Научная статья на тему 'Институционально-технологическая трансформация российской экономики как основа модернизационной парадигмы'

Институционально-технологическая трансформация российской экономики как основа модернизационной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА / ПРОСТРАНСТВЕННО-СТРУКТУРНАЯ НЕОДНОРОДНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ / ТРАНСФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / TRANSFORMATION / MODERNIZATION / MODERNIZATION PARADIGM / SPATIAL-STRUCTURAL HETEROGENEITY OF RUSSIAN ECONOMY / TRANSFORMATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курзина Иоланта Викторовна

Пространственно-структурная неоднородность российской экономики, отсталость и сырьевая ориентированность обусловливают структурированный механизм ее модернизации. Институционально-технологическая трансформация российской экономики, лежащая в основе модернизационной парадигмы рассматривается как совокупность общественных и технологических перемен, обеспечивающих выход страны на соответствующий современной цивилизации постиндустриальный уровень экономического развития, выступая инструментом ускорения экономической динамики вне зависимости от причин, обусловивших необходимость его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL-TECHNOLOGICAL TRANSFORMATION OF RUSSIAN ECONOMY AS BASIS OF MODERNIZATION PARADIGM

The spatial-structural heterogeneity of Russian economy, backwardness, and resource trend cause the structural mechanism of modernization of the economy. Institutional-technological transformation of Russian economy, underlying the modernization paradigm, is being considered as a combination of social and technological changes ensuring the country attainment of the post-industrial economic-development level corresponding to the contemporary civilization, with the paradigm playing the role of an instrument for speeding up economic dynamics regardless of reasons necessitating to apply this instrument.

Текст научной работы на тему «Институционально-технологическая трансформация российской экономики как основа модернизационной парадигмы»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ

И. В. КУРЗИНА

Пространственно-структурная неоднородность российской экономики, отсталость и сырьевая ориентированность обусловливают структурированный механизм ее модернизации.

Институционально-технологическая трансформация российской экономики, лежащая в основе модернизационной парадигмы рассматривается как совокупность общественных и технологических перемен, обеспечивающих выход страны на соответствующий современной цивилизации постиндустриальный уровень экономического развития, выступая инструментом ускорения экономической динамики вне зависимости от причин, обусловивших необходимость его применения.

Ключевые слова Трансформация, модернизация, модернизационная парадигма, пространственно-структурная неоднородность российской экономики, трансформационная экономика.

В современных условиях постиндустриального развития процесс нововведений остается в центре внимания как микроэкономических, так и макроэкономических исследований, посвященных оптимизации и динамике рыночной системы хозяйствования. Особенно актуализировалась данное направление экономической мысли в условиях рыночной трансформации российской экономики, поскольку экономическое развитие и экономический рост в условиях пространственно-структурной неоднородности экономики России потребовал ускорения инновационных достижений, становления и функционирования полноценного рынка научно-технической продукции, представляющего собой один из главных инструментов преодоления общеэкономического кризиса и фактора достижения макроэкономической стабильности.

Современные направления развития инновационной деятельности в России и перспективы эволюции национальной инновационной системы, вопросы радикального обновления экономической, технико-технологической, политической, общественно-культурных сфер общества, компенсации негативных эффектов догоняющего развития, в том числе отраслевой анализ российской промышленности, нашли отражение в работах

A. Винькова, С. Гуриева, А. Дынкина, С. Егорова, И. Имамутдинова, В. Кондратьева, Б. Кузыка,

B. Маевского, Д. Медовникова, А. Механика, В. Полтеровича, С. Розмировича.

Значимые детерминанты трансформации хозяйственных порядков выявлены, проанализированы и классифицированы в работах А. Дьяченко, М. Кастельса, Н. Макашевой, Ю. Ольсевича, Е. Платоновой, Н. Шишкиной. Эволюционная парадигма институциональных изменений адаптирована к анализу трансформации экономических систем в трудах Д. Асемоглу, М. Вебера, В. Воль-чика, В. Зомбарта, Р. Нуреева, В. Самуэльсона,

А. Олейника, В. Тамбовцева, К. Эрроу и др.

Содержательно категория «модернизация» близка к категории «экономическое развитие», отражающей совокупность взаимосвязанных процессов накопления капитала (мобилизации ресурсов), развития производства и повышения производительности труда. Теории экономического развития разрабатывались в рамках кейнсианского подхода Р. Нурксе и Р. Пребишем, неоклассиками - Р. Лукасом, У. Льюисом, Р. Солоу; институционалистами - С. Кузнецом, Г. Мюрдалем, Т. Шульцем, неоинституционалистами - Д. Нортом, Р. Томасом, представителями экономики благосостояния - А. Сеном. Теория экономического развития, выявляющая дифференцирован-ность источников динамики репликации, обоснована Х. Лейбенстайном, П. Розенштейн-Роданом.

Категориальное содержание «модернизации», ее сущностные свойства, императивы и детерминанты, сравнительный анализ реализованных в разных странах моделей модернизации с четкой

идентификацией адекватных им агентов модерни-зационных преобразований представлены в работах С. Афонцева, В. Гельмана, Л. Григорьева, В. Иноземцева, В. Красильщикова, Н. Кондратьева, М. Костенко, А. Клепача, А. Никольского,

В. Тамбовцева, В. Танзи, А. Шаститко, А. Эйзен-штадта, А. Яковлева, Е. Ясина. Теоретические концепции развития территорий в условиях перехода от плановой экономики к рыночной обоснованы В. Астальцевым, В. Белоусовым, Т. Игнатовой, Н. Кетовой, Д. Львовым, В. Наймушиным,

В. Овчинниковым и др.

Посткризисное развитие российской экономики должно осуществляться на основе модерни-зационной парадигмы, которая представляет собой концепцию, синтезирующую переход на инновационный путь экономического развития с приоритетом повышения конкурентоспособности экономики, призванными обеспечить институционально-технологическую трансформацию,

формирование трансформационной экономики.

Сравнительный анализ многообразных вариантов трактовки категории «трансформационная экономика» показывает, что в зависимости от объекта и предмета исследования она рассматривается как этап, результат, система, изменение. По нашему мнению, трансформационная экономика - это особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода общества от одной зрелой исторической ступе -ни к другой, то есть представляет собой промежуточное состояние общества, отражая цикличный характер экономического развития.

Проблема теоретического осмысления экономических трансформаций, происходивших с разной степенью интенсивности на всех этапах развития общества, имеет длительную историю. Эволюция любой экономической системы как объективный процесс с необходимостью предполагает этап обновления, который в современных условиях, на наш взгляд, развивается в направлении модернизационно-инновационного вектора. Современный этап эволюции постсоциалистиче-ских экономик представляет собой переход от трансформации, исчерпавшей себя в процессе перехода от административно-командной экономики к формированию основ рыночной системы на основе решения основных задач - либерализации, приватизации и финансовой стабилизации, к модернизации, на основе эффективного функционирования запущенного рыночного механизма, обеспечивающего высокий уровень социальноэкономического развития и национальной конкурентоспособности.

Традиционные представления категории «трансформация» (от позднелатинского «transformation» - превращение) исключают процессы долгосрочных изменений, результат которых еще нельзя предвидеть, поэтому, по нашему мнению, трансформация представляет собой качественное изменение структуры системы, изменение структуры связей элементов и механизма их воспроизводства, что разрушает системный фундамент [2]. Модернизация в широком смысле выступает в качестве «переходного» этапа между системными трансформациями, в процессе которого накапливаемые изменения позволяют улучшить состояние системы, что в дальнейшем создает потенциал для выхода на более высокий уровень ее развития, другими словами, осуществления преобразований эволюционно - через модернизацию.

Сравнительный анализ трансформации и модернизации позволил выявить критериальные характеристики этих процессов и на этой основе их четко разграничить (табл. 1) [1].

Таблица 1

Сравнительный анализ трансформации и модернизации как экономических категорий

Критерии Процесс

Трансформация Модернизация

Основная цель Построение рыночной экономики Достижение высокой конкурентоспособности системы

Задачи Приватизация, финансовая стабилизация, либерализация Снижение издержек производства за счет генерации и внедрения инновационных технологий

Характер и скорость изменений Преимущественно революционный, высокая скорость изменений Преимущественно эволюционный, постепенность и продолжительность изменений

Устойчи- вость элементов системы Элементы системы неустойчивы. Кризис Элементы устойчивы, но требуют определенных взаимосвязей

Виды структурных изменений Институциональные, изменения регулирующего механизма (план-рынок) Институциональные, технологические, инновационные, снижение сырьевого сектора

Инновационность изменений Отсутствует Высокая

Объективно в России существуют вполне конкретные препятствия на пути ускоренного экономического развития, проявляющиеся в укоренении неэффективных институциональных образований: неблагоприятный деловой климат, обременительная государственная финансовая сис-

тема, неэффективная структура экономики. Логика модернизационного вектора экономического развития России детерминирует необходимость обеспечения долгосрочной устойчивости, иннова-

тизации, гуманизации, управляемости, гармоничности сочетания результатов развития в интересах всех участников отношений, включая государство (рис. 1) [1].

Рис. 1. Системный подход к характеристике модернизации

Переход от инерционного развития к модер-низационному основывается на масштабных инновациях, основой которых выступают прорывные технологии шестого технологического уклада.

В этой связи, на наш взгляд, критерии степени развитости инновационной экономики целесообразно определять с применением технологии

Всемирного экономического форума, согласно которой все страны агрегируются в группы в зависимости от определяющих их развития факторов - так называемых традиционных факторов, факторов эффективности, или производственных, и инновационных, что по нашему мнению, характеризует соответствующий вектор эволюции экономических систем (рис. 2) [2].

Основные требования

- Институты

- Инфраструктура

- Макроэкономическая стабильность

- Здравоохранение и начальное образование

Детерминанты, усиливающие эффективность

- Высшее образование и подготовка

- Эффективность рынка товаров и услуг

- Эффективность рынка труда

- Эффективность финансового рынка

- Технологическая готовность

- Размер рынка

Инновации и опыт

- Деловая эффективность

- Инновации

Л

ч

Факторы запуска -традиционные

эф Факторы фективности

Рис. 2. Логика инновационной модернизации с точки зрения определяющих факторов

Исчерпанность прежней модели развития, преимущественно экспортно-сырьевой, ее инерционность, а также неадекватность сложившейся институциональной структуры новым императивам инновационного развития, свидетельствуют о необходимости формирования нового модерниза-ционного фундамента экономического развития.

Модернизационный вектор представляет собой формирование особого типа поведения экономических субъектов, направленного на качественные прогрессивные изменения существующих институциональных форм, обновление и улучшение технологических основ жизни общества [1]. С этих позиций модернизация рассматривается как совокупность общественных и технологических перемен, обеспечивающих выход страны на соответствующий современной цивилизации постиндустриальный уровень экономического развития, выступая инструментом ускорения экономической динамики вне зависимости от причин, обусловивших необходимость его применения. Это позволяет определить модернизацию в широком смысле как скоординированные усилия по достижению национальной конкурентоспособности в постиндустриальном мире. Это позволило выделить следующие составляющие процесса экономической модернизации:

- системная модернизация, представляющая собой обновление самих принципов функционирования национальных экономических систем: совершенствование базовых принципов организации экономики, таких как развитие конкурентной среды, либерализация экономических процессов и поощрение частнопредпринимательской инициативы, дебюрократизация экономики и др.; разработка эффективного комплекса мероприятий по совершенствованию национальных экономик, в частности диверсификация, повышение доли в ВВП отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, структурные преобразования. В рамках системной модернизации экономических отношений целесообразно выделить отдельное направление - структурную модернизацию, которая осуществлялась конкретными методами государственного регулирования, в частности, в области промышленной и инновационно-структурной политики. Это обусловливает задачи, связанные с оптимизацией структуры национальной экономики и ВВП, направленной на снижение сырьевой ориентации, увеличении доли прогрессивных (инновационных) отраслей;

- институциональная модернизация, включающая два уровня реализации: структурная

дифференциация (разделение) институтов эконо-

мической системы - то есть формирование новых национальных институтов рыночной экономики, выполняющих строго определенную функцию и одновременно тесно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой (например, институт государственно-частного партнерства) и развитие уже имеющихся институтов с повышением их доли в хозяйственном комплексе до уровня, адекватного современным условиям модернизации; деблокирование институциональных барьеров;

- технологическая и промышленная модернизация производительных сил включает повышение уровня технологического развития национальной экономики: развитие отраслей «новой экономики», обновление основных фондов в реальном секторе, снижение энерго- и материалоемкости ВВП, повышение производительности труда, оживление инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.

Экономико-теоретический анализ модернизации как экономического явления предполагает выделение ее предпосылок как исходных причинных условий, экономической обстановки, объективно предполагающих изменение сущностных характеристик протекающих экономических процессов [3]. На наш взгляд, еще на этапе достигнутой макроэкономической стабилизации (1999-конец 2008 гг.) развития в экономике России сложились четко тестируемые объективные предпосылки перехода от трансформации к модернизации, агрегируемые в следующие блоки:

1) институциональные - достижение целостности институционально-правовых основ функционирования экономики на рыночных принципах; формирование товарных и факторных рынков, а также всех элементов рыночной инфраструктуры (банковского и ипотечного кредитования, страхования и перестрахования, консалтинга, аудита и др.);

2) макроэкономические - таргетирование инфляции, повышение коэффициента монетизации ВВП, снижение налогового бремени, стабильные темпы экономического роста, высокая положительная динамика инвестиционной активности всех экономических субъектов, прежде всего, государства;

3) финансовые - накопление отечественного промышленного и финансового капитала, приток иностранных инвестиций, аккумуляция государством значительных доходов в стабилизирующих фондах;

4) социальные - повышение качества человеческого капитала, формирование рыночной

ментальности населения и предпринимательской активности и др.

К числу факторов перехода от трансформации к модернизационному этапу развития хозяйственной системы, призванному сформировать адекватную достигнутому уровню социальноэкономического развития структуру общественного производства, по нашему мнению, прежде всего, относится долговременная положительная динамика макроэкономических показателей в России, наблюдавшаяся в течение 8-10 лет, вплоть до конца 2008 г.

Пространственно-структурная неоднородность российской экономики, ее отсталость и сырьевая ориентированность предполагают структурированный механизм реализации модернизационной направленности, что на наш взгляд, выражается в поэтапном реформировании, включающем догоняющий этап, на котором развитие осуществляется за счет заимствования технологий и институциональной трансформации вплоть до выхода на технологическую границу, и этап, в рамках которого развитие осуществляется за счет самостоятельного генерирования инновационных технологий. Модель догоняющей модернизации российской экономики опирается на опыт развитых стран и имитацию их производственных и управленческих технологий на основе их адаптации к конкретным экономико-институ-циональным условиям, а при выходе на технологическую границу - проведение структурной, институциональной трансформаций, так как на этом этапе существенно сокращаются возможности для экономического развития за счет трансфера технологий. Поэтому важнейшим условием перехода от модели догоняющего развития к инновационной является формирование соответствующей институциональной инфраструктуры, что позволит создать адекватную институциональную среду для инновационного развития.

Модернизационный механизм предполагает учет и реализацию следующих направлений перехода к инновационному социально-ориентированному развитию: развитие человеческого потенциала; создание инновационной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику; структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития; закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России; расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда; переход к новой сба-

лансированной модели пространственного развития российской экономики[4].

В рамках решения этой задачи составлена дорожная карта (road map) инновационного развития российской экономики как инструмент определения перспективных направлений развития технологий и формирования инновационной цепочки «наука ^ производство ^ рынок», представляющая собой сценарий формирования системы целенаправленных действий по расширению слоя агентов модернизации (предпринимателей-инноваторов, ученых, государственных менеджеров на основе обеспечения доверия бизнеса к инновационной политике государства) и инновационных предприятий, осуществляющих внедрение инноваций, до 25 % от их общего числа; законодательная институционализация понятия «инновационная компания» в целях адекватной ориентации фискальной политики - установление налоговых льгот для инновационных компаний на период освоения новых видов продукции и технологий; введение «зеленого коридора» для инновационных компаний; повышение финансирования науки с целевой ориентацией использования ее достижений - бюджетные средства выделяются для реализации базисных инноваций, обеспечивающих повышение эффективности производства; формирование институционально-правовой основы, обеспечивающей благоприятные экономические и правовые условия для субъектов предпринимательства, последовательно и непрерывно совершенствующих производство (в частности, законодательная институционализация временной монополии - краткосрочного преимущества инноватора на рынке); снятия с компаний-инноваторов ответственности за занятость через абсорбцию вытесняемых работников за счет новых инфраструктурных проектов государства, другой отраслевой политики; тиражирование опыта формирования национального инновационного центра Сколково (российской силиконовой долины) как новой институциональной среды для формирования потока изобретений; создание государственных фондов компенсации потерь от неудачных инновационных проектов.

Развитие человеческого капитала как локомотива модернизации и обеспечения инновационного прорыва - важнейшая институциональная задача, стоящая перед всеми странами в условиях постиндустриального развития. Основными направлениями экономической модернизации в сфере повышения качества человеческого капитала является повышение профессионально-квалификационного уровня населения и совершенствование его

экономического сознания. Поэтому наряду с диверсификацией, инноватизацией, информатизацией российской экономики главным условием модернизации является формирование слоя субъектов (агентов) модернизации, что детерминирует формирование неоэкономики - экономики, основанной на знаниях, которые повышают качество подготовки персонала и на этой основе расширяют занятость высококвалифицированной рабочей силы.

Высокий уровень образования детерминирует эффективность построения инновационной экономики и решение двух противоречивых задач: во-первых, обеспечение широкой образованности и получение профессиональной квалификации,

включая овладение определенным набором компетенций, умений, всеми гражданами страны, чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда; во-вторых, выявление, отбор и подготовка наиболее способных кадров, учитывая специфические способности для разных областей деятельности.

Литература

1. Коврыжко В. В. Инновационный вектор модернизации российской экономики // Трансформация институциональной среды в глобализирующемся мире: кол. монограф. / под общ. ред. О. С. Белокрыловой. Ростов н/Д, 2009. С. 267-273.

2. Коврыжко В. В. Национальная стратегия экономической модернизации в условиях кризисного раз-

вития // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 4. Ч. 3. С. 18-21.

3. Фролов Д. П. Эволюционная перспектива институциональной экономики России. Волгоград, 2008.

4. Фролов Д. П. Методологический институционализм: новый взгляд на эволюцию экономической науки // Вопросы экономики. 2008. № 11.

* * *

INSTITUTIONAL-TECHNOLOGICAL TRANSFORMATION OF RUSSIAN ECONOMY AS BASIS OF MODERNIZATION PARADIGM

I. V. Kurzina

The spatial-structural heterogeneity of Russian economy, backwardness, and resource trend cause the structural mechanism of modernization of the economy.

Institutional-technological transformation of Russian economy, underlying the modernization paradigm, is being considered as a combination of social and technological changes ensuring the country attainment of the post-industrial economic-development level corresponding to the contemporary civilization, with the paradigm playing the role of an instrument for speeding up economic dynamics regardless of reasons necessitating to apply this instrument.

Key words: transformation, modernization, modernization paradigm, spatial-structural heterogeneity of Russian economy, transformational economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.