Научная статья на тему 'Региональные аспекты регулирования собственности и распределения в предпринимательстве'

Региональные аспекты регулирования собственности и распределения в предпринимательстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / REGULATION OF OWNERSHIP AND DISTRIBUTION / ДИФЕРСИФИКАЦИЯ МОНОГОРОДА / DIVERSIFIKACIA TOWNS / ТЕРРИТОРИЯ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА / THE AREA OF INNOVATIVE BUSINESS / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / FEDERAL FUNDING / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / INVESTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манова Маргарита Викторовна

Анализ сильных и слабых сторон Тольятти необходим для понимания преимуществ, которые город может предложить потенциальным инвесторам. На переходном этапе к инновационному развитию финансирование проектов, реализуемых в г.о. Тольятти во многом зависит от федерального финансирования. Без хорошего наполнения бюджета невозможно развитие бизнеса на территории бизнеса, тем более, инновационного. Этот процесс определяется федеральным законодательством, которое оставляет в городской казне 10% от собираемых налогов. На сегодняшний день отличительная черта российского предпринимательства бюджетное ориентирование. Предприятия, получившие госзаказы то есть оплату своей продукции или услуг из бюджета превращаются в крупные корпорации компании. Развитие малого и среднего бизнеса в свою очередь зависит от наличия крупных компаний-заказчиков, которые концентрируются на территориях освоения бюджетных средств. Успешная стратегия развития г.о. Тольятти будет зависеть от создания инновационных продуктов, которые найдут применение не только в сфере автомобильной или химической промышленности, но получат базой для передовых технологий. Это позволит в дальнейшем ослабить зависимость развития города от бюджетных поступлений, диверсифицировать экономику и преодолеть статус моногорода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Манова Маргарита Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECTS OF REGULATION OF OWNERSHIP AND DISTRIBUTION IN THE ENTERPRISE

An analysis of the strengths and weaknesses of Togliatti needed to understand the benefits that the city has to offer to potential investors. Transition to innovative development financing projects in Togliatti is largely dependent on Federal funding. Without a good budget is essential for the development of business within the business, especially, innovation. This process is determined by the Federal law, which leaves the city Treasury of 10% of taxes collected. Today a distinctive feature of the Russian business budgetary orientation. The companies awarded government contracts that is, the payment of its products or services from the budget they turn into major corporations of the company. The development of small and medium businesses, in turn, depends on the availability of large corporate customers, which are concentrated in the areas of budget implementation. Successful strategy development Togliatti will depend on creating innovative products that will find application not only in the automotive or chemical industry, but will get a base for advanced technologies. This will further weaken the dependence of the development of the city from fiscal revenues, to diversify the economy and to overcome the status of the industrial city.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты регулирования собственности и распределения в предпринимательстве»

УДК 316.421

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОСТИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

© 2015

М.В. Манова, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Анализ сильных и слабых сторон Тольятти необходим для понимания преимуществ, которые город может предложить потенциальным инвесторам. На переходном этапе к инновационному развитию финансирование проектов, реализуемых в г.о. Тольятти во многом зависит от федерального финансирования. Без хорошего наполнения бюджета невозможно развитие бизнеса на территории бизнеса, тем более, инновационного. Этот процесс определяется федеральным законодательством, которое оставляет в городской казне 10% от собираемых налогов. На сегодняшний день отличительная черта российского предпринимательства - бюджетное ориентирование. Предприятия, получившие госзаказы - то есть оплату своей продукции или услуг из бюджета - превращаются в крупные корпорации компании. Развитие малого и среднего бизнеса в свою очередь зависит от наличия крупных компаний-заказчиков, которые концентрируются на территориях освоения бюджетных средств. Успешная стратегия развития г.о. Тольятти будет зависеть от создания инновационных продуктов, которые найдут применение не только в сфере автомобильной или химической промышленности, но получат базой для передовых технологий. Это позволит в дальнейшем ослабить зависимость развития города от бюджетных поступлений, диверсифицировать экономику и преодолеть статус моногорода.

Ключевые слова: регулирование собственности и распределения, диферсификация моногорода, территория инновационного бизнеса, федеральное финансирование, инвестирование.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

На этапе принятия инвестором решения об открытии бизнеса на территории Самарской области оказывается информационная, методическая и консультационная помощь, предоставляется база по свободным производственным площадкам, земельным участкам на территории Самарской области [1].

Для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты стоимостью от 650 миллионов рублей и более, вводится режим государственного кураторства.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

На этапе реализации инвесторами инвестиционных проектов инвесторы могут воспользоваться всеми формами государственной поддержки, включая получение государственных гарантий Самарской области по инвестиционным проектам и предоставление субсидий за счет средств областного бюджета на реализацию инвестиционных проектов.

Субсидии предоставляются инвесторам-производителям товаров, работ, услуг по следующим направлениям:

уплата процентов по инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях;

уплата лизинговых платежей;

обучение или переобучение работающих по производственным специальностям в рамках реализуемого инвестиционного проекта;

развитие коммунальной инфраструктуры общего пользования объекта инвестирования (создание и (или) реконструкция систем водо-, тепло,- газо- и энергоснабжения, канализации, очистных сооружений, дорог и подъездных путей и (или) иных внеплощадочных сетей коммуникаций);

сертификация и (или) патентование продукции, оформление прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Субсидии предоставляются на принципах конкурсного отбора в случаях и в пределах объема средств, предусмотренных законом Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Размер предоставляемой субсидии одному инвестору определяется на основании представляемых инвестором отчетных данных и не превышает[2]:

50 % расходов инвестора на развитие коммунальной инфраструктуры общего пользования объекта инвестирования, но не более 30 миллионов рублей;

50 % расходов инвестора на обучение или переоб-

учение работающих в рамках реализуемого инвестиционного проекта, но не более 10 тысяч рублей за одного работающего, проходящего (прошедшего) обучение или переобучение в целях реализации инвестиционного проекта;

двух третей произведенных инвестором (заемщиком) затрат на уплату процентов по привлеченным инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях, но не более двух третей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;

50 % произведенных инвестором (лизингополучателем) затрат на уплату лизинговых платежей, но не более 10 миллионов рублей по одному инвестиционному проекту ежегодно;

50 % расходов инвестора на возмещение затрат, связанных с сертификацией и (или) патентованием продукции, оформлением прав на результаты интеллектуальной деятельности, но не более одного миллиона рублей.

На этапе завершения инвестиционных проектов государственная поддержка инвесторов на территории Самарской области осуществляется в форме предоставления льгот по налогу на имущество и снижения для крупных инвесторов (объем инвестиций составляет 650 млн.рублей) процентной ставки по налогу на прибыль до 13,5% организациям, реализующим инвестиционные проекты в соответствии с законами Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» и «О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет».

Льготное налогообложение организаций устанавливается на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на семь лет.

Для дополнительного стимулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне планиру-ется[3]:

установление пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, в размере 13,5 % для организаций-инвесторов, осуществляющих на территории Самарской области инвестиционные и (или) инновационные проекты стоимостью от 150 миллионов рублей и более на день обращения инвесторов в налоговые органы и ведущих раздельный бухгалтерский учет прибыли, имущества и использования средств, полученных или затраченных в рамках инвестиционных и (или) инновационные проектов, на срок их окупаемости, но не более чем на семь лет;

установление льготного размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных

участков, находящихся в собственности Самарской области, на которых будут реализованы инвестиционные проекты, на срок освоения капитальных вложений;

распространение государственного кураторства на инвесторов, реализующих инвестиционные проекты стоимостью от 150 миллионов рублей и более, по оказанию им информационной и правовой поддержки, в том числе в процессе оформления документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта. На муниципальном уровне планируется: установление льготного размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования или находящихся в государственной собственности до разграничения, на срок освоения капитальных вложений по инвестиционным проектам, предусматривающим создание не менее 100 новых рабочих мест;

освобождение от уплаты земельного налога организаций и физических лиц (кроме банков и других кредитных и страховых организаций), инвестиционные проекты которых включены в Инвестиционный паспорт городского округа Тольятти, реализуются в соответствии с заключенным договором об оказании муниципальной поддержки, предусматривают создание не менее 100 новых рабочих мест, в отношении земельных участков, находящихся у них на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, используемых для реализации инвестиционных проектов, на срок окупаемости инвестиционных проектов, но не более чем на семь лет начиная с даты заключения договора об оказании муниципальной поддержки.

В случае создания на территории Самарской области особой экономической зоны, промышленных парков их резидентам, кроме преференций и льгот, установленных федеральным законодательством, могут быть установлены региональные и муниципальные льготы и преференции.

В результате выполнения комплекса мероприятий Комплексного инвестиционного плана за счет реализации инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию экономики и решение проблем занятости, создания особых экономических зон в городском округе Тольятти и близлежащих муниципальных образованиях будет создано более 42 тыс. постоянных рабочих мест.

Общий объем инвестиций на реализацию данных мероприятий до 2020 года составит 143,3 млрд. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 37,6 млрд. рублей, областного бюджета - 5,8 млрд. рублей, местного бюджета - 72,9 млн. рублей, внебюджетных источников - 99,8 млрд. рублей.

Формирование целей статьи (постановка задания). Комплексный инвестиционный план модернизации городского округа Тольятти Самарской области на 2010-2020 годы (в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 30.07.2010 № 353, от 30.09.2010 № 470) имеет целью обеспечение устойчивого развития экономики, повышение уровня и качества жизни населения городского округа Тольятти.

Для этого необходимо решение следующих приоритетных задач:

диверсификация и модернизация экономики на новой технологической основе;

создание импортозамещающих производств; создание новых высокопроизводительных высокотехнологичных рабочих мест;

повышение инвестиционной привлекательности городского округа Тольятти;

создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;

обеспечение эффективной занятости и роста доходов населения;

увеличение доходной базы муниципального бюджета;

налаживание эффективного межмуниципального взаимодействия.

Инвестиционная политика, проводимая в Самарской области, направлена на создание благоприятных условий для расширения инвестиционной деятельности и привлечение на территорию области инвестиций и новых инвесторов.

Формы прямого участия органов государственной власти Самарской области в инвестиционной деятельности:

разработка, утверждение и финансирование областной инвестиционной программы;

предоставление государственных гарантий Самарской области по инвестиционным проектам;

долевое участие в уставном (складочном) капитале юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты;

предоставление субсидий за счет средств областного бюджета для реализации инвестиционных проектов;

разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов по объектам государственной собственности Самарской области.

Инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории Самарской области, гарантируются равные условия. Они могут воспользоваться государственной поддержкой на всех этапах реализации проектов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Реализация инвестиционных проектов, не требующих бюджетного финансирования, которые внесены в Инвестиционный паспорт г.о. Тольятти В рамках реализации Комплексного инвестиционного плана за счёт собственных средств инвесторов планируется осуществить ряд инвестиционных проектов, таких как:

• реконструкция агрегатов аммиака с целью увеличения объёмов производства;

• реконструкция Центрального рынка;

• реконструкция здания бывшего молокозавода под рынок (торговая площадь 5200 м2)

• строительство торгово-развлекательного комплекса (площадь застройки 12 802 м2, общая площадь здания 30 758 м2);

• изготовление комплектов ультразвуковых тепло-, водосчетчиков и оснащение ими объектов жилищно-коммунального хозяйства;

• создание целостного производственного комплекса по нанесению гальванических покрытий;

• строительство портового элеватора мощностью хранения 50 тысяч тонн.

Инвестиционные проекты в стадии реализации, включённые в инвестиционный паспорт городского округа Тольятти:

- Реконструкция контейнерно- складского терминала.

- Завод по производству смесей для функционально -го биодоступного питания, а также пектина и пектино-содержащих смесей на основе переработки сырья растительного происхождения по схеме сухих растворимых и нерастворимых экстрактов.

- Строительство завода по производству армированных стеклопластиковых труб на основе полиэфирных смол.

- Производство безопасного закалённого и многослойного стекла для наземного транспорта и переработка отходов стекольного производства.

- Строительство энергоэффективного производства циклогексанона.

- Развитие событийного туризма в Тольятти.

- Завод по производству пеностекла.

- Организация полиграфического производства картонной упаковки в г.Тольятти.

- МИКС - Мультимедийные Информационно-

Коммуникационные Системы нового поколения для повышения эффективности управленческих решений при значительном снижении затрат на ИТ-ресурсы.

- Организация производства сменных многогранных пластин.

- Сбор, транспортировка, переработка и обезвреживание жидких жиросодержащих отходов животного и растительного происхождения.

- Производство и модификация режущего инструмента, обладающего повышенными параметрами качества и ресурсом работы с применением высокоэффективных гибридных и комбинированных технологий.

- Строительство завода по производству энергосберегающих светодиодных осветительных изделий.

- «Цветной город» - создание галереи масштабных рисунков на фасадах и торцах жилых многоэтажных домов по городским туристическим маршрутам.

- Производство детских товаров, игр и игрушек.

- Организация производства запасных частей к автомобилям Ниссан, Фиат.

- Организация производства запасных частей к автомобилям Форд, Рено.

- Организация производства готовых лифтокомплек-тов на территории г.о.Тольятти.

По итогам 2013 года Самарская область поднялась с двенадцатого на первое место среди регионов ПФО по показателю инвестиций. Общий объем накопленных иностранных инвестиций на начало 2014 года составил более 2 миллиардов долларов. При этом только за прошлый год в нашу экономику поступило свыше 1,1 миллиарда долларов.

В регионе успешно ведут свой бизнес инвесторы из более чем ста стран мира. Среди них такие крупные транснациональные корпорации, как Renault-Nissan, Alcoa, General Motors, Danone, Nestle, Siemens и другие. Всего в Самарской области работает без малого 500 предприятий с участием иностранного капитала [4].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Для улучшения инвестиционного климата Самарской области планируется:

• установить срок налоговых льгот для инвесторов в пределах от двух до пяти налоговых периодов в зависимости от объема инвестиций;

• обнулить на регламентируемый период налоги для тех компаний, которые организуют производства на территории малых моногородов;

• распространить все налоговые льготы на инвестиции в производство от 100 млн. рублей.

Существующая система управления инвестиционным развитием Тольятти имеет определенные недостатки:

• неэффективная система обслуживания инвестора, а именно непоследовательное выполнение и противоречивое толкование законов и других нормативных актов, трудности с получением земельных участков, разрешений на строительство, прохождением процедур, связанных с оформлением инвестиций, трудности при решении процедурных вопросов в налоговых органах;

• цели инвестиционного развития Тольятти строго не определены, следовательно, мероприятия, проводимые городом и направленные на инвестиционное развитие, не имеют четкой ориентации, могут приводить к противоположным результатам и не позволяют сконцентрироваться на достижении конкретных целей в условиях ограниченности средств;

• планирование инвестиционного развития не осуществляется, носит хаотичный, несистемный характер;

• отсутствует мониторинг инвестиционного развития региона и анализ эффективности соответствующих мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Иванова Т.Н. Региональные особенности социально-трудовой мобильности молодежи (эмпирический анализ) Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 10. С. 8185.

2. Современная экономическая ситуация в СНГ // Экономист. 2002. №1.

3. Хиршман А. Рыночное общество: противоположные точки зрения// Социс. 2001, № 3, С. 4353.

4. Электронная библиотека предпринимательства -http: // www.rcsme.ru.

© 2015

REGIONAL ASPECTS OF REGULATION OF OWNERSHIP AND DISTRIBUTION IN THE ENTERPRISE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M.V. Manova, candidate of sociological sciences, associate professor of the chair «Sociology»

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract: An analysis of the strengths and weaknesses of Togliatti needed to understand the benefits that the city has to offer to potential investors. Transition to innovative development financing projects in Togliatti is largely dependent on Federal funding. Without a good budget is essential for the development of business within the business, especially, innovation. This process is determined by the Federal law, which leaves the city Treasury of 10% of taxes collected. Today a distinctive feature of the Russian business - budgetary orientation. The companies awarded government contracts - that is, the payment of its products or services from the budget - they turn into major corporations of the company. The development of small and medium businesses, in turn, depends on the availability of large corporate customers, which are concentrated in the areas of budget implementation. Successful strategy development Togliatti will depend on creating innovative products that will find application not only in the automotive or chemical industry, but will get a base for advanced technologies. This will further weaken the dependence of the development of the city from fiscal revenues, to diversify the economy and to overcome the status of the industrial city.

Keywords: regulation of ownership and distribution, diversifikacia towns, the area of innovative business, Federal funding, investing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.