Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации интегрированные объединения в рамках сельскохозяйственного производства существуют, однако законодательно такие структуры в целом и агрохолдинги, в частности, как единая производственная структура не предусмотрены. «Временное положение о холдинговых компаниях», утвержденное Указом Президента Российской Федерации еще в 1992 г., существенно устарело, а закон «О холдингах» требует унификации такого количества сопутствующих нормативных актов, затрагивающих гражданские, административные, правовые вопросы, что его принятие отложено на отдаленную перспективу. Подобная ситуация отнюдь не способствует повышению эффективности работы интегрированных образований и систем, поскольку осуществлять процесс производства и избежать наложе-
ния штрафных санкций за нарушение требований тех или иных аспектов действующего законодательства на данный момент практически невозможно.
Источники
1. Акофф Р.Л. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. - М.: Сирин, 2002.
2. Хазан М. Предприятие как открытая система // Менеджмент и маркетинг. - 2005. - № 5.
3. Непринцева Е. Вертикальная интеграция: стимулы и преимущества [Электронный ресурс]. - и^:
http://www.cfin.rU/press/zhuk/2006-7/4.shtml
4. Будылин С. Идеальный холдинг: финансовые потоки и налогообложение // Управление компанией. - 2005. - № 9.
5. Особенности российских холдингов [Электронный ресурс]. - иР1_: http://www.roche-duffay.ru/articles/ ЬюИ-ings_russia.htm
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АПК РЕСПУБЛИКИ КОМИ
И.С. Мальцева, к.э.н., ст. науч. сотр. Института социально экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН
Агропромышленная интеграция - процесс соединения отраслей сельского хозяйства, промышленности, перерабатывающих, торгово-сбытовых, обслуживающих предприятий и организаций, направленный на достижение конечного результата. Она позволяет повышать социально-экономическую эффективность производства. Агропромышленная интеграция - это многоуровневый процесс. На региональном уровне этот процесс связан с образованием различных агропромышленных объединений с участием сельскохозяйственных, перерабатывающих, обслуживающих и других предприятий. На уровне отдельного сельскохозяйственного предприятия агропромышленная интеграция осуществляется путем создания в нем перерабатывающих цехов, организации торговли по типу агрофирм.
В плановой экономике для решения проблемы создания продовольственной базы, несмотря на жесткие природные условия в Республике Коми, широкое развитие получили подсобные хозяйства (как особая форма агропромышленной интеграции), функционирующие за счет финансовых, материальных и трудовых ресурсов объединений и предприятий добывающей промышленности. В отличие от других форм агропромышленной интеграции при формировании и функционировании подсобных сельских хозяйств не была создана единая технологическая цепь: производство - промышленная переработка сельскохозяйственной продукции. В начале 90-х гг. на долю подсобных хозяйств Северного района приходилось свыше 7% произведенного картофеля, 8 - овощей и мяса, 6% валовой продукции общественного сектора. В Республике Коми подсобными предприятиями производилось 8% картофеля, 14% овощей, 21% мяса, 27% молока, 25% валовой продукции [1].
Промышленные предприятия и организации (лесопромышленного и топливно-энергетического комплексов, а также других отраслей), осуществляли общее руководство, финансирование и планирование развитием подсобного хозяйства, определяли структуру и объем сельскохозяйственного производства, производили финансирование и материально-техническое снабжение, для проведения сельскохозяйственных работ выделяли технику, людей, осуществляли строительство объектов производственного, социального и
культурно-бытового назначения. Это был своеобразный механизм перелива ренты для развития аграрного сектора. В 1990 г. в Республике Коми посредством такого механизма были перераспределены рентные доходы предприятий Минуглепрома на сумму 3162,1 тыс. руб., предприятий Миннефтегазпрома - 8166,2 тыс. руб., предприятий Минлеспрома - 3488,8 тыс. руб. В целом по республике предприятия промышленности покрыли убытки подсобных хозяйств в сумме 22547,5 тыс. руб. (с учетом возмещения разницы между закупочными и розничными ценами).
Подсобные сельские хозяйства в тот период способствовали не только ускоренному обеспечению населения малотранспортабельными продуктами питания, но и решали задачи перераспределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов из промышленных предприятий, объединений и организаций в сферу производства продукции сельского хозяйства. Основным недостатком работы подсобных сельскохозяйственных предприятий являлась чрезмерная ориентация на безвозмездную финансовую помощь со стороны промышленности и осуществление деятельности зачастую без учета затрат. В период рыночной трансформации экономики предприятия топливно-энергетических и лесной отраслей выделили подсобные аграрные предприятия из своего состава, освобождаясь от «лишнего бремени» и большинство подсобных сельскохозяйственных предприятий не смогли адаптироваться к рыночным условиям. В этот период происходили процессы, связанные с разукрупнением северных сельхозпредприятий, выделением из их состава лесозаготовительных и лесопильных производств (за долги). Одновременно предпринимались попытки создания агрофирм, агрохолдингов (объединяющих сельскохозяйственные, обслуживающие и перерабатывающие предприятия), но данные формирования не стали жизнеспособными в силу различных обстоятельств. Следует, однако, отметить отдельные положительные примеры, к которым относится деятельность ОАО «Изьва», созданного в 1993 г. в Ижемском районе (учредителями выступили два колхоза (животноводческого и оленеводческого направления) и торговая организация. За четыре года деятельности производство молока выросло в 3,2 раза, колбасных изделий в 2,1 раза,
было освоено производство сыров, копченостей и хлебобулочных изделий. В 1995 г. в ОАО «Изьва» производилось 65 наименований разного рода продукции - от деликатесов из оленины, вареных и полукопченых колбас, сыров и кисломолочных продуктов до шкур забитых животных. Данное предприятие продавало свою продукцию на рынках Москвы и Санкт-Петербурга, а также Финляндии.
Новый этап в развитии агропромышленной интеграции связан с формированием устойчиво функционирующих аграрных предприятий, расположенных в городах республики и имеющих устойчивый рынок сбыта продукции. Данные предприятия в своем составе имеют перерабатывающие производства и свою фирменную систему сбыта. Особого внимания заслуживают две птицефабрики республики. Одна из них ОАО «Птицефабрика Зеленец-кая» в октябре 2008 г. включила в свой состав ГУП «Зеленецкий свинокомплекс». Теперь данное предприятие является агропромышленным формированием, производящим продукцию птицеводства и свиноводства. За первый год интеграции убыток от производства свинины в 50 млн руб. (полученный по итогам 9 месяцев 2008 г. до объединения) был преобразован в прибыль, причем, при таком же уровне поголовья и тех же работниках. Была наведена строгая технологическая дисциплина, отопление переведено с коммунального на собственную, передвижную котельную, продукция стала поступать на рынок переработанной (в перерабатывающих производствах птицефабрики). Интеграция проводится постоянно по всем направлениям деятельности - начиная от разработки новых видов продукции на основе свинины и мяса птицы и заканчивая разработкой бизнес - планов реконструкции производства. Вторая - ОАО «Птицефабрика Интинская» в 2009 г. включила в свой состав ООО «Большая Инта». Таким образом, в рамках одного предприятия произошло объединение птицеводства, молочно -мясного скотоводства, оленеводства, переработки молока и мяса. Причем, ООО «Большая Инта» было спасено от банкротства и распродажи имущества.
За счет бюджетных средств и имущества Республики Коми в 2007 г. создан ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов в Республике Коми». Задача фонда - дать толчок в развитии инвестиционных процессов в тех отраслях, в которые по тем или иным причинам инвесторы без поддержки государства не идут, считая их рисковыми. Это сельское хозяйство, комплексная переработка древесины, производство строительных материалов. По организационно-правовой форме фонд является открытым акционерным обществом, а по организационно-экономической - холдинговой компанией. Все 15 дочерних компаний ранее были государственными унитарными предприятиями, в том числе открытые акционерные общества «Птицефабрика «Зеленецкая», «Сыктывкарский Ликероводочный
завод», «Автодор Коми», «Птицефабрика «Интинская», «Зеленецкий свинокомплекс», компания
«Сыктывкарагролизинг».
Перед фондом стоит задача запустить бизнес-процессы в управлении дочерних компаний, построить управленческую структуру, способную осуществлять текущую деятельность и привлекать инвестиции. Он должен реализовывать новые проекты, пользуясь потенциалом компаний как источником прибыли. К инновационным проектам предъявляются требования по реализации экономических, социальных и экологических задач. Фонд поддержки
инвестиционных проектов в Республике Коми будет формировать банк перспективных технологий. Инвестиционные проекты могут финансироваться под его гарантию за счет кредитов коммерческих банков, а также бюджетных инвестиционных кредитов. При этом залог имущества, имеющегося у промышленного или аграрного предприятия, реализующего проект, не будет являться ограничением размера получаемых кредитов. Предоставление гарантий может осуществляться на возмездной основе путем выпуска переводных векселей в размере 150-200% от суммы инвестиционных кредитов (что определено банковскими нормативами). Вексель оплачивается инвестиционным фондом при неисполнении обязательств перед банком реализаторами инвестиционных проектов по истечении определенных сроков. Зарезервированные денежные средства фонд может размешать в паевых инвестиционных фондах с высокой надежностью.
Для современных проектов агропромышленной интеграции целесообразны различные формы объединения предприятий (ассоциации, кооперативы, концерны, холдинги и др.), создаваемые на основе экономического сотрудничества, в том числе с участием промышленных, торговых, финансовых и других структур. При этом особенно важно развивать кооперативные принципы взаимодействия сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Создание интегрированных структур требует решения трех видов проблем: финансовой, организационно (маркетингологистической) и технологической.
Решение финансовой проблемы предполагает создание эффективного механизма поступления инвестиций от первичных инвесторов с минимизацией затрат (трансакционных издержек) на их привлечение. Рассмотрение процесса формирования и реализации инвестиционных предложений показывает, что величина операционных расходов (реклама, составление бизнес-планов инвестиционных проектов, поиск и привлечение потенциальных инвесторов, ведение переговоров, оформление сделок) представляет собой условно-постоянную величину, мало зависящую от стоимости непосредственно самого инвестиционного проекта. Одно это позволяет заключить, что масштабные проекты выгоднее, а реализовать их может только мощная структура.
Обеспечение рентабельности производства возможно при решении проблем организации эффективного товародвижения «от поля (фермы) до прилавка» с адекватным учетом платежеспособного спроса, реализации мер по его полному удовлетворению и целенаправленному формированию. Это предполагает возможность создания единого координационного центра, имеющего реальную возможность (технологическую и юридическую в рамках предоставляемых полномочий) управлять товаро-потоками. Вероятна необходимость сосредоточения прав собственности на всю продукцию, движущуюся по технологической цепи (оборотного капитала) у центральной компании. Целесообразно также функционирование центральной компании как учреждения, осуществляющего расчетно-кассовое обслуживание всей технологической цепи «от поля до прилавка» с инкассацией наличных денежных средств, поступающих от продажи продукции населению. При наличии этих двух условий может быть обеспечена высокая степень ликвидности, так как имеется механизм компенсации нехватки средств в критической ситуации, когда частные вкладчики могут потребовать возврата своих вложений. Таким обра-
зом, решение финансовой проблемы устанавливает как минимальные требования на рентабельность производства, так и на возможный состав участников и их географическое расположение.
Пути решения технологической проблемы -обеспечение рентабельности производства и сбыта, обусловленной требованиями финансового рынка, требуют наличия соответствующих технологий, обеспечения технологической совместимости производства, получения синергетического эффекта. То есть интеграционная структура должна располагать, возможностями заказывать, оплачивать, становясь единоличным собственником и внедрять научнотехнические разработки, обеспечивающие совокупную норму прибыли выше среднерыночного и среднемирового уровня. Причем она при этом должна быть выше, чем у совокупности потенциальных участников при их самостоятельном развитии. Все пути решения указанных проблем должны быть объединены единым разработанным документом - бизнес-планом инвестиционного проекта, имеющего ввиду
условия нынешнего российского финансового рынка и одну особенность - он должен представлять собой цепочку быстро окупаемых подпроектов с кратким сроком их реализации, взаимосвязанных и плавно перетекающих из одного в другой.
К числу перспективных направлений агропромышленной интеграции в Республике Коми относятся: усиление взаимосвязей хозяйств со службами агросервиса; расширение переработки сельскохозяйственной продукции на специализированных промышленных предприятиях, а также в местах ее производства силами и средствами сельских товаропроизводителей; установление равно выгодных экономических взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий с партнерами.
Источник
1. Иванов В.А. Интенсификация сельскохозяйственного производства: проблемы развития и эффективности. -М.: Наука, 1990. - 200 с.
РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА РЫНКЕ ФУРАЖНОГО ЗЕРНА Р.У. Гусманов, д.э.н., зав. отд. Башкирского НИИ сельского хозяйства
Продовольственная проблема, в силу сложившихся условий, тенденций и перспектив, особенно в России , в дальнейшем может еще более обостриться, что свидетельствует о необходимости совершенствования экономических отношений в соответствии с их объективной спецификой в целях рационального использования аграрного потенциала. Данное направление в российской аграрной реформе должно быть определяющим, его реализация необходима для обеспечения потребности и в продовольствии, и для продовольственной безопасности страны, а также для рационального использования аграрного потенциала, что послужило бы одним из важных факторов повышения авторитета России в международных экономических отношениях.
Зерновой рынок представляет собой сложную экономическую систему, включающую совокупность экономических отношений между его субъектами -сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями и организациями по заготовке, хранению, промышленной переработке зерна, а также разного рода структурами, обслуживающими движение зерна и продуктов его переработки по всей цепи от производителей к потребителям.
Учитывая важную социальную значимость зерна как ценного, незаменимого и повседневного пищевого продукта для населения и как основы производства животноводческой продукции, немаловажную роль играет и финансовый аспект. Аккумулируя в себе значительные ресурсы, зерновое производство при этом является одной из наименее интенсивно развивающейся сельскохозяйственной отраслью. Расходы на производство и хранение единицы продукции в данной отрасли сравнительно невелики, что в современных условиях выгодно отличает ее от других отраслей сельскохозяйственного производства. В условиях свободного рынка зерно является важнейшим и надежным источником дохода для его производителей.
В условиях общего спада экономики зерно и продукты его переработки в значительной степени формируют доходную часть бюджета. Влияние зернового рынка видится и в решении вопросов рыночных отношений не только внутреннего, отраслевого
характера, но и агропродовольственного рынка в целом. Важная роль зернового рынка и масштабы его развития определяют необходимость учета в его функционировании практически всего комплекса элементов рыночных отношений, что может служить своеобразным эталоном для отработки и совершенствования рыночных отношений в других отраслях агропромышленного комплекса и отдельных продуктовых рынков. По этой причине выход из хронического состояния кризиса зернового хозяйства должен стать основой развития интеграционных процессов во всей системе АПК.
По функциональному назначению зерновой рынок делится на рынки продовольственного, семенного, фуражного зерна и зерна, идущего на промышленную переработку. Базой для насыщения агропродовольственного рынка зерном и продуктами его переработки является собственное зерновое производство, развивающееся на основе мобилизации внутренних ресурсов всех отраслей при рациональном использовании зерна по всем каналам его потребления. Трудности в реализации поставленных задач во многом определяются резко возросшими ценами на основные и оборотные средства. Также необходимо отметить выросшие цены на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную технику и другие средства производства сельскохозяйственного назначения.
Зерновой рынок является одним из наиболее крупных сегментов агропродовольственного рынка, через который реализуется около 40% объема продукции АПК. Функционирование зернового рынка как важнейшей части агропродовольственного рынка происходит в условиях неблагоприятной экономической ситуации, вызванной либерализацией цен на средства производства и услуги, процессом приватизации и отсутствием инвестиций в условиях низкой финансово-кредитной дисциплины при снижении платежеспособного спроса населения. Необходимо отметить отстраненность государства в формировании развитого зернового рынка, тогда как мировой опыт свидетельствует об обратном; процесс развития зернового рынка важен по своей социальной значимости, при его осуществлении необходимы значи-