Научная статья на тему 'Региональные особенности электоральных процессов в Индии на рубеже XX - XXI веков'

Региональные особенности электоральных процессов в Индии на рубеже XX - XXI веков Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
239
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ИНДИЯ / ИНДИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / INDIA / THE INDIAN NATIONAL CONGRESS / ELECTORAL PROCESSES / PARLIAMENTARY ELECTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хуснитдинов А. З.

Уникальные масштабы избирательных кампаний в Индии и активное вовлечение в них широких слоев населения создают особый интерес в изучении электоральных процессов этой страны. В качестве наиболее емкого показателя, характеризующего участие электората в избирательной кампании, используется явка избирателей. В статье анализируются региональные особенности электоральных процессов в Индии на рубеже XX-XXI вв., с точки зрения явки избирателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности электоральных процессов в Индии на рубеже XX - XXI веков»

Хуснитдинов А.З., аспирант, Центр индийских исследований, Институт востоковедения РАН, г. Москва, Россия

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТОРАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ИНДИИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ

Федеративное устройство Индии обусловливает наличие двух уровней политического и электорального процессов — общенационального и регионального. На федеральном уровне сформировалась многопартийная система с двухполюсной моделью коалиций, в которой место партий-форматеров заняли Индийский национальный конгресс (ИНК) и Бхаратия джаната партий (БДП), выступающие во главе, соответственно, Объединенного прогрессивного альянса (О ПА) и Национального демократического альянса (НДА) [1].

В последние 20 лет на парламентских выборах за эти партии в совокупности голосовало порядка 50% избирателей. Это означало, что другая половина электората голосовала за представителей левых и региональных сил, которые были вынуждены либо блокироваться с ИНК или БДП, пусть даже вопреки своим идеологическим и программным установкам, либо выступали самостоятельно с неизбежными в этом случае издержками и перспективой оказаться на обочине политического процесса. Вместе с тем ни конгрессисты, ни сторонники хин-дутвы не могли самостоятельно завоевать простое большинство в Народной палате, а значит, и претендовать на роль единовласт-

но правящей партии, которая не нуждалась бы в поддержке партнеров.

О параметрах этих процессов можно судить по трендам на графике 1, составленном на основе данных об итогах парламентских выборов с 1984 по 2009 годы.

Кривая, отражающая электоральную поддержку Конгресса, характеризовалась тенденцией на снижение вплоть до конца 1990-х гг., когда достигла своего минимума примерно в 25%. Затем наметились признаки укрепления влияния ИНК, что позволило конгрессистам прийти к власти во главе многопартийного блока ОПА в 2004 г. Между тем с конца 1980-х гг. БДП энергично укрепляла свои позиции и в 1998 г. достигла пика электоральной поддержки за рассматриваемый период. В дальнейшем ее влияние постепенно пошло на убыль.

Помимо левых сил, которые заняли собственную нишу в индийской политике еще в 1950-х гг., на протяжении всего рассматриваемого периода усиливалось влияние других партий, некоторые из которых [2] добились статуса общенациональных, а большинство числится в категории региональных («штатовских»). За них в совокупности голосовало порядка 40% избирателей, что свидетельствует о значимости регионального фактора в современных условиях Индии и обусловливает целесообразность рассмотреть особенности политических и электоральных процессов на региональном уровне.

С-\

Федеративное устройство Индии обусловливает наличие двух уровней политического и электорального процессов — общенационального и регионального.

Ч_У

ДИСКУССИЯ (ÄR)

журнал научных публикаций i

График 1

Распределение голосов избирателей на выборах в парламент Индии (1984 - 2009 гг.)

Примечание: парламентские выборы в Индии проводились в 1984, 1989, 1991, 1996, 1998, 1999, 2004 и 2009 гг.

Источник: составлено на основе данных Избирательной комиссии Индии по итогам парламентских выборов за соответствующие годы. URL: http://eci.nic.in (последнее посещение: 27.02.2011).

В качестве наиболее емкого показателя, характеризующего участие электората в избирательной кампании, используется явка избирателей. В Индии, как видно из приведенной ниже таблицы 1, средняя явка избирателей оставалась весьма высокой и относительно устойчивой на протяжении

длительного периода времени с 1980 по 2009 годы. Вместе с тем «устойчивость» этого показателя скрывает весьма примечательные особенности, которые позволяют с нового угла взглянуть на политические и электоральные процессы, протекавших в стране в этот период.

Таблица 1

Явка избирателей на выборах в парламент Индии (1980 - 2009 гг.)

годы 1980 г. 1984 г. 1989 г. 1991 г. 1996 г. 1998 г. 1999 г. 2004 г. 2009 г.

явка 56,92% 63,56% 61,95% 56,73% 57,94% 61,97% 59,99% 58,07% 58,19%

Источник: составлено на основе данных Избирательной комиссии Индии по итогам парламентских выборов за соответствующие годы. URL: http://eci.nic.in (последнее посещение 27.02.2011).

Для выявления тенденций в голосовании автор воспользовался составлением тематических карт и построением графиков с частотными характеристиками для явки избирателей и числа голосов за победивших кандидатов ИНК и БДП.

Анализ тематических карт [3] явки избирателей за период 1984 - 2009 гг. показывает, что имели место два вида изменений этого показателя. С одной стороны, явка волнообразно менялась от одних парламент-

ских выборов к другим, при этом наиболее высокую активность электорат проявил в 1984, 1989, 1998 и 1999 гг. С другой стороны, в пространственном измерении обращает на себя внимание тот факт, что в хиндиязычном поясе явка, как правило, оставалась несколько ниже, чем в других районах страны, где активное участие в избирательных кампаниях принимали региональные партии.

Составленные графики с частотными характеристиками для явки избирателей и

числа голосов за победивших кандидатов ИНК и БДП дают основание для следующих выводов:

1. Графики частотных распределений округов по явке избирателей в период 1984 -2009 гг. можно разделить на две группы. В первую из них попадают парламентские

выборы, графики которых имеют более сглаженный, протяженный вид с охватом широкого диапазона явки избирателей от 45% до 75% (см. график 2). Во вторую группу попадают парламентские выборы с более выраженной явкой избирателей в узком диапазоне от 55% до 70% (см. график 3).

График 2

Частотное распределение избирательных округов по явке избирателей на парламентских выборах в Индии (1980, 1984, 1991, 2004 и 2009 гг.)

Источник: составлено на основе данных Избирательной комиссии Индии по итогам парламентских выборов за соответствующие годы. URL: http://eci.nic.in (последнее посещение: 27.02.2011).

График 3

Частотное распределение избирательных округов по явке избирателей на парламентских выборах в Индии (1977, 1989, 1996, 1998 и 1999 гг.)

Источник: составлено на основе данных Избирательной комиссии Индии по итогам парламентских выборов за соответствующие годы. URL: http://eci.nic.in (последнее посещение: 27.02.2011).

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций i

Весьма примечательно, что выборы, включенные во вторую группу, принесли победу неконгресситстким партиям и их коалициям. Наоборот, на выборах из первой группы победа сопутствовала ИНК. Отсюда следует вывод, что от явки избирателя зависел исход голосования на выборах в пользу той или иной политической партии. Очевидно, что в основе этой зависимости лежат два фактора — величина электорального сегмента, который составляет массовую базу той или иной партии, и активность ее сторонников (мобилизационная готовность на выборах). Как проявляли себя эти факторы, будет показано на примере ИНК и БДП ниже.

2. При установлении соответствия между тематическими картами явки избирателей и графиками 2 и 3 выявилось, что в диапазон со средними и низкими показателями явки

попадали округа из хиндиязычного пояса, где основная борьба разворачивалась между ИНК и БДП с их союзниками. В тех округах, где в качестве основных факторов выступали региональные партии, явка, как правило, была существенно выше среднего по стране показателя. Соответственно, график 3 можно интерпретировать как проявление повышения активности избирателей в хиндиязычном поясе при одновременно понижении явки за его пределами.

3. Графики распределения числа голосов за победивших кандидатов БДП характеризовались смещением в сторону более низкой явки избирателей по сравнению с общенациональными данными. Это обстоятельство можно рассматривать как подтверждение того, что БДП опирается на электоральный сегмент, составляющий невысокую долю избирателей.

График 4

Частотное распределение депутатов БДП по явке избирателей на парламентских выборах 1989 - 2009 гг.

45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

1991 г.

1989 г.

1998 г.

2009 г.

1996 г.

1999 г.

К—

0-40 40-45 45-50 50-55 55-60 60-65 65-70 70-75 75-80 80-100 явка избирателей (%%)

Источник: составлено на основе данных Избирательной комиссии Индии по итогам парламентских выборов за соответствующие годы. URL: http://eci.nic.in (последнее посещение: 27.02.2011).

4. Частотное распределение округов фическими данными находит подтверж-

(см. график 5), где побеждали кандида- дение тезис, что ИНК сохраняет влия-

ты ИНК, в отличие от БДП, показывает тельные позиции как в хиндиязычном

смещение в сторону более высокой явки поясе, так и за его пределами, хотя и не повсе-

избирателей. При сравнении с геогра- местно.

График 5

Частотное распределение депутатов ИНК по явке избирателей на парламентских выборах 1989 - 2009 гг.

0-40 40-45 45-50 50-55 55-60 60-65 65-70 70-75 75-80 80-100

явка избирателей (%%)

Источник: составлено на основе данных Избирательной комиссии Индии по итогам парламентских выборов за соответствующие годы. URL: http://eci.nic.in (последнее посещение: 27.02.2011).

Таким образом, БДП располагает своим электоральным сегментом, который варьируется по различным регионам страны и в среднем составляет порядка 20 - 25%. Сфера влияния партии имеет территориальные границы: в основном это хиндиязычный пояс и прилегающие к нему территории. Здесь электорат партии хиндутвы проявлял большую активность, чем сторонники других партий, что отвечало общему настрою и духу радикального индуизма, который составляет основу идеологии БДП. Поэтому в хиндиязычном поясе — при характерной для него относительно умеренной явке избирателей — кандидаты БДП пользовались высокими шансами на победу [4].

Для электората Конгресса характерным было то, что по своей численности он мог соперничать и в большинстве случае даже потенциально превышал электорат левых, и региональных партий, и БДП. Однако, в отличие от упомянутых партий, электорат ИНК был настроен менее радикально, что сказывалось на его «мобилизационной готовности». Поэтому при низкой и умеренной явке избирателей Конгресс с боль-

шей вероятностью проигрывал, тогда как при высокой явке конгрессистский электорат брал верх своим числом [5].

В целом, анализ явки избирателей для выявления региональных особенностей электоральных процессов в Индии на рубеже ХХ — XXI вв. показывает, что с точки зрения поведения электората в двух его компонентах — партийных предпочтениях и активности на выборах, — можно выделить два обширных региона. В первом, который охватывает хиндиязычный пояс с прилегающими к нему районами, политическая борьба разворачивается между ИНК и БДП. Второй составляют лежащие за его пределами территории, где главными участниками избирательных кампаний, наряду с ИНК, являются региональные партии.

Условно, для наглядности, можно прочертить некоторую диагональ с северо-

БДП располагает своим электоральным сегментом, который варьируется по различным регионам страны и в среднем составляет порядка 20-25%. Сфера влияния партии имеет территориальные границы — в основном, это хиндиязычный пояс и прилегающие к нему территории.

При низкой и умеренной явке избирателей Конгресс с большей вероятностью проигрывал, тогда, как при высокой явке конгрессистский электорат брал верх своим числом.

востока на юго-запад. Севернее этой диагонали основными участниками борьбы за власть выступают ИНК и БДП, при этом по мере продвижения к западным и северным границам страны усиливается региональный компонент, а конфигурация политических сил приобретает многосторонний или блоковый характер. Южнее этой диагонали — обратная картина соотношения политических сил: на северной и южной ее оконечности — плацдармы левых сил, соперником которых выступает Конгресс в блоке с региональными партиями, далее на северо-восток и юг — территория региональных сил, причем чем дальше к окраинам, тем сильнее их позиции, а чем ближе к центральным районам, тем больше проявляется многопартийная конфигурация с тяготением к формированию блоков.

При всей мозаичности политической картины, возникавшей на этой обширной территории, в результате проведенного анализа проявились повторяющиеся в пространственном и временном измерениях тенденции. В частности, явка избирателя то концентрировалась в узком интервале с максимумом около 60-65%, то как бы «растекалась» по широкому диапазону от 45% до 75% и даже образовывала два локальных максимума ближе к его крайним точкам (как это было в 2009 г., а до этого — в 1984 г.), причем каждый из них корреспондировался с упомянутыми выше двумя обширными регионами.

Анализ электоральных показателей ИНК и БДП также выявил тот факт, что главные партии-форматеры многопартийных коалиций ОПА и НДА располагали электоральной поддержкой, которая отличалась по удельному весу в общем числе избирателей — перевес здесь был за Конгрессом, а также по активности их сторонников — преимущество в этом оставалось за БДП. Сочетание этих двух факторов объясняло, почему колебания явки избирателей от выборов к выборам оказывалось то в пользу БДП, то Конгресса. Соответственно, благодаря «дезагрегированию» на региональные компо-

ненты внешне мало отличающихся показателей явки избирателя удалось показать, каким образом от них зависел результат парламентских выборов в Индии в 1980 - 2009 гг. ('

1. Более подробно тезис о становлении в Индии многопартийной политической системы с двухполюсной моделью коалиций рассмотрен автором в статье Хус-нитдинов А.З. Индия. Парламентские выборы фокус политической борьбы // Азия и Африка сегодня. № 2. 2010. С. 23 - 30.

2. Бахуджан самадж парти, Партия Националистический Конгресс, Раштрия Джаната дал.

3. Ввиду ограничений на объем публикаций здесь приводится общее описание полученных результатов без представления самих тематических карт.

4. Это можно пояснить на следующем примере. Допустим, явка составила 50%. Если бы активность во всех электоральных сегментах у всех партий была одинакова, то за БДП проголосовало бы, исходя из среднего показателя по стране, лишь 20 - 25%, что весомо, но недостаточно для победы. Однако избиратели БДП в хиндиязычном поясе голосуют более активно, чем электорат большинства других партий. В результате при явке половины избирателей, имеющиеся у БДП 20 - 25% электората, превращаются в 40 - 50% от числа голосовавших, а это уже гарантирует победу ее кандидата. Ситуация, однако, кардинально меняется, если явка избирателей превышает, допустим, 65% или 75%. В таком случае даже при поголовном участии в голосовании электората БДП на ее долю придется при 65%-ной явке не более 30 - 38%, а при 75%-ной 27 - 33%. Из этого примера становится понятно, почему в 1989 и 1998 гг. повышение явки в хиндиязычном поясе (примерно до 55 - 65%) при ее некотором снижении за его пределами сыграло в пользу БДП.

5. Данная взаимосвязь носит характер не линейной зависимости, а вероятностной, т.к. явка избирателей является, как здесь показано, важным, но далеко не единственным фактором, определяющим итоги голосования в пользу той или иной партии.

6. Индия: страна и ее регионы / Отв. ред. Ванина Е.Ю. М., 2004.

7. Юрлов Ф.Н., Юрлова Е.С. История Индии XX век. М., 2010.

8. Parliament of India. URL: www.parliamentofindia.nic. in

9. Election Commission of India. URL: http://eci.nic.in/ eci_main/index.asp

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.