Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИРОВОГО ГАЗОВОГО РЫНКА В ПЕРИОД ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИРОВОГО ГАЗОВОГО РЫНКА В ПЕРИОД ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПЕК / ФСЭГ / ОЭСР / РЫНКИ НЕФТИ И ГАЗА / СПГ / NET BACK / КВОТА / КАРТЕЛЬ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Качелин Александр Сергеевич

В статье рассматриваются региональные особенности мирового газового рынка в период геополитической нестабильности. Особое внимание уделено роли Российской Федерации в формировании и участии в газовом альянсе (союз), на долю которой приходится более четверти мировых запасов газа. Региональные рынки газа кардинально отличаются друг от друга, связи с нефтяным рынком слишком многообразны, а взаимоотношения между странами-поставщиками слишком сложны, чтобы все эти вопросы идентично решались в действующей по жестким правилам единой организации поставщиков. Отмечается специфика растущих рынков природного газа такова, что на них нет места жесткому квотированию - основному методу, применяемому ОПЕК на нефтяном рынке. Термин «газовая ОПЕК» целесообразно исключить из серьезных профессиональных дискуссий, как контрпродуктивный и излишне политизирующий обсуждение проблем, перспектив и форм усиления взаимодействия стран - экспортеров газа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF THE GLOBAL GAS MARKET DURING THE PERIOD OF GEOPOLITICAL INSTABILITY

The article examines the regional features of the global gas market during the period of geopolitical instability. Special attention is paid to the role of the Russian Federation in the formation and participation in the gas alliance (union), which accounts for more than a quarter of the world's gas reserves. The regional gas markets are radically different from each other, the ties with the oil market are too diverse, and the relationships between the supplier countries are too complex for all these issues to be solved identically in a single supplier organization operating under strict rules. It is noted that the specifics of the growing natural gas markets are such that there is no place for strict quotas - the main method used by OPEC in the oil market. It is advisable to exclude the term "gas OPEC" from serious professional discussions, as it is counterproductive and unnecessarily politicizing the discussion of problems, prospects and forms of strengthening cooperation between gas.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИРОВОГО ГАЗОВОГО РЫНКА В ПЕРИОД ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

World Economy

А.С. Качелин

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИРОВОГО ГАЗОВОГО РЫНКА В ПЕРИОД ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

A.S. Kachelin

Regional features of the global gas Market during the Period of geopolitical

Instability

Российская Федерация, несомненно, играет первую скрипку в мировой энергетике. На долю России приходится более четверти мировых запасов газа (начальные суммарные ресурсы составляют 248 трлн. м3, в том числе суша -174,8 трлн. м3, шельф - 73,8 трлн. м3, что составляет 40,6% от мировых) это делает её ведущим игроком на мировом газовом рынкеНаши ближайшие конкуренты: Иран, Катар и Туркменистан - вместе обладают примерно 38,3 % мировых запасов газа (см. Таблица 1), которые, являются, по сути, монополистами по запасам газа на евразийском континенте. Следует справедливо отметить, что наши страны не являются конкурентами, а составляют ядро среди стран - экспортеров газа. И в сегодняшних условиях между этими тремя государствами складывается хорошее взаимодействие на мировом газовом рынке.

Имея такие колоссальные запасы, Россия справедливо имеет право самостоятельно распоряжаться ими по своему усмотрению и создавать различные институциональные структуры, не оглядываясь на Западную Европу, США и Японию.

Первая попытка создать газовую институциональную структуру была предложена В.Путиным на встрече с С.Ниязовым в 2002 году в г. Ашхабаде. Однако туркменская сторона не поддержала инициативу российской стороны, опасаясь еще большей зависимости от России в проведении своей внешней газовой стратегии. Тем не менее, производители газа нашли понимание в необходимости координации действий при поставках газа на внешние рынки.

Таблица 1

Основные страны по запасам природного газа, трлн м3

п/п Страна 2020 г. Доля, %

1. Российская Федерация 38,0 19,1

2. Иран 32,0 16,1

3. Катар 24,7 12,4

4. Туркменистан 19,5 9,8

5. США 12,9 6,5

Начало было положено 20 марта 2001 г. в г. Тегеране (Иран) когда основные игроки газового рынка собрались на форум стран, лидирующих в мире по запасам и экспорту природного газа (Gas Exporting Countries Forum) (далее - ФСЭГ). Впоследствии данный форум стали называть «газовой ОПЕК», несмотря на то, что не все его участники выступают за создание картеля. «Газовая ОПЕК» -условное название возможного картеля стран-производителей природного газа, устоявшееся среди российских и зарубежных экономистов и политиков. Так или иначе, само название «газовая ОПЕК» уже противоречит сути такой организации, так как механизм торговли природным газом в принципе отличается от торговли нефтью.

В последнее время проходит процесс укрепления этой организации и активизации ее работы. Вместе с тем высказываются предложения по кардинальному расширению взаимодействия поставщиков газа. В качестве институциональной структуры упоминается Организация стран - экспортеров нефти (далее - ОПЕК), так как в обиход уже вошел соответствующий термин -«газовая ОПЕК». Справедливо отметить, что логика в этом есть - ведь рынки нефти и газа тесно связаны между собой, а реальная ценовая политика на газовом рынке во многом определяется действиями государств - основных экспортеров нефти2.

Классическим примером действий ОПЕК по изменению мировой конъюнктуры служит политика этой организации во время нефтяного кризиса в 1973 году. Нарушение (в результате эмбарго) привычного режима поставок нефти из арабских стран на мировые рынки, спровоцировало рост цен в четыре раза, а в 1976-1978 годах они поднялись еще вдвое.

Реакцией стран-потребителей на шок стала политика энергосбережения, включавшая разнообразные меры государственной поддержки этому процессу. В результате в странах, зависящих от импорта нефти, стала повышаться эффективность потребления нефти (увеличилась доля перерабатываемого первичного сырья) и нефтепродуктов и природного газа. Одновременно развернулись процессы интенсификации производства нефти в США и странах Западной Европы, и в этом активно участвовали крупнейшие транснациональные нефтегазовые корпорации. К концу 1980-х мировые цены в реальном выражении вернулись к предкризисному (1976-1978) уровню.

В 1990-х годах внутри ОПЕК начали нарастать противоречия, борьба за лидерство, за сохранение или увеличение рыночной доли отдельных стран и соответственно несогласованность позиций снижали эффективность политики ценообразования. В таких условиях среди экспертного сообщества было мнение о неизбежном развале ОПЕК. Сегодня ОПЕК - уникальная политико-экономическая структура, в которой налицо определенная консолидация позиций всех членов картеля.

Понимая риски, связанные с картельным ценообразованием стран -экспортеров нефти, развитые государства - участники Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), приняли

согласованные институциональные решения и в 1974 году организовали Международное энергетическое агентство (далее - МЭА), сформировав нефтяной резерв. Так картельные действия группы производителей, а затем решения группы потребителей, направленные на снижение рисков, и привели к нынешнему противостоянию производителей и потребителей нефти.

Российская Федерация является активным и важным участником мирового нефтяного рынка, страной - наблюдателем в ОПЕК и в целом выигрывает от существования картеля. Почему она не стала полноценным членом этой организации и должна ли стремиться вступить в нее?

Во-первых, главная заявленная цель ОПЕК - регулирование мирового нефтяного рынка и цен в первую очередь за счет введения и соблюдения квот на поставки. Регулирование поставщиками цен считается нерыночной мерой и часто квалифицируется как ценовой сговор. В определенные периоды кризисов, прежде всего политических, создается впечатление, что ОПЕК использует ценовые механизмы в качестве политического рычага и это негативно сказывается на восприятии ее как картельной организации. При этом ОПЕК предполагает жесткое членство: страны-члены несут обязательства по выполнению принимаемых ими решений.

Методы, применяемые ОПЕК, пока и выполняют свою стабилизирующую роль, но идет активный поиск других - более рыночных - механизмов стабилизации рынка. В таком обновлении нуждается весь нефтяной рынок и вся энергетика, причем, как ни парадоксально, в поддержке со стороны стабилизирующих рынок механизмов нуждаются и принимаемые развитыми государствами меры по развитию альтернативных нефти источников энергии.

Кроме того, ОПЕК объединяет лишь чисто сырьевые страны, некоторые из которых проводят конфронтационную внешнюю политику.

Во-вторых, в 2000-2005 годах российская нефтяная отрасль, исходя из внутренних возможностей и конъюнктуры мирового рынка, увеличила добычу нефти на 45 % (с 323,3 млн т до 470 млн т). Соответственно вырос экспорт нефти и нефтепродуктов, что сыграло важную роль в стабилизации этих рынков и улучшении финансово-экономического положения нашей страны. В случае полноценного членства России в ОПЕК осуществить такой рывок было бы весьма трудно, если и вообще возможно.

В-третьих, первые этапы истории ОПЕК ассоциируются в развитых государствах с нефтяным эмбарго 1973 года, которое повлекло за собой глобальные перемены на мировом рынке и вокруг него. В частности, усилия крупных стран по расширению роли независимых производителей нефти из стран, не входящих в ОПЕК, вызвали значительное снижение доли картеля в мировом экспорте нефти (с 86,1 % в 1973 году до 50,9 % в 2005-м).

Таким образом, именно благодаря следованию своей собственной логике Российская Федерация в настоящее время является крупнейшим независимым производителем нефти.

Точно так же полноценное членство Российской Федерации в ОПЕК осложнило бы ее роль председателя «Большой восьмерки» (далее - G8) в 2006 году. Будь наша страна членом картеля, обязательства перед ним ограничили бы в принятии решений при обсуждении вопросов глобальной энергетической безопасности.

Между тем в решениях G8 подчеркивалась необходимость развития взаимодействия между производителями и потребителями энергии для решения глобальных проблем энергобезопасности, серьезно обострившихся в последнее время. Как крупнейший производитель и экспортер нефти и газа, быстроразвивающаяся Российская Федерация, которая по большему числу параметров становится полноправным участником клуба развитых государств (об этом, в частности, свидетельствует недавнее приглашение ОЭСР начать переговоры о вступлении Российской Федерации в данную организацию), призвана сыграть в этих процессах ключевую роль3 .

В настоящее время мировой газовый рынок все еще характеризуется фрагментарностью, а формирование цен на природный газ напрямую связано с особенностями региональных рынков.

Североамериканский газовый рынок - один из наиболее прозрачных, либерализация которого началась в середине 1980-х годов. На этом рынке присутствует множество самостоятельных компаний, каждая из которых действует в одной или в нескольких территориальных зонах либо в той или иной производственно-хозяйственной сфере (добыча, транспорт, распределение, поставки газа). Информация о транспортных тарифах, условиях доступа к мощностям общедоступна. Более того, прозрачными являются цены на газ, формируемые примерно на четырех десятках торговых площадок (главная среди них - виртуальная площадка Henry Hub в штате Луизиана, США). Текущее состояние спроса и предложения природного газа в этих точках торговли - основа формирования цен на газ в США.

Соотношение между спросом и предложением на американских торговых площадках имеет подвижный сезонный характер и зависит от разного рода неконтролируемых факторов, что периодически приводит к нарушению баланса и высокой волатильности газовых цен.

Цены на импортируемый в США сжиженный природный газ (далее - СПГ) также привязаны к текущим ценам Henry Hub, что обусловливает резкий перепад цен на отдельно поставляемые партии этого сырья. Рынок танкерных поставок СПГ партиями функционирует во многом так же, как мировой нефтяной рынок. В настоящее время импорт СПГ является в США фактором воздействия на внутренние цены в сторону их понижения: он дополняет национальную газодобычу и служит средством, позволяющим поддерживать равновесие между предложением и растущим спросом либо ликвидировать дисбаланс в поставках.

Поскольку нефть и нефтепродукты - основные конкуренты газа на внутреннем энергетическом рынке США, цены в главном газовом хабе (hub (англ.) - центр, сердечник) тесно связаны с маркерными ценами (to mark (англ.) -

отмечать, обозначать - базисный сорт нефти для определения цен) западнотехасской средней нефти (West Texas Intermediate, далее - WTI). В отдельные периоды экономического развития внутренние газовые цены даже выходят на уровень, превышающий цены на отдельные нефтепродукты (мазут, дизельное топливо) в расчете на равный энергетический эквивалент. Однако в последние годы цены на газ в целом на этом рынке устанавливаются на более низком уровне, чем нефтяные цены4.

Более сложная связь между ценами на нефть и газ установилась на европейском газовом рынке. Регион зависит от импорта российского природного газа, цены на который устанавливаются на договорной основе согласно долгосрочным контрактам. При этом основное влияние на ценообразование оказывают конкурирующие энергоносители - нефть, нефтепродукты и уголь. Информация о ценах, указанных в долгосрочных контрактах, традиционно под грифом коммерческая тайна. Базовые уровни цен, равно как и формы их привязки к тем или иным альтернативным энергоносителям и индексации, определяются в процессе согласования сторонами конкретного контракта. Дальнейшее ценообразование происходит под воздействием конкретных условий поставки, а также структурной, налоговой и энергетической политики соответствующей страны, в том числе с учетом политической нестабильностью и погодными условиями в конкретный период времени (знойное лето, холодная зима).

В последнее время в Европейском Союзе идет медленный процесс развития спотовой торговли газом и формирования газовых хабов, цены в которых примерно отражают соотношение спроса и предложения. Значительные отклонения газовых цен на торговых площадках от цен на альтернативные энергоносители связаны с нестандартными внешними условиями (аномально теплая или холодная погода, природные и техногенные катастрофы, вооруженные региональные конфликты) или недостаточностью инфраструктурных мощностей. В Великобритании, где эти процессы были проведены раньше, широко проявились их последствия - как расширение конкуренции поставщиков, так и резко возросшая волатильность цен.

Необходимо отметить, что если до недавнего времени котировки цены американского сорта нефти WTI являлись мировыми маркерами (цена североморского сорта Brent торговалась с дисконтом, хотя по качеству эти два сорта примерно одинаковы), то с начала 2022-го (особенно на фоне февральских геополитических рисков, связанных с ситуацией в Украине) лидирующие позиции начинает занимать североморская нефть (премия к нефти WTI достигала рекордных значений).

Как считают аналитики финансовой группы Morgan Stanley, в долгосрочной перспективе цены на нефть будут расти, причем нефть североморского сорта окажется дороже американской. Эти тенденции на европейском газовом рынке будут учитываться в новых формульных конструкциях привязки цены природного газа к цене нефти и нефтепродуктов.

В международной торговле применяется принцип ценообразования, основанный на методике обратного счета (net back - опосредованная цена газа на базовом рынке сбыта минус затраты на транспортировку). Роль подобного подхода меняется по мере формирования единого европейского рынка и ввиду отмены в контрактах положений о конечных пунктах поставки (destination clauses). Именно концепцией net back обосновывалась необходимость пересмотра цен на газ, поставляемый из Российской Федерации в Украину, Молдавию и Белоруссию, и приближения их к условным мировым ценам, хотя в отношении государств - участников СНГ данный подход до тех пор не применялся.

Результаты исследований рыночных тенденций и анализ современных способов повышения эффективности экспорта дают Российской Федерации основания для того, чтобы применить net back к ценам на весь газ, который поставляется в страны Западной Европы. Согласно расчетам, выполненным под эгидой Секретариата Энергетической хартии, применение этого подхода и признание его мировым сообществом может увеличить рентабельность экспорта российского природного газа. Независимо от новых методов, они так или иначе связаны с ценами на нефть и нефтепродукты, поскольку используют их для расчета потребительской стоимости газа.

Кроме этого, цены на газ в Европе в этом году резко выросли после начала специальной военной операции в Украине: если по итогам 23 февраля 2022 г. расчётная цена ближайших фьючерсов составила 1038,6 долл. США за тысячу кубометров, то 24 февраля 2022 г. она подскочила почти на 50% — до 1555,5 долл. США.

В начале марта котировки из-за опасений запрета на импорт российских энергоресурсов четыре дня подряд обновляли исторические максимумы. Ценовой рекорд в 3892 долл. США был достигнут 7 марта (+275% к 23 февраля), а расчётная цена по итогам дня составила 2560,7 долл. США за тысячу кубометров (+146,5%).

Но затем котировки перешли к устойчивому снижению, минимальная за два месяца расчётная цена была зафиксирована 25 апреля 2022 г. — 1027,1 долл. США за тысячу кубометров (-1,1% к 23 февраля). После этого газовые фьючерсы вновь пошли в рост и достигали 1370 долл. США за тысячу кубометров. Новый скачок котировок был связан с остановкой поставок ПАО «Газпром» в Польшу и Болгарию из-за их отказа оплачивать газ в российских рублях5.

Азиатско-тихоокеанский рынок - крупный производитель и потребитель сжиженного природного газа. Особенности формирования внешнеторговых цен на СПГ связаны с ориентацией на преимущественно внутрирегиональную торговлю. Заинтересованность поставщиков и потребителей СПГ в стабильности цен обуславливает согласованное применение формульных ограничений минимумов и максимумов газовых цен по так называемой S-кривой (кривая ограничений цены СПГ по максимальному и минимальному уровню мировых нефтяных цен) с целью разделения рисков на фазах роста и снижения мировых

цен на нефть. Базовым ориентиром выступают также нефтяные цены в форме средневзвешенной цены импортируемой нефтяной корзины.

По мере развития торговли сжиженным природным газом мировой газовый рынок становится более глобальным и мобильным благодаря транспортировке СПГ-танкерами. Прогнозируется высокий рост внешнеторговых операций, и реализация многочисленных проектов по развитию инфраструктуры производства/приемки СПГ в разных частях света. Поэтому в ближайшие годы следует ожидать появления в лице СПГ нового рычага оперативного воздействия на регулирование мирового спроса и предложения газа. Это может самым существенным образом способствовать как стабилизации газовых цен, так и определенному общему понижению их уровня за счет повышения конкуренции поставщиков и ликвидности рынка.

Необходимость поиска форм координации в газовой сфере налицо даже при том, что ценообразование на трубопроводный и сжиженный природный газ носит преимущественно долгосрочный характер, основанный на индексации по корзине нефтепродуктов и не привязанный к краткосрочной конъюнктуре рынка газа.

Возможный переизбыток вводимых мощностей способен породить неоправданно высокую конкуренцию между поставщиками, которая ослабит их позиции при выработке ценовых формул новых контрактов. Такой избыток мощностей может также вынудить производителей принять меры по расширению своего присутствия на торговых площадках, привести к формированию избытка предложения газа и к снижению спотовых цен на него, к прямым потерям для поставщиков. Все это может повлечь за собой распространение практики включения спотовых цен в ценовые формулы оптовых контрактов и снова снижение цен. Именно поэтому для поставщиков важно соблюдать очередность и планомерность ввода таких мощностей (вне зависимости от их национальной принадлежности) с учетом оптимальных транспортных маршрутов поставок газа на целевые рынки сбыта.

Но эти соображения должны беспокоить и потребителей, если только они правильно понимают свои долгосрочные интересы. Ведь на полностью либерализованных газовых рынках уже обозначилась высокая ценовая нестабильность - и это при нестабильности нефтяных цен. Речь идет об обычных для многих рынков ценовых «качелях», связанных с циклами растущих инвестиций, последующего перепроизводства и геополитической нестабильности в различных регионах. Однако в газовой сфере они связаны еще и исключительно высокой капиталоемкостью газовой инфраструктуры, а также реакцией рынков на сезонные колебания спроса и на отклонения сезонных условий от среднестатистических. Потери потребителей в результате нервозной реакции инвесторов на высокие риски, связанные с такой нестабильностью, могут перекрывать ожидаемые дивиденды от снижения цен вследствие либерализации.

Есть и много других вопросов стратегического характера, требующих если не координации, то максимальной взаимной информированности поставщиков. Например, большой рост поставок сжиженного природного газа в последнее

время в основном связан с Катаром - страной, планы которой по наращиванию объемов производства и экспорта СПГ не известны. В итоге не представляется возможным проанализировать перспективы развития в целом мирового рынка поставок СПГ.

По инициативе Российской Федерации вопрос о необходимости внимательно исследовать тенденции на мировых газовых рынках был включен в повестку дня заседания ФСЭГ в Дохе (апрель 2007 года), и по нему были приняты соответствующие решения, в том числе проведение анализа ценообразования на рынках газа6.

Однако полная унификация ценообразования пока остается недостижимой целью. Это связано с отмеченными выше существенной разницей в ценообразовании на различных рынках и традиционной конфиденциальностью контрактного ценообразования на ряде рынков.

Кроме этого, в работе ФСЭГ участвуют три государства Центральной Азии - Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. Российская Федерация сотрудничает с ними на двусторонней основе или создает консорциумы для конкретных совместных проектов. При этом центрально азиатские партнеры стремятся улучшить ценовые условия контрактов, что обосновано с учетом роста мировых цен на газ7.

Следует отметить, что в определенных контрактах создаются индивидуальные системы компенсаций и учета взаимных интересов, отличающиеся от простых формул. Например, если цена на газ в Украине в определенные периоды не обеспечивает эффективность поставок туркменского газа, то в эту схему включается компонента экспорта в Западную Европу газа туркменского или российского происхождения. Договоренности с Республикой Казахстан, которые предусматривают переработку его газа на мощностях Оренбургского комплекса с последующей поставкой продукции через совместную структуру. Эти договоренности и компенсации предполагают более сложный механизм учета взаимных интересов и возможностей, чем при простой поставке газа по той или иной ценовой формуле8.

Глобальные исследования в сфере мировой энергетики проводят Международное энергетическое агентство, Кембриджский институт энергетических исследований (Великобритания), британская консультативная компания Wood Mackenzie, а также такие государственные структуры, как Министерство энергетики США и Агентство энергетической информации США. Свой вклад вносят и отдельные транснациональные нефтегазовые компании, в частности Shell и ExxonMobil.

Недавно компания ExxonMobil опубликовала прогноз развития мировой энергетики до 2030 года. Он лишь незначительно отличается от предыдущего прогноза, обнародованного в 2006 году. Согласно данным исследованиям, в рассматриваемый период ведущая роль сохранится за тремя энергоносителями -нефтью, природным газом и углем. Их доля практически неизменна - около 80 процентов. Спрос на традиционные виды топлива будет быстрее всего расти в

государствах Юго-Восточной Азии - Китае, Индии и Пакистане. Показатели роста спроса на базовые энергоносители в развитой части мира прогнозируются на консервативном уровне.

Однако ни в одном из двух исследований не говорится о ценах на энергоносители. Между тем в этой сфере не исключены существенные сдвиги, связанные как раз с развитием международной торговли СПГ. Сотрудники ExxonMobil прогнозируют, что к 2030 году объем мировой торговли СПГ увеличивается до 725 млрд м3 в год, т. е. в 3,8 раза по сравнению с 2005-м (около 189 млрд м3).

Другие организации прогнозируют более низкие показатели роста мировой торговли СПГ: в частности, МЭА говорит о 470 млрд м3 в 2030 году. Актуальность в системном и систематическом анализе конъюнктуры на мировом газовом рынке возрастает9.

Новые коррективы в прогностические конструкции могут быть также внесены в связи с наращиванием и консолидацией международных усилий, направленных на охрану окружающей среды. Необходимость ограничить выбросы углекислого газа в атмосферу, с тем чтобы ослабить парниковый эффект, подталкивает к развитию международных процессов, стимулирующих использование именно природного газа. Ведь он производит меньше СО2 на единицу энергии, чем любое другое ископаемое топливо. Структуры ПАО «Газпром» уже начали торговать квотами на выбросы СО2 одновременно с заключением контрактов на поставки природного газа, что свидетельствует о растущем признании мировым сообществом экологичных качеств этого энергоносителя.

Специфика растущих рынков природного газа такова, что на них нет места директивному подходу - основному методу, применяемому ОПЕК на нефтяном рынке. Региональные рынки газа кардинально отличаются друг от друга, связи с нефтяным рынком слишком многообразны, а взаимоотношения между странами -поставщиками слишком сложны, чтобы все эти вопросы идентично решались в действующей по жестким правилам единой организации поставщиков. Страны -экспортеры газа разработают и унифицируют собственные формы взаимодействия с потребителями с учетом особенностей газового бизнеса. Термин «газовая ОПЕК» целесообразно исключить из серьезных профессиональных дискуссий, как контрпродуктивный и излишне политизирующий обсуждение проблем, перспектив и форм усиления взаимодействия стран - экспортеров газа10.

Примечания Endnotes

1 Щекина О. Д. Методологические особенности структуризации субъектов российской газовой отрасли // Микроэкономика. 2022. № 4. С. 45-52

2 Борталевич С.И., Богатырев С.И., Зоидов Х.К., Тихомиров А.В. Роль предприятий СПГ в газификации периферийных регионов России на основе многоуровневой системы газовых хабов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2022. № 7(141). С. 29-37.

3 Сасаев Н. И. Концепция стратегии газовой отрасли Дальнего Востока: миссия и видение // Экономика промышленности. 2022. Т. 15. № 3. С. 262-275.

4 Мавлюдов Р.Р., Комзолов А.А., Свешников А.Е.,МахинаВ.С. Цифровой инструмент повышения обоснованности инвестиционных решений в газовой промышленности // Газовая промышленность. 2021.№ 10 (822). С. 124-130.

5 Ткаченко М. Ф. Оценка рисков для газовой отрасли России в условиях формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2021. Т. 29. № 1. С. 183-196.

6 Яворский Е. Д. Гармонизация производственной программы как инструмент достижения целей компании газовой отрасли // Финансовая экономика. 2021. № 5.С. 220-222.

7 Сасаев Н. И. Первичная оценка экономической эффективности стратегических направлений развития газовой отрасли России // Экономика и математические методы. 2020. Т. 56. № 2. С. 52-65.

8 Плис С. А. Отечественные системы и способы управления качеством продукции на предприятиях нефтегазового сектора // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2022. № 2(206). С. 20-25.

9 МатвеевВ. В. Оценка проблем и перспектив развития нефтяной и газовой отрасли России в современных геоэкономических условиях // Экономические и гуманитарные науки. 2019. № 4 (327). С. 65-78.

10 Бриллиантова В.В.,Галкин Ю.В., Галкина А. А. [и др.] Прогноз развития энергетики мира и России 2019. Москва: Институт энергетических исследований РАН, 2019. 210 с.

Автор, аннотация, ключевые слова

Качелин Александр Сергеевич - канд. экон. наук, старший научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН, Центр инновационной экономики и промышленной политики (Москва) kachelin@mail. ru

В статье рассматриваются региональные особенности мирового газового рынка в период геополитической нестабильности. Особое внимание уделено роли Российской Федерации в формировании и участии в газовом альянсе (союз), на долю которой приходится более четверти мировых запасов газа. Региональные рынки газа кардинально отличаются друг от друга, связи с нефтяным рынком слишком многообразны, а взаимоотношения между странами-поставщиками

слишком сложны, чтобы все эти вопросы идентично решались в действующей по жестким правилам единой организации поставщиков. Отмечается специфика растущих рынков природного газа такова, что на них нет места жесткому квотированию - основному методу, применяемому ОПЕК на нефтяном рынке. Термин «газовая ОПЕК» целесообразно исключить из серьезных профессиональных дискуссий, как контрпродуктивный и излишне политизирующий обсуждение проблем, перспектив и форм усиления взаимодействия стран - экспортеров газа.

ОПЕК, ФСЭГ, ОЭСР, рынки нефти и газа, СПГ, net back, квота, картель, ценообразование, специальная военная операция

References

(Articles from Scientific Journals)

1. Shchekina O. D. Metodologicheskiye osobennosti strukturizatsii sub"yektov rossiyskoy gazovoy otrasli. Mikroekonomika. 2022, no 4, pp. 45-52

2.Bortalevich S.I., Bogatyrev S.I., Zoidov Kh.K., Tikhomirov A.V. Rol' predpriyatiy SPG v gazifikatsii periferiynykh regionov Rossii na osnove mnogourovnevoy sistemy gazovykh khabov. Regional'nyye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2022, no 7(141), pp. 29-37.

3.Sasayev N. I. Kontseptsiya strategii gazovoy otrasli Dal'nego Vostoka: missiya i videniye. Ekonomikapromyshlennosti, 2022, vol. 15, no 3, pp. 262-275.

4. Mavlyudov R.R., Komzolov A.A., Sveshnikov A.E.,MakhinaV.S. Tsifrovoy instrument povysheniya obosnovannosti investitsionnykh resheniy v gazovoy promyshlennosti. Gazovayapromyshlennost', 2021, no. 10(822), pp. 124-130.

5.Tkachenko M. F. Otsenka riskov dlya gazovoy otrasli Rossii v usloviyakh formirovaniya obshchego rynka gaza Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Ekonomika. 2021, vol. 29, no 1, pp. 183-196.

6.Yavorskiy E. D. Garmonizatsiya proizvodstvennoy programmy kak instrument dostizheniya tseley kompanii gazovoy otrasli. Finansovaya ekonomika, 2021, no 5, pp. 220-222.

7.Sasayev N. I. Pervichnaya otsenka ekonomicheskoy effektivnosti strategicheskikh napravleniy razvitiya gazovoy otrasli Rossii. Ekonomika i matematicheskiye metody. 2020, vol. 56, no 2, pp. 52-65.

8.Plis S. A. Otechestvennyye sistemy i sposoby upravleniya kachestvom produktsii na predpriyatiyakh neftegazovogo sektora. Problemy ekonomiki i upravleniya neftegazovym kompleksom. 2022, no 2(206), pp. 20-25.

9. Matveyev V. V. Otsenka problem i perspektiv razvitiya neftyanoy i gazovoy otrasli Rossii v sovremennykh geoekonomicheskikh usloviyakh . Ekonomicheskiye i gumanitarnyye nauki. 2019, no 4(327)pp. 65-78.

10. Brilliantova V.V.,Galkin Yu.V., Galkina A. A. [i dr.] Prognoz razvitiya energetiki mira i Rossii 2019. Moskow, 2019, 210 p.

Author, Abstract, Key words

Aleksander S. Kachelin - Candidate of Economics, Institute of Economics RAS, Center for Innovative Economics and Industrial Policy (Moscow, Russia)

kachelin@mail.ru

The article examines the regional features of the global gas market during the period of geopolitical instability. Special attention is paid to the role of the Russian Federation in the formation and participation in the gas alliance (union), which accounts for more than a quarter of the world's gas reserves. The regional gas markets are radically different from each other, the ties with the oil market are too diverse, and the relationships between the supplier countries are too complex for all these issues to be solved identically in a single supplier organization operating under strict rules. It is noted that the specifics of the growing natural gas markets are such that there is no place for strict quotas - the main method used by OPEC in the oil market. It is advisable to exclude the term "gas OPEC" from serious professional discussions, as it is counterproductive and unnecessarily politicizing the discussion of problems, prospects and forms of strengthening cooperation between gas.

OPEC, GECF, OECD, oil and gas markets, LNG, netback, quota, cartel, pricing, special military operation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.