Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В РАЗРЕЗЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В РАЗРЕЗЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сфера услуг / платные услуги / услуга / региональный рынок / предоставляемые населению услуги / индекс Рябцева / service sector / paid services / service / regional market / services provided to the population / Ryabtsev index

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чистякова Ольга Александровна

Региональные аспекты развития сферы платных услуг в разрезе федеральных округов Российской Федерации предопределяют нахождения дисбаланса между потребителями и производителями. Целью работы является проведение анализа показателей рынка услуг, предоставляемых населению Российской Федерации за плату в 2018-2022 гг., согласно существующей статистической методологии. К используемым научным методам относятся: сравнения, группировки, средних величин, индексный, графический, табличного представления данных. В статье рассмотрена структура платных услуг в Российской Федерации, динамика показателей рынка услуг, предоставляемых населению. Автор на основании коэффициента В. Рябцева произвела оценку структурных отличий при использовании интервалов значений коэффициента. Результаты могут быть использованы специалистами государственного или муниципального управления при разработке стратегических решений в области взаимодействия с предприятиями сферы платных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF PAID SERVICES IN THE CONTEXT OF THE FEDERAL DISTRICTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Regional aspects of the development of the sphere of paid services in the context of the federal districts of the Russian Federation determine the finding of an imbalance between consumers and producers. The purpose of the work is to analyze the indicators of the market of services provided to the population of the Russian Federation for a fee in 2018-2022, according to the existing statistical methodology. The scientific methods used include: comparisons, groupings, averages, index, graphical, tabular representation of data. The article examines the structure of paid services in the Russian Federation, the dynamics of indicators of the market of services provided to the population. The author, based on the V. Ryabtsev coefficient, evaluated the structural differences when using the coefficient value intervals. The results can be used by specialists of the state or municipal administration in the development of strategic solutions in the field of interaction with enterprises in the field of paid services

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В РАЗРЕЗЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК 338.46 © О. А. Чистякова

DOI: 10.24412/2225-82642024-2-788

Ключевые слова: сфера услуг, платные услуги, услуга, региональный рынок, предоставляемые населению услуги, индекс Рябцева Keywords: service sector, paid services, service, regional market, services provided to the population, Ryabtsev index

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ПЛАТНЫХ УСЛУГ В РАЗРЕЗЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Чистякова О. А.1

Аннотация. Региональные аспекты развития сферы платных услуг в разрезе федеральных округов Российской Федерации предопределяют нахождения дисбаланса между потребителями и производителями. Целью работы является проведение анализа показателей рынка услуг, предоставляемых населению Российской Федерации за плату в 2018-2022 гг., согласно существующей статистической методологии. К используемым научным методам относятся: сравнения, группировки, средних величин, индексный, графический, табличного представления данных. В статье рассмотрена структура платных услуг в Российской Федерации, динамика показателей рынка услуг, предоставляемых населению. Автор на основании коэффициента В. Рябцева произвела оценку структурных отличий при использовании интервалов значений коэффициента. Результаты могут быть использованы специалистами государственного или муниципального управления при разработке стратегических решений в области взаимодействия с предприятиями сферы платных услуг.

'Чистякова Ольга Александровна — кандидат экономических наук, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, Сибирский университет потребительской кооперации (Россия, г Новосибирск, проспект Карла Маркса, д. 26) E-mail: chistiakowa.ol@ yandex.ru

ORCID: 0000-0002-53251239

Поступила в редакцию: 14.04.2024

REGIONAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF PAID SERVICES IN THE CONTEXT OF THE FEDERAL DISTRICTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Olga A. Chistyakova

Candidate of Economic Sciences, Siberian University of Consumer Cooperation

Annotation. Regional aspects of the development of the sphere ofpaid services in the context of the federal districts of the Russian Federation determine the finding of an imbalance between consumers and producers. The purpose of the work is to analyze the indicators of the market of services provided to the population of the Russian Federation for a fee in 2018-2022, according to the existing statistical methodology. The scientific methods used include: comparisons, groupings, averages, index, graphical, tabular representation of data. The article examines the structure ofpaid services in the Russian Federation, the dynamics of indicators of the market of services provided to the population. The author, based on the V. Ryabtsev coefficient, evaluated the structural differences when using the coefficient value intervals. The results can be used by specialists of the state or municipal administration in the development of strategic solutions in the field of interaction with enterprises in the field of paid services.

Введение

Современная экономика Российской Федерации характеризуется наличием трансформационных процессов, которые охватывают все аспекты общества. Эти процессы позволили определить экономическую систему из индустриальной в постиндустриальную экономику услуг. Однако эта трансформация сопровождается глобализацией экономических отношений, кризисными явлениями в экономике. В настоящее время, главной особенностью современной экономической системы Российской Федерации является рост сферы услуг, особенно их разновидности — платных услуг. При этом развитие и рост объема предоставления платных услуг создает определенный дисбаланс между потребителями и производителями. Эти противоречия приводят к дополнительным расходам, трансакционным издержкам. Сфера предоставления услуг населению за плату, как теоретически, так и методологически изучена недостаточно. Чаще всего рынок услуг, предоставляемых за плату населению, рассматривается на макроуровне — в целом по Российской Федерации, либо на мезоуровне — в разрезе предоставления отдельных видов услуг, например, медицинских в отдельных регионах.

В условиях усиления региональной экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации повышается роль сферы услуг в функционировании государственно-территориальных образований, к которым могут быть отнесены федеральные округа. Это обусловливает необходимость в проведении анализа рынка услуг, предоставляемых населению за плату, на макроуровне в разрезе федеральных округов Российской Федерации. Изучение состояния рынка услуг, предоставляемых населению за плату, в отдельных государственно-территориальных образованиях, особенностей его функционирования и тенденций развития в них необходимо для обеспечения межрегионального информационного и экономического взаимодействия и достижений стратегических целей развития Российской Федерации и обеспечения высокого качества жизни населения.

Вопросы разработки теоретических и методологических подходов к платным услугам, позволяющих раскрыть их экономическое содержание, исследовались зарубежными экономистами: К. Гронроос [1], Ф. Котлер [2], Л. Берри [3]. Некоторые вопросы теории маркетинга сформулированы в определении услуги исследователем Х. Ворачек, который признавал существование противоречий в определении данного понятия [4].

Ряд научных исследователей с целью оценки сферы платных услуг рассматривали их по отраслевой специфике (транспортной [5, с. 56]), социальной [6], жилищно-коммунальной [7], и др.).

Специфике развития платных услуг посвящены работы исследователей: М. В. Ефремова [8], Д. Т. Новиков [9] (внесли вклад в изучение сферы гостинично туристских услуг), О. В. Чкалова [10], Ж. П. Шнорр [11] изучали услуги в сфере торговли и логистики. Материал и методы исследования

При проведении исследования использовали дан-

ные Федеральной службы государственной статистики, научные публикации, материалы научных конференций по исследуемой тематике.

Основные методы исследований: метод сравнения, метод группировки, метод средних величин, индексный метод, графический метод, метод табличного представления данных. Для обработки исходной информации использовались программы MS Word и MS Excel.

Результаты исследования

Согласно статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению [12] услуги являются результатом производственной деятельности, которая меняет состояние потребляющих единиц или содействует обмену продуктами или финансовыми активами. Услуги считаются платными, когда они выступают объектом купли-продажи.

Величина оказанных населению платных услуг за определенный период времени измеряется стоимостным показателем «Объем платных услуг населению», который представляет собой денежный эквивалент объема услуг, оказанных резидентами российской экономики (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, самозанятыми, нотариусами и адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты) гражданам Российской Федерации, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации.

Показатели, характеризующие сферу платных услуг в Российской Федерации приведены в таблице 1.

Рынок услуг, предоставляемых населению за плату, достаточно велик — за период с 2018 г. по 2022 г. в целом по РФ он увеличился на 3,05 трлн. руб. или на 31% и составил по итогам 2022 года 12,9 трлн. руб. В анализируемом периоде объем платных услуг населению демонстрирует устойчивую тенденцию к росту — в среднем в год его объем растет на 7%. При этом рост цен на услуги опережает рост физического объема — 5% против 2% в среднем в год соответственно.

Услуги, предоставляемые населению за плату разнообразны. В соответствии с официальной статистической информацией [12] выделяют 17 групп услуг:

1. Жилищные услуги.

2. Транспортные услуги.

3. Коммунальные услуги.

4. Услуги системы образования.

5. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам.

6. Бытовые услуги населению.

7. Услуги телекоммуникационные.

8. Медицинские услуги.

9. Услуги туристических агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги.

10. Услуги учреждений культуры.

11. Услуги почтовой связи и курьерские услуги

12. Услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья.

Таблица 1

Показатели рынка услуг, предоставляемых населению Российской Федерации за плату в 2018-2022 годах

Наименование показателя Значение показателя по годам Среднегодовой темп роста, %

2018 2019 2020 2021 2022

Платные услуги населению, млн. руб. 9870585 10535634 9294197 11370934 12919487 -

Темп роста платных услуг населению (к предыдущему году), % 107,2 106,7 88,2 122,3 113,6 107

Индекс физического объема платных услуг населению (в сопоставимых ценах, к предыдущему году), % 103,2 101,7 85,4 117,2 105,0 102

Индекс цен на платные услуги населению (к предыдущему году), % 103,8 105,0 103,3 104,4 108,2 105

Валовой региональный продукт, млн. руб. 90202902 95060662 94410215 122199665 140670817 112

Доля платных услуг населению в валовом региональном продукте, % 10,9 11,1 9,8 9,3 9,2

Источник: составлено и рассчитано автором по [12, 13, 14]

13. Услуги специализированных коллективных средств размещения.

14. Услуги юридические.

15. Услуги физической культуры и спорта.

16. Ветеринарные услуги.

17. Прочие виды платных услуг населению.

Спрос на услуги, предоставляемые населению за

плату, во многом зависит от желаний и финансовых возможностей потребителей, поскольку значительная часть из перечисленных выше услуг имеет добровольный характер.

В структуре платных услуг (рис. 1) в Российской Федерации за анализируемый период существенных изменений не произошло. В 2022 году наибольшую долю в общем объеме занимали: коммунальные услуги (19,9%, 2,57 трлн. руб.); транспортные (18%, 2,32 трлн. руб.); бытовые (11,5%, 1,48 трлн. руб.); телекоммуникационные (11,4%, 1,47 трлн. руб.) и медицинские ус-

луги (9,4%, 1,22 трлн. руб.). Удельный вес остальных видов платных услуг существенно ниже 10% отметки.

Следует отметить, что если в 2018 году в тройку лидеров входили коммунальные, транспортные и телекоммуникационные услуги, суммарный удельный вес которых составлял 53,4%, то в 2022 году телекоммуникационные услуги подвинули бытовые услуги населению, а суммарный удельный вес лидеров снизился и составил только 49,3%.

На душу населения в Российской Федерации в 2022 г. в среднем оказывалось услуг, предоставляемых на платной основе, на 88 059 руб. в год (табл. 3), что при равномерном распределении соответствует 7 338 руб. в месяц. Данный показатель превышает аналогичный показатель 2018 года на 20 835 руб. в годовом исчислении (или на 1 736 руб. в месячном), что соответствует росту за период с 2018 г. по 2022 г. на 31%. Однако среднегодовой темп роста среднедушевого объема

Рис. 1. Структура платных услуг в Российской Федерации в 2018 г. и 2022 г. Источник: составлено и рассчитано автором по [12; 13]

платных услуг, который составляет 7% в год, соответствует среднегодовому темпу роста среднедушевых денежных доходов и среднедушевых потребительских расходов населения (табл. 2).

Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах домашних хозяйств на протяжении всего анализируемого периода достаточно стабилен и колеблется в интервале от 26 до 29%.

Переходя к проведению анализа рынка на макроуровне в разрезе федеральных округов следует отметить, что деятельность на макрорегиональных рынках платных услуг обладает определенной спецификой, которая заключается в том, что большая часть услуг имеет четкие территориальные границы, т.е. сосредоточена в пределах федеральных округов. Исследуя рынок услуг, предоставляемых населению за плату, на макроуровне, следует отметить, что по показателям, представленным в таблице 3 и на рисунке 2, абсолютным лидером является Центральный федеральный округ. Наименьшая доля рынка и наименьший объем услуг, предоставляемых за плату в расчете на душу населения наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе (см. табл. 3).

Динамика показателей ры

Федерации за плату в 2018

Для выявления стабильности структуры рынка была проведена оценка структурных различий в разрезе федеральных округов (коэффициент В. Рябцева) [16].

где J к — индекс В. Рябцева;

п — число элементов (групп) совокупности;

j — номер (индекс) элемента (группы) совокупности;

d1, йц — удельные веса j-ого элемента (группы) первой совокупности;

— удельные веса j-ого элемента (группы) второй совокупности;

Для оценки структурных отличий при использовании коэффициента В. Рябцева выделяют следующие интервалы значений коэффициента:

• до 0,030 — структуры тождественны;

• от 0,031 до 0,070 — очень низкий уровень отличия структур;

Таблица 2

жа услуг, предоставляемых населению Российской 2022 годах

Наименование показателя Значение показателя по годам Изменение 2022 г. к 2018 г., руб. Темп роста, %

2018 2019 2020 2021 2022 2022 г. к 2018 г. среднегодовой

Платные услуги в расчете на душу населения, руб. в год 67 224 71 786 63 462 77 960 88 059 20 835 131 107

Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц 33 178 35 247 36 240 40 304 44 937 11 759 135 107

Среднедушевые потребительские расходы населения, руб. в месяц 26 780 28 470 27 443 32 352 35 336 8 556 132 107

Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах домашних хозяйств, % 28 29 26 28 27

Источник: составлено и рассчитано автором по [12; 13]

Рис. 2. Динамика услуг, предоставляемых населению Российской Федерации за плату в разрезе федеральных округов в 2018-2022 гг.

Источник: составлено автором по [12; 13]

Таблица 3

Структура рынка услуг, предоставляемых населению Российской Федерации за плату в разрезе федеральных округов в 2018-2022 годах

Наименование показателя Значение показателя по годам Изменение 2022 г к 2018 г, руб. Темп роста 2022 г. к 2018 г., %

2018 2019 2020 2021 2022

Структура рынка платных услуг населению Российской Федерации по федеральным округам,

Центральный 34 35 34 35 36 2 -

Приволжский 16 16 16 15 15 -1 -

Южный 11 11 12 12 12 1 -

Северо-Западный 10 10 10 10 10 0 -

Сибирский 8 8 9 8 9 1 -

Уральский 9 9 8 8 8 -1 -

Дальнево сточный 7 6 6 6 6 1 -

Северо-Кавказский 4 4 4 4 4 0 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По Российской Федерации итого 100 100 100 100 100 - -

Платные услуги в расчете на душу населения по федеральным округам, руб.:

Центральный 86 220 93 680 79 434 102 179 115 355 29 135 134

Северо-Западный 73 375 77 316 67 827 85 257 95 859 22 484 131

Южный 67 509 72 177 67 497 83 929 94 068 26 560 139

Дальнево сточный 78 873 81 652 70 526 83 580 91 174 12 301 116

Уральский 69 537 73 432 63 899 78 380 86 217 16 681 124

Приволжский 53 695 56 729 51 633 59 718 67 539 13 844 126

Сибирский 48 253 51 880 48 446 56 861 66 562 18 309 138

Северо-Кавказский 43 151 45 073 41 616 46 540 52 702 9 552 122

По Российской Федерации в среднем 67 224 71 786 63 462 77 960 88 059 20 835 131

Источник: составлено и рассчитано автором по [12; 13]

• от 0,071 до 0,150 — низкий уровень отличия структур;

• от 0,151 до 0,300 — уровень отличия структур существенен;

• от 0,301 до 0,500 — уровень отличия структур значителен;

• от 0,501 до 0,700 — очень значительный уровень отличия структур;

• от 0,701 до 0,900 — тип структур противоположный;

• выше 0,900 — структуры полностью противоположны.

При сравнении показателей структуры 2018 и 2022 годов индекс Рябцева составил 0,027, что позволяет оценивать структуру рынка платных услуг в разрезе федеральных округов как устойчивую.

Для оценки существенности различий в структуре платных услуг по федеральным округам со среднероссийскими показателями был рассчитан индекс В. Рябцева для 2018 и 2022 годов (см. табл. 4). Как видно из данных таблицы в 2018 году структура платных услуг по всем федеральным округам в целом соответствовала среднероссийским показателям. За анализируемый

период существенные изменения произошли только в Южном федеральном округе, в структуре платных услуг которого в 2022 году наблюдается существенный уровень различия с общероссийскими показателями. Это связано со спецификой экономической деятельности в Южном федеральном округе, где высока доля услуг специализированных коллективных средств размещения и доля услуг гостиниц и аналогичных услуг по предоставлению временного жилья.

Услуги, предоставляемых населению за плату, вносит значимый вклад в развитие регионов, а по его доле в формировании валового регионального продукта можно судить о значимости и развитости данного сектора экономики в отдельных федеральных округах.

Таким образом, в результате проведенного исследования установлено:

1) современный анализ процессов российской экономики установил, что экономика производства сменяется на экономику сферы услуг, что привело к необходимости анализа рынка услуг, предоставляемых населению за плату, на макроуровне в разрезе федеральных округов Российской Федерации;

2) тенденции развития сферы платных услуг в Рос-

Таблица 4

Оценка существенности структурных отличий платных услуг по федеральным округам со среднероссийскими показателями в 2018 г. и 2022 г.

Федеральный округ Индекс В. Рябцева Оценка существенности структурных отличий

2018 год

Уральский 0,059 весьма низкий уровень

Дальнево сточный 0,093 низкий уровень

Северо-Западный 0,093 низкий уровень

Центральный 0,105 низкий уровень

Приволжский 0,109 низкий уровень

Сибирский 0,113 низкий уровень

Северо-Кавказский 0,121 низкий уровень

Южный 0,147 низкий уровень

2022 год

Северо-Западный 0,068 весьма низкий уровень

Дальнево сточный 0,075 низкий уровень

Центральный 0,089 низкий уровень

Сибирский 0,093 низкий уровень

Уральский 0,094 низкий уровень

Приволжский 0,105 низкий уровень

Северо-Кавказский 0,114 низкий уровень

Южный 0,164 существенный уровень

сийской Федерации подтверждают, что несмотря на умеренный рост рынка в целом, ситуация ухудшается — региональные рынки, формирующие сферу услуг, предоставляемых населению за плату в федеральных округах не развиваются;

3) разработка комплекса мер, нацеленных на стимулирование сферы услуг, позволит развиваться не только рынку услуг, предоставляемых населению за плату, но и экономикам федеральных округов и Российской Федерации в целом. Ведущую роль в разработке ком-

плекса мер по стимулированию сферы услуг должны играть органы федеральной и региональной власти. Прежде всего, необходимо сконцентрировать внимание на стимулировании предоставления платных услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, а также в силу сохраняющегося санкционного давления, на предоставлении за плату туристских услуг, услуг гостиниц, временного жилья, а также услуг специализированных коллективных средств размещения.

Список источников

1. Gronroos C. Service Management and Marketing: A Customer Relationship Management Approach. 2nd ed. West Sussex, England : John Wiley & Sons, 2000. 404 с.

2. Котлер Ф., Джайн Д. К., Мэйсинси С. Маневры маркетинга. Современные подходы к прибыли, росту и обновлению. М. : ОлимпБизнес, 2003. 224 с.

3. Берри Л. Особенности маркетинга услуг // Маркетинг услуг. 2006. № 3 (7). С. 250-258.

4. Ворачек Х. О состоянии теории маркетинга услуг // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1. С. 99-103.

5. Фурсов В. А. Формирование и функционирование регионального рынка транспортных услуг: теория, методы, модели. Ставрополь: СевКавГТУ, 2011. 348.

6. Смирнов А. Б. Методологические основы управления развитием базы сферы социальных услуг // Вестник Российской академии естественных наук. 2011. № 1. С. 87-93.

7. Ефремова М. В. Сегментация потребителей гостиничных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 72-81.

8. Новиков Д. Т., Субботин А. Управленческие инновации в логистике // Финансовая жизнь. 2012. № 4. С. 55-59.

9. Миронова М. Д. Оценка инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан: методология и инструментарий: монография. Казань: КГТУ, 2010. 280 с.

10. Чкалова О. В., Ефремова М. В. Доминирование торговли в цепях поставок под влиянием торговых сетей // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2017. № 1 (45). С. 61-67.

11. Шнорр Ж. П. Форматы торговли: понятие, виды и параметры, их характеризующие // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. 2012. № 2 (3). С. 71-77.

12. Приказ Росстата от 20.12.2023 г. №668 «Об утверждении Официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению». URL:https://68. rosstat.gov.ru/storage/mediabank/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D 0%B3%D0%B8%D1%8F_2023.pdf (дата обращения 10.05.2024)

13. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: Стат. сб. / Росстат. М., 2021. 1112 с. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b21_14p/Main.htm (дата обращения 12.05.2024)

14. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2023: Стат. сб. / Росстат. М., 2023. 1126 с. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Reg_Rus_Pokaz_2023.htm (дата обращения 12.05.2024)

15. Валовой региональный продукт. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accountsъ (дата обращения 12.05.2024).

16. Трифонов Ю. В., Веселова Н. В. Методологические подходы к анализу структуры экономики на региональном уровне // Вопросы статистики. 2015. №2. С. 37-49.

References

1. Gronroos C. Service Management and Marketing: A Customer Relationship Management Approach. 2nd ed. West Sussex, England : John Wiley & Sons, 2000; 404.

2. Kotler F., Jain D. K., Masinsi S. Marketing maneuvers. Modern approaches to profit, growth and renewal. Moscow: Olimpbusiness, 2003. 224 p.

3. Berry L. Features of service . Marketing uslug = Marketing of services. 2006; 3 (7): 250-258. (In Russ.).

4. Vorachek H. On the state of the theory of marketing services. Problemy teorii i praktiki upravlenija = Problems of theory and practice of management. 2002; (1): 99-103. (In Russ.).

5. Fursov V. A. Formation and functioning of the regional transport services market: theory, methods, models. Stavropol: SevKavSTU, 2011. 348 p.

6. Smirnov A.B. Methodological foundations of management of the development of the base of the sphere of social services. Vestnik Rossijskoj akademii estestvennyh nauk = Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences. 2011; 1: 87-93. (In Russ.).

7. Efremova M. V. Segmentation of consumers of hotel services. Marketing v Rossii i za rubezhom = Marketing in Russia and abroad. 2012; 2: 72-81. (In Russ.).

8. Novikov D. T. Managerial innovations in logistics. Finansovaja zhizn = Financial life. 2012; 4: 55-59. (In Russ.).

9. Mironova M. D. Assessment of the investment attractiveness of the housing and communal complex of the Republic of Tatarstan: methodology and tools: monograph. Kazan: KSTU; 2010. 280 p.

10. Chkalova O. V. The dominance of trade in supply chains under the influence of retail chains. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Ser.: SociaVny'e nauki = Bulletin of Nizhny Novgorod University named after. N. I. Lobachevsky. Ser.: Social Sciences. 2017; 1 (45): 61-67. (In Russ.).

11. Schnorr J. P. Formats of trade: the concept, types and parameters characterizing them. Vestnik Sibirskogo universiteta potrebiteVskoj kooperacii = Bulletin of the Siberian University of Consumer Cooperation. 2012; 2 (3): 71-77. (In Russ.).

12. Rosstat Order No. 668 dated 12/20/2023 "On approval of the Official statistical methodology for the formation of official statistical information on the volume of paid services to the population". URL: https://68.rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1 %8F_2023.pdf.

13. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2021: Stat. sat. / Rosstat. M., 2021. 1112 p. URL: https://rosstat. gov.ru/bgd/regl/b21_14p/Main.htm (accessed 12.05.2024)

14. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2023: Stat. sat. / Rosstat. M., 2023. 1126 p. URL: https://rosstat. gov.ru/storage/mediabank/Reg_Rus_Pokaz_2023.htm.

15. Gross regional product [Electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts^

16. Trifonov Yu. V., Veselova N. V. Methodological approaches to the analysis of the structure of the economy at the regional level. Voprosy statistiki = Statistical issues. 2015; 2: 37-49. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.