УДК 336:148
JEL G28, M48, H43
DOI 10.26425/1816-4277-2020-1-71-77
Кара-Сал Маргарита Романовна
аспирант, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», инспектор Счетной палаты Республики Тыва, г Кызыл, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-5768-9054 e-mail: kara-sal.m@mail.ru
Хомушку Василий Каажайович
аспирант, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», председатель Счетной палаты Республики Тыва, г. Кызыл, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-7516-1501 e-mail: homushku@mail.ru
Kara-Sal Margarita
Postgraduate student, Plekhanov Russian University of Economics, Inspector of the Accounts chamber of the Republic of Tyva, Kyzyl, Russia
ORCID: 0000-0001-5768-9054 e-mail: kara-sal.m@mail.ru
Khomushku Vasilii
Postgraduate student, Plekhanov Russian University of Economics, Chairman of the Accounts chamber of the Republic of Tyva, Kyzyl, Russia
ORCID: 0000-0001-7516-1501 e-mail: homushku@mail.ru
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И РОЛЬ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ПРОЕКТНОМУ УПРАВЛЕНИЮ
Аннотация. Рассмотрены особенности внедрения проектного управления в органах исполнительной власти Республики Тыва и раскрыта сущность региональной системы управления проектами. Изучены проблемы при реализации национальных проектов на территории Республики Тыва, а также при мониторинге их реализации, в том числе проблема доступа к актуальной информации по разработке, реализации, отчетности о реализации региональных проектов. На основе проведенного исследования сделан вывод о необходимости осуществления управления государственными программами и проектами с позиций системного подхода. Необходима организация системы доступа к актуальной информации по разработке, реализации, отчетности о реализации региональных проектов, внесение изменений в закон Республики Тыва «О Счетной палате Республики Тыва», предусматривающих обеспечение доступа к информационным системам и ресурсам, а также разработка стандарта внешнего государственного финансового контроля «Проведение мониторинга региональных проектов». Ключевые слова: проектное управление, проектная деятельность, национальные проекты, федеральные проекты, региональные проекты, финансовый контроль, внешний контроль, счетная палата, государственные программы, бюджетные расходы, бюджетная эффективность, мониторинг эффективности.
Цитирование: Кара-Сал М.Р., Хомушку В.К. Региональные особенности реализации национальных проектов и роль контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации в условиях перехода к проектному управлению//Вестник университета. 2020. № 1. С. 71-77.
REGIONAL FEATURES OF THE NATIONAL PROJECTS IMPLEMENTATION AND THE ROLE OF CONTROL AND ACCOUNTING BODIES OF OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS IN THE TRANSITION TO PROJECT MANAGEMENT
Abstract. The features of the implementation ofproject management in the executive authorities of the Republic of Tuva have been considered and the essence of the regional project management system has been revealed. Problems during the implementation of national projects in the Republic of Tuva, as well as during monitoring of their implementation, including the problem of access to relevant information on the development, implementation, reporting on the implementation of regional projects have been studied. Based on the study, it has been concluded that it is necessary to manage state programs and projects from the perspectives of a systematic approach. It is necessary to organize a system of access to relevant information on the development, implementation, reporting on the implementation of regional projects, amending the law of the Republic of Tuva "On the Accounting Chamber of the Republic of Tuva", providing for access to information systems and resources, as well as developing a standard for external state financial control "Monitoring regional projects". Keywords: project management, project activities, national projects, Federal projects, regional projects, financial control, external control, accounts chamber, government programs, budget expenditures, budget efficiency, efficiency monitoring.
For citation: Kara-Sal M.R., Khomushku V.K. (2020) Regional features of the national projects implementation and the role of control and accounting bodies of of the Russian Federation subjects in the transition to project management. Vestnik universiteta. I. 1, pp. 71-77. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-1-71-77
© Кара-Сал М.Р., Хомушку В.К., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
Целенаправленное внедрение проектного управления в государственных структурах Российской Федерации (далее - РФ) началось в 2013 г., когда были образованы соответствующие структуры в федеральных органах управления [3]. В соответствии с рекомендациями данных структур началось внедрение проектного управления регионах, в том числе в Республике Тыва, а руководство внедрением проектного управления было вменено в обязанность соответствующим органам регионального и местного самоуправления [6].
В 2016 г. при Президенте РФ был создан Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам, в Правительстве РФ - Департамент проектной деятельности и были сформулированы 11 приоритетных направлений развития страны.
Аналогичные изменения произошли в структуре региональных органов исполнительной власти. 28 октября 2016 г. распоряжением Правительства Республики Тыва № 405 был утвержден План первоочередных мероприятий по организации проектной деятельности в Республике Тыва [8]. В ноябре 2016 г. было образовано Управление проектной деятельности. Под руководством нового подразделения была создана региональная система управления проектами, включающая весь спектр соответствующих звеньев, необходимых для эффективного внедрения проектной деятельности и реализации проектов на региональном уровне управления.
В органах исполнительной власти были созданы 13 ведомственных проектных офисов, закреплены ответственные сотрудники - администраторы, приняты нормативно-правовые документы, определен перечень приоритетных проектов.
Указом Президента РФ были утверждены национальные цели и стратегические задачи развития РФ на период до 2024 г., и для нашей страны начался новый ответственный этап [1]. Инструментом их достижения стали 12 национальных проектов. В соответствии с ними в Республике Тыва были утверждены 46 проектов [6]. Таким образом, республика участвует в 10 из 12 национальных проектов (кроме «Наука», «Производительность труда и поддержка занятости»). Сейчас республика находится в активной фазе самого важного процесса - их реализации. Достичь намеченных целей возможно только при условии, что все мы и каждый в отдельности возьмем на себя ответственность и обеспечим эффективное взаимодействие всех участников процесса. Национальные проекты предполагают серьезные изменения во всех сферах: экономике, медицине, образовании, культуре, качестве жизни каждой семьи. Темпы этих изменений будут расти и от того, насколько профессионально и органично мы сможем ими управлять [10].
В целях исполнения Указа Президента РФ в государственные программы Республики Тыва интегрированы расходы на реализацию региональной составляющей национальных проектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Культура», «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
В рамках реализации данного документа Правительством РФ разработаны паспорта национальных проектов (программ) по 12 направлениям стратегического развития. Из 67 федеральных проектов Республика Тыва участвует в реализации 46 региональных составляющих 10 национальных проектов. В итоге проведенной работы на 2019-2021 гг. защищены бюджетные ресурсы в объеме 7 360,9 млн руб. по 37 межбюджетным трансфертам. Объем целевых средств на 2019 г. в рамках заключенных 29 финансовых соглашений с федеральными органами исполнительной власти - 3 163 732,1 тыс. руб., из них федеральный бюджет -3 075 136,0 тыс. руб.; софинансирование из регионального бюджета - 88 596,1 тыс. руб.
В настоящее время существуют следующие проблемы финансового характера при реализации национальных проектов на территории Республики Тыва.
1. Обеспечение софинансирования целевых средств из федерального бюджета за счет средств бюджета Республики Тыва. Распоряжением Правительства России от 01 декабря 2018 г. № 2648-р установлен предельный уровень софинансирования из федерального бюджета по Республике Тыва в отношении субсидий, предоставляемых на реализацию национальных проектов и (или) федеральных проектов, в размере 99 % расходных обязательств республики [4]. Однако фактически при заключении соглашений о предоставлении целевых межбюджетных трансфертов по 8 трансфертам установлен уровень софинансирования федерального бюджета 95 %, по 5 трансфертам - от 91,5 до 41 % софинансирования из федерального бюджета. Высокий уровень софинансирования за счет собственных доходов несет нагрузку на высокодотационный дефицитный бюджет Республики Тыва. Правительством Республики Тыва изучены методики распределения межбюджетных трансфертов, критерии отбора регионов, и внесены отраслевым федеральным органам исполнительной власти предложения по внесению изменений в методики.
2. Высокодотационные регионы-получатели, в соответствии с условиями заключенного с Министерством финансов РФ (далее - Минфин России) соглашением о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов, в обязательном порядке должны согласовывать увеличение численности работников учреждений. Однако, ранее Правительству Республики Тыва на просьбы по согласованию увеличения численности сети и штатов по вновь введенным социальным объектам Минфином России давались отрицательные заключения с предложениями изыскания штатных единиц внутри имеющейся сети, дополнительных средств не предоставлялось. В период реализации национальных проектов предлагается при расчете дотации для высокодотационных регионов учитывать расходы на содержание сети и штатов новых социальных объектов, а также увеличение общей численности работников и количества учреждений.
3. Отсутствие финансовых средств в бюджете на строительство инженерных сетей к объектам строительства, а также на разработку проектно-сметной документации. В условиях отдаленности сельских поселений, а также с учетом особенностей местности стоимость строительства инженерных сетей достигает половины стоимости строительства объекта. Обеспечение подключения новых социальных объектов к инженерным сетям является проблемным вопросом из года в год [11]. В целях своевременного выполнения показателей целевых средств, национальных проектов, а также в целях обеспечения сбалансированности высокодотационного бюджета республики Правительством Республики Тыва предложено включить стоимость строительства инженерных сетей в сумму предоставляемых целевых межбюджетных трансфертов.
4. В связи с отсутствием финансовых средств на строительство инженерных сетей к строящимся социальным объектам за счет целевых федеральных средств были заключены концессионные соглашения на часть объектов строительства. В ходе исполнения бюджета возникли проблемы с Управлением Федерального казначейства при санкционировании расходов по концессионным соглашениям, которые были разрешены после отработки с Минфином России. В условиях короткого строительного сезона в целях сохранения источников финансирования целесообразно предусмотреть направление неиспользованных остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов на начало года на увеличение межбюджетных трансфертов (то есть вернуть обратно регионам) не только в случае наличия заключенного контракта, но и в случае наличия заключенного договора, концессионного соглашения.
5. Использование кодов бюджетной классификации. При исполнении бюджета в части расходов на реализацию национальных проектов в связи с поздним (после утверждения бюджета республики на 2019 г.) внесением изменений в приказ Минфина России от 8 июня 2018 г. № 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» возникла необходимость (по требованию Минфина России) приведения в соответствие уже произведенных кассовых расходов [2]. Такая проблема встречается во многих регионах. Во избежание аналогичных ситуаций в будущем предлагается вносить изменения в порядок формирования и применения бюджетной классификации до начала формирования проекта бюджета.
Внедрение проектных технологий в субъектах Российской Федерации способствует: повышению обоснованности и точности процедур планирования; успешной реализации программ и проектов [11]; обеспечению четкости контрольных мероприятий (в части выделения бюджетных средств, сроков реализации проектов); снижению бюджетных рисков [9; 12].
С целью усиления межведомственного взаимодействия сформирована новая структура проектных офисов Правительства Республики Тыва: «Доверие к власти», «Производительность труда», «Уровень жизни», «Инвестиции», «Демография», «Жилье и комфортная среда», «Качество окружающей среды», «Образованность населения». Руководителями проектных офисов назначены заместители министров. Проектные команды занимаются с членами проектных команд муниципальных образований, налаживают взаимодействие с членами проектных офисов и стейкхолдерами, а также представителями общественных объединений, активными гражданами.
Внедрение проектного управления продолжается, существуют проблемы, тормозящие этот процесс, и соответственно, отрицательно отражающиеся на реализации проектов [13].
У значительной доли сотрудников органов исполнительной власти и муниципальных образований уровень проектных знаний и навыков явно недостаточный. Постоянное изменение нормативной правовой базы, в том числе в регионах, диктует необходимость постоянного повышения квалификации участников проектных
команд на специальных курсах и путем самообучения [16]. Кроме того, участникам проектных команд в силу специфики проектной деятельности нужно владеть широким спектром знаний и навыков - аналитической работы, командного взаимодействия, модерации работы в группе и др.
Руководители органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений, председатели муниципальных образований, являющиеся участниками проектов, не всегда последовательно внедряют принципы проектного управления. Не до конца понимая суть и преимущества проектного метода, они не стимулируют развитие проектной культуры в организации, построение эффективной командной работы над проектами. Между тем именно от качества управления проектами на местах зависит конечный результат их реализации [14].
Правительством Республики Тыва реализуется 37 государственных программ, и только 4 из них - на принципах проектного управления. Перевод государственных программ на проектное управление позволил бы повысить эффективность их реализации. Управление государственными программами и проектами необходимо осуществлять с позиций системного подхода [14]. От уровня управленческой компетентности руководящего состава органов власти зависит эффективность использования средств государственного бюджета [17].
В связи с тем, что национальные проекты являются основными инструментами реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва на период до 2030 г., контрольно-счетному органу необходимо организовать систематическую работу в части мониторинга реализации региональных проектов [7]. Комплекс мониторинговых мероприятий предусматривает совокупность измерительных процедур, позволяющих выявить имеющиеся отклонения от запланированных параметров [9]. Результаты такого мониторинга могут стать базой для установления причин выявленных отклонений в ходе реализации региональных проектов, что позволит контрольно-счетным структурам субъекта оперативно вносить предложения для осуществления своевременных коррекционных действий.
Важной задачей мониторинга национальных проектов является проблема доступа к информации, а также отсутствие методологии по мониторингу региональных проектов. Учитывая ограниченность трудовых и временных ресурсов необходима модернизация системы государственного финансового контроля, повышения квалификации сотрудников контрольно-счетных органов и переход к использованию современных информационных технологий. Их применение позволит оперативно получить информацию, касающуюся исполнения бюджетов и тем самым повысить действенность контрольной и экспертно-аналитической деятельности [15].
Чтобы охватить мониторинг реализации всех проектов, реализуемых в республике, необходимо организовать систему доступа к актуальной информации по разработке, реализации, отчетности о реализации региональных проектов, а также к документам в соответствии с которыми разработаны региональные проекты.
В условиях цифровизации государственного управления, внедрения и развития государственных информационных систем, работы с большими данными в современном экономическом пространстве целесообразно использование в деятельности органов государственного аудита (контроля) информационных технологий и интеграции государственных информационных систем. Принятые приоритетные проекты в сфере цифро-визации экономики и государственного управления ставят перед контрольно-счетными органами новые вызовы. Скорость принятия решений, объем финансовой, управленческой информации, которыми оперируют органы исполнительной власти, требуют от нас существенной перенастройки своего инструментария, а в некоторой части - изменения традиционных методов проведения контроля и аудита.
На федеральном уровне пока не внедрена централизованная методология и единая автоматизированная информационная система управления проектной деятельностью. По информации Проектного управления, в работе системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», призванной такие функции осуществлять, регулярно наблюдаются технические сбои. Отсутствие единой базы данных по размещению и обеспечению актуальности информации о текущем состоянии проекта затрудняет оперативное информирование участников проектной деятельности, межведомственную координацию действий, соответственно, принятие более эффективных управленческих решений.
В целях выполнения полномочий контрольно-счетных органов субъектов как участников бюджетного процесса, а также стратегического планирования социально-экономического развития регионов необходимо внести предложение о внесении изменений в Положение о государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» и включить контрольно-счетные органы субъектов РФ в перечень участников системы и определить порядок обеспечения доступа к ней.
В настоящее время в республиканском законодательстве отсутствуют правовые основы для предоставления доступа к информационным системам, используемым органами власти в Республике Тыва. Тем не менее, практика других субъектов Российской Федерации (контрольно-счетные палаты г. Москвы, Московской области, Пермского края, Ивановской области, Счетная палата Алтайского края) показывает успешность и эффективность использования контрольно-счетными органами государственных информационных систем в целях осуществления внешнего государственного финансового контроля.
С целью повышения эффективности и производительности деятельности Счетной палатой Республики Тыва внесено предложение в Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва о внесении изменений в Закон Республики Тыва от 25 июля 2011 г. № 783 «О Счетной палате Республики Тыва», предусматривающих обеспечение доступа к информационным системам и ресурсам [5].
Мониторинг должен осуществляться по единой методологии, позволяющей эффективно работать с данными, и необходимо разработать стандарт внешнего государственного финансового контроля «Проведение мониторинга региональных проектов».
В случае отклонения от плановых параметров (недостижения контрольных точек) по результатам мониторинга региональных проектов необходимо проводить стратегические сессии с участием представителей проектных офисов, проектного управления, контролирующих органов, представителей общественно-экспертного совета, законодательного органа и иных представителей общественных и научных организаций, по результатам которых будут разработаны предложения по повышению эффективности реализации региональных проектов и внесению изменений в региональные проекты для разработки стратегии дальнейшего развития.
Библиографический список
1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный сайт Президента России // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 02.11.2019).
2. Приказ Минфина России от 08.06.2018 № 132н (ред. от 04.09.2019) «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2018 № 52011) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_300629/ (дата обращения: 02.11.2019).
3. Приказ Минэкономразвития России от 05.06.2013 № 304 (ред. от 28.11.2013) «О Совете по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&n=572641 &base=EXP&from=572641-0&rnd=BB65386DF9245AB78BF7906A57214C6E#022264365096477345 (дата обращения: 02.11.2019).
4. Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2018 № 2648-р «Об утверждении предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в отношении субсидий, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникших при реализации национальных проектов (программ) и (или) федеральных проектов» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312584/ (дата обращения: 02.11.2019).
5. Закон Республики Тыва от 25.07.2011 № ВХ-1 «О Счетной палате Республики Тыва» (принят ВХ РТ 27.06.2011) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc& base=RLAW434&n=13437#08815074968105263 (дата обращения: 02.11.2019).
6. Постановление Правительства Республики Тыва от 11.11.2016 № 470 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Республики Тыва» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant. ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW434&n=24421#06248238701213279 (дата обращения: 02.11.2019).
7. Постановление Правительства Республики Тыва от 24.12.2018 № 638 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW434&n=29032#07097217980013026 (дата обращения: 02.11.2019).
8. Распоряжение Правительства Республики Тыва от 28.10.2016 г № 405-р «О Плане первоочередных мероприятий по организации проектной деятельности в Республике Тыва на 2016 год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs. cntd.ru/document/446164641 (дата обращения: 02.11.2019).
9. Афанасьев, М. П., Шаш, Н. Н. Бюджетные реформы в России: новое видение // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2019. - № 4. - С. 197-201.
10. Бухвальд, Е. М. Национальные проекты в системе стратегического планирования Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. - 2019. - № 2 (132). - С. 50-54.
11. Голубев, А. В. Инвестиции в национальные проекты как фактор экономического роста // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). - 2019. - № 7 (9). - С. 53-59.
12. Дынник, Д. И. Национальные проекты: основные положения и проблемы в управлении // Правовестник. - 2018. -№ 6 (8). - С. 11-13.
13. Иванов, О. Б., Бухвальд, Е. М. Национальные проекты России: региональное измерение // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2019. - № 1. - С. 37-53.
14. Перов, В. И., Савкина, Р. В. Национальные проекты в системе мер по повышению эффективности использования бюджетных средств // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. - 2019. - № 9. - С. 4-15.
15. Прянишникова, Д. М. Национальные проекты в системе государственного управления//Финансовая экономика. - 2018. -№ 7. - С. 2376-2379.
16. Пятанова, В. И., Шаш, Н. Н. Развитие инструментария финансового менеджмента в российских университетах // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. - 2018. - № 3 (99). - С. 123-131.
17. Afanasiev, M. P., Shash, N. N. Program Budgeting: New Aspects of Efficiency // Information. - 2016. - T. 19. - I. 10В. -Pp. 4839-4846.
References
1. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 7 maya 2018 № 204 "O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda" [Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204 "On National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the Period up to 2024"], SPS "KonsultantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (accessed 02.11.2019).
2. Prikaz Minfina Rossii ot 08.06.2018 № 132n "O Poryadke formirovaniya i primeneniya kodov byudzhetnoi klassifikatsii Rossiiskoi Federatsii, ikh strukture i printsipakh naznacheniya" [Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated June 8, 2018 No. 132n "On the Procedure for Forming and Applying Budget Classification Codes of the Russian Federation, Their Structure and Principles of Appointment"], SPS "KonsultantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_300629/ (accessed 02.11.2019).
3. Prikaz Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii ot 05.06.2013 № 304 "O Sovete po vnedreniyu proektnogo up-ravleniya v federal'nykh organakh ispolnitel'noi vlasti i organakh gosudarstvennoi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii" [Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation dated June 5, 2013 (as amended on November 28, 2013) No. 304 "On the Council for the Implementation of Project Management in Federal Executive Authorities and State Authorities of the Subjects of the Russian Federation "], SPS "KonsultantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&n=572641&base=-EXP&from=572641-0&rnd=BB65386DF9245AB78BF7906A57214C6E#022264365096477345 (accessed 02.11.2019).
4. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 01.12.2018 № 2648-r "Ob utverzhdenii predel'nogo urovnya sofinan-sirovaniya raskhodnogo obyazatel'stva sub"ekta Rossiiskoi Federatsii iz federal'nogo byudzheta dlya subsidii, predostavly-aemykh v tselyakh sofinansirovaniya raskhodnykh obyazatel'stv sub"ektov Rossiiskoi Federatsii, voznikshikh pri realizatsii natsional'nykh proektov, po sub"ektam Rossiiskoi Federatsii na 2019 god i na planovyi period 2020 i 2021 godov" [Order of the Government of the Russian Federation dated December 1, 2018 No. 2648-R "On Approval of the Maximum Level of Co-financing Expenditure Obligations of the Russian Federation from the Federal Budget for Subsidies to Co-Finance Expenditure Obligations of Constituent Entities of the Russian Federation Encountered in the Implementation of National Projects on Subjects of the Russian Federation in 2019 and the Planning Period of2020 and 2021"], SPS "KonsultantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312584/ (accessed 02.11.2019).
5. Zakon Respubliki Tyva ot 25.07.2011 № VKh-1 "O Schetnoi palate Respubliki Tyva" (prinyat VKh RT 27.06.2011) [Law of the Republic of Tyva No. В^-1 of July 25, 2011 "On the Accounts Chamber of the Republic of Tyva" (adopted by the Supreme Council of the Republic of Tyva on June 27, 2011)] // SPS "Konsul'tantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/regbase/ cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW434&n=13437#08815074968105263 (accessed 02.11.2019).
6. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Tyva ot 11.11.2016 № 470 "Ob organizatsii proektnoi deyatel'nosti v Pravitel'stve Respubliki Tyva" [Resolution of the Government of the Republic of Tyva dated November 11, 2016 No. 470 "On the organization
ofproject activities in the Government of the Republic of Tuva"], SPS "KonsultantPlyus". Available at: http://www.consultant. ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW434&n=24421#06248238701213279 (accessed 02.11.2019).
7. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Tyva ot 24.12.2018 № 638 "O Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Tyva do 2030 goda" [Resolution of the Government of the Republic of Tyva dated December 24, 2018 No. 638 "On The strategy of Socio-Economic Development of the Republic of Tyva until 2030"], SPS "KonsultantPlyus". Available at: http://www.consult-ant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW434&n=29032#07097217980013026 (accessed 02.11.2019).
8. Rasporyazhenie Pravitel'stva Respubliki Tyva ot 28.10.2016 No. 405 "O Plane pervoocherednykh meropriyatii po organizatsii proektnoi deyatel'nosti v Respublike Tyva na 2016 god" [Order of the Government of the Republic of Tyva dated October 28, 2016 № 405 "On the Plan of Priority Measures for the Organization of Project Activities in the Republic of Tyva for 2016"]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/446164641 (accessed 02.11.2019).
9. Afanasiev M. P., Shash N. N. Byudzhetnye reformy v Rossii: novoe videnie [Budget reforms in Russia: a new vision], Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Public Administrations Issues], 2019, I. 4, Pp. 197-201.
10. Bukhval'd E. M. Natsional'nye proekty v sisteme strategicheskogo planirovaniya Rossiiskoi Federatsii [Nationalprojects in the system of strategic planning of the Russian Federation], Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development], 2019, I. 2 (132), Pp. 50-54.
11. Golubev A. V. Investitsii v natsional'nye proekty kak faktor ekonomicheskogo rosta [Investment in national projects as a factor of economic growth], Ekonomika i upravlenie narodnym khozyaistvom (Sankt-Peterburg)], 2019, I. 7 (9), Pp. 53-59.
12. Dynnik D. I. Natsional'nye proekty: osnovnye polozheniya i problemy v upravlenii [National projects: key issues and challenges in management], Pravovestnik, 2018, I. 6 (8), Pp. 11-13.
13. Ivanov O. B., Bukhval'd E. M. Natsional'nye proekty Rossii: regional'noe izmerenie [Nationalprojects of Russia: regional dimension], ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, I. 1, Pp. 37-53.
14. Perov V. I., Savkina R. V. Natsional'nye proekty v sisteme mer po povysheniyu effektivnosti ispol'zovaniya byudzhetnykh sredstv [National projects in the system of measures to improve the efficiency of budget funds use], Bukhgalterskii uchet i nalo-gooblozhenie v byudzhetnykh organizatsiyakh, 2019, I. 9, Pp. 4-15.
15. Pryanishnikova D. M. Natsional'nye proekty v sisteme gosudarstvennogo upravleniya [Nationalprojects in the system of public administration], Finansovaya ekonomika, 2018, I. 7, Pp. 2376-2379.
16. Pyatanova V. I., Shash N. N. Razvitie instrumentariya finansovogo menedzhmenta v rossiiskikh universitetakh [The development of the tools offinancial management in Russian universities], Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta im. G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2018, I. 3 (99), Pp. 123-131.
17. Afanasiev M. P., Shash N. N. Program Budgeting: New Aspects of Efficiency, Information, 2016, Vol. 19, I. 10B, Pp. 4839-4846.