Научная статья на тему 'Региональные и муниципальные системы образования в условиях инновационного развития'

Региональные и муниципальные системы образования в условиях инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапоренкова Г. А.

В статье рассматривается комплекс вопросов, связанных с методологией оценки эффективности региональных и муниципальных систем образования в условиях их инновационного развития. Изложены исходные методологические позиции в виде принципов, закономерностей, научных идей и положений для формирования общего подхода к оценке эффективности региональных и муниципальных систем образования. Представлена классификация видов эффективности систем образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the complex of the questions connected with methodology of an estimation of efficiency of regional and municipal education systems in the conditions of their innovative development is considered. Initial methodological positions in the form of principles, laws, scientific ideas and positions for formation of the general approach to an estimation of efficiency of regional and municipal education systems are stated. Classification of kinds of efficiency of education systems is presented.

Текст научной работы на тему «Региональные и муниципальные системы образования в условиях инновационного развития»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

ШАПОРЕНКОВА Г.А.

В статье рассматривается комплекс вопросов, связанных с методологией оценки эффективности региональных и муниципальных систем образования в условиях их инновационного развития. Изложены исходные методологические позиции в виде принципов, закономерностей, научных идей и положений для формирования общего подхода к оценке эффективности региональных и муниципальных систем образования. Представлена классификация видов эффективности систем образования.

In article the complex of the questions connected with methodology of an estimation of efficiency of regional and municipal education systems in the conditions of their innovative development is considered. Initial methodological positions in the form of principles, laws, scientific ideas and positions for formation of the general approach to an estimation of efficiency of regional and municipal education systems are stated. Classification of kinds of efficiency of education systems is presented.

В условиях инновационных преобразований в региональных и муниципальных системах образования необходим поиск направлений оптимизации механизмов государственно-общественного управления системами образования, в первую очередь с точки зрения соотношения ресурсоемкости и результативности, то есть с позиций экономической эффективности. Эффективность характеризует как систему образования в целом, так и используемые в ее рамках формы, технологии, управление.

В последние годы проведен целый ряд исследований, позволивших установить направления повышения педагогической эффективности (информационно-телекоммуникационные технологии; технология мониторинга; портфолио; дистанционные формы обучения (2; 7; 8; 11; 16); блочно-модульное обучение; рейтинговые технологии и др.); эффективности управления (общественно-государственное управление; использование сетевых технологий; публичные доклады руководителей органов управления образованием; аудит) (9; 16). Мы полагаем, что несистемный подход к рассмотрению направлений повышения и оценке эффективности региональных и муниципальных систем образования является несовершенным и не может рассматриваться как приемлемым для практического использования. Необходима разработка методологии оценки эффективности региональных и муниципальных систем образования, которая бы позволила, во-первых, избежать некоторой односторонности при рассмотрении эффективности, во-вторых, обеспечить объективность в ходе оценочной деятельности.

Эффективность региональных и муниципальных систем образования можно классифицировать по ряду оснований. В зависимости от видов получаемых результатов, эффектов, эффективность можно представить через ряд ее разновидностей (12; 14; 17; 18):

экономическая - отражает соотношение приложенных материально-финансовых ресурсов и полученных результатов, ресурсоемкость образовательного процесса, затратность мероприятий по его организации;

педагогическая - показывает степень достижения целей обучения, воспитания и развития участников образовательного процесса, результативность применения тех или иных форм, средств, технологий;

организационно-управленческая - демонстрирует достижение целей управления, выполнение плановых мероприятий;

социальная - ориентирует на учет удовлетворенности потребителей образовательных услуг.

С учетом ориентации на изучение отдельных компонентов, подсистем и уровней региональной системы образования правомерно говорить об эффективности конкретной организационной формы; управленческого решения; эффективности конкретного субъекта образовательной деятельности, образовательного учреждения, муниципальной, региональной систем образования и т.д.

В числе важнейших методологических принципов, учет которых необходим при осуществлении оценки эффективности региональной или муниципальной систем образования, необходимо назвать следующие:

1) принцип объективности - ориентирует на выбор и применение оценочных методик, критериев и показателей, которые максимально точно и адекватно позволяют судить об эффективности той или иной образовательной системы, процесса;

2) принцип системности - означает систематичность оценки эффективности; определение эффективности с учетом действия всех внутренних и внешних факторов, повторяемость оценочных процедур с определенной временной частотой; учет и взаимосвязь всех видов эффективности;

3) принцип комплексности - предполагает комплексное использование различных источников информации, оценочных методик, критериев и показателей;

4) принцип непрерывности - означает определение эффективности региональной и муниципальной систем образования на всех этапах их функционирования, во всех критических точках;

5) принцип технологичности - требует реализации простых, экономичных, удобных, понятных, доступных технологий и методик оценки эффективности; использование технических, аппаратных, компьютерных, программных средств (1; 4; 15).

Данные методологические принципы необходимо рассматривать в сочетании с комплексом закономерностей:

1) При оценке эффективности региональных и муниципальных систем образования, особенно применительно к коротким циклам их функционирования, доминирует тенденция к использованию показателей экономической эффективности, имеющих к тому же официальный, нормативный характер;

2) При оценке эффективности, по мере движения от низших (на уровне образовательного процесса школы) к более высоким уровням организации (управление сетью образовательных учреждений), неизбежна тенденция перехода от оценки и использования в управлении педагогической эффективности к организационно-управленческой;

3) Внутренняя или экзогенная эффективность региональной и муниципальной систем образования в реальной действительности может не совпадать с внешней (эндогенной) эффективностью в силу различия концептуальных подходов, выбора оснований оценки эффективности и других факторов;

4) Экономическая эффективность региональных и муниципальных систем образования (особенно, если ей отводится ключевая роль в управлении) может иметь отрицательное влияние на педагогическую и социальную эффективность, ухудшать образовательный процесс с точки зрения безопасности (эргономичность, валеологичность, психологическая комфортность);

5) По мере перехода от унифицированных, простых форм организации систем образования к более сложным, к их диверсификации, интенсификации инновационных процессов усложняется и затрудняется процесс оценки эффективности, возникает целесообразность передачи ответственности за ее оценку и обеспечение на первичные уровни управления (уровень образовательного учреждения, участники образовательного процесса);

6) С развитием форм и технологий школьного образования, по мере роста востребованности образовательных услуг (в том числе в сфере дополнительного образования детей) наблюдается снижение роли официальной, государственной, административной оценки эффективности региональных и муниципальных систем образования и повышение значимости общественной, научно-экспертной, профессионально-педагогической, потребительской, корпоративной, международной.

Оценка эффективности региональных и муниципальных систем образования развивается и совершенствуется под влиянием целого ряда факторов, в числе которых определяющую роль играют развитие науки, информационных технологий, образовательного права, оценочной культуры субъектов образовательной деятельности и управления. Ведущими научными идеями и положениями, определяющими разработку, применение и дальнейшее развитие технологий, форм, средств оценки эффективности региональных и муниципальных систем образования, являются следующие:

идея стандартизации части процедур, оценочных критериев, технологий оценки эффективности региональных и муниципальных систем образования и их отдельных компонентов;

идея вариативности моделей и подходов к оценке эффективности региональных и муниципальных систем образования;

положение о приоритетности в использовании критериев, показателей, норм эффективности, получивших законодательно-правовое и нормативной закрепление, общепринятых образовательным сообществом, используемых в международной практике;

положение о комплексной оценке различных видов эффективности применительно к региональным и муниципальным системам образования;

положение о стабильности, преемственности в использовании норм и показателей для оценки эффективности региональных и муниципальных систем образования применительно к различным уровням, ступеням непрерывного образования и оценочным процедурам;

идея мониторинговой направленности оценки эффективности региональных и муниципальных систем образования;

идея взаимосвязи, согласованности по срокам, показателям и задачам различных процедур оценки эффективности региональных и муниципальных систем образования;

положение о ведущей роли внутренней оценки и самооценки среди процедур оценки эффективности региональных и муниципальных систем образования, определяемых ростом рефлексивных начал в управлении инновационными системами образования;

идея сочетания в управлении эффективностью региональных и муниципальных систем образования результатной оптимизации (максимизация результатов при неизменных затратах на процесс их достижения) и процессной оптимизации (стремление снизить затраты на осуществление процесса на фоне фиксации стабильного и удовлетворяющего на данный момент результата);

идея поиска наиболее приемлемого баланса педагогической, организационно-управленческой, экономической и социальной эффективности применительно к той или иной ситуации, уровню и цели управления, разновидности региональных и муниципальных системы образования;

идея использования при оценке эффективности региональных и муниципальных систем образования различных типов показателей, квалиметрических процедур, количественных и качественных шкал, норм и стандартов;

идея использования многообразных источников получения информации об эффективности региональных и муниципальных систем образования (статистическое наблюдение, социологические методы, мониторинговые исследования, публикации в СМИ, экспертные оценки и др.);

идея информационной открытости процедур оценки эффективности региональных и муниципальных систем образования и доступности информации для широкого круга пользователей, заинтересованных сторон, общественности;

положение о возможности включения показателей эффективности региональных и муниципальных систем образования в содержание публичных докладов руководителей органов управления образованием, программы конкурсов по линии государственных, коммерческих, общественных и негосударственных структур;

положение об относительности оценки эффективности региональных и муниципальных систем образования в силу сложности их как социальных систем и недетерминируемого характера организации и управления;

идея использования различных моделей оценки эффективности региональных и муниципальных систем образования (3; 10):

• модель «вход - выход» и ее разновидности;

• модель «вход - процесс - выход» и ее разновидности;

• модель использования статистических норм;

• модель соответствия законодательно установленным нормам, целевым индикаторам;

• модель соответствия критериям Европейской премии в области качества (модель совершенной организации Европейского Фонда управления качеством);

• модель, основанная на выходных показателях, в том числе модель расчетной ожидаемой эффективности;

• процессная модель или «модель ключевых факторов эффективности»;

• модель, основанная на фиксации темпов и характера изменений в развитии обучающихся, образовательной системы в целом; их достижений;

• модель, основанная на расчетах обмена региональных и муниципальных систем образования с внешней средой различного вида ресурсами.

Изложение методологических принципов, положений, идей имело целью определение общих подходов к оценке эффективности региональных и муниципальных систем образования с учетом их специфики, задач, реализуемых в современном обществе. Можно полагать, что практическое использование различных процедур, моделей, технологий оценки эффективности с учетом изложенных методологических установок позволит придать развитию региональных и муниципальных систем образования устойчивый характер, обеспечить их больший вклад в социально-экономическое и духовно-культурное развитие России.

Библиографический список

1. Бахмутский А.Е. Оценка качества школьного образования : монография. - СПб.: Изд-во БАН, 2003. - 132 с.

2. Гузаиров М.Б. Рационализация управления системой непрерывного образования на основе оптимизации региональных стандартов и мониторинга качества (на примере системы образования Республики Башкортостан). Спец. 05.13.10 — Управление в социальных и экономических системах : Дис. ... д-ра техн. наук. — Воронеж, 1998.

3. Карелина И.Г. Современные модели оценки качества образования в России и за рубежом: аналитический обзор. - Воронеж : ВГУ, 2006. - 181 с.

4. Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. Пятый симпозиум. Тезисы докладов (Москва, 11—13 сентября 1996 г.) / Под науч. редакцией Н.А. Селезневой и А.И. Субетто. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. — 212 с.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 г. № 393.

6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.09.2005 г. №1340-р.

7. Крюков В.С. Информационно-технологическое обеспечение оценки качества обучения на региональном уровне управления образованием: автореф. дис. ... канд. техн. наук. - М., 2000. - 21 с.

8. Кулемин Н.А. Квалиметрический мониторинг управления качеством образования: концепция, технология, модель: монография. - М.-Ижевск: Алфавит, 2000. - 187 с.

9. Литвиненко Э.В. Квалиметрические модели и технология оценки управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений: Дисс. ... д-ра пед. наук. - М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 2005.

10. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб.: Образование-Культура, 1998. - 344

с.

11. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга // Народное образование. - 2000. - № 8. - С.75-85.

12. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. - СПб.: КАРО, 2003. - 384 с.

13. Панасюк В.П., Шапоренкова Г.А., Головичер Г.В. Региональная система оценки качества образования: опыт проектирования и применения (учебно-методическое пособие). -СПб.-М.: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, ЯНОИПКРО, 2007. - 182 с.

14. Панасюк В.П. Управление и оценка качества школьного образования: концептуальные подходы, идеи, опыт и проблемы (статьи). - СПб.-М.: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. - 100 с.

15. Панасюк В.П., Головичер Г.В. Концепция региональной системы оценки качества образования в Ямало-Ненецком автономном округе (статья). // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2007. - № 3. - С. 3-14.

16. Построение Общероссийской системы оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования (Сборник). - М., 2007.

17. Субетто А.И. Квалитология образования. - СПб.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 220 с.

18. Субетто А.И. Квалиметрия. - СПб. : Изд-во «Астерион», 2002. - 288 с.

Ключевые слова: инновационное развитие; эффективность; эффективность региональных и муниципальных систем образования; оценка эффективности региональных и муниципальных систем образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.