Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов С.А., Баташев Р.В.

Высокая социально-экономическая дифференциация регионов России актуализирует вопросы, связанные с разработкой адекватной и адаптированной модели региональной налоговой политики, ключевым инструментом которой являются налоговые льготы. В статье рассматриваются особенности применения налоговых льгот в Чеченской Республике в рамках региональной налоговой политики. Сделан вывод, что реализуемый на территории исследуемого региона курс налоговой политики должен предполагать применение инструментов налогового регулирования, направленных на повышение конкурентоспособности и роста деловой активности хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курбанов С.А., Баташев Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF THE APPLICATION OF TAX POLICY INSTRUMENTS

The high socio-economic differentiation of Russian regions actualizes issues related to the development of an adequate and adapted model of regional tax policy, the key instrument of which is tax incentives. The article discusses the features of the application of tax incentives in the Chechen Republic within the framework of the regional tax policy. It is concluded that the course of tax policy implemented in the region under study should involve the use of tax regulation tools aimed at increasing the competitiveness and growth of business activity of economic entities.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ

НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

С.А. Курбанов, доцент

Р.В. Баташев, ст. преподаватель

Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова (Россия, г. Грозный)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-3-110-114

Аннотация. Высокая социально-экономическая дифференциация регионов России актуализирует вопросы, связанные с разработкой адекватной и адаптированной модели региональной налоговой политики, ключевым инструментом которой являются налоговые льготы. В статье рассматриваются особенности применения налоговых льгот в Чеченской Республике в рамках региональной налоговой политики. Сделан вывод, что реализуемый на территории исследуемого региона курс налоговой политики должен предполагать применение инструментов налогового регулирования, направленных на повышение конкурентоспособности и роста деловой активности хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: регион, налоговая политика налоговые льготы, особая экономическая зона, инновационное развитие, налоговое стимулирование.

Неоднородная и слабо развитая отраслевая структура экономики ЧР предопределила формирование в регионе налоговой модели, ориентированной на стимулирование приоритетных направлений региональной экономики. Основным инструментом стимулирования являются специальные налоговые режимы и преференции по отдельным налогам. Исходя из приоритетных направлений современной налоговой политики Чеченской Республики, налоговые льготы экономического (стимулирующего) содержания направлены на создание условий для стимулирования экономического роста, наращивание налогового потенциала, развитие предпринимательской и инвестиционной деятельности [1].

В первую очередь необходимо обратить внимание на инвестиционную активность в регионе. Создание привлекательного инвестиционного климата рассматривается в качестве основного инструмента достижения стабильного развития региона. Для стимулирования инвестиционной деятельности на территории Чеченской Республики субъектам инвестиционной деятельности в соответствии с Законом от 10 июня 2006 г. N 16-рз «Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Чеченской Республике»

предусмотрено льготное налогообложение.

Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих инвестирование в приоритетные для Чеченской Республики отрасли экономики, предусмотрено снижение налоговой ставки по налогу на прибыль до 13,5. Льгота в виде снижения налоговой ставки по налогу на прибыль применяется инвестором с момента выхода инвестиционного проекта на проектную мощность до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше пяти лет.

Льготный режим налогообложения для субъектов инвестиционной деятельности предусмотрен также по налогу на имущество организаций. Налоговая ставка в отношении организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, включенные в перечень, утверждаемый Правительством Чеченской Республики, устанавливается в следующих размерах:

- при стоимости имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционных проектов, не более 500,0 млн. рублей - 1%;

- при стоимости имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционных проектов, свыше 500,0 млн. рублей и не более 1,0 млрд. рублей -0,5%;

- при стоимости имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционных проектов, свыше 1,0 млрд. рублей - 0,2%.

Указанные выше налоговые ставки применяется в отношении имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта и не входящего в состав налогооблагаемой базы до начала реализации инвестиционного проекта, в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше пяти лет.

Для стимулирования развития предпринимательской деятельности в регионе установлены льготные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения.

Важным инструментом реализации мер налогового регулирования по привлечению внешних и внутренних инвестиций является создание и функционирование Особых экономических зон, в рамках которых осуществляется преференциальное налогообложение. В Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ четырех типов: промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная и портовая особая экономическая зона. Создание особых экономических зон направленно на достижение комплекса целей, включая отраслевое развитие и формирование потенциальных точек роста территориальной экономики, имеющих мультипликативный эффект для смежных отраслей [1].

Учитывая, что налогообложение рассматривается в качестве ключевого фактора воздействия на экономическое поведение налогоплательщиков при принятии решений по управлению инвестиционными потоками, основным инструментом налогового регулирования, имеющий прямое влияние на рентабельность инвестиционных проектов, является налог на прибыль [2]. Налоговая доктрина федерального центра в рамках налогообложения в ОЭЗ предусматривает два ключевых положения по налогу на прибыль:

1) установление нулевой ставки по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет (для резидентов технико-

внедренческих и туристско-

рекреационных ОЭЗ);

2) установление верхнего предела величины налоговой ставки в размере 13,5% в части зачисления в региональный бюджет, обеспечив тем самым налоговые конкурентные преимущества резидентам ОЭЗ по сравнению с традиционной системой налогообложения.

С 2019 года изменились условиях предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль в регионах. Теперь пониженная налоговая ставка может быть предоставлена региональными органами власти только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством, а именно - для участников региональных инвестиционных проектов, резидентов ОЭЗ, а также территорий опережающего развития. Принятые изменения стали для Правительства РФ стимулом для создания ОЭЗ в регионах, имеющих высокие факторы формирования налогового потенциала и потребность в повышении финансовой самостоятельности.

В 2019 году в Чеченской Республике создана ОЭЗ промышленного производственного типа на территории г. Грозного, целью которой является стимулирование развития промышленного производства, способного оказать мультипликативный эффект для смежных отраслей экономики не только ЧР, но и других регионов СКФО. Наличие собственной сырьевой базы и свободных трудовых ресурсов, как базисного фактора формирования налогового потенциала региона, можно рассматривать в качестве основных преимуществ развития ОЭЗ на территории ЧР.

Развитие производственного потенциала региона и стимулирование инвестиционной активности в рамках созданной ОЭЗ планируется за счет создания альтернативных условий налогообложения в виде пониженных ставок по налогам. Стимулирующая региональная налоговая политика, таким образом, рассматривается ключевым драйвером развития производственно-промышленной активности в рамках ОЭЗ на территории г. Грозного.

Функционирование ОЭЗ имеет высокий налоговый потенциал - совокупный нало-

говый поток во все уровни бюджетной системы РФ составит по предварительным оценкам за 2020-2028 гг. 11,98 млрд. руб. [Справка по ОЭЗ]. Ожидаемые налоговые поступления в федеральный бюджет составляют 8,18 млрд. руб., в консолидированный бюджет ЧР 1,38 млрд. руб.

Несмотря на свои преимущества, ОЭЗ имеют некоторые противоречия как инструмента экономического стимулирования территориального экономического развития.

Опираясь на данные Счетной платы, можно сделать вывод, что действующий в настоящее время механизм особых экономических зон не является достаточно эффективным инструментом развития российской экономики [6]. В качестве одной из причин недостаточной эффективности функционирования ОЭЗ аудиторы Счетной платы РФ рассматривают некачественная деятельность Министерства экономического развития РФ и органов исполнительной власти регионального значения.

Кроме того, отдельными авторами [2, 6] и исследователями ставится под сомнение действенность инструментов налогового стимулирования, применяемых в рамках ОЭЗ. Обосновывая необходимость введения возможности предоставления нулевой ставки налога на прибыль в части зачисления в федеральный бюджет, для резидентов всех типов ОЭЗ, авторами отмечается невостребованность пониженной федеральной налоговой ставки среди резидентов, относящихся к туристическому кластеру. Так, из пяти регионов, которые входят в туристический кластер, только в ЧР и Карачаево-Черкесской Республике имеются резиденты, пользующиеся федеральными налоговыми преференциями. Не смотря на наличие федеральной налоговой льготы в виде нулевой ставки, на других территориях туристического кластера нет экономической деятельности. Таким образом, отмечают авторы, стимулирующие меры налоговой политики не являются исключительными средствами привлечения инвесторов. Напомним, что низкофискальная налоговая политика ЧР в отношении резидентов ОЭЗ позиционируется в

качестве основной меры заинтересованности в инвестировании.В тоже время наличие нулевой ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, для всех участников ОЭЗ в Чеченской Республике будет препятствовать снижению инвестиционной привлекательности.

Следует отметить, на наш взгляд, высокую централизацию потенциальных налоговых доходов, прогнозируемых в рамках развития Особой экономической зоны промышленно-производственного типа на территории Чеченской Республик, что в перспективе может повлиять на заинтересованность региональных органов власти в развитии деятельности на территории ОЭЗ и, как следствие, снизить эффективность управления ею.

Установление в рамках региональной налоговой политики налоговых льгот и преференций (в том числе в рамках ОЭЗ), направленных на развитие налогового потенциала, должно сопровождаться обязательной оценкой их эффективности. Для этого необходимо разработать единую методологию оценки эффективности налоговых льгот с целью принятия решения по отмене уже действующих или введению дополнительных налоговых преференций [8].

Ключевым вопросом разработки мер налогового регулирования является отбор налогоплательщиков для предоставления налоговых преференций. Предоставляемые налоговые льготы должны иметь комбинированный характер, то есть сочетать в себе отраслевой характер и учитывать приоритетные для региональной экономики деятельность хозяйствующих субъектов. Например, предоставление налоговых льгот для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в агропромышленном комплексе на основе внедрения передовых технологий переработки пищевой продукции. Сама по себе сельскохозяйственная отрасль является базисом формирования налогового потенциала, а инновационная деятельность основой модернизации экономики региона. Такой подход более приоритетен, чем, например, предоставление льгот для налогоплательщиков, осуществляющих инвестирование в сферу

торговли и услуг. Сам факт инвестиционной деятельности, по нашему мнению, не должен являться единственным основанием предоставления налоговых преференций. Главное требование для получения налоговых льгот - инновационная направленность частных инвестиций. Это создаст конкурентные преимущества для отраслей региональной экономики, имеющих высокий налоговый потенциал.

При разработке региональной концепции преференциального налогообложения следует обратить внимание на стимулирование инновационной составляющей. Известно, что важным фактором, направленным на стимулирование структурных сдвигов в национальной и мировой экономике, является повышение экономической роли инноваций [3]. Таким образом, вопросы модернизации и инновационного преобразования экономики становится ключевым направлением социально-экономического переустройства региона [9].

Негативные тенденции в сфере инновационного развития экономики присутствуют несмотря на наличие в регионе различных форм государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе налоговых льгот. Ключевым вопросом является обоснование действенности и эффективности налогового стимули-

данном контексте А.Л. Суслина, Р.С. Леухин [9] в своем исследовании, основанном на сравнительном анализе применения стимулирующих механизмов в России и ряде зарубежных стран, отмечают, что низкая востребованность ряда льгот инновационной направленности может объясняться причинами, выходящими за рамки налоговой политики. Автор отмечает, низкая оценка таких льгот связана с отсутствием должного мониторинга результатов применения той или иной налоговой льготы, а не с ее неэффективностью.

Выводы. Реализуемый на территории исследуемого региона курс налоговой политики должен предполагать применение инструментов налогового регулирования, направленных на повышение конкурентоспособности и роста деловой активности хозяйствующих субъектов. Реализуемые в рамках региональной налоговой политики инструменты регулирования должны учитывать особенности социально-экономического положения региона, отраслевую специализацию и отраслевые характеристики формирования налогооблагаемых ресурсов.

Принятие решения о дальнейшей модернизации структурных элементов региональной налоговой политики должно осуществляться на основе комплексной оценки результативности налоговой политики.

рования инновационной деятельности. В

Библиографический список

1. Баташев Р.В. Перспективы использования особой экономической зоны в регулировании налогового потенциала региона // В сборнике: Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. Сборник научных статей по итогам работы одиннадцатого круглого стола со Всероссийским и международным участием. - 2020. -С. 114-116.

2. Громов В.В. Проблемы и пути развития налогообложения резидентов ОЭЗ на федеральном уровне // Финансовый журнал. - 2018. - №1. - С. 39-51.

3. Кирова И.В. Инновационное развитие регионов // Современные проблемы и вызовы региональной экономики: сборник научных статей по материалам участников Всероссийской научно-практической конференции. Дата проведения: 25 января 2016 года, г.о. Королёв, «МГОТУ». - М.: «Научный консультант», 2016. - 278 с.

4. Кобесова Н.Б. Региональная налоговая политика и ее влияние на формирование налогового потенциала: на материалах РСО-Алания: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Кобесова Нино Бидзинаевна. - Махачкала. 2013. - 190 с.

5. Обзор по материалам «круглого стола» по теме «Налоговый потенциал: факторы формирования и развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - №6. - С. 21-28.

6. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2018 году.

7. Региональная налоговая политика: сущность, направления совершенствования // О.А. Лях, Л.С. Гринкевич. - Томск: Изд-во НТЛ, 2010. - 240 с.

8. Савина О.Н. Подходы к оценке эффективности налоговых льгот: действующая практика и проблемы реализации // Научные известия. - 2016. - №4. - С. 38-47.

9. Суслина А.Л., Леухин Р.С. Работает ли налоговое стимулирование инноваций? Оценка эффективности в России и в мире // Финансовый журнал. - 2018. - №5. - С. 58-70.

10. Чеченская Республика в цифрах // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по ЧР. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://chechenstat.gks.ru/ (Дата обращения: 13.09.2022).

REGIONAL FEATURES OF THE APPLICATION OF TAX POLICY INSTRUMENTS

S.A. Kurbanov, Associate Professor R.V. Batashev, Senior Lecturer Kadyrov Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. The high socio-economic differentiation of Russian regions actualizes issues related to the development of an adequate and adapted model of regional tax policy, the key instrument of which is tax incentives. The article discusses the features of the application of tax incentives in the Chechen Republic within the framework of the regional tax policy. It is concluded that the course of tax policy implemented in the region under study should involve the use of tax regulation tools aimed at increasing the competitiveness and growth of business activity of economic entities.

Keywords: region, tax policy, tax incentives, special economic zone, innovative development, tax incentives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.