Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2020, №3, Том 12 / 2020, No 3, Vol 12 https://esj.today/issue-3-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/14ECVN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Рустамова С.С. Региональные и товарные особенности развития электронной торговли в России // Вестник Евразийской науки, 2020 №3, https://esj.today/PDF/14ECVN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Rustamova S.S. (2020). Regional and product development features e-Commerce in Russia. The Eurasian Scientific Journal, [online] 3(12). Available at: https://esj.today/PDF/14ECVN320.pdf (in Russian)
УДК 339.18 ГРНТИ 06
Рустамова Светлана Сергеевна
ГКОУ ВО «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал, Санкт-Петербург, Россия Старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=915729
Региональные и товарные особенности развития электронной торговли в России
Аннотация. В статье автором рассмотрены региональные и товарные особенности, связанные с влиянием на уровень развития электронной торговли в России. Определено значение всестороннего использования информатизированных ресурсов - информационных технологий. Именно в этом заключены тенденции и перспективы регионального и товарного роста в сфере электронной торговли в России. Автором также определена суть осуществления процесса взаимосвязи - сетевого взаимодействия по обусловленной степени интернетизации по уровню готовности регионов к дальнейшему повышению уровня по удовлетворению потребностей экономических агентов в оперативности и интерактивности.
В высокой степени имеет значение существенное сокращение затрат в деятельности торговых организаций, рассматриваемой как одну из способностей проведения торговых операций. То же можно отнести и к развитию деловых связей, поддержания позиций на рынках международного и регионального уровнях.
В настоящее время развитие электронной торговли получило новый импульс в научном исследовании состояния электронной торговли в России и обобщения региональных особенностей электронной торговли.
Практическое значение проведенного автором исследования заключается в отмеченной степени обобщенных данных по достижению необходимого уровня интернетизации и компьютеризации в регионах. Именно то, что будет способствовать обеспечению роста развития регионального рынка и товаров, учитывая их особенность в осуществлении процесса электронной торговли. Все, что сможет обеспечить будущую интеграцию в мировую экономическую систему, невозможно без интенсивного развития электронной торговли во всех регионах России.
Автором обоснованы и сделаны выводы относительно зависимости от возможностей приоритетного роста крупных компаний, отмечена определяющая роль экономических агентов,
осуществляющих автоматизированный бизнес-процесс для проведения торговых операций с использованием ресурсного потенциала в развитии электронной торговли на региональном уровне. Также определены пути и возможности России, связанные с осуществлением процесса взаимодействия российских электронных платежных систем с зарубежными системами в достижении необходимого международного уровня.
Ключевые слова: электронная торговля; интернетизация; региональные и товарные особенности развития; рынок; Интернет-торговля
Рассматривая будущие перспективы развития региональных рынков электронной торговли, можно утверждать, что насыщенность центральных регионов, имеет потенциальные возможности в обеспечении роста рынка электронной торговли в России. Приоритетное направление указано в Федеральной государственной программе «Информационное общество (2011-2020 годы)», которое заключается в рассмотрении эффективного использования электронных средств как особенности реализации процесса взаимодействии бизнес субъектов, ИТ-компаний, экономических торговых агентов, потребителей и непосредственно касается развития электронной торговли1.
Современное развитие электронной торговли, наряду с ростом потребительского спроса, обосновано новыми возможностями развития электронных платежных систем и механизмов реализации различных способов кредитования.
Несмотря на кризисное время, при сохранении темпов роста электронной торговли, в настоящее время ведущую роль играют сегменты электронной торговли в государственном секторе (Б20), а также в розничной электронной торговле (В2С).
Особенности развития и тенденции роста электронной торговли в регионах России
Определенно рынок Интернет-торговли динамично развивается и непрерывно растёт [1]. За последнее время мировой рынок Интернет-торговли увеличился в четыре раза с 839,8 млрд долл. США в 2017 году до 3,5 трлн долл. США (прогнозное значение) в 2019 году. В России по итогам 2018 года суммарный объём рынка Интернет-торговли составил 30,4 млрд долларов США. Согласно статистике, средняя посещаемость электронных площадок составляет 4 млрд пользователей в месяц. Для работы на трансграничной торговой площадке не требуется вывозить товар до момента сделки, а также присутствует возможность размещения на площадке с российским юридическим лицом2.
В соответствии с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) и других международных объединений, на основе формирования единых стандартов может быть осуществлена работа электронного обмена данными. В этой связи также могут быть использованы трансграничные способы, на основе которых рассматривается совместимость технических требований по вопросам защиты поставки трансграничных услуг. С новыми технологиями повышается значение трансграничных поставок. Это связано с таким видом торговли, которое занимает особое и важное место в поставке услуг в сфере медицины,
1 Федеральной государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/1/.
2 https://investinperm.ru/news/events/regionalnoe_minekonomrazvitiya_pomozhet_predpriyatiyam_kraya_razm estit_svoyu_produktsiyu_na_mezhduna/.
Введение
почтовых и туристических услуг, связанных с торговыми сделками. Особое место занимают аспекты по вопросам торговли, где более пятнадцати лет под влиянием ВТО рассматривается незначительная тенденция роста в развитии электронной торговли. В сфере влияния и высокотехнологического развития лидерами остаются США, Япония, Австралия, ЕС, Канада, Корея, Сингапур (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика оборота Интернет-торговли в регионах мира, млрд долл.3
По количеству Интернет пользователей в России, которая является одной из крупнейших европейских стран, насчитывается 84 млн человек, ежемесячно посещающих сеть. По сравнению с европейскими странами - составляет 70,4 %, такой уровень охвата сети является достаточно низким. Наряду с этим, Интернет пользователи смартфонов - 42,1 % населения, планшетов - 19 %. Существуют трудности в нашей стране, которые связаны с недостаточным развитием логистики для более быстрого развития электронной торговли, связанные с доставкой товаров в регионы России. В основном, объем трансграничных сделок, также как и темпы роста трансграничной торговли, увеличиваются. Это происходит за счет роста внутреннего рынка и тесной осуществляемой связи по оптимизации доставки из-за границы, в основном из Китая [2].
Дальнейший рост отрасли ожидается и в дальнейшем - 1,1 трлн рублей в текущем году, по объему трансграничных операций - 400 млрд рублей. По данным аналитиков за период с 2017 года по 2019 год наблюдалось увеличение количества совершенных международных отправлений с входящим товарным вложением, которое показало увеличение на 102 %, а количество заказов на внутреннем рынке возросло на 6 %. По оценке экспертов аналитиков «Почта России» является основным оператором. Доля доставки от 62 до 85 % (в общем объеме), так как именно «Почта России», по использованию ее услуг для многих продавцов - это единственный доступный способ реализации торговых операций с учетом региональных и товарных особенностей электронной торговли в России с национальным охватом. «Почта
3 «Интернет-торговля в России 2019» https://e-pepper.ru/news/internet-torgovlya-v-rossii-2019-analitika-data-insight.html.
России» имеет некоторые ограничения пропускной способности, что является сдерживающим фактором развития Интернет-торговли и трансграничной части3.
Исследуя региональные статистические данные России, на основе анализа, выявлено, что лидирующие позиции среди регионов занимают Москва и Санкт-Петербург (15 % населения страны и сконцентрировано более 60 % магазинов (по объёмам e-commerce)) [3].
Рассматривая другие регионы России, следует отметить высокую активность Красноярского края, также областей - Свердловской, Тюменской, Самарской. Особенность такой активности заключается в определении самых популярных товарных категориях, как на внутреннем, так и на трансграничном рынке. По результатам исследования выявлен рост локального рынка Интернет-торговли. Этому свидетельствуют официальные статистические данные рынка Интернет-торговли 2019 года, в которых указывается, что, например, продажа бытовой техники и электроники выросла на 17 %, (208 млрд рублей). Вместе с этим по сравнению с Россией лидером продаж остается Китай. Доля рынка Интернет-торговли Китая по оправлениям в Россию составляет 90 % (в денежном выражении - 52 %), по примеру Евросоюза - 4 % (23 %), США - 2 % (12 %). При рассмотрении данных о посещении магазинов Интернет покупателями, среди всех, торгующих в России, наибольшее количество посещений имеет Aliexpress - более 22 млн человек, Ozon.ru - около 9 млн человек, следующими являются Eldorado.ru, Dns-shop.ru и другие3.
По данным аналитиков, в России на рынке электронной торговли функционирует более 39 тыс. магазинов. Только треть рынка - это охват тридцати лидирующих компаний, то есть в отдельной отрасли одна компания может занимать 50 % рынка, а остальная часть рынка может быть поделена между тысячами магазинов малых размеров. По отношению к международным компаниям, например, оборот Ozon.ru, ведущие российские Интернет-магазины не являются достаточно крупными и составляют менее 1 % от оборота своего глобального аналога Amazon.com [4]. В России могут и происходят слияния и поглощения ведущих участников рынка, многие из которых не так давно начали развивать электронную торговлю. По данным Insales, более 80 % Интернет-магазинов закрываются в течение одного года существования из-за высоких издержек в условиях выживаемости на рынке.
Целью данного исследования - исследовать состояние электронной торговли в России на основе обобщения региональных особенностей электронной торговли.
В условиях экономического кризиса в стране, развитие электронной торговли в России на сегодняшний день по показателям общего уровня значительно отстает от показателей развития западных стран. Кроме этого, существует ряд причин - в большинстве российских регионов отсутствует доступ к телекоммуникационным сетям как определяющий уровень современности, также можно отметить факт отсутствия доверия потребителей. Существенным для бизнеса является электронная торговля как реализации возможностей, как ресурс, способствующий увеличению собственных доходов, развитию регионов и страны в целом [5].
Развитие территории России напрямую зависит от потенциальных возможностей внедрения инновационного технологичного, инновационных возможностей кластеров. Кластеры в экосистеме определяются особыми синергетическими эффектами, которые достигаются в ее образовании. Это объясняется тем, что экосистема представляет собой функциональные связи, сложное переплетение в формировании широкого круга автономных и разного профиля партнеров, которые экономически связаны [6].
По данным аналитиков исследовательской компании Data Insight «Интернет-торговля в России 2019» в 2019 году объём рынка электронной торговли России составил $30,6 млрд (рис. 2).
Рисунок 2. Объем и рост рынка eCommerce в 2019 году (прогноз), млрд долларов
По данным аналитиков доля eCommerce в ВВП страны составляет 1,3 %. Если рассматривать в сравнении, то в Великобритании - 2,8 %, в США - 2,6 %.
Для России показатель рынка электронной торговли составляет $170 в пересчете на душу населения. Такой показатель достаточно низкого уровня по сравнению с западными странами. По прогнозам аналитиков к 2023 году может произойти резкий рост рынка (рис. 3).
самые быстрорастущие рынки в 2019
Прогноз роста в 2019 году
Источник: Poci ноябрь 2019 Динамика пок;:
Мексика Индия Филипины Китай Россия* Малайзия Канада Индонезия Аргентина Южная Корея
г - eMarketer. Май 2019. размер рынка - Statista 2019 (кроме Индия, Китай - eCom
; 35%
Размер рынка, млрд долл.
9,0
^■32% 32,0
1,0
|27% 738,0
23% 30,6
22% 3,7
25,4
ШШШ^ШШШШ 21 % 18,8
19% 3,4
|18% 65,5
ibon). Россия (объем и р
- Data Insight, г
six валютах. б€
лияния валютных
Рисунок 3. Быстрорастущие рынки в 2019 году3
По итогам исследования статистических данных по отчёту «Интернет-торговля в России 2019» аналитиками исследовательской компании Data Insight дан прогноз среднегодового роста крупнейших рынков в 2019-2023 году (рис. 4).
Прогноз среднегодового роста крупнейших рынков в 2019-2023 году
Рисунок 4. Прогноз среднерастущих среднегодового роста крупнейших рынков в 2019-2023 году3
Россияне сегодня могут осуществлять заказы товаров в Интернете ежемесячно. Так, если из-за рубежа приходит товар весом 31 кг на сумму 1 тыс. евро, то - без уплаты пошлин. Странами ЕАЭС в начале февраля 2018 г. были согласованы новые и единые пороги беспошлинной Интернет-торговли. Беспошлинный порог с 1 января 2019 года был снижен до 500 евро, а с начала 2020 года он составил 200 евро.
Расширение рамок сотрудничества участников Интернет-торговли
На основе изложенных материалов, проведенной в Люксоре конференции Всемирной таможенной организации и результатов первой глобальной конференции по электронной торговле, проведенной в Пекине в 2018 г., где приняли участие представители директивных органов и эксперты таможенных администраций, соответствующих учреждений и министерств, операторов электронной торговли, международных организаций, региональных экономических сообществ и других заинтересованных сторон, была представлена возможность участникам обсудить последние достижения в области быстрорастущей трансграничной электронной торговли4.
На конференции в Пекине обсуждались вопросы по разработке стандартов и ряд важных элементов по Интернет коммерции. По результатам, открытой в Пекине Первой всемирной конференции по электронной торговле с участием России в итоговом документе говорилось, что «.. .посредством всеобъемлющей координации абсолютно всех участников нужно создать устойчивую экосистему, которая поспособствует процветанию такого явления, как трансграничная электронная коммерция. Необходимо усилить сотрудничество между
4 Новые направления развития трансграничной торговли // https://cyberleninka.ru/article/n/novye-napravleniya-razvitiya-transgranichnoy-elektronnoy-torgovli.
Страница 6 из 11
14ECVN320
международным таможенным сообществом путем обмена информацией, взаимного признания механизмов по контроли и упрощению процедур»5.
В результате проведенной конференции была подписана декларация и отмечена необходимость в расширении рамок сотрудничества. Также, было отмечено, что важным моментом является укрепление диалога с участниками цепей Интернет-торговли. Выявлена необходимость в проведении исследования по осуществлению совместной работы над формулированием новых стандартов. Трансграничные поставки являются одним из главных вопросов конференции о контроле рисков и создания безопасной системы. На конференции после обсуждения было принято общее решение о принятии эффективных мер, способных обеспечить безопасность и надежность в осуществлении деятельности торговых компаний (организаций) сферы электронной коммерции в достаточной степени прозрачности, пропорциональности и целостности процесса реализации. Данное решение способно реализоваться через налаживание компьютеризации, автоматизации, усиленную интенсивность по обработке данных в полном объеме [7].
Число заказов в российских Интернет-магазинах уменьшилось на 20-30 % за последний период времени. Такие данные следуют из «Ежедневного индекса Интернет-торговли» аналитической компании Data Insight.
Партнёр Data Insight Фёдор Вирин так объясняет ситуации на рынке электронной торговли: «Интернет-торговля в среднем сейчас снижается, несмотря на то, что может показаться обратное. Очень быстро растут продажи продуктов питания и лекарств, но эти две категории составляют всего несколько процентов от общего объема Интернет-торговли. Растет также электроника (при переходе на домашнюю работу или обучение, оказывается, нужен новый компьютер), однако, все остальные категории падают: одежда (она мало кому нужна, если не надо выходить из дома), мелкая электроника, детские товары (в них много одежды), подарки, спорттовары для аутдора ... все это тянет Интернет-торговлю пока что вниз, несмотря на огромный рост Интернет-торговли в отдельных сегментах», - рассказал E-pepper.ru6.
По мнению специалистов Торгово-промышленной палаты РФ, на сегодняшний день, основная проблема онлайн-торговли заключается в многочисленных ограничениях, связанных с «режимом самоизоляции».
Особо напряженная для работы eCommerce ситуация сложилась в Краснодаре, Чеченской республике, Астрахани, Мурманске, Южно-Сахалинске, Архангельске и Татарстане.
Ресурсное обеспечение российских регионов и проблемы реализации потенциальных возможностей
Регионы Российской Федерации обладают рядом особенностей, которые влияют на уровень их расслоения, субъекты неодинаково обеспечены ресурсами. Ресурсное обеспечение - экономическое, социальное, трудовое может приводить к условиям функционирования в различной степени. В условиях экономических кризисов, структурных преобразований регионов за последние 20 лет, происходит медленный процесс восстановления в новых условиях хозяйствования. Поэтому необходим период адаптации и, если рассматривать дисбаланс в обществе, то причиной неравномерного развития российских регионов следует
5 Первая всемирная конференция по электронной торговле с участием России открылась в Пекине // http://www.customs.ru/index.php?option=com content&view=article&id.
6 Проблемы на сегодняшний день? https://e-pepper.ru/news/logisty-vo-vremya-karantina.html. Страница 7 из 11
рассматривать по существующим диспропорциям, к которым, например, можно отнести не только большую территорию, но и разнообразие ресурсов, их наличие или отсутствие в природном, производственном и трудовом разрезе. В экономическом развитии происходит замедление процесса или роста, что напрямую связано с региональным низким производственным потенциалом (Республика Дагестан, Чеченская Республика и др.) и может стать причиной низкого качества жизни населения. Показатели высокого регионального уровня экономического развития также связаны с ресурсным потенциалом, имеют высокий уровень обеспеченности. В качестве показателей выступают производственные ресурсы, развитая банковская и финансовая инфраструктура. К таким регионам относятся Тюменская область, Москва, Санкт-Петербург [8].
В основном, по рекомендациям регионального Минэкономразвития, ведение бизнеса с использованием каналов электронной коммерции позволит предпринимателям выйти на новые рубежи экспортных рынков с наименьшими затратами при начале их освоения. В частности, предлагать товар широкой аудитории или, наоборот, использовать узкопрофильные площадки, снижая при этом затраты на содержание и обслуживание складов в различных регионах. Такой подход способствует использованию логистических каналов и товары можно отправлять из любой точки мира, также как и при использовании возможностей электронного маркетинга, повысить узнаваемость бренда (товара) в сети.
По итогам отчетов и сбора статистических данных исследования, за первые 3 квартала 2019 года было оформлено 15,7 млн отправок на сумму 817 млн долларов. Средний чек за 2019 год снизится и составит по прогнозам 52 доллара. Самые динамичные категории 2019 года -Красота и здоровье (+24 %), Дом и сад (+10 %), Запчасти (+9 %). В то время как лидером в распределении товарных категорий экспорта является мода (28 %)7.
В результате проведенного исследования, выявлены особенности регионального и товарного развития электронной торговли в России (рис. 5).
Рисунок 5. Модель рынка Data Insight и eBay о розничном товарном онлайн-экспорте из России8
7 Региональный Центр развития торговли. https://ulgov.ru/news/regional/2020.02.12/56230/.
8 Рынок розничного онлайн-экспорта в России. http://www. datainsight. ru/eBay_export2019_infographics.
Data Insight и eBay о розничном товарном онлайн-экспорте из России: оценка объема рынка в деньгах и заказах, динамика год к году, распределение по товарным категориям, странам назначения и регионам отправки. Модель рынка построена на основе данных об объемах экспорта и отправлениях, которые предоставили игроки рынка: крупные Интернет-магазины, платформы продаж, логисты (включая Почту России)9.
Высокая вероятность осуществления будущей интеграции в мировую экономическую систему возможна в условиях реализации потенциальных ресурсов развития электронной торговли, причем во всех регионах России. Такое утверждение можно объяснить существованием собственных возможностей, которыми располагают многие торговые компании в реализации услуги по доставке. В свою очередь, это позволит выстроить почти end-to-end-процесс на базе платформенной инфраструктуры и упростит процесс запуска и ведения бизнеса [9].
Развитие в регионах России носит сдерживающий характер, так как существует ряд сдерживающих проблем, связанных с определенными условиями и техническими возможностями. В первую очередь это связано с доставкой товаров покупателю, которые способствуют развитию электронной торговли. Для оплаты заказа можно использовать собственную платежную систему, одну из крупных социальных сетей «ВКонтакте», являющуюся наиболее популярной из всех систем электронных денег. Также следует использовать ресурсные возможности, что непосредственно будет способствовать осуществлению процесса взаимодействия российских электронных платежных систем с зарубежными системами. При этом возможно достичь необходимого уровня по степени надежности и эффективности в соответствии с международными требованиями.
На этапе развития электронной торговли в России происходит снижение уровня экстенсивного влияния. Это связано с возрастающим процессом компьютеризации и роста проникновения Интернета.
Обеспечение необходимого уровня интернетизации и компьютеризации в регионах может быть значительного увеличено в развитии сферы электронной торговли, если будут учтены особенности категорий товаров. Также следует реализовать процесс, связанный с эффективной работой экономических агентов, вовлеченных с целью увеличения электронного торгового оборота. Такой подход связан с приоритетным уровнем, долей регионального рынка, которые занимают крупные компании. В этом случае следует обратить внимание на необходимость автоматизировать бизнес-процессы в реализации проявляемой активности местным бизнесом для осуществления торговых операций, что непосредственно будет способствовать активизации ИТ-компаний и в значительной степени будет повышен уровень значимости предлагаемых готовых решений.
Развитие регионального и товарного рынка электронной торговли в России, с его особенностями в перспективном будущем может ожидать активность и увеличение до 60 % регионального оборота, что приходится на совершение торговых операций по росту электронных торговых отношений (Северо-Западный, Уральский, Сибирский и Приволжский федеральные округа, их крупных городов)10.
9 Региональный Центр развития торговли. https://ulgov.ru/news/regional/2020.02.12/56230/.
10 https://e-pepper.ru/news/logisty-vo-vremya-karantina.html.
Заключение
14ECVN320
Особенность регионального и товарного развития электронной торговли в России обусловлено степенью готовности в повышении уровня онлайн продаж отечественных товаров на территории России на основе реализации процесса сетевого взаимодействия в оперативной и интерактивной форме. За последний период, особенно отмеченный на 12.04.2020 года, по настоящее время в ожидаемом прогнозе наблюдается увеличения роста продаж российских производителей товаров более чем в 500 раз и данных по снижению на 20 % доли заказов иностранных компаний по сравнению с российскими товарами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воробьев К.Ю. Сущность электронной коммерции в системе международных торговых связей // Российский внешнеэкономический вестник. - М., 2015. - № 3. - С. 106-114.
2. Маслова Ж.Н. Международное сотрудничество в трансграничной торговле: ответ на вызовы времени // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 12-15.
3. Ветрова Е.Н., Яковенко Е.А. Состояние и перспективы развития электронной коммерции // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2016. - № 3. - С. 65-70.
4. Хаванова Н.В., Бокарева Е.В. Анализ мирового и российского рынка электронной торговли: Тенденции и проблемы развития // Сервис в России и за рубежом. - М., 2017. - Т. 11, № 3. - С. 137-146.
5. Бондаренко В.М. Потенциал России - новый подход к решению проблем пространственного развития. Горизонты экономики. 2019. 2 (48). С. 22-28.
6. Смородинская Н.В., Катуков Д.Д. Когда и почему региональные кластеры становятся базовым звеном современной экономики // Балтийский регион. 2019. Т. 11, № 3. С. 61-91.
7. Рустамова С.С. Роль цифровой экономики в инновационном развитии сферы таможенных услуг. Таможенные чтения - 2019. Наука и образование в условиях становления инновационной экономики: сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 3-х тт. Том II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2019. 286 с., С. 88-94.
8. Морошкина М.В. Пространственное развитие России: региональные диспропорции // Регионология. 2018. Т. 26, № 4. С. 638-657.
9. Пиле Я.Э. Цифровая экономика: точки роста Интернет-торговли // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 9. № 2А. С. 126-135.
Rustamova Svetlana Sergeevna
Russian customs academy Saint Petersburg them V.B. Bobkov branch, Saint Petersburg, Russia
E-mail: [email protected]
Regional and product development features e-Commerce in Russia
Abstract. In the article the author considers regional and commercial characteristics associated with the impact on the level of development of e-Commerce in Russia. Determined the value of the comprehensive utilization informatized resources and information technology. It is in this concluded the trends and prospects of regional and product growth in the field of electronic Commerce in Russia. The author also defines the essence of the process of interconnection and network interaction is due to the degree of connectedness at the level of readiness of regions to further improve to meet the needs of economic agents in the responsiveness and interactivity.
Highly matters a significant cost reduction in the activity of commercial organizations that are considered as one of the faculties of the operations. The same can be attributed to the development of business relations, maintain the market position in the international and regional levels.
Currently, the development of e-Commerce received a new impetus in the scientific study of the state of electronic Commerce in Russia and synthesis regional features of e-Commerce.
The practical significance of the research is the marked degree of the generalized data for achieving the required level of internetization and computerization in the regions. Exactly what will contribute to the growth of the regional market and goods, given their peculiarity in the implementation process of e-Commerce. All that I can to ensure future integration into the world economic system is impossible without intensive development of electronic Commerce in all regions of Russia.
The author proves, and conclusions about the possibilities of the priority growth of large companies, noted the decisive role of economic agents engaged in automated business process for conducting trading operations using the resource potential in the development of e-Commerce at the regional level. Also defined ways and possibilities of Russia related to the implementation of the process of interaction of the Russian electronic payment systems with foreign systems in achieving the necessary international level.
Keywords: e-Commerce; connectedness; regional and commercial characteristics of the development; market; online trading