Научная статья на тему 'Региональные комплексы жилой застройки в условиях кризиса: маркетинговый аспект'

Региональные комплексы жилой застройки в условиях кризиса: маркетинговый аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / ЖИЛАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ / МАРКЕТИНГ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / КОМПЛЕКСНАЯ ЗАСТРОЙКА / REGIONAL MARKET / RESIDENTIAL REAL ESTATE / MARKETING / ECONOMIC CRISIS / COMPREHENSIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бельских И. Е.

Предмет. Статья посвящена особенностям маркетинга продаж жилой недвижимости на региональном рынке в условиях макроэкономической нестабильности. Цели. Предложить маркетинговые инструменты для увеличения продаж жилой недвижимости на региональном рынке. Методология. Использованы эмпирический и контент-анализ, а также методы статистической и экспертной оценки. Результаты. Предложены маркетинговые инструменты для увеличения продаж жилой недвижимости на региональном рынке. Выводы. Сделан вывод о том, что в условиях экономического кризиса целесообразно использовать такие маркетинговые инструменты увеличения продаж, как шоу-рум, тест-лайф, трейд-ин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional residential complexes in a down economy: the marketing aspect

Importance The article studies the peculiarities of the marketing of residential property sales in a regional market in the conditions of macroeconomic instability. Objectives The paper aims to offer marketing tools to increase sales of residential property in the regional market. Methods For the study, I used empirical and content analyses, as well as statistical methods and expert evaluation. Results I propose certain marketing tools to increase sales of residential property in the regional market. Conclusions I conclude that in conditions of economic crisis, it is advisable to use such marketing tools to increase sales as showroom, life test, trade-in.

Текст научной работы на тему «Региональные комплексы жилой застройки в условиях кризиса: маркетинговый аспект»

Региональная экономика: Regional Economics:

теория и практика 6 (2016) 99-106 Theory and Practice

ISSN 2311-8733 (Online) Маркетинг

ISSN 2073-1477 (Print)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА: МАРКЕТИНГОВЫЙ АСПЕКТ

Игорь Евгеньевич БЕЛЬСКИХ

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, маркетинга и организации производства, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Российская Федерация igbelvolgograd@rambler.ru

История статьи:

Принята 17.11.2015 Принята в доработанном виде 06.12.2015 Одобрена 11.12.2015

УДК 332.85 JEL: Е03, М31, R31

Ключевые слова:

региональный рынок, жилая недвижимость, маркетинг, экономический кризис, комплексная застройка

Аннотация

Предмет. Статья посвящена особенностям маркетинга продаж жилой недвижимости на региональном рынке в условиях макроэкономической нестабильности. Цели. Предложить маркетинговые инструменты для увеличения продаж жилой недвижимости на региональном рынке.

Методология. Использованы эмпирический и контент-анализ, а также методы статистической и экспертной оценки.

Результаты. Предложены маркетинговые инструменты для увеличения продаж жилой недвижимости на региональном рынке.

Выводы. Сделан вывод о том, что в условиях экономического кризиса целесообразно использовать такие маркетинговые инструменты увеличения продаж, как шоу-рум, тест-лайф, трейд-ин.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Важной особенностью российских региональных рынков городского жилья последних лет стало его стратегическое развитие — строительство так называемых комплексов жилой застройки. При этом инфраструктурные коммуникации на территории будущего жилого района (квартала), как правило, создаются за счет федеральных или региональных программ развития. Ведется строительство не одного-двух многоэтажных зданий, а нескольких или даже десятков, сотен типовых зданий, с однородными элементами ландшафтного, дворового оформления, с подведением транспортных коммуникаций и социальных объектов (школ, дошкольных учреждений, объектов соцкультбыта и т.д.) [1, 2]. Все это обусловлено особенностями городской территории крупных региональных центров, к которым относятся:

• сокращение условий для точечной застройки;

• значительный износ советского жилого фонда;

• наличие огромных пустынных площадей, освободившихся после закрытия промышленных зон, и обширных пригородов [3].

Следует отметить опыт столичной комплексной застройки и наличие крупных строительных компаний федерального значения, которые в связи с перегретым рынком первичного жилья столицы в начале XXI в. из-за сырьевых сверхдоходов, искали места для реализации масштабных проектов.

Немаловажную роль сыграли и социальные программы государства (по переселению из ветхого жилья, по обеспечению жильем военных пенсионеров, сирот, ветеранов разных войн, по использованию материнского капитала, ипотечные льготные программы и т.д.), поощрявшие покупку новостроек по всей стране. Особое значение это имело для регионов и юга России [4—6].

Высокий уровень рождаемости, потоки внутренних и внешних мигрантов в южные города и регионы, переезд сельского населения привели к быстрому росту объемов комплексной застройки в таких крупных городах региональной России, как Ростов-на-Дону, Краснодар, Астрахань, Волгоград [7]. Развитие новых территорий городской застройки привело к появлению новых микрорайонов с разными и непривычными для регионального потребителя названиями: «Жемчужина», «Родниковая долина», «Снегири» и т.д. Все это создавало условия для всестороннего экономического развития городских территорий в регионах России.

В конце 2014 и 2015 гг. в России наступил экономический кризис, вызванный

геополитическими и внутренними причинами. Сильная волатильность национальной валюты дестабилизировала кредитный рынок, были сокращены валютные ипотечные программы. Падение рубля в соответствии с политикой Банка России привело к кратному росту стоимости отделочных материалов, сильному снижению доходов домашних хозяйств (их покупательной

способности), резкому снижению мотивации зарабатывать на внутреннем рынке (какой смысл что-то делать, накапливать ресурсы для дорогостоящих покупок, если из-за валютной политики государства все сгорает за короткое время?). Все это привело рынок комплексной застройки к кризису. Как и любые крупные инвестиционные проекты, жилищное

строительство сильно зависит от

макроэкономической стабильности и

потребительской активности домашних хозяйств [8—10]. Поддержка или бюджетная помощь глобальным проектам в регионах бессмысленна, так как единственным источником их устойчивого развития служит только среднесрочный стабильный или растущий рыночный спрос, п о д д е р жи в ае м ы й с о о т в е тс тв ую щ и м и стимулирующими мерами.

В условиях кризиса всегда страдают в первую очередь рынки крупных потребительских трат (автомобильный рынок и рынок жилой недвижимости). В настоящее время автомобильный рынок упал более чем на 45%, продажи новых автомашин в годовом исчислении по прогнозам достигнут уровня 2005—2006 гг. или ниже. Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке жилья. Например, в Москве стоимость квадратного метра вторичного жилья в условных единицах достигла показателей также 2005—2006 гг. (около 3 000 у.е.). В регионах ситуация еще хуже. Продажи практически стоят, проводятся единичные сделки, руководители региональных подразделений используют весь набор рекламных и медийных средств для активизации спроса, привлекают внешних консультантов для оптимизации маркетинговых усилий. Покупатели ждут лучших времен, роста доходов,

а не привлекательных цен. В итоге СМИ информируют о массовых проблемах компаний — застройщиков комплексной жилой недвижимости по регионам России.

Статистика, отражающая сокращение продаж, появится позже в отличие от автомобильного рынка, который оперативнее поставляет информацию о месячных или квартальных продажах, что связано с оформлением документов на собственность. В сфере жилой недвижимости эти процессы растягиваются на месяцы, а документы на собственность в новостройках оформляются и вовсе при сдаче объекта в эксплуатацию. В результате оперативная общая статистика замороженных ресурсов домашних хозяйств в недостроях и не до конца сданных

жилых домах вообще отсутствует, что может привести к росту социального недовольства и конфликтам с застройщиками в регионах.

Однако для исследования доступны маркетинговые мероприятия компаний,

проводящих комплексную жилую застройку [11—13]. Анализ кризиса в отрасли и на рынке необходимо для выработки рекомендаций.

Для анализа были использованы материалы пяти компаний-застройщиков из Волгоградской области, которые презентуют на рынке свои продукты.

В качестве примеров были рассмотрены:

• жилой район «Букатин Луг» в Краснослободске (застройщик — компания «Ком-Билдинг»);

• жилой комплекс «Родниковая долина» в Волгограде (застройщик — компания «Диалог»);

• жилой комплекс «Доминант» в Волгограде (застройщик — московская девелоперская компания «Квартстрой»);

• жилой комплекс «Снегири» в Волгограде (застройщик — инвестиционно-строительный холдинг «Евро-Дом»);

• жилой комплекс «Атлант» в Волгограде (застройщик — строительная компания «Юнижстрой»).

Характеристика комплексов застройки

представлена в табл. 1.

Следует отметить, что во всех рассмотренных проектах наблюдаются перенос сроков сдачи объектов или несоблюдение очередности этапов, что отражено в проектной документации. Как правило, все изменения отражены на корпоративном сайте компании-застройщика, а на сайте объекта для продажи такой информации нет. Происходит раздвоение рыночной информации об объекте. Имиджевая и красочная реклама комплекса не связана с именем холдинговой компании или владельца, а также с проектной документацией, которая многократно уточняется по срокам сдачи объектов. Зачастую это местные застройщики, которые указывают свои данные только в проектной декларации, что является неотъемлемой частью требований регулятора. Отдельные участки территории комплексной застройки остаются вообще не тронутыми строительными работами. Эти территории задействованы в рекламных образцах как будущий сказочный или мифический образ проекта

застройки. Все очень красиво оформлено и сопровождается соответствующими текстами.

Например, жилой комплекс «Снегири» позиционируется как новый микрорайон, расположенный в экологически чистом районе, в непосредственной близости к торговым и развлекательным центрам. Жилой район «Букатин Луг» также позиционируется как перспективный экологически чистый район, в шаговой доступности от которого находятся лес и песчаный пляж на Волге, имеется богатая инфраструктура. Комплекс «Доминант» размещает статьи в местных СМИ и дублирует их на своем сайте «Однокомнатный рай». В основном такая реклама характерна для новостроек, рядом с которыми находятся трущобы, пустоши и негативная социальная среда. Иностранные исследователи отмечают, что стоимость недвижимости зависит от множества подобных факторов [14]. Однако ценовые колебания стоимости квартир в указанных жилых комплексах невелики, а цены устанавливаются достаточно субъективно и редко превышают 35—38 тыс. руб./м2, за исключением квартир от комплекса «Доминант», имеющего самую высокую степень готовности (табл. 1).

Анализ параметров недвижимости от комплексных застройщиков свидетельствует о ее бюджетном характере, что обусловлено особенностями регионального рынка и потребительского спроса. Большинство социальных программ по получению недвижимости от государства основано на требовании максимальной дешевизны объектов, которая достигается за счет сокращения площади квартир и качества отделки. В основном это одно-, двухкомнатные квартиры, какие строились в массовом порядке в советское время (так называемые хрущевки, брежневки, решавшие острый квартирный вопрос в регионах страны). Развал и отсутствие капитального ремонта большинства зданий советского времени в настоящее время приводит к необходимости замены бюджетного старого жилья новым.

Однако даже продажи бюджетных вариантов сопряжены с большими трудностями на региональном рынке. Спад продаж и срыв сроков строительства происходит повсеместно, по всем анализируемым застройщикам. Комплексная застройка испытывает трудности с поиском потенциальных клиентов для продажи сотен квартир, не говоря уже о тысячных показателях запланированных объектов жилой недвижимости. В связи с этим приходится использовать весь спектр маркетинговых рекомендаций [15]. Медийная активность маркетинговых

коммуникаций жилых комплексов Волгоградской области в 2014—2015 гг. представлена в табл. 2.

Особенностями маркетинга всех проектов комплексной застройки является использование ведущих чиновников как медиаперсонажей, рекламирующих данные объекты. Это попытка убедить потребителя в том, что региональная власть следит за их качеством и гарантирует соблюдение рекламных обещаний.

Медиаперсонажи выступают в роли лидеров-контролеров (гарантов), отражающих

общественное мнение. Такое направление медийного использования региональных госслужащих обусловлено особенностями российского менталитета. Люди никому не доверяют, кроме представителей официальной власти. Кроме того, на региональном уровне недостаточно медийных и рыночно авторитетных персонажей. Например, новостройки Геленджика или Сочи активно продаются при использовании на рекламных плакатах (билбордах) представителей российского шоу-бизнеса, которые там якобы покупают инвестиционные квартиры. В Волгоградской области и других аналогичных регионах России этой маркетинговой идее никто не поверит на рынке.

Для реализации совместных коммуникативных проектов в Интернете создаются сайты, которые объединяют не только застройщиков, но и продавцов строительных материалов, и дают покупателям новостроек скидки.

Не меньшее значение имеют и совместные программы с банками, которые предоставляют ипотечные кредиты и выступают рекламными партнерами новостроек. Заинтересованность банков в развитии комплексных проектов обусловлена тем, что в рамках этих проектов происходит снижение издержек оценки объектов и администрирования сделок. Это характерно и для мирового опыта. Для совместных программ также используются межрегиональные продукты, крупные компании работают с банками не только в Волгоградской области, но и в других регионах, в з а и м о д е й с т в у ю т с р е г и о н а л ь н ы м и администрациям, которые несут свою долю социальной ответственности за развитие территории [4, 16]. Большое значение региональные власти придают процессам саморегулирования данного рынка для дальнейшей эксплуатации построенных комплексов [16].

В условиях экономического кризиса региональные комплексы жилой застройки находятся в сложной

ситуации, и для активизации продаж необходимо использовать все возможности современного маркетинга [17—20].

По мнению автора, необходимо использовать концепцию интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК) с целью роста продаж на региональных рынках. Прежде всего необходимы выработка добросовестной коммуникационной позиции по проектам комплексной застройки, ориентация на продукт и клиента, формирование бренда проекта на рынке жилой недвижимости не только для продажи, но и для его эксплуатации. Сохранение цены объекта жилой недвижимости после продажи — важная задача компании застройщика. Эту проблему отмечают и зарубежные исследователи [9, 13].

Инвестиционная стоимость, дальнейшая продажа купленной жилой недвижимости, долгосрочное рыночное развитие городских территорий волнуют иностранных маркетологов и экономистов. В России преобладает точка зрения госслужащих, банковских служащих и региональных обывателей с советским менталитетом, согласно которой квартиру покупают один раз, на всю жизнь. Все региональные ипотечные программы, как и рекламные материалы жилых комплексов, строятся на этой псевдорыночной идее, чтобы получить за счет напряжения всех жизненных сил (доходов) региональных покупателей

максимальную доходность по проектам. Такой подход к потребителям терпит в настоящее время кризис. Его надо оперативно менять и модернизировать. Для этого целесообразно использовать такие маркетинговые инструменты, как шоурум, тест-лайф, трейд-ин.

Шоурум (демонстрационная комната, зал) создается на территории комплекса для формирования ощущения товара и повышения реальности выбора потенциальным потребителем. Это позволяет показать возможности помещений жилищного комплекса для дизайнерских решений. При этом складываются деловые отношения с фирмами, которые предлагают отделочные и оформительские услуги.

Тест-лайф (пробная жизнь в квартире) — очень популярный метод привлечения клиентов, который используется на современных рынках вторичного жилья в странах Западной Европы и США. Аналогично автомобильным тестам тест-лайф

подводит потребителя к оперативному решению о покупке, которое принимается под воздействием оценки условий жизни на новом месте. Фирма-застройщик при этом максимально открыта, прозрачна для покупателя. В условиях жилищного комплекса такой инструмент целесообразно использовать при организации продаж остатков свободных квартир. При сочетании со скидками и дополнительными бонусами за отделку и мебель его эффективность вырастает.

Трейд-ин — это важный инструмент стимулирования продаж новых капиталоемких товаров, в том числе недвижимости, при условии сдачи (продажи) старого жилья (автомобиля) в счет оплаты приобретаемых новых товаров. Продажа вторички на региональных рынках, особенно в плохих городских районах, для которых характерны транспортные ограничения, криминогенная репутация, отсутствие в шаговой доступности рынков, магазинов, преобладание в районах национальных иноязычных меньшинств и пр., может проходить годами или месяцами. Гораздо целесообразнее ее сдать застройщику комплекса или риелтору, который занимается сбытом квартир по жилищному комплексу, и получить право собственности на новое и комфортное жилье.

Все эти маркетинговые инструменты повышают продажи и относительно дешевы, хотя несколько необычны для российского регионального рынка. Но они позволяют повысить качество отношений между застройщиками и потенциальными собственниками квартир, жилой недвижимости.

По мнению автора, не следует увлекаться созданием рекламных материалов с элементами красочных мифов. Недвижимость от жилого комплекса — это не тот товар, который можно продать и забыть. Это продукт, который продается несколько лет, а быстрая потеря рыночного доверия у настоящих и потенциальных покупателей гарантирует его провал в региональных условиях. В настоящее время о большинстве жилых комплексов и компаний-застройщиков, которые были рассмотрены в данной статье, сформировалось негативное мнение покупателей, отраженное на региональных форумах. Для их оценки и учета в маркетинге необходимы дальнейшие региональные

исследования.

Таблица 1

Характеристика комплексов застройки

Жилой комплекс Тип жилья Площадь территории застройки, га Сроки, годы Степень готовности

«Букатин Луг» Одно-, двухкомнатные квартиры 60 2013—2022 10% от плана (6 домов достраиваются)

«Родниковая долина» Одно-, двухкомнатные квартиры малой площади 72,5 2013—2016 Около 30% от плана (построено 16 из 46 домов по проектной документации)

«Доминант» Одно-, двух- и трехкомнатные квартиры (позиционируются как элитное жилье) 12,4 2007—2015 90% от плана (три 24-этажных дома достраиваются, но должны были быть сданы во II кв. 2015 г.)

«Снегири» Одно-, двух- и трехкомнатные квартиры 219,41 2007—2012 Менее 10% (построено только 2 дома, по плану — 40 домов)

«Атлант» Одно-, двух- и трехкомнатные квартиры (позиционируются как качественное жилье) 3,33 2009—2013 30% (стройка остановилась на 6—8 этажах, по документам все продлено до 2015 г.)

Источник: данные проектных деклараций от компаний; URL:http://urlid.ru/ai66 ;URL: http://kvartstroy.ru/volgograd/dominant/tech; URL: http://kvartstroy.ru/news/volgograd/dominant/20150522; URL: http://www.snegiri-volgograd.ru/complex.php; URL: http://www.u-stroy.com/objects/item/proektnaya-deklaratsiya-5.html?category_id=22

Таблица 2

Характеристика медийной активности маркетинговых коммуникаций в 2014—2015 гг. жилых комплексов Волгоградской области

Жилой комплекс Телевизионные СМИ Печатные СМИ Наличие сайта Привлечение госслужащих к рекламной кампании

«Букатин Рекламные ролики по Рекламные материалы в Сайт жилого комплекса Использование

Луг» областному областных и городских и сайт компании- губернатора и ведущих

телевидению, газетах застройщика госслужащих региона как

информационные спичрайтеров проекта

сюжеты

«Родниковая Рекламные ролики по Рекламных материалов Сайт жилого Использование

долина» областному нет, но используются комплекса, а также губернатора и ведущих

телевидению, объявления в сайты партнеров, госслужащих региона как

информационные популярных разделах по агентств недвижимости спичрайтеров проекта

сюжеты продаже вторичной недвижимости

«Доминант» Нет Рекламных материалов Сайт жилого Использование

нет комплекса, а также сайты партнеров, агентств недвижимости губернатора и ведущих госслужащих региона как спичрайтеров проекта

«Снегири» Нет Нет Сайт жилого комплекса Нет

«Атлант» Нет Нет Сайт жилого комплекса Нет

Источник: авторская разработка

Список литературы

1. Бачуринская И.А., Васильева Н.В., Максимов С.Н. Проблемы формирования земельно-имущественных комплексов в жилищной сфере крупного города (на примере Санкт-Петербурга) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 527.

2. Кукушкина С.А., Учинина Т.В. Особенности деятельности компаний-застройщиков в сфере многоэтажной жилой недвижимости (на примере г. Пензы) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 645.

3. Романова А.И. Развитие рынка строительных услуг как условие инвестиционного роста региона // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2013. № 2. С.326-331.

4. Волков С.К. Кооперация регионов как фактор повышения конкурентоспособности близлежащих территорий // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 103-107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Куценко Е.С. Рациональная кластерная стратегия: маневрируя между провалами рынка и государства // Форсайт. 2012. Т. 6. № 3. С. 6-15.

6. Мингалёва Ж.А., Гершанок Г.А. Устойчивое развитие региона: инновации, экономическая безопасность, конкурентоспособность // Экономика региона. 2012. № 3. С. 68-77.

7. Дубинина Т.Г., Малахов В.А. Анализ тенденций регионально-отраслевой структуры экономики субъектов Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. 2014. № 3. С. 96-107.

8. Carmignani F. Political Instability, Uncertainty and Economics // Journal of Economic Surveys. 2003. Vol. 17. № 1. P. 1-54. doi: 10.1111/1467-6419.00187

9. White M. Cyclical and Structural Change in the UK Housing Market // Journal of European Real Estate Research. 2015. Vol. 8. № 1. P. 85-103.

10. Hutchison N., Disberry A. Market Forces or Institutional Factors: What Hinders Housing Development on Brownfield Land? // Journal of European Real Estate Research. 2015. Vol. 8. № 3. P. 285-304. doi: 10.1108/JERER-07-2015-0029

11. Marmolejo-Duarte C., Ruiz-Lineros M. Using Choice-Based-Experiments to Support Real Estate Design Decisions // Journal of European Real Estate Research. 2013. Vol. 6. № 1. P. 63-89. doi: 10.1108/17539261311312979

12. Rose Neng Lai, Ko Wang, Yuqing Zhou. Sale before Completion of Development: Pricing and Strategy // Real Estate Economics. 2004. Vol. 32. № 2. P. 329-357. doi: 10.1111/j.1080-8620.2004.00094.x

13. Freybote Ju., Fruits E. Perceived Environmental Risk, Media and Residential Sales Prices // Journal of Real Estate Research. 2015. Vol. 37. № 2. P. 217-243.

14. Ascheberg M., Jarrow R.A., Kraft H., Yildirim Y. Government Policies, Residential Mortgage Defaults and the Boom and Bust Cycle of Housing Prices // Real Estate Economics. 2014. Vol. 42. № 3. P. 627-661. doi: 10.1111/1540-6229.12041

15. Воронов А.А., Хандамова Э.Ф. Имитационное моделирование маркетинговых коммуникаций // Практический маркетинг. 2009. № 7. С. 3-13.

16. Волков С.К. Социальная ответственность регионов как важнейшая функция территориального маркетинга // Общество и экономика. 2014. № 10. С. 74-82.

17. Романова А.И. Сущность института саморегулирования как инструмент повышения контроля качества строительной продукции и жилищно-коммунальных услуг // Российское предпринимательство. 2014. № 21. С. 148-160.

18. Niedomysl Th., Jonasson M. Towards a Theory of Place Marketing // Journal of Place Management and Development. 2012. Vol. 5. № 3. P. 223-230. doi: 10.1108/17538331211269639

19. Faskhutdinov A. Modernization of the Russian Economy in Terms of Innovative Development // Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 210. P. 188-192. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.11.358

20. Mau V., Ulyukaev A. Global Crisis and Challenges for Russian Economic Development // Russian Journal of Economics. 2015. Vol. 1. № 1. P. 4-29. doi: 10.1016/j.ruje.2015.05.003

Региональная экономика: Regional Economics:

теория и практика 6 (2016) 99-106 Theory and Practice

ISSN 2311-8733 (Online) Marketing

ISSN 2073-1477 (Print)

REGIONAL RESIDENTIAL COMPLEXES IN A DOWN ECONOMY: THE MARKETING ASPECT Igor' E. BEL'SKIKH

Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation igbelvolgograd@rambler.ru

Article history: Abstract

Received 17 November 2015 Importance The article studies the peculiarities of the marketing of residential property sales in a Received in revised form regional market in the conditions of macroeconomic instability.

6 December 2015 Objectives The paper aims to offer marketing tools to increase sales of residential property in the

Accepted 11 December 2015 regional market.

Methods For the study, I used empirical and content analyses, as well as statistical methods and JEL classification: E03, M31, expert evaluation.

R31 Results I propose certain marketing tools to increase sales of residential property in the regional

market.

Keywords: regional market, Conclusions I conclude that in conditions of economic crisis, it is advisable to use such marketing residential real estate, marketing, tools to increase sales as showroom, life test, trade-in. economic crisis, comprehensive development

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Bachurinskaya I.A., Vasil'eva N.V., Maksimov S.N. [The formation of land-property complexes in the housing sector of megalopolises: A St. Petersburg city case study]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 6. (In Russ.) Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view? id=16231. (accessed 16.04.2016)

2. Kukushkina S.A., Uchinina T.V. [The activities of developers in the field of high-rise residential real estate: A Penza city case study]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 6. (In Russ.) Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16955. (accessed 16.04.2016)

3. Romanova A.I. [Development of the market for construction services as a condition of investment growth in the region]. Izvestiya Kazanskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta = Kazan State University of Architecture and Engineering News, 2013, no. 2, pp. 326-331. (In Russ.)

4. Volkov S.K. [Cooperation of regions as a factor of increasing the nearby territories' competitiveness].

Marketing v Rossii i za rubezhom = Marketing in Russia and Abroad, 2014, no. 3, pp. 103-107. (In Russ.)

5. Kutsenko E.S. [A Rational Cluster Strategy: Maneuvering between Market and Government Failures]. Forsait = Foresight-Russia, 2012, vol. 6, no. 3, pp. 6-15. (In Russ.)

6. Mingaleva Zh.A., Gershanok G.A. [Sustainable development of the region: innovation, competitiveness, and economic security]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2012, no. 3, pp. 68-77. (In Russ.)

7. Dubynina T.G., Malakhov V.A. [An analysis of the tendencies of regional and sectoral structure of the economy of subjects of the Russian Federation]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2014, no. 3, pp. 96-107. (In Russ.)

8. Carmignani F. Political Instability, Uncertainty and Economics. Journal of Economic Surveys, 2003, vol. 17, no. 1, pp. 1-54. doi: 10.1111/1467-6419.00187

9. White M. Cyclical and Structural Change in the UK Housing Market. Journal of European Real Estate Research, 2015, vol. 8, no. 1, pp. 85-103.

10. Hutchison N., Disberry A. Market Forces or Institutional Factors: What Hinders Housing Development on Brownfield Land? Journal of European Real Estate Research, 2015, vol. 8, no. 3, pp. 285-304. doi: 10.1108/JERER-07-2015-0029

11. Marmolejo-Duarte C., Ruiz-Lineros M. Using Choice-Based-Experiments to Support Real Estate Design Decisions. Journal of European Real Estate Research, 2013, vol. 6, no. 1, pp. 63-89. doi: 10.1108/17539261311312979

12. Rose Neng Lai, Ko Wang, Yuqing Zhou. Sale before Completion of Development: Pricing and Strategy. Real Estate Economics, 2004, vol. 32, no. 2, pp. 329-357. doi: 10.1111/j.1080-8620.2004.00094.x

13. Freybote Ju., Fruits E. Perceived Environmental Risk, Media and Residential Sales Prices. Journal of Real Estate Research, 2015, vol. 37, no. 2, pp. 217-243.

14. Ascheberg M., Jarrow R.A., Kraft H., Yildirim Y. Government Policies, Residential Mortgage Defaults and the Boom and Bust Cycle of Housing Prices. Real Estate Economics, 2014, vol. 42, no. 3, pp. 627-661. doi: 10.1111/1540-6229.12041

15. Voronov A.A., Khandamova E.F. [Simulation modeling of marketing communications]. Prakticheskii marketing = Practical Marketing, 2009, no. 7, pp. 3-13. (In Russ.)

16. Volkov S.K. [Social responsibility of regions as the most important function of territorial marketing].

Obshchestvo i ekonomika = Society and Economics, 2014, no. 10, pp. 74-82. (In Russ.)

17. Romanova A.I. [The essence of the institution of self-regulation as a tool to improve the quality control of construction products and housing-and-public utility services]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2014, no. 21, pp. 148-160. (In Russ.)

18. Niedomysl T., Jonasson M. Towards a Theory of Place Marketing. Journal of Place Management and Development, 2012, vol. 5, no. 3, pp. 223-230. doi: 10.1108/17538331211269639

19. Faskhutdinov A. Modernization of the Russian Economy in Terms of Innovative Development. Procedia -Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 210, pp. 188-192. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.11.358

20. Mau V., Ulyukaev A. Global Crisis and Challenges for Russian Economic Development. Russian Journal of Economics, 2015, vol. 1, no. 1, pp. 4-29. doi: 10.1016/j.ruje.2015.05.003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.