Научная статья на тему 'Адаптация к посткризисным условиям финансового механизма реализации региональных программ ипотечного жилищного кредитования'

Адаптация к посткризисным условиям финансового механизма реализации региональных программ ипотечного жилищного кредитования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИПОТЕЧНОЕ ЖИЛИЩНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / ИПОТЕЧНЫЙ КРЕДИТ / ПРИНЦИПЫ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачева Алла Ахмедовна

Рассмотрены проблемы ипотечного жилищного кредитования на современном этапе. Предложены направления адаптации финансового механизма региональных программ ипотечного жилищного кредитования к посткризисным условиям на основе выделения базовых и специфических принципов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the problem of mortgage housing crediting at the present stage. New directions of adaptation of the financial mechanism of realization of regional programmers of mortgage housing crediting on the basic and specific principles

Текст научной работы на тему «Адаптация к посткризисным условиям финансового механизма реализации региональных программ ипотечного жилищного кредитования»



литики должно быть накопление и воспроизводство человеческого потенциала.

Подводя итоги, нужно отметить, что проблема человеческого потенциала играет существенную роль в экономике региона и требует более глубо-

кого исследования, так как, на наш взгляд, наиболее актуальна на данном этапе развития общества.

Работа выполнена в рамках Темплана-2010 ГОУ ВПО ПГУ по заказу Федерального агентства по образованию (тема № 1.8.10).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Добрынин, А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике [Текст] / А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова. - СПб.: Наука, 1999. - 309 с.

2. Колин, К.К. Человеческий потенциал и инновационная экономика [Текст] / К.К. Колин // Вестник Российской Академии естественных наук. - 2003. - № 4. - С. 3.

3. Мингалева, Ж.А. Научный и образовательный потенциал инновационного развития национальной экономики [Текст] / Ж.А. Минга-

лева // Научно-технические ведомости СПбГПУ. -2008. - № 4 (61). - С. 21.

4. Мингалева, Ж.А. Регионализация образования: использование интеллектуального потенциала вузов (на примере Пермского края) [Текст] / Ж.А. Мингалева // Экономика региона. - 2007. - № 4. - С. 255.

5. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода [Текст] / под ред. И.Т. Фролова. -М., 1999.

Отраслевая экономика

УДК 336.77.067.32

А.А. Грачева

Адаптация к посткризисным условиям финансового механизма реализации региональных программ ипотечного жилищного кредитования

Реализация региональных программ ипотечного жилищного кредитования (ИЖК), направленных на государственную помощь гражданам, имеющим статус нуждающихся в улучшении жилищных условий, тесно связана с явлениями, происходящими на рынке ипотечного жилищного кредитования, где под влиянием кризиса произошла переоценка рисков на финансовых рынках, что повлияло на изменение условий выдачи ипотечных кредитов.

По данным Банка России, в 2009 г. объем выданных ипотечных кредитов составил 152,5 млрд р. и сократился в 4,3 раза по сравнению с 2008 г. [2]. Снижение доходов населения, рост безработицы в совокупности с ростом процентных ставок по ипотечным кредитам и снижением курса рубля, а также участившиеся случаи невыполнения или ненадлежащего выполнения застройщиками своих обязательств привели к росту просроченной ссудной задолженности по ипотечным кредитам. По итогам 2009 г. объем такой задолженности увеличился в три раза и составил 31,031 млрд р., или 2,6 % от общего объема ипотечного портфеля российских банков [2].

В конце 2009 г. наметилась тенденция к снижению ставок по ипотечным кредитам (по итогам года средневзвешенная процентная ставка по кредитам в рублях составила 14,3 %, снизившись на 0,3 процентных пункта по отношению к 2008 г.) [2].

Комплекс мер по улучшению ликвидности банковского сектора, предпринятый Банком России, позволил ведущим участникам рынка наряду со снижением процентных ставок смягчить и другие параметры ипотечных кредитов. В частности, сумма первоначального взноса в Сбербанке и ВТБ 24 была уменьшена с 30 до 20 % стоимости квартиры. По программе Сбербанка «Молодая семья» (для семей с детьми) размер

первоначального взноса был снижен с 20 до 15 % [2]. Кроме того, Сбербанк отказался от комиссионных сборов за оформление кредитов, в том числе ипотечных.

По прогнозам аналитиков, к концу 2010 г. средневзвешенные ставки составят 12-13 % в рублях, общий объем выдачи ипотечных кредитов возрастет вдвое (до 280-320 млрд р.) по сравнению с аналогичными показателями 2009 г. [2].

Привходящие изменения актуализируют задачи адаптации финансового механизма реализации региональных программ ИЖК к посткризисным условиям. Практическая значимость этого вопроса усиливается и тем, что срок действия Федеральной целевой программы «Жилище» и большинства региональных программ ипотечного жилищного кредитования ограничивается 2010 г. [3].

С экономической точки зрения в основе финансового механизма реализации региональных программ ипотечного жилищного кредитования лежат финансовые отношения, связанные с безвозмездным (односторонним) движением денег, и кредитные отношения, связанные с возвратным и платным движением денег [5].

Под финансовым механизмом реализации региональных программ ИЖК следует понимать совокупность элементов и связи между ними, обеспечивающие взаимодействие субъектов ИЖК, направленные на государственную помощь гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, путем оказания финансовой поддержки и обеспечения доступа к ипотечным кредитным продуктам коммерческих банков.

Считаем, что адаптацию финансового механизма реализации региональных программ ИЖК к посткризисным условиям целесообразно проводить в соответствии с элементами механизма, представленными далее в таблице.

Элементы финансового механизма реализации региональных программ ипотечного жилищного кредитования

Элементы финансового механизма Содержание элементов финансового механизма

Внешнее регулирование и контроль Государственное регулирование: законодательное и финансовое осуществляемое на различных уровнях государственной власти (федеральном, региональных и местных). Рыночное регулирование: формируется в сегментах рынка недвижимости и кредитного рынка конкретного региона. Государственный контроль и надзор: регулирование, мониторинг и контроль деятельности коммерческих банков со стороны ЦБ РФ; контроль эффективности расходования бюджетных средств со стороны Счетной палаты РФ. Независимый контроль: контроль со стороны аудиторских организаций

Источники финансовых ресурсов Бюджетные: средства бюджетов различных уровней. Внебюджетные источники: средства АИЖК; средства Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК); собственные средства потенциальных заемщиков; собственные и привлеченные средства коммерческих банков; средства Пенсионного фонда РФ (материнский капитал); средства страховых и инвестиционных фондов; средства строительных организаций и пр.

Методы финансового обеспечения формирования и реализации региональных программ ИЖК Формирование финансовых ресурсов для реализации региональных программ ИЖК. Государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, реализуемые через администрации регионов, региональных операторов АИЖК и АРИЖК. Кредитование (выбирается коммерческим банком исходя из категорий заемщиков, вида кредитуемого объекта недвижимости). Рефинансирование ипотечных кредитов, реализуемое ипотечными агентами АИЖК, банками с государственным участием (выпуск ипотечных облигаций, секьюритизация ипотечных активов, перекредитование заемщиков). Управление рисками - применяется всеми институциональными участниками. Сюда входит: оценка кредитоспособности заемщика; оценка предмета залога; государственная регистрация предметов залога; страхование; работа с просроченной задолженностью (предоставление отсрочки по уплате основного долга или процентов по нему, увеличение сроков кредитования и пр.); реструктуризация ипотечного долга. Предоставление государственных гарантий по возврату ипотечных кредитов через АИЖК и региональные органы власти. Контроль (применяется в зависимости от его вида). Оценка эффективности региональных программ ипотечного жилищного кредитования

Финансовые рычаги Формы государственной поддержки заемщиков - государственные субсидии, жилищные сертификаты, материнский (семейный) капитал, льготные проценты по ипотечным займам. Ипотечный кредит. Система ограничений, основанная на требованиях к потенциальным участникам региональных программ, требованиях к кредитоспособности потенциальных заемщиков, требованиях к предмету залога; штрафные санкции (пени, штрафы, неустойки). Налоговое стимулирование заемщиков. Формы государственной поддержки заемщиков, испытывающих дефицит платежеспособности

Финансовые инструменты Государственная поддержка участников региональных программ ипотечного жилищного кредитования - поручение о предоставлении государственной субсидии, жилищного сертификата; договор о предоставлении займа под льготный процент; свидетельство на право получения субсидии; сертификат на материнский (семейный) капитал. Кредит - договор ипотечного кредитования, договор залога имущества. Страхование - страховой полис. Инвестирование - договор купли-продажи жилой недвижимости, договор долевого участия. Рефинансирование основного долга по ипотечному кредиту - договор перекредитования заемщика. Рефинансирование коммерческих банков - эмиссия ипотечных ценных бумаг и облигаций. Реструктуризация ипотечной задолженности, используемая АРИЖК - договор стабилизационного займа, договор смешанного кредитования. Прочие виды финансовых инструментов - депозитные договоры

^траслевая^КОНОМИК^^^

Адаптация финансового механизма реализации региональных программ ИЖК к посткризисным условиям ориентирована на повышение доступности ипотечных кредитов за счет следующего:

- повышения платежеспособного спроса сред-недоходного населения посредством снижения процентных ставок по ипотечным кредитам (к 2030 г. до 6 %) и снижения первоначального взноса за счет внедрения института страхования [1];

- помощи заемщикам, испытывающим финансовые затруднения вследствие потери работы либо существенного снижения заработной платы, посредством предоставления государственных гарантий по возврату ипотечных кредитов и создания регионального маневренного фонда;

- увеличения предложения жилой недвижимости путем наращивания объемов строительства (в первую очередь жилья эконом-класса)[2];

- усовершенствования правовой базы, ориентированной на поддержку работы финансовых институтов и обеспечение социальной защищенности заемщиков.

В основе методологического подхода к адаптации финансового механизма реализации региональных программ ИЖК к посткризисным условиям лежит выделение принципов их разработки и реализации. Наиболее целесообразным представляется выделение общих принципов, характерных для всех регионов, и специфических, учитывающих особенности социально-экономического развития регионов.

К числу общих принципов разработки и реализации региональных программ ипотечного жилищного кредитования, по нашему мнению, могут быть отнесены:

- принцип законодательного обеспечения -основой разработки и реализации региональных программ ИЖК выступает единое законодательное поле;

- принцип использования единых критериев участия граждан в региональных программах ИЖК - в его основе лежат требования законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих статус граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение государственных субсидий и жилищных сертификатов;

- принцип рационального размещения и использования средств государственной поддержки

граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий - средства субсидий, жилищные сертификаты, а также средства ипотечного кредита расходуются на конкретные, строго определенные цели;

- принцип соблюдения прав и учета законных интересов участников региональных программ ИЖК - включает использование инструментов государственной поддержки (государственные гарантии по возврату ипотечных кредитов; реструктуризация ссудной задолженности по ипотечным кредитам; переселение граждан, оставшихся без жилья в результате перехода предмета залога в собственность банка, в маневренный фонд);

- принцип непрерывного контроля реализации региональных программ ИЖК - организация и осуществление государственного и независимого контроля целевого использования средств федерального, региональных и местных бюджетов, контроля привлечения внешнего финансирования, мониторинг результатов реализации региональных программ ИЖК, а также финансовое, организационное и консультационное сопровождение механизма реализации региональных программ ИЖК.

К числу специфических принципов отнесены:

- принцип соответствия основных параметров региональных программ ИЖК рынку и социальным программам государства - обеспечивает разработку региональных программ ИЖК с учетом финансовых возможностей регионов, особенностей демографической ситуации (с учетом половозрастной структуры населения, количества многодетных семей), ситуации на рынке труда, уровня доходов и уровня жизни населения, состояния строительного сектора, предложения ипотечных кредитных продуктов со стороны коммерческих банков;

- принцип достаточного информационного обеспечения - свободный доступ к достоверной и максимально полной информации о реализации региональных программ ИЖК, рассчитанной на широкий круг неподготовленных пользователей различных возрастных категорий.

В рамках предпринятого исследования нами предложены направления адаптации финансового механизма реализации региональных программ ипотечного жилищного кредитования к посткризисным условиям, позволяющие решить основные проблемы, существующие сегодня в России в области их реализации.

СПИСОК литературы

1. Долгосрочная стратегия развития ипотечного жилищного кредитования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ahml.ru/file.res?src=about/ conz/Strategiya_HML.pdf

2. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей [Текст] : Фед. закон № 256-ФЗ от 29.12.06 г. (с изм. и доп. от 23.07.08 г., 25.12.08 г.) // КонсультантПлюс: ВерсияПроф.

3. О государственной целевой программе «Жилище» [Текст] : Пост. Правительства РФ № 595 от

20.06.93 г. (ред. от 26.07.04 г.) // КонсультантПлюс: ВерсияПроф.

4. Рынок жилья и ипотечного кредитования: итоги 2009 года / Аналит. центр АИЖК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ahml.ru/common/img/ uploaded/files/agency/repoting/guarterly/report4g2010.pdf

5. Савинова, В.А. Региональные аспекты ипотечного кредитования: теория и практика [Текст] /

B.А. Савинова // Финансы и кредит. - 2008. - № 47. -

C. 32.

УДК 330+65.01

С.Г. Опарин, Е.В. Есипова, Ю.Е. Гурова

Оценка эффективности инвестиций в транспортное строительство

с учетом неопределенности и риска

Актуальной проблемой в экономике, ожидающей своего научного и практического решения, по-прежнему остается вероятностная оценка эффективности инвестиций с учетом количественных характеристик неопределенности и риска.

Неопределенность как неполнота, неточность или случайность данных порождает возможность наступления неблагоприятных ситуаций и последствий для участников реализации инвестиционного проекта и соотносится с понятием «риск».

Сегодня для учета неопределенности и риска используются разные подходы, отличающиеся способами описания данных об условиях реализации проекта, точностью и достоверностью получаемых оценок, среди них:

- проверка устойчивости результата оценки в наиболее вероятных и опасных для участников проекта условиях (влияние фактора риска на норму дисконта не учитывается);

- корректирование параметров проекта и применяемых экономических нормативов, замена их значений на ожидаемые значения с учетом неопределенности и риска. При таком подходе, например, сроки реализации проекта увеличиваются на среднюю величину возможных задержек, или учитывается среднее увеличение стоимости строительства, обусловленное проектными ошиб-

ками в ходе выполнения работ. Здесь могут быть учтены задержки в поставках материалов, штрафные санкции за нарушение договорных обязательств, а также ожидаемые потери от возможной материализации риска, если не предусмотрено страхование риска или не установлена ответственность участников проекта;

- вероятностная оценка экономической эффективности реализации проекта по имеющимся статистическим данным или гистограммам распределения (предполагает формализованное описание неопределенности исходных данных, условий и риска реализации проекта). Значения показателей эффективности проекта, установленные с учетом неопределенности и риска, рассматриваются как ожидаемые значения.

Вероятностная оценка эффективности проекта с учетом количественных характеристик неопределенности и риска производится при наличии более детальной информации о различных сценариях реализации проекта, вероятностях их осуществления и о значениях основных показателей проекта в каждом из сценариев.

Риск нерезультативности проекта оценивается как суммарная вероятность сценариев, при которых нарушаются условия финансовой реализуемости проекта, а риск неэффективности проекта -как суммарная вероятность сценариев, при кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.