Научная статья на тему 'Концептуальные основы и направления совершенствования региональной системы управления качеством образования'

Концептуальные основы и направления совершенствования региональной системы управления качеством образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / QUALITY EDUCATION / QUALITY MANAGEMENT EDUCATION / REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапоренкова Г. А.

Рассматривается комплекс вопросов, связанных с совершенствованием региональной системы управления качеством образования с опорой на процессный подход. Изложены принципы построения и применения современных систем менеджмента качества в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRAMEWORK AND AREAS OF IMPROVING REGIONAL QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF EDUCATION

The article deals with complex issues related to improving the regional system of quality management education based on the process approach. The principles of construction and application of modern quality management systems in education

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы и направления совершенствования региональной системы управления качеством образования»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Г.А. ШАПОРЕНКОВА, кандидат культурологии, директор Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования

Аннотация. Рассматривается комплекс вопросов, связанных с совершенствованием региональной системы управления качеством образования с опорой на процессный подход. Изложены принципы построения и применения современных систем менеджмента качества в образовании.

Ключевые слова: качество образования, управление качеством образования, региональная образовательная система.

FRAMEWORK AND AREAS OF IMPROVING REGIONAL QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF EDUCATION

G.A. SHAPORENKOVA, Ph.D. in Cultural Studies, Director of the Yamalo-Nenets Autonomous

District Institute for Advanced Studies Educators

Annotation. The article deals with complex issues related to improving the regional system of quality management education based on the process approach. The principles of construction and application of modern quality management systems in education.

Key words: quality education, quality management education, regional educational system.

Развитие современных образовательных систем характеризуется все большим проявлением квалитативных тенденций. Качество образования становится одной из важнейших ценностей, слагаемых качества жизни.

Требования к качеству образования предопределяют стратегии развития региональных образовательных систем, сложившихся в России на протяжении длительного периода. Это означает смещение акцентов в региональной образовательной политике на максимальный учет при организации образовательной деятельности требований, запросов; ожиданий общества, государства, потребителей, работодателей, партнеров и заказчиков; на эффективное использование всех видов ресурсов; на создание мотивации и механизмов непрерывного улучшения качества1. Для этого требуются системные изменения в содержании образовательной деятельности, управлении ею, создание особой инновационной среды, поиск новых форм сотрудничества образования с институтами гражданского общества.

Под качеством образования понимается такая совокупность его свойств, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств.

Качество образования — интегральное понятие, раскрывающееся через следующие аспекты, стороны, составляющие:

Ф качество процессов (видов деятельности) — качество результатов — качество управления;

Ф качество потенциальное — качество реальное;

Ф качество проектное — качество производственное;

Ф качество рыночное — качество нормативное;

Ф качество на разных уровнях управления (на уровне субъектов образовательного процесса, класса, школы, на муниципальном, региональном уровнях);

Ф качество его носителей;

Ф качество в сопоставлении с приложенными ресурсами;

Ф качество в русле его динамики;

Ф качество текущего функционирования образовательной системы — качество развития образовательными системами2.

Управление качеством образования — системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов, с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предполагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям3.

Эти ключевые понятия базируются на основополагающих принципах квалитологии как триединой науки (теория качества, теория оценки качества, теория управления качеством), согласуются с нор-

мативными положениями международных стандартов качества ISO серии 9000:2000, учитывают специфику сферы образования, сочетающей в себе признаки и особенности сферы производства (производство и воспроизводство интеллектуальных ресурсов) и сферы услуг (предоставление разноплановых социально-культурных услуг, направленных на культурное, духовное, физическое, интеллектуальное развитие личности)4.

Основополагающим принципом построения и применения современных систем менеджмента качества, зафиксированным в новом поколении стандартов ISO, является принцип процессного подхода. Системы менеджмента качества выстраиваются в виде про-цессно ориентированных систем управления5.

В рамках управления качеством интегрируется целый ряд видов деятельности, процессов, направленных на достижение определенного уровня качества образовательной деятельности и ее результатов.

При осуществлении управления качеством в регионе за основу могут быть приняты следующие базовые принципы.

Принцип внешне-внутреннего системно-социального качества образования. Закрепляет особое место и роль сферы образования в системе взаимосвязанных отраслей экономического комплекса. Качество образования определяет качество человеческих ресурсов. От него, в свою очередь, зависит качество производства товаров и услуг, а последнее связано с качеством жизни человека.

Внутреннее системно-социальное качество образования важно с точки зрения обеспечения надлежащего его уровня с учетом его видения, потенциала и интересов самой образовательной системы. Внешнее системно-социальное качество образования предполагает учет требований социума, общества, экономики; в нем сфокусированы их особые требования и ожидания6.

В первом случае важнейшими, ключевыми факторами в управлении качеством являются внутрисистемные (интеросистемные) факторы (в основном непедагогические по своей сущности), во втором — экстеросистемные (в основном социальные и экономические по своей сущности).

Примером интеросистемных факторов, используемых (учитываемых) в управлении качеством, являются факторы профессионализма педагогических кадров; соответствия образовательных программ современным требованиям; инновационной восприимчивости образовательной системы; сбалансированности прав, полномочий, ответственности субъектов образовательной деятельности. Примером экстеросистемных факторов могут быть факторы уровня жизни педагогов; социального статуса педагогов; финансирования образовательной деятельности; правового статуса образовательных учреждений; востребованности интеллекта в обществе, управлении, экономике.

Принцип общественно-государственного характера управления качеством образования. Обусловливается такими обстоятельствами и тенденциями, как внедрение демократических начал в разных областях

общественной жизни, повышение открытости образовательных систем, усложнение механизма формирования и согласования социального заказа школы с учетом современных тенденций в обществе, экономике'.

По мере совершенствования управления качеством в том или ином регионе можно прогнозировать появление ряда новых структур оценки, аудита качества (в том числе формируемых по инициативе педагогической, научно-педагогической общественности), создание механизма независимой профессиональной оценки качества образования, внедрение партисипа-тивных начал в принятии управленческих решений, принятии серии норм и стандартов общественных, негосударственных структур (ассоциаций, союзов, фондов) как основы и базы для осуществления оценки качества образования.

Принцип повышения роли и ответственности образовательного учреждения в управлении качеством. Является прямым следствием закрепления в Законе РФ «Об образовании» ответственности образовательного учреждения за качество обеспечиваемого образования. Размытость ответственности образовательного учреждения за качество в настоящее время является сдерживающим фактором к повсеместному внедрению системных методов управления качеством на уровне образовательных учреждений, проявляется в консерватизме директорского корпуса и педагогов, сопротивлении осуществляемым на региональном и федеральном уровнях инновационным преобразованиям.

Повышение форм и ответственности образовательных учреждений в управлении качеством в региональной образовательной системе до требуемого уровня может быть обеспечено за счет следующих мер:

Ф введение реального механизма ответственности образовательных учреждений за качество обеспечиваемого образования в условиях нормативного финансирования;

Ф совершенствование нормативной базы образовательной деятельности, в том числе за счет принятия ряда областных законов;

Ф оптимизация управления образованием, делегирования полномочий с регионального и муниципального уровней на уровень образовательных учреждений, устранение функционализма, опеки в управлении;

Ф обеспечение реальной финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений;

Ф внедрение эффективных механизмов общественного контроля качества деятельности образовательных учреждений;

Ф изменение порядка и состава показателей, используемых в ходе лицензирования и аккредитации образовательных учреждений.

Принцип изменчивости баланса в ориентации на процесс и результат в управлении качеством на разных уровнях управления и ступенях зрелости региональной системы управления качеством образования. Общим правилом и нормой, закрепленными в образовательном законодательстве, является невмешательство органов управления образованием в процесс образовательной деятельности. Реальное применение этой нор-

мы свидетельствует о неготовности образовательных учреждений качественно организовать образовательный процесс и гарантировать качественные результаты и, одновременно, о неготовности муниципальных и региональных органов управления отказаться от вмешательства в оперативную деятельность школ.

По мере совершенствования региональных систем управления качеством образования должен быть определен и нормативно закреплен приемлемый баланс между ориентацией на процесс и результат применительно к разным уровням управления (уровень образовательного учреждения, муниципальный региональный уровни), к разным субъектам и процедурам управления качеством. Можно прогнозировать изменение форм ведомственной статистики, порядка аккредитации образовательных учреждений, коррекцию целевых установок и статуса процедур мониторинга качества образования, ЕГЭ, появление новых процедур с очерченным правовым статусом (в том числе самообследование образовательных учреждений по качеству образования, сертификация системы менеджмента качества образовательного учреждения, ежегодный контроль выполнения аккре-дитационных показателей, проведение конкурсов в области качества для образовательных учреждений с применением критериев и показателей, предлагаемых бизнес-стуктурами, общественными организациями). Достижению оптимального баланса в ориентации на процесс и результат призвано способствовать применение современных информационных и телекоммуникационных технологий в управлении образовательными системами.

Ценностный принцип мотивирующей роли контроля в обеспечении качества образования. Реализация этого принципа предполагает следование следующим правилам:

Ф регламентация и нормативное закрепление процедур контроля на всех уровнях;

Ф цикличность, повторяемость, согласованность и преемственность процедур контроля качества образования на всех уровнях управления и ступенях непрерывного образования;

Ф четкость и однозначность в определении целевых установок контроля, в том числе связанных с оказанием помощи, консалтинговых услуг;

Ф нахождение оптимального баланса прав, ответственности и полномочий по осуществлению процедур контроля и последующей реализации его результатов;

Ф создание среды доверия к результатам и процедурам контроля среди участников образовательного процесса.

Основные методы, формы и процедуры контроля качества образования, которые могут иметь место в региональной системе образования:

Ф статистическое наблюдение за образовательной деятельностью;

Ф контроль выполнения лицензионных и аккреди-тационных показателей образовательными учреждениями;

Ф статистические методы контроля качества образования;

Ф проведение внешнего аудита качества образования по заявкам образовательных учреждений специализированными аудиторскими организациями;

Ф процедура проверки достоверности сведений, содержащихся в отчетах и заявках образовательных учреждений в ситуациях участия их в конкурсах по качеству;

Ф контроль выполнения образовательными учреждениями законодательства в области образования;

Ф мониторинг выполнения региональных (муниципальных) стандартов качества образования.

Формы помощи образовательным учреждениям по результатам контроля:

Ф предоставление информации, данных;

Ф разработка рекомендаций, экспертных заключений по улучшению качества;

Ф обучение персонала, реализация программ внутрифирменного обучения;

Ф инициация отдельных нововведений, инновационных проектов;

Ф проведение семинаров, конференций;

Ф организация работы временных творческих коллективов, фокус-групп;

Ф проведение повторного, более углубленного обследования;

Ф принятие дополнительных (коррекция ранее принятых) решений, разработка нормативных актов.

Принцип ситуативности в установлении баланса между внешней оценкой и самооценкой в ходе применения региональной системы управления качеством образования. Ситуативность означает вариативность и постоянный пересмотр соотношения объема и интенсивности внешней оценки и самооценки по мере развития и совершенствования системы управления качеством образования. Критериями наилучшего их соотношения в каждый конкретный момент могут быть:

Ф максимальная реализация инициативы и творческого потенциала участников образовательного процесса;

Ф достаточность информации, неизбыточность и отсутствие дублирования информации в контуре принятия решений по улучшению качества на всех уровнях;

Ф эффективность процедур внешней оценки и самооценки, максимальная реализация их мотивацион но-диагностического потенциала.

Общее правило в установлении баланса между внешней оценкой и самооценкой применительно к проблематике модернизации управления качеством образования на региональном уровне состоит в следующем:

Ф объем самооценки, рефлексивных начал в управлении качеством возрастает на этапах зрелости системы управления качеством;

Ф самооценка преобладает на исходных, более низких уровнях управления;

Ф самооценка является ключевой в процедурах, связанных с мониторингом качества образования, выбором приоритетов и линий развития, участием в конкурсах, независимой оценкой качества и т.п. Аспект внешней оценки преобладает в процедурах аккредитации образовательных учреждений; экс-

пертизы проектов и программ, предназначенных для последующего внедрения и реализации; установления выполнения официальных и документально установленных стандартов, требований и норм.

В управлении качеством образования в регионе принимают участие разные органы, подразделения, должностные единицы, которые могут быть классифицированы по целому ряду оснований.

По временному признаку и признаку новизны они могут быть представлены в виде группы уже существующих органов, подразделений и должностных единиц и в виде группы субъектов управления качеством, появление которых в организационной структуре управления ожидается, предполагается, прогнозируется. Первую группу можно назвать традиционной, вторую — инновационной.

Органы, подразделения, должностные единицы, участвующие в управлении качеством образования в регионе, могут быть классифицированы и по признаку их специализации на выполнении общих функций управления (линейно-функциональные звенья организационной структуры управления) и специализированных функций управления качеством (программно-целевые звенья организационной структуры управления).

Многообразие органов, подразделений и должностных единиц, ответственных за управление качеством в регионе, может быть представлено и классифицировано по признаку их принадлежности к системе государственного и муниципального управления.

Ряд из них представляют, входят в состав органов государственного и муниципального управления, отдельные из них учреждены, созданы органами государственного и муниципального управления. Ряд органов, подразделений и должностных единиц носят общественный характер и созданы либо в рамках региональной образовательной системы, либо их создание инициировано коммерческими или некоммерческими организациями, государственными органами, не входящими в состав региональной образовательной системы, не подведомственными региональному органу управления образованием.

Одним из оснований для классификации органов, подразделений и должностных единиц, ответственных за управление качеством образования, является признак временной продолжительности их функционирования. По этому признаку они могут быть постоянными и временными. Первые создаются (учреждаются) на основе государственной регистрации в органах юстиции, постановлений (решений) органов законодательной и исполнительной власти, руководствуются либо уставом, либо положением, продолжительность их деятельности не ограничено временными рамками. Вторые изначально создаются на определенный срок с целью реализации конкретных задач, проектов.

Модель управления качеством образования в регионе предполагает использование соответствующей системы оценки качества образования. Она формируется с учетом изоморфизма (подобия) Общероссийской системе оценки качества образования;

Ф преемственности оценочных процедур и показателей по уровням управления;

Ф необходимости дополнения официальной, обязательной оценки оценкой качества общественно-научно-педагогической, независимой, профессиональной;

Ф выбора оптимального баланса внешней и внутренней оценки, интенсивности оценочной деятельности;

Ф необходимости охвата оценочными процедурами и показателями разных аспектов качества, включая качество социальных и педагогических результатов образовательного процесса.

Региональная система оценки качества образования может быть представлена следующей схемой: цель оценки — субъекты оценки — объекты оценки — форма, вид оценки — оценочные показатели — оценочные процедуры — использование результатов оценочной деятельности.

Концептуальные положения и общее видение региональной системы управления качеством образования, безусловно, не претендуют на бесспорность и конечность. Практика их инновационного развития и совершенствования отвечает на вопрос их истинности и приемлемости. Вместе с тем результаты научного обобщения итогов и достижений в этой области могут определять перспективы работ по проблематике управления и оценки качества образования не только на региональном, но и на муниципальном уровне, уровне образовательного учреждения.

Литература

1. Кулемин Н.А. Квалиметрический мониторинг управления качеством образования: концепция, технология, модель: Моногр. М.: Ижевск, 2000.

2. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. СПб., 1998.

1 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р; Па-насюк В.П., Шапоренкова Г.А., Головичер Г.В. Региональная система оценки качества образования: опыт проектирования и применения: учеб.-метод. пособие. СПб. М., 2007; Построение общероссийской системы оценки качества образования и региональных систем оценки качества образования : сб. М., 2007.

2 Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход / под ред. Н.А. Селезневой и А.И. Субетто (тр. Исслед. центра). М., 1995; Субетто А.И. Квалитология образования. СПб.-М., 2000.

3 Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. СПб., 2003; его же. Управление и оценка качества школьного образования: концептуальные подходы, идеи, опыт и проблемы : ст. СПб.—М., 2007; Субетто А.И. Указ. соч.

4 Субетто А.И. Указ. соч.

5 Панасюк В.П. Указ. соч.

6 Субетто А.И. Указ. соч.

7 Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.