Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сфера услуг / платные услуги / структура / динамика / тенденции развития / особенности рынка услуг / services sector / paid services / structure / dynamics / development trends / features of the services market

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Н.И., Смирнова К.Д.

В статье исследовано текущее состояние и тенденции развития сферы услуг в Российской Федерации. Проанализирована структура и динамика объема оказываемых платных услуг населению, определен вклад сферы услуг в формирование ВВП страны. Проведено сравнение темпов роста добавленной стоимости сферы услуг и основных отраслей экономики в % от ВВП по Российской Федерации; рассмотрена структура платных услуг населению. На основе проведенного анализа выделены отраслевые особенности сферы услуг, которые определяют потенциал и конкурентоспособность предприятий сферы услуг: высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры, высокая динамичность рыночных процессов и гибкость отраслевой структуры, неравномерность и нестабильность рыночного спроса, его разнообразие и индивидуальный характер, высокая скорость оборота капитала. Определены перспективные направления развития сферы услуг: усовершенствование отраслевой структуры, использование передовых технологий и диверсификации услуг, разработка механизмов государственной поддержки, решение проблем самозанятости в сфере услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN SERVICE SECTOR DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the main conditions and prospects for the development of the service sector in the Russian Federation. The structure and dynamics of the paid services rendered to the population are analyzed, the structure of the structure of services in the country's GDP is determined. A comparison between the growth rates of value added in the service sector and the main sectors of the economy in % of GDP in the Russian Federation was made; the structure of paid services to the population is considered. On the basis of the analysis, the branch features of the service sector are identified, which determine the potential and competitiveness of service enterprises, high sensitivity to changes in the current market conditions, high dynamism of market processes and flexibility of the branch structure, uneven and unstable market demand, its diversity and individual character, high turnover rate height. Prospective directions for the development of the service sector have been identified: improving the branch structure, using advanced technologies and diversifying services, developing state support mechanisms, and solving problems of self-employment in the service sector.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 338.46(470+571) JEL M210

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алексеева Н.И. д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры экономики предприятия и управления персоналом, ORCID 0000-0002-7845-7727, e-mail: alekseeva_n_i@mail.ru, ФГБОУВО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Смирнова К.Д. аспирант кафедры экономики предприятия и управления персоналом, e-mail: smirnova.kd@rambler.ru, ФГБОУ ВО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Аннотация. В статье исследовано текущее состояние и тенденции развития сферы услуг в Российской Федерации. Проанализирована структура и динамика объема оказываемых платных услуг населению, определен вклад сферы услуг в формирование ВВП страны. Проведено сравнение темпов роста добавленной стоимости сферы услуг и основных отраслей экономики в % от ВВП по Российской Федерации; рассмотрена структура платных услуг населению. На основе проведенного анализа выделены отраслевые особенности сферы услуг, которые определяют потенциал и конкурентоспособность предприятий сферы услуг: высокая

чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры, высокая динамичность рыночных процессов и гибкость отраслевой структуры, неравномерность и нестабильность рыночного спроса, его разнообразие и индивидуальный характер, высокая скорость оборота капитала. Определены перспективные направления развития сферы услуг: усовершенствование отраслевой структуры, использование передовых технологий и диверсификации услуг, разработка механизмов государственной поддержки, решение проблем самозанятости в сфере услуг.

Ключевые слова: сфера услуг, платные услуги, структура, динамика, тенденции развития, особенности рынка услуг.

MODERN TRENDS IN SERVICE SECTOR DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Alekseeva N.I. Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Enterprise Economics and Personnel Management, ORCID 0000-0002-78457727, e-mail: alekseeva_n_i@mail.ru, "Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky", Donetsk, DPR, Russian Federation.

Smirnova K.D. Assistant of the Department of Enterprise Economics and Personnel Management, e-mail: smirnova.kd@rambler.ru, "Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky", Donetsk, DPR, Russian Federation.

Abstract. The article examines the main conditions and prospects for the development of the service sector in the

Russian Federation. The structure and dynamics of the paid services rendered to the population are analyzed, the structure of the

© Н.И. Алексеева, К.Д. Смирнова, 2023

structure of services in the country's GDP is determined. A comparison between the growth rates of value added in the service sector and the main sectors of the economy in % of GDP in the Russian Federation was made; the structure of paid services to the population is considered. On the basis of the analysis, the branch features of the service sector are identified, which determine the potential and competitiveness of service enterprises, high sensitivity to changes in the current market conditions, high dynamism of market processes and flexibility of the branch structure, uneven and unstable market demand, its diversity and individual character, high turnover rate height. Prospective directions for the development of the service sector have been identified: improving the branch structure, using advanced technologies and diversifying services, developing state support mechanisms, and solving problems of self-employment in the service sector.

Keywords: services sector, paid services, structure, dynamics, development trends, features of the services market.

► Введение. Сфера услуг в настоящее время является одним из наиболее развивающихся секторов экономики. Не будучи лидером в области разработки инноваций, внедрения передовых технологий сфера услуг традиционно характеризуется высокими показателями экономического роста. За последние три десятилетия среднегодовой прирост объема оказанных платных услуг в мире составил 7,5%L

Благодаря своему высокому потенциалу роста сфера услуг значительно превосходит промышленность и сельское хозяйство по вкладу в ВВП стран, лидирует

по уровню занятости и количеству создаваемых рабочих мест. По данным Всемирного банка в структуре ВВП развитых стран мира сектор услуг занимает около 75%, в развивающихся - около 50%. В структуре рабочей силы доля занятых в сфере услуг превышает 70% .

Можно с уверенностью сказать, что сфера услуг выступает одним из ключевых секторов экономики, определяющим основные макроэкономические показатели. От того, насколько развита сфера услуг, насколько реализован ее потенциал, зависят перспективы развития и конкурентоспособности экономики стран мира. Поэтому, неудивительно, что вопросы исследования современного состояния и тенденций развития сферы услуг как наиболее перспективного сектора экономики не теряют своей актуальности и привлекают всё большее количество исследователей.

► Обзор литературы. Вопросы определения особенностей функционирования и факторов развития сферы услуг освещены в работах многих отечественных и зарубежных учёных, таких как Р. Атаев [1], Ю.А. Гарамян [2], И.Я. Капу-шак [3], Т.И. Клименко [4], М. Кастельс, Е.В. Мордасова [5] и других. Исследованию проблем развития сферы услуг Российской Федерации посвящены работы О.В. Гороховой [6], А. А. Демидовой [7], С.А. Исхаковой [8], И И. Мухина [9], Н.А. Фаркова [10] и других. Современные тенденции цифровизации сферы услуг рассматривались в работах И.В. Гречиной [11], А.Р. Магасумова [12], А.А. Сидорова [13], В.С. Ускова [14] и пр. Вместе с тем, результаты имеющихся исследований ну-

1 Макроэкономические исследования [Электронный ресурс] // Институт экономики и права Ивана Кушнира. - URL: https://be5.biz/ makroekonomika/service/ru.html (дата обращения: 03.02.2023)

2 The Global Economy [Электронный ресурс] // Business and ecomomic data for 200 countries. -URL: https://ru.theglobaleconomy.com (дата обращения: 08.02.2023)

ждаются в постоянном обновлении и адаптации к происходящим изменениям в экономической среде.

► Данные и методы. Теоретической основой исследования тенденций развития сферы услуг в Российской Федерации на современном этапе стали фундаментальные и прикладные работы отечественных авторов по данной проблематике, а также статистические сборники. Методологическую основу проведенного исследования и решения поставленных задач составляют общенаучные и специальные методы познания: системного анализа и синтеза для выявления тенденций развития сферы услуг РФ; табличный и графический методы для визуализации полученных результатов; ретроспективного и статистического анализа для исследования текущего состояния сферы услуг РФ; методы индукции и дедукции для теоретического обобщения и формулирования выводов.

► Результаты исследования. В последние несколько лет в экономиках всех стран постиндустриального уровня наметилась тенденция ускорения развития сферы услуг. По мнению ряда ученых сфера услуг является катализатором экономики страны, что обусловлено повышением занятости в этом секторе, который отражает уровень развития производства, способного создать базу функционирования непроизводственных сфер деятельности [5, с. 242]. Сфера услуг во многом определяет развитие промышленности и сельского хозяйства и сегодня является основным трендом экономического развития стран [13, с. 39]. По темпам роста в ВВП стран сектор услуг опережает остальные сферы народного хозяйства, что обуславливает также высокий уровень производительности труда [1].

Вместе с тем, как показывают кабинетные и полевые исследования Т.З. Мус-тафаева, реалии экономических изменений 2020-2022 гг. таковы, что признанное

мнение относительно сферы услуг как базиса постиндестриальной экономики оказываются ошибочными, что связано, в первую очередь с обеднением населения, приведшим к снижению его покупательной способности [15, с.45]. Одной из основных причин стала пандемия, приведшая к резкому сокращению туризма, развлекательных услуг, общественного питания и прочих [2]. Исключением является ^-сфера, которая стала ключевой в период перехода экономики на качественно новый этап, характеризующийся автоматизацией всех бизнес-процессов (Индустрия 4.0). Среди факторов, способствующих активизации цифровой сферы можно указать: необходимость перехода значительного количества занятых во всех сферах на работу в «удаленном формате», развитие «сетевых сообществ», широкое использование новых форм коммуникации, облачных технологий и пр. [11, с. 16].

Уровень развития цифровизации привел к трансформации всей сферы услуг, в том числе ускоренному снижению создания спроса и формирования цен на потребительские услуги, активизации взаимодействия участников рынка, ускорению в сфере государственного и частного партнерства [14].

Сфера услуг представляет собой достаточно широкий сектор экономики, который обобщает в себе воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами [4, с. 7]. Это связано с разнообразием самих услуг, для которых свойственна высокая дифференциация и индивидуальный характер потребления. Кроме того, существенное влияние на развитие сферы услуг, становление ее структуры оказывает специфика регионального спроса на услуги, а также локальный характер его формирования.

Уровень развития сферы услуг является важным макроэкономическим индикатором, а сама сфера услуг имеет системообразующее значение для формирования структуры экономики в целом.

Как показывает анализ макроэкономической статистики, добавленная стоимость сферы услуг в процентах от ВВП

стран с развитой экономикой составляет 65-80%. Для сравнения доля добавленной стоимости, создаваемой промышленностью, в ВВП стран колеблется в диапазоне от 10% до 20%, что показано на рис. 1.

12,7% С 14,9% IZ

Российская Федерация 14,2% [

Китай 27,4% I Германия 18,9% ИГ Швеция Италия Нидерланды Франция Великобритания Швейцария США

10,8%

9% С

,8%

18,0%

10,7%

52,9% 53,3% ZZI 62,9% I 64,8% I 65,2% 69,4% 70,3% 71,5% 71,9% 77,6%

□ Добавленная стоимость сферы услуг в процентах от ВВП

□ Добавленная стоимость промышленности в процентах от ВВП

Рисунок 1 - Добавленная стоимость сферы услуг и промышленности в процентах от ВВП по странам мира (составлено авторами на основе1)

Сфера услуг является основным источником формирования спроса на рабочую силу. Именно в данном секторе ежегодно создается больше всего новых рабочих мест. По данным Международной организации труда 51,1% мировой занятости населения приходится именно на сферу услуг (рис. 2).

Для Российской Федерации характерно увеличение удельного веса сектора

услуг в ВВП, что свойственно большинству развивающихся стран или стран с «developing economies» [3]. Сфера услуг в совокупности приносит наибольший вклад в развитие ВВП страны. В 2021 г. в России добавленная стоимость сферы услуг в процентах от ВВП составила 52,91%. Для сравнения аналогичный показатель в сельском хозяйстве составил всего 3,80%, в промышленности - 14,45%.

1 The Global Economy

Нидерланды Великобритания США Швеция Франция Япония Германия Италия

Российская Федерация Швейцария

I 82,1% 80,5%

И 79,1% : 78,8% 76,4%

I 72,1% 70,9%

] 69,3% 67,5% 67,5%

0,00

20,00

40,00

60,00

80,00

100,00

Рисунок 2 - Доля населения, занятого в сфере услуг по странам мира (составлено авторами на основе1)

При этом за последние восемь лет существующие пропорции экономики кардинально не поменялись (таблица 1).

Отметим, что сегодня существовавшая до последнего времени тенденция к увеличению доли сервисного сектора экономики в ВВП страны меняется в пользу роста роли промышленности, что частично объясняется политикой импортозамеще-ния, которая преимущественно коснулась ключевых промышленных отраслей.

В среднем темпы роста показателя добавленной стоимости сферы услуг в процентах от ВВП за период 2014-2021 гг. колебались в диапазоне от -5,7% до +3,5%. Для сравнения в промышленности этот же показатель находился в диапазоне значений от -5,5% до 9,2% а в сельском хозяйстве и того выше - от -7,6% до +15,2 (рис. 3).

Таблица 1 - Добавленная стоимость основных отраслей экономики в процентах от ВВП по Российской Федерации (составлено авторами по данным2)

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Добавленная стоимость сферы услуг в % от ВВП 55,68 56,14 57,01 56,03 53,43 54,17 56,09 52,91

Добавленная стоимость промышленности в % от ВВП 11,34 12,38 11,70 12,31 12,82 12,97 13,42 14,45

Добавленная стоимость сельского хозяйства в % от ВВП 3,36 3,87 3,84 3,55 3,39 3,53 4,00 3,80

1 The Global Economy

2 Росстат. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения 12.02.2023)

120,00 115,00 110,00 105,00 100,00 95,00 90,00 85,00 80,00

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

•Добавленная стоимость сферы услуг в процентах от ВВП Добавленная стоимость промышленности в процентах от ВВП •Добавленная стоимость сельского хозяйства в процентах от ВВП

Рисунок 3 - Темпы роста добавленной стоимости основных отраслей экономики в % от ВВП по Российской Федерации (составлено авторами на основе1)

Общий объем предоставленных платных услуг населению в 2021 году по сравнению с 2014 годом вырос в номинальном выражении на 3,85 трлн. руб. и по данным Росстата составил 11,32 трлн. руб. В целом за исследуемый период рост показателя составил 51,6%.

Объем платных услуг населению в расчете на душу населения также увеличился. Если в 2014 г. на одного человека приходилось в среднем 51,12 тыс. руб., то в 2021 году данный показатель составил уже 77,61 тыс. руб., то есть вырос более чем на 50%. При этом рост показателя отмечался на протяжении всего исследуемого периода за исключением 2020 года, что объясняется влиянием экономического кризиса 2020 года, вызванного пандемией новой коронавирусной инфекции (таблица 2).

Несмотря на увеличение среднедушевого объема платных услуг, предоставляемых населению, Россия по-прежнему существенно отстает по данному показателю от стран с развитой рыночной экономикой. Для примера, в Швейцарии данный показатель в 11 раз превышает российский, а во Франции - в 5,5 раза (рис. 4).

Важной особенностью сферы услуг является высокая чувствительность к изменениям рыночных пропорций. Данный сектор экономики больше других подвержен колебаниям рыночной конъюнктуры, поскольку прямо зависит от изменения объема платежеспособного спроса, уровня жизни и благосостояния населения.

1 Росстат. Федеральная служба государственной статистики

Таблица 2 - Объём платных услуг населению по Российской Федерации (составлено авторами по данным1)

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Объём платных услуг, трлн.руб. 7,47 8,05 8,64 9,21 9,87 10,54 9,29 11,32

Объем платных услуг населению в расчете на душу населения, тыс. руб. 51,12 54,99 58,88 62,73 67,22 71,79 63,46 77,61

Швейцария США Нидерланды Швеция Великобритания Германия Франция Япония Италия Китай

Российская Федерация

I 43808,7 1 39196,6

I 26780,7 I 26003,7 23833,7 I 22465,7 I 21978,7 17708,6 15614,3

] 4184,8 3902,5

Рисунок 4 - Объем платных услуг в расчете на душу населения по странам мира, долл.

(составлено авторами на основе2)

Для услуг характерна неравномерность и нестабильность рыночного спроса. Как результат данная сфера всегда одной из первых ощущает последствия кризисных явлений в экономике. Этим объясняется ощутимая реакция сферы услуг на последствия экономического кризиса 2020 года, который негативно сказался как на размере внутреннего рынка услуг, так и на конкурентоспособности отечественных предприятий. Дан-

ная особенность, в свою очередь, обуславливает цикличность развития рынка услуг, а именно чередование периодов роста и спада деловой активности. Данный вывод наглядно подтверждается анализом темпов роста объемов платных услуг населению, результаты которого представлены на рис. 5.

Как видим, в номинальном выражении и в сопоставимых ценах в 2020 году отмечалось существенное падение объема платных услуг населению.

1 Росстат. Федеральная служба государственной статистики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Макроэкономические исследования // Институт экономики и права Ивана Кушнира.

140,0 130,0 120,0 110,0 100,0 90,0 80,0 70,0

121,

107,8 107,8 107,3 106,7 107,2

-♦—

101,0 - ф 1 98,9 100,7 101,4 103,2

106,7

101,7

85,4

-1-1-1-1-1-1-1-1

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Темп роста (в сопоставимых ценах), %

■Темп роста (номинальный), %

Рисунок 5 - Темпы роста объема платных услуг населению по Российской Федерации

(составлено авторами на основе1)

С другой стороны, для сферы услуг характерна высокая динамичность рыночных процессов и практически полное отсутствие влияния фактора инерционности. Гибкость отраслевой структуры услуг и более короткий производственный цикл являются естественным условием для быстрого восстановления сферы услуг в посткризисный период. Для сравнения в 2021 г. рост промышленного производства составил 5,6%, тогда как для сферы услуг было характерно увеличение на 21,8% в номинальном выражении.

Действием этих факторов объясняется также высокая скорость оборота капитала, которая является несомненным преимуществом для бизнеса в сфере услуг по сравнению с капиталоемкими отраслями.

Специфика сферы услуг проявляется и в высокой степени дифференциации предлагаемых населению услуг, которая объясняется диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией рыночного спроса. Сложная структура спроса

обусловливает появление новых, нестандартных услуг, причем этот процесс получает все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса. Такое свойство рынка услуг можно рассматривать как важнейший стимул к инновационной деятельности в этой сфере, так как поиск услуги-новинки становится перманентным процессом.

Для анализа данной особенности проведем исследование структуры платных услуг населению (таблица 3).

Следует отметить, что современная сфера услуг охватывает достаточно большое число видов деятельности. Отдельные виды объединяются в группы с помощью различных классификаций, используемых как на международном, так и национальном уровне. Например, согласно классификации Всемирной торговой организации, выделяется более 150 видов услуг, сгруппированных в двенадцать категорий [6].

По объему предоставляемых населению платных услуг лидируют коммунальные услуги. Их удельный вес в структуре

1 Макроэкономические исследования // Институт экономики и права Ивана Кушнира.

Таблица 3 - Структура платных услуг населению по Российской Федерации (составлено авторами по данным1)

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Все оказанные услуги, % в том числе: 100 100 100 100 100 100 100 100

бытовые 10,8 10,9 10,8 10,4 10,2 10,2 10,7 11,0

транспортные 18,6 18,4 19,7 20,1 19,7 19,8 15,0 17,6

телекоммуникационные 17,0 15,9 14,9 13,9 13,5 13,3 15,0 12,6

почтовой связи и курьерские 0,5 0,5 0,5 0,6 0,7

жилищные 5,9 6,5 6,7 7,4 7,3 7,0 8,2 7,4

коммунальные 21,0 21,1 20,9 20,7 20,2 20,2 22,7 20,5

культуры 1,7 1,7 1,8 1,8 2,0 2,0 1,2 1,5

туристские 2,0 2,0 1,9 1,8 1,7 1,7 1,0 1,3

физической культуры и спорта 0,7 0,8 0,8 0,9 0,9 0,9 0,8 1,0

медицинские 6,4 6,6 6,6 6,8 7,8 8,6 9,3 9,6

гостиниц 2,4 2,3 2,5 2,4 2,6 2,4 2,0 2,5

санаторно-оздоровительные 1,5 1,6 1,6 1,4 1,8

из них санаторно-курортных организаций 1,2 1,4 1,4 1,2 1,3 1,3 1,1 1,3

ветеринарные 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

юридические 1,2 1,2 1,1 1,1 1,1 1,1 1,2 1,0

системы образования 6,5 6,7 6,6 6,7 6,9 6,9 7,1 7,0

социальные услуги 0,2 0,2 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3 0,3

прочие платные услуги 4,2 4,1 3,9 3,6 3,5 3,3 3,3 4,0

из них электронные услуги и сервисы в области информационно-коммуникационных технологий 0,7

общего объема предоставленных населению услуг в 2021 году составил 20,5%. В тройку лидеров входят также услуги транспортных компаний и телекоммуникационные услуги с удельным весом 17,6% и 12,6% соответственно. Отмечается увеличение объема бытовых услуг, доля которых в структуре оказанных услуг составила 11%.

В структуре предоставляемых населению платных услуг в течение рассматриваемого периода существенный рост

продемонстрировали медицинские услуги (+3,2 п.п.), жилищные услуги (+1,8 п.п.), услуги системы образования (+0,5 п.п.), услуги фитнес-центров и спортивных клубов (+0,3 п.п.). Отметим наращивание объема оказанных электронных услуг и сервисов в области информационно-коммуникационных технологий в структуре прочих платных услуг населению (+0,7 п.п.).

Отмечается сокращение удельного веса телекоммуникационных услуг и

1 Росстат. Федеральная служба государственной статистики

услуг связи в общем объеме предоставляемых платных услуг, суммарная доля которых в 2021 году составляла 13,3% против 17% в базовом 2014 году. Однако это снижение не связано с уменьшением объема оказанных услуг, который к концу анализируемого периода увеличился на 18%. Не смотря на то, что в 2022 году темпы роста данного вида услуг незначительно ниже 2021 г., в структуре платных услуг телекоммуникационные занимают одну из приоритетных позиций. Их доля в общем объеме услуг с 15-20% в 2017 году выросла до 25-28% в 2022 г. При этом услуги сотовой (мобильной) связи стабильно занимают до 60% в структуре телекоммуникаций [16]. Это обусловлено использованием постоянно обновляемых усовершенствованных технологий, которые позволяют снижать себестоимость услуг у провайдеров, стимулируя пониже-

ние их стоимости. По оценкам специалистов приоритет на рынке телекоммуникационных услуг будет за производством (56%), так как ни одно крупное предприятие не обходится без облачных технологий, корпоративной сети, телефонии и пр. С небольшим отрывом второе место занимают финансовый сектор (31%) и ритейл (27%). Относительно меньшую зависимость от пользования услугами связи проявляют здравоохранение (27%), нефтегазовый сектор (14%), сельское хозяйство (14%) [12, с. 146].

Произошедшие изменения наглядно демонстрирует анализ темпов прироста объема платных услуг в расчете на душу населения. Так, в течение рассматриваемого периода более чем в два раза возрос объем предоставляемых медицинских и социальных услуг, а также услуг, оказываемых учреждениями физической культуры и спорта (рисунок 6).

социальные услуги медицинские физической культуры и спорта ветеринарные жилищные системы образования гостиниц бытовые

санаторно-оздовительные коммунальные прочие платные услуги транспортные культуры юридические телекоммуникационные и услуги связи

туристские

163,8%

130,5%

54,7% 51,1% 45,9% 44,6% □ 44,4%

27,9% 26,3%

18,9%

1,7%

□ 108,5% 102,8%

92,1%

63,2% 62,1%

Рисунок 6 - Темп прироста объема платных услуг в расчете на душу населения за 2014-2021 гг. (составлено авторами на основе1)

1 Росстат. Федеральная служба государственной статистики

Отметим, что динамика и структура сферы услуг в России в большей мере определяются суровыми климатическими условиями жизни, обширной, но малонаселенной территорией, значительным многообразием национальных, социальных, региональных и культурно-религиозных особенностей, свойственных населению страны [6]. Всё это влияет на региональный рынок услуг и обуславливает неравномерность его развития в различных отраслях.

Как видим, в расчете на душу населения опережающими темпами развиваются социальные услуги, медицинские, услуги физической культуры и спорта, а в структурном отношении - коммунальные, транспортные, телекоммуникационные, ориентирующиеся на современные технологии.

К перспективным направлениям развития сферы услуг в Российской Федерации следует отнести: усовершенствование отраслевой структуры за счет увеличения туристических, образовательных, медицинских услуг, расширения сферы услуг в сельской местности [8, с. 173]; использование передовых технологий и диверсификация услуг [10, с.85]; разработка и внедрение действенных механизмов поддержки со стороны государства, выравнивание динамики и спектра оказания услуг в районах, удаленных от центральных регионов, сертификация и стандартизация услуг с целью повышения их качества [7, с. 39]. На современном этапе актуализируется проблема самозанятости. Возникшее в условиях пандемии и активно развивающееся направление предпринимательства, большая часть которого функционирует с сфере оказания услуг: автотранспорт (16-30%), индустрия моды и красоты (10-13%), ГГ-сфера (5-8%), здравоохранение (3-7%), образование (5-8%) [9]. В

связи с этим для формирования и развития сервисного предпринимательства в условиях цифровизации экономического пространства целесообразно инициировать разработку программного обеспечения для совершенствования рынка услуг [17, с. 104].

Таким образом, сфера услуг является одним из наиболее перспективных и быстроразвивающихся секторов экономики. По своему потенциалу и темпам развития она существенно опережает промышленный сектор экономики и сельское хозяйство. Ее состояние является определяющим для формирования структуры экономики в целом.

► Выводы и дальнейшая дискуссия. Проведенное исследование текущего состояния и тенденций развития сферы услуг Российской Федерации и стран мира позволило выявить ее особенности, обусловленные спецификой самой услуги как товара, ее производственным циклом, а также особенностями функционирования рынка услуг. Установлено, что для сферы услуг характерна высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры, высокая динамичность рыночных процессов и гибкость отраслевой структуры, неравномерность и нестабильность рыночного спроса, его разнообразие и индивидуальный характер, высокая скорость оборота капитала.

Дальнейшие исследования в рамках данной проблемы должны быть направлены на совершенствование методологического инструментария управления развитием предприятий сферы услуг. Выделенные в рамках настоящей работы особенности функционирования сферы услуг в Российской Федерации должны способствовать решению данной научной задачи.

► Литература

1. Роль сферы услуг в экономическом развитии / Р. Атаев [и др.] // IN SITU. 2023. №2, С. 74-77.

2. Гарамян Ю.А. Сфера услуг и ее роль в мировой экономике [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум: материалы XIV Междунар. студ. науч. конф. URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018029379 (дата обращения: 29.05.2023).

3. Капущак И.Я.. Харитонова Н.А. Российский сектор услуг: современное состояние и основные тенденции развития // Сервис в России и за рубежом, 2021. Т.15. №1. С. 24-35. DOI: 10.24412/1995-042X-2021-1-24-35.

4. Клименко Т.И. Шинкевич А.И. Теория и методология управления эффективностью комплекса отраслей сферы услуг: монография; Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. Казань: Изд-во КНИТУ, 2017. 96 с.

5. Мордасова Е.В. Роль и место сферы услуг в экономике России // Бизнес-технологии в туризме и гостеприимстве: сб. статей науч. докладов по итогам всерос. науч. конф., Москва, 2021. С. 242-251.

6. Горохова О.В. Особенности и проблемы развития предприятий сферы услуг в России // Российское предпринимательство, 2013. № 3 (225). С. 93-101.

7. Демидова А.А., Корунов С.М. Особенности и проблемы развития предприятий сферы услуг в России // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 27-28 апреля 2020 г.) : в двух томах. Издательство Уральского университета : Екатеринбург , 2020. Т. 2. С. 38-41.

8. Исхакова С.А. Влияние развития сферы услуг на уровень доходов ее работников // Экономика труда. 2021. Том 8. № 2. С. 159-174.

9. Мухина И.И., Миракян Д.Г. Самозанятость в России: современные тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс]. URL: https://vcot.info/blog/samozanatost-v-ros-sii-sovremennye-tendencii-i-perspektivy-razvitia

10. Фаркова Н.А. Тенденции развития рынка услуг в период пандемии COVID-19

► References

1. Ataev R., Annaev R., Khojamyradov V., Allaberdiev V. (2023). The role of the service sector in economic development. IN SITU. 2. 74-77 [In Russian].

2. Garamyan Yu.A. The service sector and its role in the global economy (2022). Student Scientific Forum. [In Russian] https://sciencefo-rum.ru/2022/article/2018029379.

3. Kapuschak I.Ya. Kharitonova N.A. (2021). Russian service sector: current state and main development trends Service in Russia and abroad. 1-15, 24-35. [In Russian] DOI: 10.24412/1995-042X-2021-1 -24-35.

4. Klimenko T.I. Shinkevich A.I. (2017).

Theory and methodology of performance management of a complex of service industries. Kazan: KNRTU. [In Russian].

5. Mordasova E.V. (2021). The role and place of the service sector in the Russian economy.

Business technologies in tourism and hospitality. Moscow, 242-251. [In Russian].

6. Gorohova, O.V. (2013). Features and problems of development of service enterprises in Russia Russian Entrepreneurship. 3(225), 93-101. [In Russian].

7. Demidova A.A., Korunov S.M. (2020). Features and problems of development of service enterprises in Russia Strategies for the development of social communities, institutions and territories: (Vols 1-2). Yekaterinburg : Ural University Press. Vol. 2. 38-41. [In Russian].

8. Iskhakova S.A. (2021). Influence of the development of the service sector on the income level of its employees. Labor Economics. 2, Vol. 8, 159-174. [In Russian].

9. Mukhina I.I., Mirakyan D.G. Self-employment in Russia: current trends and development prospects. [In Russian]. https://vcot.info/blog/sam-ozanatost-v-rossii-sovremennye-tendencii-i-per-spektivy-razvitia

10. Farkova N.A. (2021). Trends in the development of the service market during the COVID-

// Наука и искусство управления. 2021. № (3). С.83-97.

11. Гречина И.В., Балашова Р.И., Ти-шаева В. Д. Формирование и функционирование рынка IT-услуг в РФ и ДНР // Торговля и рынок. 2021. № 3-1(59). С.14-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Магасумов А.Р., Антинескул Е.А. Развитие ассортимента цыфровых услуг телекоммуникационной компании в условиях неопределенности // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2022. № 4. С.144-154.

13. Сидоров А.А. Развитие сферы услуг в условиях цифровой трансформации национальной экономики [Электронный ресурс] // Теоретическая и прикладная экономика. -2021. № 1. С. 39-47. URL: https:// nbpublish.com/library_read_article. php?id=35316 (дата обращения 29.05.2023)

14. Усков В.С. Анализ тенденций и проблем цифровизации сферы услуг в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вопросы территориального развития. 2021. №5. Т.9. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=47298789

15. Мустафаев Т.З. Трансформация отраслей сферы услуг России в условиях новой нормальности // Economy and Business: Theory and Practice, vol. 12-2 (94), 2022. С. 45-47.

16. Шоль С.С. Текущее состояние и основные тенденции российского рынка телекоммуникационных услуг [Электронный ресурс] // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». 2020. №10. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/tekuschee-sostoyanie-i-osnovnye-ten-dentsii-razvitiya-rossiyskogo-rynka-telekommu-nikatsionnyh-uslug/viewer

17. Ефременко Е.В. Цифровая трансформация сферы услуг: анализ, учет, аудит // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. №1. Т.2. С. 101-106. URL: http://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2023.01.02.014

19 pandemic. Science and art of management. 3, 83-97. [In Russian].

11. Grechina I.V., Balashova R.I., Tishaeva V.D. (2021). Formation and functioning of the IT-services market in the Russian Federation and the DPR Trade and market. 3-1(59), 14-21. [In Russian].

12. Magasumov A.R., Antineskul E.A. (2022). Development of the range of digital services for a telecommunications company in the face of uncertainty. Bulletin of PNRPU. Socio-economic sciences. 4, 144-154. [In Russian]

13. Sidorov A.A. (2021). Development ofthe service sector in the context of digital transformation ofthe national economy Theoretical and applied economics. 1, 39 - 47. [In Russian] https://nbpublish. com/library_read_article. php?id=35316

14. Uskov V.S. (2021). Analysis of trends and problems of digitalization of the service sector in the Russian Federation. Issues of territorial development. 5-9. [In Russian] https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=47298789

15. Mustafaev T.Z. (2022). Transformation of service industries in Russia in the new normal. Economy and Business: Theory and Practice, 12-2 (94), 45-47. [In Russian]

16. Shol S.S. (2020). Current state and main trends of the Russian market of telecommunication services. Scientific and educational magazine for students and teachers «StudNet». 10. [In Russian] https://cyberleninka.ru/article/n/tekuschee-sostoya nie-i-osnovnye-tendentsii-razvitiya-rossiyskogo-rynka-telekommunikatsionnyh-uslug/viewer

17. Efremenko E.V. (2023). Digital transformation of the service sector: analysis, accounting, audit. Economics and management: problems, solutions. 1-2. 101-106. [In Russian] http://doi.org/10.36871/ek.up.px2023.01.02.014

Статья поступила в редакцию 29.03.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.