Научная статья на тему 'Региональные особенности формирования социальной структуры современного российского общества'

Региональные особенности формирования социальной структуры современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1141
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-СТРАТИФИКАЦИОННЫЕПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛЬНОЙСТРУК-ТУРЫОБЩЕСТВА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ / SOCIAL AND STRATIFICATION PROCESSES / SOCIAL STRUCTURE OF SOCIETY / REGIONAL FEATURES OF SOCIAL STRUCTURE OF THE POPULATION / SOCIAL GROUPS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бобровский Олег Викторович

Анализируютсясоциально-стратификационныепроцессы в новейшейистории-России, определяютсяфундаментальныепредпосылкискладывающейся в настоящеев-ремясоциальнойструктурыобщества; выявляются региональные особенности социальной структуры населения в сравнении с общероссийскими показателями, проанализированы количественные и качественные характеристики социальных слоев, определены возможности и условия изменения их границ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF FORMATION OF SOCIAL STRUCTURE OF MODERN RUSSIAN SOCIETY

The author analyzes the social and stratification processes in the contemporary history of Russia and identifies the fundamental prerequisites to the social structure of society developing at present. The regional features of social structure of the population in comparison with the all-Russian indicators are revealed. The quantitative and qualitative characteristics of social groups are analyzed, and the opportunities and conditions for the change of their limits are determined.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности формирования социальной структуры современного российского общества»

factors of discrimination of women in the sphere of employment. The dynamics of integration and efficient functioning at the labor market is traced.

Key words: career, discrimination, employment, gender, inequality, labor-market, obstacle, qualification, training.

Abrosimova Olga Vyacheslavovna, post-graduate student assistant lecturer, (4872) 23-99-36, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

УДК 316.442. 316.443

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО

ОБЩЕСТВА

О.В. Бобровский

Анализируются социально-стратификационные процессы в новейшей истории России, определяются фундаментальные предпосылки складывающейся в настоящее время социальной структуры общества; выявляются региональные особенности социальной структуры населения в сравнении с общероссийскими показателями, проанализированы количественные и качественные характеристики социальных слоев, определены возможности и условия изменения их границ.

Ключевые слова: социально-стратификационные процессы, социальной структуры общества, региональные особенности социальной структуры населения, социальные слои

Трансформацию социальной структуры в изменяющейся современной России необходимо исследовать как распад относительно однородного и высокоинтегрированного по основным идеологическим, политическим, экономическим и социальным позициям социума на многочисленные общности и социальные группы. Формирование и развитие в стране рыночных отношений изменило критерии социального расслоения. Параметры социальной стратификации, на основе которых формировалась социальная структура советского общества, утратили своё превалирующее значение. Появились абсолютно новые критерии социальной дифференциации, повысилась значимость властно-административного, материально-имущественного, социально-профессионального и социально-пространственного расслоения, которые проявились в поляризации и маргинализации значительной части населения.

В связи с этим возникает потребность исследования социальной структуры на основе таких критериев, как «наличие и характер собственности», «владение финансово-экономическим капиталом», «властные полномочия», «социальный престиж» и др. Эти преобразования в течение нескольких лет качественно изменили социальную структуру современного

российского общества и социальный статус большинства её членов.

Изменение социальной структуры современного общества сопровождается появлением ранее не существовавших слоев в системе стратификации, таких, как собственники, «новые бедные», маргинальные и невостребованные группы, а также их соответствующей адаптацией к возникающим ролевым функциям, переориентацией личной и социальной идентичности. Социальной структуре современного российского общества присущи дезинтеграционные процессы, которые обусловлены, с одной стороны, различными темпами социальных изменений, с другой - их региональной спецификой. В то же время трансформационные процессы в России ещё не завершены, и современную социальную структуру нельзя рассматривать как устоявшуюся. Продолжаются интенсивные преобразования в распределении общественных благ, в отношениях собственности, в направлениях и тенденциях социальной мобильности, что обуславливает актуальность, научную и практическую значимость исследований социальной структуры современного российского общества [1].

Переход к новым экономическим отношениям способствовал трансформации структуры российского общества, что выразилось в первую очередь в появлении частных предпринимателей и привело к изменениям внутри слоя наемных работников. Оба эти слоя находятся ещё в стадии своего «рыночного» оформления, отличаются крайней неоднородностью и высокой внутренней дифференциацией. Проявляются новые социальные слои - лица, живущие на доход от собственности. Социальная структура современного российского общества по сравнению с дореформенным периодом стала менее жесткой, более диверсифицированной и подвижной. Началось активное размывание старых и формирование новых общественных групп, усилилась горизонтальная мобильность россиян. Однако нисходящая мобильность крупных социальных групп резко доминировала над восходящей мобильностью. Построение рыночной экономики расширило возможности индивида для самореализации, свободу выбора поля деятельности, однако, естественным ограничителем становится уровень жизни. Лучшая адаптация к новым условиям проявляется у молодежи, демонстрирующей более позитивную оценку ситуации, а также у лиц с высоким профессионально-квалификационным потенциалом [2].

Реформы в сочетании с процессами глобализации, интеграции России в мировую экономическую систему и информатизации общества привели к существенному сдвигу в социально-профессиональном составе населения (повысился уровень образования и квалификации, изменилась структура занятий), который, однако, для большинства россиян не соответствует их социально-экономическому состоянию и нынешним статусным позициям. Следствием преобразований стало значительное социальное расслоение, концентрация основной массы капитала и собственности у небольшой группы лиц, а также доходное неравенство, которое приняло

характер стагнирующей, низкой самооценки существенной частью населения своего материального положения.

Несмотря на то, что трансформационные процессы еще не закончились, общая конфигурация социальной структуры общества уже сформировалась и определилась - социальные классы и слои приобрели ярко выраженные позиции материального и социального положения, что позволяет зафиксировать ее на эмпирическом уровне.

На основе данных всероссийских и авторских социологических исследований проведен сравнительный анализ социальной структуры по материально-имущественным, самоидентификационным и социально-профессиональным статусам [3].

С точки зрения материального положения следует отметить, что оно оказывает значительное влияние на формирование социальной структуры общества, являясь важнейшим стратификационным признаком. К сожалению, для российской социальной структуры характерно наличие многочисленной прослойки бедного населения и значительный разрыв между бедными и богатыми [4]. В Орловской области материальное положение населения еще более удрученное. Жители Орловской области, в основном, пополняют те социальные слои в структуре российского общества, которые можно отнести к испытывающим материальные затруднения, низам среднего класса или малообеспеченным (Рис. 1).

Материально высокостатусные индивиды проживают преимущественно на территории областного центра, но их значительно меньше, чем в среднем по России. Что касается ожидаемого материального положения в ближайшем будущем, то жители Орловской области несколько менее оптимистичны остальных россиян. Это видно из сравнения распределений вариантов ответов на вопрос «Как Вы считаете, через год Вы (Ваша семья) будете жить лучше или хуже, чем сейчас?». Только 21,9 % населения Орловской области ждут улучшения жизни через год. Это ниже, чем общероссийский процент ожидания, где улучшения ждут 30 % населения (Левада-Центр) и 25 % населения (ВЦИОМ).

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

□ Россия (ВЦИОМ) □ Орловская область

67,0% _ 63,6%

12,0%

1,0% 0,2%

5,3%

28,1%

17,0%

3,0% 2,8% 1 1 1

Очень хорошее Хорошее

Среднее

Плохое

Очень плохое

Рис. 1. Сравнительный анализ материального положения населения

России и Орловской области

По самоидентификационному статусу большинство жителей области относят себя к среднему или более высоким классам (Рис. 2).

Орловская область

Россия (Левада-Центр)

ЕЯ

28,8

Н

45,0

36,0

43,0

> 7 •

5,0

2,0

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

■ Самый низший слой □ Низший средний слой □ Средний средний слой □ Высший средний слой □ Самый высший слой

Рис. 2. Сравнение самоидентификационных статусов жителей России

и Орловской области

Сопоставление самоидентификационного статуса с общероссийскими исследованиями и с ответами на вопросы о материальном положении позволяют сделать вывод о том, что населению Орловской области свойственно преувеличивать свое положение в структуре современного общества, завышая субъективную оценку относительно более объективных показателей.

Профессиональная структура населения Орловской области мало отличается от общероссийской и также содержит большой процент иждивенцев (44 %).

В статье представлена разработанная автором методика анализа социальной структуры современного российского общества и на ее основе построена модель региональной социальной структуры населения. В качестве классифицирующего инструментария применен иерархический кластерный анализ. Особенностью методики является рассмотрение занятого населения отдельно от незанятого, поскольку последнее не обладает социально-профессиональным статусом. Соответственно при классификации населения выполнены отдельные процедуры кластеризации с различными наборами классифицирующих признаков для занятых и для незанятых. В результате реализации авторской методики построена модель, включающая следующие восемь кластеров, внутренне однородных по материальным, профессиональным,

самоидентификационным статусам. На рис. 3 представлены итоговые кластеры в социальной структуре и даны их количественные характеристики

[5].

2. "Провинциальные средние слои" 10%

5. "Массовый городской слой' 14%

4. "Городские промышленные рабочие" 11%

6. "Провинциальные промышленные

рабочие"

4%

3. "Малообеспеченные " бюджетники" 8%

7. "Высшие слои" 3%

8.1. "Типичные иждивенцы" 26%

1. "Городская периферия"

6%

8.2. "Относительно обеспеченные сельские иждивенцы" 13%

8.3. "Бедные маргинализированные иждивенцы" 5%

Рис. 3. Социальная структура населения Орловской области

Наиболее многочисленным слоем в региональной структуре населения современного российского общества являются иждивенцы, ценностные ориентации которых (превалирование патернализма, пассивности жизненной позиции) не позволяют им перейти в другие слои.

В процессе классификации населения региона на основе количественных и качественных методов выявлена следующая закономерность. При движении от периферии к областному центру объективные характеристики социального статуса возрастают, а субъективные - снижаются. Возрастание объективных характеристик связано с более высокими жизненными стандартами, включая уровень зарплат, а снижение субъективных характеристик связано с относительной депривацией потребностей на фоне непосредственно наблюдаемых более высоких жизненных стандартов.

Проведенный кластерный анализ выявил слои в региональной структуре населения, а не четко ограниченные классы или страты. Эмпирические границы таких теоретических конструктов, как высший класс, средний класс или низший класс не всегда совпадают с границами выделенных кластеров. Сочетание материально-имущественного, социально-профессионального и самоидентификационного статусов в условиях современной российской социальной реальности позволяет выявить не консолидированные классы, а их рассредоточение по различным социальным слоям.

Список литературы

1.Голенкова З.Т. Игитханян Е.Д. Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов // Социологические исследования. 2008. № 7.

2. Голенкова З.Т. Модернизация социальной структуры российского общества. М.: Институт социологии РАН, 2008. 287 с.

3. Социально-демографические процессы и положение семьи в Тульском регионе. Монография/ И.А. Батанина [и др.]. Тула, 2006.

4. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). М.: Новый хронограф, 2011. 672 с.

5. Бобровский О.В. Особенности социально-стратификационной структуры населения Орловской области // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. 2012. С. 230-241.

Бобровский Олег Викторович, кандидат социологических наук, [email protected], Россия, Орел, ГКОУВПО «Академия ФСО России».

REGIONAL FEATURES OF FORMATION OF SOCIAL STRUCTURE OF MODERN RUSSIAN SOCIETY

O.V. Bobrovsky

The author analyzes the social and stratification processes in the contemporary history of Russia and identifies the fundamental prerequisites to the social structure of society developing at present. The regional features of social structure of the population in comparison with the all-Russian indicators are revealed. The quantitative and qualitative characteristics of social groups are analyzed, and the opportunities and conditions for the change of their limits are determined.

Key words: social and stratification processes, social structure of society, regional features of social structure of the population, social groups.

Oleg Viktorovich Bobrovsky, PhD (Sociology), [email protected], Russia, Orel, GKOU VPO The Academy of Federal Security Guard Service of the Russian Federation.

УДК 304.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ

СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ

А.Ю. Домбровская

Отражена попытка научно обосновать систему формирования условий социальной адаптации инвалидов. Автор основывался на результатах широкого круга комплексных исследований процесса социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. В работе последовательно анализируются составляющие указанной системы: субъекты, проблемы, эталонные показатели и конкретные меры социальной адаптации инвалидов.

Ключевые слова: инвалиды (люди с ограниченными возможностями здоровья), социальная адаптация, условия социальной адаптации инвалидов.

Существующие в современной отечественной практике социальной защиты инвалидов методы социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья довольно неэффективны по ряду причин. Во-первых, доминирование пассивных инструментальных мер социальной поддержки инвалидов закрепляет их дезадаптированность и дезинтеграцию. Во-вторых, очевидна проблема разрозненности, бессистемности попыток отдельных государственных и негосударственных организаций создать условия оциальной адаптации людей с инвалидностью. Наконец, в России объективные условия социальной адаптации инвалидов (доступная/ безбарьерная среда, средства ортопедии и т.д.) нивелируются неблагоприятными субъективными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.