18
Экономические науки
УДК 338.28
О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Носачевская Е.А., доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности и налогообложения, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», г. Курск Е-mail: [email protected]
В статье рассматриваются перспективы развития экономики на региональном уровне в контексте реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г. и соответствующего плана. Особое внимание обращено на целесообразность объединения региональных усилий в работе по формированию и развитию благоприятного инновационного климата, максимально эффективной реализации имеющего ресурсного потенциала территорий. Также сформулированы приоритетные направления развития региональной экономики в современных условиях с позиции увеличения роли научного обеспечения в определении трендов функционирования хозяйственных комплексов.
Ключевые слова: регион, перспективы, социально-экономическое развитие, стимулирование, экономический рост.
ABOUT PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY IN MODERN CONDITIONS
Nosachevskaya E.A., doctor of economic sciences, çrofessor department of economic security and taxation, FSBEI HE "Southwest state university", city of Kursk
The article discusses the prospects of development of regional economy in the context of the implementation of the principles of the state policy of regional development of the Russian Federation for the period till 2025 and the corresponding plan. Special attention is paid to the appropriateness of pooling of regional efforts in the formation and development of favourable innovation climate, the most effective implementation with the resource potential of the territories. Also formulated priorities for the development of regional economy in modern conditions from a position of increasing the role of scientific support in identifying trends in the functioning of economic systems. Key words: region, prospects of socio-economic development, stimulation of economic growth.
В настоящее время наблюдаются существенные различия в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, износе транспортной, инженерной и другой инфраструктуры, а также в целом неравномерное размещение производительных сил на территории страны.
Так, например, среднедушевые доходы населения отличаются между регионами более чем в 5 раз, объем внебюджетных инвестиций в расчете на душу населения - более чем в 100 раз [10].
С целью нивелирования указанных дисбалансов в 2017 г. утверждены Основы государственной политики регионального развития
Российской Федерации на период до 2025 г. и разработан план мероприятий [1, 3].
Последний содержит 32 мероприятия, реализация которых направлена, в том числе, на инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы страны, привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном и местном уровнях [3].
Особое внимание уделено задаче совершенствования механизмов стимулирования регионов и муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала. Решение этой задачи должно сопровождаться научным обоснованием максимально эффективного
использования имеющихся в регионах ресурсов, реализации собственного производственного, налогового, интеллектуального, информационного и другого потенциала.
Существенным положительным моментом в работе механизмов распределения всех видов финансовой помощи из федерального бюджета региональным бюджетам является намерение осуществлять данное распределение на основе результатов системного мониторинга расходов субъектов Российской Федерации и их сопоставления со среднероссийскими расходами [1].
В рамках реализации вышеописанного плана к 2018 г. предполагается разработать Стратегию пространственного развития страны до 2025 г., к 2019 г. - скорректировать государственные, федеральные целевые программы и инвестиционные программы субъектов естественных монополий [3].
В результате реализации Стратегии важно определить роль, специализацию каждого субъекта Российской Федерации в межрегиональном разделении труда с учетом современного и перспективного размещения производительных сил.
Наряду с определением специализации территорий целесообразно осуществлять поиск новых стимулов, направлений ускоренного экономического развития регионов. Эта деятельность лежит в основе структурной модернизации экономики субъектов Российской Федерации и перехода к новой модели экономического роста.
Речь идет в первую очередь о развитии производства на новой высокотехнологичной основе. Положения Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» расширили рамки финансовой поддержки промышленности в регионах. В частности законом предусмотрена возможность предоставления субсидий из федерального бюджета на финансирование создания и усовершенствования объектов промышленной инфраструктуры. К их числу относят индустриальные парки, производственные и инновационные кластеры [5].
В целом научно обоснованный выбор приоритетов в развитии регионов позволит сформировать ясное представление, в том числе и на государственном уровне, и на уровне хозяйствующих субъектов о тех технологических, финансовых,
кадровых и иных ресурсах, которые необходимы для реализации запланированных мероприятий.
В последние годы наблюдаются позитивные тенденции формирования некоторых форм интеграции производства и прикладной науки на региональном уровне.
Например, в Москве, Санкт-Петербурге, республиках Татарстан, Башкортостан, Калужской, Белгородской, Воронежской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Томской областях и ряде других регионов успешно работают как достаточно крупные научно-производственные центры, так и инновационные кластеры, центры трансфера технологий, функционирующие на микроуровне, в том числе в сфере транспорта, биотехнологий, химии, медицины [10, 11].
Инновационная деятельность в свою очередь способствует системному развитию инфраструктуры высокотехнологичного производства. Для обмена опытом по созданию благоприятной социально-экономической, правовой, организационной основы ускоренного развития инноваций на региональном уровне, а также реализации проектов несколько лет назад начала работу Ассоциация инновационных регионов России [12].
В составе Ассоциации функционируют несколько комитетов - структурных подразделений, уделяющих пристальное внимание развитию инноваций в той или иной сфере.
Например, деятельность Комитета по развитию промышленности ориентирована, в том числе, на содействие разработке и реализации проектов развития промышленности и промышленной инфраструктуры; выявление и распространение лучших практик в сфере развития промышленности, включая новые формы ее организации; содействие развитию промышленных кластеров, промышленных технопарков и индустриальных парков в регионах [12].
Задачами Комитета по модернизации и инновационной экономике являются: сбор, анализ и распространение лучших региональных практик управления развитием инноваций и инновационной инфраструктуры; содействие кооперации и развитию инновационных территориальных кластеров, технопарков высоких технологий, инжиниринговых центров и иных инструментов; создание условий для обеспечения эффективной
20
ЕА. НОСАЧЕВСКАЯ
координации на региональном уровне проектов, реализуемых в рамках государственных программ Российской Федерации, деятельности институтов развития, программ инновационного развития компаний с государственным участием; организация взаимодействия регионов с российскими институтами развития [12].
К настоящему времени в состав Ассоциации входят 14 субъектов Российской Федерации. Вместе с тем на долю регионов, входящих в состав данной организации, приходится производство около одной третьей части всей инновационной продукции России и почти половина всех объектов инновационной инфраструктуры, работающих на территории нашей страны [12].
В связи с этим необходимо отметить важность участия всех регионов России в работе по эффективной реализации инвестиционного и инновационного потенциала, в том числе посредством выполнения перспективных экономических, научно-технических проектов совместно с регионами-лидерами в этой сфере, с зарубежными коллегами.
Несколько ведущих отечественных образовательных, научных и экспертных организаций ведут работу по составлению рейтингов инвестиционной и инновационной привлекательности регионов, в том числе рейтинговое агентство «Эксперт РА», Ассоциация инновационных регионов России, Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
В основе формирования рейтингов лежит система количественных и качественных показателей социально-экономического развития регионов.
Динамика изменения места региона в соответствующем рейтинге дает возможность провести детальный анализ составляющих формирования инвестиционного и инновационного климата, выявить проблемные моменты и преимущества территории, выработать рекомендации и принять обоснованные управленческие решения по совершенствованию региональных нормативных актов, организационной инфраструктуры и других важных составляющих формирования рейтинга.
Так, например, результаты национального рейтинга состояния инвестиционного климата
за 2015-2016 гг. позволили выявить регионы-лидеры по привлечению инвестиций в экономику, созданию благоприятных условий для ведения бизнеса (табл. 1).
Таблица 1
Рейтинг состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации [13]
Наименование субъекта Российской Федерации Место в рейтинге
2015 г. 2016 г.
Республика Татарстан 1 1
Белгородская область 3 2
Калужская область 2 3
Тульская область 10 4
Тюменская область 15 5
Чувашская Республика 9 6
Краснодарский край 7 7
Владимирская область 18 8
Ханты-Мансийский АО 12 9
гор. Москва 13 10
В свою очередь рейтинг инновационных регионов представляет собой результаты инновационного развития субъектов Российской Федерации (табл. 2).
Таблица 2
Рейтинг инновационных регионов [12]
Наименование субъекта Место в рейтинге
Российской Федерации 2015 г. 2016 г.
гор. Москва 2 1
гор. Санкт-Петербург 1 2
Республика Татарстан 3 3
Томская область 7 4
Новосибирская область 11 5
Калужская область 8 6
Республика Башкортостан 15 7
Нижегородская область 4 8
Московская область 6 9
Самарская область 14 10
Данный рейтинг дает возможность проанализировать позиции регионов, причины изменения места региона в рейтинге и оценить динамику
вариации значений показателей, составляющих рейтинг региона.
Внедрение инноваций, очевидно, требует применения передовых технологий и современного оборудования. Развитие инноваций осуществляется за счет средств хозяйствующих субъектов; бюджетных ассигнований регионального уровня; финансовых ресурсов инвестиционных компаний; кредитных организаций, институтов развития; средств научных фондов; привлеченных инвестиций. Финансовая поддержка развития инновационной деятельности в регионах из федерального бюджета оказывается со стороны нескольких ведомств, в том числе Минэкономразвития, Минпромторга, Минкомсвязи России.
Если говорить о косвенных стимулах активизации инновационного развития регионов, то на практике уже реализуются механизмы предоставления инвесторам пониженных ставок налогообложения; льготных кредитов; субсидирования части процентных ставок по кредитам на инновационную деятельность, страхования рисков и т. п.
Применение методов государственного стиму-
лирования инноваций наряду с организационными механизмами является эффективным способом активизации инновационной деятельности.
Таким образом, в числе приоритетных направлений развития региональной экономики в современных условиях в контексте исследуемой проблематики можно выделить: повышение эффективности научной и научно-технической деятельности в отношении внедрения передовых разработок в производство с целью снижения издержек, повышения производительности труда; рост наукоемкости производства; создание системы экономических стимулов для иннова-торов; дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры.
Учитывая изложенное, можно говорить о том, что необходимая нормативная и организационная база для ускоренного инновационного сбалансированного развития российских регионов создана. Поэтому в настоящее время особую актуальность приобретают исследования различных аспектов формирования и развития региональных инновационных систем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» от 16 января 2017 г. № 13// СПС «Консультант Плюс».
2. Указ Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г. № 596 // СПС «Консультант Плюс».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» от 5 июня 2017 г. № 1166-р // СПС «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06. 2014 г. № 172-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12. 2014 г. № 488-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
6. Валдайцев С.В. Место научных организаций в современной инновационно ориентируемой российской экономике // Вестник СПбГУ. Серия 5: Экономика. 2007. Вып. 4. C. 59-73.
7. Новая модель экономического развития России: концепция формирования и реализации. Издание Государственной Думы. М. 2016. - 320 с.
8. Носачевская Е.А., Казаков К.В. Научное обеспечение региональной экономики в условиях развития информационных технологий. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2014. - 159 с.
9. РубанД.А. Мировой интеллектуальный потенциал управления региональными инновационными системами // Вестник НГУЭУ. 2016. № 3. С. 84-94.
10. http://www.gks.ru/ - официальный сайт Росстата.
11. http://www.investinregions.ru - Инвестиционный портал регионов России.
12. http://i-regions.org - официальный сайт Ассоциации инновационных регионов России.
13. http://asi.ru/ - официальный сайт Агентства стратегических инициатив.