УДК 330.15
ОСВОЕНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ РЕСУРСОВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ
Нина Ильинична Пляскина
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17; Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2, доктор экономических наук, профессор НГУ, тел. (383)330-28-26, e-mail: pliaskina@hotmail.com
Виктория Никитична Харитонова
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, кандидат экономических наук, тел. (383)330-13-67, e-mail: kharit@ieie.nsc.ru
Ирина Александровна Вижина
Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, старший научный сотрудник, тел. (383)330-13-67, e-mail:vira@ieie.nsc.ru
Показана актуальность государственного стратегического планированиямногорегио-нального, частно-государственного, межотраслевого ресурсного мегапроекта создания Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса (ВСНГК) для решения задач организации эффективного комплексного использования углеводородов в соответствии с Государственным планом развития газо-нефтехимии на Востоке России на период до 2030 гг.,создание региональных нефтегазохимических кластеров. Доказано, что условием эффективности формирования проектируемых кластеров является консолидация усилий и ресурсов государства и участников для обеспечения синхронности и комплексности выполнения проектов разных отраслей, разработка системы взаимосвязанных механизмов государственного регулирования Рассмотрены основные меры государственной политики в нефтегазовом секторе Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Создание нефтяного и нефтеперерабатывающего кластеров рассмотрено на примере Красноярского края, Иркутской области и Республики Саха (Якутия).Показано, что государственная политика стимулирования комплексной добычи углеводородного сырья и инвестиционных льгот обеспечит качественный рост коммерческой эффективности проектов глубокой переработки углеводородов, нефте- и газохимической промышленности. Рассмотрены социальные ожидания регионов от развития нефтегазового сектора, которые состоят в приходе социально-ответственного бизнеса и получении высоких социально-экономических эффектов от комплексного освоения нефтегазовых ресурсов в виде диверсификации экономики, инновационной модернизации их экономического потенциала и развития человеческого капитала.
Ключевые слова: нефтегазовые ресурсы, Восточно-Сибирский нефтегазовый комплекс, Государственный план развития газо-нефтехимии России, кластер, мегапроект, государственная поддержка, налоговые преференции,социальные ожидания.
THE DEVELOPMENT OF OIL AND GAS RESOURCES OF EASTERN SIBERIA AND THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA): PUBLIC POLICY AND SOCIAL EXPECTATIONS
Nina I. Plyaskina
Institute for Economics and Industrial Engineering SB RAS, 17, Ак^еш1к Lavrentiev Prospect, Novosibirsk, 630090, Russia; Novosibirsk National Research State University, 2, Pirogova St., Novosibirsk, 630090, Russia, D. Sc., Professor, phone: (383)330-28-26, e-mail: pliaskina@hotmail.com
Viktoriya N. Kharitonova
Institute for Economics and Industrial Engineering SB RAS, 17, Аkademik Lavrentiev Prospect, Novosibirsk, 630090, Russia, DSc, the leading scientific specialist in the IEIE SB RAS, Department terytorialnych systems, phone: (383)330-13 67, e-mail: kharit@ieie.nsc.ru
Irina A. Vizhina
Institute for Economics and Industrial Engineering SB RAS, 17, Аkademik Lavrentiev Prospect, Novosibirsk, 630090, Russia, Senior Researcher, phone: (383)330-13 67, e-mail:vira@ieie.nsc.ru
The article shows the relevance of the state strategic planning of Multiregional, private-state, interindustry resource mega-project of the East Siberian oil and gas complex (VSNGK) to solve the problems of efficient integrated use of hydrocarbons in accordance with the State plan for the development of gas-petrochemical industry in the East of Russia for the period up to 2030, the creation of regional petrochemical clusters. It is proved that consolidation of efforts and resources of the state and participants for ensuring synchronicity and complexity of implementation of projects of different branches is a condition of efficiency of formation of the projected clusters, development of system of the interconnected mechanisms of state regulation the main measures of the state policy in oil and gas sector of Eastern Siberia and the Republic of Sakha (Yakutia) are Considered. The creation of oil and oil refining clusters is considered on the example of Krasnoyarsk territory, Irkutsk region and the Republic of Sakha (Yakutia). It is shown that the state policy of stimulation of complex extraction of hydrocarbon raw materials and investment benefits will provide qualitative growth of commercial efficiency of projects of deep processing of hydrocarbons, oil and gas chemical industry. The social expectations of the regions from the development of the oil and gas sector, which consist in the arrival of socially responsible business and obtaining high socio-economic effects from the integrated development of oil and gas resources in the form of economic diversification, innovative modernization of their economic potential and human capital development, are considered.
Key words: oil and gas resources, the East Siberian oil and gas complex, the State plan of development of gas-petrochemistry of Russia, cluster, mega-project, state support, tax preferences, social expectations.
Освоение Восточной нефтегазоносной провинции занимает важное место в приоритетах российского правительства. В соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 г. предусматривалось интенсивное освоение Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции после 2010 г. и формирование новых центров добычи углеводородов в Восточной Сибири, Республике Саха (Якутия) и на шельфе о. Сахалин как для обеспечения собственных потребностей, так и для экспорта в страны АТР.
В настоящее время вовлечение углеводородных ресурсов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) вступило в стадию интенсивного развития. Введены в разработку крупные месторождения нефти в Красноярском крае, Иркутской области и Республике Саха (Якутия). Началась реализация Восточной газовой программы ПАО «Газпром». В 2016 г. добыча нефти достигла 50,8 млн т , газа - 20 млрд м3.Развитие сырьевых проектов сопровождалось строительством экспортной инфраструктуры, ориентированной на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Ее крупнейшими объектами стали нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» и терминал СПГ в рамках проекта «Саха-лин-2» [1].
Возрастает значимость формирования Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса в продвижении российской нефти на рынки стран АТР. Нефть Восточной Сибири вышла на рынки АТР, получив бренд ESTO как легкая малосернистая нефть, которая пользуется спросом как в США, так и на рынках северо-восточной Азии. В 2009-2016 годах отгрузки нефти ESPO осуществлялись в Китай, Японию, Республику Корея,Таиланд, Филиппины, Сингапур, Индонезию, Тайвань и Малайзию.
В соответствии с общемировой тенденцией диверсификации импортных поставок вполне вероятно, что Россия может рассчитывать на завоевание прочных позиций на нефтяном рынке стран северо-восточной Азии. Емкость нефтяного рынка этих стран для российской нефти может составить 80-100 млн т в 2020-2025 гг.
Возросла актуальность государственного стратегического планированиям-ногорегионального,частно-государственного, межотраслевого ресурсного мега-проекта создания Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса (ВСНГК) для решения задач организации эффективного комплексного использования углеводородов. С целью обеспечения комплексного использования сырья в нефтегазоносной провинции разработан Государственный плана развития газонефтехимии на Востоке России на период до 2030 гг. (План). План предусматривает создание региональных нефтегазохимических кластеров, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной продукции глубоких переделов нефтегазохимии на внутреннем и внешних рынках, переход от экспортно-сырьевой модели развития нефтегазохимии к инновационно-инвестиционной.
В мегапроекте ВСНГК предусматривается создание Якутского ГХК и Амурского ГХК как части Дальневосточного кластера и формирование Восточно-Сибирского нефтегазохимического кластера в Красноярском крае и Иркутской области. Основные проекты Восточно-Сибирского кластера: Красноярский, Амурский, Саянский ГХК, Приморский НХК и реконструкция Ангарского НХК [2].
Важным условием эффективности формирования проектируемых кластеров является консолидация усилий и ресурсов государства и участников для обеспечения синхронности и комплексности выполнения проектов разных отраслей, разработка системы взаимосвязанных механизмов государственного ре-
гулирования и мер государственной поддержки нефтегазохимических и сырьевых компаний в ресурсных мегапроектах.
Успехи освоения неразрывно связаны с активным государственным участием как в организации и создании нефтегазовой инфраструктуры, так и государственной поддержки крупных компаний-участников развития нефтегазового сектора.Прежде всего, под эгидой Минприроды России была разработана Программа геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Региональная стадия геологического изучения финансируется государством, а поисковые и разведочные работы выполняются недропользователями, основным источником финансирования являются средстванедропользователей. В 2005-2015 гг. открыто 41 новое месторождение углеводородов, на геологоразведочные работы потрачено 270,7 млрд руб., в том числе 83,5% - средства частных инвесторов [3].
На пионерном этапе освоения Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции система государственной поддержки состояла в снижении инвестиционных рисков ПАО «Транснефть» и добывающих компаний. Отметим наиболее важные направления:
^ предоставление госгарантий для внешних займов компаниям - ПАО «Транснефть» и «Роснефть» при заключении российско-китайских соглашений в 2006 г. о предоставлении кредита по ставкам, не превышающим 5% годовых в размере 25 млрд. долл. сроком на 20 лет в счет долгосрочных поставок нефти в КНР, ежегодно 15 млн. т;
^ Минфин России одобрил создание дополнительной системы финансирования строительства нефтепровода ВСТО посредством выпуска облигаций ПАО «Транснефти», выкупить которые должны государственные и частные банки;
^ снижение экспортных пошлин и отмена на срок до 15 лет налога на добычу полезных ископаемых для нефтяных компаний, работающих в Восточной Сибири.
На этапе интенсивного освоения в условиях мирового финансового кризиса существенно возросли финансовые риски формирования ВСНГК. Неопределенность цен на нефть, нестабильность глобальной финансовой системы обусловили дефицит как государственных, так и корпоративных финансовых ресурсов, ухудшение условий привлечения внешних займов для крупных капиталоемких проектов компаний.
Основными направлениями государственной поддержки наряду с преференциями компаниям по экспортным пошлинам были предоставлены госгарантии для внешних займов корпораций, что позволило снизить инвестиционные риски добывающих компаний и ПАО «Транснефть».
Развитию сырьевых проектов в восточных регионах страны в значительной степени способствовало введение льготных условий реализации проектов по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины и со-финансирование со стороны государства. Так, в рамках контракта «Сила Сиби-
ри» Правительство РФ предоставило «ПАО «Газпром» нулевую ставку НДПИ и льготный режим налогообложения комплексного извлеченияуглеводородного сырья и гелия на Ковыктинском и Чаяндинском месторождениях.
Новый фискальный режим окажет негативное влияние на рентабельность нефтеперерабатывающих заводов. Прогнозируемый налоговый маневр предусматривает отказ от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, перенесение налоговой нагрузки полностью на добычу нефти и газа через увеличение НДПИ. В результате может сократиться объем переработки нефти и без субсидий российские НПЗ не смогут конкурировать с зарубежными [4].
В рамках приоритетных направлений развития нефтегазохимической отрасли необходимо предоставление налоговых льгот для компаний, осуществляющих НИОКРв технологической платформе «Глубокая переработка углеводородной базы», формирование отдельного направления «Глубокая переработка газа».
ВСНГК является не только крупномасштабным экономическим проектом, но имеет высокую социальную ответственностьдля регионов Восточной Сибири и республики Саха (Якутия). Социальные ожидания регионов от развития нефтегазового сектора состояли в приходе социально-ответственного бизнеса и получении высоких социально-экономических эффектов от комплексного освоения нефтегазовых ресурсов в виде диверсификации экономи-ки,инновационной модернизации их экономического потенциала и развития человеческого капитала. Это связано с созданием современных форматов услуг, доступного здравоохранения, образования, комфортных условий проживания, коммуникативной свободы и транспортной мобильности населения.
Для реализации социальных ожиданий субъекты Федерации выступили инициаторами и организаторами создания кластеров как способа использования потенциала региональных отраслей и социальной сферы в освоении нефтегазовых ресурсов на основе инновационных технологий.
Цель формирования региональных кластеров - создание экономической среды на принципах устойчивого развития, позволяющей эффективно развивать самодостаточную экономику региона даже после ухода крупных корпораций [5]. Долговременные интересы компаний в формировании региональных кластеров состоят в ожидании конкурентных преимуществ от использования продукции, сервисных услуг и инфраструктуры региона. Кластерная политика предусматривает государственно-частные инициативыразвития рыночных институтов для реализации региональной системы инновационного производства, стимулирования бизнеса и др. [6,7].
Как показывает опыт развития нефтегазового комплекса Норвегии, сервисные организации становятся высокотехнологичнойотраслью, способной решать сложные технические и логистические задачи по освоению углеводородных месторождений, не имеющих развитой транспортной инфраструктуры [8].Большинство норвежских сервисныхкомпаний являются мировыми технологическими лидерами, что свидетельствует об их высокой конкурентоспособ-ностина мировом рынке сервисных услуг для нефтегазовой отрасли[9].
Кластерный подход в формировании центров по глубокой переработке углеводородов обеспечит возможность доступа малым и средним компаниям к полупродуктам, получаемым на ранних стадиях передела. Это позволит расширить выпуск малотоннажной наукоемкой химической продукции более высоких стадий передела с целью импортозамещения и увеличения экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью .В создании кластеров важную роль играет взаимодействие федеральных и региональных органов власти и базовых компаний в части организации системной поддержки компаний - участников кластера. С появлением в 2011-2015 гг. в регионах крупных добывающих компаний появились предпосылки создания кластеров.
Наибольшее продвижение в этом направлении достигнуто в Красноярском крае. В Иркутской области до 2010 г. функционировали средние и мелкие добывающие компании, развитие которых в значительной мере зависело от поддержки, которая предоставлялась преимущественно региональными органами власти.
В Красноярском крае формируется нефтяной кластер на базе освоения северных месторождений Ванкорской группы, предприятий нефтесервисов и производства нефтегазового оборудования в Красноярске, предприятий старта-пов юга Сибири с целью импортозамещения в добыче и переработки нефти. В настоящее время в нем участвуют более 70 представителей нефтяных, нефте-сервисных компаний, машиностроительных предприятий Красноярска иКрас-ноярского края, таких как ЗАО «Ванкорнефть», ЗАО ОКБ ООО «Красноярск-газпромнефтегазпроект», красноярского филиала компании «Шлюмберже», ОАО «Красноярский машиностроительный завод», ОАО «Красноярскнефтепродукт», и другие. В г. Красноярске сформирована образовательная база подготовки высококвалифицированных специалистов - Институт нефти и газа в Сибирском Федеральном университете. Таким образом, создана полная технологическая цепочка производств формирования инновационной и образовательной структуры кластера. Импортозамещение становится драйвером развития Красноярского края.
На севере Иркутской области развивается нефтяной и нефтеперерабатывающий кластер. Высоки риски развития газовой промышленности и Иркутского газохимического кластера. Освоение Ковыктинского ГКМ откладывается на неопределенную перспективу ПАО «Газпром».
Западно-Якутский нефтегазовый кластер формируется на базе крупнейших нефтегазовых месторождений Талаканского, Среднеботуобинского, Алинского и Чаяндинского, создания производств нефтепереработки в Мирнинском и Ленском районах республики для обеспечения региональных потребностей в топливе электростанций и автотранспорта.
Устойчивое развитие регионов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) на базе нефтегазового сектора требует сочетания социальной и экологической ответственности государства, регионов и бизнесав развития институциональной среды в государственном и корпоративном управлении.
Основные меры государственной политики в нефтегазовом секторе Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) сосредоточены в области развития механизмов государственных гарантий нефтегазовым проектам, субсидирования процентных ставок для них и налогового стимулирования проектов нефте-газохимических кластеров, механизма сервисных контрактов.
Государственная политика стимулирования комплексной добычи углеводородного сырья и инвестиционных льгот обеспечит качественный рост коммерческой эффективности проектов глубокой переработки углеводородов, неф-те- и газохимической промышленности. Проекты газохимических комплексов станут лидерами ВСНГК по эффективности инвестиций, причем максимально эффективными и устойчиво рентабельными будут инвестиции в проекты газохимического кластера. Это придаст импульс развитию нефтегазохимии на Востоке России.
Важным фактором создания газонефтехимических производств и активизации процесса импортозамещения является принятие эффективных государственных управленческих решений для поддержки инвестиционных проектов, обеспечивающих комплексное освоение Чаяндинского и Ковыктинского газо-конденсатных месторождений ПАО «Газпром» и нефтегазовых месторождений Эвенкии и Красноярского края ПАО «Роснефть». В целях преодоления технологического отставания, обеспечения конкурентоспособности продукции ВСНГК на мировых рынках необходимо создание целостной системы взаимодействия науки, бизнеса и развитой инновационной инфраструктуры, экономических стимулов для инновационной деятельности инжиниринговых компаний и развития отечественной прикладной науки, трансфера передовых зарубежных технологий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дмитрий Титов: ж. «Экономика и жизнь» №44 (9710) 2017.
2. Попов А. Большая химия // Neftegaz.RU, http://neftegaz.ru/analisis/view/7563 Аналитика // Нефтехимия).
3. А.С. Ефимов, М.Ю. Смирнов, Д.В. Миляев, Ю.С. Юргина Нефтегазовый потенциал Восточной Сибири / Научный журнал газового общества, 2016 г, №1 с.3-10.
4. Юрий Барсуков. Крутой маршрут для налогового маневра. Электронный ресурс https://www.kommersant.ru/doc/3422245, дата обращения 18 03.2018.
5. А. А. Пахомов. Западно-Якутский нефтегазовый кластер: анализ, оценка и перспективы развития. Электронный ресурс https://interactive-plus.ru/e-articles/348/Action348-118275.pdf, Дата обращения 12.03. 2018.
6. Competitive regional clusters. National policy approaches / OECD Reviews of Regional Innovation. Paris: OECDPUBLICATIONS, 2007, p. 351. Электронный ресурсhttp://artnet.unescap.org/tid/artnet/mtg/gmscb_regionalclusters.pdf, дата обращения 12.03.2018.
7.Solvel O., Lindqvist G., Ketels C. The Cluster Initiative Greenbook, Stockholm, Brommatrusk AB, 2003, p.93. Электронный ресурс http://www.hse.ru/data/2012/08/08/ 1256393499/GreenbookSep031.pdf, дата обращения 12.03.2018.
8. Facts 2014. The Norwegian Petroleum Sector / Ed. YngvildTormodsgard, Ministry of Petroleum and Energy.Qslo: 07 MEDIA, 2014, р.79. Электронный ресурс
http://www.npd.no/Global/Engelsk/3-Publications/Facts/Facts2014/Facts_2014_nett_.pdf, дата обращения 12.03 2018.
9. Sultani A. Role of Competitiveness' Clusters in Innovation Development of Oil and Gas Complex. Scientific Reports on Resource Issues, TU BergakademieFreiberg, ISSN: 2190-555X. 2011, р.239-241.
REFERENCES
1. Dmitry Titov: well. "Economy and life" №44 (9710) 2017.
2. Popov A. Great chemistry // Neftegaz.RU, http://neftegaz.ru/analisis/view/7563 Analytics // Petrochemicals).
3. A. S. Efimov, M. Yu. Smirnov, D. V. Milyaev, Y. S. Urgino Oil and gas potential of Eastern Siberia / the Scientific journal gas society, 2016, No. 1 pp. 3-10.
4. Yuri Barsukov. A steep route for tax manoeuvre.Electronic resource https://www.kommersant.ru/doc/3422245, circulation date 18 03.2010.
5. A. A. Pakhomov. West Yakutsk oil and gas cluster: analysis, assessment and development prospects. Electronic resource https://interactive-plus.ru/e-articles/348/Action348-118275.pdf, circulation date 12.03. 2018.
6. Competitive regional clusters. National policy approaches / OECD Reviews of Regional Innovation. Paris: OECDPUBLICATIONS, 2007, p.351. Электронный ресурсhttp://artnet. unescap.org/tid/artnet/mtg/gmscb_regionalclusters.pdf, дата обращения 12.03.2018.
7.Solvel O., Lindqvist G., Ketels C. The Cluster Initiative Greenbook, Stockholm, Brommatrusk AB, 2003, p.93. Электронный ресурс
http://www.hse.ru/data/2012/08/08/1256393499/GreenbookSep031.pdf, дата обращения 12.03.2018.
8. Facts 2014. The Norwegian Petroleum Sector / Ed. YngvildTormodsgard, Ministry of Petroleum and Energy.Gslo: 07 MEDIA, 2014, р.79. Электронный ресурс http://www.npd.no/Global/Engelsk/3-Publications/Facts/Facts2014/Facts_2014_nett_.pdf, дата обращения 12.03 2018.
9. Sultani A. Role of Competitiveness' Clusters in Innovation Development of Oil and Gas Complex. Scientific Reports on Resource Issues, TU BergakademieFreiberg, ISSN: 2190-555X. 2011, р.239-241.
© Н. И. Пляскина, В. Н. Харитонова, И. А. Вижина, 2018