Научная статья на тему 'Региональные особенности современного рынка страховых услуг в жилищной сфере'

Региональные особенности современного рынка страховых услуг в жилищной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА / ИПОТЕЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВАНИЕ РИСКОВ УЧАСТНИКОВ ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / PARTICIPANT'S RISKS EQUITY HOUSING INSURANCE / HOUSING INSURANCE / MORTGAGE INSURANCE / REGIONAL ASPECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сердюкова Ю. А.

В настоящее время региональным аспектам страхования в жилищной сфере не уделяется должного внимания. В статье рассматриваются вопросы развития страхования в жилищной сфере на региональных рынках, а также затрагиваются проблемы дифференциации страхового рынка по регионам России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности современного рынка страховых услуг в жилищной сфере»

Сердюкова Ю.А.®

Аспирант, кафедра страхования, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА СТРАХОВЫХ

УСЛУГ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ

Аннотация

В настоящее время региональным аспектам страхования в жилищной сфере не уделяется должного внимания. В статье рассматриваются вопросы развития страхования в жилищной сфере на региональных рынках, а также затрагиваются проблемы дифференциации страхового рынка по регионам России.

Ключевые слова: страхование жилищного фонда, ипотечное страхование, страхование рисков участников долевого строительства жилья, региональные аспекты. Keywords: housing insurance, mortgage insurance, participant's risks equity housing insurance, regional aspects.

Уровень развития страхования в жилищной сфере оказывает огромное влияние на социально-экономическую сферу регионов Российской Федерации. Каждому субъекту присущи свои характерные особенности, связанные с климатическими, экологическими, этническими, административными, законодательными условиями.

Степень развития регионального страхового рынка характеризуется наличием в нем местных страховых компаний и филиалов компаний из других регионов и определяется таким показателем, как территориальное проникновение страховых компаний. По данным Центра стратегических исследований Росгосстраха [1], положительную динамику территориального проникновения (количество местных страховщиков и филиалов компаний из других регионов увеличилось в 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.), показали следующие субъекты: Республика Татарстан (+1,8%), Ивановская область (+3,7%), Амурская и Курганская области (по +2,2%), Республика Калмыкия (+3,4%), Чеченская Республика (+7,7%), Республика Ингушетия (+29,4%), Республика Тыва (+5,4%). В остальных субъектах страховщики из других регионов покидали местный рынок, при этом уровень выбытия составил от 2,4% до 26,9%.

Региональные аспекты страхования изучены достаточно мало, региональная стратегия развития отсутствует [2]. Действительно, концепции и стратегии развития, принимаемые Правительством Российской Федерации, так или иначе касающиеся страхования, носят преимущественно глобальный характер. Так, Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 г. [3] определяет лишь в целом роль ипотечного страхования в системе ипотечного кредитования, в концепции развития страхования в Российской Федерации [4] формулируются лишь общие цели и принципы развития отрасли в целом, в концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации [5] страхование жилья отмечено, как одно из направлений, однако основы функционирования на региональном уровне отсутствуют.

Более того, Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин в

своем докладе «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г. Программа на 2010-2012 гг.» [6] отметил необходимость подъема экономики и социальной сферы и обозначил «начало работы по выработке стратегии социально-экономического развития всех регионов Российской Федерации».

Необходимо констатировать тот факт, что на сегодняшний день в России очень высокий уровень дифференциации страхования по регионам. На рисунке 2.1 видно, что более 70% всех страховых премий собрано в Центральном федеральном округе Российской Федерации (ЦФО), при этом на Москву и Московскую область приходится 96,8% [7] всех

* Сердюкова Ю.А., 2011 г.

премий ЦФО. Объемы рынка страховых услуг Уральского и Дальневосточного федеральных округов настолько малы, что в совокупности не достигают и 5%, несмотря на то, что в территориальном отношении занимают значительную часть страны.

Таким образом, говоря о рынке страховых услуг в России, по сути, речь идет о рынке страхования ЦФО, а точнее о Москве и Московской области.

Дальневосточный Сибирский федеральный округ федеральный округ 2%

6%

Уральский федеральный округ 7%

Приволжский федеральный округ 5%

Южный федеральный округ 2%

Северо-Западный федеральный округ 5%

Центральный федеральный округ 73%

Рис. 2.1 Доля регионов Российской Федерации в общем объеме собранных страховых

взносов в 2008 г. [8]

С одной стороны, наличие таких колоссальных диспропорций не способствует гармоничному развитию всей системы, однако, с другой стороны, присутствует огромный потенциал роста, обширные рынки и свободные экономические ниши. Развитие страхования в жилищной сфере в регионах может способствовать значительному рывку в социальном и экономическом отношении. Положительный или негативный опыт страхования, полученный Московским регионом, должен послужить основой для продвижения страховых продуктов вглубь страны с наложением тех особенностей, которыми обладает конкретная местность. Проникновение страхования в экономику регионов позволит повысить социальную защищенность населения, стимулировать развитие всей отрасли в целом.

На сегодняшний день наиболее привлекателен страховой бизнес в московском регионе, поскольку здесь страховые операции наиболее прибыльны, о чем свидетельствуют данные, приведенные Росстатом России. На рисунке 2.2 представлено соотношение общей суммы страховых выплат к собранным в регионе страховым взносам в ЦФО ниже среднего значения по стране, составляющего 66,3%. Сложнее всего приходится страховщикам из Сибирского федерального округа: из всей суммы собранных страховых премий у страховой компании остается менее 15%.

Рис. 2.2 Доля выплат в общей сумме страховых взносов по федеральным округам Российской

Федерации в 2008 г. [8]

По нашему мнению такие диспропорции связаны с несколькими причинами:

- отсутствие опыта страхования в регионах;

- отсутствие полной статистической и информационной базы, необходимой для правильных страховых расчетов, что не дает возможности объективно и точно оценить все риски и уровень ущерба в жилищной сфере в различных регионах;

- низкая платежеспособность населения;

- отсутствие надежных инструментов для размещения временно свободных страховых резервов и превентивных фондов страховщиков;

- отсутствие единой программы или концепции развития страхования в регионах и усовершенствованию нормативно-правой базы;

- отсутствие системы информирования граждан о наличии или появлении новых программ страхования;

- отсутствие финансовой поддержки региональным страховым компаниям от региональных и местных властей;

- отсутствие организаций, помогающих развивать региональную структуру страхования, систематизирующих и анализирующих наработанный опыт страхования в жилищной сфере в России и за рубежом с целью дальнейшей разработки эффективных рекомендаций.

В некоторых городах местными администрациями разрабатываются и внедряются программы по страхованию жилищного фонда: Нижний Новгород, Сургут, Архангельск, Тамбов, Липецк, Петрозаводск.

Основное отличие программ друг от друга состоит в том, в каком объеме городской бюджет участвует при возмещении убытков, то есть какую часть расходов по возмещению он берет на себя. В некоторых программах городской бюджет также берет на себя часть страховых взносов, при этом собственник или наниматель жилого помещения получает полную компенсацию ущерба в пределах страховой суммы.

Учитывая значительный опыт страхования жилищного фонда, накопленный Москвой, остановимся на рассмотрении московских программ льготного страхования более подробно.

История страхования жилого фонда в Москве насчитывает более 15 лет, - в январе 1995 г. мэром Москвы была одобрена концепция страхования жилищного фонда города [9]. За этот период была проведена значительная работа, достигнуты положительные результаты, программа завоевала популярность среди жителей. На сегодняшний день на условиях системы страхования жилых помещений застраховано 1 860 тыс. (60,98%), жилых помещений, подлежащих страхованию [10]. Кроме того, на средства фондов превентивных

мер, сформированных страховыми организациями, проводятся различные мероприятия, в частности, закупаются пожарные автомобили, реконструируются противопожарные системы жилых домов.

Таким образом, на сегодняшний день в Москве сформировалась следующая система страхования жилищного фонда.

Таблица 2.1

Система страхования жилищного фонда, действующая в г. Москве [11]

Виды страхования - страхование жилых помещений; - страхование общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах; - страхование гражданской ответственности управляющих и подрядных организаций за причинение вреда помещениям и объектам общего имущества в многоквартирных домах при выполнении работ и оказании услуг по содержанию и ремонту.

Страховые риски - пожар и правомерные действия при его ликвидации; - взрыв газа по любой причине (кроме теракта); - аварии систем внутренних водостоков, отопления, водопровода, канализации; - сильный ветер (свыше 20 м/сек), ураган, смерч, шквал, а также сопровождающие их атмосферные осадки.

Страховые компании, участвующие в страховании жилых помещений - «Московская акционерная страховая компания» (МАКС); - Страховая группа «УралСиб»; - «Военно-страховая компания»; - Страховая группа «Спасские ворота»; - «Российское страховое народное общество» (РОСНО); - «Московская страховая компания» (МСК).

Страховой взнос в 2009 году: 1) 1,05 руб. за 1 кв. м. жилого помещения в месяц (12,6 руб. в год); 2) 1,8 руб. за 1 кв. м. жилого помещения в месяц (21,6 руб. в год).

Расчетная страхования стоимость в 2009 году (исходя из суммы страхового взноса): 1) 20 000 руб. за 1 кв. м.; 2) 30 000 руб. за 1 кв. м.

Доля ответственности Правительства Москвы 1) 30% от рассчитанного ущерба (в дополнение к страховому возмещению страховой компании); 2) 20 % от рассчитанного ущерба (в дополнение к страховому возмещению страховой компании).

Функции Городского центра жилищного страхования Исполняет обязательства Правительства Москвы по возмещению части ущерба при повреждении или уничтожении застрахованных жилых помещений и объектов общего имущества: - выплачивает бюджетную страховую субсидию в дополнение к страховому возмещению страховой организации; - при уничтожении жилого помещения гражданам, зарегистрированным в нем по месту жительства, предоставляет другое благоустроенное жилое помещение, соответствующее норме предоставления жилой площади.

В настоящее время важной частью формируемой комплексной системы страхования в жилищном фонде города является страхование гражданской ответственности управляющих и подрядных организаций за причинение вреда помещениям и объектам общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Данный вид страхования позволит обеспечить: защиту интересов собственников и нанимателей помещений, сохранность жилых, нежилых помещений и общего имущества; снижение непредвиденных расходов

управляющих и подрядных организаций на восстановление объектов жилищного фонда, поврежденных (уничтоженных) в результате ошибок, упущений, неумышленных действий работников этих служб; сокращение нерациональных расходов бюджета на проведение восстановительного ремонта объектов жилищного фонда города.

Для целей реализации программы страхования Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в августе 1995 г. был создан Городской центр жилищного страхования.

В задачи Городского центра входят [11]:

- разработка нормативных документов для организации системы страховой защиты жилищного фонда по утвержденным правилам, тарифам и методикам;

- координация деятельности страховщиков, контроль выполнения страховыми организациями обязательств по договорам страхования;

- анализ деятельности страховых компаний по страхованию объектов жилищного

фонда;

- обеспечение централизованного использования средств фондов предупредительных мероприятий;

- разработка предложений по совершенствованию системы страхования жилья и др.

Результаты деятельности Городского центра по развитию системы страхования в

жилищной сфере:

- страхование жилых помещений городского фонда, находящихся в собственности граждан, (1997 г.);

- страхование жилых помещений в домах ЖК и ЖСК (1998 г.);

- страхование жилых помещений городского фонда, занимаемых на условиях найма(1998 г.);

- внедрение механизма страхования жилых помещений, используя расчетные документы на оплату коммунальных услуг (1999 г.);

- разработка порядка формирования и централизованного использования средств фонда предупредительных мероприятий (2001 г.);

- страхование объектов общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, на содержание и ремонт которых выделяются субсидии из городского бюджета (2003 - 2008 гг.), в том числе: ТСЖ (2003 г.) и ЖК и ЖСК (2006 г.);

- страхование гражданской ответственности управляющих (2008 г.) и подрядных организаций (2003 - 2006 гг.) за причинение вреда при выполнении работ и оказании услуг по содержанию и ремонту в многоквартирных домах.

Результаты, проводимой московскими властями политики в отношении страхования жилищного фонда, позволяют сделать вывод об эффективности использования инструмента страхования жилья. Как уже неоднократно отмечалось, наработанный опыт необходимо брать за основу при разработке подобных программ в других субъектах Российской Федерации с учетом их специфических региональных особенностей.

Однако необходимо отметить, что при льготном страховании жилого фонда страховое возмещение обеспечивает социальный минимум, соответствующий достаточно недорогому ремонту. В этой связи целесообразно проводить меры по разъяснению населению вопросов, связанных с необходимостью приобретения коммерческих полисов добровольного страхования, что будет способствовать более адекватному возмещению ущерба, страхуемого имущества. На сегодняшний день на рынке множество предложений по добровольному страхованию имущества физических лиц.

В настоящее время уже существуют разработки по способам внедрения московской программы, подтвердившей свою успешность, в другие регионы. Так, эффективная на наш взгляд технология, предлагается к.э.н. Н.П. Николенко [12], при этом применяться она может не только для продвижения страхования жилищного фонда, но и для любых страховых услуг жилищной сферы. Технология включает в себя определенную последовательность конкретных действий с четко прописанными функциями каждого действующего участника,

их взаимодействие, этапы, планы.

Региональный рынок ипотечного страхования также значительно деформирован в силу деформированности рынка ипотечного кредитования (см. таблицу 2.2). Кроме того, негативные последствия финансового кризиса пагубно отразились на рынке ипотечного кредитования и, как следствие, на развитии и объемах ипотечного страхования.

Таблица 2.2

Региональная структура ипотечных жилищных кредитов, предоставленных в

2009 г. (млн. руб.) [13]

Наименование федерального округа местоположения кредитной организации, предоставляюще й ипотечные жилищные кредиты Объем ипотечных жилищных кредитов, предоставленных в рублях заемщикам ЦФО СЗФО Объем ИЖК, предоставленных заемщикам Объем ИЖК, предоставленных заемщикам ЮФО Объем ИЖК, предоставленных заемщикам ПФО Объем ИЖК, предоставленных заемщикам УФО Объем ИЖК, предоставленных заемщикам СФО Объем ИЖК, предоставленных заемщикам ДФО

Всего из них заемщик ам г. Москвы

Центральный федеральный округ 42 644 19 154 15 222 11 567 23 545 18 145 21 685 5 943

из них г .Москва 41 045 18 856 15 109 11 461 23 466 18 050 21 678 5 937

СевероЗападный федеральный округ 539 433 1 601 12 126 1 5 19

Южный федеральный округ 2 0 2 855 0 0 3 0

Приволжский федеральный округ 136 56 3 10 4 853 76 10 4

Уральский федеральный округ 17 14 7 0 319 2 084 2 0

Сибирский федеральный округ 2 2 3 0 1 16 1 930 0

Дальневосточны й федеральный округ 7 6 45 0 0 3 67 994

Итого: 43 346 19 665 16 882 12 443 28 845 20 324 23 701 6 960

Диаграмма (рис. 2.3) отражает наличие диспропорций на региональном рынке ипотечного кредитования, однако в целом ситуация представляется достаточно неплохой,

учитывая различную плотность населения в сравниваемых регионах. Лидером является ЦФО России, однако можно отметить высокий уровень ипотечного кредитования также в Приволжском и Сибирском округах. Сложнее всего приходится населению Дальневосточного

округа России.

Дальневосточный федеральный округ 5%

Сибирский федеральный округ 16%

Уральский федеральный округ 13%

Центр альный федеральный округ 28%

к

к

Северо-Западный федеральный округ 11%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

приволжский Южный

федеральный округ федера^ньш округ

19/о я„/п

Рис. 2.3 Ипотечные жилищные кредиты, предоставленные заемщикам по регионам Российской Федерации в 2009 г. (в процентах) [13]

Однако, если посмотреть на распределения с точки зрения местоположения кредитных организаций, мы отметим, что на территории ЦФО расположено 98% кредитных учреждений, 98,5% из которых находятся в Москве (рис. 2.4).

Если обратиться к статистике просроченной кредиторской задолженности по предоставленным населению ипотечным кредитам, то мы отметим негативную тенденцию увеличения общей суммы в целом по стране.

□% 1% 1% 1%

Сибирский федеральный округ 1 б%>

Уральский федеральный округ 13%

Центр альный федеральный округ 28%.

Северо-Западный федеральный округ 11%

Приволжский федеральный округ 19%

92%

жный федеральный округ

8%

Рис. 2.4 Доли регионов, в которых находятся кредитные организации, предоставляющие ипотечные жилищные кредиты в 2009 г. (в процентах) [13]

Наибольший удельный вес просроченной задолженности (в 2009 г. - 51, приходится на Центральный федеральный округ, однако его доля в общем объеме просрочки сократилась с 69,7% в 2008 г. Доля остальных федеральных округов в общем объеме

просроченной задолженности по ипотечным жилищным кредитам выросла в 2009 г. по сравнению с предыдущим периодом. Рост абсолютного значения просроченной задолженности в ЦФО в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составил 100%. Наибольший рост просроченной задолженности наблюдается в Дальневосточном и Северо-Западном округах в 4,78 и 4,17 раз соответственно (рис. 2.5).

Л?

Cv

О

Рис. 2.5 Изменение просроченной задолженности заемщиков по предоставленным жилищным ипотечным кредитам по регионам за период 2008-2009 гг. [14]

По нашему мнению, в ЦФО наблюдается уменьшение удельного веса просроченной задолженности, поскольку регион является относительно благополучным с точки зрения развития системы страхования в жилищной сфере.

2008 год 2009 год

Уральский фед. округ 5%

Сибирский фед. округ

Дальневосго чный фед. округ 1%

приволжски й фед. округ 9%

Южный фед. округ 4%

СевероЗападный фед. округ 4%

Сибирский фед. округ 12%

Дальневост очный фед. округ

2%

Уральский фед. округ 7%

Приволжск ий фед. округ 14%

Центральны й фед. округ 69%

Южный фед. округ 6%

Центр альны й фед. округ 52%

Севе" Западный фед. округ 7%

Рис. 2.6 Региональная структура просроченной задолженности по ипотечным жилищным кредитам по регионам в 2008 и 2009 гг. (в процентах) [14]

Что касается остальных федеральных округов, то такая негативная тенденция роста просроченной задолженности может косвенно свидетельствовать об отсутствии эффективных механизмов ипотечного страхования в регионах, в частности, неразвитости страхования рисков дефолта заемщика, снижения его платежеспособности и других рисков.

Что касается системы страхования рисков участников долевого строительства жилья в России, то на сегодняшний день ее формирование и становление только

начинаются. В этой связи какая-либо статистика использования данного вида страхования в регионах отсутствует.

Разработка и реализация региональных программ страхования должна основываться на следующих методологических принципах [15]:

- комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе ее выполнения;

- целевая направленность и системность мероприятий программы;

- разработка нескольких вариантов плана мероприятий с учетом альтернативности условий ее реализации;

- обеспечение реализации программы необходимыми ресурсами;

- адресность программы;

- обеспечение управляемости программы путем создания необходимых правовых, организационных, финансовых механизмов.

На основании проведенного анализа можно сформулировать следующие выводы. При создании эффективной системы страхования в жилищной сфере в России необходимо основываться на следующих принципах:

- создание единой (глобальной) информационной базы;

- максимальный охват страховой защитой населения во всех субъектах Российской Федерации;

- повышение интереса к страхованию и доверия к страховщикам среди населения;

- повышение надежности страхования посредствам создания системы государственного контроля и гарантий;

- разработка комплекса превентивных мероприятий, финансируемых за счет бюджетных средств, а также за счет средств предупредительных фондов, создаваемых страховщиками;

- разработка системы льгот для граждан, осуществляющих страхование своего жилья;

- создание единого центра, координирующего деятельность всех участников процесса страхования в жилищной сфере, участвующего в разработке и реализации целевых программ развития (в том числе региональных), в структуру которой обязательно должны входить представительства в регионах;

- расширять взаимодействие региональных и федеральных союзов страховщиков с целью повышения качества и увеличения количества предлагаемых страховых продуктов;

- развивать страховую инфраструктуру в регионах с учетом социально-экономических особенностей;

- наряду с созданием филиальной сети московских страховщиков, формирование региональных страховых компаний.

Литература

1. Центр стратегических исследований «Итоги развития страхового рынка в первом полугодии 2010 г.» (http://www.rgs.ru/media/Analitika/).

2. Качалова Е.Ш., к.э.н. Региональное страхование в системе экономической безопасности Российской Федерации // Финансы. - № 4. - 2003.

3. Принята в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2010 № 1201-р.

4. Принята в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2002 № 1361-р.

5. Указ Президента РФ от 28.04.1997 № 425 (ред. от 27.05.1997) «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации».

6. Выступление Путина В.В. с докладом на заседании Межрегиональной партийной конференции партии «Единая Россия» 9.04.2010.

7. По данным сб. «Российский статистический ежегодник», стат. сб. Росстат России. - М.: 2009 г. - с. 613.

8. По данным сб. «Российский статистический ежегодник», стат. сб. Росстат России. - М.: 2009 г. - с. 612-615.

9. Распоряжение мэра Москвы от 17.01.1995 № 20-РМ «О введении единой системы страхования жилищного фонда в г. Москве».

10. По данным Городского центра жилищного страхования на конец 2008 г. (http://housing.mos.ru/dmghtml/links/insur_2003.htm).

11. По данным Городского центра жилищного страхования (официальный сайт -www.housing.mos.ru).

12. Н.П. Николенко «Технологии продаж в страховании объектов жилищной сферы» // Организация продаж страховых продуктов. - 2009. - № 2.

13. По данным Банка России (официальный сайт - www.cbr.ru).

14. По данным Банка России (отчет о состоянии рынка ипотечного жилищного кредитования в 2009 г.).

15. Шутов Е.А. Развитие системы страхования в жилищно-коммунальной сфере региона: дис. канд. эк. наук, - 2006, стр. 146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.