13. РАЗНОЕ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В 90-Е ГОДЫ XX ВЕКА
Сайпуллаев М-М.А.. Дагестанский государственный педагогический Университет, ассистент кафедры отечественной истории Дагестанского государственного педагогического университета
Контакты автора: (988) 261 97 06
Аннотация.
В данной статье исследуются проблемы, касающиеся состояния и перспектив региональной науки в условиях формирования рыночных механизмов.
Важность решения проблем развития науки в регионах России обусловлена тем, что в начале 90-х годов произошло разрушение централизованных подходов к региональной научно-технической политике.
Назрела необходимость разработки и внедрения новой политики России с учетом межрегиональных различий и в соответствии с реалиями, запросами и тенденциями современного общественного развития.
Ключевые слова: региональная политика, наука, научно-технические разработки, высшая школа, научная деятельность, программно-целевой метод.
REGIONAL ASPECTS OF SCIENTIFIC-TECHNICAL POLITICS OF THE STATE IN THE 90-S OF THE XX CENTURY
Saypullaev Magomedmurat Abdullaevich, Dagestan state pedagogical university, assistent of the pulpit to domestic history Dagestanskogo state pedagogical university Contacts of the author: (988) 261 97 06
Annotation. This article is devoted to research of the problems concerning the state and the perspective of the regional science in the conditions of market mechanism formation.
The importance of science development in the Russian regions is connected with the destruction of centralized approaches of the regional scientific technical policy in early 90 s.
There is a necessity of elaborating and introduction of new Russian state scientific policy taking into account interregional differences, realities, inquiries and tendencies of the modern society development.
Keywords: regional Politics, science, scientific- technical elaborations, high School, scientific research, programme- objective method.
С 1992 года в России произошло не только разрушение действовавших ранее жестко централизованных подходов к региональной научно-технической политике, но и формирование основных положений новой концепции государственной научной политики России.
Наряду с этим стала очевидной настоятельная потребность в проработке региональных аспектов национальной научной политики. Процесс суверенизации субъектов Российской федерации настоятельно требовал учета межрегиональных различий при разработке и реализации национальной научно-технической политики.
Неотложность решения проблемы развития науки в регионах России обусловливалась не только тем, что большинство субъектов Федерации не обладали развитой сферой исследований и разработок, но и тем, что разрушение научно-технического потенциала в 1991 - 1992 гг. осуществлялось на периферии более интенсивно в сравнении с регионами, развитыми в научном отношении. Это происходило из-за отсутствия соответствующей целенаправленной деятельности государства по сохранению и поддержанию научнотехнического потенциала регионов и обвального сокращения военного производства. Многие республики, края и области не имели хозяйственных комплексов, самодостаточных в воспроизводственной деятельности. Производство в них, в основном, было направлено на общегосударственные нужды и было слабо ориентировано на обеспечение потребностей своего населения в продовольствии и товарах народного потребления. Это также наложило отпечаток на структуру научно-исследовательских и проектноконструкторских организаций, имевшихся в регионах. Именно в этот период объективная необходимость учета региональных факторов заставляла вести разработку теоретических и практических тем по созданию единой системы территориального и отраслевого управления НТП, оценке научно-технического потенциала региона, обобщению практики программноцелевого планирования и управления в регионе. При формировании новой региональной научнотехнической политики возникла необходимость пересмотра и переосмысления, использовавшихся ранее основных понятий и категорий, среди которых особое место занимало понятие "научно-технический потенциал региона".
Отсутствие конструктивной программы экономической перестройки, неудачи и ошибки, допущенные при переходе к рыночной экономике, определили тенденции переноса центра тяжести реформ в регионы. Разрушительными оказались последствия реформ особенно для науки, состояние которой характеризуется общим падением потенциала и отсутствием ясных ориентиров.
Регионы, в т.ч. Дагестан, оказались перед необходимостью разработки и обоснования концепции принципиально новой региональной научно-технической политики, предусматривающей реформирование сложившейся системы организации научной политики и приведение ее в соответствие с реалиями, запросами и тенденциями современного общественного разви-тия.[1, С. 57-58, 111];
В 1993 - 1994 гг. практически во всех регионах России проводились исследования, мониторинги, призванные увидеть перспективы региональной науки в контексте общего экономического развития регионов и страны в целом. Конечно, данные мониторингов использовались на местах. Но Правительство РФ не могло сформировать какой-то бы ни было приемлемую программу региональной политики без данных о развитии регионов, в том числе региональных научно-
технических потенциалах. Результаты мониторинга не были востребованы и использованы федеральным центром в полной мере.
По предложению Министерства образование и науки Российской Федерации в типовую структуру органов управления регионов, утвержденную постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 г. № 490, был включен Комитет по науке и технической политике. Уже к концу 1993 г. самостоятельные подразделения (Министерства, департаменты, комитеты, отделы), связанные с управлением наукой и высшей школой, существовали в 28 регионах России, а к началу 1995 г. - в 35. Кроме того, на территориях было сформировано 8 научно-координационных центров, еще 6 находились в завершающей стадии создания. Активно работал Межведомственный совет по региональной научнотехнической политике и взаимодействию с высшей школой, созданный совместно с Госкомвузом России и РАН, а также научно-технические или научнокоординационные советы в 11 регионах. В 9 регионах функционировали научные центры PAH.[2, с.13];
17 апреля 1995 г. Правительство РФ приняло постановление "О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок", в котором о поддержке региональной науки не было ни слова [3, с.16]; а 23 марта 1996 г. им же утверждаются "Основные положения региональной политики в Российской Федерации", сводившие региональную политику области НТП лишь к условной фразе: "поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий" [4, с.19];
Между тем, непосредственно в регионах шло достаточно активное формирование условий развития НТП с учетом возможностей местного экономического и интеллектуального потенциала. Однако диспропорция в территориальном распределении научных сил сохранялась.
На волне расстройства государственной системы организации и управления наукой и в унисон с разбушевавшейся рыночной стихией получили раздолье всевозможные самодеятельные научные, нередко околонаучные сообщества, провозгласившие себя академиями различного толка, ориентации и назначения. Не избежал этого поветрия и Дагестан. Однако при всей правомерности альтернативных форм и типов организации науки нельзя не видеть, насколько далеки амбиции и притязания многих из этих новообразований от их реального места и роли в подлинно научной жизни общества.
У научной общественности сложились определенные соображения о путях организационного реформирования региональной науки. Они сходятся на идее собирания и консолидации реального научного потенциала республики, идее межведомственной научной интеграции на общенациональном уровне. Таков концептуальный подход, рассмотренный и одобренный 1997 году на совместном заседании президиума ДНЦ РАН и совета ректоров высших учебных заведений Дагестана с участием руководителей региональных центров Российских академий медицинских и сельскохозяйственных наук, а также директоров ряда отраслевых научноисследовательских институтов.
Накопленный исследовательский опыт, научные традиции, запросы развития республики побудили ДНЦ к практической постановке вопросов о создании новых структур по комплексному изучению проблем экологии, проблем Каспия, проблем энергетики, сейсмологии, машиноведения и проблем ислама.
Невысокое качество научно-технического потенциала существенно уменьшает стоимость интеллектуальной собственности.
Невостребованность даже этого существующего интеллектуального потенциала является одной из существенных причин падения объемов продукции, производственной сферы деятельности промышленных предприятий республики.
В годы экономических реформ наметился процесс структурирования, профилирования и регионализации науки по ряду новых линий и направлений. В республике создан региональный центр Академии медицинских наук, закладывается аналогичный центр Академии сельскохозяйственных наук, обозначены контуры местных структур Академии образования. Громко заявили о себе формирования, созданные на общественных началах. Можно сказать, что немного в Российской Федерации республик, которые располагали бы ныне таким мощным представительством академической науки и столь обширной сетью вузовского образования.
Однако продолжающийся процесс сворачивания и замораживания бюджетного финансирования при смутном представлении о принципах и механизме формирования внебюджетных фондов развития науки усугубляет кризисные явления в сфере научного производства. Незначительной остается пока и эффективность системы поддержки науки через федеральные и региональные фонды развития, поскольку, растекаясь по огромному множеству творческих микроколлективов и нередко по рукам отдельных предприимчивых деятелей, нередко и дельцов от науки, эти фонды зачастую не оправдывают своего предназначе-ния.[4, с.96];
Новым и в целом позитивным явлением в научной жизни республики стало возникновение региональных центров ряда Российских академий, формировавшихся на общественных началах: Академии естественных наук, Инженерной и Технологической академий, Международной академии информатизации, Академии высшего образования и т.д. Здесь провозглашена так называемая Дагестанская национальная академия наук. Естественно, не располагая собственной научной и материальной базой, многие из этих научных учреждений, в их числе и ДНАН, обречены растрачивать свои интеллектуальные возможности не на приращение, а на «жалкое» существование. [5, с.87-90];
В 90-е годы степень неравномерности распределения научного и всего интеллектуального потенциала России по территории создала условия для дальнейшей дифференциации уровней экономического развития регионов. Поломать эту тенденцию должна была конкретная региональная научно-техническая политика.
Процесс разрушения ранее действовавших схем происходил в научной сфере регионов России вне какой-либо целенаправленной деятельности государства: с одной стороны, не принимались какие-либо специальные решения, отменявшие прежние подходы, а с другой - не предлагалось ничего нового взамен. Тем самым создавался своего рода вакуум в нормативноправовом регулировании управления сферой науки регионов.
Ограниченные возможности Министерства образование и науки Российской Федерации по реализации национальной научно-технической политики в сочетании с отсутствием у него достаточно действенных рычагов, обеспечивавших влияние на деятельность про-
чих федеральных органов государственной власти в этой сфере, приводила к тому, что механизм управления сферой исследований и разработок формировался в процессе слабо координируемой деятельности центральных министерств и ведомств, суммарные финансовые ресурсы которых, как правило, существенно превосходили возможности Министерства образование и науки.
В 1992 г. Министерством образование и науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации были подготовлены и внесены на рассмотрение Правительства предложения по разграничению полномочий и предметов ведения научно-технической деятельности между федеральными и региональными органами власти. Силами ученых и специалистов тогда же был проведен анализ уровня научнотехнического развития отдельных регионов России и проработка концептуальных основ формирования региональной научно-технической политики, подготовлен ряд нормативных документов и положений, обеспечивавших ее реализацию. Для осуществления организационной и научно-методической работы по данным вопросам в структуре Управления экономического и правового регулирования НТП Министерства образование и науки был создан специальный Отдел Региональной научно-технической политики, совместно с Российской академией наук был образован Межведомственный совет по региональной научнотехнической политике и взаимодействию с высшей школой.
При обсуждении вопроса об основных положениях концепции региональной научно-технической политики отмечалось, что на этапе экономических преобразований главными стратегическими направлениями научно-технической политики на региональном уровне должны стать создание на территориях условий для естественной трансформации имеющегося там научно-технического потенциала сообразно происходящим в регионах структурным изменениям экономики и переориентация этого потенциала на решение социально-экономических проблем регионов в федерации в целом. [6, с.177];
Особое внимание привлекала региональная политика научной деятельности высшей школы России.
В 1993 г. имелось 14 региональных научнотехнических программ и проектов, представленных вузами. Они выполнялись на Северном Кавказе и Дальнем Востоке, в Башкортостане, Красноярском крае, Волгоградской, Ивановской, Кемеровской, Омской, Томской и Новгородской областях. В 1994 году в конкурсе региональных научно-технических программ (РНТПР) участвовало 46 программ.
В 1994 г. из 87 региональных НТПР включали гуманитарную тематику 18 программ [7, с.172-178]; В основном это были разработки, связанные с исследованиями по конкретным вопросам. Под конкретноисторические исследования запрашивали средства ученые Курской ("Юго-восток Древней Руси"), Новгородской ("Культура"), Вологодской ("Европейский Север - памятник отечественной и мировой культуры") областей, Республики Дагестан (8 проектов, в том числе «Ислам на Северном Кавказе"), Адыгеи ("Этнокультурное наследие народов России") и др.[8, с.2];
Как и в других науках, программы гуманитарного направления подтвердили высокую результативность и преемственность в работе ведущих школ России, расположенных в регионах.
Создание в регионах самостоятельных программ -это чрезвычайно важное направление для развития российской гуманитарной науки. Нельзя недооценивать тот факт, что регион сам выбирал приоритеты своего развития, а вслед за ними - приоритетные аспекты исследований. Благодаря таким исследованиям устанавливались полезные связи между регионами (горизонтальные), и между регионом и центром (вертикальные). Ощущалось тяготение к межрегиональным программам.
Тем не менее, региональные программы по гуманитарным наукам были довольно традиционны. Не было междисциплинарной интеграции. Кроме того, не представлялись на конкурс программы, связанные с исследованием правовых вопросов развития регионального «управления, юридических проблем формирования социокультурных комплексов и др. Во многих программах и проектах серьезно страдала научная сторона исследований.
Первый опыт региональных гуманитарных программ показал, что достоинство лучших из них в том, что они исходили из социокультурных приоритетов регионов, из потребностей их культурного возрождения, что исследования ориентировались на эти приоритеты, учитывали работу, которая велась в академических институтах и в различных вузах страны, несмотря на их территориальное расположение. В этом видится ценность развития гуманитарных знаний.
Таким образом, внедрение программно-целевого метода в региональную научно-техническую политику было вполне оправдано и политически и морально. Региональная наука все тверже вставала на конкурсную основу, выявляя в себе лучшие, наиболее эффективные программы и проекты. Короткий период 90-х годов дает основания делать вывод о возрастающей заинтересованности регионов в развитии сферы исследований и разработок, связанных с данной территорией. В ходе реализации региональных научнотехнических программ несравненно глубже стало представление о научном и экономическом потенциале регионов и федерального центра. Все это вело к взаимной выгоде для обеих сторон.
Список литературы:
1. Алимпиев В.Н. Проблемы формирования и реализации научно-технической политики на региональном уровне. С. 111; Он же. Государственная научнотехническая политика в регионах - актуальные проблемы и перспективы // Региональное и научнотехническое развитие и сотрудничество. Опыт и проблемы. Самара. 1996. С.57-58;
2. Гамзатов Г.Г. Интеграция, кооперация, консолидация как принципы организационного реформирования региональной научно-технической инфраструктуры // Наука Дагестана сегодня: уровень и масштабы поиска. Махачкала, 1998. С.13;
3. Наука Дагестана сегодня: уровень и масштабы поиска. Махачкала, 1998. С.16;
4. Наука Дагестана сегодня: уровень и масштабы поиска. Махачкала, 1998. С. 19;
5. Региональная политика Российской Федерации в области высшего и среднего профессионального образования. Вып. VII. Саранск, 1996. С.96;
6. Региональная экономическая политика// Регионо-логия. М. 1995. № 2. С. 87-90;
7. Региональное и научно-техническое развитие и сотрудничество. Самара.1996. С. 177;
8. Региональное и научно-техническое развитие и сотрудничество. Опыт и проблемы. Самара. 1996. С. 172-178;
9. Решение коллегии Министерства науки и технической политики Российской Федерации «О региональной научно-технической политике Российской Федерации» от 3 февраля 1993 г. М., 1993. С.2;
РЕЦЕНЗИЯ
В статье Сайпуллаева М А впервые освещаются региональные аспекты научно - технической политики Российского государства в 90-е годы хх в.
Важность решения проблем развития науки в регионах России обуславливается тем, что в начале 90-х годов произошли разрушение централизованных подходов к региональной политике, но и формирования основных положений новой концепции государственной научной политики России. Неотложность решения проблем развития в науке в регионах России обуславливалась не только тем, что в большинство субъектов федерации не обладали развитой сферой исследований и разработок, но и тем, что разрушение научно -технического потенциала в начале 90-х годов.
Осуществлялись на периферии более интенсивно в сравнении с развитыми регионами в научном отношении.
Сайпуллаевым приведены наглядные примеры отсутствия конструктивной программы экономической перестройки в Республике Дагестан, неудач и ошибок, допущенных при переходе к рыночной экономике, также отмечает, что не высокое качество научнотехнического потенциала существенного уменьшает стоимость интеллектуальной собственности.
Невостребованность даже этого существующего интеллектуального потенциала является одной из существенных причин падения объемов продукции, производственной сферы деятельности промышленных предприятий Республики Дагестан.
Новым и в целом позитивным явлением в научной жизни Республики Дагестан стало возникновение регионального центра Российской академии формировавшийся на общественных началах.
Особое внимание автор уделяет региональной политике научной деятельности высшей школы России, в частности, Республики Дагестан.
А также он указывает, что программы гуманитарного направления подтверждают высокую результативность и преемственность в работе ведущих школ России, расположенных в регионах.
Таким образом, автор констатирует, что внедрение программно целевого метода в региональную научнотехническую политику было вполне оправдано и политически и материально. Следовательно, автор указывает, что за короткий период 90-х годов дает основание делать вывод о возрастающей заинтересованности регионов развитии сферы исследований и разработок, связанных с данной территорией.
Профессор кафедры «Отечественной истории», доктор исторических наук Нахибашев З.М.