Научная статья на тему 'Региональные особенности местной прессы в постсоветский период (на примере Саратовской области)'

Региональные особенности местной прессы в постсоветский период (на примере Саратовской области) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
502
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / КОММЕРЧЕСКИЙ УСПЕХ / КОПИРОВАНИЕ / ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРЕССА / САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / "ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ" / «THE FOURTH POWER» / AUTHORTY / DEMOCRATIC SOCIETY / COMMERCIAL SUCCESS / REPLICATION / POST-SOVIET PERIOD / YELLOW PRESS / THE SARATOV REGION / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Захарова А. В.

В статье автор рассматривает специфику отношения властных структур к печатным средствам массовой информации на региональном уровне. Главными проблемами СМИ в настоящее время являются усиление субъективного фактора в подаче информации, преобладание на страницах местной прессы заказных статей, отсутствие глубокого анализа и осмысления проблем, сокращение дискуссий на социально значимые темы, отсутствие взаимосвязи с историческим контекстом, ангажированность освещаемых событий, а также возрастание роли развлекательной единообразной прессы, копирование тематики конкурентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF THE LOCAL PRESS DURING THE POST-SOVIET PERIOD (based on the example of the Saratov region)

The paper deals with specific attitude of local authorities to the print media on a regional level. The major problems of the media now are strengthening subjective factor in the information delivery, a lot of 'sponsored' articles in the pages of the local press, lack of insight and understanding, cutting debate on socially important topics, lack of understanding of the historical context, biased news coverage, as well as the growing role of entertainment papers, copying from competitors.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности местной прессы в постсоветский период (на примере Саратовской области)»

нию в высшие учебные заведения области; помощь сельским школам по укреплению материально-техни -ческой базы; агитационно-массовая работа с сельскими школьниками.

Большую работу по набору в институт сельских школьников проводили студенческие строительные отряды. Так, отрядом «Тензор» в с. Екатериновка был создан консультационный пункт, в состав которого вошли сту -денты физического факультета Сергей Субботин, Владимир Ермилов, Анатолий Гейхмейстер. По результатам работы этого пункта более 10 школьников подали заявления в университет. Подобный пункт был создан под руководством студента Кордита в с. Турки [1. Ф. 4158. Оп. 27. Д. 32. Л. 52 - 54]. В 1 970 г все отряды и бригады провели в местах дислокации вечера для старшеклассников на тему «Наш вуз и его профессия» [1. Ф. 4158. Оп. 27. Д. 67. Л. 14]. В 1974 г. была организована работа 5,6 тыс. консультационных пунктов для подготовки мест -ной молодежи к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения [6, с. 19].

В 1960 - 70-е гг. стройотряды принимали активное участие в сооружении и оборудовании спортивных пло-щадок на селе. К примеру бойцами лишь одного отряда Саратовского института механизации сельского хо -зяйства было оборудовано 15 волейбольных и футболь -ных площадок. Многие отряды снабдили сельские шко -лы простейшим спортинвентарем [1. Ф. 4158. Оп. 27. Д. 32. Л. 54].

Таким образом, во время третьего трудового семест-растуденты занимались не только строительством, но и просвещали сельских жителей, объясняли цели, поло -

жения партии, подготавливали школьников к поступлению, проводили профориентационную работу для вузов, организовывали досуг школьников. ССО выполняли важную социокультурную миссию в сельской местности: читали лекции, давали концерты, устраивали диспуты, вечера [9, с. 24]. Это было необходимо не только государству, которое в определенной степени использовало студенчество, но и самой молодежи. Студенческие строительные отряды долгое время действительно были школой жизни для молодых людей, студентов и учащихся.

1. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО).

2. Бойцы - молодцы // Заря молодежи. 1973. 21 июля; Демчин А. Земная жизнь «Аэлитян» // Заря молодежи. 1973. 9 авг.

3. Васильев С. Главный старт - впереди // Заря молодежи . 1975. 21 июня.

4. Дегтярева Н. И снова старт! // Заря молодежи. 1973. 8 дек.

5. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В .И. Ленина / под ред. В.А. Сулемова. М., 1983.

6. ССО: стройка, студенты, отряды / В .П. Лияскин, ГТ Ер -мошин, В.П. Приступко, В.А. Элькинд. М., 1985.

7. Фокина Т.П. Школа возмужания: из опыта студенческих строительных отрядов Саратовского университета по формированию активной жизненной позиции студенчества / Фокина Т.П., Калинин Е.Ф., Бачурин И.В. Саратов, 1984.

8. Храмова И. Мой дом - моя школа // Ленинский путь. 1975. 19 сен.

9. Юрасова Л. Характер закаляется в стройотряде // Профессиональное образование. 2007. № 5.

УДК 070(470.44) А.В. Захарова

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОЙ ПРЕССЫ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (на примере Саратовской области)

В статье автор рассматривает специфику отношения властных структур к печатным средствам массовой информации на региональном уровне. Главными проблемами СМИ в настоящее время являются усиление субъективного фактора в подаче информации, преобладание на страницах местной прессы заказных статей, отсутствие глубокого анализа и осмысления проблем, сокращение дискуссий на социально значимые темы, отсутствие взаимосвязи с историческим контекстом, ангажированность освещаемых событий, а также возрастание роли развлекательной единообразной прессы, копирование тематики конкурентов.

Ключевые слова: власть, демократическое общество, коммерческий успех, копирование, постсоветский период, развлекательная пресса, Саратовская область, трансформация, «четвертая власть».

A.V. Zakharova

REGIONAL FEATURES OF THE LOCAL PRESS DURING THE POST-SOVIET PERIOD (based on the example of the Saratov region)

The paper deals with specific attitude of local authorities to the print media on a regional level. The major problems of the meda now are strengthening subjective factor in the information delivery a lot of 'sponsored' articles in the pages of the local press, lack of insight and understanding, cutting debate on socially important topics, lack of understanding of the historical context, biased news coverage, as well as the growing role of entertainment papers, copying from competitors.

Key words: authority, democratic society, commercial success, replication, Post-Soviet period, yellow press, the Saratov region, transformation, «the fourth power».

С начала либеральных реформ в России прошло почти 20 лет. Тем не менее механизмы взаимодействия органов власти всех уровней и печатных СМИ все еще находятся в процессе развития и становления. Следо -вательно, по-прежнему актуальной остается пробле -ма трансформации отношения властных структур к прессе в постсоветском пространстве.

Вопрос отношения властных структур к печатным средствам массовой информации активно обсуждает -ся не только историками и политологами, но и эконо -мистами, социологами, исследователями самых раз -ных специальностей. Можно констатировать, что функция критики - одна из наиболее важных и фундаментальных - средствами массовой информации выпол -няется далеко не в полной мере. Между тем именно взвешенные, объективные оценки регионального по -литического процесса со стороны «четвертой власти» должны стать основой экономического и социально -политического развития, преодоления архаичных форм политического противоборства и достижения консен-суса по ключевым проблемам региона.

Анализ эволюции взаимодействия местной прессы и органов власти субъектов федерации важен для развития не только политической, но и исторической науки, которая исследует вопросы значимости государ -ственных и негосударственных печатных средств мас -совой информации, эффективности их деятельности в отдельном регионе и России в целом. Чтобы сформулировать стр ате гию социально-экономическо го и кул ь-турного развития области, выработать концепцию до -стижения эффективного взаимодействия органов го -сударственной власти и печатных СМИ не только Саратовского региона, но и всей Российской Федерации, необходимо иметь четкое представление о причинах политизации саратовской прессы и особенностях по -ведения региональных органов государственной вла-сти по отношению к местным редакциям газет и журналов. Для стабилизации и укрепления экономического и социально- культурного положения нашей страны необходимо развивать и использовать с максимальной эффективностью общение чиновников с населе -нием, посредником которого выступает в первую очередь пресса.

В постсоветский период пресса, как и все общество в целом, претерпела качественные и структурные изменения. Эпоха гласности и свободы слова, с одной стороны, стала периодом испытаний, а с другой - по -зволила прессе продемонстрировать собственную по -литическую значимость. Если в условиях советского го -сударственного строя средства массовой информации были способом репродукции официальной политики, то в рамках складывающегося демократического общества СМИ приобретают собственное звучание. Плюрализм политических точек зрения делает необходимым их репрезентацию в средствах печатной, телевизионной и электронной информации. В 1990-е гг. происхо -дит становление той системы взаимоотношений власти и общества, в которой СМИ стали играть роль медиато -ра и обязательного участника протекающих процессов.

Политическое реформирование и отказ от однопартийной системы привели к пересмотру места СМИ в системе общественных координат. На смену восприятия СМИ как ретранслятора единственно верной точки зрения пришла уверенность в том, что сами по себе

средства информации могут использоваться для выражения различных мнений, а массовость зрительской и читательской аудитории делает их «четвертой властью», способной ставить и решать многие общественно-политические задачи. Не удивительно поэтому что в 1993 г. во время попытки государственного переворота заговорщики решили первым делом захватить телевизионный центр «Останкино», чтобы иметь возможность транслировать свои идеи на всю страну, а неудачный штурм телецентра привел и к краху переворота в целом.

Переход к рыночным механизмам повлек коренные изменения в местной прессе. Печатные средства массовой информации регионов стали более разнообразными, с одной стороны, но и локальными, уделяющими меньше внимания общеросси йским и международным проблемам - с другой. Региональная газетная периодика, в том числе и пресса Саратовской области, в начале 1990-х гг. выросла и по количеству наименований, и по разовым тиражам. Ее основу в большей степени стали составлять проблемы местного характера и в меньшей - общероссийская и международная проблематика, что было вызвано заинтересованностью жителей страны в происходящих изменениях и готовностью принимать в них посильное участие. Как показывают социологические данные, тиражи региональной прессы выросли на 20%, а доля материалов регионального характера - с 26% в конце 1980-х гг. до 40% в 19 93 г. [13, с. 8]. Эти цифры характерны и для Саратовской области.

С активным внедрением во все сферы деятельности человека компьютерных технологий, с появлением Интернета печатным периодическим изданиям стало уделяться меньше внимания. В настоящее время и общероссийские, и местные газеты не являются главным источником новостей. Новостная информация стала прерогативой телевидения и Интернета, а газеты ограничиваются комментированием основных событий дня или недели. Тем не менее отечественная пресса сегодня - это больше, чем конкретные названия журналов и газет или имена их редакторов и журналистов. Это целая индустрия, зависимая, но и влияющая на российскую экономическую и политическую системы.

В настоящее время, испытывая давление со стороны, следуя законам рынка, а также стремясь к увеличению доходов, учредители массовой прессы, к сожалению, ставят производство информации на поток, нередко копируя тематику своих конкурентов. Каждодневная зрелищность печатных изданий приводит к единообразию прессы. Возрастание роли развлекательной прессы обусловлено еще и тем, что любовные, драматические, скандальные и даже кровавые истории отвлекают население от общественно-значимых вопросов, оставляя важнейшие насущные проблемы на вто -ром плане, дискриминируя тем самым демократические права граждан. «С одной стороны, СМИ получают всебольшую власть в обществе, становясь, в частности, важнейшим фактором политической борьбы. А с другой - они попадают под непрерывно растущие влияние и контроль как политики (политиков), так и экономики», - считает французский исследователь П. Бурдье [3, с. 12]. Все чаще на страницах саратовской прессы встречаются стандартные статьи, корреспонденции и заметки, написанные по одному и тому же плану, сухим

языком. Яркий пример - копирующие друг друга пред -выборные статьи, посвященные перспективам разви-тия Саратовской области при переизбрании Д. Ф. Аяцкова [1; 19].

Издания боятся потерять хоть одну сенсационную новость, а вместе с тем и читателя, численность кото -рого определяет рейтинг издания, поэтому публикует -ся та информация, которая хорошо продается: сенса -ционная, иногда даже неприличная, сопровождающа -яся вызывающими заголовками и «кричащими» иллюстрациями. Например, в 1995 г. на первых страницах целого ряда газет (как проправительственных, так и оппозиционных) оказалось событие не политическое или экономическое, а из сферы шоу-бизнеса - свадьба Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова [2; 7; 14]. Интересно, что не только местные издания федеральной прессы, но и сами региональные газеты готовы отодви -нуть новости региона на задний план ради события, ко торое способно привлечь внимание чи тателя.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II очень точно заметил, что «на потеху толпе выносятся мало -значительные факты и откровенные домыслы, плюрализм используется для пропаганды абсурдных идей - лишь бы привлечь внимание к персоне их автора» [8, с. 260]. Для местной прессы по-прежнему проще пуб -ликовать многочисленные статьи о разрастающейся коррупции и сложностях нашей жизни либо описывать жестокие, кровавые сцены, при этом умалчивая проблемы убогого, убитого городского хозяйства. «Если перед редактором встает выбор, что ставить на полосу: смач-ные подробности какого-нибудь криминала или журналистское расследование о беспределе в местной системе ЖКХ, он без раздумий поставит первое» [6].

Еще один парадокс - «нет ничего труднее, чем отразить реальную жизнь со всей ее банальностью» [3, с. 34]. Материалы о городских окраинах, о разваливающем -ся фермерском хозяйстве области для журналистов являются непривлекательными. На темы хозяйствен -ной жизни газеты либо не пишут вообще, либо пишут поверхностно, однотонно, вяло, без глубокого осмысления тех или иных явлений, как правило, ограничиваясь констатацией проблем, но не анализируя их при -чины [4; 9; 11; 17]. Например, в оппозиционной газете «Саратовский репортер» в 2009 г. была опубликована серия материалов, касавшаяся плохого состояния дорог в Саратовской области. Характер материала был сугубо описательным, без должного анализа причин и способов урегулирования сложившейся ситуации, но сопровождался недвусмысленной квинтэссенцией, что качество дорог ставит вопрос о доверии местным властям.

В последнее время наблюдается тенденция к со -кращению на страницах прессы дискуссий на социально значимые темы, обсуждений, отсутствие взаимосвязи с историческим контекстом. Исторические события привязываются к актуальным политическим процессам, таким образом их упоминание работает на имидж того или иного политика. Например, в 1995 г. в предвыбор -ной кампании Д.Ф. Аяцкова активно муссировалась тема 50-летия победы в Великой Отечественной вой -не, но ее отражение в официальных СМИ свелось к описанию встреч Д.Ф. Аяцкова с ветеранами и раздачи им материальных поощрений и подарков [15; 16]. При -чина такого потребительского отношения к истории

весьма банальна: глубокий анализ произошедшего события, подкрепленный историческими справками, нередко представляется учредителю скучным и неприбыльным, т.е. публиковать его нецелесообразно. Именно поэтому в современной прессе практически не встречается серьезных исследований событий и явлений, аргументированных оценочных выводов. Тем не менее нельзя забывать, что достоинство солидной газеты -это «умение анализировать противоречия и конфликты современной политической и общественно-экономической жизни общества» [10, с. 140].

Стремясь к коммерческому успеху, редакции гонятся за сенсациями, создавая впечатление отсутствия социальных, коммунальных и иных жизненно важных повседневных проблем. На самом же деле очень часто газета становится марионеткой в руках власти, подающей информацию определенной направленности. Все чаще на страницах местных изданий встречаются матери алы о личной жизни звезд либо о торжественных мероприятиях, на которых присутствуют первые лица губернии [5]. В неофициальной хронике преобладают материалы происшествий: автокатастроф, пожаров, убийств. Беспристрастные публикации, несущие в себе положительный эмоциональный заряд, встречаются редко. Местные издания перенасыщены заказными материалами. В качестве примера можно привести серию статей, которые в 2000 г. были опубликованы саратовскими газетами и региональными версиями федеральных газет с целью дискредитации действующего губернатора Д. Ф. Аяцкова: А. Фролова « Полет мыльного пузыря над степью» [18], А. Роман «Экономическая хлопушка губернатора: много шума и мишуры» [12] и др. Преобладание на страницах местной прессы заказных статей привело к дефициту рассмотрения жизненно-важных проблем, вопросов экономического развития региона, социальных прав населения.

Предлагая свою продукцию широкой аудитории и стремясь удовлетворить разноплановые потребности, издания все активнее сотрудничают с влиятельными бизнес-структурами и органами власти, ставя во вни -мания их потребности и предпочтения. За последние годы усилилось влияние субъективного фактора в подаче информации. Важнейшую роль играют политические цели представителей органов власти. Все это привело к ангажированности освещаемых событий. Как и в середине 1990-х гг., печатная пресса по-прежнему предпочитает описывать действия представителей органов власти, уделяя минимальное внимание другим категориям населения. Причинами такой ситуации являются неготовность и нежелание власти вступать в дискуссию с обществом, публично отвечать на вопросы населения. Представители власти не считают важным объяснять людям варианты решения проблем. Именно поэтому необходимо создавать свободные от правящей и деловой элиты общественные СМИ.

1. Алифанов В. Продолжая делать добрые дела // Сара -товские вести. 2000. 10 фев.

2. Аргументы и факты. 1995. 8 апр.

3. Бурдье П. О телевидении и журналистике / пер. с фр. Т.В. Анисимовой, Ю.В. Марковой, отв. ред. и предисл. Н.А. Шматко. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», институт экспериментальной социологии, 2002.

4. Добриченко Т. Мал золотник, да не должен затеряться // Саратовская мэрия. 1995. 30 июня.

5. Иванов А. Время собирать колосья // Саратовская об -ластная газета. 2010. 2 авг.

6. Качественная журналистика чужда провинциальной закрытой жизни // Завтра. 2010. № 52 (893).

7. Комсомольская правда. 1995. 6 апр.

8. Цит по: Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учеб. пособие по современной практической журналистике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. Сер. «Филология и журналистика». С. 260.

9. Ларин В. Твердо стоять на земле // Саратовская мэрия. 1995. 6 окт.

10. Мельник Г.С., Ким М.Н. Методы журналистики: учеб. пособие для студентов факультетов журналистики. СПб.: Изд-во В .А. Михайлова, 2006.

11. Плеханова О. Крестьянин становится политиком // Саратовская мэрия. 1995. 3 нояб.

12. Роман А. Экономическая хлопушка губернатора: много шума и мишуры // МК в Саратове. 2000. 24 фев.

13. Российский рынок периодической печати - 2005: состояние, тенденции и перспективы развития: доклад // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. М., 2005.

14. Саратов. 1995. 9 апр.

15. Саратовская мэрия. 1995 . 5 янв.

16. Саратовский репортер. 1995 . 6 янв.

17. Стрижкова Е. Плодовоовощной мегаполис города По-кровска // Саратовская мэрия. 1995. 4 авг.

18. Фролова А. Полет мыльного пузыря над степью // Общая газета. 2000. 17 фев.

19. Чернышов Ю. Мы любим планов громадье // Саратовская мэрия. 2000. 23 мар.

удк 930(470.44) А.В. Красильников

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ

В работе на примере одного исторического факта - патриотического движения саратовцев по сбору личных сбережений на строительство боевых (именных) самолетов для фронта - подняты некоторые проблемы источниковедения. Отмечены недостатки в работе исследователей с историческими документами. Предпринята попытка выявления, систематизации и классификации исторических источников. Проанализированы особенности их исторического анализа и вопросов археографии. Указывается на необходимость вовлечения в исследование широкого круга исторических источников в их взаимосвязи.

Ключевые слова: исторические источники, именные самолеты, всенародная помощь фронту.

A.V. Krasilnikov

THE SARATOV REGION IN THE GREAT PATRIOTIC WAR: FEATURES OF SOURCE STUDY

The paper deals with the historical fact of the patriotic movement in the Saratov region that involved collection of persona savings for construction of combat airplanes for to the front. The author notes lapses in the work of researchers with historical documents. The attempt to identify organize and classify the historical sources is made. The discussion of their historical analysis in archeology is given. The paper indicates the need for involving a wide range of historical sources for the study.

Key words: historc sources, combat airplane, national assistance to the front.

Исторические источники - это база исторического исследования. Отрыв от этой основы или неумелое ее использование влечет за собой искажение историографии.

Военные годы (1 941 - 1945 гг.) занимают особое место в истории Саратовской области. Обусловлено это рядом причин, в числе которых перестройка экономики и сельского хозяйства на военный режим функционирования, уход основного трудоспособного населения на фронт, увеличение потребности в промышленной продукции и продовольствии в силу безвозвратных потерь, изменение политико-морального состояния населения области и др.

В социально-политической жизни области в годы Великой Отечественной войны важную роль играли патриотические движения саратовцев. Они оказали существенное влияние на ход и результат военных действий [17. Ф. 594. Оп. 1. Д. 4531. Л. 12]. Наиболее широко в Саратовской области развернулось народное пат -

риотическое движение по сбору личных сбережений на строительство боевых самолетов для фронта - так называемых именных самолетов. Первый именной самолет на фронт отправили с аэродрома Саратовского авиационного завода колхозники с. Усть-Курдюм Ворошиловского района. Число именных самолетов, подаренных фронту саратовцами, составляет 1,5 тыс. [9]. Это социально-историческое явление коснулось практически всех жителей Саратовской области и по сей день находится в поле зрения историков, поэтому историография данного движения играет большую роль [7, с. 193 - 209]. Необходимо отметить, что в научной литературе единое представление о предмете источниковедения не сформировано, тем не менее будем считать предметом исследования всю совокупность ис-тори ческих источников во всей полноте заключенной в них информации.

Актуальность работы объясняется следующими причинами. Во-первых, проблема источниковедения исто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.