ОБЗОРЫ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ |
Н.А.ШКОЛЯР1
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1/3, 125818, Москва, Россия
Данная публикация 'нацелена на определение места Азиатскою. Африканского н Межамериканского банков развития в системе международных финансовых организаций, рассматриваются причины их создания, выявляются особенности, формирования ресурсов, раскрываются функции и приоритеты их деятельности в современных условиях, а также прогнозируются перспективы этих региональных банков развития в строительстве новой международной финансовой архитектуры.
Система международных финансовых организаций (МФО) включает многочисленные и неоднородные организации, среди которых наибольшую представительность составляют I «многосторонние банки развития» (МБР), к которым относят: Всемирный банк, региональные и субрегиональные банки развития. Отдельной группой выделяются Азиатский банк развития (АзБР), Африканский банк развития (АфБР), Межамериканский банк развития (МАБР), то есть три банка, каждый из которых является основной многосторонней финансовой организацией в соответствующем регионе. Среди используемых в зарубежной экономической литературе обозначений этой группы организаций чаще всего встречается термин «региональные банки развития» (РБР). Учитывая возможность перемен в международной финансовой архитектуре, остановимся на анализе ряда вопросов РБР, отражающих общие предпосылки их образования, особенности эволюции, их место среди других институтов многостороннего финансирования развития и расширение их функций в связи с решением проблем финансирования развития в условиях глобализации.
Предпосылки создания региональных банков развития.
Впервые идея создания регионального банка обсуждалась на первой Межамериканской конференции, проходившей в Вашингтоне в 1890 г. Представители ряда государств Латинской Америки выступили с предложением о создании межрегиональной финансовой организации, целью которой должно было стать предоставление средств и технической поддержки для финансирования экономических программ развития. Однако это предложение не получило дальнейшего развития, так как в те годы, экономические и политические отношения еще не были достаточно развитыми, способными отвечать на необходимые условия построения такого института. Только спустя полвека известных международных потрясений ситуация существенно изменилась. Финансово-экономическая история того периода хорошо и очень подробно изучена и уже стала предметом академических знаний. По этой причине, мы не станем разбирать все предпосылки и эволюцию той ситуации, которая привела к созданию Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития; остановимся лишь на некоторых моментах, касающихся создания МБРР, так как, наряду с национальными банками развития, этот многосторонний банк является составной частью предыстории РБР.
Процесс создания и деятельности Международного банка реконструкции и развития стал прообразом и оказал последующее влияние на образование региональных банков развития. Как известно, причины создания МБРР были вызваны необходимостью восстановления разрушенных войной стран Западной Европы и назревшей потребностью формирования Международной финансовой системы (МФС).
Согласно концепции создания МБРР, его деятельность должна была направляться на реконструкцию и развитие разрушенных войной стран-членов, однако многие страны, не
1 Школяр Николай Андреевич - к.о.н., доцент кафедры макроэкономического регулирования и планирования
РУДН, зам начальника отдела сотрудничества с региональными банками развития Минэкономразвития России
пострадавшие от военных действий, также нуждались в привлечении внешних ресурсов для развития.2 В 1948 г. МБРР согласился рассмотреть ряд запросов на кредитование проектов в некоторых развивающихся странах Латинской Америки. Первое соглашение между МБРР и правительством Чили, на сумму 13,5 млн. долл., подписанное в 1948 г., было направлено на строительство гидроэлектростанции/ Однако, в том же году, МБРР отклонил просьбу о предоставлении кредита для металлургической промышленности Колумбии и отказал в рассмотрении просьбы Венесуэльскому правительству, так как считал, что эта сграна, ввиду запасов нефти, не испытывает необходимости во внешних кредитах. Эти отказы МБРР способствовали возобновлению идеи создания регионального института многостороннего финансирования, подобного МБРР, но с той разницей, что у нового банка управление должно находиться в руках региональных членов. Несмотря на то, что в 50-е годы, МБРР пошел на некоторые уступки предоставления займов (например, позволил использовать часть предоставленных средств на приобретение материалов или оборудования произведенных в стране заемщика),4 для большинства стран условия (в том числе и гарантийное согласие МВФ) были трудно выполнимы.
Неудовлетворенность потребностей латиноамериканских стран в финансовых ресурсах для социально-экономического развития явилась основной причиной того, что в экономических и политических кругах снова стала обсуждаться идея создания Межамериканского банка развития, которую активно поддерживала ЭКЛАК. Однако в 1954 г. на Межамериканской конференции министров экономики представители трех стран -Бразилии, США и Перу, отклонили предложение создания МАБР под предлогом того, что уже существует МБРР. Такой ответ являлся отражением позиции США, которые рекомендовали развивающимся странам больше привлекать частные иностранные капиталовложения, а не заимствовать средства из государственных фондов, двухсторонних или многосторонних источников. Тем не менее, в 1958 г. бразильский президент Ж. Кубичек ди Оливейра обратился ко всем странам полушария с предложением объединить усилия по стимулированию экономического и социального развития в Латинской Америке, в частности в его обращении подчеркивалась необходимость создания межамериканского финансового учреждения. В частности, а этот раз данное предложение получило поддержку не только латиноамериканских стран, но и США. Следует подчеркнуть, что изменение позиции США было вызвано необходимостью повышения их влияния в регионе, как ответ на резкий подъем левых настроений в ряде стран региона и событий на Кубе в условиях холодной войны.
В рамках Организации американских государств (ОАГ) был основан Межамериканский социально-экономический совет, разработавший учредительные документы будущего банка. Специальный комитет ОАГ 8 апреля 1959 г. одобрил соглашение о создании МАБР, которое вступило в силу в декабре того же года, после ратификации ратифицировано 19 латиноамериканскими странами и США, которые стали его членами-учредителями. Причины настойчивости латиноамериканских государств в создании такого банка были связаны с поиском путей ликвидации низкого уровня экономического развития. Как отмечает известный российский исследователь этого банка С.Н. Лобанцова, «главное, что ждали латиноамериканские страны от Банка, чтобы он помог разорвать «порочный круг»: относительно низкий уровень их экономического развития обуславливал недостаток финансовых ресурсов, а недостаток финансовых ресурсов определял относительно низкий уровень их развития. Страны региона ждали помощи не только в виде формального кредитования: они хотели, чтобы МаБР с пониманием и дифференцированно относился к нуждам каждой из них, учитывая специфику и разную тяжесть их хозяйственных и социальных проблем; чтобы к нему можно было обратиться не только за кредитом, но в случае необходимости - за безвозмездной помощью, техническим содействием, консультационными услугами».5 Другой, не менее важной, причиной создания МаБР можно назвать потребность финансовой поддержки экономической интеграции, начало которой развертывалось в регионе именно в это время.
' Urquidi V. Brctton Woods: Un recorrido por el primer cincuentenario. // BNCE, Vol. 14, №10, México, 1994.
Presumios del Banco Mundial. liUp./Av«\v.lancta.apc.org
4 Urquidi V Bretton Woods: Un recorrido por el primer cincuentenario BNCb, Vol. 14, №10. Mexico,1994
' Лобанцова С.Н. МАБР -крупнейший региональный банк мира (политика, механизмы, опыт). М. 1998. с. 19
Таким образом, первый из РБР появился на пороге 60-х годов, т.е, периода освобождения от колониальной зависимости большинства стран Африки и Азии, которые также нуждались в привлечении внешних финансовых ресурсов для социально-экономического развития. Пример и опыт создания МаБР способствовали учреждению в трехлетнем промежутке Африканского, Азиатского банков развития. В 1961 г. африканские страны, большинство из которых образовались после распада колониальной системы, запросили Экономическую комиссию ООН по Африке изучить возможность создания регионального банка в Африке. Последующее обсуждение комитетом в составе представителей девяти стран характеризовалось бурными дебатами, что позволило выдвинуть общее предложение независимых африканских государств. На основании этого решения в целях коллективного содействия экономическому и социальному прогрессу 33 независимых африканских государства в 1963 г. учредили Африканский, банк развития, который начал свои операции спустя три года. ■,
В августе 1966 г. в результате трехлетних переговоров. Проводившихся в рамках Экономической комиссии ООН для стран Азии и Дальнего Востока,6 был учрежден Азиатский банк развития, с целью оказания содействия экономическому развитию и сотрудничеству развивающихся стран региона - членов Банка. Предложение о создании регионального банка было выдвинуто относительно развитой страной - Японией. Принимая во внимание тот факт, что некоторые азиатские политики поддержали это предложение, инициатива исходила ,от международных официальных лиц - в частности, от Ю. Нуин, исполнительного директора Европейской комиссии ООН по Азии и Дальнему Востоку.
Отсутствие паназиатских политических движений объясняется слабостью внутри регионального спроса на региональный банк. Возможно опыт региона от японского империализма во время войны (опыт, который включал Сферу азиатского процветания, сформированную японским военным завоеванием) подорвал энтузиазм региона о создании многостороннего института с доминированием Японии. В любом случае Азия - это континент, который состоит из многих «регионов» с большим культурным, лингвистическим и этическим разнообразием, что сравнимо с Латинской Америкой или даже Африкой, которые больше можно рассматривать как один регион7.
Как и в случае с МаБР создание АзБР было ускорено под влиянием быстрой смены приоритетов внешней политики США в связи с быстрым развертыванием Вьетнамской войны. До 1965 г. США были равнодушны к идее создания АзБР, но в апреле президент Л. Джонсон выступил за экономическое развитие, для того чтобы ускорить мирный процесс в регионе и поддержал создание банка.
В отличие от Азии инициатива о создании МаБР и АфБР исходила от политиков, которые стремились к сотрудничеству и интеграции в различных региональных институтах, таких как ОАГ. Развивающиеся страны стремились найти свое место в поствоенном мировом порядке, за бортом которого они оказались - порядок, утвержденный Бреттон -Вудскими организациями, в которых голосующие акции были сосредоточены в руках развитых стран. Соответственно, учредители МаБР и АфБР считали, что контроль за этими институтами останется в руках развивающихся стран - членов.
Таким образом, анализ предпосылок создания РБР раскрывает множество обоснований, которые сформировались в различные периоды под воздействием внешних и внутренних факторов. Особое внимание среди различных факторов, повлиявших на создание банков этой группы, заслуживают два, предложенных известным исследователем проблем финансирования развивающихся стран Роем Кульпепером. Во-первых, РБР стали результатом ожидания развивающихся стран возможностей постколониальной региональной кооперации и автономии. Во-вторых, они возникли под влиянием геополитической стратегии США в период холодной войны.8 Последний из этих факторов был решающим при изменении позиции США по поводу создания Межамериканского банка развития и Азиатского банка развития от сопротивления до активной поддержки.
14 1974 г. она была преобразована в Экономическую и социальную комиссию ООН для стран Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО).
7 Culpeper R. MDBs in the 1990s, London 2001.
’'Culpeper R Titans or Behemoths?/ International Technolog) Publications. 1997, с.27
Другими словами, образование региональных банков развития Азии, Африки и Латинской Америки в 60-х годах обусловлено рядом причин. Внутренние причины: распад колониальной системы, завоевание политической независимости, повышение роли развивающихся стран в мировом развитии, их борьба за новый экономический порядок; необходимость решения региональных задач, которые не всегда учитываются международными организациями; развитие регионального сотрудничества и экономической интеграций развивающихся стран в целях коллективного решения проблем национальной экономики и противостояния иностранной конкуренции.
В числе внешних факторов выделяются: перемещение основных потоков иностранных частных инвестиций в, развитые страны, что вызывает замещение их в развивающихся странах государственными иностранными инвестициями, а последних — международными; политика «регионализма» развитых стран, стремление содействовать объединению развивающихся стран, находящихся в сфере их влияния.
Идентификация места.
Первым и наиболее крупным многосторонним банком развития является МБРР, так как он был создан раньше других и стал прообразом для других подобных кредитно-финансовых институтов. Поэтому справедливым можно считать утверждение, что «Мировой банк реконструкции и развития или Всемирный банк и региональные банки развития, учрежденные по его модели - Межамериканский банк развития, Азиатский банк развития, Африканский банк развития и Европейский банк реконструкции и развития -являются многосторонними институтами, образованными на основе межправительственных соглашений в целях финансирования развития».9
Основываясь на приведенной характеристике, к многосторонним банкам развития (МБР) можно отнести и многие другие, не указанные в данном перечне финансово-кредитные институты, такие как Европейский инвестиционный банк, Исламский банк развития и ряд других, которые были учреждены за последние три-четыре десятилетия. Сведенные в таблицу 1 данные об основных МБР позволяют представить общую картину их эволюции и подойти к определению места группы трех РБР в МФС. Приведенные данные дают представление о периоде учреждения каждого из включенных в предварительный анализ банков, количестве его членов, размерах уставного и оплаченного капиталов, основных целях. Характеристика МБРР свидетельствует, что этот банк не только был создан ранее других, но и по размерам его капиталов, количеству членов он, бесспорно, является главным многосторонним банком развития. Особое положение МБРР, его роль в самой МФС и в отношении к другим МБР представляет собой значимый ориентир нашего внимания в данном исследовании. Однако, в силу того, что Россия уже является его членом, мы ограничились лишь анализом уроков сотрудничества с этим банком и не рассматриваем его в качестве одного из объектов исследования.
Успешный опыт первых лет деятельности РБР стимулировал инициативы ряда развивающихся стран создания субрегиональных банков: Карибского банка развития (КБР)10. Западно-Африканского банка развития и др. Однако изначальные размеры их ресурсов оказались далеки от возможностей решения заявленных задач, и за период своего существования они так и не смогли превратиться в организации, способные кредитовать крупные проекты. Например, КБР, созданный более трех десятилетий назад, в настоящее время располагает незначительным капиталом и в 1999 году смог выделить на 17 стран-заемщиков всего 160 млн. долл., большая часть которых имеет донорское происхождение." Поэтому некоторые исследователи довольно скептически относятся к перспективам таких банков. Так, известный российский специалист по мировой экономике А.П. Киреев, правомерно считает, что «поскольку финансирование предоставляется на более льготных, чем рыночные, условиях и многие кредиты не возвращаются в срок, некоторые банки развития, объединяющие развивающиеся страны, находятся на грани банкротства».12
'' Bolivar R.M. Development financing and changes in circumstances 1999 p. 50
1,1 Hadry C. The Caribbean Development Bank. / International Technology Publications. 1995.
11 Working in Partnership with The Caribbean Development Bank. UK. DF1D.2001. p 19.
12 Киреев А.П Международная экономика. М. 1999. часть 2. с.279.
Таблица 1
Характеристика основных многосторонних банков развития13_______________
Название Год создания Кол-во стран- членов Основные цели
МБРР 1945 183 Оказание помощи в реконструкции и развитии экономик стран-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели, поощрение частных и иностранных инвестиций, содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли
МаБР 1959 46 Предоставление странам Центральной и Латйнской Америки кредитов на развитие экономики
АфБР 1963 77 , Кредитование программ развития африканских стран
АзБР 1966 61 Стимулирование экономического развития и регионального сотрудничества в странах Азии и Тихого океана, предоставление им финансовой, экономической и технической помощи.
ИсБР 1975 54 Стимулирование экономического развития и социального прогресса стран-членов и мусульманских общин
ЕБРР 1991 27 Содействует переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы и стран СНГ
В табл. 1. включен Исламский банк развития (ИсБР), который создан в 1974 г. как межправительственный банк. Он был первым исламским финансовым институтом, возникшим на основе притока нефтяных доходов. ИсБР является примером многостороннего банка в исламском мире, так как правительства 50 стран-членов имеют определенную долю в капитале. Однако, несмотря на то, что ИсБР имеет международное происхождение, в последнее время он существенно изменился и находится под влияние частных банков (например, Исламского банка Дубая) и государственных организаций (Министерства финансов Кувейта). ИсБР располагает крупными финансовыми ресурсами и устойчивым положением, основными держателями акций являются Саудовская Аравия, Кувейт, Ливия. ИсБР имеет лучшее соотношение подписанной и оплаченной части капитала. По условиям участия в нем, членами ИсБР могут быть только страны - участницы Организация Исламской конференции, а цель Банка направлена на содействие экономическому развитию и социальному прогрессу стран-членов и мусульманских общин в соответствии с исламскими законами.14
Ряд исследователей, например М. Роча Боливар, из числа многосторонних банков развития выделяются четыре - МаБР, АзБР, АфБР, ЕБРР - как региональные банки развития, с чем вполне следует согласиться, так как эти банки имеют четко выраженную региональную ориентацию. Однако последний из данной группы - ЕБРР имеет отличную от трех других цель - содействие системной трансформации, а не финансирование развития. Регион его деятельности - страны с постплановой экономикой, то есть страны, где ранее
ь Составлено по текущей информации Ингернет-ресурсов МБР на 1.10.2002
14 Проблемы религиозного фактора в исламских банках раскрыты в исследовании Е.Н. Мирошник «Исламские банки в социально-экономической структуре мусульманских стран» МГИМО М.: 2000.
были созданы основные общественные блага, предотвращающие крайнюю нищету, на ликвидацию которой в настоящее время направлены усилия других региональных банков.
Таким образом, МаБР, АзБР, АфБР могут быть идентифицированы в виде группы РБР, которая имеет общие цели, схожие структуры, источники формирования и направления деятельности, однако не имеющие каких-либо формальных признаков объединения. Разница между этими банками обусловлена уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов - Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторического развития.
Вместе с тем, региональные банки развития имеют общие черты. Во-первых, эти банки преследуют единые цели, вытекающие из потребностей развивающихся стран. Они призваны осуществлять долгосрочное кредитование проектов развития региона; уделять особое внимание региональному сотрудничеству и кредитованию региональных объединений; разрабатывать стратегию развития с учетом региональной специфики.
Во-вторых, примерно 1/3 членов банков развития — развитые страны. Поскольку им принадлежит значительная часть капитала банков, они оказывают существенное влияние на их деятельность. Любое решение МаБР может быть блокировано США, АзБР — Японией и США, имеющими вместе 1/3 голосов. Благодаря принципу распределения голосов в зависимости от внесенного капитала сохраняется влияние развитых стран на региональные банки развития.
В-третьих, у региональных банков развития однотипные порядки формирования пассивов, мобилизации ресурсов в специальные фонды, кредитная политика, во многом сходные с группой Всемирного Банка, но в то же время имеющие свои отличия.
Функции и приоритеты.
Формирование основных функций РБР происходило под влиянием общих тенденций социально-экономических перемен в соответствующих регионах, а также основывалось на функциональных особенностях, свойственных банкам развития, как таковым. Выполнение функций соответствует приоритетам, которые, в свою очередь, не являются жестко статичными, а эволюционируют в соответствии с потребностями соответствующего региона. Первые десятилетия функционирования РБР пришлись на период широкой популярности внедрения в развивающихся странах политики индустриализации. Ожидания правительств многих развивающихся стран были связаны с проведением индустриализации быстрыми темпами, путем замещения импорта собственным производством при активном государственном регулировании и планировании. Как отмечает Т. Клевер, правительства от Египта до Индии, от Аргентины до Тайваня устанавливали импортные барьеры, направляли фонды в государственные и частные компании и в целом содействовали развитию внутренней промышленности (игнорируя традиционное сельское хозяйство). Иностранный капитал привлекался довольно активно, но к нему применялись довольно жесткие условия функционирования.15 В этот период приоритетным направлением финансирования РБР являлись проекты инфраструктуры и развития национального производства, на которые направлялось до 80% выделяемых кредитов. Благодаря политике индустриализации во многих странах, в первую очередь крупных (Аргентина, Бразилия, Мексика), были заложены основы национальных комплексов промышленной инфраструктуры, энергетики, машиностроения.16 Несмотря на определенные результаты данной политики, особенно в ряде стран (Южная Корея, Тайвань, Сингапур), получивших в последующем название «новые индустриальные страны», в целом политика индустриализации не оправдала надежд для большинства развивающихся стран. В последующем были выявлены ошибки проведения этой политики, которые связывают с неумеренным протекционизмом и асимметрией индустриализации: стимулировалось лишь замещение импорта, в то время как экспорт промышленной продукции поощрялся недостаточно.
" Cleaver Т. Understanding the world economy. London. Sec.ed. 2002. p.219
Вопросы развития машиностроительных комплексов в крупных странах Л А рассматривались нами в 3-й главе киш и «Латинская Америка в мировой экономике» Отв.ред. Тарасов К С. М.: Наука 1991.
В связи с применением многими развивающимися странами во второй половине 80-х годов новых программ структурных реформ отмечается возрастание роли РБРне только как региональных кредитно-финансовых институтов для привлечения внешних капиталов и предоставления долгосрочного финансирования, но и как международных организаций, оказывающих непосредственное содействие проведению реформ. Именно в этот период руководством РБР принимаются решения о расширении капиталов и привлечении новых нерегиональных членов. Разработка той или иной программы уже предполагала не только получение финансирования ее проектов из ресурсов РБР, но и предоставление технической помощи, особенно наиболее бедным странам.
Повышение роли РБР в реализации структурных преобразований развивающихся стран в 90-е 1 оды отразилось на расширении их функций и сфер деятельности. Основная функция этих банков, которая заключается в предоставлении прямого финансирования правительствам стран-заемщиков на реализацию программ и проектов под государственные гарантии, была расширена в последнее время на кредитование частного сектора. Однако в целях выполнения этой функции РБР должны привлекать все большие ресурсы на международных рынках капитала для осуществления обычных операций и получать все большие средства от стран кредиторов для предоставления льготных кредитов. С другой стороны, в целях эффективности подготовки и реализации крупных проектов Банки вынуждены предоставлять странам-заемщикам техническую помощь, оказывать помощь беднейшим странам, выдавать займы на выгодных для заемщиков условиях и создать другие благоприятные условия своим членам, что, естественно, приводит к увеличению оперативных расходов.
В последние годы в дополнение к перечисленным направлениям РБР приоритетное кредитование проектов направленно на борьбу с бедностью и загрязнение окружающей среды, проведение социальных реформ, модернизацию механизмов государственного управления и стимулирования. Основной задачей становится борьба с нищетой. РБР начинают проводить реструктуризацию своего бизнеса, в ходе которой все имеющиеся проекты переориентируются на главную задачу - уничтожение нищеты в соответствующих регионах. Эта задача становится приоритетной по отношению к другим задачам, которые решаются РБР. - общее экономическое развитие, борьба за равноправие женщин и обеспечение защиты окружающей среды. Развитие новой функции РБР - производство общественных благ, особенно в период структурных реформ, существенно повышает их роль в модернизации соответствующих регионов. Однако расширение функций накладывает новые обязательства глобального характера, требующие укрепления собственных и расширения каналов привлекаемых ресурсов.
Несмотря на то, что содержательная часть политики РБР изменяется в зависимости от сложившейся на каждый период ситуации в соответствующем регионе, их общие приоритеты уже сформировались и остаются без существенных перемен: оказание помощи в развитии региональных членов банка; стимулирование развития предприятий и ресурсов латиноамериканских стран; содействие в привлечении частных иностранных инвестиций; борьба с бедностью и загрязнением окружающей среды; проведение социальных реформ; модернизация механизмов государственного управления; стимулирование экономической интеграции стран региона.
Формирование ресурсов.
Каждый из трех РБР имеет собственные отличительные количественные характеристики, но в то же время и общие черты структурного характера. Эволюция каждого из них привела к формированию системы фондов обычных ресурсов и специальных ресурсов для льготного кредитования, средств доверительных (трастовых) фондов. Основу финансового потенциала этих банков составляет фонд обычных ресурсов (ФОР), который состоит из уставного подписного капитала. В ФОР могут производиться отчисления от всех доходов, полученных банком от кредитных, гарантийных или иных финансовых операций РБР. Динамика прироста объема ресурсов за время существования РБР свидетельствует об увеличении ФОР каждого из банков.
Первоначально ресурсы формировались из взносов стран-учредителей. Так, в МаБР это были взносы учредителей - 19 латиноамериканских стран и США, а в последующем других
государств Америки. Расширение капитала банка осуществлялось за счет принятия в члены МаБР государств из других континентов, что, в свою очередь, оказало влияние на увеличение уставного капитала. Членами этого банка стали еще 18 стран из других регионов, а общее количество членов МаБР составило 46 государств. Увеличение количества членов Банка и официальное расширение уставного капитала повлияло на его абсолютный рост. За годы существования банка его обычные ресурсы выросли в 125 раз. Если на момент учреждения уставный капитал МаБР - так называемый «обычный капитал» - был достаточно скромен - 813 млн. долл., то спустя двадцать лет в 1979 г. он составлял -9.7 млрд. долл., а еще через 20 лет уставный подписной капитал достиг 100,96 млрд. долл. Решение о наиболее крупном расширении было принято в 1994 г., что привело к увеличению обычного капитала на 40 млрд. долл.
Таким же образом - путем подписки на акции региональными и нерегиональными государствами-членами формировался капитал АфБР. Региональными членами Банка, т.е. странами-получателями инвестиций являются все 53 страны Африки, крупнейшими из которых можно выделить Нигерию, Алжир, Ливию, Марокко, ЮАР, Египет и Заир. После 1982 г. было разрешено участие в АфБР неафриканских государств при условии одновременного признания ими определенных принципов с целью сохранения африканского характера Банка. Крупнейшими неафриканскими акционерами банка стали являются США (10,1 %), Япония, Германия (9,0 %), Франция (9,4 %), а также Канада, Великобритания, Италия.17 За период существования АфБР пять раз происходило утверждение увеличения обычных ресурсов, последнее из которых привело к их
расширению на 7,5 млрд. долл. Ресурсы АзБР также подразделяются на обычные и специальные, которые пополняются за счет взносов 56 членов, из которых 40 -
региональные члены, и 16 - нерегиональные. В подписном капитале АзБР на долю
промышленно развитых стран приходится 60% и развивающихся стран региона - 40%
голосов. В том числе доля США и Японии составляет по 16% подписного капитала (эта доля эквивалентна 6,9 млрд. долл., из которых оплачено только 7%), и по 14% голосов, которые делятся пропорционально взносам каждой страны.
Каждый член того или иного Банка подписан на акции, тем самы обеспечивая свой взнос в две части ФОР: оплаченную и неоплаченную (гарантийную). Оплаченная часть обычно значительно меньше гарантийной. В АфБР она составляет 1/15 часть, в АзБР - 1/18, а в МаБР - 1/23 часть уставного капитала, то есть чем больше размер уставного капитала, тем меньше относительная доля его оплаченной части. Наибольшее увеличение неоплаченной части уставного капитала отмечено в МаБР - с 31,4 млрд. долл. до 96,6 млрд. долл., в то время как доля оплаченной части сократилась с 7,7 % до 4,3 %. Гарантийная часть уставного капитала РБР служит обеспечением финансовых обязательств Банка, подписка на эту часть осуществляется тогда, когда это определяется Банком, и проводится по его требованию. Несмотря на такую значительную неоплаченную часть уставного капитала, она играет большую роль, так как выступает в качестве гарантии привлечения займов Банков на международных рынках капитала.
Вторым основным ресурсом РБР являются специальные фонды, с помощью которых Банки стремятся расширить льготное кредитование недостаточно рентабельных, но необходимых для финансирования проектов экономической и социальной инфраструктуры, особенно в наименее развитых странах. Эти фонды выполняют в основном те же функции, что МАР в группе Всемирного банка. Они были созданы каждым из банков для предоставления средств на льготных условиях в целях содействия вкладу РБР в экономическое и социальное развитие более бедных государств — членов каждого из трех регионов.
Третьим видом ресурсов Банка являются находящиеся в управлении Фонды, доверенные ему как странами-членами, так и не членами банка. Эти трастовые фонды РБР являются дополнительным источником ресурсов для поддержки социально ориентированных проектов и программ в интересах малообеспеченных слоев населения развивающихся стран, также для покрытия затрат, связанных с проведением прединвестиционных исследований, оплаты услуг консультантов и экспертов, подготовки
1 littp:// vvvvw.derrick.ru/pv/may -2001 -11 htm
кадров и оказания помощи по устранению последствий, вызванных природными катаклизмами.
Наиболее развита система трастовых фондов МаБР, в управлении которого находится 46 таких фондов. Среди них выделяются наиболее крупные: Фонд социального прогресса, учрежденный правительством США в начале 1960-х годов, и Венесуэльский трастовый фонд. Большинство трастовых фондов (36) сформированы нерегиональными членами, включая два фонда, учрежденные Комиссией Европейского Союза. По количеству фондов созданных и переданных в управление МАБР выделяется Испания. В 1990г. этой страной был создан «Фонд 500-летия» с капиталом 83,8 млн. долл., в 1994г. - Испанский фонд для консультантов (10,9 млн. долл.) и в 2001г. - Общий фонд сотрудничества Испании (44,4 млн. долл.).
На африканском континенте в рамках группы АфБР действует доверительный фонд Нигерии, который был создан на основе соглашения подписанного между АфБР и правительством Нигерии в 1976 г. Ресурсы Фонда полностью обеспечиваются правительством Нигерии, нацелены на содействие развитию стран—членов АфБР, имеющих низкий уровень доходов населения.
Подобным образом, в рамках группы АзБР функционирует несколько доверительных фондов. В 1988 г. на основе соглашения между АзБР и Японией создан специальный фонд, который предоставляет помощь развивающимся странам-членам Банка для структурной перестройки экономики и расширения возможностей привлечения новых инвестиций; оказывает содействие развивающимся странам в таких областях, как индустриализация, развитие природных ресурсов, передача технологий на безвозмездной основе; развитие людских ресурсов. Также создан Специальный фонд технической помощи (СФТП), который финансируется в основном за счет добровольных взносов стран-членов, выдает субсидии для финансового обеспечения операций Банка по оказанию технической помощи. Фонд предоставляет «связанные» займы, содержащие обязательство закупать товары в странах-донорах.
Потенциал располагаемых ресурсов, включенных в сравнительный анализ многосторонних банков развития, свидетельствуют о том, что данная группа занимает лидирующие позиции, уступая лишь МБРР
Таблица 2
Основные показатели многосторонних банков развития на 2001 г.18__________
Название Уставный капитал, млрд. ДОЛЛ Оплаченный капитал Кол-во одобренных проектов Сумма одобренных проектов млрд. долл. Чистая прибыль, млн. долл. Кол-во стран получате лей
ЕБРР 19,8 5,3 102 3,7 157 27
МаБР 101,0 4,3 315 13,0 1 020 26
АзБР 43,8 3,0 57 5,4 816 22
АфБР 27,5 2,1 143 2,6 207 •> л
ИсБР 8,4 3,5 77 2,1 196 43
Значительную роль в развитии потенциала РБР играет организационная структура, которая включает не только сами банки, но и ряд организаций, образующих так называемые группы РБР. Так, группа АфБр включает помимо банка вышеотмеченные ФАфР и Нигерийский фонд. В группу АзБР входит сам банк и ФАзР и Японский специальный фонд.
Проведенный анализ особенностей формирования потенциала РБР позволяет прийти к выводу о том, что за годы существования эти Банки значительно способствовали увеличению инвестиционного потенциала развивающихся стран и доказали эффективность
1Х Составлено по текущей информации Интернет-ресурсов на 1.10.2002
функционирования региональных банковских институтов. РБР имеют разные типы ресурсов, которые подразделяются на три группы! Это Фонд обычных ресурсов и фонд специальных операций, а также доверительные фонды, учреждаемые отдельными странами и передаваемые в управление соответствующему Банку.
Перспективы участия.
Удовлетворение возрастающей потребности финансирования социально-экономических преобразований развивающихся стран, то есть выполнение основной функции РБР, в значительной степени находится в зависимости от состояния МФС, функциональной активности ее институтов. Современная ситуация с международными финансами, существенным образом отличается от периода решений Бреттон-Вудской конференции. Основные организации МФС, созданные полвека назад в соответствии с решениями этой конференции, в настоящее время действуют в новых условиях, которые характеризуются взаимозависимостью финансовых рынков, переменчивостью и увеличением потоков частного капитала в мировом масштабе, цикличным характером финансовых кризисов и их быстрым распространением, неравномерным и несправедливым распределением финансовых ресурсов среди стран.
Среди причин, доказывающих вероятность активного участия РБР в строительстве новой международной финансовой архитектуры, выдвигается несколько. Во-первых, это признание тезиса о том, что глобализация представляет собой мир открытого регионализма.19 Торговая либерализация и растущее значение потоков капитала являются наиболее важными признаками последних лет.
Во-вторых, эти процессы свойственны не только отдельным регионам, а происходят на мировом уровне, поэтому следует ожидать рост координации на уровне регионов: финансирование развития может намного эффективнее работать, если одновременно действовать на разных уровнях - региональном, субрегиональном и локальном - так, как только при таком сочетании можно ожидать успешную трансформацию МФС.
В-третьих, проблема переноса кризисов из одного региона в другой связана с решением проблем платежного баланса. До настоящего времени функцию решения проблем с платежным балансом исполняет, в основном, лишь одна организация - МВФ. Однако, несмотря на располагаемые финансовые и иные ресурсы, ее возможности слишком ограничены и, как показывает практика, ее деятельность недостаточна и/или противоречива в решении современных задач МФС. В этом плане, можно предположить применение успешного европейского опыта укрепления региональных финансовых организаций в целях решения проблем платежного баланса в других регионах. В связи с этим, также возможно ожидать повышение значимости РБР, с помощью которых могут создаваться региональные и субрегиональные резервные фонды, содействующие решению проблем платежного баланса.20
В связи с обострением влияния ряда глобальных явлений на социально-экономическое положение в развивающихся странах и обратного воздействия этого влияния на стабильность ситуации в мире, руководители ведущих мировых держав сходятся во мнении, о развитии новых подходов решения проблемы финансирования развития. Поиск решения этой проблемы проходит в рамках ежегодных сессий Комиссии по развитию Всемирного банка, различных конференций. Так, в марте 2002 г. в г. Монтеррее (Мексика) состоялась Международная конференция по финансированию развития. Она стала первым межправительственным мероприятием высокого уровня по проблемам финансирования развития, важным этапом на пути осуществления решений, принятых на Саммите тысячелетия, где главы государств и правительств определили комплекс важных целей в области развития и обязались приложить все усилия для их осуществления. Реализация задач финансирования развития представляется как производство международного общественного блага, а участие в ее решении возлагается на все международное сообщество и на каждое государство в отдельности.
,,J Velazques С. Sobre el regionalismo abiernto II Notas socioeconomicas. No. Quito. 19У8.р.23.
2" Agosin M. Fortaleciendo la institucionalidad financiera en Latinoamerica.W l emas de coyuntura CHPAL 2000
REGIONAL DEVELOPMENT BANKS IN THE SYSTEM OF INTERNATIONAL FINANCIAL ORGANIZATION
N. A. SHKOL1AR, PH.D (ECONOMICS)
Ministry of Economic Development and Trade of Russian Federation 1-ya Tverskaya^lamskaya str., 1/3, 125818, Moscow, Russia
This publication take aim at a place definition of Asian, African and Interamerican development banks in the system of International financial organization, it is consideration the reasons of its foundation, the peculiarity of resort’s formation are exposing, the functions and priority of their activity in contemporary conditions fire revealing, also it is forecasting the perspectives of participation of that Regional Development Banks in building of a new international financial architecture.