Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЧЕТЕЙ Г. АЛМАТЫ В 19 20 ВЕКАХ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЧЕТЕЙ Г. АЛМАТЫ В 19 20 ВЕКАХ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
132
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональные особенностей мечетей / строительство мечетей / региональное строительство / алматинские мечети.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Бейсенова Айгерим Мирасовна, Caмoйлoв Кoнcтaнтин Ивaнoвич

в данной статье выделили региональные особенности мечетей города Алматы в 19-20 веках. Наиболее продуктивный период строительства мечетей в Казахстане ознаменовался воссоединением Казахстана с Россией во второй половине XIX века. В этот период оживилась экономика, развивались торговля и промышленность, что способствовало оживлению строительных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЧЕТЕЙ Г. АЛМАТЫ В 19 20 ВЕКАХ»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЧЕТЕЙ Г. АЛМАТЫ В 19 - 20 ВЕКАХ

1 2 Бейсенова А.М. , Caмoйлoв К.И.

1Бейсенова Айгерим Мирасовна - бакалавр искусств, магистрант;

2Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье выделили региональные особенности мечетей города Алматы в 19-20 веках. Наиболее продуктивный период строительства мечетей в Казахстане ознаменовался воссоединением Казахстана с Россией во второй половине XIX века. В этот период оживилась экономика, развивались торговля и промышленность, что способствовало оживлению строительных работ.

Ключевые слова: региональные особенностей мечетей, строительство мечетей, региональное строительство, алматинские мечети.

Наиболее продуктивным периодом строительства мечетей в Казахстане была вторая половина 19 века, отмеченная окончательным присоединением Казахстана к России. В этот период возрождалась экономика, развивались торговля и промышленность, что способствовало возрождению строительной деятельности [1].

Разнообразие природно-климатических условий огромной территории Казахстана и особенности регионального строительства повлияли на появление мечетей с различными архитектурно-композиционными решениями. В южных районах Казахстана были очень распространены мечети татарского или казахского типа. На развитие таких культовых сооружений, вероятно, повлияло сильное культовое зодчество казанских татар, живших в окрестностях этих регионов. Развитие татарских мечетей было длительным и сложным процессом. В этих постройках можно увидеть мусульманские архитектурные отголоски, но это явление было незначительным, потому что в жизни и культуре казанских татар восточные влияния столкнулись с соседней русской культурой. В результате архитектурные влияния татарских мечетей, естественно, претерпели коренные изменения и трансформировались в соответствии с местными традициями. Татарская мечеть, как логическое развитие бревенчатой архитектуры, восприняла основные элементы последней как в пространственном устройстве, так и в отдельных деталях. Разнообразие форм деревянных мечетей доходит до шестиугольного здания с серповидным минаретом, наиболее характерного для казанских татар. Организация богослужений в мечетях требовала различных решений в плане соединения отдельных помещений друг с другом [2, с. 488].

Главным композиционным стержнем является продольная ось здания. Вход в мечеть и два служебных помещения находятся с северной стороны. Затем есть два зала, первая поменьше для женщин и вторая для мужчин. В южной части находится михраб. Внешний вид мечети имеет элементы татарского дома.

Имеется запись об орнаментации южной стены михраба с использованием различных элементов орнамента на фронтоне, оконных рамах и карнизах. Следует отметить, что в случае четырехскатных крыш без фронтонов этот элемент выступает как самостоятельная деталь и вместе с минаретом выделяет вход в мечеть [3].

Татарская была построена в середине 19 века. Она была частично разрушена во время землетрясения 1887 года и использовалась до 1940 года. Затем здание мечети было передано сапоговаляльной фабрики в Алматы и использовалось под склад, но в 1986 году оно было уничтожено пожаром. Новое здание построено в 1998 году.

Архитектурный анализ бывшей татарской мечети в Алматы (19 век) показывает, что это здание является типичным образцом татарского культового зодчества Казани. Об этом свидетельствует общая композиция объема в виде шестигранной рамы, которая чаще всего использовалась татарами, и наличие типичного декоративного фронтона у подножия минарета и над входным потолком. Также есть несколько резных декоративных бляшек и карнизов, которые являются неотъемлемым элементом татарской архитектуры. Здесь полностью соблюдается тектоническая взаимосвязь между деревянными конструкциями и декоративными элементами. Мечеть деревянная, пустая внутри, одноэтажная, без подвала. Стены внутри выложены плиткой. Гармоничное соотношение белого, синего и зеленого придает зданию одухотворенное и трезвое величие. Сейчас трехэтажный минарет демонтирован [4].

В 1917 году на каждые 16 тысяч верующих приходилось 11 мечетей. Были мечети, различавшиеся по религиозной принадлежности, такие как Сартовская, Таранчинская, Токмакско-Дунганская,

Кульджинско-Дунганская, Намаганская или Кашгарская. Мечети сопровождались учебными заведениями и библиотеками.

Первая мечеть была построена в 1859 году в торгово-промышленной слободе Ташкент (по-татарски) на правом берегу реки Алматы. Рядом с мечетью было медресе. Перед землетрясением 1887 года город Верный спроектировал три мечети. Однако по фотографии известна только одна из них, купеческая мечеть Алымова на Татарке. Позже она была разрушена. Она была построена из кирпича, вероятно, купольного типа. Остальные мечети были колоннадного типа [5].

Архитектурно они отличаются от других зданий традиционными минаретами и башнями в форме полумесяца. Однако были и очень важные религиозные постройки. Например, Соборная мечеть на Татарке (построена муллой Аямбаем Чагатаевым, архитектор С. Тропаревский, 1908-11, купец Г. В. Шмид). Позднее здание было изменено. Оренбургская мечеть Магометанского собрания № 4 и медресе Исхакия занимали один квартал на улицах Торговой и Лепсинской. Эта мечеть построена на средства Исхака Габдулвалиева.

Следует отметить, что в 1930-е годы, которые историки называют атеистическими временами, здания мечети не сносились, а приспосабливались к новым условиям. Например, в бывшей мечети № 4 располагался «Театр национальных меньшинств», а минарет использовался артистами для воссоздания фрагментов будущих концертов, митингов и представлений. Здесь же располагался Турксибский техникум. В 1976-79 годах историческое здание было снесено при строительстве Универсального склада [6].

По спискам 1924 г. известно, что мечеть на Пушкинской улице в Алма-Ате построена «каратальскими казаками», переселившимися в Верный. Она была снесена в 1990-х годах и заменена новой центральной мечетью. Впечатляющее здание украшено мрамором и красочной плиткой. Мечеть венчает голубой купол диаметром 20 м и высотой 36 м. Высота минарета 47 метров. Архитекторы проекта С. Баймагамбетов, Ж. Шарапиев, К. Жарылганов, дизайнер К. Толебаев [7].

Имеет планировочную структуру, состоящую из следующих частей: портал - переходные помещения, основное помещение, михраб. Он сделан из старых кирпичей. Потолок из полукруглого кирпича на известковом растворе. Основной объем имеет искусственный деревянный купол. Размеры здания 16*34 м. Высота, включая минареты, составляет 29 м, а высота основного объема - 12 м. Фасад имеет три четверти полуколонн, декоративные пилястры и капители цоколя. Поверхности фасадов украшены рустикальной декоративной штукатуркой, типичной для турецкой архитектуры [8].

Фасад состоит из прямоугольных и круглых окон, окруженных подковообразными арками. Главный зал мечети имеет треугольную форму с треугольной проекционной нишей в михрабе. Портальное пространство представляет собой высокий объем, окруженный с обеих сторон минаретами и увенчанный выпуклым куполом без взлетно-посадочной полосы. Два купола мечети заканчиваются золотыми полумесяцами. Два минарета по углам главного зала в портальной части определяют внешний вид мечети. Эти минареты имеют два восьмиугольных объема с тремя усеченными вертикальными пролетами; верхняя часть мечети имеет каркас, затененный круглыми арками и стрельчатыми оконными проемами. Мечеть является наиболее ярким образцом мусульманской религиозной архитектурной традиции того времени [9].

Архитектурно-художественное значение этой мечети заключается в синтезе региональных и эклектичных архитектурных приемов. Мечеть расположена в центре старого города. Это двухэтажное прямоугольное здание с михрабом, обращенное на юго-запад. Отреставрирован минарет над центральной частью трехсекционной дамбы. Отреставрирована и минаретная крыша михраба. Центральная часть северного фасада обрамлена двумя пилястрами и увенчана четырехгранными башнями над карнизом. Стекла имеют витражи и перемычки различной формы. На первом этаже расположены арочные и копьевидные перемычки, на втором — полукруглые. С южной стороны, на первом этаже, есть пристройка административно-бытового назначения. Здание построено из жженого кирпича на бутовом фундаменте.

Размеры здания 30х19 м, высота 18 м. Фасад имеет эклектичные элементы (формы окон и башен). Несмотря на реконструкцию, здание не утратило своего архитектурного своеобразия [10].

Таким образом, анализируя некоторые образцы исламского культового зодчества в Алма-Ате со второй половины 19 века до начала 20 века, можно сказать, что влияние местных и соседних традиций привело к развитию мечетей разного типа с устойчивым элементы и формы и однородные, ставшие уникальными в регионе.

Список литературы

1. Копелиович А.В. История мировых религий. Алматы. 2007. 12 Мв.

2. Религиоведение: учебник/ О.Ф. Лобазова; под общ. ред. академии РАН, проф. В.И. Жукова. 6-е изд.,

испр. и доп. М. Издательство - Торговая корпорация «Дашков и К», 2010. 488 с.

3. Абдрасилова Г.В. Архитектура Казахстана. Региональный фон и современная артикуляция // Архитектура: сетевой журнал. Астана, 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://artandcultш•eproЫems.com/архитектура-казахстана-региональньI-2/ (дата обращения: 01.11.2022).

4. Абсаттар хаджы Дербисали, интервью // «World Discovery Kazakhstan». № 01(12), 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.peoplekz.com/index.php?p=art_more&lang=1&id=387&n=1/ (дата обращения: 01.11.2022).

5. Исламская архитектура // ЗДАНИЯ РУ всерос. виртуал. Энцикл. Термины на И, 2 часть. М., 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zdanija.ru/TermsI2/p2_articleid/1500/ (дата обращения: 01.11.2022).

6. Еркинбекулы О.Н., Ауезжанулы Н.И. Каждый имеет право на свободу совести. // Журнал "Semya" 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.semya.kz/news/dukhovnaja_svoboda_rk/2010-01-03- 1526/http://www. semya.kz/news/dukhovnaja_svoboda_rk/2010-01-03-1526/ (дата обращения: 01.11.2022).

7. Мечети и Медресе Казахстана// КАЗАХ - международный казахский сервер. 2009 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kazakh.ru/news/articles/?a=969/ (дата обращения: 01.11.2022).

8. Мечети Алматы // Вирт. проект центральной мечети Алматы, 2007. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.azan.kz/_(дата обращения: 01.11.2022).

9. Мечети Алматы // справочный портал Казахстана, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.semstar.com/almaty/186.html/ (дата обращения: 01.11.2022).

10. Центральная мечеть Алматы // Информационный Ресурсный Центр Экотуризма, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.