Научная статья на тему 'Региональные аспекты гуманитарной экологии'

Региональные аспекты гуманитарной экологии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
150
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДА ОБИТАНИЯ / ГУМАНИТАРНАЯ ЭКОЛОГИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОСИСТЕМ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАСТБИЩ / HABITAT / HUMAN ECOLOGY / ECOSYSTEM TRANSFORMATION / USING OF PASTURE-LAND

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Ташнинова Людмила Николаевна, Ташнинова А. А.

В статье приводится краткий обзор публикаций по гуманитарной экологии. Дан анализ регионального аспекта этого направления на примере Республики Калмыкия. Рассмотрены основные факторы, влияющие на природную среду обитания человека в аридных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional Aspects of Humanitarian Ecology

The article provides a brief overview of publications on human ecology. The analysis of regional aspect of this direction on example of the Republic of Kalmykia is given. The basis factors in infl uencing in arid conditions are considered.

Текст научной работы на тему «Региональные аспекты гуманитарной экологии»

ЭКОЛОГИЯ -----

УДК 504. 062 ББК 28.080.1

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИТАРНОЙ ЭКОЛОГИИ

Л. Н. Ташнинова

Одним из современных направлений в экологии является гуманитарная экология, изучающая природу и отношения человека с природой при помощи методов гуманитарных наук, таких как история, социология, право, этнография, психология, политология, фольклористика, культурология, лингвистика, и многих других. Максимальное количество публикаций по гуманитарно-экологической тематике в России и за рубежом отмечается с середины 90-х гг. XX в. Изданы десятки монографий, хрестоматий и результатов гуманитарноэкологических научно-исследовательских проектов, разработаны образовательные программы, правовые декларации, методические комплексы по психологической диагностике экологического сознания, рекомендации к выявлению, экспертизе, оценке культового, этического, эстетического и других аспектов биологических объектов. При этом подходы и методы разных авторов различны. В России наиболее значительным и академичным направлением является психология экологического сознания и экологическая педагогика В. А. Ясвина, эксперта Центра экологической политики России [Ясвин 2000] и его учеников — С. Д. Дерябо [Дерябо 1996] и др. В рамках этой школы разработан пси-холого-педагогический концептуальный и терминологический аппарат современной экологической педагогики и психодиагностики, осмыслен огромный психологический, педагогический и природоохранный материал зарубежных и отечественных предшественников и современников.

Наиболее известной и активной, охватившей широкий спектр гуманитарно-экологических тем, организацией является Киевский эколого-культурный центр (КЭКЦ), возглавляемый его директором и идеологом В. Е. Борейко. С середины 1990-х гг. Центром выпущено около двухсот изданий по гу-

А. А. Ташнинова

манитарной экологии: экологической этике и эстетике, экофилософии, экологической теологии и этноэкологии, истории охраны природы, радикально-экологического движения и заповедного дела, по природоохранной пропаганде и экологическому образованию; выпущен словарь по гуманитарной экологии [Борейко 2001, 2003; Борейко, Морохин 2001].

Ряд ценных гуманитарно-экологических трудов был издан Советско-Американской Гуманитарной Инициативой «Оо1иЪка» [Экологическая антология 1992]. Из числа публикаций по социальной экологии наиболее известны работы о. Н. яницкого «Энвайронментальная социология: вчера и сегодня» и С. П. Баньковской «Инвайромен-тальная социология».

Терминологическое сочетание «гуманитарная экология» не отражает единого подхода, а именует тенденцию, проявляющуюся повсеместно в среде отечественных инвайронменталистов-экологов. При этом общность различных авторов заключена не только в гуманитарной специфике, но и в общей причине развития их идей — реакции на кризис узости «рационально-технического» подхода в природоохране и «знаниевого подхода» в экологическом образовании Важнейшей частью современной гуманитарной экологии является этноэкология. она изучает традиции неразрушающего природопользования и представления о природе в традиционных культурах. Использование этно-экологических представлений и традиций в современной педагогике актуально в различных планах:

• на уровне государства — в решении проблем толерантности и экологического кризиса, в развитии патриотизма и гражданской позиции населения;

• для этносов и народов — в сохранении их самобытных культур. Это крайне важно — ведь сохранение многообразия

культур необходимо для устойчивого и бескризисного существования культуры страны;

• для отдельно взятого гражданина, ребенка — в самореализации, воплощении своих интересов, обретении своего «я», национальной самоидентификации в пространстве родной ему культуры [Доронин 2005: 5].

Изучение традиционных запретов (на посещение каких-то мест, убийство животного и пр.), промысловых техник (охотников, рыбаков и пр.), мифологических верований и других компонентов традиционнокультурного знания о природных объектах подводит этноэколога к выявлению традиций неразрушающего природопользования конкретной местности. Затем полученный материал включается в педагогическую, культурно-просветительскую, научно-исследовательскую и пр. социально-значимые практики в этих же населённых пунктах. Сведения о традиционных экологических знаниях можно собрать сейчас в любом регионе, в том числе и в Калмыкии [Борджа-нова 1999; Ользеева 2007; Очирова, Омака-ева 2006; Ташнинова 2005].

Значение культурного наследия коренных народов признано всем прогрессивным человечеством. Так, Программа ООН по окружающей среде в 1987 г. призвала международное сообщество «учиться у аборигенных народов их традиционному умению управлять экологическими комплексами, землепользованием и использованием природных ресурсов. Среди таких форм управления — кочевое животноводство, лесное и террасное земледелие, охотничьи промыслы, рыболовство и собирательство».

Этно-экологические исследовательские и образовательные проекты являются обязательным элементом современной экологической политики регионов, России и всей планеты.

Таким образом, гуманитарная экология рассматривает вопросы естественных и гуманитарных наук в сфере охраны природы — экологии, биологии, экологической этики, теологии, природоохранной эстетики, истории, экофилософии, этнографии, права, экологической культурологии, социологии. Разнообразие научных интересов пока исключает создание единой парадигмы для этого нового направления.

Важной перспективной составляющей гуманитарной экологии считается социаль-

но-экологическая проблематика. Взаимоотношения человека и природы имеют многовековую историю, но только в настоящее время проявилась сложность и многогранность влияния различного типа деятельности человека, связанная с использованием природных ресурсов, приводящая к таким негативным последствиям как трансформация состояния и функционирования экосистем на региональном и биосферном уровнях [Розанов 1990: 3].

Основатель генетического почвоведения

В. В. Докучаев открыл закон функциональной связи в природе, предложив синтетическую парадигму естествознания, которая охватывает все формы движения материи в генетической связи и в современном взаимодействии. Важным моментом является введение в парадигму естествознания социальной формы движения материи [Апарин 2006]. Время научного творчества В. В. Докучаева пришлось на сложный период в истории России (60-80 гг. XIX столетия), когда нередки были засуха, неурожаи. Причину бедственного положения он видел в трагическом конфликте человека с природой: «Наша экономическая отсталость, наши незнания истощили почву, а не истощение почвы породило нашу отсталость» [Докучаев 1994: 392].

В современных условиях масштабы воздействия совокупности форм деятельности людей на природную среду таковы, что во многом превосходят действие естественных сил природы на все элементы среды обитания человека. Длительная история хозяйствования на аридных территориях, в том числе и в Калмыкии, определила сильную деградацию естественных экосистем, опустынивание, истощение природно-ресурсного потенциала и, как следствие, снижение уровня жизни населения [Ташнинова 2010: 96].

На территории Калмыкии имеют место несколько групп таких воздействий, вызывающих ответные реакции среды.

1. Снижение биологической продуктивности пастбищных земель, рост на легких почвах открытых песков, приводящий к уничтожению естественной растительности и процессам опустынивания в Прикаспийской низменности. Одной из причин возникновения современного антропогенного опустынивания и вытекающих из этого других экологических изменений является наращивание объемов сельхозпроизводства

без учета природно-климатических условий, рационального хозяйственного опыта народа.

2. Распашка почв в целях богарного земледелия приводит к эрозии в овражно-балочных системах Ергеней и террасах Кумо-Манычской впадины, дегумификации, ухудшению водно-физических свойств почв и уничтожению естественных степных и сухостепных экосистем. По данным Гос-комзема Республики Калмыкия, площадь систематически обрабатываемых и используемых под посевы сельскохозяйственных культур на 1 января 2003 г. составляла 936,4 тыс. га или 15% от всех сельскохозяйственных угодий [Доклад о состоянии и использовании земель Республики Калмыкия 2003: 15].

3. Вторичное засоление почв, заболачивание, осолонцевание, приводящее к образованию галофитных ассоциаций, снижению биологического разнообразия и уничтожению естественных и сухостепных экосистем на орошаемых землях Сарпинской низменности. На территории республики функционирует пять крупных обводнительно-оросительных систем. Общая площадь орошаемых земель составляет около 122 тыс. га, из них более 70% находится в неудовлетворительном состоянии [Комплексное исследование водных ресурсов РК 2006: 180].

Антропогенное влияние на природу степей приводит зачастую к необратимым изменениям среды обитания. Поэтому попытка восстановления представляется крайне важной задачей. Можно сформулировать три взаимосвязанные задачи: восстановление разрушенных экосистем, снижение степени антропогенного пресса путем принятия корректирующих мер, поддерживающих продуктивность экосистем, и консервация естественных экосистем.

Отмечено, что в последние десятилетия влияние антропогенных факторов на природную среду вызвало многие негативные последствия, приводящие к деградации природной среды и сферы обитания человека. В понятие «окружающая среда обитания человека» включаются все политические, социально-экономические и природные факторы. Существование природы и общества немыслимо без улучшения экологии, что означает экологизацию всех видов природопользования для сохранения ресурсов.

Таким образом, комплексные исследования в области взаимоотношений человека и окружающей среды составляют одно из актуальных направлений развития экологии.

Концептуальную основу этого направления составляет аргументированный тезис о том, что выбор основных методов управления природными ресурсами должен принадлежать гуманитарной экологии, сочетающей интеграцию природоохранных и социально-политических действий, направленных как сохранение ландшафтно-экологического равновесия в природе, так и сбалансированной природно-хозяйственной системы, в которой воспроизводятся необходимые для общества естественные ресурсы [Ташнинова, Ташнинова 2011а: 257].

к наиболее важным вопросам в области гуманитарной экологии следует отнести:

• социально-экологические вопросы сохранения биосферы (окружающей среды) в контексте улучшения условий жизни населения;

• экологическое просвещение и формирование экологического мировоззрения (экологического сознания) населения от руководителя до исполнителя;

• экологическую политику и разработку природоохранных проектов, направленных на принятие управляющих решений;

• экологию человека и адаптацию его к условиям природной среды;

• экологический, пространственно-временной мониторинг пастбищ как среды обитания этноса. В данном аспекте актуальны как изучение традиционной калмыцкой культуры хозяйствования, так и современные исследования с использованием материалов дистанционного зондирования Земли.

Литература

Апарин Б. Ф. Докучаевская парадигма естествознания (к 100-летию со дня рождения основателя генетического почвоведения В. В. Докучаева). М.: Изд. Триз-Профи, 2006. 24 с. Банъковская С. П. Инвайронментальная социология. Рига: Зинатне, 1991. 128 с. Борджанова Т. Г. Магическая поэзия калмыков.

Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. 183 с. Борейко В. Е. Введение в природоохранную эстетику. Изд 3-е, доп. Охрана дикой приро-

ды. Вып. 23. Киев: Киев. эколого-культурн. центр, 2001. 200 с.

Борейко В. Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. Изд. 3-е, доп. Природоохранная пропаганда. Вып. 26. Киев: Киев. эколого-культурн. центр, 2003. 160 с.

Борейко В. Е., Морохин Н. В. Словарь по гуманитарной экологии. Природоохранная пропаганда. Вып. 17. Киев: Киев. эколого-культурн. центр, 2001. 96 с.

Доклад о состоянии и использовании земель Республики Калмыкия в 2002 году. Элиста: АПП «Джангар», 2003. 80 с.

Докучаев В. В. Дороже золота русский чернозем (сост., вступит. ст. и коммент. Г. В. Добровольского). М.: Изд-во МГУ, 1994. 544 с.

Доронин Д. Ю. Современная отечественная гуманитарная экология и этно-экологическая педагогика: основные подходы, направления и авторы // Этноэкология: Сб. мат-лов Межрегион. науч.-практ. конф. «Лес и человек. Перспективы сотрудничества» / под ред. О. А. Захаровой. М.: ГОУВПО МГУЛ, 2005. 140 с. [Электронный ресурс] // URL: http:// www.etno.environment.ru (дата обращения 16.12.2011).

Комплексное исследование водных ресурсов Республики Калмыкия. Элиста: НПП «Джангар», 2006. 200 с.

Олъзеева С. 3. Калмыцкие народные традиции. Элиста: НПП «Джангар», 2007. 480 с.

Очирова Н. Г., Омакаева Э. У. Культурно-исторический опыт хозяйствования кочевых народов аридных зон Евразии // Традиционное природопользование и степные экосистемы Калмыкии. Элиста: НПП «Джангар», 2006.

С. 5-44.

Розанов А. Б., Розанов Б. Г. Экологические последствия антропогенных изменений почв/ А. Б. Розанов, Б. Г. Розанов // Итоги науки и техники. ВНИИТИ: Серия «Почвоведение и агрохимия». Т. 7. М.,1990. С. 1-156.

Ташнинова А. А. Применение лекарственных растений в традиционной культуре калмыцкого этноса // Буддийская культура и мировая цивилизация на пороге III тысячелетия: мат-лы Междунар. конф. СПб.; Элиста. 2000. С. 154-157.

Ташнинова А. А. Лекарственная флора Калмыкии // Монголы в глобальном мире. Социально экономические и экологические проблемы: мат-лы науч. конф. Элиста: Изд. КалмГУ, 2005. С. 300-302.

Ташнинова Л. Н. Современное состояние ландшафта и экологические проблемы Калмыкии // Традиционное природопользование и степные экосистемы Калмыкии. Элиста: НПП «Джангар», 2006. С. 45-75.

Ташнинова Л. Н. Социальные аспекты экологической парадигмы // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2010. № 2. С. 95-99.

Ташнинова Л. Н., Ташнинова А. А. Биосферные и социально-политические аспекты гуманитарной экологии // Гуманитарная наука юга России: международное и региональное взаимодействие: мат-лы Междунар. конф., посвящ. 70-летию КИГИ РАН. Ч. 1. Элиста, 2011а. С. 256-259.

Ташнинова Л. Н., Ташнинова А. А. Традиционное природопользование как форма устойчивости развития пастбищных экосистем // Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности юга России: мат-лы науч. конф. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2011б. С. 251-252.

Экологическая антология: экологические произведения западных авторов. М.; Бостон: во1иЪка, Совет.-Амер. Гуманит. Инициатива, 1992. 272 с.

Яницкий О. Н. Энвайронментальная социология: вчера и сегодня. [Электронный ресурс] // ЦЕЬ: http://www.ecsocman.hse.ru (дата обращения 29.01.2012).

Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.