УДК 338.28
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
REGIONAL INSTITUTIONS FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT : CURRENT
STATUS AND PROSPECTS
Е.А. Носачевская, Р.В.Шумахов E.A. Nosachevskaya, R.V.Shumakhov
Юго-Западный государственный университет, Северо-Кавказский институт филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Southwest state university, North Caucasian institute branch of the Russian Russian Presidential
Academy of National Economy and Public Administration
E-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются институциональные механизмы стимулирования развития экономики на региональном уровне в современных условиях. В качестве одного из эффективных инструментов регулирования развития региональной экономики, в том числе реализации проектов выступает создание и развитие специализированных институтов, таких как фонды поддержки, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы. Деятельность данных институтов направлена на поддержку малого и среднего бизнеса, стимулирование экспорта отечественных товаров и услуг, развитие инновационной сферы, нивелирование дисбалансов в развитии хозяйств субъектов Российской Федерации и др. В связи с этим в статье предложены авторские подходы, связанные с перспективами работы институтов развития экономики на уровне субъектов Российской Федерации.
Abstract
The article examines the institutional mechanisms to stimulate economic development at the regional level in modern conditions. As one of the effective tools of regulation of regional economic development, including the implementation of the projects is the creation and development of specialized institutions, such as support funds, venture capital funds, business incubators. The work of the institutions aimed at supporting small and medium business, stimulation of export of domestic goods and services, development of the innovation sector, leveling the imbalances in the development of the farms of subjects of the Russian Federation. In this regard, in the article the author approaches associated with the perspectives of the institutions of economic development for the regions of the Russian Federation.
Ключевые слова: регион, институциональные основы, социально-экономическое развитие, инвестиции, стимулирование, экономический рост.
Keywords: region, institutional framework, socio-economic development, investment, stimulation of economic growth.
Введение
Обеспечение экономического роста регионов в сегодняшних условиях является актуальной задачей. Недостаточный уровень развития институциональной среды, инфраструктуры, включая применение современных технологий в реальном секторе экономики, а также
нехватка кадровых, финансовых, в том числе инвестиционных ресурсов для ряда регионов зачастую являются причиной определенного отставания в экономическом развитии. По данным рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) в 2015-2016 гг. инвестиционный потенциал, в том числе трудовой, производственный, финансовый, институциональный, инфраструктурный, природно-ресурсный относительно высок в таких российских регионах как г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская область, Республика Татарстан, Красноярский край, Ростовская, Нижегородская, Челябинская области, Республика Башкортостан (таблица).
При этом минимальные значения доли инвестиционного потенциала в общероссийском инвестиционном потенциале в 2016 году зафиксированы в Республиках Тыва, Алтай, Калмыкия, Ненецком автономном округе [Официальный сайт рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) 2017]. Таблица 1 Table 1
Доля некоторых субъектов Российской Федерации
в общероссийском инвестиционном потенциале в 2016 году [8] Share of some territorial subjects of the Russian Federation
in the all-Russian investment potential in 2016_
Наименование региона Доля, %
1 2
г. Москва 14,511
Московская область 5,868
г. Санкт-Петербург 4,652
Краснодарский край 2,877
Свердловская область 2,551
Республика Татарстан 2,460
Красноярский край 2,329
Ростовская область 1,994
Нижегородская область 1,987
Челябинская область 1,867
Механизмов рынка с учетом высокого уровня его изменчивости и неопределенности в таких условиях недостаточно для создания и реализации эффективных проектов, включая проекты, связанные с передовыми технологическими разработками.
Одним из эффективных механизмов управления социально-экономическими процессами может выступать планирование и программирование развития региональных отраслей с обязательным привлечением к участию в данных процессах хозяйствующих субъектов, государственных структур, научного сообщества. Наряду с этим важным является создание и развитие специализированных институтов в качестве организационной инфраструктуры, позволяющей предприятиям, функционирующим в приоритетных отраслях экономики, иметь возможность максимально оперативного доступа к необходимым финансовым, информационным и иным ресурсам. Основные результаты исследования
В настоящее время на федеральном уровне действуют институты развития экономической и социальной инфраструктуры, в том числе поддержки производственных комплексов, инновационной сферы, малого и среднего бизнеса, экспорта отечественных товаров и услуг, а также развития внешнеэкономической деятельности.
Анализ показателей социально-экономического развития регионов России свидетельствует о неравномерности экономического развития в субъектах Российской Федерации. Между регионами сохраняются диспропорции в ключевых показателях функционирования хозяйственных комплексов [Носачевская Е.А. 2016].
Работа отдельных институциональных структур связана с реализацией комплекса мероприятий, направленных на устранение существенных дисбалансов в развитии хозяйства субъектов Российской Федерации.
Например, Фонд развития промышленности в рамках своей деятельности реализует мероприятия по модернизации и развитию отечественной промышленности, стимулированию создания высокотехнологичной продукции за счет предоставления различного рода льгот, включая механизм софинансирования, что способствует притоку инвестиционных ресурсов в экономику регионов [Официальный сайт Фонда развития промышленности 2017].
Компания Роснано инвестирует средства в высокотехнологичные проекты, создающие новые производства на территории нашей страны, а также в проекты по коммерциализации перспективных разработок [Официальный сайт РОСНАНО 2017].
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере оказывает финансовую поддержку инноваторам и малым предприятиям, которые занимаются высокотехнологичными разработками с высоким уровнем вероятности дальнейшей коммерциализации [Официальный сайт Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере 2017].
Современные информационно-коммуникационные технологии играют большую роль в повышении уровня сложности решаемых задач, производительности труда и в целом конкурентоспособности отечественной продукции. Финансовую поддержку проектов, направленных на разработку и продвижение российского программного обеспечения, осуществляет Российский фонд информационно-коммуникационных технологий [Носачевская Е.А. Казаков К.В. 2014].
Содействие развитию экспорта российских товаров и услуг в значительной степени осуществляют Российский экспортный центр в части предоставления финансовых и нефинансовых мер поддержки экспортерам и Российское агентство по страхованию экспортных кредитов посредством использования страхового инструментария защиты экспортных кредитов и инвестиций [Официальный сайт Российского агентства по страхованию экспортных кредитов 2017; Официальный сайт Российского экспортного центра 2017].
В субъектах Российской Федерации действуют организации, в числе которых - фонды поддержки, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы. Их деятельность связана с поддержкой малого и среднего предпринимательства, стимулированием развития инноваций. Функционально такие организации могут быть отнесены к институтам развития. Заключение
Как показали результаты проведенного авторами анализа актуальных региональных программ в сфере развития экономики, инноваций в регионах с высоким уровнем инвестиционного потенциала реализуется система поддержки хозяйствующих субъектов и инвесторов в реальном секторе экономики, в том числе посредством работы различных институтов и инструментов развития таких как: фонды поддержки, бизнес-инкубаторы, предоставление налоговых льгот. Зачастую такими льготами активно пользуются технопарки и промышленные комплексы.
В Москве, Московской области и Санкт-Петербурге сосредоточены достаточно большие финансовые, трудовые, информационные ресурсы и отчасти в связи с этим головные организации федеральных институтов развития, как правило, расположены на территории этих регионов. Это создает дополнительные преимущества для ускоренного развития бизнеса, инфраструктуры в данных субъектах Российской Федерации.
Вместе с тем опыт регионов-лидеров по уровню инвестиционного потенциала позволяет использовать механизмы и инструменты, доказавшие свою эффективность и при принятии управленческих решений на государственном уровне в других регионах страны. За последние годы ряд регионов действительно продемонстрировал относительно высокие
темпы экономического роста, несмотря на определенные трудности, связанные с развитием внешней среды.
Приведем примеры субъектов Российской Федерации, в которых предприняты, на наш взгляд, особые усилия с точки зрения создания и обеспечения деятельности институтов развития, позволившие достичь высокого уровня инвестиционного потенциала. Так, в Краснодарском крае работает Центр поддержки предпринимательства при региональном Гарантийном фонде, оказывающий информационно-консультационную помощь предпринимателям края [Официальный сайт Центра поддержки предпринимательства Краснодарского края 2017].
В Свердловской области действует региональный фонд поддержки предпринимательства. В рамках работы фонда осуществляется финансовая, информационная поддержка развития ориентированных на экспорт компаний, малого и среднего бизнеса [Официальный сайт Фонда поддержки предпринимательства Свердловской области 2017]. Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан представляет собой достаточно крупную организацию, в состав которой входят Центры поддержки предпринимательства, экспорта, микрофинансирования, инноваций в социальной сфере, а также несколько бизнес-инкубаторов. Фонд создает благоприятные условия для эффективной работы хозяйствующих субъСтаектов посредством применения финансовых и нефинансовых инструментов поддержки, включая предоставление займов. Проводит информационно-разъяснительную работу среди бизнес-сообщества в отношении федеральных и региональных мер поддержки предпринимательства [Официальный сайт Фонда поддержки предпринимательства Республики Татарстан 2017]. В Красноярском крае Агентство развития бизнеса оказывает консультационные услуги по вопросам ведения предпринимательской деятельности, реализует в этой сфере образовательные проекты, оказывает помощь компаниям в налаживании взаимосвязей с партнерами для вывода продукции на межрегиональные и зарубежные рынки [Официальный сайт Агентства развития бизнеса Красноярского края 2017]. Гарантийный Фонд в Ростовской области дает возможность расширить доступ предпринимателей к кредитным и иным финансовым ресурсам для развития бизнеса путем предоставления системы гарантий и поручительств по обязательствам субъектов предпринимательства [Официальный сайт Гарантийного Фонда Ростовской области 2017]. В Нижегородской области Фонд развития промышленности и венчурных инвестиций оказывает поддержку субъектам предпринимательства в научно-технической и инновационном сфере [Официальный сайт Фонда развития промышленности и венчурных инвестиций Нижегородской области 2017].
Фонд развития промышленности Челябинской области предоставляет льготные условия софинансирования проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий [Официальный сайт Фонда развития промышленности Челябинской области 2017].
Наряду с активной работой институтов развития, как показывают результаты исследования, в вышеперечисленных регионах развита сеть бизнес-инкубаторов, ориентированных на развитие различных отраслей, а также промышленных парков, площадок с предоставлением льгот и преференций инвесторам.
Однако по различным причинам, в том числе и в связи со спецификой территориального расположения, имеющихся в распоряжении ресурсов в ряде субъектов Российской Федерации остаются значительные резервы повышения эффективности функционирования региональной экономики.
В рамках деятельности по привлечению инвестиций в регион и обеспечению инновационного развития хозяйственного комплекса представляется целесообразным усилить взаимодействие институтов развития экономики с научными организациями, бизнес-сообществом. Также важно институтам развития в регионах, где они созданы, но не
обеспечивают должный уровень результативности работы принимать более активное участие в реализации государственной политики по регулированию социально-экономического развития территории.
Таким образом, деятельность специализированных институтов развития реального сектора экономики является важной и в современных условиях способствует повышению конкурентоспособности регионов. В связи с этим исследование данной проблематики представляет определенный научный и практический интерес.
Список литературы References
Указ Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г. № 596 // СПС «Консультант Плюс».
The decree of the President of the Russian Federation "About long-term state economic policy" of May 7, 2012 No. 596//Union of Right Forces "Consultant Plus".
Носачевская Е.А. Казаков К.В. 2014. Научное обеспечение региональной экономики в условиях развития информационных технологий. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. - 159 С.
Nosachevskaya E.A. K. V. Cossacks of 2014. Scientific providing regional economy in the conditions of information technology development. - M.: Publishing house "Business" of a RANEPA, 2014. - 159 C
Рубан Д.А. 2016. Мировой интеллектуальный потенциал управления региональными инновационными системами // Вестник НГУЭУ. - 2016. - № 3. - С. 84-94. Ruban D.A. 2016. World intellectual potential of management of regional innovative systems//Messenger. - 2016. - № 3. - С. 84-94.
Носачевская Е.А. 2016. О научном обеспечении опережающего развития региональной экономики. - «Научные известия», 2016. - №3 - С.13 - 15.
Nosachevskaya E.A. 2016. About scientific ensuring the advancing development of regional economy. - "Scientific news", 2016. - No. 3 - Page 13 - 15.
Официальный сайт Агентства развития бизнеса Красноярского края 2017. - URL: http://agpb24.ru/ (дата обращения 2 мая 2017).
Official site of the Agency of development of business of Krasnoyarsk Krai of 2017. - URL: http://agpb24.ru/ (date of the address on May 2, 2017).
Официальный сайт Гарантийного Фонда Ростовской области 2017. - URL: http://www.dongarant.ru/ (дата обращения 2 мая 2017).
Official site of Guarantee Fund of the Rostov region 2017. - URL: http://www.dongarant.ru/ (date of the address on May 2, 2017).
Официальный сайт Минэкономразвития России 2017. - URL: http://economy.gov.ru/ (дата обращения 2 мая 2017).
Official site of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation of 2017. - URL: http://economy.gov.ru/ (date of the address on May 2, 2017).
Официальный сайт рейтингового агентства RAEX (Эксперт РА) 2017.. - URL: http://raexpert.ru/ (дата обращения 2 мая 2017).
Official site of RAEX rating agency (Expert RA) 2017. - URL: http://raexpert.ru/ (date of the address on May 2, 2017).
Официальный сайт РОСНАНО 2017. - URL: http://www.rusnano.com/ (дата обращения 2 мая 2017).
Official site of RUSNANO of 2017. - URL: http://www.rusnano.com/ (date of the address on May 2, 2017).
Официальный сайт Российского агентства по страхованию экспортных кредитов 2017. -URL: http://www.exiar.ru/ (дата обращения 2 мая 2017).
Official site of the Russian agency on insurance of the export credits 2017. - URL: http://www.exiar.ru/ (date of the address on May 2, 2017).
Официальный сайт Российского фонда информационно-коммуникационных технологий 2017. - URL: http://www.rosinfocominvest.ru/ (дата обращения 2 мая 2017). Official site of the Russian fund of information and communication technologies 2017. - URL: http://www.rosinfocominvest.ru/ (date of the address on May 2, 2017).
Официальный сайт Российского экспортного центра 2017. - URL: https://www.exportcenter.ru/(дата обращения 2 мая 2017).
Official site of the Russian export center 2017. - URL: https://www.exportcenter.ru / (date of the address on May 2, 2017).
Официальный сайт Фонда развития промышленности 2017. - URL: http://frprf.ru/ Official site of Fund of development of the industry of 2017. - URL: http://frprf.ru/ Официальный сайт Фонда развития промышленности и венчурных инвестиций Нижегородской области 2017. - URL: https://venturenn.ru/(дата обращения 2 мая 2017). Official site of Fund of development of the industry and venture investments of the Nizhny Novgorod Region of 2017. - URL: https://venturenn.ru / (date of the address on May 2, 2017). Официальный сайт Фонда развития промышленности Челябинской области 2017. - URL: http://frp74.ru/about/ (дата обращения 2 мая 2017).
Official site of Fund of development of the industry of Chelyabinsk region of 2017. - URL: http://frp74.ru/about/ (date of the address on May 2, 2017).
Официальный сайт Фонда поддержки предпринимательства Свердловской области 2017. -URL: http://sofp.ru/ (дата обращения 2 мая 2017).
Official site of Fund of support of business of Sverdlovsk region of 2017. - URL: http://sofp.ru/ (date of the address on May 2, 2017).
Официальный сайт Фонда поддержки предпринимательства Республики Татарстан 2017. -URL: http://fpprt.ru/ (дата обращения 2 мая 2017).
Official site of Fund of support of business of the Republic of Tatarstan of 2017. - URL: http://fpprt.ru/ (date of the address on May 2, 2017).
Официальный сайт Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере 2017. - URL: http://www.fasie.ru/ (дата обращения 2 мая 2017). The official site of Fund of assistance to development of small forms of the enterprises in the scientific and technical sphere of 2017. - URL: http://www.fasie.ru/ (date of the address on May 2, 2017).
Официальный сайт Центра поддержки предпринимательства Краснодарского края 2017.-URL: http://www.mbkuban.ru/support/ (дата обращения 2 мая 2017).
Official site of the Center of support of business of Krasnodar Krai of 2017. - URL: http://www.mbkuban.ru/support/ (date of the address on May 2, 2017).