Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ МЕГАПРОЕКТА ВСНГК КАК ФОРМА СОГЛАСОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ МЕГАПРОЕКТА ВСНГК КАК ФОРМА СОГЛАСОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕГАПРОЕКТ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ / ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пляскина Нина Ильинична, Харитонова Виктория Никитичн

В статье представлен анализ новых форм пространственной организации регионов, предпосылки формирования региональных кластеров в связи с реализацией мегапроекта освоения нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) - мегапроекта ВСНГК. Пространственная организация производительных сил мегапроекта ВСНГК осуществляется по принципу кластерной активации развития полного комплекса производств и реализации ключевых проектов транспортной, энергетической, инновационной инфраструктуры. В результате реализации мегапроекта создаются региональные кластеры как совокупность высокотехнологичных предприятий тесно связанных отраслей, выполняющих роль точек роста экономики регионов. Показано, что кластерная активация развития базовых компаний и сопряженных отраслей мегапроекта ВСНГК является предпосылкой инновационной модернизации экономики регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Выявлены специфические особенности и социально-экономические эффекты региональных кластеров Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пляскина Нина Ильинична, Харитонова Виктория Никитичн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL CLUSTERS OF MEGAPROJECT ЕSOGC AS A FORM OF AGREEMENT OF STRATEGIC INTERESTS OF PARTICIPANTS

The article presents an analysis of new forms of spatial organization of regions, the prerequisites for the formation of regional clusters in connection with the implementation of a megaproject for the development of oil and gas resources in Eastern Siberia and the Republic of Sakha (Yakutia) - a megaproject of ESOGC. The spatial organization of the productive forces of the megaproject of ESOGC is carried out according to the principle of cluster activation of the development of a full range of industries and the implementation of key projects of transport, energy, and innovative infrastructure. As a result of the megaproject implementation, regional clusters are created as a set of high-tech enterprises in closely related industries that play the role of growth points for regional economies. It is shown that cluster activation of the development of the base companies and related industries of the mega-project of ESOGC is a prerequisite for innovative modernization of the economy of the regions of Eastern Siberia and the Far East. The specific features and socio-economic effects of regional clusters of Eastern Siberia and the Republic of Sakha (Yakutia) are revealed.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ МЕГАПРОЕКТА ВСНГК КАК ФОРМА СОГЛАСОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ»

УДК 330.15+332.1+ 338.26

DOI: 10.33764/2618-981X-2020-3-1-168-180

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ МЕГАПРОЕКТА ВСНГК КАК ФОРМА СОГЛАСОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ

Нина Ильинична Пляскина

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17; Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 7, доктор экономических наук, профессор, тел. (383)330-28-26, e-mail: pliaskina@hotmail.com

Виктория Никитична Харитонова

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, кандидат экономических наук, тел. (383)330-13-67, e-mail: kharit@ieie.nsc.ru

В статье представлен анализ новых форм пространственной организации регионов, предпосылки формирования региональных кластеров в связи с реализацией мегапроекта освоения нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) - мегапро-екта ВСНГК. Пространственная организация производительных сил мегапроекта ВСНГК осуществляется по принципу кластерной активации развития полного комплекса производств и реализации ключевых проектов транспортной, энергетической, инновационной инфраструктуры. В результате реализации мегапроекта создаются региональные кластеры как совокупность высокотехнологичных предприятий тесно связанных отраслей, выполняющих роль точек роста экономики регионов. Показано, что кластерная активация развития базовых компаний и сопряженных отраслей мегапроекта ВСНГК является предпосылкой инновационной модернизации экономики регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Выявлены специфические особенности и социально-экономические эффекты региональных кластеров Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: мегапроект, региональные кластеры, согласование интересов, Восточно-Сибирский нефтегазовый комплекс, модернизация экономики.

REGIONAL CLUSTERS OF MEGAPROJECT ЕSOGC AS A FORM OF AGREEMENT OF STRATEGIC INTERESTS OF PARTICIPANTS

Nina I. Plyaskina

Institute of Economics and Organization of Industrial Production SB RAS, 17, Prospect Аkad-emik Lavrentiev St., Novosibirsk, 630090, Russia; Novosibirsk National Research State University, 7, Pirogova St., Novosibirsk, 630073, Russia, D. Sc., Professor, phone: (383)330-28-26, e-mail: pliaskina@hotmail.com

Viktoriya N. Kharitonova

Institute of Economics and Organization of Industrial Production SB RAS, 17, Prospect Аkademik Lavrentiev St., Novosibirsk, 630090, Russia, Ph. D., phone: (383)330-13-67, e-mail: kharit@ieie.nsc.ru

The article presents an analysis of new forms of spatial organization of regions, the prerequisites for the formation of regional clusters in connection with the implementation of a megaproject for the development of oil and gas resources in Eastern Siberia and the Republic of Sakha (Yakutia) -

a megaproject of ESOGC. The spatial organization of the productive forces of the megaproject of ESOGC is carried out according to the principle of cluster activation of the development of a full range of industries and the implementation of key projects of transport, energy, and innovative infrastructure. As a result of the megaproject implementation, regional clusters are created as a set of high-tech enterprises in closely related industries that play the role of growth points for regional economies. It is shown that cluster activation of the development of the base companies and related industries of the mega-project of ESOGC is a prerequisite for innovative modernization of the economy of the regions of Eastern Siberia and the Far East. The specific features and socioeconomic effects of regional clusters of Eastern Siberia and the Republic of Sakha (Yakutia) are revealed.

Key words: megaproject, regional clusters, coordination of interests, East Siberian Oil and Gas Complex, modernization of the economy.

Введение

Опыт государственного стратегического планирования нефтегазового комплекса в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) выявил ряд проблем в организации рационального взаимодействия компаний и федеральных органов управления по комплексному освоению углеводородного сырья:

> система механизмов государственного регулирования экономической деятельности нефтегазовых компаний способствовала быстрому развитию добывающего сектора;

> режим льготного налогообложения сырьевого сектора стимулировал рост экспорта нефти и газа, но оказался неэффективным для реализации газохимических и нефтехимических проектов;

> не найдены эффективные механизмы государственного стимулирования консолидации инвестиционных ресурсов компаний для выполнения целевых государственных задач Плана-2030 [1].

> отсутствие у государственных органов управления гибкого инструментария корректировки механизмов согласования стратегических решений участников освоения нефтегазовых ресурсов.

Система государственного управления освоением углеводородных ресурсов принципиально слабо учитывает долговременные интересы и приоритеты регионов в реализации нефтегазохимических проектов: потребности в эффективной реновации и реконструкции нефтехимической промышленности, опору на организационный и человеческий капитал высоко квалифицированных кадров Иркутской области и Красноярского края в Восточной Сибири.

Кластерный подход пространственной организации ресурсного мегапроек-та позволит организовать согласование государственных, отраслевых и региональных прогнозов социально-экономического развития, взаимодействие бизнес-стратегий отраслевых компаний и стратегий регионального развития субъектов Федерации. Региональные кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка и перспективной международной экспансии экономики регионов - участников мегапроекта.

Главный вектор региональной кластерной политики - обеспечение эффективной кооперации отраслевых компаний региона и интеграции научно-образовательных, инжиниринговых центров региона с инновационными машиностроительными, строительными компаниями, обслуживающими компаниями мегапроекта; выстраивание конкурентно-способных экономических и технологических цепочек по производству продукции с высокой добавленной стоимостью в отраслях, сопряженных с добычей и переработкой минеральных ресурсов. При создании сервисного регионального кластера целесообразно опираться на инновационные предприятия машиностроения региона с созданием высокопрофессиональной системы сервисного обслуживания технологических парков оборудования в базовых отраслях мегапроекта.

Актуальность

Размещение объектов минерально-сырьевого комплекса затрагивает все новые территории, вовлекая освоенное пространство районов, городов, их систем коммуникаций. В современной экономике РФ значительное место занимают стратегии ресурсных корпораций по освоению минерального сырья в новых северных и восточных регионах страны и участию в формировании инфраструктурного каркаса, обеспечивающего возможности выхода на мировые рынки. Ресурсные корпорации определяют вектор пространственного освоения территории регионов. Инновационные технологии и организации корпоративного бизнеса в природо-эксплуатирующих отраслях предъявляют необходимость применения новых подходов к организации пространственного развития ресурсных регионов.

Вопросам эффективности освоения минерального сырья в зависимости от связанности экономического пространства ресурсных регионов с экономически развитыми регионами страны и их транспортной доступности для организации внешнеэкономических связей посвящены работы Гранберга А.Г. [2].

При разработке стратегических направлений развития ресурсных регионов особое значение занимают исследования принципов устойчивого развития, выбора ресурсных режимов, инклюзивности и инновационного развития, в этом направлении примечательны публикации Крюкова В. А. и его коллег [3-5].

Следует отметить работы норвежских исследователей по интеграции норвежского нефтегазового сервиса разработки месторождений со сложными геологическими условиями в возрастающий мировой рынок [6-7].

Самостоятельной проблемой является согласование проектов разных компаний на одной территории.

Концепция разработки стратегии освоения нефтегазовых ресурсов в виде мегапроекта «Восточно-Сибирский нефтегазовый комплекс» (ВСНГК) предложена в ИЭОПП СО РАН [8-10]. В результате реализации мегапроекта создаются предпосылки формирования кластеров, как совокупности высокотехнологичных предприятий тесно связанных отраслей экономики, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

Цель данного исследования - оценить результативность создания региональных кластеров мегапроекта, показать, что кластерная политика в регионе является адекватной формой согласования стратегических интересов участников мегапроекта.

Кластерная политика в пространственной организации ресурсного мегапроекта ВСНГК

Пространственная организация мегапроекта представляет собой региональную локализацию высокотехнологичных предприятий, сопряженных с добычей и переработкой сырья: сервисного сектора; комплекса обслуживающих производств.

Долговременные интересы компаний в развитии региональных кластеров состоят в получении конкурентных преимуществ от использования продукции, сервисных услуг и инфраструктуры региона. Решение корпораций по созданию предприятий сервисных услуг на территории субъекта Федерации либо привлечения аутсорсинговых услуг из других регионов базируется на сравнительной эффективности издержек ресурсных компаний. Опора на аутсорсинг из внешних регионов определяет направления формирования межрегиональных кластеров.

Интересы регионов в развитии кластеров - создать экономически привлекательные условия для размещения сферы сервисного обслуживания в современных городах и поселениях, использования инфраструктурных отраслей для решения задач освоения минерально-сырьевого потенциала. Регионы выступают инициаторами и организаторами создания кластеров, поскольку на основе кластерной активации развития глобально конкурентоспособных производств базовых отраслей минерально-сырьевого комплекса появятся импульсы инновационной модернизации экономики региона - субъекта Федерации.

В части организации системной поддержки базовых компаний - участников кластера важную роль играет взаимодействие федеральных и региональных органов власти.

Основные задачи федерального уровня в пространственной организации мегапроекта

^ согласование бизнес - стратегий ресурсных компаний с решением ключевых проблем социально- экономического развития и формирования рациональной системы расселения в регионах - участниках мегапроекта;

^ обеспечение синергетического эффекта от перспективной экономической специализации регионов в системе мирохозяйственных связей;

^ разработка схем взаимодействия федеральных и региональных органов власти и базовых компаний в части организации системной поддержки компаний - участников региональных кластеров.

Кластерная политика предусматривает государственно-частные инициативы развития рыночных институтов для реализации региональной системы инновационного производства, стимулирования бизнеса и др. Социальная ответ-

ственность бизнеса состоит в содействии развитию современных форматов услуг в социальной сфере: доступного здравоохранения, образования, коммуникативной свободы и транспортной мобильности населения, тем самым повысить комфортность условий проживания и качество жизни населения в регионах.

Формирование региональных кластеров мегапроекта ВСНГК: цели и ожидания участников

Региональные кластеры позволят связать размещение объектов нефтегазового комплекса с решением задач сохранения освоенного пространства и рационального разделения функций в формировании ВСНГК.

Долговременные цели регионов - участников мегапроекта ВСНГК - придать новый импульс развития старопромышленным районам Красноярского края, Иркутской области и Республики Саха (Якутия) путем развития экономики знаний, инновационной модернизации современной региональной экономики, локализации услуг нефтегазового сервиса, и развития новых секторов экономики - потребителей продукции нефтегазохимических кластеров [11-13]. Организация региональных кластеров выполняет роль точек роста внутреннего рынка в регионах мегапроекта, которые при благоприятных условиях развития могут стать новыми отраслями специализации региона с выходом на мировые рынки их продукции и услуг.

В настоящее время основу региональных кластеров формируют конкурентоспособные базовые отрасли нефтегазового сектора, которые принимают решение о размещении предприятий нефтегазового сервиса, использовании аутсорсинга и привлечении фирм из развитых регионов страны и из-за рубежа [14]. Современные стратегии крупных компаний (ПАО «Газпром», «Транснефть», «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «СИБУР») опираются на масштабное привлечение мобильных производственных комплексов и квалифицированных кадров вахтово-экспедиционного персонала из уже освоенных нефтегазовых районов Западной Сибири и Европейской части РФ.

В части организации системной поддержки базовых компаний - участников кластера важную роль играет взаимодействие федеральных и региональных органов власти. Устойчивое развитие регионов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) на базе нефтегазового сектора требует сочетания социальной и экологической ответственности государства, регионов и бизнеса, развитие институциональной среды в системах государственного и корпоративного управления.

Кластерный подход в формировании центров по глубокой переработке углеводородов обеспечит возможность доступа малым и средним компаниям к полупродуктам, получаемым на ранних стадиях передела. Это позволит расширить выпуск малотоннажной наукоемкой химической продукции более высоких стадий передела с целью импортозамещения и увеличения экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

Повышение мобильности нефтегазового сервиса и подрядных строительных работ, по-видимому, станет долгосрочным фактором сохранения этой корпоративной стратегии, что может существенно ограничить потенциальные возможности экстенсивного вовлечения трудовых резервов местного населения Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) в формирование ВосточноСибирского нефтегазового комплекса.

Социальная ответственность бизнеса - содействие развитию современных форматов услуг доступного здравоохранения, образования, коммуникативной свободы и транспортной мобильности населения, что позволит повысить комфортность проживания в системе поселения регионов.

Современные региональные стратегии и концепции социально-экономического развития Иркутской области, Красноярского края и Республики Саха (Якутия) на период до 2030 г, утвержденные Правительством РФ, опираются на инвестиционные проекты ВСНГК как структурообразующие источники экономического роста в регионе. ВСНГК является не только крупномасштабным экономическим проектом, но имеет высокую социальную значимость для регионов Восточной Сибири и республики Саха (Якутия). Социальные ожидания регионов-участников мегапроекта - локализация на их территориях высоких социально-экономических эффектов от комплексного освоения ресурсов в виде диверсификации экономики, инновационной модернизации их экономического потенциала и развития человеческого капитала. Внедрение современных информационных и телекоммуникационных технологий обеспечивает условия для роста конкурентоспособности экономики и повышение качества жизни граждан.

Региональные сообщества надеются на возможности государственно-частного партнерства нефтегазовых компаний, использования их организационного и управленческого потенциала для создания современных форматов услуг в социальной сфере: доступного здравоохранения, образования, коммуникативной свободы и транспортной мобильности населения, тем самым повысить комфортность условий проживания и качество жизни населения в регионах.

Специфические особенности организации региональных кластеров Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия)

Субъекты Федерации являются инициаторами и организаторами создания кластеров как способа использования потенциала региональных отраслей и социальной сферы в освоении нефтегазовых ресурсов на основе инновационных технологий. В субъектах Федерации Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) региональные кластеры нацелены на взаимодействие с компаниями по созданию делового климата и привлекательной среды для развития инновационного инжиниринга, научно-исследовательских и образовательных центрами при реализации мегапроекта ВСНГК.

Красноярский нефтяной кластер формируется в рамках государственно-частного партнерства с ПАО Роснефть»*. Драйвер кластера - импортозамеще-ние в оснащении оборудованием добычи нефти и в нефтесервисе, модернизации химического и нефтеперерабатывающего комплексов г. Красноярска и г. Ачинска для перехода на глубокую переработку нефтяных и газовых ресурсов края. В этой связи актуальна модернизация химического и нефтеперерабатывающего комплекса г. Красноярска и г. Ачинска, фармацевтического и химического секторов экономики края и создание Красноярского нефтегазохими-ческого кластера.

В создании Красноярского нефтяного кластера участвуют более 70 компаний и предприятий края. Нефтяные и нефтесбытовые - ЗАО «Ванкорнефть», ООО «Славнефть-Красноярскнефтегаз», ОАО «Красноярскнефтепродукт», машиностроительные предприятия ОАО «Красноярский машиностроительный завод», ЗАО ОКБ «Зенит», и другие, Инжиниринговые ООО «Красноярскгаз-промнефтегазпроект», красноярский филиал компании «Шлюмберже». При финансовой и организационной поддержке ПАО «Роснефть» создан Институт нефти и газа в Сибирском Федеральном университете как центр подготовки высококвалифицированных специалистов. В результате получат развитие предприятия по производству нефтегазового оборудования, компании-стартапы нефтесервиса [15].

Особенность Красноярского кластера - пространственная рассредоточен-ность предприятий по территории края с концентрацией на севере добывающего сектора и транспортной инфраструктуры порта г. Игарка, обеспечивающего выход на Северный морской путь (СМП). Предприятия производства нефтегазового оборудования, нефтесервиса, а также компании-стартапы сосредоточены в центральных районах Красноярского края и в Красноярской агломерации.

Красноярский кластер имеет хорошие предпосылки для выхода на межрегиональные рынки ВСНГК машиностроительных предприятий и нефтегазового сервиса: участие в освоении нефтегазовых месторождений северо-восточной Арктики уже в среднесрочной перспективе: (наличие потенциального спроса в компании ПАО «Роснефть» в этом регионе, а также возможности транспортного коридора Енисей - «Севморпуть» позволят организовать выгодную доставку оборудования к северным месторождениям).

Представляется перспективной и организация поставок нефтегазового оборудования из Красноярского кластера в сервисные сектора компании ПАО «Роснефть» в Иркутской области и Республике Саха (Якутия). Вместе с тем надо понимать, что развитие мобильного нефтегазового сервиса в Красноярском кластере будет проходить в условиях жесткой межрегиональной конкуренции. Современные стратегии крупных компаний (ПАО «Газпром», «Транснефть», «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «СИБУР») опираются на масштабное привлечение мобильных производственных комплексов и квалифицированных

* Презентация кластера состоялась на переговорной площадке «Локализация нефтесер-висных технологий в рамках X Красноярского городского форума в 2014 г.

кадров вахтово-экспедиционного персонала из уже освоенных нефтегазовых районов Западной Сибири и Европейской части РФ. В этой связи, перед Красноярским нефтегазовым сервисом стоит актуальная задача - найти эффективную или уникальную его специализацию с учетом геологической специфики месторождений Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия), Сибирской и Восточной Арктики. Такая ориентированность нефтегазового сервиса, по нашему мнению, расширит потенциальные возможности экстенсивного вовлечения производственного аппарата машиностроения и других отраслей края в развитие Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса и Дальнего Востока.

Иркутский кластер. Иркутская область - самый подготовленный регион для развития нефтегазохимического и машиностроительного кластеров среди регионов Сибири и Дальнего Востока*.

Особенностью организации кластера являются отрасли, рассредоточенные по территории Иркутской области. На севере Иркутской области развивается нефтяной и кластер, где сконцентрированы предприятия добывающей и первичной переработки газа, на юге - нефтегазохимический кластер, который опирается в своем развитии на работающий крупный нефтехимический комплекс, созданный еще в советские годы. В городах Ангарске, Саянске, Усолье-Сибирском существует промышленная база нефтехимии, создана необходимая инфраструктура, имеются свободные производственные мощности, квалифицированные кадры и система их подготовки.

В условиях изменения приоритета ПАО «Газпром»** по снабжению сырьем иркутских газоперерабатывающих предприятий правительство области решило сделать ставку на развитие независимого сырьевого сектора «Иркутская нефтяная компания» и др.) посредством стимулирования создания новых производственных мощностей кластера, предоставления льгот по налогам на имущество и прибыль организаций, содействия в получении льгот по федеральным налогам и платежам малым и средним компаниям, работающим в сфере добычи и переработки углеводородного сырья, газохимическом и энергетическом секторах.

Отличительная особенность Иркутского кластера - его направленность на модернизацию технологической цепочки производств по комплексной переработке углеводородных ресурсов на новой сырьевой базе. С реализацией проекта «Сила Сибири» интенсифицировалось развитие Усть-Кутского транспортного узла, что придало импульс развития газоперерабатывающей промышленности с создания терминалов для хранения и отгрузки СПГ и СУГ на БАМе и Транссибе и выхода продукции на рынки АТР. В результате газовый проект Иркутской нефтяной компании придаст новые импульсы развития не только эконо-

* При организационно - методическом содействии профильных министерств Иркутской области, переданы в документы в МинПромторг РФ для внесения в реестр промышленных кластеров РФ нефтехимического и машиностроительного кластеров.

** разработчик Ковыктинского газоконденсатного месторождения - крупнейшего в Иркутской области.

мике Усть-Кутского района, но и всей области [16-17].Таким образом, будут созданы условия для согласования стратегических интересов участников и организации инновационного высокоэффективного производства этилена из этана, современных видов пластмасс, термопластичных полимеров на «Саянск-химпласте» [18]. Это позволит сократить их дефицит на российском внутреннем рынке на 40%.

Республика Саха (Якутия). На базе крупнейших нефтегазовых месторождений создаются два кластера: Талаканский нефтедобывающий (Талаканское, Среднеботуобинское, Алинское и др. месторождения), организационная роль принадлежит ПАО «Сургутнефтегаз», и Ленский газонефтяной (Чаяндинское газонефтяное месторождение), ресурсы которого планирует перерабатывать на Амурском ГПЗ ПАО «Газпром» [19].

Перспективы развития Ленского кластера связаны с реализацией проектов Восточной газовой программы ПАО «Газпром»: комплексная переработка ресурсов Чаяндинского месторождения, газификация южной и центральной зоны Республики Саха (Якутии), а также с развитием логистической инфраструктуры экспортных поставок газа и нефти южной и центральной зоны Республики Саха (Якутии). Для покрытия республиканских потребностей в топливе будут созданы заводы по нефтепереработке.

Анализ формирования региональных кластеров в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) показал, что политика субъектов Федерации, направленная на развитие кооперационных связей региональных предприятий и малого наукоемкого бизнеса с крупными нефтегазовыми компаниями, придаст импульс развитию предприятий-«стартапов» инновационного инжиниринга, научно-исследовательских и образовательных центров для реализации проектов новых технологических платформ ресурсных компаний. В результате формирования региональных кластеров создаются условия для согласования стратегических интересов участников.

Партнерство бизнеса и государства - предпосылка модернизации экономики регионов

В современной практике взаимодействие в рамках партнерства осуществляется через разработку двух типов экономических соглашений. В первом -прописываются обязательства региона по созданию благоприятного делового климата компаниям мегапроекта. Так совокупность управленческих задач Администраций субъектов Федерации по локализации эффектов развития нефте-газохимических кластеров направлена на упреждение региональных рисков срыва или консервации крупных проектов, обеспечение благоприятного делового климата для стратегических компаний в регионе.

Второй тип - социально-экономические обязательства стратегических компаний в регионе. Как правило, в них отражены основные условия, обеспечивающие локализацию социально- экономических выгод от размещения проекта в регионе 1) регистрация юридических лиц компаний в регионе в целях ак-

кумуляции бюджетных доходов на территории. 2) участие региональных товаропроизводителей в проектах ресурсных и нефтегазохимических компаний; 3) корпоративная поддержка развития в регионе инновационных секторов, научно- образовательных центров по подготовке специалистов для нефтегазового сектора и сопряженных с ним отраслей; 4) обеспечение приоритета местным специалистам и работникам в кадровой политике компаний и др. Примечателен опыт сотрудничества Правительства Амурской области с Минвосто-кразвития РФ и компаниями - инвесторами ПАО «Газпром» и ПАО «СИБУР» разработке Соглашений по предоставлению преференций Амурскому ГХК на основе статуса территории опережающего развития (ТОР) "Свободный" [20].

Современные реалии таковы, что региональная власть становится представителем федерального центра, организатором реализации национальных социальных проектов модернизации и инновационного развития здравоохранения и образования. На регионы возложены полномочия по привязке национальных проектов на местах, разработке условий государственно-частного партнерства с ресурсными компаниями в совместной деятельности, порядок и проработка условий участия крупного бизнеса в финансовом обеспечении национальных проектов и предоставления квалифицированных информационных, консультационных проектных и других услуг.

Кластеры станут точками роста и развития емкости региональных рынков, в которых при благоприятных условиях могут вырасти новые отрасли специализации региона с выходом их продукции и услуг на межрегиональные рынки России, а в перспективе и на мировые рынки. Формирование региональных кластеров мегапроекта ВСНГК окажет положительное влияние на эффективную связанность экономического пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока, будет содействовать развитию межрегиональных интеграционных процессов Сибирского и Дальневосточного Федеральных округов.

Реализация ресурсного мегапроекта ВСНГК позволит создать новую нефтегазовую базу на Ближнем Севере восточных регионов страны с современной переработкой углеводородного сырья, сетью магистральных трубопроводов, обеспечивающих выходы углеводородного сырья ВСНГК как на западные рынки, так и в страны АТР. Промышленные центры на Ближнем Севере станут основой формирования нового северного индустриального пояса в Восточной Сибири, Центральной и Западной Якутии, предъявят спрос на услуги железнодорожного транспорта БАМ и Транссибирской магистрали, для доставки продукции химической промышленности на рынки России и стран АТР.

Южная зона Восточной Сибири и Дальнего Востока станет зоной опережающего развития нефтегазохимических кластеров. Диверсификации энергетического и строительного комплексов, машиностроения, создаст экономические предпосылки перехода на новый технологический уклад производства конструкционных материалов, сочетающих природные и полимерные материалы. Новые импульсы развития получит транспортный комплекс на базе создания экспортных транспортно - логистических узлов в Иркутской, Амурской областях, Хабаровском крае и морских терминалов в Приморском крае.

Тем самым могут быть созданы принципиальные возможности ускоренного развития городов и приграничных ареалов Дальнего Востока, составляющих реальную конкуренцию промышленным центрам и городам Северного Китая, как своеобразный экономический щит оттоку сырьевых ресурсов из России в Китай и чрезмерному массовому импорту продукции китайской полимерной промышленности.

Долговременные последствия ускоренного экономического развития регионов мегапроекта будут способствовать снижению экономической миграции трудоспособного населения из обжитых районов Сибири и Дальнего Востока.

Общий социально-экономический эффект реализации мегапроекта ВСНГК возможно получить, придав ему статус объекта стратегического управления федерального значения с координацией на государственном уровне стратегий компаний, субъектов Федерации, государственными стратегиями, проектами и программами социально-экономического развития на Востоке страны.

Заключение

Государственное управление ресурсным мегапроектом предусматривает координацию деятельности федеральных и региональных органов власти по обеспечению межотраслевой сбалансированности в реализации взаимосвязанных проектов компаний, созданию условий для достижения приемлемых показателей экономической эффективности корпоративных проектов, а также благоприятного климата для реализации мультипликативных эффектов в регионах его формирования.

Пространственная организация региональных кластеров в рамках мегапро-екта ВСНГК является новой формой согласования участников в стратегии освоения минеральных ресурсов, определяющим фактором инновационной модернизации и импульсом развития экономики регионов Восточной Сибири.

В целях обеспечения баланса интересов при выборе долгосрочной стратегии использования углеводородных ресурсов представляется целесообразным подписание Соглашений о реализации стратегических намерений бизнеса, федеральных и региональных органов власти в виде среднесрочных и долгосрочных договоров в рамках мегапроекта.

Формирование региональных кластеров мегапроекта ВСНГК окажет положительное влияние на эффективную связанность экономического пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока, будет содействовать развитию межрегиональных интеграционных процессов, инновационной модернизации экономики. Кластеры станут точками роста создания новых отраслей, импульсом выхода их продукции и услуг на межрегиональные и мировые рынки.

Благодарности

Исследование выполнено по плану НИР ИЭОПП СО РАН проект АААА-А17-117022250132-2 Х1.172.1.1. (0325-2016-0010)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. План развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 гг. Электронный ресурс: http://www.cntd.ru/1000002845.html, дата обращения 20.04.2018.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - 3-е изд. -М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 495 с.

3. В. А. Крюков, А. Е. Севастьянова, А. Н. Токарев, В. В. Шмат. Современный подход к разработке и выбору стратегических альтернатив развития ресурсных регионов // Экономика региона. - 2017. — Т. 13, вып. 1. — С. 93-105.

4. Крюков В. А. Изучение экономики Сибири: преемственность и комплексность // Регион: экономика и социология. - 2018. - № 2. - С. 3-32. Примечание: DOI: 10.15372/REG20180201.

5. Крюков В. А. Взгляд на проблемы Дальнего Востока из стран ЮВА или "зазеркаль-ное отражение" // Восток России: проблемы освоения - преодоления пространства : [сб.] / под ред. В.В. Кулешова, В.А. Крюкова ; ФАНО, ИЭОПП СО РАН, Всерос. экон. журнал "ЭКО". - Новосибирск : Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2017. - С. 359-362. [Электронный ресурс (pdf)].

6. Sultani A. Role of Competitiveness' Clusters in Innovation Development of Oil and Gas Complex. Scientific Reports on Resource Issues, TU BergakademieFreiberg, ISSN: 2190-555X. 2011, р. 239-241.

7. Facts 2014. The Norwegian Petroleum Sector / Ed. Yngvild Tormodsgard, Ministry of Petroleum and Energy. Оslo: 07 MEDIA, 2014, р. 79. Электронный ресурс http://www.npd.no/Global/Engelsk/3-Publications/Facts/Facts2014/Facts_2014_nett_.pdf, дата обращения 12.03 2018.

8. Пляскина Н.И., Харитонова В.Н. Стратегическое планирование межотраслевых ресурсных мегапроектов: методология и инструментарий // Проблемы прогнозирования. -2013. - № 2. - С. 15-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Пляскина Н.И., Харитонова В.Н. Методологические и методические аспекты стратегического планирования и моделирования межотраслевых мегапроектов освоения нефтегазовых регионов // Системное моделирование и анализ мезо- и микроэкономических объектов / отв. ред. В.В. Кулешов, НИ. Суслов ; РАН, Сиб. отд-ние, ИЭОПП СО РАН. - Новосибирск, 2014. - Гл. 8. - С. 362-415. - URL: Электронный ресурс (pdf).

10. Пляскина Н.И., Харитонова В.Н. Математический инструментарий стратегического планирования и управления ресурсными мегапроектами // Тринадцатая международная азиатская школа-семинар "Проблемы оптимизации сложных систем" в рамках международной мультиконф. IEEE SIBIRCON 2017. Новосибирск, 18-22 сент. 2017 [Электронный ресурс] : сб. тр. шк.-семинара. - Новосибирск, 2017. - Режим доступа (07.11.2017) (С. 90-99). -URL: Электронный ресурс (pdf).

11. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, г. Красноярск, 2017год/ Электронный ресурс, http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ c9038c33-49bc-4c42-b8bc-8269b763b21d/krasstrateg.pdf?M0D=AJPERES&CACHEID= c9038c33-49bc-4c42-b8bc-8269b763b21d , дата обращения 12.12 2019.

12. Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года с определением основных направлений до 2050 года, г. Якутск 2016, Электронный ресурс, http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/c8ce61bd-8fca-401c-ba31-244687acbefe/ yakutstrate.pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=c8ce61bd-8fca-401c-ba31-244687acbefe дата обращения 12.12.2019.

13. Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на период до 2030 года Иркутск, 2017год / Электронный ресурс, http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ 48807477-e977-4718-9c8b-9b86899d45bc/Irkut2030.pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=48807477-e977-4718-9c8b-9b86899d45bc дата обращения 19.08.2019.

14. Competitive regional clusters. National policy approaches / OECD Reviews of Regional Innovation. Paris: OECD PUBLICATIONS, 2007, p. 351. Электронный ресурс http://artnet.unescap.org/tid/artnet/mtg/gmscb_regionalclusters.pdf, дата обращения 12.03.2018.

15. Более 20 красноярских компаний вошли в городской нефтяной кластер 21 ноября 2014, Электронный ресурс http://newslab.ru/news/622632 дата обращения 12.12.2019.

16. Триллион на регион: в Амурской области создается газохимический кластер Электронный ресурс http://www.eastrussia.ru/material/trillion-na-region/ дата обращения 19.10.2017 г.

17. Мария Ромашкина. Нефть Байкала: Иркутская область в нефтегазовой отрасли России https://oilcapital.ru/article/general/01-12-2017/neft-baykala-irkutskaya-oblast-v20. Мария Ромашкина. Нефть Байкала: Иркутская область в нефтегазовой отрасли России // Нефть и Капитал. - 2017. - 1 декабря. Электронный ресурс URL: https://oilcapital.ru/article/general/01-12-2017/neft-baykala-irkutskaya-oblast-v-neftegazovoy-otrasli-rossii-9c2b6f0a-b0b2-4116-a942-eb50a5bfbb92 (дата обращения: 12.03.2019).

18. «Саянскхимпласт» - опорная точка развития Восточно-Сибирского газохимического кластера / Электронный ресурс, http://quote.rbc.ru/addition/article/562949992659438/ (дата обращения: 16.10. 2017)

19. А. А. Пахомов. Западно-Якутский нефтегазовый кластер: анализ, оценка и перспективы развития. Электронный ресурс https://interactive-plus.ru/e-articles/348/Action348-118275.pdf, дата обращения 12.04.2018.

20. Правительство утвердило создание ТОР "Свободный" в Амурской области 5 июня 2017 г. Электронный ресурс: https://ria.ru/20170605/1495866956.html (дата обращения 12.05.2019).

© Н. И. Пляскина, В. Н. Харитонова, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.