях духовного вакуума задавал четкие ориентиры развития.
Вместе с тем, следует отметить, что распространение исламских ценностей вызвало неоднозначную реакцию в обществе. В молодежной среде получили распространение радикальные религиозные учения, которые способствовали обострению криминогенной обстановки в республике. Конфликтные ситуации возникают не только между светской и религиозной частью общества, но и между представителями различных течений ислама. Параллельно с этим, в общественно-политическом пространстве региона зародились дискуссии относительно места и роли ислама в жизни народов Кабардино-Балкарии. Набирает популярность движение активистов пропагандирующих возрождение традиционных ценностей народов республики на основе этико-философских доктрин (обычаев) кабардинцев и балкарцев (адыгэ хабзэ и тау адет). В существующих условиях распространение исламских ценностей встречает определенные трудности, обусловленные региональными особенностями.
Целью работы является исследование особенностей становления исламских ценностей в Кабардино-Балкарской Республике в конце XX - начале XXI века.
Изучению особенностей формирования и функционирования различных направлений ислама в республиках Северного Кавказа посвящено немало работ. А.А. Ярлыкапов отмечает, что роль ислама в последние годы значительно выросла, заметно изменив картину религиозной жизни на Северном Кавказе. Ислам стал проникать в самые разные сферы жизни кавказских народов. Он выделяет ряд районов распространения различных течений (толкований) ислама: Азербайджан - преимущественно шиитский регион; Дагестан, Чечня, Ингушетия - суннитский регион, с преобладанием шафиизма;
Центральный и Северо-западный Кавказ - суннизм ханафитского толка t-17^ Х.В. Дзуцев и Н.В. Корниенко выделяют неоднородность отношения к исламу в республиках Северного Кавказа. По их мнению «исламизация Кавказа фактически представляется наложением ислама на местные традиции каждого этноса, что рождает различные формы магометанской религии. В исламизированном Йемене горные племена живут совсем по-другому. Устройство жизни горцев, их психология подчинены прежде всего горскости, а не исламскости, зародившейся в пустынном климате Западной Аравии, хотя это не
мешает населению искренне и по праву считать себя мусульманами» [8, с 82].
Исследователи выделяют две формы ислама, сложившиеся в постсоветское время на Северном Кавказе: традиционный и нормативный. А. Дугин отмечает, что под традиционным исламом следует понимать аббасидско-османскую версию адаптации
ислама к специфическим региональным условиям J91. Массовое религиозное сознание населения ассимилировало элементы неисламских явлений (языческих верований и традиций) в свое понимание ислама. В отличие от традиционного ислама нормативный (книжный) имеет более консервативный подход и выражен в сакральных текстах (Коран,
Сунна) и трудах мусульманских ученых-алимов. З.М. Абдулагатов в своей работе-Ш-отмечает, что народный (традиционный) ислам более приспособлен к изменениям, происходящим в светской жизни общества, и приводит данные социологических исследований, отражающих отношение населения республик Северного Кавказа к исламским ценностям. По мнению К.М. Ханбабаева на Северном Кавказе «произошло сращивание «нормативного» ислама с местным духовным субстратом разных национальных культур, в результате чего сложилась специфическая региональная
форма его бытования, основой которой являются общеисламские принципы» [15, С 290"1. Региональным особенностям становления исламских ценностей и ее политизации также посвящены работы: Р. Эмирова I-161, З.Г. Султанахмедовой t131, В. Аккаева Р.Б. Иванченко J101.
Можно отметить ряд работ, посвященных анализу религиозных ценностей жителей Кабардино-Балкарской Республики. Исследование, проведенное А.В. Кушхабиевым, М.М. Алхасовым и И.А. Табаксоевым, показало, что 61% опрошенных жителей региона считают себя верующими. Наиболее высокая доля верующих приходится на людей среднего поколения и молодежь (21-30 лет - 66,7%, 31-40 лет - 67,8%) (рис. 1)[11, с-561. На наш взгляд данный факт объясняется тем, что люди старшего поколения выросли в советский период, когда религиозные учения находились на периферии общественно-политической жизни общества. Среднее поколение и молодежь (21-30 лет) росли уже в постсоветский период, когда ислам стал приобретать широкую популярность у населения республики, что и нашло отражение в результатах исследования. Невысокая доля верующих среди молодежи в возрасте 18-20 лет, в свою очередь, объясняется тем, что данная категория населения более подвержена влиянию постматериальных ценностей современного мира, в силу более активного включения в глобализационные процессы.
18-20 2 1 50 J1 40 4 1 50 51-60 Старше ЬО
лет
Рис. 1. Доля верующих в различных возрастных категориях населения КБР Вместе с тем, необходимо отметить, что количество тех, кто регулярно посещает
богослужения в храмах (мечетях, церквях и т.д.) и соблюдает все религиозные предписания значительно меньше, чем позиционирующих себя в качестве верующих -
8,2% [11, с- 60]. Результаты исследования показывают, что значительная часть населения республики не отличается особой набожностью, а религиозные нормы играют роль элементов традиций народов Кабардино-Балкарии, которые передаются из одного поколения в другое. Данный вывод подтверждают результаты ряда других региональных исследований. З.А. Атабиева и А.О. Виндижева изучая ценностные ориентации молодежи региона, пришли к выводу, что «религиозные установки молодежи носят преимущественно характер суеверий, привитых в процессе традиционного семейного воспитания, нежели осознанной религиозной позицией, чему способствует, характерная для молодого сознания несформированность собственного мировоззрения и целостности картины окружающего мира» [4, с 111].
Результаты проведенного автором социологического исследования в 2013 году также подтверждают, что для основной части населения республики исламские ценности не превратились в основу духовной жизни. Верующими людьми себя позиционировали 81%
опрошенных (рис. 2) с 21]. Однако только 9% отметили, что совершают необходимые религиозные обряды, что коррелирует с результатами исследований проведенных А.В. Кушхабиевым, М.М. Алхасовым и И.А. Табаксоевым.
Рис. 2. Доля верующих среди респондентов в Кабардино-Балкарской Республике (2013
год)
З.М. Абдулагатов, исследуя особенности становления ислама на Северном Кавказе в постсоветский период, выявил наличие существенных региональных различий. Он выделяет две группы верующих: фундаменталисты и модернисты. К фундаменталистам он относит тех, кто в ходе опроса отметил, что исламская религия не должна меняться и адаптироваться к меняющимся условиям. К модернистам он отнес людей, которые придерживаются противоположной точки зрения. Результаты исследования показали, что отношение к исламу в молодежной среде республик Северного Кавказа различно. В направление с востока на запад влияние консервативного, радикального ислама имеет тенденцию к снижению. В восточных регионах Северо-Кавказского федерального округа (Чечня, Дагестан) уровень фундаментализма значительно выше, нежели в Кабардино-Балкарской Республике (рис. 3)
■ Фундаменталисты ■ Модернисты
86.70%
72.20%
п.ть п 1
во. 10%
№.10% 5.50%
Кабаратю-Балкарскйя Республика Дагестан Чеченская Республика Республика
Рис. 3. Религиозное сознание молодежи в республиках Северного Кавказа.
Деятельность по продвижению консервативных исламских ценностей не пользуется большой поддержкой в Кабардино-Балкарском обществе, и периодически приводит к конфликтным ситуациям. Большой общественный резонанс в республике вызвал проект строительства в городе Нальчик Исламского культурно-образовательного центра. Строительство центра было начато в марте 2011 года. По проекту Исламский культурно-образовательный центр должен был включать в себя ряд объектов: Исламский университет имени Абу-Ханифы, общежитие при университете, офис духовного управления мусульман, медресе "Нур" и мечеть на 3000 человек. Однако в сентябре 2012 года строительство исламского центра было приостановлено по техническим причинам В мае следующего года на встрече Министра ВД КБР С.В. Васильева с руководителями национально-культурных центров Кабардино-Балкарии было заявлено, что в январе 2013 года весь правоохранительный и силовой блок КБР, Верховный суд КБР, «обратились к Главе республики Арсену Канокову с предложением рассмотреть
вопрос о приостановлении строительства данного учебного заведения» Данное обращение было поддержано многими общественными организациями, которые боялись усиления исламизации населения региона. В результате проект строительства исламского центра был закрыт, а построенное здание Исламского университета было переоборудовано в детскую академию творчества «Солнечный город».
Важным фактором, влияющим на процессы исламизации населения в республике, является наличие у титульных народов (кабардинцев и балкарцев) собственных этико-философских доктрин жизни - адыгэ хабзэ и тау адет. Данные этико-философские доктрины регулируют все стороны жизни человека и во многом схожи с исламскими ценностями. Однако в отличие от консервативных установок ислама адыгэ хабзэ и тау адет проявляют большую гибкость по отношению к новшествам. В республике набирает все большую популярность идея возрождения древних этико-философских учений, позиционирующиеся как альтернатива исламским ценностям. Сторонники данной позиции утверждают, что ислам является религией арабов и чужд культуре местных сообществ. Отмеченные процессы служат источником возникновения конфликтных ситуаций. Следствием конфликта стало убийство в Кабардино-Балкарии в декабре 2010 года известного этнографа, доктора филологических наук Аслана Ципинова. Аслан Ципинов был одним из лидеров кабардинского национального движения. Занимался организацией и проведением фольклорных праздников, на которых пропагандировал традиционные адыгские обычаи и правила поведения (адыгэ хабзэ), и противостоял распространению в обществе идей радикального ислама
Следует отметить, что выделенное нами выше идеологическое противоборство между исламом, с одной стороны, и народными обычаями и верованиями, с другой, не является чем-то новым в общественном сознании народов республики. Так, адыгские (кабардинцы являются одним из субэтносов общего адыгского этноса) просветители ХУШ-Х1Х веков в своих трудах отмечали, что ислам, несмотря на активную пропагандистскую деятельность турецких и татарских подданных, не получил прочной основы в национальном сознании адыгов, в отличие от народов востока Северного Кавказа. Один из адыгских просветителей Султан Хан-Гирей в своем произведении «Черкесские предания», характеризуя роль ислама среди адыгов, описывает следующую картину: «Вскоре поле покрылось яствами и напитками, но угощение не начиналось: ждали имама, княжеского эфенди. Князь-старшина хотел соединить языческие обряды с исламизмом. Наконец явился и имам. Он хотя проклинал и ненавидел языческие обряды, но находил в законах, как улемы знаменитого Махмуда, сообразные с желанием князя толкования, благословил торжество язычников и говорил речь о блаженстве, предназначенном павшим за дело родной земли воинам. Набожные с благоговением слушали религиозные поучения имама, но язычники шепотом издевались над его словами и бородой, а чалму
его сравнивали с головным убором вдов» [14, с 34].
Итоги. Подводя итоги исследования можно отметить, что конец XX - начало XXI века характеризуется усилением роли ислама в общественной жизни Кабардино-Балкарской Республики. Крах СССР привел к образованию идеологического вакуума, который постепенно начали заполнять исламские религиозные деятели. Однако распространение исламских ценностей вызвало неоднозначную реакцию в обществе. В молодежной среде получили распространение радикальные религиозные учения, которые способствовали обострению криминогенной обстановки в республике. Конфликтные ситуации возникают не только между светской и религиозной частью общества, но и между представителями различных течений ислама.
Результаты исследований, проводимых в регионах Северного Кавказа, показывают наличие двух основных форм ислама в регионе: традиционный и нормативный. Традиционный (народный) ислам представляет собой смесь языческих верований и народных традиций с исламскими ценностями. В отличие от традиционного ислама нормативный (книжный) имеет более консервативный подход и выражен в сакральных текстах (Коран, Сунна) и трудах мусульманских ученых-алимов. Проводимые в Кабардино-Балкарии исследования показывают, что значительная часть населения республики не отличается особой набожностью, а религиозные нормы играют роль элементов традиций народов Кабардино-Балкарии, которые передаются из одного поколения в другое. Так, несмотря на то, что значительная часть респондентов позиционируют себя в качестве верующих людей, только 8-9% регулярно посещают богослужения и выполняют все необходимые религиозные обряды.
В Кабардино-Балкарской Республике уровень религиозного фундаментализма ниже, чем в Чеченской Республике и Республике Дагестан. На уровень распространения консервативных исламских ценностей сильное влияние оказывает наличие у титульных народов региона собственных этико-философских доктрин жизни - адыгэ хабзэ и тау адет. В республике набирает популярность идея возрождения древних этико-философских учений, позиционирующиеся как альтернатива исламским ценностям. Сторонники данной позиции утверждают, что ислам является религией арабов и чужд культуре местных сообществ. Отмеченные процессы служат источником возникновения конфликтных ситуаций в регионе.
Библиография
1. Абдулагатов З.М. Народный ислам: особенности социологического анализа // История, археология и этнография Кавказа. 2018. Т. 14. № 3. С. 95-108.
2. Абдулагатов З.М. 2011. Религиозное и светское в нравственной идентичности молодежи Северного Кавказа - Региональные аспекты социальной политики. № 13. С. 134-139.
3. Аккаев В. 2014. Религиозно-политические элиты на Северном Кавказе: факторы формирования, идеологические противоречия и практическое противоборство -Центральная Азия и Кавказ, Т. 17, Выпуск 1. С. 89-102.
4. Атабиева З.А., Виндижева А.О. 2014. Ценностные ориентиры молодежи Кабардино-Балкарии в процессе модернизации - Новый взгляд. Международный научный вестник: сборник научных трудов. Выпуск 5 / Под общ. ред. С.С. Чернова -Новосибирск: Издательство ЦРНС, С. 102-112.
5. Арсланова З. Во всем виноват ислам? Ансар. URL: http://www.ansar.ru/analytics/vo-vsem-vinovat-islam (дата обращения: 24.10.2019)
6. Атласкиров А.Р. Идеи просветительства как фактор модернизации социальных отношений этносов Северного Кавказа (на материалах Адыгеи и Кабардино-Балкарии): автореферат дис. ... кандидата социологических наук / Адыг. гос. ун-т. Майкоп, 2013.
7. Брежицкая Е. В Кабардино-Балкарии убит известный этнограф Аслан Ципинов. Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2010/12/30/reg-kuban/cipinov-anons.html (дата обращения: 25.10.2019)
8. Дзуцев Х.В., Корниенко Н.В. 2017. Общественное мнение населения республик Северо-Кавказского федерального округа Российской Федерации о религиозных ценностях мусульман: этносоциологический анализ - Этносоциум и межнациональная культура. № 2 (104). С. 80-91.
9. Дугин А. Что такое традиционный ислам? URL: https://tsargrad.tv/articles/aleksandr-dugin-chto-takoe-tradicionnyj-islam_42968 (дата обращения: 24.10.2019)
10. Иванченко Р.Б. 2016. К вопросу о предупреждении этнорелигиозного экстремизма -Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. № 1-2. С. 46-49.
11. Кушхабиев А.В., Алхасов М.М., Табаксоев И.А. 2019. К проблеме трансформации религиозных ценностей населения Кабардино-Балкарии в современный период -Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. № 1. С. 53-66.
12. Маратова Л. Чочаев: строительство Исламского центра в Нальчике приостановлено на неопределенный срок. Кавказский узел. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/225538 (дата обращения: 24.10.2019)
13. Султанахмедовой З.Г. Традиционный ислам в российском поликультурном пространстве / В сборнике: Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века. Материалы X Международной научно-практической конференции. 2017. С. 333-335.
14. Хан-Гирей. Черкесские предания / Хан-Гирей // Шаги к рассвету. Адыгские писатели-просветители XIX века: Избранные произведения.-Краснодар. Кн. изд-во, 1986. С. 34.
15. Ханбабаев К.М. Трансформация ислама на Кавказе в постсоветское время /К.М. Ханбабаев //Двадцать лет реформ: итоги и перспективы: сб. ст./под ред. М.К. Горшкова, А.Н.-З. Дибирова. М., Махачкала: Лотос, 2011. с. 290.
16. Эмиров Р.М. 2011. Причины популярности политического ислама на Северном Кавказе - Россия и мусульманский мир - №9. С. 43-51.
17. Ярлыкапов А.А. Ислам на Кавказе и его влияние на конфликтность в регионе и России. Сравнительная политика. 2013. Т. 4. № 3 (13). С. 133-152.
https ://doi.org/10.18611/2221-3279-2013-4-3(13)-133-152