Сквиря Дмитрий Викторович
Skviria Dmitrii Viktorovich ФТС России FCS of Russia старший инспектор / senior inspector E-Mail: [email protected]
08.00.00 - Экономические науки
Региональные кластеры на примере кластера по производству строительных материалов Владимирской области
Regional clusters on the example of the cluster on production of construction materials
of the Vladimir region
Аннотация: Проведение эффективной кластерной политики должно основываться на постоянном взаимодействии и четкой организации взаимоотношений между органами местного самоуправления, государственной, научно-образовательными учреждениями и бизнесом для координации усилий и взаимодействия для повышения инновационности производства и сферы услуг. Все эти факторы должны способствовать взаимному совершенствованию и повышению эффективности работы.
The Abstract: Carrying out effective cluster policy has to be based on continuous interaction and the accurate organization of relationship between local governments, state, scientific educational institutions and business for coordination of efforts and interaction for increase of innovation of production and a services sector. All these factors have to contribute to mutual improvement and increase of overall performance.
Ключевые слова: Региональный кластер, инновационность, конкурентоспособность.
Keywords: Regional cluster, innovation, competitiveness.
***
В настоящее время экономика России находится в сложном положении. Экономический рост, который и так находится под вопросом, не может и дальше создаваться за счет экспорта сырьевых ресурсов. Эти и другие факторы могут привести российскую экономику к разрушению. Одним из возможных рецептов повышения конкурентоспособности и инновационной активности регионов России - создание региональных кластеров. Как следствие, повышение конкурентоспособности регионов будет способствовать повышению конкурентоспособности всей страны в целом на мировых рынках.
По мнению М.Энрайта, региональный кластер - это промышленный кластер, в котором фирмы-члены кластера находятся в географической близости друг к другу. Региональный кластер - это географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства [1, с. 3]. Д.А.Ялов определяет кластер как сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры,
исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости [9, с. 1]. По мнению Т.В.Цихан, кластер - сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга [7, с. 1].
Был проведен анализ практики развития кластеров в развитых странах, результаты
которого позволяют выделить ряд преимуществ, связанных с наличием кластера в регионе и пребывания предприятий в кластере:
• за счет лучшей координации деятельности, наиболее эффективной комбинации факторов производства и упрощенного доступа к информации наблюдается повышение производительности труда, стимулирование соперничества, уменьшение влияния недобросовестной конкуренции;
• за счет информированности о существующих нишах в производстве продукции и услуг, способах реализации происходит возникновение новых деловых структур внутри кластера, которые становятся необходимы для образования ресурсов предприятия, в том числе информационных;
• благодаря наличию информации о новых методиках, технологиях, быстрому реагированию на изменяющиеся потребности покупателей, а также возможностях осуществления поставок или экспериментирования с меньшими издержками идет широкое распространение инноваций.
В развитых странах для повышения инновационной активности региональных кластеров правительства активно стимулируют расширение участия иностранных инвесторов в сфере НИОКР, распространяя на зарубежные компании схемы стимулирования инновационной активности [8, с. 3].
Установлено, что от совершенствования системы субконтрактных отношений и аутсорсинга зависит успешность кластеризации региональных экономик. Российский рынок субконтрактных отношений можно охарактеризовать как закрытый, недостаточно развитый, не имеющий четко регламентированных процедур и эффективной инфраструктуры, непрозрачный.
В Российской Федерации механизмы субконтрактации, задействованные для компенсации выделенных нестратегических (непрофильных) производств, должны функцианировать на основе реструктуризации большинства крупных промышленных предприятий. Наиболее перспективным и чутким к изменениям на рынках продаж и услуг организациям, чтобы стать полноценными головными контракторами, способными конкурировать не только на внутренних, но и внешних рынках, в дальнейшем необходимо развивать свое производство. В результате предлагаемой реструктуризации крупные предприятия постепенно будут формировать географически локализованные агломерации взаимодополняющих предприятий, которые смогут работать в одном направлении с головным контрактом, и как следствие создавать промышленные кластеры. Устойчивое развитие, как головного предприятия кластера, так и смежных видов экономической деятельности, а также экономики региона в целом, происходит за счет успешного развития кластера, расширяющегося до пределов эффективной управляемости. Формирование структуры организаций кластерного типа должно осуществляться под патронажем государства с помощью механизма реализации государственной политики реструктуризации крупных организаций или объединения государственного имущества путем его внесения в уставные капиталы существующих или вновь создаваемых структур. Переход на новую модель экономики отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Правительством Российской Федерации 17 ноября 2008 г., в которой одним из направлений инновационного социально ориентированного типа экономического развития страны является создание сети территориально-производственных кластеров, способствующих повышению конкурентного потенциала территории [2, с. 80].
Проведение эффективной кластерной политики должно основываться на постоянном
взаимодействии и четкой организации взаимоотношений между органами местного самоуправления, государственными органами, научно-образовательными учреждениями и бизнесом для координации усилий и взаимодействия, повышения инновационности производства и сферы услуг. Все эти факторы должны способствовать взаимному совершенствованию и повышению эффективности работы.
Одним из регионов России, где возможно создание кластеров является Владимирская область. Конкурентоспособность Владимирской области не поддерживается в настоящее время внутренней производственно-территориальной организацией региона на мировом рынке. Ни один конкурентоспособный и полноценный территориальный кластер в регионе пока не сформирован. Такой кластер надо рассматривать как внутренне конкурентную и динамичную сеть компактно локализованных предприятий, обеспечивающих хорошие рыночные позиции как для отдельных видов экономической деятельности самих предприятий, так и для целого региона, а кроме того производящих одну и ту же или смежную продукцию. Величина и основной прирост валового регионального продукта (ВРП) Владимирской области зависит от небольшого количества крупных предприятий, т.к. структура экономики Владимирской области имеет полиотраслевую структуру. При изменении мировой конъюнктуры и экономических условий наиболее уязвимыми оказываются полифункциональные старопромышленные регионы. В число таких регионов входит и Владимирская область.
Одной из важнейших задач, стоящих перед органами государственной власти Владимирской области в таких условиях становится создание условий, которые позволят сформировать благоприятный инвестиционный климат на территории данного региона. Эти условия должны предусматривать организационное, финансовое и административноправовое обеспечение сбалансированного развития производственного сектора экономики. Такие условия также должны на основе внедрения в производство инновационной и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью содействовать развитию перспективных и базовых видов производства региона. Такие преобразования становятся возможны в случае: повышения эффективности и прозрачности механизмов работы с потенциальным инвестором, увеличения эффективности организации работы системы государственных органов власти с инвестором, обеспечивающих в соответствии с требуемым расчетным объемом приток инвестиций. Помимо этого такие преобразования зависят от формирования и постоянного мониторинга портфеля новых перспективных проектов, дальнейшего совершенствования законодательной основы для создания полномасштабной инвестиционной инфраструктуры, удовлетворяющей требованиям высокой эффективности, создания и реализации проектов, направленных на развитие инновационной деятельности на территории Владимирской области и т.д. Сложность реализации кластерной политики заключается еще и в том, что она призвана объединять и взаимоувязывать интересы различных сторон, вовлеченных в процесс кластеризации, стимулировать их развитие с учетом разноплановых (порой противоречивых) интересов участников кластера. Кроме того, кластерная политика существует на разных уровнях власти и должна координировать их действия [3, с. 24].
Определено также, что Владимирская область обладает достаточными возможностями для повышения конкурентоспособности и развития как всего строительного комплекса, так и промышленности строительных материалов. Такая ситуация способствует формированию мощной базы для создания имиджа Владимирской области как региона, в котором можно комфортно жить и работать. Возникает необходимость в привлечении инвестиций в такие проекты, как строительство цементных заводов. Такое строительство должно способствовать не только развитию региональной промышленности стройматериалов, но и позволит осуществлять поставки цемента и изделий из него в другие области и регионы, в которых
существует быстрорастущий спрос на строительные материалы. Такое направление даст значительный стимул развитию существующей и планируемой в строительстве базы стройиндустрии и позволит использовать местное сырье более эффективно.
В рамках исследования был проведен анализ системы управления промышленным предприятием и ее влияния на эффективность финансово-хозяйственной деятельности на примере основных предприятий отрасли производства строительных материалов Владимирской отрасли: ОАО «Владимирский завод железобетонных изделий» (далее ОАО ВЗЖБИ), ООО «Покровский Завод Железобетонных Изделий» (далее - ООО ПЗЖБИ), ОАО «Железобетон» а также предприятия ОАО «Завод железобетонных изделий № 21» (далее -ОАО «ЖБИ-21») расположенного на территории г. Москвы. При этом последний завод, расположенный за пределами Владимирской области будет своеобразным элементом трансрегионального сотрудничества. Когда при формировании кластера в него включается одно предприятие, находящееся в отдалении от территориальной кооперации основных промышленных мощностей, но вблизи потенциального и крупного рынка сбыта, это позволяет всему кластеру расширять географию сбыта продукции. Иными словами ОАО «ЖБИ-21» своего рода представляет интересы всего кластера на рынке строительства г. Москвы. Само по себе данное предприятие имеет низкую конкурентоспособность, но в составе кластера, с учетом производственной мощности всех предприятий, оно может занять одно из лидирующих позиций, а, следовательно, такую позицию оно может обеспечить и всему кластеру в целом.
Было установлено, что все рассмотренные предприятия имеют достаточно длительную историю развития, что в частности влияет и на состав основных фондов предприятий, большая часть которых была заложена еще во времена СССР и, следовательно, требует существенной модернизации. Это определяет необходимость производственного и организационно-функционального совершенствования предприятий.
Проведенный анализ организационных структур управления и организации производства предприятий дает нам все основания констатировать тот факт, что организационное устройство анализируемых предприятий характеризуется наличием линейных связей иерархии. Причем, практически во всех предприятиях насчитывается от двух до трех уровней подчинения. Однако, с точки зрения распределения функциональных обязанностей, организационные структуры данных предприятий представляют собой нечто среднее между матричными и линейно-функциональными структурами. На данных предприятиях наличие отдельно выделенных штабов обуславливается сложностью их управленческих структур, поэтому очень остро становится вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделов с высококвалифицированными специалистами. Прежде всего, речь идет о рекламе и отделе кадров. К преимуществам линейно функциональной структуры относятся: возможность получения высокой степени профессиональной специализации сотрудников; точное определение места и необходимых ресурсов (особенно кадров); содействие стандартизации, формализации и программированию процесса. К недостаткам относятся: усложнение горизонтального согласования; плохая реакция на изменения внешней среды.
По результатам анализа организационно-правовых (наличие нормативного закрепления в учредительных или иных документах предприятия) и организационно-функциональных (наличие структурных элементов организации, способствующих решению конкретных задач и реализации направлений) механизмов достижения целей на предприятиях ОАО «ЖБИ- 21», ОАО ВЗЖБИ, ОАО «Железобетон» и ООО ПЗЖБИ было установлено, что менеджмент предприятий требует совершенствования. Прежде всего, речь идет о пересмотре существующих организационных структур предприятий. В данном аспекте целесообразным
является эволюция в сторону применения на практике теоретических моделей построения матричных организационных структур ориентированных по продукту. Кроме того, требуется функциональное усовершенствование некоторых структурных подразделений: расширение полномочий в сфере разработки и реализации инноваций в производстве строительной продукции и новых видов продукции. Так, некоторые функциональные направления, в частности на ОАО «ЖБИ- 21» и ОАО ВЗЖБИ требуют оптимизации в аспекте решения проблем дублирования функций и полномочий, а также рассеивания ответственности.
Анализ построения и взаимоотношения топ-менеджмента предприятий в соответствии с их учредительными документами и его влияния на непосредственные производственные процессы ОАО «ЖБИ- 21», ОАО ВЗЖБИ, ОАО «Железобетон» и ООО ПЗЖБИ дал следующие результаты. Было установлено, что структуры топ-менеджмента всех трех предприятий имеют свои недостатки, но и свои достоинства, что не позволяет вычленить какую - либо модель как наиболее эффективную, но вместе с тем позволяет обратить внимание на ряд узких мест, преодоление которых может решить многие стратегические проблемы построения иерархии структур управления. Прежде всего, речь идет о приобретении структурами управления гибкости и оперативности при реагировании на изменения внешней и внутренней среды (ОАО «ЖБИ- 21», ОАО «Железобетон» и ОАО ВЗЖБИ), а также о повышении эффективности топ-менеджмента посредством
диверсификации его внимания на различные аспекты деятельности предприятия и расширения набора альтернатив поведения предприятия (ООО ПЗЖБИ), что достигается за счет более детального разностороннего анализа принимаемых решений.
Как правило, региональная кластерная политика представляет собой деятельность органов государственной власти, направленную на решение задач повышения конкурентоспособности региона посредством реализации системы мероприятий по содействию развития кластеров. На основе данного определения можно отметить, что важнейшей целью органов власти при формировании основных путей развития строительной промышленности во Владимирской области является повышение конкурентоспособности основных участников отрасли посредством кооперации их производственных связей в региональный промышленный кластер. Достижение указанной цели требует решения следующих задач: создание законодательной базы, устанавливающей правовые основы взаимодействия участников кластера; разработки региональных программ поддержки кластеров; создание координационного органа, ответственного за осуществление кластерных инициатив; стимулирование инновационной активности предприятий основных участников кластера, обеспечивающих его устойчивое функционирование; содействие развитию инновационной инфраструктуры; содействие в привлечении инвестиций для реализации кластерных проектов; развитие взаимодействия между субъектами формирующегося кластера. Кластеры являются причиной крупных капиталовложений и пристального внимания правительства, т. е. кластер становится чем-то большим, чем простая сумма отдельных его частей. В процессе развития кластера экономические ресурсы начинают притекать к нему из изолированных отраслей, которые не могут использовать их также продуктивно [5, с. 217]. Факторы, облегчающие движение информации: личные взаимоотношения на почве
совместной учебы или службы в армии; связи, возникающие в научных сообществах, профессиональных ассоциациях; связи, обусловленные географической близостью; отраслевые ассоциации, обслуживающие кластеры; нормы поведения, такие как вера в длительные и прочные взаимоотношения [4, с. 2].
В качестве инструментов совершенствования управления кластером предприятий по производству строительных материалов Владимирского региона можно использовать следующие средства: прямое участие региональных органов государственной власти в развитии объектов кластерных структур; размещение государственных и муниципальных
заказов на поставку продукции кластера; планирование и прогнозирование социальноэкономического развития региона на основе кластерного подхода; создание инфраструктуры развития кластера (особых экономических зон, технопарков, бизнес-инкубаторов и т.д.).
Можно предложить модель регионального промышленного кластера на базе предприятий производства строительных материалов Владимирской области и г. Москвы. Таким образом, была разработана совершенно новая концепция трансрегионального кластера в котором, основная производственная база географически оторвана от рынков сбыта, но вместе с тем один из элементов кластера интегрирован в них. За счет такой интеграции кластер охватывает сразу два рынка сбыта: рынки Владимирской области и г. Москвы. При этом прибыль аккумулируется именно во Владимирском регионе, что способствует его стабильному промышленному развитию и укреплению экономического потенциала.
Для совершенствования системы управления промышленными предприятиями необходимо создание промышленно-строительного кластера, представляющего собой объединение производственных и строительных предприятий Владимирской и Московской областей, а также требуется стимулирующее и направляющее влияние органов государственной и муниципальной власти.
Построение эффективно действующего кластера по производству строительных материалов возможно на основании применения следующих подходов:
• формирование единственного отраслевого информационно-экономического пространства, которое включает в себя единство финансового пространства, включающее проведение взаимозачетов внутри кластера, единство сбытового пространства благодаря согласованию перечня потенциальных потребителей продукции, единство правового пространства в виде практической помощи по вопросам защиты хозяйственной деятельности субъектов кластера;
• усовершенствование и балансировка основных производственных процессов путем разработки схем поставки и распределения сырья, формирования оптимальной логистической схемы обслуживания предприятий кластера, внедрения новых технологий производства и постепенного обновления устаревших производственных мощностей путем перемещения заказов с предприятия на предприятие в пределах кластера, внедрения эффективных технологий управления и контроля качества;
• формирование согласованной коммерческой политики на основании участия в инвестиционных проектах, конкурсах, процессах размещения государственных и муниципальных заказов, коллективного приобретения необходимых ресурсов.
Кластер по производству строительных материалов отличается от других типов хозяйственных объединений вроде концерна или треста тем, что имеет значительно более широкое членство и специфические цели. Он объединяет все компоненты производственного процесса - от поставщиков сырья до потребителей конечной продукции. В дополнение к этому конструктивная и действенная позиция местной власти в вопросах создания и функционирования промышленного кластеров положительно будет влиять на ускорение развития отрасли производства строительных материалов путем: создания возможностей для привлечения дешевых инвестиционных ресурсов для реализации бизнес проектов; стимулирования использования участниками кластера инновационных технологий; создания полноценной инфраструктуры строительного рынка.
Сформировав перечень потенциальных участников кластера производства строительных материалов Владимирской области, необходимо разработать модель взаимодействия между его основными субъектами с учетом ролей и степени участия всех
субъектов, а также степени участия органов государственной и муниципальной власти. Модель кластера по производству строительных материалов имеет следующий вид (рис. 1). Таким образом, формируется устойчивое объединение, которое функционирует за счет
синергетического эффекта деятельности участников.
Рис. 1. Схема кластера по производству строительных материалов Владимирской области
Зарубежный опыт предлагает отработанную форму институциональной поддержки регионального развития, в том числе в процессе формирования регионального промышленного кластера. Это - Агентство регионального развития (далее - АРР). Г осударственными органами поощряется создание агентств по региональному развитию в качестве организаций, оказывающих поддержку развивающимся региональным кластерам [6, с. 4]. По своей сути агенции регионального развития в европейских странах эффективно сотрудничают с местной и центральной властями как фокусные центры стратегического планирования и сопровождения проектов развития территорий, обеспечивают эффективное сотрудничество власти-бизнеса-общественности и создают качественно новую экономическую среду, в условиях которой функционирует кластер. Миссия АРР (как важной составной части инфраструктуры поддержки формирования и развития регионального промышленного кластера) состоит в системном обеспечении выполнения собственными усилиями и скоординированными действиями своих членов функций эффективного проводника согласованной государственной региональной политики и собственной политики развития регионов с целью динамического и сбалансированного прогресса Владимирской области, ведущего к повышению уровня
конкурентоспособности собственной экономики.
Применение кластерной модели в процессе развития отрасли производства строительных материалов во Владимирской области даст следующие преимущества предприятиям-участникам такого кластера: полный доступ к информации; доступ к рынкам сбыта и сырьевым рынкам, обеспечение специализированной рабочей силой, экономия на масштабах производства и кооперации производственных связей, снижение себестоимости продукции, объединение финансовых и организационных возможностей для внедрения новых технологий и обновления основных фондов, привлечение внешних инвесторов за счет повышения уровня инвестиционной привлекательности кластера по сравнению с отдельными предприятиями его участниками, участие в процедурах размещения государственных и муниципальных заказов.
Все участники предлагаемого кластера тесно связаны между собой, продукция и услуги каждого участника передаются по назначению следующему в установленный срок с оплатой по системе хозрасчета применяя введенный безналичный расчет. Такая построенная система позволила эффективно работать каждому участнику: увеличить объемы
выработанной продукции, сократить время производства и производственные затраты. Мощность такого кластеру позволяет обеспечить ежегодно строительство на уровне до 500 тыс. кв. м жилья, но при перспективе выхода на рынок г. Москвы объемы производства могут вырасти. Потенциал собственного производства железобетонных конструкций и бетона на предприятиях кластера позволяет увеличить объемы производства в 2 раза без привлечения дополнительных инвестиций в основные фонды.
Потребность в жилой площади, инфраструктурных и иных объектах во Владимирской области обусловила потребность органов власти в формировании мощного промышленного комплекса, позволяющего не только удовлетворить строительную отрасль в необходимых материалах, но и тем самым обеспечить выполнение ряда важнейших социальных проектов.
Создание кластера окажет значительное влияние на рост производительности на предприятиях, повышение их конкурентоспособности, выход на международный рынок, реагирование на конъюнктурные изменения рынка в рамках трансрегиональной интеграции и решение социальных проблем (строительство жилья и инфраструктурных объектов для нужд Владимирской и Московской областей).
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаджиев Ю.А. Новые формы территориальной организации производства и другие теории регионального экономического роста и развития // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2008. № 3. URL: http:// www.koet.syktsu.ru/vestnik/2008/2008-3/3/3.htm.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, 94 с. URL:
http://www.government.ru/content/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/archive /2008/11/17/2982752.htm.
3. Марков Л. С. Проблемы реализации кластерной политики в России // Научный
эксперт: [научный электронный журнал]. 2007. № 4. URL:
http://www.rusrand.ru/netcat files/385/96/h 7adadd54a0908c7e30ed05f8f9cafc77.
4. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных
кластеров в странах с переходной экономикой // Subcontract.ru: портал
информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса. 2003-2009. URL: http://www.subcontract.ru/
Docum/DocumShow_DocumID_171.html.
5. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В.Д.Щетинина. М.: Междунар. отношения, 1993. 896 с.
6. Скоч А. Международный опыт формирования кластеров // Космополис.
2006/2007. № 2(16). URL: http:// www.cosmopolis.
mgimo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=19&Itemid=1.
7. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Subcontract.ru: портал
информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса. 2003-2009. URL: http://www.subcontract.ru/
Docum/DocumShow_DocumID_168.html.
8. Шелюбская Н. Глобализация и региональная кооперация в сфере НИОКР //
Проблемы теории и практики управления. 1999. № 6. URL:
http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/6_6_99.htm.
9. Ялов Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием // Subcontract.ru: портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса. 2003-2009. URL: http://www. subcontract.ru/Docum/Docum Show DocumID 17.html.
REFERENCES
1. Gadzhiev Yu.A. New forms of the territorial organization of production and other theories of regional economic growth and development//Messenger of the Research center of corporate law, management and venture investment of Syktyvkar state university. 2008 . No. 3. URL: http:// www.koet.syktsu.ru/vestnik/2008/2008-3/3/3.htm.
2. The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation
till 2020: утв. the order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r, 94 pages of URL:
http://www.government.ru/content/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/archive /2008/11/17/2982752.htm.
3. Markov L.S. Problems of realization of cluster policy in Russia//the Scientific expert:
[scientific electronic magazine]. 2007 . No. 4. URL:
http://www.rusrand.ru/netcat_files/385/96/h_7adadd54a0908c7e30ed05f8f9cafc77.
4. Migranyan A.A. Theoretical aspects of formation of competitive clusters in the
countries with a transitional economy//Subcontract.ru: portal of information support of small and medium production business. 2003-2009 . URL:
http://www.subcontract.ru/ Docum/DocumShow_DocumID_171.html.
5. Porter M. International competition: The lane with English / Under the editorship of and with the preface of EL of Schetinin. M: Mezhdunar. relations, 1993. 896 pages.
6. Skoch A. International experience of formation of clusters//Kosmopolis. 2006/2007 .
No. 2(16). URL: http:// www.cosmopolis.
mgimo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=19&Itemid=1.
7. Tsikhan T.V. Cluster theory of economic development//Subcontract.ru: portal of information support of small and medium production business. 2003-2009 . URL: http://www.subcontract.ru/ Docum/DocumShow_DocumID_168.html.
8. Shelyubsky N.Globalization and regional cooperation in the research and development sphere//Problems of the theory and practice of management. 1999 . No.
6. URL: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/6_6_99.htm.
9. Yalov D. A. Cluster approach as technology of management of regional economic development//Subcontract.ru: portal of information support of small and medium production business. 2003-2009 . URL: http://www. subcontract.ru/Docum/Docum Show_DocumID_17.html.
Рецензент: Погодина Татьяна Витальевна, профессор, доктор экономических наук, государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования РФ «Финансово-технологическая академия МО», город Королев.