Научная статья на тему 'Региональные контексты философско-социологических исследований коммуникации'

Региональные контексты философско-социологических исследований коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ РИСКИ / СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION METATHEORY / SARATOV ACADEMIC COMMUNITIES / COMMUNICATIVE RISKS / NET COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стриганкова Елена Юрьевна

Дается обобщенный анализ философско-социологических исследований коммуникации, проведенных саратовскими учеными в первом десятилетии XXI в. Прогнозируются наиболее перспективные направления региональных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Contexts of Communication Philosophic and Sociological Research

The article provides the integrated research of communication analysis in philosophy and sociology, which was carried out by Saratov scholars in the first decade of XXI century. The most promising directions of regional communicative research are predicted.

Текст научной работы на тему «Региональные контексты философско-социологических исследований коммуникации»

тактами, повышая их доступность, динамичность, координированность, плотность, гибкость, ситуативность, снижая роль пространственных параметров, увеличивая значимость временных рамок. На смену иерархичной коммуникации модерна с жестким институционализированным нормативным контролем приходит более размытое неопределенное сетевое сообщество с мягкими формами коммуникативной регламентации постмодерна.

Библиографический список

1. Waters M. Globalizacao. Oeiras, 1999.

2. Beck U. Was ist Globalisierung? Frankfurt a. M., 1998.

3. Sassen S. Territory and Territoriality in the Global Economy // International Sociology. 2000. № 2.

4. ИвановД.В. Виртуализация общества // Социология и социальная антропология / под ред. В.Д. Виноградова, В.В. Козловского. СПб., 1997. С. 132-135.

5. URL: http://www.ixbt.com/cm/beeline-mobile-etiquette-2k6.shtml

6. McLuhan M. Myth and Mass Media // Daedalus. 1959. V. 88, № 2. P. 339-348.

7. Михайлов В А., Михайлов С.В. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества // Актуальные проблемы! теории коммуникации: сб. науч. тр. СПб., 2004.

E.Yu. Strigankova Regional Contexts of Communication Philosophic and Sociological Research

The article provides the integrated research of communication analysis in

philosophy and sociology, which was

carried out by Saratov scholars in the first decade of XXI century. The most promising directions of regional communicative research are predicted.

Key words and word-combinations: communication metatheory, Saratov academic communities, communicative risks, net communication.

Дается обобщенный анализ философско-социологических исследований коммуникации, проведенных саратовскими учеными в первом десятилетии XXI в. Прогнозируются наиболее перспективные направления региональных исследований.

Ключевые слова и словосочетания: метатеория коммуникации, коммуникативные риски, сетевая коммуникация.

УДК 316.77:001+004.9 ББК 60.561.8:72+32.973-018.2

Е.Ю. Стриганкова

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНТЕКСТЫ

ФИЛОСОФСКО-

СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

КОММУНИКАЦИИ

I эформирование российского социума требует осознания современной коммуникативной ситуации и выработки соответствующих реальности стратегий и тактик управления коммуникативной деятельностью, способности общества воспринимать и конструировать коммуникативные инновации и активно участвовать в их реализации.

Коммуникация признается сегодня существенной и значимой компонентой общественного бытия, подчеркивается ее центральное положение в человеческой истории, речь идет даже о коммуникативной революции.

Как отмечал Н. Луман, «...рассуждения приведут нас к тому, чтобы признать -за понятием коммуникации ключевое значение для теории общества» [1, с. 210]. Анализ отечественной литературы по проблеме коммуникации показывает, что феномен коммуникации пользуется вниманием исследователей, вызывает определенный интерес. Специфика этого интереса отразилась, на наш взгляд, в жанре тематических публикаций.

Вначале работы по коммуникативистике представляли собой, главным образом, учебные и методические пособия, описания «судеб» массовых коммуникаций в их противостоянии или сотрудничестве с социумом на макро-, мезо- и микроуровнях, советы и рекомендации по успешному деловому общению и «светскому» поведению. Однако динамика общественных процессов, картина социальных изменений конца XX - начала XXI в. актуализировала необходимость научного изучения феномена коммуникации в контексте развития и углубления комплексного социально-гуманитарного знания. Действительно, чтобы понять сущность и структуру универсума социальной коммуникации, требуется обобщение знания, добытого многими науками (антропологией, историей, психологией, философией, социологией, лингвистикой). В связи с этим заслуживает внимания позиция, настаивающая на необходимости активного развития метатеории коммуникации.

Можно согласиться с общим определением, в соответствии с которым задача теории коммуникации состоит в том, чтобы выявить все пути, по которым информация, идеи и установки распространяются среди индивидов, групп, наций и поколений, а контуры метатеории социальной коммуникации представляются в виде набора определенных проблем [2, с. 14].

Современная философско-социологическая рефлексия опирается на историко-философскую традицию и представляет разнообразные интерпретации феномена коммуникации в классических, постклассических, постнеклассических концепциях, показывает расширение пространства коммуникативной проблематики, углубление анализа, результативность научного поиска. Данное утверждение основывается на ознакомлении с библиографической картиной исследований коммуникативистики, включающей зарубежные и отечественные, глобальные и региональные работы. При этом объем и значимость исследований, принадлежащих региональным авторам, заметно возрастают.

Так, в первом десятилетии XXI в. в сообществе саратовских философов и социологов произошел определенный количественный и качественный сдвиг в разработке проблем коммуникации, что получило отражение в региональных изданиях и заслуживает систематизации, описания и оценки. По рассматриваемой тематике издан целый ряд научных исследований [3-8], каждое из которых акцентирует определенные проблемы содержания и функционирования коммуникации.

Прежде всего обратим внимание на позицию О.В. Костиной, в соответствии с которой актуальность целостного, онтологического подхода в теоретическом анализе коммуникации объясняется фактором быстрого разрастания коммуникативной реальности в современной культуре. Автор обосновывает необходимость ухода от привычных моделей осмысления коммуникаций (кибернетических,

информационных, семиотических, психологических, языковых) в сторону продумывания возможностей коммуникации, а не ее технологий. Обозначенная позиция обосновывается возможностью постановки вопроса о самостоятельности коммуникационной реальности, которая прорисовывается не просто как медиум и посредник, но разрастается до размеров собственной онтологии [3, с. 4].

В монографии О.В. Костиной проводится выделение и дается историкофилософское описание трех разновидностей коммуникативного порядка: на материале классической культуры и мышления (классический тип коммуникации); на материале русской философии конца XX - начала XXI в. (софийный тип коммуникации); на материале неклассической культуры (неклассический тип коммуникации).

Теоретические суждения автора о сущности неклассического варианта коммуникации сопрягаются с глубинным анализом особенностей постмодернистского состояния культуры, многообразия современных философских, эстетических, этических позиций отечественных и зарубежных исследователей. По мнению автора, коммуникация в ее неклассическом варианте является сущностным свойством бытия, это основа, несущая все его последующие конструкции. Коммуникация и бытие оказываются вплавленными друг в друга; существуя, бытие не может не коммуницировать [3, с. 10]. В этом смысле, описывая коммуникационные стратегии, мы описываем собственные структуры производства и трансляции бытия.

В настоящее время саратовскими философами и социологами активно разрабатываются философские и социальные проблемы рисков, определяются стратегии и тактики минимизации рисков в различных социальных практиках. С позиций коммуникативистики разрабатываются вопросы о связи столь значительных социальных феноменов, как коммуникация и риск, о видах характерных для коммуникативного пространства социума рисков, о возможностях управления коммуникативными рисками.

Исходя из того что наибольший риск связан с меняющейся темпоральнос-тью современности, которую трудно отследить непосредственно, авторы коллективной монографии «Риски в коммуникативном пространстве социума» [4] предлагают сделать это опосредованно, через восприятие и осмысление изменений темпов, ритмов и направлений развития основных полей: жизненного, социального, политического, культурного, организационного, коммуникационного. Коммуникационное поле, по их мнению, располагается на метауровне по отношению к иным перечисленным полям, и потому коммуникативные структуры способны принадлежать каждому из них. В монографии конституируются элементы коммуникационной системы: субъект и объект коммуникации, значимые субъектные и объектные условия, риски и рефлексивные планы, закономерности формирования и изменения коммуникативной системы, коммуникативные действия, общие планы рефлексии и рисков.

Большое теоретическое и практическое значение в современных условиях приобретает научно-теоретическое исследование взаимосвязи этнической и ком-муникативистской проблематики.

В монографии «Этнос и коммуникация» [5] достаточно обоснованно показывается сложность и актуальность этнической проблематики в современном

глобализирующемся мире. Автор исходит из установки, согласно которой коммуникация является необходимым атрибутом социальной жизни, составляет основу коммуникативного пространства определенного социума, играет важнейшую роль в процессе его структурирования.

Выделяя коммуникацию как одно из ключевых понятий темы, исследователь опирается на значительный теоретико-методологический массив научных концепций. Стремясь найти пути объяснения современной этнической реальности и, по возможности, выстроить проекции решения актуальных этнических проблем, автор выбирает определенное исследовательское направление - рассмотрение этноса как коммуникативного феномена, что дает возможность вычленить структурные элементы, лежащие в основе функционирования его коммуникативного пространства.

Трансформации этнических коммуникативных пространств и их последствия прослеживаются, по мнению автора, на реалиях современной российской действительности. Специфика современного российского коммуникативного контекста (этноконфессиальных отношений, существования местных элит, контроля власти, соотношение цивилизационных процессов и национальных идентичностей), анализ коммуникативных практик и российских реалий составляют научный «нерв» и определяют гражданский пафос исследования, придающий ему в том числе существенное воспитательное значение [5, с. 8].

Социально-философское исследование феномена коммуникации, проведенное в монографии «Социально-философские проблемы коммуникации» [6], включает три актуальных подхода: философско-методологический анализ феномена коммуникации, зарождение и развитие идеи коммуникации в историкофилософской традиции; становление и эволюция коммуникации в историческом процессе, коммуникация и общение в современной духовной культуре; праксеологический аспект коммуникации, включая особо актуальное и творческое изучение коммуникативных практик постнеклассического образования с акцентом на коммуникативные проблемы РР-образования.

Исследователь акцентирует обстоятельства, демонстрирующие, что в основу современной реформационной деятельности в сфере образования закладываются международные стратегии, определяемые в первую очередь развивающимся глобальным и региональным сотрудничеством. В связи с этим в монографии характеризуется сущность и значение Болонского процесса в формировании «Европы знаний», укрепления ее коммуникативного потенциала, объединяющего интеллектуальную, культурную, социальную и научно-технологическую составляющую.

Характерной особенностью данного исследования является ситуация включенного наблюдения: опыт зарубежной стажировки позволил автору осуществить сравнительный анализ американской и российской систем РР-образования [6, с. 138]. Анализ истории становления и формирования теории и практики российского РР-образования, исследование современного состояния показывают острую необходимость его совершенствования, намечают пути развития и практического применения как коммуникативных знаний, так и специалистов по коммуникации в различных сферах социальной деятельности [6, с. 116].

Одна из особенностей сборника статей «Интегрированные маркетинговые коммуникации: от теоретических знаний к практическим навыкам» [7] состоит в том, что его авторы и участники - молодые ученые Саратова и других городов России, объединенные интересом к проблемам теории и практики коммуникати-вистики. Публикации соответствуют принципам творческого научного отношения и демонстрируют достойный уровень разработки важных социальных проблем. Авторы активно разрабатывают актуальные социально и практически значимые темы, предметом которых являются коммуникативные практики сетевого сообщества, коммуникативные риски, политические и управленческие коммуникации, моделирование коммуникационного пространства современного общества.

В частности, Н.А. Акимовой исследуются коммуникативные аспекты смысловых ориентаций в моделировании и разрешении ситуаций риска. Автор исходит из определения социальной коммуникации как «движения смыслов во времени и пространстве» (А.В. Соколов), подчеркивает необходимость ее наполнения гуманистическим смыслом, важность создания «консенсусно выраженной социальной коммуникации». Социальная жизнь представляется Н.А. Акимовой как сумма смыслов: на социальном и индивидуальном уровнях основной задачей становится постулирование тех смыслов, которые бы сам риск делали более осмысленным, а значит, уменьшали бы вероятность нежелательного результата. Смыслом, способным обусловливать неконтролируемые обстоятельства, по мнению автора, выступает консенсусное понимание, выраженное посредством социальной коммуникации [9, с. 12-22].

Культурная память как коммуникация характеризуется в статье Д.А. Аникина и А.В. Молчанова [9]. Свое внимание авторы сосредоточили на нескольких методологических задачах: выделение форм межкультурного взаимодействия; оценка влияния коммуникационных процессов на социокультурную трансформацию российского общества; выявление последствий макрокоммуникаций в современной России и отражение изменений в социальной памяти.

Фактор макрокоммуникации представляет, по мнению авторов, уровень взаимодействия между обществами и в более общем контексте - между культурами и цивилизациями. Используя выделение трех основных форм межкультурного взаимодействия (диалог, подражание и управление), молодые исследователи предприняли попытку определения коммуникативной стратегии современной России. Выявление ценностной природы рисков избранной стратегии заставило их обратиться к концепциям социальной и культурной памяти (Ю.М. Лотман, Я. Ассман), к понятиям исторической коммуникации и исторической памяти, привлечь методологический ресурс социальной памяти, а также культурной и коммуникативной памяти как различных уровней функционирования таковой [10, с. 27].

Комплексное исследование социокультурных проблем языка и коммуникации инициировано коллективом кафедры английского языка Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина в проекте, который продолжается в течение пяти лет (2004-2009). Длительное существование проекта можно признать плодотворным, он получил положительную оценку Российской коммуникативной ассоциации как соответствующий научному уровню актуальных исследований коммуникации.

Научный интерес к коммуникативной проблематике привлек и объединил российских и зарубежных ученых, создал творческий авторский коллектив, движимый стремлением к всестороннему исследованию тенденций взаимосвязи и взаимодействия языка - культуры - коммуникации в изменяющемся мире, желанием внести свой вклад в решение социально значимых проблем экологии языка - культуры - человека - общества. Реальным результатом научного проекта является ежегодный выпуск сборника научных трудов «Социокультурные проблемы языка и коммуникации» [8] и проведение ежегодной научнотеоретической конференции по коммуникативной проблематике.

Постижение сущности современных коммуникативных процессов, их теоретический анализ, разработка рекомендаций по успешной реализации новейших подходов в многообразных социальных практиках - стратегические задачи, решаемые в социально-дискурсивном, лингвокультурном и методико-педа-гогическом аспектах. Социально-дискурсивная проблематика коммуникации включает разработку актуальных вопросов коммуникативного дискурс-анализа и лингвистического капитала, характеристику исторических и этнических факторов коммуникации, исследование социального контекста функционирования языка. Лингвокультурный аспект коммуникации раскрывается в статьях по вопросам функционирования языка и его единиц, выявляются особенности языка с позиций семантического, лексического, фразеологического, игрового подходов. Методико-педагогический аспект содержит анализ особенностей функционирования коммуникации в обучении, в том числе сущности субъект-субъект-ного взаимодействия в образовательном процессе, конкретных проявлений коммуникативных технологий и методик обучения иностранным языкам, а также исследование коммуникативной специфики РР-практик [8, с. 75-142].

Функционирование современного общества в качестве открытой системы формирует сознательного актора - интеллектуально-мобильного, самореализующегося субъекта коммуникативного действия, порождает новые виды, формы и типы коммуницирования. В частности, стоит, на наш взгляд, отметить интерес саратовских авторов к исследованию коммуникации с позиции сетевого подхода в философско-социологическом анализе общества [11-13].

Характеризуя коммуникативные практики в сетевом обществе, И. А. Афанасьев акцентирует социальные последствия новых информационных технологий. Констатируя, что сеть - это реальность, в которой живет множество людей, исследователь отмечает порождаемые ею необходимости и возможности. По мнению автора, сетевые коммуникации, их эффективность и перспективы дальнейшего развития напрямую зависят от социально-духовных факторов: поведения каждого члена сети, его нравственного уровня, способности к творчеству и конструктивному диалогу [11, с. 11-16].

В исследовании пространственных структур современного социума («эпохи пост»), в том числе проблемы жизненного пространства человека, касаясь социального творчества как стратегии преодоления отчуждения, С.В. Тихонова особое внимание уделяет характеристике социальных движений [12, с. 94-103], отмечая, что в настоящее время социальные движения имеют весьма специфические цели и задачи, структуру и содержание. Рассматривая общие и специфиче-

ские принципы организации социальных движений, автор выделяет такие их виды, как альтерглобализм и флэшмоб, и придает им особое значение в коммуникационном контексте.

С.В. Тихонова утверждает, что сетевые организации анализируемых ею видов используют современные информационные и коммуникативные инструменты и благодаря им создают новые алгоритмы социальной трансформации. Справедлив вывод автора о том, что в названных формах коммуникация имеет лишь функциональный характер, поэтому коммуникативное взаимодействие в самой малой степени определяется межличностными отношениями и влияет на них; сетевые коммуникации не объединяют, а лишь соединяют индивидов.

В системе постклассической коммуникации предметом особого внимания становятся профессиональные интересы научных сообществ, определение специфики их коммуницирования. Именно поэтому в статье «Сетевые научные сообщества: власть и коммуникация» [13, с. 201-209] рассматривается становление сетевых академических сообществ (XVII-XXI вв.), дается характеристика посткласси-ческой модели научной коммуникации в Интернет-сообществе. Исследователь показывает, что власть - одна из ключевых категорий в понимании экзистенциального аспекта формирования функционирования сетевых научных сообществ.

Изучение генезиса научных сообществ завершается авторским анализом существования и функционирования сетей компьютерно опосредованных научных коммуникаций XXI в., где новацией выступают формируемые в сети академические Интернет-сообщества. Научное общение при использовании компьютерных сетей приобретает компьютерно опосредованный характер, а взаимодействия, проявляющиеся в данной модели, имеют некоторые особенности, например «электронный дискурс» («сетевой дискурс») как отражение культуры в текстах электронных писем. Отмечается, что такой новый вид социальных групп представляет самоорганизующееся сообщество людей, общающихся между собой по определенной научной тематике и использующих Интернет-технологии (электронные дискуссии, журналы, библиотеки, Интернет-конференции) в качестве основного средства коммуникации при организации группового взаимодействия участников сообщества. Взаимодействие в данных сообществах строится не на основе властных отношений, а на признании статуса идеи «Информационного Диалога Единого Интеллекта».

В заключение следует обратить внимание на перспективы исследования социальной коммуникации. Определяя информационную технологию, ведущую к сетевому обществу, как современную бифуркацию, И.Р. Пригожин выдвигает несколько положений, которые, по его мнению, должны быть руководством к размышлению и действию: 1. Кто получит выгоды от сетевого общества? Сократит ли оно разрыв в богатстве между странами? 2. Каким будет воздействие сетевого общества на творчество индивидов? 3. В третьем тысячелетии многие люди свои надежды связывают с ростом гармонии между человеком и природой, между людьми. Как сетевое общество влияет на эту гармонию? [14, с. 27]. Данные положения могут составить, на наш взгляд, гуманистическую программу исследования социальной коммуникации, ее функционирования в современном социуме и влияния на его гармоничное развитие.

Г. A. Бaлыкинa

Библиографический список

1. Луман Н. Теория общества // Теория общества: фундаментальные проблемы. М., 1999.

2. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. М., 2002.

3. Костина О.В. Онтология коммуникации. Саратов, 2004.

4. Наумов С.Ю., Шеховцев А.Ю., Журавлев П.В., Федорова А.В. Риски в коммуникативном пространстве социума. Саратов, 2004.

5. Рязанов А.В. Этнос и коммуникация. М., 2007.

6. Стриганкова ЕЮ. Социально-философские проблемы коммуникации. Саратов, 2007.

7. Интегрированные маркетинговые коммуникации: от теоретических знаний к практическим навыкам: материалы ежегод. Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых (ноябрь 2007 г.). Саратов, 2007.

8. Социокультурные проблемы языка и коммуникации: сб. науч. ст. Саратов, 2004-2007. Вып. 1-4.

9. Акимова Н.А. Коммуникативные аспекты смысловых ориентаций в моделировании и разрешении ситуаций риска // Материалы ежегод. Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых (ноябрь 2007 г.). Саратов, 2007.

10. Аникин Д.А., Молчанов А.В. Культурная память как коммуникация: механизмы сохранения и риски разрыва в современном российском обществе // Там же.

11. Афанасьев И.А. Коммуникативные практики в сетевом обществе // Там же.

12. Тихонова С.В. Пространственные структуры эпохи «пост»: Человек в глобализирующемся мире. Саратов, 2005.

13. Стриганкова ЕЮ. Сетевые научные сообщества: власть и коммуникация // Вестн. ПАГС. 2008. № 4 (17).

14. Пригожин И.Р. Сетевое общество // Социологические исследования. 2008. № 1.

G.A. Balykina Rational Bases of Social Communication Research

The article analyses milestones of communication studies on the basis of rationality and historicity which reflect priorities and ways of thinking of an epoch. The author defines basic modern concepts in communication studies and emphasizes the actualization of humanitarian paradigm.

Key words and word-combinations: communication, rationality, types of rationality.

Рассматриваются основные этапы формирования коммуникативной проблематики с позиций рациональности и историчности, отражающих приоритеты и стиль мышления конкретной исторической эпохи. Автор определяет основные современные направления изучения коммуникации и подчеркивает важность развития гуманистической парадигмы.

Ключевые слова и словосочетания: коммуникация, рациональность, типы рациональностей.

УДК 316.77:11 ББК 60.026+60.031

Г. А. Балыкина

РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ

ОСНОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ

КОММУНИКАЦИИ

^Зоциальная коммуникация относится к фундаментальным явлениям общественной жизни, является неотъемлемой частью человеческого существования и в силу этого становится предметом исследования социальнофилософского знания. Действительно, изучая проблему человека, существа разумного и рефлексирующего, невозможно не затронуть в той или иной степени проблему коммуника-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.