Научная статья на тему 'Региональные аспекты модернизации национальной экономики'

Региональные аспекты модернизации национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1157
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация / национальная экономика / регион / Modernization / national economy / region
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article observed aspects of the modernization of the national economy. It is noted that the formation of a new economy based on the constant generation of various aspects of life. In this regard, the spread of innovative development occurs in several stages and takes the form of diffusive.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты модернизации национальной экономики»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 316.422

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

© Ж. М. БАЙРАМОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра финансов и кредита e-mail: zhanna-femi@mail.ru

Байрамова Ж. М. - Региональные аспекты модернизации национальной экономики // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 181-187. - В статье рассматриваются аспекты развития региона при модернизации национальной экономики. Отмечено, что формирование новой экономики основано на постоянном генерировании различных сторон жизни. В связи с этим распространение инновационного развития происходит по типу диффузионного развития в несколько этапов.

Ключевые слова: модернизация, национальная экономика, регион.

Bayramova J. M. - Regional aspects of modernization of the national economy // Izv. Penz. gos. pedagog. univ.

im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. Р. 181-187. - In the article observed aspects of the modernization of the national economy. It is noted that the formation of a new economy based on the constant generation of various aspects of life. In this regard, the spread of innovative development occurs in several stages and takes the form of diffusive.

Key words: modernization, national economy, region.

В настоящее время термин «модернизация» стал едва ли не самым употребляемым в дискуссиях, посвященных стратегии посткризисного развития отечественной экономики. Внимание к теориям модернизации и догоняющего развития заметно повысилось в связи с осознанием нереальности скачкообразного перехода экспортно-сырьевой российской экономики на инновационный путь развития без промежуточного подготовительного этапа наращивания организационно-технологического и производственного потенциала.

С момента возникновения теории модернизации и догоняющего развития прошли несколько этапов междисциплинарной интеграции. Первоначально они развивались в русле теории стадий экономического роста и линейного перехода на путь индустриализации. Возникшая в 1950-егг. теория модернизации стала продуктом сложного синтеза буржуазных и марксистских теоретических воззрении. Теоретические истоки «ранней» концепции модернизации обнаруживаются в трудах У. Росту, А. Льюиса, Я. Тинбергена, П. Бауэра, К. Кларка и других ученых.

В 1960-1980-хгг. стержнем модернизации было ускоренное индустриальное развитие, предполагающее использование новых технологий, новых источников энергии, углубление разделения труда, развитие товарного и денежного рынков. Примером реализации такой модели служит Япония 1950-1960-х гг. прошлого столетия. Главными инструментами модернизации

ее экономики тогда стали крупные иностранные инвестиции, режим протекционизма для национальных производителей и скрытое дотирование экспорта. Успешный опыт реализации данной концепции в ряде стран Юго-Восточной Азии заметно актуализировал идею модернизации в методологии и практике экономического строительства многих стран в 1980-1990-х гг. Основные положения теорий модернизации и догоняющего развития в этот период можно представить следующим образом.

1. В условиях индустриальной фазы развития общества хозяйственная система являлась самовос-производящейся, копируемой и управляемой. Производство воспроизводимых благ имело массовый масштаб, поэтому при наличии соответствующих ресурсов, инвестиций и технологического прогресса мобилизационный путь развития достигал своих целей.

2. Индустриальная эпоха имела широкий временной горизонт, в течение 30-40 лет было понятно, какие сектора экономики развивать. Были хорошо разработаны механизмы достижения целей экономического роста - или через банки, которые контролировались государством (Германия), или через госбюджет (Россия), либо через импорт технологий и разработок (Япония).

3. Модель «догоняющего развития» ориентировалась на достаточность и экстенсивное использование сырьевых источников и дешевой рабочей силы. При этом использовался ряд ограничений и целена-

правленных усилий по искусственному сдерживанию накопления ради потребления, поддержанию закрытости экономики, уравнительной системы распределения благ, развитию коллективизма и т. п.

Однако в 1980-1990-е гг. темпы экономического роста в странах «экономического чуда» существенно замедлились, а азиатский кризис 1990-х г. вызвал снижение интереса к модели развития японской экономики, а также к идее модернизации в целом. В связи с наступлением в конце XX в. периода постиндустриальной трансформации произошел упадок теорий модернизации и «догоняющего развития». Это стало одной из причин того, что в настоящее время концепция «догоняющего развития», по мнению ряда авторитетных ученых (В. Иноземцев, И. Мау, Л. Абалкин, М. Делягин, А. Ишикава), не может рассматриваться как завершенная теория. Более того, в научной литературе высказывается точка зрения, исключающая не только все модернизационные теории, но и сам термин «модернизация».

Выделим наиболее важные аргументы, послужившие основой для таких выводов. В трактовке К. Акамацу смысл модернизации сводится к сокращению технического отставания ведущих национальных либо региональных производств за счет внедрения преимущественно заимствованных (улучшающих) технологических инноваций. Действительно, в определенной мере заимствование и совершенствование импортируемых технологий позволяет ликвидировать отставание от лидеров. В данном случае основное внимание сконцентрировано на «преимуществе отсталости», а именно дешевизне имитации по сравнению с инновацией. В этом преимуществе видится шанс сблизиться с лидерами и улучшить свое конкурентное положение, совершив определенный технологический подъем. Однако здесь не все столь однозначно.

Понятие «модернизация» имеет достаточно широкий смысл и выражает суть в различии традиционного от нового, закономерно существующих во всех экономиках и обществе при этом ведущая роль государства в обеспечении экономического роста продолжает оставаться важнейшим положением теории модернизации и догоняющего развития. В современном представлении модернизация - это многоаспектное понятие, связанное с прогрессивными изменениями в социальной, экономической, экологической, институциональной и иных сферах. В зависимости от выбора объектно-субъектной позиции она связывается:

- с выбором соответствующей стратегии экономического развития;

- реализацией промышленной политики;

- институциональными и технологическими изменениями.

Важным условием успешной модернизации является соблюдение принципов системного подхода. С методологической точки зрения он представляет собой методологическое выражение принципа системности и, в целом, обшей теории систем, общенаучную методологию качественного исследования и моделирования различных объектов и процессов как систем.

Таким образом, с позиций системного подхода основной целью модернизации на микроуровне следует считать не просто замену технологического звена в функциональной структуре некоторого производственного комплекса - само по себе это не принесет положительных результатов. Необходимы одновременное обновление его внутренних и внешних связей, перестройка (либо замена) всех остальных сопряженных с ним звеньев, налаживание их эффективного взаимодействия. Это возможно только при условии функционального соответствия и согласованного взаимодействия внедряемых технологических инноваций с остальными элементами системы - организационными, кадровыми, сырьевыми и др.

На макроэкономическом уровне модернизация предполагает прогрессивные системные изменения в структурной, технологической и институциональной сфере, повышение культурного и научнообразовательного уровня общества в целом.

Итак, можно сделать некоторые выводы.

1. Базисные составляющие концепции модернизации целесообразно свести к следующим основным положениям:

- развитие осуществляется на основе усвоения ценностей индустриального общества, базирующегося на частной инициативе и принципах рыночной экономики;

- основное внимание акцентировано на государственном вмешательстве в экономику, развитии традиционных отраслей, опоре на устройства, принципах индивидуализма и рыночной экономики.

2. В условиях российской экономической действительности переход на инновационный путь развития возможен лишь через промежуточный этап углубленной модернизации. Это наиболее полно соответствует стратегии «догоняющего» развития, где основной целью модернизации является сокращение технологического отставания ведущих регионально-отраслевых производств за счет внедрения заимствованных, преимущественно импортных технологий.

3. Производственно-технологические комплексы являются сложными открытыми динамическими системами. С точки зрения ресурсного подхода в их состав входят технологический, сырьевой, организационный, кадровый и финансовый элементы. Основываясь на общих положениях теории систем и синергетическом представлении экономической динамики, эффект системы может быть интерпретирован в виде мультипликативного роста выходных показателей производственных комплексов. Величина такого эффекта зависит от ряда условий:

- наличия необходимых для этого институционально-экономических условий;

- инициирующего влияния конъюнктурных и инвестиционных воздействий;

- восприимчивости производственной системы к воздействиям такого рода;

- согласованности во взаимодействии составляющих её функциональных элементов.

4. Важными приоритетами модернизации являются:

- изменение правил поведения экономических субъектов;

- достижение прогрессивных сдвигов в институциональных преобразованиях;

- повышение конкурентоспособности региональных экономик;

- развитие кадрового, инновационного и инвестиционного потенциала.

5. Модернизация как инструмент удержания конкурентных позиций и обеспечения экономического роста может быть успешной лишь при условии соблюдения основных принципов системно-синергетического подхода. Заимствование технологических инноваций должно сопровождаться обновлением организационного, кадрового элемента производственной системы, обеспечивая их взаимное соответствие, синхронность и функциональное взаимодействие. При этом внешние условия обязаны способствовать и стимулировать этот процесс. В противном случае появление «инородного» объекта вызовет отторжение (либо неприятие) всеми остальными компонентами системы. Иными словами, модернизация представляет:

а) одновременное прогрессивное изменение во всех элементах многоуровневой системы общественного производства;

б) их слаженность и синхронное взаимодействие [1].

В настоящее время противоречия между экономическим развитием и развитием общества обусловили необходимость создания и внедрения концепции устойчивого технологического развития и становления такой экономической системы, которая бы отличалась как от командно-административной, так и от классической рыночной экономики. В результате формирующаяся новая технологическая концепция модернизации России определяет взаимное согласование экономических, экологических и социальных факторов развитии.

Следует отметить, что особенностью современного технологического уклада является то, что формирование новой экономики на основе модернизации всех сфер жизни основано на постоянном генерировании не только продуктовых, технологических, но и организационных, социальных, а также институциональных инноваций.

Не подвергается сомнению и роль регионов в инновационном функционировании национальной экономики. Оно в целом невозможно без учета особенностей экономического развития субъекта федерации. Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует, что инновационная природа экономического развития регионов уже долгое время привлекает внимание многих ученых. Ряд эмпирических исследований показал, что технический прогресс отвечает за значительную часть темпов экономического роста.

В то же время оценка влияния научнотехнического прогресса на региональном уровне до сих пор представляет определенную трудность, по-

скольку экономическая система региона характеризуется сложными причинно-следственными связями, имеющими одновременно качественные и количественные характеристики, изменяющиеся со временем, а инновационная активность, которая является одним из компонентов этой системы, также обладает этими характеристиками.

Таким образом, развитие процессов модернизации и связанных с ней экономико-технологических преобразований вызывает необходимость формирования новых методологических подходов, которые в свою очередь определяют развитие региональной экономики на новой экономической основе.

Несомненно, что в качестве движущей силы изменений экономической среды региона при смене технологического уклада национальной экономики, выступают инновационные процессы. В результате использования нововведений изменяется норма прибыли в отраслях народнохозяйственного комплекса, подотраслях и отдельных производствах. Это в свою очередь вызывает переливы капитала между ними.

Важно отметить, что эффективное развитие регионов в условиях трансформации национальной экономики требует наличия четкой и обоснованной инновационной стратегии. В условиях высокой динамики и неопределенности внешнего окружения разработка стратегии регионального развития является важной проблемой с научной и практической точек зрения. Построение и эффективное функционирование механизма обеспечения регионального развития являются необходимыми условиями реализации стратегических целей и задач на уровне региона. Кроме того, в инновационной стратегии должна быть синтезирована ситуационная модель управления регионом, ориентированная на инвестирование как в высокотехнологичные проекты, так и в развитие человека.

Отметим, что структурные преобразования экономики и ориентация на производство высокоэффективной конкурентоспособной продукции требуют совершенствования управления структурноинвестиционной деятельностью на всех уровнях: федеральном, региональном, на уровне хозяйствующего субъекта.

Переход к инновационному развитию региона также предполагает формирование новых институциональных механизмов управления в экономической политике, сбалансированных с ресурсными возможностями экономики и ее инновационной эффективностью, следовательно, в долгосрочной перспективе поступательное экономическое развитие предполагается обеспечивать на основе развития территориальных кластеров и зон опережающего развития. В условиях изменений в экономико-технологическом укладе национальной экономики адаптивной формой региональной организации экономики является, прежде всего, региональный кластер. То есть группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и организаций, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга в процессе межотраслевой кооперации.

Развитие на инновационной основе представленных территориальных кластеров и зон опережающего развития позволит интенсифицировать рост конкурентоспособности экономики региона за счет повышения уровня её диверсификации и получить значительный социально-экономический эффект, в том числе и мультипликативного характера.

Следует подчеркнуть, что в постиндустриальной среде приоритеты регионального развития связаны не столько с формированием и локализацией центров развития и инноваций вообще, сколько с культивированием в регионе центров нововведений, обеспечивающих преимущества и преференции, «центрального» позиционирования в глобальной геоэкономике, аккумулирование финансово-инвестиционных ресурсов и более динамичное и устойчивое развитие территорий. С формированием центра нововведений, сопровождающимся повышением прибыли у новаторов, развертывается «шторм» их имитаций, спровоцированный многочисленными последователями, устремляющимися в новый растущий сектор экономики. «Шторм» нововведений сопровождается массированными инвестициями и обуславливает циклическое движение экономики в целом и изменение состава ее ведущих отраслей.

Инновации как таковые рождаются не на всей территории сразу, а лишь в отдельно взятом ядре, точке, где для этого имеется наиболее сильный потенциал. В дальнейшем инновация расширяется в окружающую среду, распространяясь по территории, и меняет её структуру. Таким образом, развитие региональной экономики сопряжено:

- с распространением нововведений;

- с формированием разномасштабных центров инновационной активности;

- с возникновением и последующим преодолением пространственной социально-экономической асимметрии.

То есть речь идет о модернизации всей сложившейся территориальной структуры.

На первом этапе необходимо провести оценку отраслевой специализации региона и проанализировать тенденции его развития. Экономика регионов обладает определенной промышленной базой, и на первом этапе наиболее реально формирование центров на основе имеющихся региональных ресурсов.

Вторым этапом является выявление базовых предприятий, производящих товары, имеющие большое значение для региона. После выявления базовых предприятий необходимо изучение предприятий-поставщиков и смежников, которые будут включены в кластер, цепи поставки комплектующих.

Третий этап позволяет выяснить, какие предприятия необходимы для формирования инновационного центра, находятся вне территории региона, и изучить возможность перепрофилирования убыточных предприятий в соответствии с нуждами формирующегося инновационного центра (ядра инноваций).

Идентификация региональных возможностей предполагает следующие составляющие бизнес-климата:

- условия факторов производства, их качества и степени специализации;

- условия для конкуренции и стратегического развития;

- условия спроса;

- связанные или поддерживающие отрасли.

Изучение региональных возможностей позволяет определить приоритетные рынки сбыта продукции, которые должны обеспечивать максимальное включение региона в систему мирохозяйственных связей и способствовать увеличению объемов экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости. Поскольку на первом этапе невозможно организовать максимальную региональную поддержку всем инновационным центрам, которые могут быть организованы в регионе, необходимо четко определить области, формирование которых приоритетно, и всячески способствовать их развитию. Причем это могут быть и экс-порто- , и импортоориентированные инновационные центры.

Инновационная стратегия развития региона также предусматривает увеличение затрат на НИОКР, образование и здравоохранение. Это станет одним из определяющих факторов перехода к инновационному, социально ориентированному типу развития региона как этапу диверсификации экономики и осуществления структурных сдвигов в пользу отраслей «новой экономики» и сектора услуг.

Следует учитывать одновременное влияние инноваций и на среду, что вызывает ее изменение, и изменение влияния средовых факторов на региональную социально-экономическую систему. Это требует своевременной реакции со стороны управленческой системы для смены применяемых адаптивных механизмов.

Управленческий сектор призван контролировать адаптивный механизм инновационного развития изменения технологического уклада региона, что будет приводить к модернизации производственных и социальных структур.

Таким образом, системное решение стратегических задач модернизации экономического регионального развития обеспечит:

- формирование эффективной региональной инновационной системы, обеспечивающей внедрение инноваций как ведущего фактора экономического и социального роста;

- реализацию долгосрочных проектов на основе государственно-частного партнерства, обеспечивающих лидирующие позиции региона на рынках высокотехнологичных товаров и услуг;

- наращивание инновационной активности в традиционных отраслях экономики, обеспечивающей их технологическую модернизацию и повышение конкурентоспособности, а также развитие новой экономики - экономики знаний;

- улучшение использования земельных и других природных ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве;

- формирование институтов, закрепляющих стратегическое планирование в управлении региональным развитием, способствующих снижению административных барьеров и повышению качества государственных услуг и развитию государственночастного партнерства [3].

Социально-экономическая модернизация регионов представляет собой обновление и совершенствование экономики на основе внедрения новейших научно-технических достижений и прогрессивных технологий, осуществления прогрессивных структурных сдвигов и институциональных преобразований, направленных на повышение эффективности экономики и обеспечение ее конкурентоспособности в межрегиональном и международном разделении труда. Социально-экономическая модернизация региона - это модернизация всего воспроизводственного процесса, осуществляемого в регионах, всей системы экономических отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Социальноэкономическая модернизация регионов должна быть направлена на достижение наименьших воспроизводственных затрат на выпуск заданных объемов и структуры потребительных стоимостей на основе более полного и эффективного использования местного производственного, научно-технического, трудового, природного потенциала и обеспечения высокой конкурентоспособности экономики региона на внешних рынках.

Социально-экономическая модернизация региона в структурном отношении подразделяется на три вида: инновационную, институциональную и структурную. Инновационная модернизация экономики предполагает активную инновационную деятельность предприятий и организаций во внедрении в производство новейших научно-технических достижений и высокотехнологичных видов деятельности. Она призвана превратить научно-технические, технологические и организационные нововведения в основной фактор развития экономики и социальной сферы региона, обеспечить рост инновационного потенциала региона, техническое и технологическое обновление действующего производственного потенциала и ускоренные темпы развития высокотехнологичных видов деятельности.

Институциональная модернизация призвана обеспечить социально-экономическую модернизацию региона на основе ускоренного развития малого и среднего предпринимательства, создания конкурентной среды, активизации федерального и регионального бюджетов в финансировании модернизации в партнерстве с частными корпорациями, установления стимулирующей системы налогообложения, кредитования, антимонопольной политики.

Структурная модернизация направлена на обеспечение структурной перестройки экономики регионов на основе научно-технических и технологических инноваций в производственном потенциале,

повышения эффективности региональных социальноэкономических систем, обеспечения их высокой конкурентоспособности в глобальной экономике в целях достижения устойчивого социально-экономического развития региона, повышения уровня и качества жизни населения.

В социально-экономической модернизации региона все направления модернизации тесно взаимосвязаны и предполагают друг друга: модернизация в технике и технологии производства вызывает структурные сдвиги в экономике, институциональные преобразования - изменения в системе социально-экономических отношений.

Социально-экономическая модернизация направлена на преодоление существенной дифференциации и отставания в экономическом и социальном развитии регионов, повышение эффективности производства, обеспечение высокой конкурентоспособности региональных хозяйственных систем в глобальной экономике на основе активной инновационной деятельности, прогрессивных структурных и институциональных изменений. Стратегическими задачами социально-экономической модернизации являются не осуществление лишь отдельных научных, технических и технологических нововведений, не реализация какой-либо краткосрочной программы стабилизации экономики, изменение тех или иных количественных показателей экономического и социального развития, а обеспечение коренных качественных изменений в экономике и социальной сфере региона, формирование новой социально-экономической системы на базе научных, технических и технологических нововведений, прогрессивных структурных сдвигов и эффективных институциональных преобразований, направленных на достижение устойчивого социальноэкономического развития региона, высокой конкурентоспособности его в глобальной экономике, повышение уровня и качества жизни населения.

Задачи социально-экономической модернизации регионов более полно и эффективно могут быть решены при реализации стратегии и тактики экономического реформирования с учетом особенностей формируемых новых социально-экономических систем (создание высокоразвитого производственного, кадрового, инновационного, инвестиционного потенциала, осуществление структурной перестройки экономики и институциональных преобразований с образованием новых отношений собственности, структуры хозяйства, форм управления, воспроизводственных механизмов и др.).

В социально-экономической модернизации региона определяющее значение имеет индустриализация экономики. Именно достижение высокого уровня развития промышленного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, коренное изменение структуры экономики региона за счет резкого развития индустриального сектора выступают в качестве основной предпосылки в росте выработки валового регионального продукта, обеспечении занятости, повышении уровня и качества жизни

населения, привлечении и использовании внутренних и иностранных инвестиций, создании инновационного потенциала и достижения конкурентоспособности экономики региона на региональных и мировых рынках.

Для обеспечения социально-экономической модернизации регионов необходимо создать новые центры промышленности («полюсы роста»), предпринимательские зоны, технологические парки, технополисы и др., способные оказать стимулирующее влияние на промышленное развитие регионов. Следует усилить интеграцию слаборазвитых в промышленном отношении регионов в развитые экономические системы.

Для обеспечения индустриального развития регионов необходимой предпосылкой является создание условий для притока капитала и оздоровления инвестиционного климата, совершенствование бюджетной и налоговой политики - реформирование федерального налогового и бюджетного законодательства привело к отмене значительного числа региональных налогов и изменениям нормативов отчислений по налоговым платежам в федеральный бюджет, что создало крайне напряженную финансовую ситуацию в слаборазвитых регионах. Укрепление экономической базы должно увязываться с результатами хозяйственной деятельности всех предприятий и организаций, расположенных на их территории. Только эффективное функционирование основного производственного звена может обеспечить реальный переход регионов на качественно новый путь социальноэкономического развития.

В целях выравнивания уровня социально-экономического развития регионов необходимо территориально дифференцировать экономические нормативы. При этом в регионах с повышенной стоимостью строительства в распоряжении предприятий целесообразно оставлять большую часть прибыли. Необходимым является создание целевого фонда регионального развития для перераспределения его в пользу бюджета слаборазвитых в промышленном отношении регионов.

Для обеспечения социально-экономической модернизации регионов необходимо добиться рационального размещения производительных сил и совершенствования на этой основе отраслевой и территориальной структуры промышленности. При этом социально-экономическая политика должна быть направлена на преодоление преимущественно сырьевой и полупродуктовой ориентации промышленности, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции на базе эффективного использования природно-экономического потенциала. Экономический механизм должен более полно учитывать общественно необходимые затраты на воспроизводство применяемых природных и экономических ресурсов и дифференциальную ренту, образуемую в регионах с высоким производственным, инновационным, природным, трудовым потенциалом. Недостаточный учет этих факторов приводит к чрезмерной концентрации промышленного производства в одних регионах, слабому развитию - в других.

Важнейшими управляющими параметрами социально-экономической модернизации регионов являются:

- ориентация отраслей промышленности регионов на современные наукоемкие технологии, преодоление высокой материало-, энерго- и фондоемкости производства;

- преодоление сырьевой направленности промышленности, активное вовлечение природного и сельскохозяйственного сырья в углубленную промышленную переработку в целях получения высококачественной, конкурентоспособной продукции;

- совершенствование структуры промышленности регионов на основе устранения сложившихся межи внутриотраслевых диспропорций, связанных с сырьевой направленностью промышленного производства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- укрепление позиций промышленности регионов на внешних и внутренних рынках на основе расширения производства промышленной продукции, соответствующей международным стандартам, создание высокотехнологичных и наукоемких промышленных производств, способных выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию;

- ведение эффективной внешнеэкономической деятельности и повышение ее влияния на стимулирование развития промышленности регионов; активное привлечение иностранных инвестиций, развитие совместной деятельности для производства конкурентоспособной промышленной продукции; расширение рынков сбыта продукции на основе обеспечения условий продвижения товаров на внешние рынки; развитие форм и структуры рыночных отношений, взаимовыгодного экономического сотрудничества;

- важной проблемой в индустриализации регионов является совершенствование территориальной структуры промышленности. Решение этой проблемы будет способствовать более полному вовлечению в хозяйственный оборот имеющегося местного, природного, производственного, научно-технического, трудового потенциала, эффективному социально-экономическому развитию регионов, повышению уровня и качества жизни населения.

Степень социально-экономической модернизации региона рекомендуется определить удельным весом производимой в регионе новой продукции в общем объеме отгруженной продукции.

Интенсивность социально-экономической модернизации региона предлагается определить отношением темпов роста удельного веса новой продукции в общем объеме отгруженной продукции к темпам роста совокупных затрат на инновационную деятельность на структурную перестройку экономики и инновационные преобразования.

Эффективность социально-экономической модернизации региона определяется на основе отношения стоимости произведенной новой продукции к совокупным затратам на инновационную деятельность, на структурную перестройку экономики и институциональные преобразования в регионе [2].

Исследование особенностей социально-экономического развития как Российской Федерации в целом, так и регионов в отдельности, в условиях нестабильной экономики имеет все более возрастающее значение в целях повышения качества жизни населения, формирования условий для развития хозяйствующих субъектов. При этом необходимо учитывать, что каждый субъект Российской Федерации имеет свои специфические условия для социально-экономического развития и возможности эффективного использования ограниченных ресурсов в рамках сложившейся совокупности различных видов трудовой деятельности, обеспечивающих общие условия производства материальных благ на данной территории и общие условия жизнедеятельности людей.

Предпосылки модернизации социально-экономической системы Российской Федерации в период реформирования экономики выражались в смене целей и приоритетов развития общественных институтов, отражающих самосознание общества и влияющих на него.

Социально-экономическое развитие современной России настоятельно требует преодоления чрезмерной централизации во взаимоотношениях центра и регионов. На смену доминирования федеральных интересов, ресурсов и действий приходит необходимость самоидентификации регионов, определения ими своего пути развития и стратегического планирования.

В современных условиях необходим новый взгляд на проведение экономической реформы - сквозь призму эффективности социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Фундамент российской экономики образует экономика регионов, в которых адекватно отражается весь комплекс

проблем, характерных для социально-экономического положения страны в целом, её населения.

Огромные масштабы территории Российской Федерации, разнообразие ее природно-климатических зон, неравномерность распределения производительных сил и природных ресурсов, исторические, национальные и другие особенности развития ее регионов обусловили значительные различия в уровнях социального и экономического развития ее субъектов, неравномерность прохождения реформ и модернизации экономики. При этом с началом рыночных реформ различия в социально-экономическом развитии регионов стали усиливаться, что можно объяснить двумя причинами: наличием регионов с разной структурой экономики и значительным ослаблением регулирующей роли государства [4].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дудка В.Д. Методологические аспекты адаптации регионов в период модернизации национальной экономики России // Финансы и кредит. 2011. № 10 С. 42-46.

2. Модернизация экономики в странах СНГ: национальные, региональные и глобальные факторы: Научный доклад. М.: РАН. Отд. межд. эконом. и политич. ис-след., 2008. 38 с.

3. Скиба А.Н., Андриянова Т.Г. Модернизация - взгляд с позиции теории и методологии системного подхода // Финансы и кредит. 2011. № 12 С. 41-46.

4. Смирнов В.В. Особенности развития региона в условиях модернизации социально-экономической системы Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 4 С. 8-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.