Научная статья на тему 'Региональные особенности экологической безопасности (по материалам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)'

Региональные особенности экологической безопасности (по материалам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
567
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА / ФИНАНСИРОВАНИЕ ОХРАНЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Костина О. В., Бурундукова Е. М.

Проведен анализ уровня загрязнения отдельных территорий автономного округа, эффективности использования источников финансирования мероприятий связанных с экологической безопасностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные особенности экологической безопасности (по материалам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" : распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 04.04.2015г. № 169-рп [Текст] // Новости Югры. - № 41. -2015.

4. Информационный демографический бюллетень / Ред.-сост. : А.А. Путин, Е.В. Немчинова, Л.А. Косполова, Ю.В. Исаева. - Ханты-Мансийск : СИТИ-ПРЕСС, 2012. - 100 с.

5. О деятельности Департамента социального развития Ханты Мансийского автономного округа - Югры в 2013 году: информационно-статистический сборник / Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - Ханты-Мансийск : Принт-Класс, 2014. - 200 с.

6. Kostina, Olga The regional dimension of the demographic situation (based on the Khanty-Mansiysk Autonomous District) [Text] / Olga Kostina, Helen Burundukova. // British Journal of Science, Education and Culture 2015. - № 1. - 255 с.

© Костина О. В., 2016

УДК 502 (571.122)

О.В.Костина

кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»

Россия, г. Ханты-Мансийск Е.М.Бурундукова, кандидат экономических наук, доцент ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»

Россия, г. Ханты-Мансийск

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ)

Аннотация

Проведен анализ уровня загрязнения отдельных территорий автономного округа, эффективности использования источников финансирования мероприятий связанных с экологической безопасностью.

Ключевые слова

Экологическая безопасность, загрязнение воздуха, финансирование охраны и рационального

использования, эффективность.

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра является одним из регионов Российской Федерации, наиболее подверженных загрязнению трех составляющих биосферы (воздух, земля, вода). За последние 5 лет на долю твердых загрязняющих веществ приходится около 5-6% годовых выбросов, газообразных и жидких - около 94-95%. Среди газообразных основную массу составляет оксид углерода - около 44-52% от общего объема выбросов в атмосферу, летучие органические соединения составляют около 21-30%, углеводороды (без ЛОС2) - около 14-24%, оксиды азота - около 3-6%, диоксид серы - около 0,1- 0,3%. На долю уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ стабильно приходится 0,3-0,4% от общего количества отходящих от всех стационарных источников выбросов [1].

За период 2008-2012 гг. наблюдается тенденция увеличения объемов выбросов от стационарных источников (рисунок 1). Так, с 2008г. годовой объем выбросов увеличился с 2294,23 тыс. тонн до 2429,49

2

2 летучие органические соединения

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

млн. тонн в 2012 г. В 2011г. увеличение выбросов на 135,64 тыс. тонн произошло за счет основных источников загрязняющих веществ, расположенных в Нижневартовском районе, на долю которых приходится 41,6% от всего объема выбросов по округу; в 2013г. - в Ханты-Мансийском (345,82 тыс. тонн) и Нефтеюганском (81,87 тыс. тонн) районах.

Рисунок 1 - Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, тыс. тонн

Наибольшую опасность для атмосферного воздуха в экологическом плане представляет сжигание попутного нефтяного газа на факелах, которые потребляют кислород и загрязняют атмосферу оксидами азота и серы, оксидами углерода, а также продуктами неполного сгорания углеводородов, которые в свою очередь взаимодействуют с атмосферной влагой, трансформируются под влиянием солнечной радиации и выпадают на поверхность суши, формируя поля локальных и региональных загрязнений.

Отрицательное воздействие факелов проявляется также в загрязнении почв и водных объектов (поступление загрязняющих веществ с водосборных площадей). Основными источниками покрытия потребностей в свежей воде для нужд промышленности и населения являются ресурсы речного стока и подземные воды. Река Обь на участках в пределах автономного округа относится к категории "грязная" и "очень грязная". Река Иртыш относится к одному из максимально загрязненных водных объектов, требующих первоочередного осуществления природоохранных мероприятий.

Повсеместно наблюдается несоответствие качества воды в источниках питьевого водоснабжения установленным санитарным нормам и правилам по железу, марганцу, цветности; в отдельных скважинах -по мутности, окисляемости, сероводороду, азоту аммония, меди. Для водных объектов характерно постоянное высокое содержание меди, марганца и железа (65,2- 97,3% определений показало превышение ПДКвр3). Повышенные концентрации этих металлов связаны со значительной заболоченностью региона. Значительные превышения ПДК в 2013г. зафиксированы по фосфатам (19,5% определений), фенолам (27,6% определений), цинку (30,4% определений), ионам аммония (60,4% определений). Во многих скважинах низкое содержание кальция, магния, фтора и йода.

Основными причинами неудовлетворительного качества воды в поверхностных и подземных источниках питьевого водоснабжения являются:хозяйственная деятельность на водосборе; антропогенное и техногенное воздействие непосредственно на водоем (ливневые стоки, сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод промышленных предприятий и сельскохозяйственных комплексов); отсутствие зон санитарной охраны на водозаборах и несоблюдение регламентирующего режима хозяйственной деятельности в этих зонах [4].

Ведущее место в нарушении земель занимают предприятия нефтедобывающей промышленности и геологоразведка. Одним из основных видов нарушения земель в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре является загрязнение земель нефтью и нефтепродуктами, буровыми отходами и растворами,

3 предельно допустимое количество (вредных веществ)

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

минерализованными водами. Количество измерений, в которых зафиксировано превышение ПДК углеводородов в общей выборке за период с 2011 г. по 2013 г. в среднем составило 6%. Количество проб, загрязненных фенолами, увеличилось с 15,8% (2011 г.) до 27,6% (2012 г.). Наиболее загрязненные нефтепродуктами пробы воды (превышение более 10 ПДК) отмечены в 2012 г. на лицензионных участках ОАО «НК «Роснефть» (3 пробы), ОАО «Томск-нефть» ВНК (2 пробы), ОАО «РИТЭК» (4 пробы) и по одной пробе ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «ТНК-Нягань». В 2013 г. выявлено два случая превышения норматива более чем в 10 раз на лицензионных участках ОАО «ТНК-Нижневартовск» и ОАО «Сургутнефтегаз». Высокого и экстремально-высокого загрязнения нефтепродуктами поверхностных вод в зоне деятельности нефтяных компаний в 2013 г. не зафиксировано [2].

Содержание в почвах тяжелых металлов (цинка, свинца, никеля, марганца, меди, хрома) в подвижных формах незначительно, находится стабильно в пределах экологической нормы, превышения лимитирующих показателей единичны. Средние погодичные концентрации составляют десятые ПДК. Уровень содержания железа и марганца варьирует в широком диапазоне, что типично для нашего региона.

В целях реализации мероприятий по охране и рациональному использованию природных объектов, ежегодно выделяется целевое финансирование по окружным программам. Кроме того организации и учреждения самостоятельно финансируют природоохранные мероприятия (рисунок 2). При сопоставлении показателей объема финансирования на охрану и рациональное использования атмосферного воздуха (из собственных средств организации) и выбросами вредных веществ в атмосферу можно сделать вывод о неэффективном использовании данных средств. Ввиду расширения деятельности нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих организаций, риск загрязнения территории и атмосферы возрастает, поэтому опережающий рост развития данного производства по сравнению с объемами финансирования мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды, приводит к неэффективности использования финансирования на 1 тонну выбросов.

30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

24974

8299

4,3 2,5

22012129235324301866

объмы собственного финансирования, млн.р.

объем выбросов вредных веществ, тыс.т.

^ 2009г. в 2010г. ^ 2011г. ш 2012г.

■2 2013г.

Рисунок 2 - Сопоставление объемов финансирования на охрану и рациональное использования атмосферного воздуха с вредных веществ в атмосферу

С нашей точки зрения, в целях комплексного решения проблем экологической безопасности Ханты-мансийского автономного округа- Югры необходимо:

1. Проводить комплексный учет интересов населения, природопользователей, государственных органов и органов местного самоуправления в области экологической безопасности и поддержание необходимого баланса интересов при возникновении конфликтных ситуаций.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

2. Вести разработку и принятие законов и иных нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, а также регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира и водные отношения в пределах территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в соответствии с федеральным законодательством и с учетом требований обеспечения экологической безопасности.

3. Создать договорно-правовую базу для осуществления эффективного взаимодействия в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в первую очередь Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа.

4. Внести изменения в систему нормативов и правил в области экологической безопасности и охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже установленных на федеральном уровне и обеспечивающих снижение опасной нагрузки на природные среды.

5. Обеспечить нормативно правовое закрепление современных научно обоснованных методик расчета ущерба и компенсации вреда в результате экологических правонарушений и/или осуществления экологически опасных видов деятельности, а также практики возмещения вреда в натуральной форме путем финансирования и осуществления мероприятий по восстановлению нарушенных объектов природной среды.

6. Применение правовых механизмов пресечения правонарушений и экологических преступлений, содействие укреплению системы прокурорского надзора и реагирования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

7. Обеспечить совершенствование нормативной правовой базы общественного экологического контроля и создание условий, позволяющих населению автономного округа участвовать в принятии и реализации решений в области обеспечения экологической безопасности [3].

Список использованной литературы:

1. Об отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2013 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Текст] : пост. Правительства ХМАО - Югры от 21 марта 2014 года № 134-рп // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. -

2. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2014-20120 годы [Текст] : пост. Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013г. № 411-п. // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. -

3. Концепция экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года [Текст] : расп. Правительства автономного округа от 10 апреля 2007 г. № 110-рп // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. -

4. Доклад о результатах деятельности Департамента по недропользованию Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2010 -2014 и плановый период 2015-2016 годы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: www.depnedra.admhmao.ru

5. Доклад об экологической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в 2012 году [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: // www.depnedra.admhmao.ru

© Костина О.В., Бурундукова Е.М., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.