Научная статья на тему 'Региональные и этнические партии в Европе'

Региональные и этнические партии в Европе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
598
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональные и этнические партии в Европе»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ЕВРОПЕ

Региональный феномен, который изучен пока еще явно недостаточно, приобретает все большее значение в современной европейской политике. Восполнению существующего пробела посвящен сборник статей "Между сепаратизмом и автономией. Региональные и этнические партии в европейской политике"1, подготовленный Институтом Европы РАН. В 23 статьях книги её авторы, в основном эксперты-страноведы, воссоздали объемную картину деятельности этнорегиональных партий в современной Европе. В 1990-х годах -начале ХХ1 века на пространстве от Северной Атлантики до Средиземноморья и Балтии активизировались партии, защищающие права национальных меньшинств. Современная партология относит их к категории этнорегиональных, хотя данный термин "не полностью отражает все многообразие партий данного типа". Только в странах ЕС насчитывается около 50 национальных меньшинств со своими партиями, имеющими зачастую достаточно сложную историю взаимоотношений с коренной нацией. В Западной Европе есть лишь две страны с однородным национальным составом населения, где не существует национальных меньшинств, отстаи-

1 Между сепаратизмом и автономией. Региональные и этнические партии в европейской политике. Ответственный редактор В.Я. Швейцер. М., Институт Европы РАН, 2006. 197 с.

вающих собственные интересы (Португалия, Исландия).

Представляется удачной попытка типологизации партий, предпринятая в обобщающей статье В.Я. Швейцером -ответственным редактором издания. К числу идентификационных признаков он относит: а) национальный (этнический); б) региональный (территориальный); в) лингвистический (языковой); г) конфессиональный (религиозный). В западноевропейских партиях рассматриваемого типа совокупность четырёх идентификационных признаков не присутствует. К примеру, Шведская народная партия Финляндии подпадает под категорию этнолингвистической, так как ни особого района проживания, ни конфессионального отличия от коренного населения шведы здесь не имеют. Партия Лига Севера в Италии может быть названа регионально-лингвистической, с учётом ареала функционирования и языковых особенностей этой части государства. Соответствующие партии Шотландии, Уэльса, Корсики, Каталонии и Страны Басков обладают тремя из четырёх идентификационных признаков и могут быть названы региональными этнолингвистическими. Партии Северной Ирландии - юнионисты Ольстера (протестанты) и Шин Фейн (католики) - этно-конфессиональные регионалисты. В двух странах Юго-Восточной Европы есть партии, которым присущи все четыре обозначенных признака. Это партии турецкого (в Болгарии) и венгер-

ского (в Румынии) национальных меньшинств, которые отличаются от других партий этих стран этничностью, языком, районами проживания, конфессиональной ориентацией.

В книге показано, что образование этнорегиональных партий - факт не последних десятилетий. Многие из них появились значительно раньше. Ещё в конце Х1Х века они возникли в крупных районах Испании (Каталония, Страна Басков) и Франции (Бретань, Корсика), в межвоенный период - в Шотландии и Уэльсе, на территории Югославии (Хорватия, Словения) и т. д. Ныне присутствие этого актора на европейской политической сцене стало заметным, как никогда.

Тому есть ряд объяснений. Отчасти активизация этнорегиональных партий - реакция малых народов на процессы европейской интеграции и глобализации, боязнь утратить свой язык и традиции, раствориться в безликой "мировой среде". Стремясь повысить этнокультурный статус своих образований, региональные политические элиты ратуют за создание "Европы регионов". Эти тенденции стимулируются перестройкой Евросоюза в структуру федеративного типа. Сказывается и происходящая во многих странах Европы (Великобритания, Испания, Италия, Бельгия) смена парадигмы государственного устройства - переход от централизма к деволюции (региональной автономии). Важное значение имеет также неравномерность экономического развития, усиление диспропорций между различными частями единого государства (Бельгия, Италия). Заметную роль сыграли и сдвиги в геополитической ситуации, связанные с крахом "реального социализма" и распадом СССР и Югославии, "демократическим разводом" Чехословакии.

Этнорегиональные партии широко представлены в политических системах европейских стран. Взяв за критерий их функции в органах исполнительной и законодательной власти, авторы сборника выделяют три основных типа их политического участия.

Первый тип участия - этнорегио-нальные партии выступают как партнеры в правительственных коалициях (например, баварский Христианский социальный союз, Шведская народная партия Финляндии, итальянская Лига Севера в 1994-1996 и 2001-2006 гг.). Исключительно важную роль играют партии данного толка - и это показано в интересных статьях П.Е. Канделя и Л. Н. Шишелиной - во многих странах Юго-Восточной Европы (Болгарии, Македонии, Румынии, Словакии). Удельный вес партий заведомого меньшинства заметно превосходит их формальное политическое представительство и превращает их в ключевых игроков, нередко определяющих соотношение сил в парламенте и судьбу правительств. Во многом такое положение - объективное следствие все еще сохраняющегося в ряде рассматриваемых стран биполярного раскола общества на "посткоммунистов и антикоммунистов", их примерного равенства и сложившейся "двух с половиной партийной системы". Вместе с тем некоторые из этих партий и сами зарекомендовали себя в качестве самостоятельной и зрелой политической силы, поднявшейся и над этнической ограниченностью, и над исторически обусловленной предубежденностью против тех, от кого они претерпели в прошлом. Одной из зарекомендовавших себя таким образом партий П.Е. Кандель считает Движение за права и свободы (ДПС) турецко-мусульманского меньшинства Болгарии, возглавляемую Ахметом Доганом.

В постсоциалистической Болгарии эта партия - непременный участник многих правительственных коалиций. Искусная тактика и высокая договороспособность Догана превратили его в одно из важнейших действующих лиц современной болгарской политики.

Второй тип участия этнорегиональ-ных партий в политической жизни своих стран - оппозиционная парламентская деятельность. Можно согласиться с мнением В.Я. Швейцера, считающего, что присутствие в национальных парламентах Великобритании, Испании, Бельгии, Латвии, Литвы определенного количества депутатов, не имеющих реальных шансов войти в те или иные коалиции, дает им возможность и быть услышанными, и выдвигать законодательные инициативы.

Наконец, третий и наиболее распространенный тип политического участия регионально-этнических партий - политика в местных органах власти (региональные парламенты, коммуны, общинные советы и т. п.). Здесь региона-лы влияют на проблемы образования, здравоохранения, экологии и т. д.

Европейский опыт свидетельствует, что немало этнорегиональных партий вносит существенный вклад в укрепление государственности в своих странах. Так, Христианский социальный союз десятилетиями находится у власти в Баварии, некогда отсталой и аграрной, а ныне превратившейся в один из самых процветающих и "образцовых" регионов Европы. По оценке С.А. Леванско-го, анализирующего деятельность этой партии, "ХСС можно считать весьма эффективной и успешной силой, которая, отстаивая интересы своего региона, не только не проявляет сепаратистских тенденций, но и стремится как бы повести за собой другие регионы Германии". Интересен и опыт Шведской на-

родной партии в Финляндии, рассмотренный Н.С. Плевако. В немалой степени благодаря деятельности этой партии проблема шведского меньшинства в Финляндии решается успешнее по сравнению с решением проблем национальных меньшинств в других странах Европы. Несмотря на то что шведов в Финляндии всего 6%, эта группа населения пользуется широкой культурной автономией, сохраняет свой язык, политические права.

Но этнорегиональные партии играют не только позитивную роль. Порой они прямо способствуют дестабилизации и разрушению государства. Не следует забывать, что современное положение многонациональных государств обнаруживает столкновение двух равно признанных принципов международного права: с одной стороны, права каждого народа на самоопределение, с другой - принципа территориальной целостности государства. Эта коллизия может развиваться по-разному и приводить к диаметрально противоположным результатам. Многое в данном случае зависит как раз от позиции этнорегио-нальных объединений. Степень конфликтности в их отношениях с коренным населением определяется множеством факторов - исторических, политических, социально-экономических. Важную роль играют, в частности, политическая культура страны, традиция разрешения конфликтов.

Нестабильная, тревожная обстановка существует ныне во многих странах Европы. Во вступительном слове к сборнику академик РАН директор Института Европы Н.П. Шмелёв отмечает, что "в любой момент в том или ином уголке Европы возможно возникновение очага конфликта, причём не гарантировано решаемого только мирными средствами". В сборнике рассматрива-

ются различные проявления европейского сепаратизма и их носители в различных странах континента - ИРА в Ирландии (М.Е. Орлова), ЭТА в испанской Стране Басков (И.В. Данилевич, А. Н. Кожановский, А. И. Ландабасо), Фламандский интерес в Бельгии (А.И. Тэвдой-Бурмули), террористические организации на Корсике (Л. А. Пескова).

Вместе с тем примечательно, что некоторые этнорегиональные партии способны менять свои идейно-политические требования, причем в весьма широком диапазоне. Характерный пример - Лига Севера в Италии. В статьях Ю.А. Вялкова и З.П. Яхимович убедительно показано, что требования этой партии эволюционировали в диапазоне федерализм - радикальный сепаратизм - расширение автономии. Сдвиги в политике Шотландской национальной партии, со времени образования (1934 г.) выступавшей за восстановление суверенитета Шотландии, обстоятельно проанализированы Ал.А. Громыко.

Некоторые этнорегиональные партии выполняют важную функцию посредника между террористическими организациями сепаратистов и центральным правительством. В наибольшей степени это удалось Шин Фейн -политическому крылу общеирландской экстремистской организации ИРА. Шин Фейн, которая первоначально стремилась покончить с властью Великобритании над Ирландией и воссоединить остров, используя все средства борьбы, в том числе террористические, в дальнейшем приняла решение "отставить в сторону автомат" и приступить к разоружению ИРА и участию в переговорном процессе. Баскская Батасуна - политическое крыло террористической организации ЭТА - содействовала объявлению боевиками бессрочного пре-

кращения вооруженной борьбы с центральным правительством в марте 2006 года. Однако положение остается неясным, так как ЭТА продолжает напоминать о себе криминальными акциями в различных регионах Испании, хотя и не приводящими к человеческим жертвам.

Перспективы сепаратистских и автономистских движений в Европе будут определяться многими факторами, в числе которых хотелось бы выделить будущий политико-территориальный статус самопровозглашённых государств - Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха. Вне поля зрения европейских сепаратистов и автономистов вряд ли останется и судьба национальных регионов России, прежде всего на Северном Кавказе, где, по резонному замечанию В.Я. Швейцера, "в ближайшие годы, скорее всего, определится - найдено ли долгосрочное решение местных этнорегиональных конфликтов или же они лишь временно закамуфлированы видимостью умиротворения".

Противостояние сепаратизму превращается в проверку на прочность всей европейской политической системы. Власти соответствующих государств могут ослабить сепаратистское крыло этнорегионалов и укрепить позиции их умеренной части, лишь найдя решения, устраивающие большинство в регионах и в стране в целом, при согласии на общеевропейском уровне.

Проблематика национальных меньшинств не исчерпывается лишь изучением европейских "старожилов". Ряд авторов обращает внимание на появление в Европе в последние десятилетия новых национальных меньшинств в лице непрерывно нарастающего числа иммигрантов, прежде всего из слаборазвитых стран. Последние нередко "находят "политическую родину" в уже

существующих партиях новой страны пребывания. Однако в их среде всё очевиднее стремление к созданию своих специфических (нередко - конфессионально окрашенных) иммигрантских партий", - приходит к выводу в своем анализе А.А. Галкин. Концентрация переселенцев не охватывает какой-то территориальный регион. Они либо сосредоточены в отдельных кварталах крупных городов, либо территориально рассеяны. Поэтому в отличие от

старых национальных меньшинств, группирующихся на определённой территории, иммигранты могут стремиться не к отделению, а к социально-культурной и политической автономии.

Выход в свет сборника, посвящён-ного региональным и этническим партиям в Европе, - заметный шаг в осмыслении новейших тенденций в развитии национальных меньшинств и их представителей - политических партий.

С.М. Хенкин, профессор МГИМО (У) МИД России, доктор исторический наук.

ЗАПИСКИ РОССИЙСКОГО ДИПЛОМАТА

Данный труд не первая книга А. И. Степанова1. Он известен как исследователь-международник, автор ряда монографий по истории международных отношений. В 2002 году увидел свет фолиант А. Степанова "Незнакомый Лихтенштейн глазами первого российского посла". Новая публикация имеет подзаголовок "Записки дипломата". Автор определяет её жанр как "научно-мемуарный". С точки зрения историка-международника, я склонен обозначить эту книгу как записки дипломата-исследователя, поскольку историки относят мемуары к источникам информации при проведении научных исследований. По замыслу автора, этот объёмный том должен иметь продолжение в виде "Бернского дневника российского

1 Андрей Степанов. "Русские и швейцарцы". М.: Научная книга. 2006.

посла". В должности российского посла в Швейцарии Андрей Иванович Степанов работал семь лет - с 1992 по 1999 год, вернулся на исследовательское поприще. По нынешним временам, можно сказать, завидная судьба для человека родом из Рязани, получившего высшее образование в Московском университете.

Книга открывается кратким вступительным словом двух Чрезвычайных и Полномочных Послов: нынешнего российского Посла в Швейцарии Д.Д. Чер-кашина и действующего швейцарского Посла в России Э. Хофера. Оба дают высокую оценку труда своего коллеги, талантливого исследователя (С. 7-8). Такое полное согласие нечасто встречается среди дипломатов.

Обычно издатели помещают иллюстрации в середине или в конце книги, отдельным блоком или равномерно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.