Научная статья на тему 'Региональные органы исполнительной власти в российском государстве'

Региональные органы исполнительной власти в российском государстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2096
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акберли Ниджат Намик Оглы

В статье отмечается, что основными проблемами современного федеративного развития в условиях переходного периода остаются конституционное равноправие и фактическая разностатусность субъектов Российской Федерации, функционирование механизмов бюджетного федерализма и соотнесенность экономических реформ в субъектах и в России в целом с принципами федеративного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные органы исполнительной власти в российском государстве»

УДК 343

Акберли Ниджат Намик оглы

аспирант,

профиль административное право и административный процесс, Северо-Западный институт управления (филиал),

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при

Президенте Российской Федерации

AkberH92mdzhat@mail. ru

Nidzhat N. Akberli

Graduate student,

profile administrative law and administrative process, Northwest institute of management (branch),

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Akberli92nidzhat@mail .ru

Региональные органы исполнительной власти в российском государстве

Regional executive authorities in the Russian state

Аннотация. В статье отмечается, что основными проблемами современного федеративного развития в условиях переходного периода остаются конституционное равноправие и фактическая разностатусностъ субъектов Российской Федерации, функционирование механизмов бюджетного федерализма и соотнесенность экономических реформ в субъектах и в России в целом с принципами федеративного развития.

Ключевые слова: исполнительная власть, органы исполнительной власти, региональные органы государственной власти, субъекты Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Annotation. The main problems of modern federal development in the conditions of the transition period remain constitutional equality and the actual diversity of the subjects of the Russian Federation, the functioning of the mechanisms of budgetary federalism and the correlation of economic reforms in the subjects and in Russia as a whole with the principles of federal.

Keywords: executive power, executive authorities, regional government bodies, constituent entities of the Russian Federation, executive authorities of the subjects of the Russian.

Система органов исполнительной власти в Российской Федерации, а так же и в ее субъектах, предопределяется с учетом федеративного устройства РФ. В федеративном государстве фактически не имеются тенденции его организации и функционирования, что не выступало бы в ступень федеративных взаимоотношений. Следовательно, последующее подробное исследование структуры и специфики реформирования и формирования

системы исполнительной власти в регионах РФ недопустимо вне ознакомления с проблемами федеративных взаимоотношений в РФ [1, с.24].

В настоящее время РФ можно причислить к уникальному «постсоциалистическому» виду федерации: юная мультинациональная федерация с фундаментальными внутренними народными и общественно-финансовыми отличиями, получившая в наследство асимметрию и применение в общегосударственном устройстве принципа и использование в государственном устройстве принципа национально-территориальной автономии и диспропорциональности в балансе государственной и народной тождественностью граждан от своих исторических предшественников. Система отношений «центр - регионы» формировалась в процессе воздействия признаков и обстоятельств, свойственных для России в прошедшем, но даже не утративших собственной значимости в наши дни. Федеративные взаимоотношения в РФ в значительной степени уникальны, они никак не сводятся только лишь к построению национально-государственного устройства (то, в чем было различие советской модели федерализма) либо территориального (присущего большинству государствам). Стремление повторять опыт Соединенных Штатов Америки, Германии и иных стран не привели к успешным результатом, так как не соответствовали российским реальностям и противоречили интересам развития и совершенствования государства [6, с.35]. Асимметричность, которая имеет место быть в нынешних конституционных положениях федеративной организации РФ, выразилось как сложная структура и как прошлое государства. В случае, если посмотреть назад и применять ретроспективный подход к исследованию процесса тенденции усовершенствовании государственного устройства России, можно разглядеть в российском естественноисторическом процессе равно как устои централизма и унитаризма, так и образы, и устои регионализма, самоуправления а также федерализма. Данные направления взаимодействовали и бились друг с другом, которые имели отражения в разных композициях различных веков и эпох времени. Стремление центробежных и центростремительных факторов и причин, компоненты асимметрии в государственном устройстве и управлении, общественные и общинные устои представлялись основой, на которой, начиная с XIX столетия формировались основные положения федеративных взаимоотношений в России. Российскую империю все время выделяла разностатусность разных регионов и народов, она представлялось формой территориальной организации крупного геополитического пространства, которая предоставляла и гарантировала обществу мир, единство и согласие среди людей, народов и национальностей. Непосредственно по этой причине, если вести речь о РФ, о ее нынешних качествах и особенностях, не возможно никак не принимать во внимание факт, который имело место быть к концу XIX и начало XX веков: в унитарной Российской империи выражалась тенденция к многовариантности политико-административного статуса регионов. Любопытно-то обстоятельство, что чем позднее вступал в состав России тот либо другой национальный регион, тем в большей степени предусматривались

и сохранялись в его статусе характерные свойства и специфика местного самоуправления. Центральная власть в Российской империи должна была придерживаться и руководствоваться имперской идеей, а так же признавать самостоятельность определенных регионов и народов. В советский период противостояние высококачественных особенностей федерализма и унитарности между собой вошло в новейший этап. Общеизвестно то, что в СССР декларированное федеративное устройство представляло собой систему, которая была целенаправленна на решение национального вопроса, но в отличии от предыдущего исторического периода создание федеративных взаимоотношений строилось на национально-территориальном принципе, и никак не считалось итогом общего объединения ранее существовавших в прошлом национальных государств. Наоборот, согласно инициативе центра были сформированы государственные образования как раздельные составные части Федерации, многие из которых затем принимали участие в формировании союзного государства. РСФСР, входившая в состав СССР была громадной квазифедерацией, где жили больше ста семидесяти национальностей и народов. В 1990 году, еще при существовании Советского Союза, автономные республики на протяжении шести месяцев объявили собственную независимость. В 1991 году, равно как и федеративные республики, автономные образования принимали участие в создании новейшего союзного (соглашения) договора как субъекты Федерации. 12 июня 1991 года Россия объявила о своей собственной независимости в рамках Советского Союза [3, с.23; 4, с.133]. Конституция СССР была отвергнута, как не соответствовавшая целям последующего федеративного (усовершенствования) развития. Несмотря на то, что посредственно в сфере федеративности Основной Закон Советского Союза был наиболее содержательным и важным, нежели принятая Конституция 1993 года. Получив суверенитет РФ (в прошлом РСФСР) сохранила федеративную форму территориально- политической организации и в общих чертах былое административно-территориальное (разделение). От 12 декабря 1993 года Конституция сохранила субъекты федерации, которые были унаследованы из советской эпохи: республики, края и области, города федерального значения, автономную область, автономные округа -равноправные субъекты РФ. Невозможно не выделить отличительную черту нынешнего федеративного устройства: автономные округа в соответствии с Конституцией РФ считаются равноправными по отношению к иным субъектам Федерации при том, что они имеют право вступать в состав края или области. Однако Основной Закон не обозначил формы взаимоотношений между автономным округом и краем или областью, в которое они вступают, что привело к осложнению проблемы сложносоставных субъектов Федерации. В 1993 г. шесть субъектов Федерации включали в собственный состав восемь иных "равноправных субъектов РФ" Данное беспрецедентное обстоятельство доводило и доводит до сей поры к различным неблагоприятным результатам, с которыми стараются справиться в рамках нынешней федеративной реформы. В Конституции РФ говорится о том, то что в отношениях с федеральными

органами государственной власти все без исключения субъекты РФ между собой равноправны. Вместе с этим республики сохранили права, каковых не имеется у краев и областей. Республики владеют статусом государства и кроме этого имеют права на конституцию, а также на второй официальный язык помимо русского языка. Статус высшего должностного лица в республиках различается не только по своему названию, еще и что немаловажно - по объему полномочий. Но на этом не заканчивается асимметричность нынешних федеративных взаимоотношений, которая была упомянута выше [7, c.87]. Асимметрия «постсоциалистических» федераций заключается, в частности, в сосуществовании «национальных» и «обычных» регионов, в строительстве федерации, в тоже время, снизу, равно как реакции на требования, в первую очередь, «национальных» субъектов, и сверху, как политического плана верхов. Применяя асимметричные взаимоотношения как способ борьбы с сепаративными и регионалистскими тенденциями, российское руководство не один раз уравновешивало на не безопасной границы стремительной и хаотичной модификации централизованной федерации в бесформенную договорную конфедерацию: к примеру так было во время подготовки Федеративного договора, и уже после его подписания в 1992-1993 гг., в то время как, регионам в обмен на лояльность, преданность хаотично выдавали льготы и когда регионы объявляли себя республиками, однако, центростремительные тенденции на порядок оказались мощнее. Современный период российского федерализма считается переходным шагом к провозглашенному Конституцией РФ демократическому, федеративному правовому государству. Переходность обуславливается стадией завершенности экономических политических преобразований в государстве. Такой период отличается неустойчивостью характера федеративных взаимоотношений. Переходность российского федерализма выражается в не завершенности социально-политических процессов и нехватке возможности реструктурирования внутренней системы, результатом чего же считаются множественные противоречия в структуре государственной власти и управления [5, c.42]. Следует отметить, что вопрос о разграничении предметов ведения и полномочий - это вопрос о власти и стабильности федеративных отношений в стране [2, c.73].

Литература:

1. Бакушев В. Административная реформа: траектория пути // Российская Федерация сегодня. 2002. № 1. С.24-25.

2. Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М.: Право и государство, 2003. С.73-76.

3. Игнатюк H.A. Спровоцированное изменение законодательства о полномочиях органов исполнительной власти в Российской Федерации // Федерализм. Теория. Практика. История. 2005. № 2. С.23-27.

4. Петров H. Формирование региональной идентичности в современной России. В сб.: Центр и региональные идентичности в России. СПб. - М., 2003 С.133.

5. Региональные интересы в современной России. - М., 2003. С.42-43.

6. Старовойтов A.A. Административно-правовое регулирование организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (вопросы теории и практики). СПб. 2005. С.35.

7. Старовойтов A.A. // «Система государственной власти и управ—ления в России: история, традиции и современность»: материалы Между—народного научного форума. СПб.: Изд-во СЗАГС. 2003. С.87-89.

Literature:

1. Bakushev V. Administrative reform: the path of the path // Russian Federation today. 2002. № 1. P.24-25.

2. Bobylev AI, Gorshkova NG, Ivakin VI Executive power in Russia: theory and practice of its implementation. M.: Right and the State, 2003. P.73-76.

3. Ignatyuk H.A. Provoked Change in Legislation on the Powers of Executive Bodies in the Russian Federation // Federalism. Theory. Practice. History. 2005. № 2. P.23-27.

4. Petrov H. Formation of regional identity in modern Russia. In the collection: Center and regional identities in Russia. St. Petersburg. - M., 2003 P.133. 5. Regional interests in modern Russia. - M., 2003. P.42-43.

6. Starovoitov A.A. Administrative and legal regulation of the organization and activities of executive bodies of the subjects of the Russian Federation (theory and practice). St. Petersburg. 2005. P.35.

7. Starovoitov A.A. // "System of state power and governance in Russia: history, traditions and modernity": materials of the International Scientific Forum. SPb .: Publishing house of the SZAGS. 2003. P.87-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.