УДК 328.15:332.1 ББК 65.5 М 15
Макаева Кермен Ивановна, соискатель Майкопского государственного технологического университета, т.: 8(937)4644662.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
(рецензирована)
В работе рассмотрены региональные аспекты и особенности коррупционных проявлений Юга России. Исследование основано на опросе респондентов ряда Северо-кавказских республик -Северной Осетии, Дагестана, Чечни, Адыгеи.
Ключевые слова: коррупция, коррупционное проявление, регион, противодействие коррупции, статистическая выборка, правовое регулирование.
Makaeva Kermen Ivanovna, competitor of Maikop State Technological University, tel.: 8 (937) 4644662.
REGIONAL ASPECTS OF CORRUPTION DISPLAYS: CURRENT STATE AND PROSPECTS
(reviewed)
This article considers regional dimensions and characteristics of corruption in SouthernRussia. The study is based on a survey of a number of respondents of the North-Caucasian republics - North Ossetia, Dagestan, Chechnya, Adyghea.
Keywords: corruption, corruption display, the region, combating corruption, statistical sampling, the legal regulation.
Борьба с коррупцией - один из шагов к успеху на пути установления демократических институтов. Сообщества с развитой рыночной экономикой добились в этой связи больших результатов, нежели россияне.
Это связано, кроме всего прочего, со спецификой России, которая представляет собой многонациональную страну, с различными особенностями внутри федерации, которые требуют особого подхода. Именно таким регионом для России является Северный Кавказ. Укорененность коррупционных практик здесь обостряется, угрожая безопасности не только самого региона, но и безопасности всей страны.
В сложившейся ситуации важным и интересным представляется мнение жителей данного региона. Для исследования коррупционных проявлений в регионе была выбрана группа молодежи, мнение которой, по нашему мнению, представляется наиболее важным для оценки того, какие перспективы имеет реализация на Северном Кавказе национальная стратегия по противодействию коррупции [2]. В апреле 2010 г. был проведен социологический опрос в трех республиках Северного Кавказа. Опрос проводился среди представителей молодежи республик Северной Осетии, Дагестана, Чечни. В ходе исследований было опрошено по 50 жителей республик от 17 до 25 лет, представляющих различные категории, ВУЗы (как местные, так и московские) и представители основных национальностей каждой из республик. Среди опрошенных будущие юристы, политологи, журналисты, строители, социологи, экономисты и финансисты.
Для опроса были взяты три различные по своему политическому и жизненному укладу республики. Республика Дагестан представляет собой одну из самых многонациональных республик Северного Кавказа. Спецификой данной республики является то, что на ее пространстве существует достаточно серьезная и сильная конкурентная борьба между основными кланами наиболее многочисленных национальностей Дагестана.
Чеченская республика, наоборот, на сегодняшний день представляет собой специфическое авторитарное образование внутри российского государства, вся власть в котором сосредоточена в руках одного тейпа, к которому принадлежит Президент республики.
Для Республики Северная Осетия - Алания также характерны определенные клановость и кумовство, но их спецификой является отсутствие серьезных сепаратистских настроений и исторически сложившиеся дружественные отношения с федеральным центром.
Нами в июне 2010 года был проведен аналогичный опрос в Республике Адыгея с целью расширения представленной выборки и исследования общих и специфических тенденций относительно избранного предмета исследования. Следует отметить, что общественные настроения в Республике Адыгея достаточно гармоничны, несмотря на наличие общих для Кавказа проблем. Республика является многонациональной: в ней проживают представители 141 национальности всех основных религиозных конфессий, наиболее многочисленные среди которых русские, адыгейцы, армяне, греки. Также в региональном сообществе можно выделить представителей различных социальных групп, профессий и т.д. Республика лояльна к федеральному центру и территориальным административным образованиям Юга России. В политическом отношении наиболее «спокойная» республика, в социально-экономическом отношении - регион - реципиент.
Респондентам было предложено ответить на 10 вопросов.
1. Как Вы оцениваете уровень коррупции?
От «очень высокая» до «высокая» - оценку дали 100% в Дагестане, 82% в Северной Осетии -Алании и Адыгее, 67% - в Чеченской республике. Среднее значение - 82,8%
2. Коррупция - это: а) злоупотребление служебным положением; б) взяточничество; в) незаконное получение материальных благ.
Таблица 1 - Результаты выборки по вопросу «2» (%)
№ п/п Субъект варианты
а б в
1 Республика Дагестан 75 15 10
2 Республика Северная Осетия - Алания 54 20 26
3 Чеченская республика 75 10 15
4 Республика Адыгея 60 20 20
среднее значение 66 16 18
Большинство опрошенных (66%) воспринимают коррупцию как злоупотребление служебным положением, т.е. акцент делается на административную составляющую и конфликт интересов государства и чиновника, чиновника и общества, при этом активную позицию занимает чиновник с его безнравственным поведением, а государство (борется только декларативно) и общество (считает, что бороться - «себе дороже») заняли пассивную позицию.
Злоупотребление служебным положением и взяточничество
□ незаконное получение материальных благ
Рис. 1. Восприятие коррупции на Северном Кавказе (процентов к общему числу респондентов)
При этом мнение респондентов Республики Адыгея мало отличается от мнения субъектов других регионов и от их среднего значения, как и по следующему вопросу:
3. Изменится ли уровень коррупции на Северном Кавказе в ближайшее время: а) останется без изменений; б) несколько повысится; в) несколько понизится; г) затрудняюсь ответить.
Таблица 2 - Результаты выборки по вопросу «3» (%)
п/п Субъект варианты
а б в г
1 Республика Дагестан 50 25 20 5
2 Республика Северная Осетия-Алания 60 25 15 -
3 Чеченская республика 65 25 - 10
4 Республика Адыгея 65 25 10 -
среднее значение 60 25 11 4
Таким образом, абсолютное большинство респондентов (60%) считает, что в ближайшее время ситуация с коррупцией на Северном Кавказе останется без изменений, в то же время 25% опрошенных уверены в росте уровня коррупции, т.е. большая часть представителей сообщества народов Кавказа фактически признали неготовность общества и неспособность государства на то, чтобы победить коррупцию. Отсюда следует, что депрессивное состояние в обществе достигла угрожающих размеров. Справедливости ради следует отметить, что 11% опрашиваемых - оптимисты, которые верят, что в ближайшее время уровень коррупции понизится. При этом наибольшее количество оптимистов в Дагестане и Северной Осетии-Алания, совсем они отсутствуют в Чеченской республике. Республика Адыгея занимает по числу оптимистически настроенных граждан промежуточное положение: их 10% от всего числа опрошенных.
4%
□ уровень коррупции останется без изменений ^уровень коррупции несколько повысится
□ уровень коррупции несколько понизится □затрудняюсь ответить
Рис. 2. Оценка динамики коррупции на Северном Кавказе (процентов к общему числу респондентов)
4. Возможно ли полностью искоренить коррупцию на Северном Кавказе? Ответы однозначны: «нет» и «скорее нет, чем да» дали большинство респондентов (от 100% до 75%). Впрочем, это свойственно не только республикам Северного Кавказа, но и России в целом и другим странам мирового сообщества, что подтверждается целым рядом социологических опросов и исследований во все времена, а с 80-х годов прошлого века активно дискуссируется даже вопрос о «допустимом уровне» коррупции в обществе.
5. Считаете ли Вы некоторый минимальный уровень коррупции допустимым? В Республике Адыгея большинство респондентов (80%) ответили положительно.
6. Попытка дифференциации самых коррумпированных органов власти из перечня властных структур дала следующие результаты (таблица 3).
Таблица 3 - Результаты выборки по вопросу «6» (%)
№ п/п Самые коррумпированные органы власти субъект
Республик а Дагестан Республик а СО-Алания Чеченская Республик а Республик а Адыгея среднее значение
1 Государственная Дума РФ - - 75 - -
2 Политические партии - 75 - - -
3 Суды 55 75 75 70 69
4 Законодательный орган республики - 87 - 72 -
5 Правительство администрация) республики 80 93 85 90 87
6 Местный представительный орган (федеральная структура) 72 90 90 80 83
7 Администрация (мэрия) города, района 75 85 90 90 85
8 Правоохранительные органы (МВД, прокуратура, ФНС) 70 80 80 75 76
9 ГИБДД 65 75 75 80 74
10 Правозащитные 50 35
организации
Общая сумма ответов не дает 100%, поскольку все респонденты дали множественные ответы.
Итак, по мнению респондентов Северного Кавказа, наибольшее количество считает, что самым коррумпированным в республиках являются органы Государственной власти по всей вертикали. Это свидетельствует о высоком уровне недоверия к власти. Примечательно и то, что представители двух регионов отметили высокий уровень коррумпированности правозащитных организаций: 50% в Дагестане и 35% в Северной Осетии-Алания, что представляется наиболее циничным проявлением их деятельности и дискредитацией самой идеи создания подобных структур. Наименее коррумпированными респонденты считают общественные некоммерческие организации различного рода, в т.ч. религиозные.
7. Какую роль играют органы власти по проблеме борьбы с коррупцией? (табл. 4). Таблица 4 - Результаты выборки по вопросу «7» (%)
№ п/п Субъект варианты
мирятся с коррупцией имитируют борьбу с коррупцией организуют коррупцию
1 Республика Дагестан 25 70 5
2 Республика Северная Осетия -Алания - 65 35
3 Чеченская республика 20 20 60
4 Республика Адыгея 20 50 30
среднее значение 16 51 33
Треть опрошенных считают, что власти сами организуют коррупцию; 16% считают, что власти, зная о коррупционных проявлениях не принимают никаких решительных мер по борьбе с ней, мало того, 51% - более половины респондентов считают, что борьба с коррупцией в регионе -лишь имитация. Подтверждением служит и следующая информация Национального Антикоррупционного Совета Российской Федерации [5].
«Число коррупционных преступлений с начала года увеличилось на 15%», - заявил глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. По его словам, сейчас таких преступлений насчитывается почти 24 тысячи, передает РИА «Новости». «Это свидетельствует о том, что во многих субъектах РФ работа по выявлению преступлений коррупционной направленности ведется достаточно активно. Так, существенный прирост таких преступлений произошел в Республике Адыгея, Пермском крае, Сахалинской и Тверской областях», - сказал Бастрыкин на выездном заседании коллегии СКП РФ.
Однако в целом, по его словам, результаты этой работы «не соответствуют масштабам мздоимства и продажности чиновничьего аппарата. Требуем бескомпромиссно подходить к принятию решений о привлечении преступников любого ранга к ответственности, независимо от занимаемой высокой должности или масштабов бизнеса лица и широты его связей с госструктурами», - подчеркнул глава СКП.
8. Как часто Вы сталкиваетесь по месту проживания в повседневной жизни со взяточничеством, коррупцией? Большинство респондентов сталкивались со взяточничеством. Кроме того, получается, что все важные для жизнедеятельности человека структуры и подразделения коррумпированы, тем самым, вовлекая в эту систему все большее количество граждан. Только лишь в Республике Дагестан респонденты отмечали, что в системе здравоохранения редко приходится платить взятку. Во всех исследуемых субъектах Северного Кавказа ситуации, при которых приходится платить взятку большинству граждан, идентичны и колеблются в интервале от 20 до 35 % (в среднем от 20 до 28 %) по показателю «время от времени» и в интервале от 45 до 80 % (в среднем от 53 до 76 %) по показателю «часто».
Таблица 5 - Результаты выборки по вопросу «8» («время от времени» / «часто»)
п/п Ситуации, в которых приходится платить взятку субъект
Республика Дагестан Республика СО-Алания Чеченская Республика Республика Адыгея среднее значение
1 Получить помощь и защиту в милиции 35/65 35/65 10/80 20/65 25/69
2 Урегулировать ситуацию с ГИБДД 20/75 20/80 20/80 20/70 20/76
3 Добиться справедливости в суде 30/60 25/45 30/50 25/55 28/53
4 Получить высшее образование 20/80 35/65 25/75 20/75 25/74
5 Получить услуги в здравоохранении - 30/50 30/65 20/75 27/64
6 Жилищные вопросы 34/45 - - 30/50 -
Состояние коррупционной ситуации на Северном Кавказе, таким образом, можно характеризовать как стабильное, а взятку в исследуемых регионах считают действенным инструментом разрешения проблем в самых различных областях общественно-экономических отношений.
9. Самыми главными причинами распространения коррупции на Северном Кавказе, респонденты отмечали следующие факторы:
- безнаказанность взяточничества;
- сложившаяся ситуация всех устраивает;
- несовершенство, двусмысленность законов;
- коррумпированность высших руководителей (90% из опрошенных отмечали именно эту причину);
- низкий моральный уровень чиновников;
- снисходительное отношение общества к коррупции;
- неэффективность государственной власти;
- традиционно-культурное наследие народов Северного Кавказа;
- наследие советской системы;
- круговая порука взяткодателей и взяткополучателей.
10. На вопрос: как Вы считаете, сегодня на Северном Кавказе можно жить без взяток? «да» отметили 15% респондентов; для 65% на Северном Кавказе невозможно прожить без отношений, укладывающихся в систему «услуга за услугу»; и 20% респондентов посчитали, что на Северном Кавказе коррупция является элементом обычаев и традиций народов Кавказа. Вопросы культуры, сложившихся обычаев делового оборота в ретроспективе исторической данности сформировали определенный «уровень терпимости» и «неизбежности присутствия» коррупции в обществе.
Общим выводом по результатам проделанного исследования явилось то, что современная молодежь Кавказа независимо от того, к какой национальности, верованию или социальному статусу принадлежит, относится к теневой экономике и к коррупции отрицательно.
Многие проблемы Северного Кавказа связаны именно с коррупцией, ее воздействие всеобъемлюще и угрожает обществу, ослабляя демократию, разрушая рыночные отношения и конкурентную экономику. Данные проведенного исследования во многом перекликаются и с исследованиями данных проявлений коррупции в целом по России. Так, по результатам социологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения «три четверти россиян (74%) отмечают «высокую» или «очень высокую» степень распространения коррупции в обществе (30% - «очень высокую», 44% - «высокую»). Только 19% респондентов посчитали ее «средней» и лишь 1% - «низкой». Никто не отметил, что коррупции нет совсем» [3].
Среди главных причин коррупции респонденты Российского опроса отмечали: жадность, аморальность российских чиновников и бизнесменов, а также несовершенство законов и безнаказанность. Эти же причины были отмечены и на Северном Кавказе.
Результатов работы по борьбе с коррупцией 43% россиян вообще не видят, «каждый третий респондент отмечает, что результаты есть, но они не слишком значительны (32%), а в 10% случаев наши сограждане склонны видеть скорее ухудшение ситуации, усиление коррупции. Лишь 7% россиян видят прогресс в борьбе с этим явлением. Такое же количество респондентов затруднились оценить результаты борьбы с коррупцией»[3]. Но это результаты 2008 г. Как известно, в 2011 г. работа по борьбе с коррупцией в России значительно активизировалась.
Таким образом, коррупционные проявления на Юге России аналогичны общероссийским по характеру, формам, источникам и результатам. Исследование коррупционных проявлений позволило оценить перспективы реализации на Северном Кавказе национальной стратегии по противодействию коррупции. Цели, задачи, направленность векторов воздействия, базовые принципы, инфраструктура, методы и подходы к решению проблемы согласуются с общероссийскими и во многом идентичны. Хотя на вопрос о возможности полностью искоренить коррупцию абсолютное большинство ответили «нет» и «скорее нет, чем да», антикоррупционная политика поддерживается «по убеждениям». Большинство граждан начинает понимать, что коррупция представляет реальную угрозу самому существованию и развитию России и ее регионов.
Литература:
1.О противодействии коррупции: федер. закон Рос. Федерации от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
2.Колосова Н. Исследования «Северный Кавказ и коррупция: положение дел глазами «очевидцев». URL: http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Pub/kolosova.htm
3.Причины коррупции и как с ними бороться? URL: http://wciom.ru/
index.php?id=459&uid=10707
4. Новости Национального Антикоррупционного Совета Российской Федерации. Доступ с сайта: Национальный Антикоррупционный Совет Российской Федерации. URL: http://www.korrup.ru/
References:
1. On Countering Corruption: federal act of the RF on December 25, 2008 № 273-FZ;
2. Kolosova N. Studies "North Caucasus and corruption: the situation through the eyes of eyewitnesses ». URL: http://sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Pub/kolosova.htm
3. The causes of corruption and how to deal with them? URL: http:/wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/10707;
4. News of the National Anti-Corruption Council of the Russian Federation. URL: http://www.korrup. ru.