УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 151, кн. 2, ч. 1 Гуманитарные науки 2009
УДК 94(540)
ОТРАЖЕНИЕ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ В ИНДИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (конец XX - начало XXI вв.)
М.В. Малыгина Аннотация
Статья посвящена одной из сторон политического процесса постколониальной Индии - парламентским выборам и их отражению в важнейших средствах массовой информации (СМИ) страны. Выделены и проанализированы на основе материалов печатных и электронных СМИ основные аспекты избирательной системы и избирательного процесса Индии. Раскрыты особенности и важнейшие компоненты стиля индийских СМИ при осмыслении политических процессов.
Ключевые слова: парламентские выборы, средства массовой информации, Индийский национальный конгресс, Бхаратия джаната партии, оппозиция, демократия, конституция, избирательная система, религия, каста.
Характеристика политического строя Индии как парламентарной демократии вряд ли нуждается в специальном доказательстве. Выборы - столь важный элемент политической системы и судьбоносный момент в жизни страны, что нет ничего удивительного в широко распространенной среди ученых и журналистов склонности рассматривать их всякий раз как важный рубеж, поворотный момент в жизни народа. Индийские выборы - не исключение. Напротив, проведение их в огромной, бедной стране с преимущественно сельским неграмотным и низкомобильным населением, глубоко укорененным в религиозной традиции, постоянно вызывает повышенный интерес.
Важнейшим участником и «отражателем» всего электорального процесса в стране являются средства массовой информации (СМИ). С одной стороны, СМИ описывают, анализируют, оценивают процесс подготовки, хода и результатов выборов. С другой стороны, СМИ зачастую выступают на стороне той или иной политической организации или коалиции, формируют во многом общественное мнение и, в конечном счете, влияют на итоги выборов.
Что касается порядка проведения выборов в Индии, то он весьма детально определен в соответствующем индийском законодательстве, в том числе в ряде положений уголовного кодекса, подзаконных актах Избирательной комиссии Индии. Предусмотрен комплекс мер с целью предотвращения фальсификации результатов голосования вплоть до указания количества столов в помещении избирательного участка, за которыми производится обработка бюллетеней. В 1972 г. Избирательная комиссия выпустила Примерный кодекс поведения,
которым призваны руководствоваться политические партии и кандидаты в ходе выборов [1, с. 155]. Показательно, что помимо полного его текста имеется своего рода упрощенный вариант, построенный по схеме «нужно» - «нельзя».
Следует отметить, что ни одни выборы в индийский парламент нельзя назвать ординарными, и на это указывает ряд обстоятельств.
Во-первых, это наличие авторитарных тенденций [2, с. 234]. С того момента, когда Индия обрела независимость, на общенациональных выборах, за исключением выборов в 1977, 1996, 1998, 1999 годах, победу всегда одерживал Индийский национальный конгресс (ИНК), значительно опережая и по числу поданных голосов, и по числу мест в Народном собрании все другие партии. Такая политическая система была названа «доминантно-партийной» [3, с. 104].
Во-вторых, аналитики на протяжении десятилетий ожидали складывания в Индии мощных оппозиционных партий, которые базировались бы на четко сформулированных идеологических установках [4, с. 150]. Ожидания оправдались лишь в конце XX в. До этого оппозиция оставалась раздробленной и рыхлой [5]. Однако сейчас отмечается другая крайность. В индийской прессе не раз сообщалось (и, видимо, небезосновательно), что программы ряда крупнейших оппозиционных партий составляются одними и теми же беспартийными специалистами в области политических технологий [6].
В условиях политической неустойчивости последних лет некоторые аналитики становятся пессимистами, считая, что существующая форма правления изжила себя, а другие, наоборот, видят в этих процессах подтверждение того, что демократия в Индии работает и вопросы смены власти решаются только путем выборов, пусть и внеочередных, и что в политику втягиваются все более широкие слои и группы населения, интересы которых выражают многочисленные политические партии разной ориентации [7, с. 160]. Ежедневная газета «Хиндустан Таймс» (“Hindustan Times”), одна из крупнейших газет Индии, поддерживающая крупный бизнес и выступающая с консервативных позиций, так выражает беспокойство о демократии в стране: «Сегодня в политике демократия - это то, чего мы хотим и чего у нас нет. Многочисленные недостатки в системе выборов наносят удар по корню самого понятия открытой, прозрачной и ответственной демократии. Без выбора людей никакого правительства не существует. Они поддерживают правительство, пока его санкции выносимы, но когда его действия ранят, они отвечают посредством прямого выбора. В неграмотном, бедном государстве, в котором к тому же отсутствуют основные права, в Индии, прямые выборы - единственный могущественный инструмент, доступный к гражданину. Предложение об улучшении конституции и предоставлении Парламенту полного пятилетнего срока - желанная для страны перспектива» [8].
Исследователи и аналитики, в том числе и в СМИ, практические после каждых выборов поднимали проблемы нарушений выборного законодательства. Это неоднократно приводило к яростным дискуссиям по поводу функционирования избирательной системы вообще. Дискуссию развернула в 2001 г. газета «Таймс оф Индия» (“The Times of India”), старейшее (год основания - 1838) и влиятельнейшее официальное издание на английском языке. Позиция газеты состояла в следующем: «Членов парламента нужно выбирать не по принципу универсального права голоса, а через косвенный процесс выборов. Президент напоминает,
что в сердце демократии - право на универсальное право голоса. Этот доверительный акт не может обойти элитарный класс, который предпочитает косвенный метод выборов. Индия приняла, в измененной форме, систему Британского управления. Президент отныне, подобно Королеве Англии, просто символический или титулованный глава Республики. Правительство, возглавляемое премьер-министром, берет все решения и ответственность перед людьми на себя. Решения кабинета, так же как и Парламента, только формально принимаются президентом, как того требует наша Конституция. Он должен, в конечном счете, согласовывать свои санкции с принятыми решениями. Эта схема в нашей Конституции не оставляет никакого сомнения, что полномочия по принятию решений, так же как и ответственность, лежат на непосредственно выбранных представителях от народа» [9].
Дискуссия была подхвачена целым рядом изданий и привела к тому, что некоторые «дыры» электорального законодательства были «залатаны». На несовершенства в избирательной системе указывал и еженедельник «Фронтлайн» (“Frontline”). Обсуждая проблему нарушений, он указал, что «пришло время потребовать подлинной, прозрачной и компетентной информации об избирателях, которая была получена и представляется неофициальными и официальными СМИ в Индии. Большая часть этой информации не в состоянии обеспечить читателя и минимумом того, чего требуют нормы. Затем есть еще одна проблема, сформулированная почтовой системой, которая не доносит достоверную информацию, ссылаясь на жуткое разнообразие избирателей и сложности, с этим связанные. И, таким образом, прогнозы, которые составляются благодаря опросам и статистике, оказываются недостоверными» [10].
С точки зрения политических процессов 1990-е годы стали для Индии во многих отношениях переломными. Индийский парламентаризм по ряду параметров проходил испытание на прочность [11]. Состоявшиеся в мае 1996 г. парламентские выборы поставили точку в вопросе политического доминирования ИНК на ближайшие годы. ИНК смог получить всего 28% голосов избирателей и 141 место в парламенте [12, с. 16]. К власти пришло коалиционное правительство Объединенного фронта (ОФ), в которое вошли националистические, религиозные и региональные партии и группы. СМИ активно повлияли на исход выборов, так как критика правления ИНК была зачастую несправедливой и заказной. Газета «Хинду» выражает следующее мнение на этот счет: «Прошлое десятилетие показало, что поток волнений и творческого потенциала ИНК спадает. Результаты выборов в 1996 г. это показывают. Одна из причин победы Объединенного фронта - его способность сохранять избирательные округа, в которых он выигрывает. В недавнем прошлом для ИНК это тоже было нормой. Но сейчас он теряет больше половины мест» [13].
Коалиция ОФ оказалась не в состоянии управлять страной. Внутриполитические разногласия привели к тому, что в марте 1998 г. состоялись досрочные парламентские выборы. В результате выборов к власти пришла новая коалиция из 18 партий, объединившихся вокруг правонационалистической Бхаратия джа-ната партии (БДП). Впервые со времени ее создания более 40 лет тому назад эта партия стала во главе правительства. Правление данной коалиции ознаменовалось демонстративным испытанием ядерного оружия, обострением международных
проблем страны и относительно благополучной экономической ситуацией. Газета «Хиндустан Таймс» подтверждает эти факты: «Выборы 1998 стали еще одной вехой в развитии индийского государства на его пути к более искренней демократической и федеральной системе. Мы подвергались тяжёлым историческим испытаниям и провокациям. Возможно, это неизбежная расплата за процесс становления новой Индии во главе с новым правительством» [14].
В мае 2004 г. в Индии состоялись очередные парламентские выборы. Неожиданностью, которую отметили как индийские, так и зарубежные СМИ, стало поражение коалиции Национального демократического альянса (НДА), руководимого Бхаратия джаната партией, и победа новой коалиции во главе с Индийским национальным конгрессом. Газета «Таймс оф Индиа» так комментировала эти выборы: «Выборы 2004 были самые федеральные в истории; сумма всех штатов составила новое множество в Центре. Между национальными партиями не было никакого соглашения. Нами было забыто, что четырехлетнее правление Национального демократического альянса было феноменальным явлением. Правительство НДА рухнуло в июле. Не желая рисковать больше чем одной сессией Парламента перед выборами, Альянс пытается себя обезопасить, созывая следующее расширенное заседание июльской сессии. Это не позволит оппозиции выказать свое недоверие» [15].
В избирательном процессе в постколониальной Индии есть целый ряд особенностей, не имеющих аналогов в других электоральных системах. При регистрации политической партии в Центральном избирательном комитете за ней обязательно закрепляется избирательный символ. Это имеет важное значение, поскольку значительная часть избирателей неграмотна и ориентируется в партийном многообразии именно по символам. Сроки, когда определяются символы каждой партии, оглашаются СМИ. Там приводятся также данные о том, какая партия какой символ использует. Вот пример такого сообщения, размещенного в воскресном выпуске «Таймс оф Индия» (“The Times of India”): «Символы государственных партий были распределены только в тех избирательных округах, в которых на них был сделан специальный запрос заранее. Индийский Конгресс от Западной Бенгалии, возглавленный министром Мамта Банерже (Mamta Banerjee), был наделен символом "Цветок и Трава''. <...> Коммунистическая партия Индии, которая признается как государственная партия, в Ассаме была наделена символом "Красный флаг с тремя звездами". Партия Janata Dal. в Бихаре и Нагаленде закрепила за собой символ "Стрела'', в Карнатаке она имеет символ "Девушка, несущая на голове корзину риса". Республиканская партия Индии получила символ "Восходящее солнце''» [16]. Каждая партия стремится получить эмоционально привлекательный символ, и по этому вопросу часто возникают споры. Национальная партия может использовать свой символ по всей стране, региональная - только в своем штате. Нередко избирателю довольно трудно разобраться во множестве символов во время выборов. СМИ зачастую опираются в своем освещении выборов на эти символы и имеют возможность продвигать кандидатов тех или иных политических организаций.
Средства массовой информации регулярно проводят социологические опросы об отношении избирателей к выборам, политическим партиям и их лидерам.
Не всегда характер вопросов имеет репрезентативный уровень. Зачастую они обнажают заказной характер опроса. Однако аналитикам приходится работать с результатами таких исследований. Один из опросов является весьма показательным в этом плане. Он был проведен и опубликован 22-24 апреля 2004 г. газетой «Индиа Тудэй» (“India Today”) в 10 крупных городах (Дели, Мумбай, Калькутта, Бангалор, Канпур, Сурат, Патна, Бхопал, Виджаявада, Салем) и 12 деревнях в разных районах страны среди жителей 18-25 лет. Результаты опроса оказались неожиданными.
1. Повлияет ли каким-то образом результат выборов в парламент на Вашу жизнь? Да - 49%. Нет - 51%.
2. Обсуждаете ли Вы политические вопросы с друзьями или родственниками? Да - 59%. Нет - 41%.
3. Относятся ли политические партии серьезно к будущему страны? Да-31%. Нет - 69%.
4. Считаете ли Вы, что индийские политические лидеры не думают о Вас? Да - 75%. Нет - 25%.
5. Как Вы относитесь к коррумпированным политическим лидерам? Плохо -34%; безразлично - 34%; нет выбора - 32%.
6. Считаете ли Вы, что во всех политических партиях слишком много пожилых лидеров? Да - 81%. Нет - 19%.
7. Какая проблема в стране является самой важной? Безработица - 36%; коррупция - 15%; бедность - 9%; более быстрые темпы развития - 7%; мир и гармония в обществе - 5%; лучшие возможности для учебы - 3%; контроль за рождаемостью - 3%.
8. Какая проблема больше всего беспокоит Вас? Безработица - 64%; возможности учебы - 11%; коррупция - 5%; рост цен - 4%; бедность - 2%.
9. Примете ли Вы участие в голосовании на нынешних выборах? Да - 78%. Нет - 22% [17].
Три четверти опрошенных считали, что политические лидеры не думают о волнующих людей проблемах. Почти такое же количество полагало, что политические партии не заботятся о будущем страны, а, скорее, решают свои текущие задачи. Большую озабоченность респондентов вызывали безработица, коррупция и бедность. Подавляющее большинство молодых людей, принявших участие в опросе, полагало, что среди политических лидеров слишком много пожилых людей, которые, видимо, плохо понимают проблемы молодежи и мало делают для их решения. И тем не менее, несмотря на критику политических партий и их лидеров, более трех четвертей опрошенных сказали, что примут участие в выборах. Причем в деревне их доля составила 85%, в городе - 63%. Число женщин, готовых принять участие в выборах, было несколько меньше, чем мужчин, - 74% и 81% соответственно. Это свидетельствует о том, что демократия в Индии работает и что выборы являются достаточно эффективным инструментом изменения политической ситуации в стране. Отметим также, что фактически в выборах приняло участие меньше избирателей, чем показал опрос (58% против 78%). Это демонстрирует обычную разницу между словом и делом, а возможно, и нежелание показаться недостаточно патриотичным и активным. Кроме того, опрос не учитывал мнение избирателей старше 25 лет.
СМИ Индии регулярно отслеживают культурный и политический кругозор голосующего большинства. Газета «Хинду» выявила, что практически каждый второй индиец не умеет читать и писать. О ядерных испытаниях в мае 1998 г., которые стали самым значительным событием в стране за последние годы, знали только 46% избирателей. Более 300 млн. человек живут за чертой бедности. Это самая забитая часть общества. Она внушаема, служит податливым материалом для манипулирования с помощью примитивных "технологий" - красочных обрядов, процессий и шоу с участием святых, магов и заклинателей, популярных артистов кино и телевидения. Используя отсталость бедноты, сильные мира сего нередко буквально загоняют ее на избирательные участки и принуждают отдавать голоса за определенных кандидатов [18]. Пресса, в лице газеты «Таймс оф Индиа», в подтверждение указывает на тот факт, что некоторые циники от политики пренебрежительно называют эту категорию сограждан «голосующим скотом» (voting cattle) [19].
Таким образом, значительной части граждан бывает нелегко разобраться в хитросплетениях большой политики, в программах, лозунгах различных претендентов на власть. По данным газеты «Индиа Тудей», решение о том, за какого кандидата голосовать, какой партии отдать предпочтение, 49% избирателей принимают в ходе самой избирательной кампании, 17% - в день голосования и только 28% - до начала выборной гонки, то есть на основе более или менее устойчивого представления о партиях или кандидатах [20].
На основании исследования, предпринятого Центром изучения развивающихся обществ в Дели, журнал «Экономист» попытался выстроить некую обобщающую иерархию гражданских предпочтений индийских избирателей. Внутри штата «каста - самый влиятельный фактор для рядового избирателя», - отметил журнал. Ответить на вопрос о том, как конкретно каста влияет на голосование, - продолжает «Экономист», - невозможно, поскольку такой общей формулы не существует. Все меняется от касты к касте, от выборов к выборам, от штата к штату. Лояльность по отношению к касте сужает гражданский кругозор личности, поскольку «партии, основанные на касте, редко что-либо значат за пределами одного штата». За лояльностью к своей эндогамной группе следует лояльность к региональному сообществу. Половина респондентов согласилась с предложенной формулой: «Мы в первую очередь должны быть верны собственному региону, а затем Индии в целом» [21].
В мае 2004 г. газетой «Хинду» был проведен опрос среди избирателей. При ответе на вопрос о том, как их собственное финансовое положение изменилось за последние пять лет, были замечены ощутимые расхождения во мнениях по классовому принципу. Большинство бедного населения заметили, что их финансовое положение ухудшилось, в то время как верхушка среднего класса, наоборот, отметила улучшения. 22% из них полностью довольны своим нынешним финансовым положением, с ними согласны 12% беднейших слоев населения. Это связано и с предпочтениями на выборах. К Конгрессу больше тяготеют бедные и очень бедные слои граждан. БДП в основном получает поддержку у высших и средних каст, а также у богатой части общества и у среднего класса. Когда этого уровня поддержки избирателей стало недостаточно, БДП занялась поиском дополнительных резервов, и нашла различные группы населения,
которые можно присоединить к ядру поддержки в разных частях страны. БДП легче консолидировать своих избирателей, так как по территориальному признаку они располагаются более компактно, тогда как у Конгресса избиратели рассредоточены не только по территории, но и по группам населения. Замечено также, что ИНК больше популярен среди женщин, а БДП - среди мужчин [22].
Анализируя парламентские выборы в Индии, нельзя забывать об одном очень важном аспекте. Дело в том, что качественное отличие политического процесса в этой стране состоит в сохранении устойчивого влияния традиционализма на партийно-политические предпочтения избирателей. СМИ прямо говорят об усилении политической роли традиционных социальных институтов индийского общества (касты, клана, религиозной общины). Откровенно на эту тему высказывается газета «Индиа Тудей» (“India Today”): «В то время как наша Конституция основывается на атеизме, наше общество вымачивается в религии. Соблюдение религиозных фестивалей и ритуалов - часть нашей ежедневной жизни. Религиозные чувства управляют нашим образом мысли. Поэтому есть ясное противоречие между основными принципами Конституции и символами нашего общества» [23].
В Индии на СМИ оказывается колоссальное давление со стороны государства, со стороны крупного бизнеса, религиозных и националистических кругов. Основные индийские СМИ контролируются государством, финансово-промышленными группами и богатыми собственниками. При этом роль СМИ заключается прежде всего в информировании различных категорий городского населения, которые оказывают решающее влияние на электоральные процессы, в том числе и в сельских районах через систему традиционалистских связей. Предметом приоритетного внимания со стороны правящих кругов страны является воздействие через печатные и электронные СМИ именно на важнейшие категории избирателей. Для этих людей проводятся опросы и исследования - реальные и заказные - «общественного мнения», пишутся статьи о партиях и политиках, снимаются политические программы на ТВ. Средства массовой информации вынуждены опираться на существующие в социуме устойчивые традиционалистские представления о власти и обществе.
Summary
M.V. Maligina. Reflection of Parliamentary Elections in India in Mass Media (Late 20th -Early 21st Centuries).
The article views political process of postcolonial India, namely parliamentary elections and their reflection in the mass media of the country. On the basis of materials of printed and electronic mass media, the basic aspects of Indian electoral system and elective process. The main components of Indian mass media “style” are analyzed in reflection of political processes.
Key words: parliamentary elections, mass media, Indian national congress, Bkharatiya janata party, opposition, democracy, the Constitution, electoral system, religion, caste.
Литература
1. Комаров Н. Индия: кодекс поведения политических партий и кандидатов // Восток. -
1995. - № 5. - С. 151-155.
2. Алаев Л.Б. Политическая система и политическая культура Индии // Политические системы и политические культуры Востока. - М.: Восток-Запад, 2006. - С. 232-236.
3. Современные зарубежные исследования политической культуры и политических институтов. Сб. обзоров. - М.: ИНИОН, 1987. - 192 с.
4. Комаров Э.Н. Политическое развитие независимой Индии. Основные формы, этапы и закономерности // Индия в глобальной политике. Внешние и внутренние аспекты. Материалы научного семинара. - М., 2003. - С. 148-153.
5. AhmedF. Orissa: One man’s hope // India today. - New Delhi, 1984. - No 5.
6. Bhattacharya S. Why do the Opposition Lost? // Sunday. - Calcutta, 1986. - No 10.
7. Очерки конституционного права иностранных государств. - М.: Спарк, 1999. - 234 с.
8. The Hindustan times. - 2001. - 04.02.
9. The Times of India. - 2001. - 04.02.
10. Frontline. - 2001. - 28.01.
11. Pillai Speedhar. Casting Vote // Sunday. - 1999. - 29.08 - 04.09.
12. Юрлов Ф. Зигзаги коалиционной политики // Азия и Африка сегодня. - 1998. -№ 8. - С. 14-20.
13. Hindu. - 1996. - 08.06.
14. Hindustan Times. - 1998. - 19.05.
15. Times of India. - 2004. - 03.06.
16. The Sunday Times of India. - 2002. - 17.12.
17. India Today. - 2004. - 04.04.
18. Hindu. - 2000. - 27.03.
19. Times of India. - 2000. - 23.09.
20. India Today. - 2001. - 05.08.
21. Economist. - 1999. - 16.10.
22. Hindu. - 2004. - 28.05.
23. India Today. - 2007. - 14.07.
Поступила в редакцию 25.09.08
Малыгина Маргарита Владимировна - аспирант кафедры новой и новейшей истории Казанского государственного университета.
E-mail: [email protected]