дата. В случае если освещение стратегических решений будет носить регулярный характер, стратегический план будет являться доступным, действенным и социально значимым документом, у населения города выработается понимание того, что стратегическое планирование - это необходимая составляющая часть развития города, а не средство агитации или пиара.
Сам процесс формирования и реализации стратегии достаточно сложный, поэтому необходим инструментарий, позволяющий наилучшим образом довести информацию о социально-экономическом положении и самой стратегии развития муниципального образования до населения, муниципальных служащих и местного бизнес-сообщества и оценить эффективность результатов деятельности по всем уровням управления.
Библиографический список
1. Жихаревич Б. С. Территориальное стратегическое планирование при переходе к рыночной экономике: опыт городов России / Б.С. Жихаревич, Э. Лимонов [и др.]. - СПб.: ГП МЦСЭИ «Леон-тьевский центр», 2003. - С. 10.
2. Герасимова В.В. Методические подходы к разработке и оценке качества муниципальной программы социально-экономического развития / В.В. Герасимова, Т.Б. Иванова // Муниципальная власть. - 2013. - № 3. - С. 48-51.
3. Закиров И. Д. Формирование стратегии развития и оценка эффективности деятельности муниципальных образований / И. Д. Закиров, И. А. Тажитдинов, В.В. Казаков // Вестник Томского университета. - 2009. - № 323 - С. 254-258.
4. Вильчинская О.В. Муниципальные образования Азово-Черноморского побережья Краснодарского края: современное состояние, проблемы и перспективы устойчивого развития / О.В. Вильчинская, Е.А. Камбарова // Муниципальная власть. - 2010. - № 6. - С. 79-89.
Д.А. Гавриленко
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация: в статье приводится генезис понятия корпорации, его значение и применение в различных отраслях науки. Автор проводит сравнительный анализ института корпорации и региональных интеграционных объединений, проводит анализ природы и институтов Европейского союза как корпорации.
Ключевые слова: региональная интеграция, региональные интеграционные объединения, корпоративное управление.
Термин «корпорация» произошел от латинского сотротайо, что значит «объединение, союз, общество» [2]. Согласно словарю иностранных слов термин «корпорация» означает общество, соединенное какой-либо общей целью, имеющее свой устав и особые предоставленные ему права [8]. Современный экономический словарь дает термину корпорация следующее определение: корпорация - совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права [7].
© Гавриленко Д.А., 2014
В российском законодательстве легальное определение понятия корпорация отсутствует. На практике, однако, можно столкнуться с различными вариантами употребления этого термина, например: финансовая корпорация или промышленная корпорация и т.д. В научной и учебной литературе приводятся различные определения понятия «корпорация». В том числе и такие, где под корпорацией понимается акционерное общество. Однако, по мнению автора, такое определение является узким, не раскрывающим в полной мере сущности корпорации.
Не претендуя на исчерпывающую полноту дефиниции, предлагаем следующее рабочее определении корпорации, используемое в рамках нашего исследования: объединение сторон, организационные особенности которого обеспечивают учет интересов различных групп участников корпоративных отношений при принятии решений о распределении ресурсов корпорации. Если взглянуть на корпорацию с точки зрения приведенного выше определения, можно ли говорить о том, что региональные интеграционные объединения, такие как, например, Европейский союз (ЕС) или Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) являются корпорациями в полном значении этого термина, а следовательно объектами корпоративного управления?
Остановимся подробнее на данном вопросе и рассмотрим в качестве примера Европейский союз, - на сегодняшний день наиболее развитое региональное интеграционное объединение. Термин «интеграция» (от латинского integrum - целое; integratio - восстановление, восполнение) означает объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития [9]; сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны, мира. Интеграция в международной жизни означает объединение группы государств в интеграционный комплекс, который берет на себя в той или иной степени управление процессом функционирования в различных областях составляющих его частей - государств [6].
Региональная международная интеграция осуществляется на основе принципа международного сотрудничества государств. Ради достижения общих целей в рамках объединения создается система наднациональных органов, которым участники передают властные полномочия и признают их юрисдикцию, управляющих и направляющих развитие корпорации государств [10].
В упрощенной форме принцип наднациональности заключается в обязательности решения, принятого большинством участников, для всех членов объединения. Для лучшего понимания природы ЕС рассмотрим его институциональное построение и функции органов управления.
Европейский совет является высшим органом политического руководства ЕС. В соответствии со статьей 4 Договора о Европейском союзе (далее - ДЕС) «Европейский совет дает Союзу необходимые для его развития побудительные импульсы и определяет для него общие политические ориентиры» [4]. Европейский совет является верховной инстанцией Союза, принимает ключевые для его развития решения, а также осуществляет функции политического арбитража. Решения Европейского совета выносятся по широкому спектру вопросов: вопросы, связанные с переходом к тому или иному этапу развития, решения, необходимые для разработки и введения новых учредительных актов, созыва межправительственных конференций и т.п. На практике Европейский совет может принять к своему рассмотрению любой существенно важный вопрос жизнедеятельности и эволюции Союза [3, с. 148].
Совет ЕС (или просто Совет) - ведущий институт ЕС, который призван обеспечить согласование национальных интересов государств-членов с достижением целей и выполне-
нием задач, стоящих перед интеграционными образованиями [3, с. 151]. Совет состоит из представителей правительств государств-членов на уровне министров. Решение проблем в определенной области требует созыва Совета в составе министров той или иной области. Полномочия Совета содержатся в учредительных договорах, а именно в статье 16 ДЕС: «Совет совместно с парламентом осуществляет законодательные и бюджетные функции. Он определяет политики и координирует их осуществление в соответствии с условиями, преду-предусмотренными Договорами».
Европейский парламент - представительный орган европейского интеграционного образования. В соответствии со статьей 14 ДЕС Европарламент состоит из представителей граждан ЕС. Полномочия Парламента заключаются в
- участии в нормотворческом процессе;
- вотировании бюджета и утверждении отчета о его исполнении;
- участии в формировании других институтов и контроле за их деятельностью;
- осуществлении внешних связей.
Европейская комиссия является ведущим институтом Союза, воплощающим в себе наднациональное начало в европейском строительстве. Ее цель - стоять на страже и добиваться осуществления задач и целей европейской интеграции.
В соответствии со статьей 18 ДЕС Комиссия отстаивает общие интересы Союза и предпринимает для этого все необходимые инициативы. Она исполняет бюджет и руководит реализацией программ, осуществляет координационные, исполнительские и управленческие функции. Именно Европейская комиссия является носителем исполнительной власти, исполнительно-распорядительным органом ЕС.
Сравним институциональное построение и функционирование ЕС с классической структурой одной из наиболее распространенных форм корпорации как организации предпринимательской деятельности - акционерным обществом.
Европейский совет выполняет функции, схожие с функциями совета директоров в акционером обществе. Оба этих органа осуществляют общее руководство деятельностью Союза и общества, определяют стратегию развития и стоящие перед ними задачи. Совет ЕС и Европейский парламент подобно общему собранию акционеров представляют интересы участников объединения - государств и их граждан. Комиссия как исполнительный орган осуществляет непосредственное управление интеграционным объединением.
Несомненно, проводимые аналогии достаточно условны, что объясняется несравнимыми масштабами и уровнем задач, стоящих перед объединением государств и хозяйствующим субъектом. Но в рамках нашего исследования интерес вызывают схожие принципы построения корпорации как одной из форм организации предпринимательской деятельности и регионального интеграционного объединения государств. Как следует из науки корпоративного управления, главным признаком корпорации является не форма ее организации, но наличие определенных организационных механизмов [5, с. 45].
В своем функционировании ЕС соблюдает условия, необходимые для функционирования корпорации, - это и учет интересов различных групп участников корпоративных отношений, и наличие органов и процедур (делающих не только возможным, но и обязательным), учет мнений и интересов различных участников при принятии решений, и множественность субъектов управления, и соблюдение баланса интересов участников корпоративных отношений - государств-участников и институтов Союза.
Подходит ЕС и под определение интегрирующей корпоративной системы - корпоративной системы, состоящей из нескольких самостоятельных хозяйственных объектов (в дан-
ном случае эту роль выполняют государства). Участники самостоятельны в силу своей территориальной раздельности и суверенности.
Следующим схожим признаком можно назвать принцип взаимодействия участников данных объединений: при отсутствии механизма принуждения отсутствует и гарантия выполнения обязательств участниками корпорации. Такой подход к пониманию региональных интеграционных объединений (ЕС, ЕврАзЭС и др.) как наднациональных интегрирующих корпоративных систем открывает новые возможности для применения инструментария корпоративного управления - дисциплины, ориентированной на решение определенных задач, связанных с организацией управления в социальных системах с учетом интересов различных участников [5, с. 43].
Не все из региональных интеграционных объединений, существующих в мире, имеют своей целью создание экономического и валютного союза и эволюционирование до такого сложного объединения, как ЕС. Тем не менее можно констатировать стремление государств к переходу на более развитый уровень управления - передачу части своих полномочий наднациональным органам, а значит и актуальность вопроса управления такими корпорациями -региональными интеграционными объединениями.
Кризис ЕС - наиболее развитой формы территориальной корпорации вызывает множество дискуссий. В основном эксперты выдвигают экономические причины кризиса, такие как рост госдолга, нарушение равновесия платежного баланса, структурные проблемы евро-зоны, негибкая кредитно-денежная политика, потеря доверия инвесторов. Тем не менее названные причины являются, скорее, вторичными, производными от более глубоких проблем и противоречий структурного характера.
Главным условием стабилизации ситуации в Европе является решение структурных проблем и проблем управления.
Очевидно, что ЕС столкнулось с проблемой нового уровня, ранее не встречавшейся -проблемой управления такой сложной по структуре корпорацией. Тем не менее характер этих проблем и причины, вызвавшие их, не являются чем-то новым для науки корпоративного управления. Безусловно, наивно полагать, что инструментарий корпоративного управления является панацей и спасением от проблем, возникших перед ЕС. Но подобная точка зрения на возникший кризис расширит границы понимания его причин и условий, а также пути решения, позволит выработать многомерный и системный подход к данной задаче.
В настоящее время изучение проблем, возникших при функционировании региональных интеграционных объединений, традиционно принято относить к вопросам входящим в сферу изучения таких направлений науки, как международная интеграция и глобализация. Тем не менее очевидно, что названные направления не имеют задачи изучать причины кризиса управления и функционирования региональных интеграционных объединений. Хотя наука корпоративного управления в чистом виде также не ставит перед собой таких задач, но имеет инструменты для их решения, которые необходимо лишь адаптировать к масштабу функционирования региональных корпораций. Решение проблем подобного рода важно не только для ЕС и ее стран-участниц, но и для мирового сообщества в целом, а также для молодых территориальных корпораций, таких как ЕврАзЕс. Для последних важность нахождения ответов и решений на возникшие проблемы диктуется необходимостью избежать структурного и управленческого несовершенства системы на стадии создания и формирования корпорации. Анализ структурного и управленческого кризиса ЕС с точки зрения корпоративного управления и дальнейшее построение и организация региональной корпорации с учетом соблюдения баланса полномочий органов ее управления, создания действенных ин-
струментов оценки качества управления, а также создания системы строгой отчетности участников позволит создать эффективную структуру, в меньшей степени зависящую от внешних факторов.
Библиографический список
1. Арах М. Европейский союз. Видение политического объединения / М. Арах. - М.: Экономика, 1998.
2. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, СПб.: Норит, 2000.
3. Европейское право: учеб. для вузов / Под ред. проф. Л.М. Энтина. - М.: Норма, 2005.
4. Европейский союз: прошлое, настоящее, будущее. Документы Европейского союза. Т. 1. Договоры, учреждающие Европейские сообщества. - М.: Междунар. изд. группа «Право», 1994.
5. Корпоративное управление: учеб. пособие / Под ред. проф. В.Г. Антонова. - М.: ГУУ, 2010.
6. Ю.А. Матвеевский. Интеграционные процессы в Западной Европе / Ю.А. Матвеевский. - М., МГИМО, ИЕП, 2001.
7. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. / Б. А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2006.
8. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / Под ред. А.Н. Чудинова. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - Изд. 3-е, испр. и доп. - СПб.: Издание В.И. Губинского, 1910.
9. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: АСТ, 2000.
10. Якобайт К. Теория региональной интеграции // Региональная интеграция в Центральной Азии. -Берлин: Германский фонд международного развития, 1995.
Р.Н. Гасанов
ФАКТОРЫ РИСКА И ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация: в статье рассматривается политический статус Республики Дагестан в составе России и проблемы, которые не дают возможности региону стать полноправным субъектом Федерации, а также меры, вырабатываемые местными и центральными властями для сведения к минимуму факторов риска для социально-экономической эволюции. В статье анализируются обобщения, выработанные по рассматриваемой тематике ведущими специалистами - политологами, социологами и экономистами, обосновывается опасность для региона и России в целом ваххабизма (салафизма) и этапы его распространения в Дагестане, рассматриваются основные аспекты Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, слабые и сильные стороны последней.
Ключевые слова: Республика Дагестан, политический статус, социально-экономическая политика, факторы риска, стратегия развития.
Республика Дагестан - самый южный регион Российской Федерации. Его территория - 50,3 тыс. км2, население - почти 3 миллиона человек. Он входит в состав СевероКавказского федерального округа и имеет общую сухопутную границу с Грузией и Азербайджаном и морскую - с Ираном, Казахстаном, обеспечивая тем самым один из выходов Российской Федерации в Каспийское море.
© Гасанов Р.Н., 2014