Information about authors
Babayan Sergei Lvovich: the Russian Academy of Justice (Moscow, Russia), professor of the Chair of Criminal Law; Research Institute of the FPS of Russia (Moscow, Russia), senior researcher, doctor of law, associate professor. E-mail: [email protected] Gabaraev Alan Shotaevich: Research Institute of the FPS of Russia (Moscow, Russia), senior researcher, candidate of political sciences. E-mail: [email protected]
УДК 343.9
И. В. Ботвин, Д. А. Маракулин
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
В представленной статье проводится подробный анализ состояния, динамики и уровня экстремистской преступности на примере Алтайского края в 2013-2017 гг. На основе изучения материалов ГУ МВД России по Алтайскому краю, государственных программ по противодействию экстремизму, общей характеристики указанного вида преступности, а также практики назначения наказания выявляются основные проблемы предупреждения экстремистских посягательств на региональном уровне. Авторы приходят к выводу, что решение поставленных перед государством и правоохранительными органами задач по предупреждению экстремизма как одной из целей наказания требует комплексного подхода, в котором особое внимание следует уделить ресоциализации лиц, отбывших наказание по данной группе деяний, а также на проявления экстремизма в молодежной среде, поскольку названная группа в силу особенностей психики наиболее подвержена различным негативным влечениям.
Ключевые слова: экстремизм; предупреждение преступности; цели наказания; ресоциализация осужденного; региональные особенности.
D. A. Marakulin, I. V. Botvin
REGIONAL CHARACTERISTICS OF EXTREMIST CRIME (ON MATERIALS OF THE ALTAI REGION)
The article presents a detailed analysis of the state, dynamics and level of extremist crime on the example of the Altai territory in 2013-2017 based on the study of the materials of the Ministry of internal Affairs of Russia in the Altai territory, the state programs to combat extremism, the General characteristics of this type of crime, as well as the practice of sentencing, the main problems of prevention of extremist attacks at the regional level are identified. The authors come to the conclusion that the solution of the tasks assigned to the state and law enforcement agencies to prevent extremism as one of the purposes of punishment requires an integrated approach, in which special attention should be paid to the re-socialization of persons who have served their sentences for this group of acts, as well as manifestations of extremism among young people, since the group, due to the formation of the psyche, is most susceptible to various influences.
Keywords: extremism; crime prevention; the purpose of punishment; resocialization of the convict; regional features.
© Ботвин И. В., Маракулин Д. А., 2018 © Marakulin D. A., Botvin I. V., 2018
Несмотря на строгую политику государства, направленную на борьбу с преступными проявлениями, проблема предупреждения преступлений как одной из целей уголовного наказания остается приоритетной на сегодняшний день, как на федеральном, так и региональном уровне. Данная проблема актуальна и для посягательств экстремисткой направленности.
В представленной работе предпринята попытка проследить взаимосвязь регионального законодательства в сфере противодействия экстремистским проявлениям (на примере Алтайского края) и состоянием преступлений экстремисткой направленности.
Проведенное нами в 2013 г. исследование количественно-качественных показателей преступлений экстремистской направленности показало, что количество данных преступлений, зарегистрированных в Российской Федерации в период с 2008 по 2012 гг., увеличивалось в среднем на 5,2 % в год [1, с. 70; 3, с. 133]. В абсолютных показателях количество рассматриваемых преступлений увеличилось с 460 в 2008 г. до 696 в 2012 г.
Ежегодный общий прирост данных видов преступлений за этот же период в Сибирском федеральном округе (СФО) в среднем составил 26,7 % (с 42 преступлений до 94 преступлений).
В текущем году мы вновь обратились к вопросу о состоянии преступлений экстремистской направленности, но уже с учетом изменений регионального законодательства, и получили следующие результаты.
В соответствии с данными ГИАЦ МВД России, в РФ в 2013 г. было зарегистрировано 896 рассматриваемых преступлений — это на 28,7 % больше, чем в предшествующем году, в 2014 г. — 1034 (+ 15,4 %), в 2015 г. — 1329 (+ 28,5 %), в 2016 г. — 1450 (+ 9,1 %), в 2017 г. — 1521 (+ 4,9 %) [4].
Несколько иначе прослеживается динамика данных преступлений в СФО: в 2013 г. было зарегистрировано 117 рассматриваемых преступлений (+ 24,5 %), в
2014 г. — 98 (- 16,2 %), в 2015 г. — 144 (+ 46,9 %), в 2016 г. — 187 (+ 29,9 %), в 2017 г. — 212 (+ 13,4 %). При этом в
2016 г. СФО попал в тройку округов РФ с неблагоприятной криминальной обстановкой по количеству зарегистрированных преступлений экстремистской направленности.
Если говорить об Алтайском крае, то стоит обратить внимание, что данный регион в течение пяти последних лет входит в рейтинг 15 субъектов РФ по показателю наибольшего количества зарегистрированных преступлений экстремистской направленности, а по итогам 2017 г. расположился на 7 месте данного рейтинга. Так, в 2013 г. в Алтайском крае было зарегистрировано 21 преступление рассматриваемой категории (+ 200 %), в 2014 г. — 25 (+ 19 %), в 2015 г. — 29 (+ 16 %), в 2016 г. — 26 (- 10,3 %), в
2017 г. — 45 (+ 73 %).
Представляется необходимым обратить внимание на общественно опасные деяния, которые количественно и качественно предопределяют содержание преступлений экстремистской направленности. Это преступления, которые входят в гл. 29 УК РФ «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства». Доля таких преступлений ежегодно превышает 90 % от всех преступлений экстремистской направленности.
Основываясь на анализе статистических данных за 2017 г., в структуре зарегистрированных преступлений экстремистской направленности 64,7 % в РФ, 60,8 % в СФО, 51,1 % в Алтайском крае
— это преступления, предусмотренные ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».
Здесь просматривается следующая динамика: в РФ в 2013 г. было зарегистрировано 481 преступление — это на 39,4 % больше, чем в предшествующем году, в 2014 г. — 588 (+ 19,5 %), в 2015 г.
— 825 (+ 39,6 %), в 2016 г. — 953 (+ 15,5 %), в 2017 г. — 985 (+ 3,4 %); в СФО в 2013 г. было зарегистрировано 62
преступления — это на 21,6 % больше, чем в предшествующем году, в 2014 г. — 60 (- 3,2 %), в 2015 г. — 85 (+ 41,7 %), в 2016 г. — 122 (+ 43,5 %), в 2017 г. — 129 (+ 5,7 %); в Алтайском крае в 2013 г. было зарегистрировано 7 преступлений — это на 75 % больше, чем в предшествующем году, в 2014 г. — 13 (+ 85,7 %), в 2015 г. — 10 (- 23,1 %), в 2016 г. — 12 (+ 20 %), в 2017 г. — 23 (+ 91,7 %) соответственно.
К преступлениям экстремистской направленности с наивысшим темпом прироста (эти тенденции наблюдаются как в РФ, так и в СФО) относятся деяния, предусмотренные ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности».
В РФ в 2013 г. было зарегистрировано 141 преступление рассматриваемой категории (темп прироста составил 50 %), в 2014 г. — 180 (+ 25,9 %), в
2015 г. — 256 (+ 41,4 %), в 2016 г. — 305 (+ 19,1 %), в 2017 г. — 310 (+ 1,6 %). В СФО в 2013 г. было зарегистрировано 30 преступлений — это на 200 % больше, чем в предшествующем году, в 2014 г. — 17 (- 43,3 %), в 2015 г. — 26 (+ 52,9 %), в
2016 г. — 37 (+ 42,3 %), в 2017 г. — 56 (+ 51,4 %). Несколько иначе прослеживается динамика данных преступлений в Алтайском крае при сохранении тенденций к росту их числа: в 2013 г. было зарегистрировано 6 таких преступления (+100 %), в 2014 г. — 4 (- 33 %), в 2015 г. — 4, в 2016 г. — 8 (+ 100 %), в 2017 г. — 14 (+ 75 %)
Кардинально противоположно выглядит динамика зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 2821 «Организация экстремистского сообщества» и 282 «Организация деятельности экстремистской организации» УК РФ.
В РФ в 2013 г. было зарегистрировано 18 преступлений, предусмотренных статьей 2821 УК РФ, в 2014 г. — 23 (+ 15 %), в 2015 г. — 20 (- 13 %), в 2016 г. — 16 (- 20 %), в 2017 г. — 39 (+ 143,8 %). В СФО рассматриваемые преступления были зарегистрированы только в 2014 г. — 2 и в 2017 г. — 3, в
Алтайском крае данные преступления не регистрировались.
Также происходит резкий рост, но после ежегодного снижения, преступлений, предусмотренных ст. 2822 УК РФ. Так, в РФ в 2013 г. было зарегистрировано 59 рассматриваемых преступлений — это на 4,2 % меньше, чем в предшествующем году, в 2014 г. — 43 (- 27,1 %), в 2015 г. — 42 (- 2,3 %), в 2016 г. — 39 (- 7,1 %), в 2017 г. — 65 (+ 66,7 %). Иначе прослеживается динамика данных преступлений в СФО: в 2013 г. было зарегистрировано 4 преступления — это на 33,3 % меньше, чем в предшествующем году, в 2014 г. — 5 (+ 25 %), в 2015 г. — 8 (+ 60 %), в 2016 г. — 7 (- 12,5 %), в 2017 г. — 9 (+ 28,6 %). В Алтайском крае рассматриваемые преступления были зарегистрированы только в 2016 г. — 1 и в 2017 г. — 2.
Итак, мы видим, что число зарегистрированных преступлений экстремистской направленности, как в СФО и Алтайском крае в частности, так и в РФ в целом за последние пять лет (2013-2017 гг.) имеет тенденции к значительному росту. Количество рассматриваемых преступлений в абсолютных показателях за указанный период возросло более чем в два раза (в РФ — с 696 до 1450 преступлений, в СФО — с 94 до 187, в Алтайском крае — с 21 до 45). При этом особо обращаем внимание, что указанные данные раскрывают далеко не полную картину экстремистских проявлений, поскольку данный вид преступности обладает высокой степенью латентности.
Для того, чтобы достичь такой цели наказания, как предупреждение преступлений, в частности, экстремистской направленности, на наш взгляд, необходимо комплексное усилие работы государственных и общественных структур, направленной на выявление, устранение, ослабление и нейтрализацию причин и условий таких посягательств, а также на воспитание толерантности и правопо-слушности самих граждан.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации указывает в
качестве одного из направлений решения поставленных задач совершенствование правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, общественную безопасность и конституционный строй.
Противодействие экстремизму, воспитание у населения толерантного сознания и поведения, достижение гражданского мира и согласия в обществе является важнейшей задачей органов государственной власти [5, с. 55-60].
По нашему мнению, основной упор в этом вопросе следует делать на воспитание подрастающего поколения в духе толерантности и терпимости друг к другу, в том числе к представителям разных национальностей, религиозных конфессий и т. д. Особое внимание следует уделять занятости молодежи и несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни, культурного досуга в стране, что, безусловно, является залогом успешной профилактики экстремизма.
Как свидетельствует многочисленная судебно-следственная практика, националистическая идеология успешно пропагандируется лицами, не имеющими высшего образования. Представляется, что причиной этому является усложненная процедура поступления в высшие учебные заведения страны, а также недостаточная обеспеченность бюджетными местами и высокая конкуренция среди желающих поступить на обучение. Следствием этого становится ситуация, при которой вероятность получить профессиональное образование значительно мала, а обеспечить себе трудоустройство на основании лишь школьного аттестата по факту представляется невозможным. В этой ситуации особое значение приобретает работа по созданию бесплатной образовательной и воспитательной среды, в которой могло бы осуществляться формирование здоровой личности.
Современные ученые-криминологи уделяют вопросу трудовой занятости населения особое внимание, что характе-
ризует преступность среди безработных как детерминанту глобального масштаба. Существенную часть безработных составляют выпускники учебных заведений, что для развитых стран не характерно. Становится очевидной связь преступности и социальных процессов, происходящих в современном обществе [2, с. 167-169].
В 2015 г. была принята госпрограмма «Противодействие экстремизму и идеологии терроризма в Алтайском крае» на 2015-2019 гг. Однако проведенный анализ программы показал, что среди этапов по реализации программы указаны мероприятия прошлой программы (2012-2014 г.г.), а именно:
- повышение квалификации государственных и муниципальных служащих по вопросам противодействия экстремизму;
- реализация этнокультурной и миграционной политики;
- семинары-совещания для сотрудников правоохранительных органов;
- подготовка журналистов и блоге-ров по специальным программам;
- увеличение до 100 телерадиосюже-тов в СМИ.
На наш взгляд, подобное дублирование имеет место по двум причинам. Во-первых, в обществе остро существуют все те же проблемы борьбы с рассматриваемой угрозой. А во-вторых, в ходе реализации предшествующей программы попросту не удалось решить поставленные перед ней задачи. Контроль, возложенный на Главное управление образования и молодежной политики, осуществлялся, на наш взгляд, не должным образом, что сделало возможным наличие дублирований в госпрограмме.
Важную роль в механизме противодействия экстремизму играют органы внутренних дел. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.09.2008 № 1316 в структуре МВД России образованы Главное управление по противодействию экстремизму МВД России, Центр обеспечения оперативно-служебной деятельности по противодействию экстремизму МВД России, Центр по противодействию экстремизму ГУ
МВД России по федеральному округу, центры (группы) по противодействию экстремизму УМВД России по субъектам Российской Федерации, в компетенцию которых входит ряд полномочий по выявлению, пресечению, а также предупреждению рассматриваемой группы преступных посягательств.
Отдельного внимания заслуживает проблема отсутствия в названной нормативной основе вопроса, касающегося профилактических мероприятий в местах лишения свободы в рамках взаимодействия региональных органов власти и учреждений исполнения наказания, а также вопросов ресоциализации лиц, отбывших наказание за посягательства экстремистской направленности. Названное упущение не позволяет осуществить комплексный подход к проблеме предупреждения экстремистских проявлений и борьбе с их повторностью.
Изложенное позволяет сделать вывод, что решение поставленной задачи по предупреждению экстремизма как цели наказания требует комплексного подхода. Особые задачи возложены, прежде всего, на органы внутренних дел, в частности, в вопросах выполнения индивидуальной профилактической работы в отношении лидеров и активных участников формирований экстремистской направленности, проведении мониторинга деятельности средств массовой информации и сети «Интернет» на предмет распространения материалов экстремистской направленности. При этом особое внимание следует уделить ресоциализации осужденных по рассмотренной группе преступлений и на проявления экстремизма в молодежной среде, поскольку названная группа, в силу особенностей психики, наиболее подвержена различным негативным влечениям.
Литература
1. Абызов, К. Р., Маракулин, Д. А. Состояние, структура и динамика преступлений экстремистской направленности (за 2008-2012 гг.) // Вестник Барнаульского юридического института. — 2013. — № 2 (25).
2. Ботвин, И. В. Предупреждение преступности лц, не имеющих постоянного источника дохода (на примере Алтайского края) // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. — 2017. — № 2.
3. Маракулин, Д. А., Низова, В. В. Состояние, структура и динамика преступлений экстремистской направленности в Алтайском крае (2009-2013 годы) // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации : сборник статей / под ред. И. А. Панарина; Алтайский филиал РАНХиГС. — Барнаул: Азбука, 2014. — Вып. 11.
4. Отчет формы 4-ЕГС ГИАЦ МВД России за 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 гг. [Электронный ресурс] // URL: http://10.5.0.16/csi.
5. Сергеева, Ю. В. О некоторых вопросах взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в сфере противодействия молодежному экстремизму // Административное право и процесс. — 2016. — № 9.
References
1. АЬу20у, K. R., Marakulin, D. А. Sostoyanie, struktura i dinamika prestuplenij ehkstrem-
istskoj napravlennosti (za 2008-2012 gg.) [State, structure and dynamics of crimes of extremist orientation (for 2008-2012)] // Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta [Bulletin of the Barnaul Law Institute], 2013, no. 2 (25).
2. Botvin I.V. Preduprezhdenie prestupnosti lits, ne imeyushhikh postoyannogo istochnika
dokhoda (na primere Аltajskogo kraya) [Crime prevention лц, not having a constant source of income (on the example of Altai Krai)] // Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta [Bulletin of the Barnaul Law Institute], 2017, no. 2.
3. Marakulin, D. А., Nizova, V. V. Sostoyanie, struktura i dinamika prestuplenij ehkstrem-
istskoj napravlennosti v Altajskom krae (2009-2013 gody) [State, structure and dynamics of crimes of extremist orientation in Altai region (2009-2013)]// Uchenye zapiski Altajskogo filiala Rossijskoj akademii narodnogo khozyajstva i gosudarstvennoj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federatsii [Scientific notes of the Altai Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration] : collection of articles / ed. I. A. Panarin. Barnaul, Azbuka, 2014. Iss. 11.
4. Otchet formy 4-EGS GIATS MVD Rossii za 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 gg. [The report
of form 4-EGS of Main Information and Analysis Center of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for 2013, 2014, 2015, 2016, 2017] URL: http://10.5.0.16/csi.
5. Sergeeva, Yu. V. O nekotorykh voprosakh vzaimodejstviya organov vnutrennikh del s in-
stitutami grazhdanskogo obshhestva v sfere protivodejstviya molodezhnomu ehkstremizmu [About some issues of interaction of law-enforcement bodies with institutes of civil society in the sphere of counteraction to youth extremism] // Administra-tivnoe pravo i protsess [Administrative Law and Process], 2016, no. 9.
Сведения об авторах
Ботвин Илья Викторович: Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул, Российская Федерация), доцент кафедры уголовного права и криминологии, кандидат юридических наук. E-mail: [email protected] Маракулин Денис Анатольевич: Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул, Российская Федерация), старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Botvin Ilya Viktorovich: Barnaul Law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), associate professor of the Chair of Criminal Law and Criminology, candidate of law. E-mail: [email protected] Marakulin Denis Anatolyevich: Barnaul Law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), senior lecturer of the Chair of Criminal Law and Criminology. E-mail: [email protected]
УДК 343.81
В. В. Бочкарев, Н. В. Кийко
ПРОФИЛАКТИКА ПОСТУПЛЕНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАПРЕЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ И ВЕЩЕСТВ
Анализ практики доставки запрещенных предметов и веществ в исправительные учреждения позволил выявить наиболее опасные, среди которых — денежные средства, спиртные напитки, наркотические и психотропные вещества, средства связи и колюще-режущие предметы. Изучение количественно-качественных характеристик позволяет отметить, что основной объем запрещенных предметов и веществ, доставляемых в исправительные учреждения, изымается при доставке. Рассмотрены негативные последствия наличия запрещенных предметов и веществ в охраняемой территории исправительных учреждений, наиболее проблемные аспекты профилактики проникновения
© Бочкарев В. В., Кийко Н. В., 2018 © Bochkarev V. V., Kiyko N. V., 2018