08.00.05 УДК 338.46
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2018
Ирина Валерьевна Шавандина, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия) Сергей Валентинович Кучин, преподаватель кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия) Василий Александрович Козлов, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация
Введение: статья посвящена рассмотрению и детальному изучению понятийного аппарата определения «услуга», рассмотрены виды услуг и их классификация, проанализирован рынок бытовых услуг на примере Российской Федерации.
Материалы и методы: используя теоретические методы исследования материалов, рассмотрены мнения различных авторов по трактовке определения «услуга», в результате выявилась тенденция по неоднозначности трактовки данного определения. На основании данных Федеральной службы государственной статистики рассмотрены экономические показатели предоставляемых услуг в Российской Федерации, детально проанализированы объемные показатели оказываемых услуг населению, рассмотрена их структура и доля в общем объеме. Результаты: рассмотрев понятийный аппарат понятия «услуга», сделан вывод, что мнения авторов расходятся, одни трактуют услугу как действие, другие как благо, удовлетворяющие потребности потребителей, другие как деятельность и результат этой деятельности. Исходя из многообразия определения данного понятия, классификация услуг также разнообразна, услуги классифицируются по различным признакам, это подтверждается и нормативными документами. Анализ основных показателей деятельности показал, что сфера услуг динамически развивается, имеется тенденция к увеличению как объемных, так и структурных показателей. Обсуждение: услуга представляет собой деятельность взаимодействия субъектов потребителя и исполнителя, результат которой направлен на удовлетворение определенных нужд потребителя, по мнению большинства рассмотренных авторов. Услуги занимают определенную долю на рынке, при этом объем оказываемых услуг населению в Российской Федерации ежегодно увеличиватся, что ведет к устойчивой тенденции роста объема услуг населению.
Заключение: развитие сферы услуг населению говорит об устойчивой тенденции развития, при этом виды оказываемых услуг увеличиваются, что имеет большое значение для государства, предпринимательской деятельности, так и для общества в целом.
Ключевые слова: бытовые услуги, квалификационные признаки видов услуг, классификация видов услуг, платные услуги, объем оказываемых услуг, потребители и производители услуг, сфера услуг, услуги.
Для цитирования: Шавандина И. В., Кучин С. В., Козлов В. А. Эффективность развития сферы услуг в Российской Федерации // Вестник НГИЭИ. 2018. № 8 (87). С. 142-153.
THE EFFECTIVENESS OF THE DEVELOPMENT OF THE SERVICES SECTOR
IN THE RUSSIAN FEDERATION
© 2018
Irina Valerievna Shavandina, Ph. D. (Economics), The associate professor of the chair «Economics and automatization of business processes» Nizhny Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia) Sergey Valentinovich Kuchin, the lecturerof the chair «Economics and automatization of business processes» Nizhny Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia) Vasily Alexandrovich Kozlov, Ph. D. (Agricultural), the associate professor of the chair «Economics and automatization of business processes» Nizhny Novgorod state engineering-economic university, Knyaginino (Russia)
Abstract
Introduction: the article is devoted to the consideration and detailed study of the conceptual apparatus of the definition of «service», the types of services and their classification, analyzed the market of household services on the example of the Russian Federation.
Materials and methods: using the theoretical methods of research materials considered the opinions of various authors on the interpretation of the definition of «service», as a result of the tendency for ambiguity interpretation of this definition. Based on the data of the Federal state statistics service, the economic indicators of the provided services in the Russian Federation are considered, the volume indicators of the rendered services to the population are analyzed in detail, and their structure and share in the total volume are considered.
Results: having considered the conceptual apparatus of the concept of «service», it is concluded that the opinions of the authors differ; some interpret the service as an action, others as a good satisfying the needs of consumers, others as and activity and the result of this activity. Based on the diversity of the definition of the concept and the classification of services is also diverse, services are classified on various grounds, this is confirmed by regulatory documents. Analysis of the main performance indicators showed that the service sector is developing dynamically; there is a tendency to increase both volume and structural indicators.
Discussion: the service is an activity of interaction between the subjects of the consumer and the contractor, the result of which is aimed at meeting the specific needs of the consumer, according to most of the authors considered. Services occupy a certain share in the market, while the volume of services provided to the population in the Russian Federation increases annually, which leads to a steady trend of growth in the volume of paid services to the population. Conclusion: the development of public services shows a steady development trend, while the types of services provided are increasing, which is of great importance for the state, business, and society as a whole. Keywords: services, service sector, consumers and producers of services, classification of services, paid services, household services, qualification characteristics of services, the volume of services provided.
For citation: Shavandina I. V., Kuchin S. V., Kozlov V. A. The effectiveness of the development of the services sector in the Russian Federation // Bulletin NGIEI. 2018. № 8 (87). P. 141-153.
Введение
Развитие процессов глобализации и интернационализации экономики страны, мира, которая проявляется в свободной мобильности материальных и нематериальных ресурсов, ведет к росту конкуренции между субъектами мирового хозяйства. Все это ведет к обострению конкурентной борьбы между городами, предприятиями не только на внутреннем рынке территорий, но и на межрегиональных рынках. Средствами производства для предприятий сферы услуг являются услуги, именно с их помощью предприятия стремятся завоевать признания и получить вознаграждения от потенциальных потребителей. Рост общественного благополучия страны в целом, а также потребителей приводит к увеличению доли потребления услуг. Потребление услуг позволяет обеспечить самореализацию покупателя как потребителя таковых, т. к. специально созданная для него продукция заключает в себе необходимую индивидуальность, характеризующую современные тенденции потребления. В современном мире общество все более ориентировано на производство услуг, чем материальных товаров. Потребление услуг в этом случае становится более актуальным, меняется содержание, появляется
больше возможностей. Диапазон применения и обозначения услуг достаточно широк [1].
Материалы и методы
По мнению ряда авторов, начало развития сферы услуг связано с развитием сферы производства. Этот процесс связан с повышением уровня жизни населения и ростом платежеспособного спроса людей, а также с развитием деятельности по оказанию услуг как экономически эффективного вида капиталовложения.
Услуга - процесс, включающий серию (или несколько) неосязаемых действий, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия-поставщика услуг. Этот процесс нацелен на решение проблем покупателя услуги [2]. С данным мнением согласен и И. Фишер, он утверждает, что услуга -это действие, которое обеспечивает собственнику услуги доход с помощью их оказания [3]. Л. А. Сосунова описывает услугу как вид деятельности, который находится в неразрывной связи с процессом оказания или выполнения этой услуги, при этом объектами могут быть физические и юридические лица, население и предприятия [4]. В то же вре-
мя В. С. Коляго утверждает: «Услуга - экономическая категория, поэтому ее критериальная характеристика находится в сфере экономических отношений по поводу деятельности, а не в самом процессе труда как таковом» [5]. ГОСТом 52113-2003 отмечено: «Услуга - это процесс, ряд действий. Эти действия могут быть инструментом для производства ценности, они могут создать ценность, но сами не являются самостоятельной ценностью» [6].
К. Маркс рассматривал понятие «услуга» с позиции деятельности. По его мнению, услуга есть не
что иное, как полезное действие той или иной потребительской стоимости товара и труда [7, с. 203-204], для П. Дойля услуга - это действие или выгода, при которой владелиц не получает на нее право собственности [8]. Т. П. Данько трактовал понятие услуги как вид деятельности, который создает полезный результат, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяющий определенную потребность человека [9].
По мнению ряда авторов, понятие «услуга» рассматривается в разных аспектах, представленных в таблице 1.
Таблица 1. Понятийный аппарат определения «Услуга» Table 1. Conceptual framework for defining a service
ФИО автора
Определение «Услуга» / Definition «Service»
Н. Н. Иванов / N. N. Ivanov
Услуга - деятельность, удовлетворяющая потребности путем предоставления (производства) благ материального и нематериального характера [10] / Service is the activity satisfying needs by providing (production) the benefits of material and non-material character
Е. П. Грушевая / E. P. Grushevaya
Услуга - это экономическое отношение не по поводу результатов труда, а по поводу труда как деятельности [11] / Service is the economic relationship is not about performance, and about the labor activities
Е. Г. Решетникова / E. G. Reshetnikova
Н. П. Индюков / N. P. Indyukov
Н. А. Баринов / N. A. Barinov Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг,
A. А. Ратковский / L. Sh. Lozovskii,
B. A. Raizberg, A. A. Ratkovskii
М. Вебер / M. Veber
Услуга - это форма экономических отношений определенной трудовой деятельности, в процессе которой создается специфическая потребительная стоимость [12] / Service is a form of economic relations of a certain labor activity, during which a specific use value is created
Под услугой понимает потребительскую стоимость в форме деятельности (положительный эффект), которая удовлетворяет те или иные человеческие потребности [13] / The service is understood as the consumer value in the form of activity (positive effect), which satisfies certain human needs
Деятельность, направленная на удовлетворение тех или иных потребностей [14] / The activity directed on satisfaction of those or other needs
«.. .услуга - виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально вещественный продукт, не изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта [15] / «...servicet is ypes of activities, works, in the process of which a new, previously non-existent material product is not created, the quality of the existing, created product does not change»
Полезные действия предметов мы называем для краткости «благами», человеческие полезные действия - «услугами» [16] / Useful actions of subjects we call for short «goods» , human useful actions is «services»
Ф. Котлер / F. Kotler
« любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой, и которая в основном неосязаема и она подходит к завладению чем-либо. Производство услуг может быть (а может и не быть) связано с товаром в его материальном виде» [17] / «any event or benefit that one party may offer to the other, and which is basically intangible and it is suitable to take possession of anything. Production of services may (or may not) be related to the goods in its material form»
В Международном стандарте ISO 8402:1994 отражено, что «услуга может быть связана с производством и поставкой материальной продукции» [18]. В тоже время услуги, оказываемые населению, согласно ГОСТу Р50646-94 «Услуги населению.
Термины и определения» подразделяются на материальные и социально-культурные. Считаем, что именно этим обусловлены противоречивые суждения по вопросу понятийного характера категории «услуга». В ГОСТе Р50646-94 отмечено: «Матери-
альная услуга - это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителей услуги. Услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. Социально-культурная услуга - это услуга по удовлетворению социально-культурных потребностей потребителей услуги»
[19].
Классификация услуг на материальные и социально-культурные, деловые или нематериальные встречается у многих исследователей. Например, М. Д. Раецкий, Г. В. Деружинский считают, что «материальные услуги - услуги, обусловленные обслуживанием процесса производства, доведением готовых продуктов до потребителя: транспортировка, заготовка, хранение и др. Нематериальные услуги удовлетворяют духовные потребности, например, образование, консультирование, предоставление информации и т. д.» [20].
Предметом услуг являются, как правило, какие-либо действия, а не их овеществленный результат: оказание консультативных услуг, транспортных услуг. Однако в некоторых случаях услуга может привести и к овеществленному результату: строительство жилья, производство по заказам одежды, обуви, мебели.
Отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. По мнению различных авторов классификация видов услуг разнообразна, в зависимости от характерных признаков.
В сфере услуг участвует государственный сектор (образовательные учреждения, почта, больницы, музеи), частный не коммерческий сектор (потребительские кооперативы), а также частный коммерческий сектор (банки, биржи, гостиницы). В связи с этим по форме собственности услуги делятся на:
- государственного сектора - это услуги, которые требуют крупных капитальных вложений, при этом не интересны субъектам частного сектора;
- частного сектора - это услуги, которые носят потребительский характер, где можно быстро заработать первоначальный капитал;
- организации со смешанной формой собственности - это услуги, которые оказываются субъектами бизнеса, при этом собственниками являются как государственный сектор, так и частное лицо.
В зависимости от условия возмещения конечной стоимости услуги делятся на:
- платные - это услуги, оказанные за определенные денежные вознаграждения, полученные от потребителя;
—бесплатные - это услуги, которые реализуют комплекс социальных и общественных благ, при этом оказываются учреждениями социальной сферы или государственными учреждениями и организациями.
В зависимости от отраслевого признака услуги делятся на:
- бытовые услуги;
- услуги образования;
- услуги здравоохранения;
- услуги культуры;
- транспортные услуги;
- услуги торговли.
По операционному признаку подразделяются на услуги:
- направленные на сознание человека, - это услуги образования, радио- и телевизионное вещание, информационные услуги, услуги театров и музеев;
- направленные на тело человека;
- направленные на бытовые товары, и другие физические объекты для его нужд.
По степени осязаемости процесса обслуживания услуги делятся на:
- не имеющие материальной основы - услуги, которые удовлетворяют духовные потребности, к ним можно отнести образование, консультирование, музеи и театры, предоставление информации, удовлетворение религиозных потребностей;
- с долей материальных элементов - услуги, удовлетворяющие материальные потребности: к ним относятся бытовое обслуживание населения и транспортные услуги, здравоохранение, общественное питание, ремонт и обслуживание оборудования.
По месту предоставления услуги делятся:
- по месту нахождения потребителя;
- по месту нахождения поставщика услуги;
- посредническое обслуживание.
По периоду потребления подразделяются на услуги:
- постоянного спроса;
- эпизодического спроса;
- периодического спроса;
- сезонного спроса.
По типу контактов потребителя и поставщика делятся на услуги:
- с высокой степенью взаимодействия (услуги больницы);
- со средней степенью взаимодействия (финансовый консалтинг);
- с низкой степенью взаимодействия (электронная торговля).
По характеру взаимоотношения с потребителями подразделяются на услуги:
- формальных отношений (информационные услуги);
- стабильно персонифицированные (парикмахерские услуги);
- клубного характера (спортивные, торговые).
По характеру взаимоотношений с потребителями услуги делятся на:
- основные (транспортные услуги);
- дополнительные (продажа билетов);
- сопутствующие (обеспечение питанием).
По типу заказчика услуги подразделяются на:
- потребительские - услуги для потребления;
- производственные - услуги для нужд производственного цикла.
В рамках Всемирной Торговой Организации международная торговля регулируется Генеральным соглашением о торговле услугами. ГАТС выделяет свыше 160 видов услуг, определяет принципы и правила, регулирующие торговлю услугами. Классификация ГАТС насчитывает более 15 блоков, объединяющих услуги: делового характера, связи; строительных работ, дистрибьюторов; сферы образования; защиты окружающей среды; финансовой сферы; отрасли здравоохранения и социального обеспечения; бытовых услуг, туризма и путешествий; досуга, культуры, спортивных мероприятий; транспорта и др. [21].
В отечественной практике для статистического учета производства и потребления услуг используются три вида классификаторов: Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД); Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК/КГС); Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН).
В нормативных документах применяется Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), с делением услуг на группы, подгруппы, которые, в свою очередь, подразделяются на виды деятельности по целевому функциональному назначению. В ОКУН все услуги объединены в 13 основных групп, которые делятся на 50 подгрупп, 158 видов и более 1 000 услуг, каждому объекту присвоен кодовый номер из шести цифровых десятичных знаков и контрольное число [22].
ОКУН включает следующие группы услуг населению: 01 - бытовые услуги; 02 - услуги грузового и пассажирского транспорта; 03 - услуги связи; 04 - жилищно-коммунальные услуги; 05 - услуги
учреждений культуры; 06 - туристско-экскурсионные услуги; 07 - услуги физической культуры и спорта; 08 - медицинские, санаторно-оздоровительные услуги; 09 - правовые услуги; 10 -услуги банков; 11 - услуги в системе образования; 12 - услуги торговли и общественного питания; 13 -прочие услуги населению.
Итак, рассмотрев мнения различных авторов по содержанию понятия «услуга», можно сделать вывод, что нет однозначной трактовки данного определения. По данному вопросу мнения авторов расходятся, одни трактуют услугу как действие, другие как деятельность и результат этой деятельности, третьи характеризуют услугу как благо, удовлетворяющее определенные потребности. Исходя из многообразия определения данного понятия и классификация услуг также разнообразна. Услуги классифицируются по различным признакам, это подтверждается и нормативными документами.
Услуги, оказываемые населению крупными, средними организациями и малыми предприятиями, не коммерческими организациями и гражданами без образования юридического лица, относятся к платным услугам. В 2016 г. в Российской Федерации, по данным оперативной отчетности, населению было оказано платных услуг на 8 636,3 млрд рублей, объем платных услуг на душу населения составил 58,9 млн рублей. Данные показатели имеют тенденцию к увеличению, об этом свидетельствуют данные федерального государственного статистического наблюдения (рисунок 1).
За анализируемый период объем платных услуг населению в целом по Российской Федерации имел тенденцию к росту, что повлияло на рост данного показателя в расчете на душу населения. В 2010 году объем платных услуг в стоимостном выражении составил 4 851 млрд рублей, в отчетном 2016 году -8 377,2 млрд руб., что на 72,7 % выше, в расчете на душу населения тот же показатель составил в 2016 году 58,9 тыс. руб., он увеличился на 70,2 %, по сравнению с 2010 годом. Увеличение значений данных показателей в большей степени повлияло на рост уровня жизни населения и развитие инфраструктуры рынка бытового обслуживания.
Среди субъектов Российской Федерации наибольшей удельный вес приходится на Центральный федеральный округ, наименьший - на Крымский федеральный округ (рисунок 2).
При исследовании рынка платных услуг не менее важным является рассмотрение видов оказываемых услуг населению и их объем.
9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
8377,2
4851
34,6
38,8
42,2
48,3
5U
54,9
2010 2011 2012 2013 2014 2015
■Объем платных услуг населению, млрд.руб. ■Объем платных услуг на душу населения, тыс. руб.
Рис. 1. Объем платных услуг населению [22] Fig. 1. The volume of paid services to the population [22]
58,9
2016
Сибирский федеральный округ; 9,12
Уральский федеральный округ; 8,47
Дальневосточный федеральный округ; 6,04
Приволжский федеральный округ; 16,83
Северо-Кавказский федеральный округ; 4,57
Крымский федеральный округ; 0,01
Центральный федеральный округ; 33,71
Северо -Западный федеральный округ; 10,09
Южный федеральный округ (с 2010 года); 11,16
Рис. 2. Доля платных услуг населению по федеральным округам [22] Fig. 2. The share of paid services to the population in the Federal districts [22]
Таблица 2. Объем оказываемых услуг населению в РФ, млрд руб. [22]
Table 2. Volume of services provided to the population in the Russian Federation, billion RUB [22]
Темп
Показатель / Index 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. роста, % / Growth rate
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Всего / Total 4 851,0 5 424,8 5 926,2 6 512,4 7 302,3 7 882,2 8 377,8 172,7
Бытовые услуги / Household service 470,9 509,5 574,9 653,7 799,2 847,7 879,5 186,8
Транспортные услуги / Transport service 9 697,8 1 102,5 1 182,8 1 311,7 1 375,9 1 500,7 1 678,0 17,3
Услуги связи / Communication service
9 297,8 1 041,6 1 125,4 1 187,9 1 243,6 1 265,3 1 263,5 13,6
Жилищные услуги / Life service 2 653,6 303,9 331,0 359,5 419,7 496,4 557,3 21,0
Коммунальные услуги / Communal service
1 027,0 1 178,1 1 253,4 1 387,4 1 572,5 1 668,4 1 780,4 173,4
Окончание таблицы 2 / End of table 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Услуги учреждений культуры / Culture service
Туристские услуги / Tourism service Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения / Hotel service and similar accommodation facilities Физической культуры и спорта / Physical culture and sports Медицинские / Medical Санаторно-оздоровительные / Health-improving Ветеринарные / Veterinarian Правового характера / Law Системы образования / Education Прочие виды платных услуг / Other types of paid services Социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам / Social service, afforded senior citizens and persons with disabilities
84,7 82,2
89.3
95.4
111,7 121,2
98,9 106,3 120,9 137,4 149,2
114.7 125,8 135,8 142,8 140,7
132.8 143,3 161,9 181,1 202,0
278,6 244,4 60,5 8,8 30,8 272,8 65,6 9,5 35,8 312,0 75.4 10.5 41,7 358,5 79,7 12,1 53,8 445,3 87,0 13,6 59,2 506,5 107,8 15,1 67,4 547,5 119,2 16,2
88,3 85,1 81,4 82,0 90,1 97,9 98,2
326,6 339,9 369,9 403,6 477,0 539,4 563,8
152,8 179,4 220,6 249,2 292,9 301,2 296,5
6,7
9,9
12,9
15,2
18,4
176,2 171,2
180,8
24,2 224,0
197.0
184.1
111.2 172,6
194,0
На увеличение объема оказываемых услуг населению в РФ в 2016 году на 3 526,8 млрд руб. или на 72,7 % оказали влияние увеличение таких показателей, как медицинские услуги, в 2,2 раза или на 303,1 млрд руб., санаторно-оздоровитель-ные услуги, увеличение которых составило 58,7 млрд руб. или 97 %, бытовые услуги, увеличе-
ние составило 86,8 % или 408,6 млрд руб., ветеринарные услуги, увеличение на 84 % или на 7,4 млрд руб. и другие.
На отчетную дату наибольший удельный вес в структуре коммерческих услуг населению занимают коммунальные услуги, показатель в 2016 году составил 1 780,4 млрд руб., или 21,3 %.
Таблица 3. Структура платных услуг населению в РФ, % [22] Table 3. Structure of paid services to the population in Russia, % [22]
Показатель / Index 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
1 2 3 4 5 6 7 8
Всего / Total 100 100 100 100 100 100 100
Бытовые услуги / Household service
9,9 9,6 9,9 10,8 10,8 10,9 10,8
Транспортные услуги / Transport service 19,0 19,3 19,6 18,7 18,6 18,4 19,7
Услуги связи / Communication service 19,2 18,8 18,7 17,7 17 15,9 14,9
Жилищные услуги / Life service 5,8 5,9 5,9 5,7 5,9 6,5 6,7
Коммунальные услуги / Communal service 21,1 21,8 21,1 21,1 21,0 21,1 20,9
Услуги учреждений культуры / Culture service 1,7 1,6 1,6 1,7 1,7 1,7 1,8
Туристские услуги / Tourism service
2,0 2,0 2,0 2,1 2,0 2,0 1,9
Услуги гостиниц и аналогичных средств
размещения / Hotel service and similar 2,3
accommodation facilities
Физической культуры и спорта /
Physical culture and sports '
Медицинские / Medical 5,1
2,3 2,3 2,3 2,4 2,3 2,5
0,6 0,6 0,7 0,7 0,8 0,8 5,2 5,5 6,0 6,4 6,6 6,6
Санаторно-оздоровительные / Health-improving 1,2 1,2 1,3 1,2 1,2 1,4 1,4 Ветеринарные / Veterinarian 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Окончание таблицы 3 / End of table 3
1 2 3 4 5 6 7 8
Правового характера / Law 1,7 1,6 1,4 1,2 1,2 1,2 1,1
Системы образования / Education Прочие виды платных услуг / Other types of paid services Социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам / Social service, afforded senior citizens and persons with disabilities
3,6 3,5 3,5 3,9 4,2 4,1 3,9
0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2
Также большую долю в структуре услуг в отчетном периоде заняли такие виды услуг, как транспортные услуги и услуги связи, доля которых в отчетном периоде составила 19,7 и 14,9 % соответственно. Объем предоставленных населению бытовых услуг в 2016 году в стоимостном выражении составил 879,5 млрд руб. или 10,8 %.
В условиях развитого рынка коммерческих услуг все больше людей и организаций отказывают-
ся от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Образы некомпетентных сантехников или электриков безвозвратно уходят в прошлое, на смену им приходят профессиональные представители и компании, предоставляющие различные виды услуг. Увеличивается число организаций бытового обслуживания, при этом объем рынка бытовых услуг в России оценивается почти 880 млрд руб. (таблица 4).
Таблица 4. Объем бытовых услуг населению в Российской Федерации, млрд рублей [22] Table 4. Volume of household services to the population in the Russian Federation, billion rubles [22]
Показатель / Index 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Всего / Total 100 100 100 100 100 100 100
Бытовые услуги / Household service
9,9 9,6 9,9 10,8 10,8 10,9 10,8
Транспортные услуги / Transport service 19,0 19,3 19,6 18,7 18,6 18,4 19,7
Услуги связи / Communication service 19,2 18,8 18,7 17,7 17 15,9 14,9
Жилищные услуги / Life service 5,8 5,9 5,9 5,7 5,9 6,5 6,7
Коммунальные услуги / Communal service 21,1 21,8 21,1 21,1 21,0 21,1 20,9
Услуги учреждений культуры / Culture service 1,7 1,6 1,6 1,7 1,7 1,7 1,8
Туристские услуги / Tourism service
2,0 2,0 2,0 2,1 2,0 2,0 1,9
Услуги гостиниц и аналогичных средств
размещения / Hotel service and similar 2,3
accommodation facilities
Физической культуры и спорта /
Physical culture and sports '
Медицинские / Medical 5,1
2,3 2,3 2,3 2,4 2,3 2,5
0,6 0,6 0,7 0,7 0,8 0,8 5,2 5,5 6,0 6,4 6,6 6,6
Санаторно-оздоровительные / Health-improving 1,2 1,2 1,3 1,2 1,2 1,4 1,4
Ветеринарные / Veterinarian 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Правового характера / Law 1,7 1,6 1,4 1,2 1,2 1,2 1,1
Системы образования / Education 6,6
Прочие виды платных услуг / Other types of paid services Социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам / Social service, afforded senior citizens and persons with disabilities
Исследование основных показателей предоставления бытовых услуг населению, по данным Федеральной службы государственной статистики,
6,3 6,3 6,5 6,5 6,7 6,6
0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2
свидетельствует об устойчивой тенденции к росту объема платных услуг населению в период с 2010 по 2016 годы. На отчетную дату данный показатель
3,6 3,5 3,5 3,9 4,2 4,1 3,9
составил 879,5 млн руб., что на 408,6 млн руб. или на 86,8 % больше показателя базисного периода. В 3,2 раза произошло увеличение услуг предприятий по прокату, в 2,4 раза увеличились парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организация-
ми коммунально-бытового назначения, в 2,3 раза увеличились услуги по изготовлению и ремонту мебели.
Структура бытовых услуг населению в Российской Федерации представлена в таблице 5.
Таблица 5. Структура бытовых услуг населению в Российской Федерации, % [22] Table 5. Structure of household services to the population in the Russian Federation, % [22]
Показатель / Index 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Ремонт, окраска и пошив обуви / Repair, painting and sewing of shoes
Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий / Repair and tailoring of sewing, fur and leather products, headdresses and textile haberdashery products, repair, sewing and knitting of knitted products
Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий / Repair and maintenance of household electronic equipment, household machines and devices, repair and manufacture of metal products Ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, машин и оборудование / Repair and maintenance of vehicles, machinery and equipment Изготовление и ремонт мебели / Manufacture and repair of furniture
Услуги предприятий по прокату / Services of rental companies
Химическая чистка и крашение / Dry cleaning and dyeing
1,7
5,3
1,7 1,6
1,5 1,4 1,4 1,3
4,3 4,2 3,9 3,7 3,6 3,5 3,4
5,1 5,1
4,7
4,9
. 26,5 28,5 29,8 30,1 31,0 30,3 30,6
3,7 3,5 3,4 3,4 3,4 3,4 3,5
1,2 1,1 1,0 1,1 1,2 1,3 1,3
0,7 0,6 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7
Услуги прачечных / Laundry services
0,4 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3
Ремонт и строительство жилья и других построек / Repair and construction of housing and other buildings
Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий / Photo Studio, photo and film laboratories services Услуги бань, душевых и саун / Baths, showers and saunas
Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения / Hairdressing and cosmetic services provided by the organizations of municipal and household purposes Ритуальные услуги / Funeral services Прочие виды бытовых услуг / Other types of household services
30,1 29,3 29,0 28,0 27,1 27,6 27,6
1,7 1,6 1,6 1,6 1,5 1,6 1,5
2,8 2,8 2,8 2,7 2,7 2,6 2,7
8,8 9,0 9,0 11,3 11,5 11,6 12,0
7,7 7,6 7,5 6,8 6,8 6,7 6,3
5,1 4,7 4,3 4,1 4,0 4,2 3,9
Наибольший удельный вес в структуре бытовых услуг населению в Российской Федерации занимают услуги по ремонту и техническому обслу-
живанию транспортных средств, машин и оборудования - 30,6 %. На втором месте услуги по ремонту и строительству жилья и других построек, они за-
нимают 27,6 %, на третьем месте парикмахерские и косметические услуги - 12 %.
Обсуждение Изучение и обобщение мнения ряда авторов показало, что услуга представляет собой деятельность взаимодействия субъектов потребителя и исполнителя, результат которой направлен на удовлетворение определенных нужд потребителя. Существует несколько вариантов классификации полезной деятельности и видов услуг. Услуги занимают определенную долю на рынке. Объем оказываемых услуг населению в Российской Федера-
ции ежегодно увеличиваются, что ведет к устойчивой тенденции роста объема платных услуг населению. Перечень эффективно оказываемых услуг разнообразен, и доля каждого в структуре имеет определенное значение.
Заключение
В целом, как показала отечественная практика, развитие платных услуг населению говорит об устойчивой тенденции развития, при этом виды оказываемых услуг увеличиваются, что имеет большое значение для государства, предпринимательской деятельности, так и для общества в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Солодков М. В. Большая советская энциклопедия : в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
2. Gronroos C. An applied service marketing theory // European Journal of Marketing. V. 16. № 7. 1982. Р. 30-43.
3. Фишер И. Экономика. М. : Дело, 2002. 864 с.
4. Сосунова Л. А. Влияние сферы услуг на экономику // Российское предпринимательство. 2003. № 3. С. 33-37.
5. Коляго В. С. Услуга как экономическая категория. М., 1983.
6. ГОСТ 52113-2003 Услуги населению. Номенклатура показателей качества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.6pl.ru/gost/Gr52113-2003.htm (дата обращения 15.05.2017).
7. Маркс К. Сочинения. М. : 1965. Т. 23. 483 с.
8. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика / Пер. с англ. СПб. : Питер, 2005. 560 с.
9. Данько Т. П. Управление маркетингом. М. : ИНФРА-М, 2003. 363 с.
10. Иванов Н. Н. Сфера услуг как объект исследования и управления. Препринт. СПб., 2000.
11. Грушевая Е. П. Обязательства по предоставлению услуг в хозяйственных отношениях // Правоведение. 1982. № 1.
12. Решетникова Е. Г. Сфера услуг: планирование, проблемы, перспективы. Саратов, 1998.
13. Индюков Н. П. Услуга как объект гражданского правоотношения // Проблемы права социалистической государственности и его социального управления. Свердловск, 1978.
14. Баринов Н. А. Услуги (социально-правовой аспект). Саратов, 2001.
15. Лозовский Л. Ш., Райзберг Б. А., Ратковский А. А. Универсальный бизнес-словарь. М. : ИНФРА-М, 1997. 72 с.
16. ВеберМ. История хозяйства. М., 2001. С. 7.
17. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: пер. с англ. / Общ. ред. Н. В. Шульпиной. М. : Вильямс, 2000. 1151 с.
18. Правила по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения / Материалы сайта «Ohranatruda.ru» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/ 5/5812/ (дата обращения 15.05.2017).
19. ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. термины и определения // Материалы сайта «Общество защиты прав потребителей Пермского края» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://potrebitel59.ru/ zakonodatelstvo/dopolnitelnaja-normativnaja-baza/gost/gost-r-50646-94-uslugi-naseleniyu-terminy-i-opredelenija.html (дата обращения 15.05.2017).
20. Деружинский Г. В., Раецкий М. Д. Теоретико-методологические аспекты понятий «услуга», «обслуживание», «сервис» как экономических категорий // Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 1-2. С. 30-36.
21. Услуги и ВТО / Материалы сайта «Портал внешнеэкономической информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/mdb/information/attendance/trade_and_wto/
22. Федеральная государственная служба статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=1812005
Дата поступления статьи в редакцию 21.05.2018, принята к публикации 19.06.2018.
Информация об авторах: Шавандина Ирина Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов»
Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: [email protected] Spin-код: 2788-7770
Кучин Сергей Валентинович, преподаватель кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов» Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: [email protected] Spin-код: 3067-9927
Козлов Василий Александрович, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов»
Адрес: Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22а E-mail: [email protected]
Заявленный вклад авторов: Шавандина Ирина Валерьевна: общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи. Кучин Сергей Валентинович: сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста. Козлов Василий Александрович: проведение критического анализа материалов и формирование выводов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Solodkov M. V. Bolshaya sovetskaya entsiklopediya v 30 t. [Great Soviet encyclopedia: 30 tons] / In A. M. Prokhorov (ed), 3rd ed. Moscow: Soviet encyclopedia, 1969-1978.
2.Gronroos C. Applied the theory of services marketing, European journal of Marketing, Vol. 16, No. 7, 1982, pp.30-43.
3. Fisher I. Ekonomika [Economy], Moscow: Business, 2002. 864 p.
4. Sosunova L. A. Vliyanie sfery uslug na ekonomiku [the Influence of services sector on economy], Rossiiskoe predprenimatel'stvo [Russian entrepreneurship], 2003. No. 3, pp. 33-37.
5. Kolyago V. S. Usluga kak ekonomicheskaya kategoriya [Service as an economic category]. Moscow, 1983.
6. GOST 52113-2003 Uslugi naseleniu [Population services]. Nomenklatura pokazatelej kachestva [Nomenclature of quality indicators], [Elektronniy resurs]. Available at: http://www.6pl.ru/gost/Gr52113-2003.htm (accessed 15.05.2017).
7. Marx K. Sochineniya [Writings], Moscow: 1965. Vol. 23. 483 р.
8. Doif P. Menegement: strategiya i taktika [Management: strategy and tactics], English translation. St. Petersburg: Peter 2005. 560 p.
9. Danko T. P. Upravlenie marketingom [Marketing management], Moscow: INFRA M, 2003. 363 p.
10. Ivanov N. N. Sfera uslug kak ob'ekt issledovaniya i upravleniya [Services as an object of research and management]. Preprint [Reprint]. SPb., 2000.
11. Grushevaya E. P. Obyazatelstva po predostavlenoyu uslug v hozyaistvennyh otnoshenoyah [Obligations on predictably services in economic relations], Pravovedenie [Providence]. 1982. No. 1.
12. Reshetnikova E. G. Sfera uslug: planirovanie, problem, perspektivy. [Services: planning, problems, prospects]. Saratov, 1998.
13. Indyukov N.P. Usluga kak ob'ekt grazhdanskogo pravootnosheniya [Service as an object of civil law], Prob-lemy prava sotsialisticheskoi gosudarstvennosti i ego sotsiafnogo upravleniya [Problems of law socialist State and its social control]. Sverdlovsk, 1978.
14. Barinov N. A. Uslugi (sotsiafno-pravovoi aspekt) [Services (social and legal aspect)]. Saratov, 2001.
15. Lozovskii L. Sh., Raizberg B. A., Ratkovskii A. A. Universally) biznes slovar [Universal business dictionary]. Moscow: INFRA-M, 1997. 72 p.
16. Veber M. Istoriya hozyaistva [Economy Story], M., 2001. 7 p.
17. Cotler F., Armstrong G., Sonders D., Wong V. Osnovy marketinga [Principles of marketing], By N. V. Shulpina (ed.) Moscow: Williams, 2000. 1151 p.
18. Pravila po ohrane truda na predpriyatiyah i v organizaciyah mashinostroeniya, Materialy sajta «Ohranatru-da.ru» [Elektronniy resurs]. Available at: https://ohranatruda.rU/ot_biblio/normativ/data_normativ/5/5812/ (accessed 15.05.2017).
19. GOST R 50646-94 Uslugi naseleniyu. terminy i opredeleniya // Materialy sajta «Obshchestvo zashchity prav potrebitelej Permskogo kraya» [Elektronniy resurs]. Available at: http://potrebitel59.ru/zakonodatelstvo/ dopolni-telnaja-normativnaja-baza/gost/gost-r-50646-94-uslugi-naseleniyu-terminy-i-opredelenija.html (accessed 15.05.2017).
20. Deruzhinskii G. V., Raetskii M. D. Teoretiko-metodologicheskie aspekty ponyatii «usluga», «obsluzhiva-nie», «servis» kak ekonomicheskih kategorii [Theoretical-methodological aspects of the word «service» as economic category], Terra Economicus. 2012. Vol. 10. No. 1-2. pp. 30-36.
21. Uslugi i VTO / Materialy sajta «Portal vneshneehkonomicheskoj informacii [Elektronniy resurs]. Available at: http://www.ved.gov.ru/mdb/information/attendance/trade_and_wto
22. Federal'naya gosudarstvennaya sluzhba statistiki [Elektronniy resurs]. Available at: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=1812005
Submitted 21.05.2018, revised 19.06.2018.
Author information: Irina V. Shavandina, Ph. D. (Economics),
The associate professor of the chair « Economics and automatization of business processes» Address: Nizhny Novgorod state engineering-economic university, 606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Str., 22A E-mail: [email protected] Spin code: 2788-7770
Sergey V. Kuchin, the lecturer of the chair « Economics and automatization of business processes »
Address: Nizhny Novgorod state engineering-economic university, 606340, Russia, Knyaginino,
Oktyabrskaya Str., 22A
E-mail: [email protected]
Spin code: 3067-9927
Vasily A. Kozlov, Ph. D. (Agricultural),
the associate professor of the chair « Economics and automatization of business processes» Address: Nizhny Novgorod state engineering-economic university, 606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya Str., 22A E-mail: [email protected]
Contribution of the authors: Irina V. Shavandina: overall project management, analysis and addition of the text of the article. Sergey V. Kuchin: collection and processing of materials, preparation of the original version of the text. Vasily A. Kozlov: critical analysis of materials; formulated conclusions.
All authors have read and approved the final manuscript.