2008.03.037. МЕЖДУ СЕПАРАТИЗМОМ И АВТОНОМИЕЙ. РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ / Отв. ред. Швейцер В.Я. - М.: Ин-т Европы РАН, 2006. - 197 с.
Ключевые слова: Европа, 1990-е - начало XXI в., сепаратизм, автономия, этнорегиональные партии.
Сборник статей, включающий 23 статьи, посвящен деятельности этнорегиональных партий в современной Европе. В 1990-х годах - начале XXI в. на территории от Северной Атлантики до Средиземноморья и Балтии активизировались партии, защищающие права национальных меньшинств. Только в странах ЕС насчитывается около 50 национальных меньшинств со своими партиями, имеющими зачастую достаточно сложную историю взаимоотношений с коренной нацией.
Ответственный редактор сборника В.Я. Швейцер дает типо-логизацию партий. К числу идентификационных признаков он относит: а) национальный (этнический); б) региональный (территориальный); в) лингвистический/языковой); г) конфессиональный (религиозный) (с. 17). В западноевропейских партиях рассматриваемого типа совокупность четырех идентификационных признаков не просматривается. К примеру, Шведская народная партия Финляндии подпадает под категорию этнолингвистической, так как ни особого района проживания, ни конфессионального отличия от коренного населения шведы здесь не имеют. Партия Лига Севера в Италии, считает автор, может быть названа регионально-лингвистической с учетом арсенала функционирования и языковых особенностей этой части государства. Соответствующие партии Шотландии, Уэльса, Корсики, Каталонии и Страны басков обладают тремя из четырех идентификационных признаков и могут быть названы региональными этнолингвистическими. Партии Северной Ирландии - нонионисты Ольстера (протестанты) и Шин Фейн (католики) - этноконфиссиональные регионалисты. В двух странах Юго-Восточной Европы есть партии, которым присущи все четыре обозначенных признака. Это партии турецкого (в Болгарии) и венгерского (в Румынии) национальных меньшинств, которые отли-
чаются от других партий этих стран этничностью, языком, районами проживания, конфессиональной ориентацией.
В сборнике показано, что образование этнорегиональных партий - факт не последних десятилетий. Многие из них появились значительно раньше. Еще в конце XIX в. они возникли в крупных районах Испании (Каталония, Страна Басков) и Франции (Бретань, Корсика), в межвоенный период - в Шотландии и Уэльсе, на территории Югославии (Хорватия, Словения) и т.д. Но ныне присутствие этих актеров на европейской политической сцене стало заметным, как никогда (с. 38).
Этому явлению автор дает ряд объяснений. Отчасти активизация этнорегиональных партий - реакция малых народов на процессы европейской интеграции и глобализации, боязнь утратить свой язык и традиции, раствориться в безликой «мировой среде». Стремясь повысить этнокультурный статус своих образований, региональные политические элиты ратуют за создание «Европы регионов» (с. 49). Эти тенденции стимулируются перестройкой Евросоюза в структуру федерального типа. Сказывается и происходящая во многих странах Европы (Великобритания, Испания, Италия, Бельгия) смена парадигмы государственного устройства - переход от централизма к деволюции (региональной автономии).
Важное значение имеет также неравномерность экономического развития, усиление диспропорций между различными частями единого государства (Бельгия, Италия). Заметную роль сыграли и сдвиги в геополитической ситуации, связанные с крахом «реального социализма» и распадом СССР и Югославии, «демократическим разводом Чехословакии» (с. 63).
Этнорегиональные партии широко представлены в политических системах европейских стран. Взяв за критерий их функции в органах исполнительной и законодательной части, авторы сборника выделяют три основных типа их политического участия.
Первый тип участия - этнорегиональные партии. Они выступают как партнеры в правительственных коалициях (например, баварский Христианский социальный союз, Шведская народная партия Финляндии, итальянская Лига Севера в 1994-1996 и 20012006 гг.). Заметную роль играют партии данного толка - и это показано в статьях П.Е. Канделя и Л.Н. Шишелиной - во многих
странах Юго-Восточной Европы (Болгарии, Македонии, Румынии, Словакии). Удельный вес партий заведомого меньшинства заметно превосходит их формальное политическое представительство и превращает их в ключевых игроков, нередко определяющих соотношение сил в парламенте и судьбу правительств. Во многом такое положение - объективное следствие все еще сохраняющегося в ряде рассматриваемых стран биполярного раскола общества на «посткоммунистов и антикоммунистов», их примерного равенства и сложившейся «двух с половиной партийной системы» (с. 94).
Вместе с тем некоторые из этих партий и сами зарекомендовали себя в качестве самостоятельной и зрелой политической силы, поднявшейся и над этнической ограниченностью, и над исторически обусловленной предубежденностью против тех, от кого они претерпели в прошлом. Одной из таких партий П.Е. Кандель считает Движение за права и свободы (ДПС) турецко-мусульманского меньшинства Болгарии, возглавляемую Ахметом Доганом. В постсоциалистической Болгарии эта партия - непременный участник многих правительственных коалиций. А сам Доган стал одним из ключевых лиц современной болгарской политики (с. 114).
Второй тип участия этнорегиональных партий в политической жизни своих стран - оппозиционная парламентская деятельность. В.Я. Швейцер считает, что присутствие в национальных парламентах Великобритании, Испании, Бельгии, Латвии, Литвы определенного количества депутатов, не имеющих реальных шансов войти в те или иные коалиции, дает им возможность и быть услышанными, и выдвигать законодательные инициативы (с. 122).
Наконец, третий и наиболее распространенный тип политического участия регионально-этнических партий - местные органы власти (региональные парламенты, коммуны, общинные советы и т. п.).
Европейский опыт свидетельствует, что немало этнорегио-нальных партий вносят существенный вклад в укрепление государственности в своих странах. Так, Христианский социальный союз десятилетиями находится у власти в Баварии, некогда отсталой и аграрной, а ныне превратившейся в один из самых процветающих и «образцовых» регионов Европы. По оценке С.А. Леванского, анализирующего деятельность этой партии, ХСС считается «весьма успешной силой, которая, отстаивая интересы своего региона, не
только не проявляет сепаратистских тенденций, но и стремится как бы повести за собой другие регионы Германии» (с. 129). Интересен и опыт Шведской народной партии в Финляндии, рассмотренный Н.С. Плевако. В немалой степени благодаря деятельности этой партии проблема шведского меньшинства в Финляндии решается успешнее по сравнению с решением проблем национальных меньшинств в других странах Европы. Несмотря на то что шведов в Финляндии всего 6%, эта группа населения пользуется широкой культурной автономией, сохраняет свой язык, политические права (с. 134).
Но этнорегиональные партии играют не только позитивную роль. Порой, констатируется в исследовании, они прямо способствуют дестабилизации и разрушению государства. Современное положение многонациональных государств обнаруживает столкновение двух равно признанных принципов международного права: с одной стороны, права каждого народа на самоопределение, с другой - принципа территориальной целостности государства. Эта коллизия может развиваться по-разному и приводит к диаметрально противоположным результатам. Многое в данном случае зависит как раз от позиции этнорегиональных объединений. Степень конфликтности в их отношениях с коренным населением определяется множеством факторов - исторических, политических, социально-экономических. Важную роль играют, в частности, политическая культура страны, традиция разрешения конфликтов (с. 157).
Нестабильная, тревожная обстановка существует ныне во многих странах Европы. По словам академика РАН, директора Института Европы Н.П. Шмелева, «в любой момент в том или ином уголке Европы возможно возникновение очага конфликта, причем не гарантированно решаемого только мирными средствами» (с. 161). В сборнике рассматриваются различные проявления европейского сепаратизма и их носители в различных странах континента - ИРА в Ирландии (М.Е. Орлова), ЭТА в испанской Стране Басков (И.В. Данилевич, А.Н. Кожановской, А.И. Ландобасо), «Фламандский интерес» в Бельгии (А.И. Тэвдой - Бурмули), террористические организации на Корсике (Л. А. Пескова).
Вместе с тем примечательно, что некоторые этнорегиональ-ные партии способны менять свои идейно-политические требования, причем в самом широком диапазоне. Характерный пример -
Лига Севера в Италии. В статьях Ю.А. Вялкова и З.П. Яхимович показано, что требования этой партии эволюционировали в диапазоне федерализм - радикальный сепаратизм - расширение автономии. Сдвиги в политике Шотландской национальной партии со времени образования (1934), выступавшей за восстановление суверенитета Шотландии, проанализированы Ал.А. Громыко (с. 171).
Некоторые этнорегиональные партии выполняют функцию посредника между террористическими организациями сепаратистов и центральным правительством. В наибольшей степени это удалось Шин Фейн - политическому крылу общеирландской экстремистской организации ИРА. Шин Фейн, которая первоначально стремилась покончить с властью Великобритании над Ирландией и воссоединить остров, используя все средства борьбы, в том числе террористические, в дальнейшем приняла решение «отставить в сторону автомат» и приступить к разоружению ИРА и участию в переговорном процессе. Бакская Батасуна - политическое крыло террористической организации ЭТА - содействовала объявлению боевиками бессрочного прекращения вооруженной борьбы с центральным правительством в марте 2006 г. Однако положение остается неясным, так как ЭТА продолжает напоминать о себе криминальными акциями в различных регионах Испании, хотя и не приводящими к человеческим жертвам.
Перспективы сепаратистских и автономистских движений в Европе будут определяться многими факторами, в числе которых выделяется будущий политико-территориальный статус самопро-возглашеных государств - Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха. Вне поле зрения европейских сепаратистов и автономистов вряд ли останется и судьба национальных регионов России, прежде всего на Северном Кавказе, где, по замечанию В.Я. Швейцера, «в ближайшие годы, скорее всего, определится - найдено ли долгосрочное решение местных этнорегиональных конфликтов или же они временно закамуфлированы видимостью умиротворения» (с. 187).
Противостояние сепаратизму превращается в проверку на прочность всей европейской политической системы. Власти соответствующих государств могут ослабить сепаратистское крыло эт-норегионалов и укрепить позиции их умеренной части, лишь найдя
решения, устраивающие большинство в регионах и в стране в целом при согласии на общеевропейском уровне.
Проблематика национальных меньшинств не исчерпывается изучением лишь европейских «старожилов». Ряд авторов обращают внимание на появление в Европе в последние десятилетия новых национальных меньшинств в лице непрерывно нарастающего числа иммигрантов, прежде всего из слаборазвитых стран. Последние нередко «находят политическую родину» в уже существующих партиях новой страны пребывания. «Однако в их среде все очевиднее стремление к созданию своих специфических (нередко - конфессионально окрашенных) иммигрантских партий», - приходит к выводу А.А. Галкин (с. 191). Концентрация переселенцев не охватывает какой-то регион. Они либо сосредоточены в отдельных кварталах крупных городов, либо территориально рассеяны. Поэтому в отличие от старых национальных меньшинств, группирующихся на определенной территории, иммигранты могут стремиться не к отделению, а к социально-культурной и политической автономии.
В.М. Соломатина