Научная статья на тему 'Особенности налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности на региональном уровне'

Особенности налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мандрощенко Ольга Валентиновна

Возможности развития экономики и достижение экономического роста во многом определяются эффективной инвестиционной и инновационной деятельностью организаций. Главной задачей региональных органов власти является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики регионов. Налоги как инструмент воздействия государства на развитие экономики играют важнейшую роль. Поэтому задача повышения инвестиционной активности в регионах, особенно в условиях кризиса, обусловливает необходимость выработки эффективных инструментов налогового стимулирования. Ведь именно налогообложение во многом определяет объем собственных финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организации и направляемых на инвестиционные цели. В статье проанализированы региональные инвестиционные и инновационные налоговые льготы в виде снижения ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, предоставления инвестиционного налогового кредита; дана оценка преференциям в особых экономических зонах и территориях опережающего социально-экономического развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности на региональном уровне»

Особенности налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности на региональном уровне

Мандрощенко Ольга Валентиновна,

доктор экономических наук, доцент, кафедра «Налоги и налогообложение», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, olgav-ma@yandex.ru

Возможности развития экономики и достижение экономического роста во многом определяются эффективной инвестиционной и инновационной деятельностью организаций. Главной задачей региональных органов власти является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики регионов.

Налоги как инструмент воздействия государства на развитие экономики играют важнейшую роль. Поэтому задача повышения инвестиционной активности в регионах, особенно в условиях кризиса, обусловливает необходимость выработки эффективных инструментов налогового стимулирования. Ведь именно налогообложение во многом определяет объем собственных финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организации и направляемых на инвестиционные цели.

В статье проанализированы региональные инвестиционные и инновационные налоговые льготы в виде снижения ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, предоставления инвестиционного налогового кредита; дана оценка преференциям в особых экономических зонах и территориях опережающего социально-экономического развития.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, налог на прибыль организаций, налоговые льготы, налог на имущество организаций, инвестиционный налоговый кредит.

В последнее время использование инструментов налогового стимулирования в качестве регулятора социально-экономического развития приобретает все большую актуальность на региональном уровне. Регионы заинтересованы в создании благоприятных условий на своей территории для привлечения инвестиций, ускорения темпов экономического роста и улучшения социального климата.

Сущность налогового стимулирования состоит в том, что налогоплательщики, занимающиеся инвестиционной и инновационной деятельностью, оставляют себе определенную часть средств, которые должны были быть направлены в виде налогов в бюджеты государственных органов и органов местного самоуправления. Данные налогоплательщики могут использовать сэкономленные средства для проведения НИОКР, внедрения инноваций, расширения или модернизации производства. Таким образом, государство косвенным образом оказывает финансовую поддержку инвестиционной и инновационной деятельности. С точки зрения налоговых правоотношений данная ситуация характеризуется как «смещение акцента» с фискальной функции налогов к стимулирующей функции.

В международной практике часто говорится о международной налоговой конкуренции. Действительно, каждая страна создает у себя более привлекательные налоговые условия для инвестиций. В объединенной Европе отдельные страны стараются ввести те или иные налоговые преференции для конкретных отраслей экономики. И налоговое подразделение ОЭСР выработало для анализа данного явления новый термин - недобросовестная налоговая конкуренция между странами в рамках одного регионального экономического союза.

Становится очевидным развитие налоговой конкуренции между субъектами России, которая выражается в реализации набора налоговых преференций более выигрышными по сравнению с соседними регионами или регионами, имеющими примерно равное экономическое развитие. В этой связи использование региональных налоговых льгот широко используется законодательной властью субъектов Российской Федерации для социального и экономического развития.

Региональные налоговые льготы стали использоваться в качестве одного из инструментов экономической политики на региональном уровне с 1992 года. С тех пор предоставление преференций в виде более низких налоговых ставок, объема предоставляемых льгот является одним из инструментов устранения диспропорций в экономическом развитии различных регионов.

Поскольку налоговая ставка оказывает влияние на налоговую нагрузку организации, она принимается в расчет при определении стратегии финансирования и налогового планирования организации. При выборе того или иного проекта организации принимают во внимание различия в установленных законом ставках налогов и наличие налоговых льгот, направляя доходы в регионы с более низким налогообложением. Механизм привлечения инвес-

© £

Ю

5

9

2 а

6

со

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

торов с помощью льгот по налогам, поступающим в бюджет субъекта РФ, используется многими регионами. Зачастую льгота предоставляется только тем инвестиционным компаниям, в приходе которых регион крайне заинтересован и надеется компенсировать текущие потери налогов будущим ростом их поступлений.

Анализируя региональное законодательство, предусматривающее предоставление налоговых льгот, можно сделать вывод, что в среднем по каждому федеральному округу примерно 50-60% регионов, входящих в их состав, предоставляют льготу по налогу на прибыль организаций.

Предоставление налоговых льгот в отдельных регионах можно представить в следующем виде (табл.1).

Какпоказываетанализ налогового законодательства регионов-лидеров инвестиционного процесса, предоставление инвестиционной налоговой льготы по налогу на прибыль организаций в большинстве случаев связано с заключением инвестиционного соглашения с администрацией региона.

Размер пониженной ставки по налогу на прибыль в 2015 году варьировал в диапазоне от 13,5 до 15,5%. В ряде регионов инвесторам было предоставлено право уплаты налога на прибыль по пониженной ставке 13,5% вне зависимости от размера и динамики финансово-экономических показателей инвестора, например в Самарской области, в Ленинградской области.

В других регионах (например, в Волгоградской области) предоставление пониженной ставки в диапазоне 16%-13,5% напрямую было связано с приростом налоговой базы по налогу на прибыль текущего года по сравнению с предыдущим (табл. 2).

В отдельных регионах (например, в Новосибирской области) пониженная ставка по налогу на прибыль для инвесторов составляла 13,5% и 15,5%

Таблица 1

Особенности предоставления инвестиционных налоговых льгот по регионам в 2015 г.

Регион Налог на прибыль Срок предоставления Условия предоставления

Ни жего роде кая область Снижение ставки до 13,5% Заключение инвестиционного соглашения

Самарская область Снижение ставки до 13,5% На период окупаемости, но не более 5 лет Заключение инвестиционного соглашения

Ростовская область Снижение ставки до 13,5% Заключение инвестиционного соглашения

Ленинградская область Снижение ставки до 13,5% На период окупаемости плюс два года Заключение инвестиционного соглашения

Волгоградская область Снижение ставки до 13,5% На период окупаемости, но не более 5 лет Заключение инвестиционного соглашения

Новосибирская область Снижение ставки до 15,5% и 13,5% На период окупаемости

Адыгея Снижение ставки до 13,5% На период окупаемости

Таблица 2

Условия применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций в доле, зачисляемой в бюджет Волгоградской области в 2015 году

Прирост налоговой базы по налогу на прибыль текущего года но сравнению с предыдущим, % Ставка налога на прибыль, %

Менее 15 16

15-20 15,5

20-30 15

30-40 14,5

40-50 14

Более 50 13,5

в зависимости от объема капитальных вложений. Так, при объеме инвестиций более 4% от налогооблагаемой базы применялась ставка 13,5%. При объеме инвестиций от 2 до 4% налогооблагаемой базы применялась налоговая ставка 15,5% .

В некоторых субъектах РФ региональное законодательство вообще не предусматривает предоставление инвестиционной льготы по налогу на прибыль организаций (например, Московская и Свердловская области).

Вторым по важности для региональных бюджетов налогом является налог на имущество организаций. Основным преимуществом имущественных налогов в целом является высокая степень стабильности налоговой базы, т.к. они не связаны с результатами финансово-хо-

зяйственной деятельности налогоплательщиков. Действующее изменение в налоговом законодательстве, которое позволяет существенно увеличить доходы в региональные бюджеты, является введение властями во многих регионах нового способа расчета налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости. В этой связи у регионов увеличиваются преференциальные возможности в привлечении инвесторов на свои территории, с одной стороны, а с другой стороны, повышается интерес у налогоплательщиков кданному налогу в части получения налоговых льгот.

Так, например, Законом г. Москвы «О налоге на имущество организаций» установлено, что налогоплательщики уплачивают налог в размере 25% суммы налога, исчисленной в

отношении расположенных в административно-деловых и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых:

- научными организациями, выполняющими научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30% всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.

Законом Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия» определены организации, имеющие право на льготу по налогу на имущество организаций в виде налоговой ставки в размере 0%, а именно:

- реализующих инвестиционные проекты - в отношении имущества на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше 5 - 7 лет (понижение ставки не распространяется на имущество, созданное или приобретенное в ходе реализации инвестиционного проекта и переданное инвестором в аренду или доверительное управление юридическим или физическим лицам).

Освобождаются также от налогообложения во многих регионах организации, соответствующие требованиям ст.381 Налогового кодекса (НК РФ):

- в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, или в отношении вновь вводимых объектов, которые имеют высокий класс энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.

Однако, если характеризовать ситуацию в целом, следует отметить, что для настоящего времени характерна общая тенденция ориентации на крупных

инвесторов в политике регионов.

Региональные власти по-прежнему считают, что несколько крупных инвестиционных проектов позволят им в будущем существенно увеличить свой налоговый потенциал, как это сейчас происходит в регионах с крупными металлургическими и нефтедобывающими предприятиями. Между тем тот пакет льгот, которым регионы могут распоряжаться более свободно и без угрозы для текущего исполнения бюджета, все же незначителен и зачастую не играет решающей роли при принятии инвестиционных решений бизнесом, а, следовательно, и не слишком эффективен для привлечения инвесторов.

В мировой практике принято считать, что наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестиционный налоговый кредит, т.к. его применение позволяет за счет снижения суммы налога финансировать некоторую часть новых инвестиций.

В нашей стране инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность при соблюдении определенныхусловий в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, а также по региональным налогам (налогу на имущество организаций и транспортному налогу) и местному налогу (земельному налогу).

Согласно ст. 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1)проведение этой организацией научно-исследователь-

ских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами и повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3)выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;

5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности;

6) включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму кредита, составляющую 100% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования,используемого исключительно для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технического перевооружения, а также создания объектов высокой энергетической эффективности.

Для резидентов зон территориального развития инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму, составляющую не более чем 100 % суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и использу-

© £

Ю

I

9

2 а

6

со

сэ

сч

£

Б

а

2 ©

емого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов.

Таким образом, для предоставления инвестиционного налогового кредита налогоплательщик должен документально подтвердить факт приобретения и стоимость приобретенного оборудования, а также фактические расходы, связанные с реальными инвестициями.

Кроме того, если организация применяет инвестиционный налоговый кредит, то она получает право на уменьшение своих платежей по налогу в размере не более 50% от суммы налога к уплате в течение срока от года до десяти лет. Далее, поэтапно уплачивается сумма кредита и начисленных процентов, что существенно отличает отечественный механизм инвестиционной поддержки от зарубежных стран. Отсюда принципы платности, срочности и возвратности в предоставлении инвестиционного налогового кредита в России составляют его главное отличие, и поэтому он является не популярным среди инвесторов. В то время как в зарубежных странах термин «кредит» предполагает уменьшение налоговых обязательств налогоплательщика на конкретную ставку процента от суммы определенных расходов (например, от стоимости приобретенного оборудования).

По данным ФНС России только в трех регионах за последние 5 лет организации получили инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций.

Однако, несмотря на низкие показатели использования инвестиционного налогового кредита, можно выделить его явные преимущества для государства и недостатки для налогоплательщика, устранение которых может способствовать активному его продвижению в качестве «налогового продукта».

С одной стороны, для государства имеют место несом-

ненные преимущества, которые проявляются в следующем:

- инвестиционный налоговый кредит имеет возможность получить только реально действующая организация, т.к. исчисление налогов, по которым предоставляется кредит, возможно только по результатам деятельности организации;

- невозможна единовременная выдача сумм кредита, которые можно перевести в наличную денежную форму;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по истечении срока кредита государственный бюджет имеет возможность получить не только сумму исчисленных за время действия кредита налогов, но и начисленные на эту сумму проценты.

Более того, так как кредит предоставляется налогоплательщикам за счет налоговых средств (временно изымаемых источников финансирования государства и муниципальных образований), то предполагается, что налогоплательщик не прекратит своего существования на период погашения своих обязательств перед государством. Если же налогоплательщик не будет выполнять своих обязательств перед государством, то к нему могут быть применены соответствующие меры по принуждению к погашению налоговых обязательств.

С другой стороны, невостребованность данного вида кредита со стороны налогоплательщиков объясняется сложным регламентом представления:

- документов, подтверждающих наличие соответствующего основания для получения инвестиционного налогового кредита;

- документов, подтверждающих факт приобретения и стоимость приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для определенных целей;

- бизнес-плана инвестиционного проекта.

Кроме того, по данным опроса компаний - членов Российского союза промышленников

и предпринимателей об эффективности механизмов государственной поддержки выявлено, что основной причиной неиспользования инвестиционного налогового кредита являются:

- отсутствие оснований для получения данной льготы (41,8% от всех респондентов).

- отсутствие информации об инвестиционном налоговом кредите (16,4%);

- закрытый действующий список на предоставление налоговой льготы (10,9%);

- несущественная выгода от получения данной льготы (9,1%).

Таким образом, можно констатировать, что инвестиционный налоговый кредит является непопулярным, в большей степени, в силу особых оснований для его получения, которые не совсем понятны налогоплательщикам. Более того, в налогообложении имеются альтернативные варианты инвестиционному налоговому кредиту, которые предполагают полное или частичное освобождение от уплаты налогов.

Примером могут служить особые экономические зоны (ОЭЗ), которые создаются в целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. При этом ОЭЗ может располагаться в пределах территории одного субъекта РФ или территорий нескольких субъектов РФ.

Многие субъекты РФ своим законодательством установили льготы резидентам ОЭЗ. В частности, в республике Татарстан, ОЭЗ «Алабуга», ставка налога на прибыль, зачисляемая в региональный бюджет, не должна превышать 13,5% с 2012 года по 2017 год и не должна быть более 15,5% с 1 января 2018 года на срок ОЭЗ (20 лет). Резиденты ОЭЗ освобождены от уплаты налога на имущество

организации и транспортного налога сроком на 10 лет с момента постановки на учет имущества и транспортного средства, соответственно. От уплаты земельного налога предоставляется освобождение в течение 5 лет с момента возникновения права собственности.

Для формирования благоприятных условии привлечения инвестиции, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условии жизнедеятельности населения созданы территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) в Хабаровском и Приморском крае. Следует отметить, что размер налоговои ставки налога на прибыль организации, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, не может превышать 5 % в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль, и не может быть менее 10% в течение следующих пяти налоговых периодов.

Таким образом, полное или частичное освобождение от уплаты налогов в течение определенного срока создает более льготный налоговый режим даже по сравнению с налоговыми кредитами в зарубежных странах. Отсюда налогоплательщики, выбирая регион для своей предпринимательской деятельности, выбирают именно тот, который обеспечивает не предоставление, например, инвестиционного налогового кредита, а освобождение от уплаты налогов.

Итоговым показателем развития экономики региона является валовой региональный продукт (ВРП). Рост данного показателя свидетельствует о способности субъекта реализо-

вать свои текущие задачи и выполнить свои будущие обязательства. Анализ показывает, что в регионах, предоставляющих инвестиционные налоговые льготы,происходитувеличение роста ВРП. Следовательно, стимулирующее воздействие оказывают на ВРП, в том числе и налоговые преференции. Однако в силу того, что в налоговом законодательстве они не структурированы, носят порой декларативный характер, целесообразно анализировать их эффективность, исключив при этом те инструменты налогового регулирования, которые мало используются налогоплательщиками.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1,2

2. Закон г. Москвы «О налоге на имущество организаций»

3. Закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия»

4. Воеводина О.В. Влияние делового климата на инвестиционный климат субъектов Российской Федерации // Региональная экономика: теория и п р а к т и -ка.2015.№34(409).С.41-52

5. Карелина М.Г. Инновационная активность российских регионов: проблемы измерения и эконометрический подход// Региональная экономика: теория и практика. 2015. №21(396).С.14-24

6. Мандрощенко О.В. Основные направления оптимизации налогообложения инвестиционной деятельности малых предприятий: Монография. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.-160с.

7. http://www.rspp.ru/library/ view/75?s=.

Features of tax stimulation of investment and innovative activity at the regional level

Mandroshchenko O.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation

Opportunities of economic development and economic growth are largely determined by effective investment and innovative activity of organizations. The main task of regional authorities is to create an enabling environment conducive to attracting and increasing the efficiency of use of investment resources in development of economy of regions.

Taxes as a tool of state influence on the economy play a crucial role. Therefore, the task of increasing investment activity in the regions, especially in crisis conditions, warranted the adoption of effective instruments of tax stimulation. Because taxation largely determines the amount of financial resources remaining at the disposal of the organization and allocated for investment purposes.

The article analyses regional investment and innovation tax incentives in the form of lower rates on income tax and property tax of the organizations, the investment tax credit; the estimation of preferences in special economic zones and territories of priority socio-economic development.

Keywords: investment activity, tax on profit of organizations, tax incentives, property tax organizations, the investment tax credit.

References

1. Tax code of the Russian Federation.

Part 1,2

2. The law of Moscow «About the property tax of the organizations»

3. The law of the Republic of Karelia

«About taxes (rates of taxes) and collecting in the territory of the Republic of Karelia»

4. Vojvodina O. V. Influence of business

climate on investment climate of subjects of the Russian Federation/ /Regional economy: theory and npaKTUKa.2015.№34 (409).S.41-52

5. Karelina M. G. Innovative activity of

the Russian regions: problems of measurement and econometric approach//Regional economy: theory and practice. 2015. No. 21(396).S.14-24

6. Mandroshchenko O. V. Main directions

of optimization of the taxation of investment activity of small enterprises: Monograph. - M.: Publishing and trade corporation «Dashkov and To», 2010. - 160s.

7. http://www .rspp.ru/library/view/75?

s =.

О

3

Ю

5

ro e

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.