Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / СУБЪЕКТЫ РЫНКА ТРУДА / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА РАБОТОДАТЕЛЕЙ / БЕЗРАБОТИЦА / ЗАНЯТОСТЬ / ДИСПРОПОРЦИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шатунов Ю.А., Белов Г.Л.

В статье рассмотрена роль субъектов трудовых отношений в формировании динамики и основных характеристик регионального рынка труда. Статья написана на материалах исследования ранка труда Чувашской республики, проведенного в 2020-2021 годах. Показано, что рынок труда подвержен влиянию множества факторов как объективного, так и субъективного характера. Отмечены основные причины диспропорций рынка, намечены пути его оптимизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL PECULIARITIES OF LABOR MARKET REGULATION

The article considers the role of subjects of labor relations in the formation of dynamics and main characteristics of the regional labor market. The article is based on the materials of the research of the rank of labor of the Chuvash Republic, which was conducted in 2020-2021. It is shown that the labor market is influenced by many factors, both objective and subjective. The main causes of market imbalances are noted and ways to optimize it are outlined

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА»

Региональные особенности регулирования рынка труда

сч о сч

сч

О!

о ш т

X

<

т О X X

Шатунов Юрий Александрович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, управления и права Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, UShatunov@yandex.ru

Белов Георгий Леонидович,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики, управления и права Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, bgl21@mail.ru

В статье рассмотрена роль субъектов трудовых отношений в формировании динамики и основных характеристик регионального рынка труда. Статья написана на материалах исследования ранка труда Чувашской республики, проведенного в 20202021 годах. Показано, что рынок труда подвержен влиянию множества факторов как объективного, так и субъективного характера. Отмечены основные причины диспропорций рынка, намечены пути его оптимизации

Ключевые слова: Чувашская Республика, субъекты рынка труда, кадровая политика работодателей, безработица, занятость, диспропорции спроса и предложения.

Исследование выполнено за счет средств целевого финансирования по внутривузовскому гранту ЧГПУ им. И.Я. Яковлева за 2021 г. на тему «Влияние кадровой политики работодателя на состояние рынка труда», договор от 30.04.2021 № 69/2021

К основным субъектам рынка труда принято относить государство, в его различных ролях (работодателя, регулятора, посредника между покупателями и продавцами рабочей силы), собственники средств производства и различные структуры, представляющие их коллективные интересы, наемных работников и их организации. Работники в настоящее время не играют активной роли в формировании ландшафта рынка труда и влияют на его характеристики лишь в рамках реактивной поведенческой модели.

Практически устранены из числа субъектов рынка труда профессиональные союзы, как организации, призванные защищать интересы наемного персонала, сдерживать процесс прекариза-ции труда. По данным аналитической службы ре-крутинговой платформы Неа^ип1ег в 2010 г. профсоюзным движением было охвачено всего 12% занятых, а 70% трудящихся работает в организациях, не имеющих профсоюзов. Действующие же профсоюзные организации весьма не однозначно трактуются их членами: половина опрошенных работников оценила свое участие формальным, а 16% назвали членство в организациях «обузой» [1].

В 2019 году ВЦИОМ провел свои исследования роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений. Результаты опроса показали, что 98% россиян не обращаются в профсоюзы при нарушении работодателем их прав. При этом 45% опрошенных с такими нарушениями сталкивались и реагируют на них по-разному: идут разбираться к руководству 6% респондентов, обращаются в суд 3%, снижают свою трудовую активность - 2%. Меньшая часть работников прибегают к посредничеству, подкупам, угрозам или активным акциям протеста. Покорно терпели несправедливое отношение к себе 6% респондентов. И, наконец, 7% опрошенных меняли место работы. Также выявлено, что 40% опрошенных считают, что профсоюзы в России не играют значительной роли в регулировании трудовых отношений, а 42% вообще отрицают какую-либо их роль [3].

В Чувашии действует 1б отраслевых рескомов профсоюзов. Все они заключают трехсторонние соглашения о партнерстве с властями и работодателями. Наиболее конкретным по содержанию является Республиканское отраслевое Соглашение о социальном партнерстве в организациях электротехнической промышленности и электроэнергетики на 2020 - 2022 годы [4]. Но в подавляющем большинстве трехсторонние соглашения носят об-

щий характер. Активность профсоюзов как реальных защитников интересов работников проявляется лишь в критических ситуациях. Так, в ноябре 2021 года Президиум республиканской организации профсоюза работников образования направил обращение к депутатам Госсовета ЧР, где указал на низкий уровень ставок должностных окладов педагогических работников, а также слишком высокую долю переменной части заработной платы (70-80%). По этим показателям республика осталась позади всех своих соседей по Приволжскому федеральному округу. Так ставка учителя в Чувашии выросла с 2013 по 2021 год на 15,2 % (с 4995 руб. до 5889 руб.) в то время как продукты питания подорожали за последние семь лет на 68%, и это без учета скачка 2021 года, [5].

Такие обращения редки и являют собой крайнюю форму проявления боевитости современных профсоюзов. Профсоюзы находятся под плотным контролем государства и работодателей, и ожидать от них решительных действий, предусмотренных трудовым кодексом, не приходится. Даже деятельные профсоюзные объединения, такие как были на всеволожском заводе «Форд», сталкивались с формальными ограничениями реализации своих прав. Так, проводимые ими забастовки были признаны судом незаконными на основании того, что решение по ним принималось на собраниях, проводимых посменно, а не на общем собрании членов профсоюза предприятия.

В декабре 2019 года подписано очередное трехстороннее соглашение о социальном партнёрстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, Союзом «Региональное объединение работодателей Чувашской Республики» и Союзом «Чувашское республиканское объединение организаций профсоюзов «Чувашрессовпроф» на 2020-2022 годы. Документ, как и все предыдущие его итерации, носит предельно общий, декларативный характер и никак не претендует на роль действенного инструмента регулирования трудовых отношений.

Специалисты предлагают рассматривать направления регулирования рынка труда на трех уровнях: государственном или макроуровне (политика в сфере демографии, образования, занятости и т.д.), региональном - мезоуровне (деятельность территориальных органов Минтруда и служб занятости и т.д.) и местном, т.е. микроуровне (обучение, трудоустройство, выплата пособий, деятельность трехсторонних комиссий) [2].

Вместе с тем, можно несколько модифицировать эту классификацию применительно к государственному регулированию, отнеся в микроуровню не деятельность местных властей, которую уместно отнести к среднему уровню, а воздействие государства на рынок труда на уровне бюджетных организаций, где оно выступает в качестве работодателя.

На макроуровне делается многое. В 2007 году принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. На ее реализацию ежегодно выделяются немалые средства федерального, региональных и местных бюджетов, государственных внебюджетных и благотворительных фондов, коммерческих и общественных организаций и других источников. Национальный проект «Демография» предполает расходование из федерального бюджета на 20192022 годы 2359,6 млрд. руб. Национальный проект «Образование» на эти же годы предусматривает выделение из бюджета 493,4 млрд. руб. в рамках которого в 2020-2022 гг. на проект «Молодые профессионалы» планируется 73,5 млрд. руб., проект «Новые возможности для каждого» (формирование системы непрерывного обучения работающих граждан) - 3,8 млрд. Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» на 2020-2022 годы получит финансирование в размере 21,3 млрд. руб. Улучшить характеристики рынка труда призван также национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», на реализацию которого в 2020-2022 году выделяется 185,3 млрд. руб.

Вместе с тем на данном уровне далеко не все властные органы отличаются высоким совершенством управленческих решений. На крайне низком уровне остаются пособия по безработице. Максимальная сумма 12130 руб. выплачивается всего три месяца, минимальный размер пособия, которым вынужден довольствоваться лишенный возможности трудоустроится человек, составляет 1500 руб. Система профессионального образования, призванная обеспечивать рынок труда необходимым количеством высококвалифицированных кадров, долгие годы пребывала в режиме жесткой оптимизации. Выбранный метод удаления с рынка «излишних» образовательных учреждений был основан не на оценке качества обучения, а на формальных процедурах, предельно бюрократизировавших творческую преподавательскую работу. Новшества коснулись не только качественной, но и количественной стороны образовательного процесса. С 2015 года Минобрнауки ввело в практику распределение бюджетных мест между вузами на основе конкурса. Таким образом, контрольные цифры приема, определенные на региональном уровне, стали существенно расходиться с количеством выделенных бюджетных мест. Не вдаваясь в анализ весьма спорных критериев и механизма конкурсной процедуры, следует признать, что переток студентов в более статусные, прежде всего столичные вузы приведет к усилению кадрового голода в регионах. Вероятность, что отучившиеся в мегаполисах молодые специалисты в полном объеме вернуться в депрессивные регионы крайне

х

X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м

сч

0 сч

сч

01

о ш т

X

<

т О X X

мала. Уже в 2020-2021 учебном году вузы Чебоксар лишились ряда направлений подготовки.

На мезоуровне государственная политика регулирования трудовых отношений также нуждается в совершенствовании. В республике нет единого центра ответственности за состояние рынка труда. Различные стороны его функционирования находятся в сфере интересов министерства экономического развития, министерства труда и его подведомственных учреждений, профильных министерств и ведомств и ряда надзорных органов.

Ни у одного из них нет рычагов достаточно эффективного воздействия на других субъектов рынка труда. Размытость зон ответственности прослеживается в соглашении о социальном партнерстве (Табл.1)

Не только механизм функционирования, но даже текущее состояние рынка труда остаются недостаточно изученными. Очевиден дефицит достоверных данных об уровне безработицы, количестве вакансий, масштабах теневой занятости и т. д. Практически не изучаются и не учитываются в управленческой деятельности психологические характеристики субъектов рынка - престижность различных профессий, рейтинги учебных заведений и направлений подготовки специалистов, имидж предприятий и организаций региона.

Недостаточно высокая значимость регулирования рынка труда в социально-экономической политике региона проявляется и в кадровой политике местных властей. Центры занятости населения, учебные центры Минтруда часто используются в качестве «парашютных площадок» для чиновников, потерявших более престижные должности. С недостаточным уровнем профессионализма руководителей в значительной степени связана и невысокая эффективность центров занятости населения в поддержке безработных и помощи им в поисках работы. По данным Чувашстата в республике отмечается низкий уровень обращений в государственные службы занятости населения. Он оказался в два раза ниже, чем в целом по стране и по Приволжскому федеральному округу. Не ожидают более эффективной помощи в поисках работы жители республики и от коммерческих рекру-тинговых компаний (этот показатель в пять раз ниже общероссийского, и в шесть раз ниже показателя ПФО). Наиболее популярным у жителей Чувашии способом поиска работы остается обращение к друзьям, родственникам и знакомым. Входящий в эту категорию реферальный подход является и наиболее эффективным с точки зрения за-крепляемости кадров. На втором месте по популярности в качестве посредников на рынке труда выступают рекрутинговые интернет платформы.

На микроуровне государство демонстрирует наименьший уровень ответственности за состояние рынка труда, что, прежде всего, выражается в практике стимулирования трудовой деятельности.

Крайне низкий уровень заработной платы подавляющего числа бюджетных работников и пугающие значения децильного коэффициента, плоская с признаками регрессивности шкала налогообложения, злоупотребление сверхурочной занятостью - далеко не полный перечень признаков деятельности государства в качестве работодателя. В регионах последствия таких проявлений деградации трудовых отношений наиболее заметны.

Таблица 1

Распределение обязанностей сторон в рамках трехстороннего соглашения о социальном партнёрстве на 2020-2022 годы по развитию рынка труда Чувашской республики

Совместные действия

Правительство

Работодатели

Субъекты рынка труда

- развития рынка образовательных услуг;

- профориентации населения;

- повышение мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;

проведение мероприятий по повышению престижа рабочих профессий, размещения соответствующих материалов в средствах массовой информации и использование современных информационно-коммуникационных технологий;

- определение потребности организаций в квалифицированных кадрах

надзор и контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;

- информирование населения о положении на рынке труда;

- расширение образовательных услуг в соответствии с потребностями рынка труда;

- ежегодное представление в Республиканскую комиссию аналитической информацию о состоянии рынка труда и ее публикация в средствах массовой информации._

Профсоюзы

Обязанности сторон

принятие мер по сохранению полной и стабильной занятости, созданию новых рабочих мест с достойной заработной платой;

- обеспечение прохождения производственной практики обучающимися;

- создание условий для внутрипроизводственного профобучения;

- участие в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в корректировке образовательных программ профилирующих дисциплин;

- информирование органов государственной службы занятости населения о наличии вакантных рабочих мест.

контроль за соблюдением законодательства в вопросах приема, увольнения, сокращения численности или штата работников, предоставление льгот молодым специалистам;

предоставление бесплатной правовой и консультативной помощи по вопросам занятости населения членам профсоюзов;

- контроль за необоснованным и массовым применением в организациях срочных трудовых договоров;

- содействие образованию и деятельности в организациях комиссий по трудовым спорам;

- контроль за предоставлением гарантий и дополнительных льгот работникам, совмещающим работу с обучением._

Так, зарплата работников органов местного самоуправления Чувашской Республики в 2015 году составляла 20409 рублей, в то время как средний показатель по России был 32222 рубля. В 2019 году размеры этих зарплат зафиксированы на уровне 23743 руб. и 39897 руб. соответственно. Если в 2015 году показатель по Чувашской республике составлял 63,34% от общероссийского, то в 2019 - уже 59,51%, то есть разница в оплате труда бюджетных работников этой категории только возрастает. В Москве те же работники бюджетной сферы получали в 2015 году 77 577 руб., а в 2019 году - 108335 руб., то есть почти в пять раз больше, чем в Чувашии.

Миграционная активность, инспирируемая низкими доходами населения депрессивных регионов, характерна не только для молодых специалистов, но и для представителей старших возрастов, которых не устраивает уровень ожидаемой пенсии. Федеральный прожиточный минимум пенсионеров, на основе которого рассчитываются пенсии россиян, в 2021 году составляет 10022 руб. Однако, из-за ограниченности бюджетов большинства регионов страны предусмотрен переходный период до 2025 года, когда этот стандарт станет обязательным для всех. Поэтому в Чувашии минимальная пенсия составляет 8466 рублей в то время как в Москве -20222 рубля. Размер пенсии за последние 7 лет вырос на 43%, в то же время продукты питания за этот период подорожали на 68 %.

Кадровая политика работодателя, как в коммерческой, так и в бюджетной сферах генерирует процесс дестабилизации рынка труда. Исследования рынка труда, проведенные в 2020-2021 года показали низкий уровень менеджмента в сфере трудовых отношений, Работодатели не придают должного значения целеполаганию и планированию. Максимальная по выделенным в исследовании профессиональным группам доля организаций, имеющих стратегии развития отмечена в категории «Здравоохранение» (73%), минимальная - в торговле (30%). Наличие программ развития фиксируется по группам предприятий от 30% в торговле до 91% в сфере здравоохранения. Далеко не во всех программах развития предприятий присутствует раздел о развитии персонала. Так в группе торговых предприятий только 10% выделяют планирование персонала как самостоятельное направление развития. У 40-60% обследованных предприятий и организаций период кадрового планирования не превышает одного года, что характерно для пассивного и реактивного типов кадровой политики. В ходе исследования была выявлена крайне низкая доля вакансий, закрываемой в организациях республики молодыми специалистами: промышленность - 16,4%, строительство и ЖКХ - 11,7%, торговля - 26,7%, информатизация и связь - 26,3%, здравоохранение - 22,2%, образование - 34,1%.

Исследования также показали, что есть немало работодателей недостаточно знакомых с перечнем направлений подготовки учебных заведений высшего и среднего профессионального образования республики, не ориентирующихся на рейтинговые позиции учебных заведений, кафедр, далеких от освоения методик прелиминаринга.

Усилиями работодателей в регионах страны активно распространяются современные инструменты флексибилизации рынка, прекаризации труда - широкое использование неполной и различных форм нестандартной занятости, лишающих работников социальных гарантий, уверенности в завтрашнем дне.

Недостаточно эффективные совместные усилия субъектов трудовых отношений и их ориентация, прежде всего на удовлетворение собственных интересов приводят к растущей разбаланси-рованности рынка труда.

На начало 2021 года в республике насчитывалось 36,6 тысяч безработных их (доля служащих составляла 57,6%, специалистов высшего уровня квалификации - 13,5%, квалифицированных рабочих -13,2%, неквалифицированные рабочие - 8,1%). При этом в республиканском банке вакансий имелись сведения о наличии более 12,6 тыс. свободных рабочих мест. Среди вакансий преобладали рабочие профессии - 9673 ед. (76,7% от общего числа заявленных вакансий). Доля должностей служащих не превышала 22,0 - 24,0%. Наиболее востребованными профессиями были подсобный рабочий - 898 (7,1% от общего количества), швея - 772 (6,1 %), разнорабочие - 494 (3,9%), врач - 419 (3,3%), водитель автомобиля - 323 (2,6%), уборщик производственных и служебных помещений - 302 (2,4%). В результате исследования определена заявленная работодателями потребность в кадрах по профобластям Чувашской Республики (Табл. 2). Значительное количество занятых неудовлетворено существующими условиями и характером и оплатой труда и размещают свои резюме на сайте рекрутиговых интернет-платформ.

Таблица 2

Заявленная работодателями существующая и прогнозируемая потребность в кадрах профобластей Чувашской Рес-

№ Профессиональная об- Потребность в кадрах, чел.

п/п ласть 2020 2924

1 Промышленность и энергетика 2092 2884

2 Агропромышленный комплекс 267 379

3 Строительство и ЖКХ 2450 4200

4 Транспорт и дорожное хозяйство 3670 1230

5 Торговля и сфера услуг 5241 2345

6 Образование 1145 2820

7 Здравоохранение и социальная сфера 443 240

8 Информатизация и связь 106 48

X X О го А С.

X

го т

о

Примечание. Составлено по результатам опроса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

о м

сч

0 сч

сч

01

Таким образом, следует признать недостаточно эффективным разделение функций в регулировании рынка труда между государством, бизнесом и общественными организациями. Профсоюзам следует занять более активную позицию в регулировании трудовых отношений и защите интересов трудящихся, а также вовлекать в сферу своей деятельности прекариат. Следует пересмотреть в сторону существенного расширения трактовку понятия социальная ответственность бизнеса и работодателя. Рынок труда требует гораздо более серьезного и профессионального изучения и анализа, в том числе исследования таких его социально-психологических психологических характеристик, как мода на профессии и стереотипы их престижности, имидж отраслей и отдельных предприятий, неформальный рейтинг профессиональных образовательных учреждений и т.д.

Входивший в программу исследования анализ территориальных программ развития разных уровней показал, что недооценка кадровой составляющей является их общим местом. Из 30 реализуемых в республике госпрограмм и 15 региональных проектов, только 11 содержали раздел или просто информацию о кадровом обеспечении. А из 309 отраслевых инвестиционных проектов лишь 8 имели фрагменты текстов, посвященные кадрам.

Требует решения проблема несогласованность планов разных уровней, приводящая к тому, что стратегия развития региона оказывается несвязанной с намеченными перспективами развития конкретного предприятия ни целями, ни ресурсами, ни методологией планирования.

Литература

1. Бахарев И, Климентьев Г. Пролетарии, объединяйтесь! Исследование НН профсоюзов России. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2010/04/08/3349095. shtml (дата обращения: 22.11.2021).

2. Государственное регулирование рынка труда - чего ожидать HR-ам. Режим доступа:

https://www.hr-directo r.ru/article/67224-gosudarstvennoe-regulirovanie-rynka-truda-18-m7 (дата обращения: 22.11.2021).

3. Дергачев В., Романов В. Россияне назвали самые популярные способы защиты трудовых прав. Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/01/03/2019/5c78251f9a79 47d07b0e549f. (дата обращения: 02.12.2021).

4. Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики. Официальный сайт. Режим доступа: https://mintrud.cap.ru/action/activity/ohrana-truda-v-chuvashskoj-respublike/respublikanskoe-otraslevoe-soglashenie-o-socialjno (дата обращения: 03.12.2021).

5. Открытое письмо депутатам Государственного Совета Чувашской Республики. Режим доступа:

http://gov.cap.ru/Info.aspx?type=main&id=4460693& gov_id=148 (дата обращения: 03.12.2021).

Regional peculiarities of labor market regulation Shatunov Y. A., Belov G. L.

Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The article considers the role of subjects of labor relations in the formation of dynamics and main characteristics of the regional labor market. The article is based on the materials of the research of the rank of labor of the Chuvash Republic, which was conducted in 2020-2021. It is shown that the labor market is influenced by many factors, both objective and subjective. The main causes of market imbalances are noted and ways to optimize it are outlined Keywords: Chuvash Republic, labor market entities, employers' personnel

policy, unemployment, employment, supply and demand imbalances. References

1. Bakharev, Klimentyev G. Proletarians, unite! A study of the NN of trade

unions in Russia. Access mode:

https://www.gazeta.ru/business/2010/04/08/3349095.shtml (date of issue: 11/22/2021).

2. State regulation of the labor market - what to expect HR-am. Access mode: https://www.hr-director.ru/article/67224-gosudarstvennoe-regulirovanie-

rynka-truda-18-m7 (date of appeal: 11/22/2021).

3. Dergachev V., Romanov V. Russians named the most popular ways to

protect labor rights. Access mode: https://www.rbc.ru/politics/01/03/2019/5c78251f9a7947d07b0e549f. (date of application: 02.12.2021).

4. Ministry of Labor and Social Protection of the Chuvash Republic. Official

website. Access mode: https://mintrud.cap.ru/action/activity/ohrana-truda-v-chuvashskoj-

respublike/respublikanskoe-otraslevoe-soglashenie-o-socialjno (date of address: 03.12.2021).

5. Open letter to the deputies of the State Council of the Chuvash Republic.

Access mode:

http://gov.cap.ru/Info.aspx?type=main&id=4460693&gov_id=148 (accessed: 03.12.2021).

О Ш

m x

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.