ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
14. Материалы геоботанических обследований природных кормовых угодий по Каспийскому и Черноземельскому районам Калмыкии 1970, 1973. / Калмыцкий филиал института «Южгипрозем».
15. Материалы геоботанического обследования природных кормовых угодий совхоза «Хулхутинский» Яшкульского района Калмыцкой АССР. Элиста: ЮжНИИгипрозем. 1983.
16. Пачоский И. К. Ергеня как граница европейской и азиатской растительности. Сиб. 1880.
17. Пачоский И. К. Флорогеографические и фитогеографические исследования Калмыцкой степи. // Записки Киевского общества естествоиспытателей XII в. Вып. 1. Киев. 1892.
18. Петров В. И., Кулик К. Н., Кузин А. Н. Карта микроландшафтного районирования заповедника «Черные земли». // Сб. научн. Трудов. Охрана почв Калмыкии. Элиста. 1996. 67-86 с.
19. Полевая геоботаника. Под ред. Е. М. Лавренко и А. А. Корчагина. М., Л. 1959. Т. 1. 1960. Т.
2. 1964. Т. 3.
20. Технический отчет по геоботаническому обследованию природных кормовых угодий совхоза «Таван-Гашун» Яшкульского района Республики Калмыкия. 1994. // ЮжНИИгипрозем.
21. Технический отчет по геоботаническому обследованию природных кормовых угодий совхоза «Хулхута» Яшкульского района Республики Калмыкия, 1994. // ЮжНИИгипрозем.
22. Трифонова Т. А., Мищенко Н. В., Краснощеков А. Н. Геоинформационные системы и дистанционное зондирование в экологических исследованиях. М.: Академический Проект. 2005. 352 с.
23. Фитомелиоративная реконструкция и адаптивное освоение Черных земель. // Колл. авт. / Под ред. В. И. Петрова. Волгоград-Элиста. 2001. 322 с.
24. Цаценкин И. А. Естественные кормовые ресурсы Западного Прикаспия и вопросы их рационального использования. // Вопросы освоения пастбищных земель в полупустынных и пустынных районах СССР. М., Л. Изд-во АН СССР. 1957. С. 95-107.
25. Цаценкин И. А. Естественные кормовые угодья Калмыцкой АССР. // Изв. Государств. География общества. - Л. 1936. Т. 68. № 4. С. 554-559.
ТАШНИНОВА А. А.
ПОЧВЫ ПРИРОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ КУМО-МАНЫЧСКОЙ ВПАДИНЫ
Аннотация: В статье показаны особенности основных видов почв и пространственная изменчивость свойств в экосистемах Кумо-Манычской впадины.
Ключевые слова: почвы, морфоструктура, пастбище, экосистемы, разнообразие.
Кумо-Манычская впадина, расположенная на юге сухостепной части России, является одной из крупных морфоструктур, в пределах которой четко выделяются: комплекс равнин первично-морского генезиса, переработанных делювиально-флювиальными процессами; комплекс наклонных равнин, переработанных делювиальными поздноплейстоцен-голоценовыми процессами; комплекс озерных и аллювиально-озерных голоценовых равнин. Все указанные типы равнин тесно связаны с трансгрессиями и регрессиями Каспийского моря. Известно, что раннехвалынская трансгрессия Каспийского моря поднималась до уровня 50 м и оставила после себя толщу илистых и суглинистых отложений [2, 7]. Кумо-Манычская впадина простирается с северо-запада на юго-восток с включением долин Западного и Восточного Манычей и низовьев реки Кума, занимает область аккумулятивных равнин морского происхождения.
Объекты изучения - природные экосистемы, в разной степени приближенные к экотонной зоне. Основным почвенным фоном Кумо-Манычской впадины служат зональные каштановые солонцеватые, светло-каштановые разной степени солонцеватости, солонцы каштановые, лугово-каштановые солонцевато-солончаковые, солончаки луговые, темно-каштановые в комплексе с солонцами и каштановыми почвами [3].
Наземные исследования степных экосистем проводились в 2004-2005 годах на территории Приютненского и Яшалтинского районов Республики Калмыкия в прибрежной зоне озера Маныч-Гудило.
34
№ 2(23), 2011 г.
Район озера Маныч-Гудило расположен в европейских пустынных степях и имеет специфические природные условия. Для него характерны следующие показатели: сумма положительных температур выше +10° С 3400-3500, гидротермический коэффициент - ГТК < 0,7, сумма осадков 358-400 мм в год. Максимальная температура воздуха летом достигает +40° С, минимальная зимой - 35° С. Район обследования расположен в зоне резко континентального сухого климата со значительными суточными и годовыми колебаниями температуры воздуха. За вегетационный период выпадает 200-250 мм осадков, преимущественно в виде кратковременных ливней. Однако природными экосистемами усваивается незначительная часть осадков, так как большая часть воды стекает в балки и пониженные места. В связи с этим растительность более или менее обеспечена влагой лишь в весенние и осенние периоды, летом она почти всегда переживает длительные периоды засухи, а зимой подвергается воздействию низких температур, зачастую при отсутствии снегового покрова [1].
Рельеф района исследований представлен рядом характерных особенностей: к северу от Маныча лежит предсклоновая полого-наклонная денудационная равнина, где наблюдаются оползни, встречается плоскостной смыв: древняя долина Маныча, занятая озерами с террасированными берегами [5].
В долине Маныча выделяется несколько террас: первая пойменная высотой 1-2 м, вторая - высотой 3-6 м, третья - высотой до 12-15 м над урезом воды. К четвертой террасе относятся расположенные к северу от озера Маныч-Гудило бугры - гряды, вытянутые в широтном направлении. Эти бугры образованы размывом древней террасы, высота которой доходит до 35 м. Современная Манычская долина представляет собой широкое понижение, рассеченное многочисленными мелкими водотоками, озеровидными впадинами и лиманами. Состояние озера Маныч-Гудило в значительной степени характеризуется впадающими в него водами [6].
Основными источниками подпитки оз. Маныч-Гудило сегодня являются: река Егорлык -среднегодовой объём 1145 млн. м3 (на собственный сток приходится 13%, а остальная часть- вода из р. Кубань); река Калаус - 237 млн. м3, 60% из которых приходится на сброс из левой ветви Право -Егорлыкского канала и Большого Ставропольского канала (подача из р. Кубань). Эти процессы влияют отрицательно на качественный состав вод озера, т.к. оно бессточно. В результате общая минерализация воды повышается. Если в 2002 г. она составляла 10,4 г/л, в 2003 г,- уже более 14 г/л (по данным ВНИИГиМ, 2005 г.)
Воды озера сильноминерализированы, достигают максимальных значений в летний период. По типу засоления вода относится к группе хлоридно - сульфатных вод с высоким содержанием натрия, жесткость воды достигает 40 мг-экв/л. В воде обнаружено повышенное содержание токсичных элементов, например, концентрация хрома колеблется от 1 до 2,5 ПДК. Химический состав обследованного озера формируется как под воздействием неблагоприятных климатических условий, так и современных антропогенных влияний (загрязнение нефтепродуктами, сбросными водами с орошаемых полей).
Минерализация озера Маныч-Гудило в районе Островского участка заповедника на момент забора проб в прибрежной полосе острова достигала 30,1 г/л. Вода прозрачная, горько-соленая с ярко выраженным йодно-содовым привкусом. При увеличении глубины забора проб соленость воды увеличивается. В зимний период на глубине до 6 см, при удаленности от берега до 4 м минерализация воды составляет 2,4-4,5 г/л. Данные рН в озере на данный момент находятся в пределах 8,32-8,43.
Озеро Маныч-Гудило является экологически напряженной зоной, зарегулированной каскадом Манычских водохранилищ (Пролетарским, Веселовским и Усть - Манычским), расположенных на территории Ростовской области, Калмыкии и Ставропольского края. Вода оз. Маныч характеризуется повышенной естественной минерализацией. Поступающие в водохранилища высокоминерализированные коллекторно-дренажные водами с орошаемых площадей Ростовской области и Ставропольского края вызвали превышение ПДК по величине общей минерализации [9].
Кумо-Манычская впадина является одной из крупных морфоструктур, наделённая признаками водноназемного экотона. Экотоны и формирующиеся на их пространстве экотонные системы столь же типичны для ландшафтного и экосистемного покровов земли, как зональные ландшафты и экосистемы [4].
Наиболее распространенными для исследуемого участка почвами являются следующие: каштановые солонцеватые среднесуглинистые, солонцы каштановые мелкие и средние, комплексы солонцов столбчатых и лугово-каштановых солонцевато-солончаковых почв, солонцы мелкие в комплексе с каштановыми почвами, сильносмытые почвы в комплексе с каштановыми сильносолонцеватыми и солонцами, средними и мелкими, суглинистыми [3, 8]. Основные физико-химические и диагностические показатели почв каштанового типа представлены в таблице 1.
35
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Таблица 1
Генетико-диагностические признаки каштановых почв Кумо-Манычской впадины
Показатели Подтип
Т емно-каштановые Каштановые Светло-каштановые
Почвообразовательные 1. Ослабленное образование и накопление гумуса 2. Ослабленное в степной, усиленное - в сухостепной и полупустынной зонах проявление солонцеватости. Почвенный поглощенный комплекс обогащен кальцием и содержит натрий. 3. Миграция карбонатов в почвенном профиле, образование карбонатного горизонта. 4. Выщелачивание легкорастворимых солей и образование иллювиального почвенного горизонта.
Мощность горизонтов (нижние границы), см
А 22 18 13
В 50 42 36
Содержание гумуса в гор. А 2,8 2,5 1,8
Запасы гумуса, т/га 167 112 74
Вскипание от HCl, см 50 42 36
Начало белоглазки, см 62 56 52
Гранулометрический состав тяжелосуглинистый Тяжело- среднесуглинистый Средне- легкосуглинистый
Поглощенные Ca и Mg, в гор. А, мг/экв 22 18,8 13
pH 6,9-8,0 7,3-8,4 7,7-8,6
Плотность почвы, г/см 3 1,2 1,2 1,2
Наблюдения на опытных полигонах показали, что в постантропогенный период снижение пастбищной нагрузки на оскудевших пастбищах благотворно сказалось на состоянии экосистем сухостепного и полупустынного типа, что выразилось в увеличении в травостое пастбищ полынно-злаковых и злаковых ассоциаций. Активность сукцессионных процессов и скорость восстановления растительного покрова зависит от комплекса природных и антропогенных факторов. Процесс самовозобновления чаще фиксируется на суглинистых вариантах темноцветных и светло-каштановых почв, реже эти процессы отмечаются на солонцах [9]. Для озерно-степных экосистем Маныча характерным показателем является наличие различного типа и генезиса гидроморфных почв (табл.2).
Таблица 2
Генетико-диагностические признаки гидроморфных почв Кумо-Манычской впадины (пойменно-дельтовых территории и лиманообразных понижений)
Основные типы почв Почвообразовате льные процессы Мощность Гумус Г лубина, см рН
А А+В В гор. А. уровня ГВ К X Ч и О Засоления (видимые соли)
Луговые (лиманных понижений) Дерновый, глеевый, солончаковый 8-30 22-115 1,4-4,7 150-300 20-50 8-45 (у солончаковых) 3290 (у солонцовых) 7,4-8,7
36
№ 2(23), 2011 г.
Аллювиальные (пойменно- дельтовых понижений) Дерновый, глеевый, солончаковый, солонцовый 10-36 20-100 0,4-5,0 100-300 21-81 0-37(у солончаковых) 4882 (у солонцовых) 6,9-8,3
Влажнолуговые Дерновый, глеевый, солончаковый 5-25 22-53 0,8-3,7 100-150 0-20 0-15 (у солончаковых) 4882 (у солонцовых 7,6-8,0
Лугово-болотные иловатые Дерновый, глеевый, солончаковый 8-17 26-47 2,9-4,7 50-100 0-11 0,22 7,1-7,6
Солонцы луговые Солонцовый, солончаковый, глеевый 2-24 13-40 1,0-3,4 100-300 15-71 11-42 7,8-8,7
Солончаки луговые Солончаковый, глеевый 8-17 23-50 1,4-5,2 100-200 8-50 0-3 7,5-8,1
Солончаки соровые Солончаковый, глеевый 0-5 10-40 0,6-6,5 50-100 5-40 0 7,8-9,2
Маршевые слабозадернован- ные Первичнодернов ый, солончаковый, глеевый 1-10 0,3-1,4 50-300 0-33 0-27 (у солончаковых) 8,0-8,7
В настоящее время социально-экономический прогресс основан на использовании природных ресурсов, поэтому рациональное природопользование не мыслится без знаний и умения предсказывать результаты антропогенного вмешательства в природные ландшафты. Предотвращение негативных процессов опустынивания невозможно без организации сбалансированного соотношения между эксплуатацией, консервацией и улучшением природно-ресурсного потенциала территории. Поэтому все планы комплексного хозяйственного развития любой территории должны быть ориентированы на сохранение ландшафтно-экологического равновесия в природе, повышение природно-ресурсного потенциала (в первую очередь биологического), формирование такой структуры промышленности, сельского хозяйства, рекреационных и других антропогенных ландшафтов, которая могла бы в полной мере нейтрализовать и ликвидировать процессы деградации территории.
В этой связи представляется важным приступить к разработке стратегии рационального природопользования аридных ландшафтов Калмыкии, основными ориентирами для которой должны служить следующие принципы, отраженные в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» [10]:
• недопущение нерегламентированного освоения нетронутых и слабоизмененных антропогенной деятельностью зональных и интразональных почв;
• осуществление мероприятий по решению сельскохозяйственных и промышленных проблем за счет более рационального использования ресурсов уже используемых территорий и широкого внедрения ресурсосберегающих технологий;
• расширение особых форм охраны природы с организаций новых заповедников, заказников, национальных парков и территорий с особым режимом хозяйствования.
В соответствии с этими принципами необходима выработка новых подходов к аридному землепользованию в Калмыкии, которые в общем виде могут быть представлены следующими направлениями:
• разработка и освоение адаптивно-ландшафтных систем земледелия, обеспечивающих рациональное, экологичное природопользование;
• проведение комплексных мероприятий (защитное лесоразведение, фитомелиорация, борьба с опустыниванием территорий, включая регулирование поверхностного и речного стока, защита вод от загрязнения и вторичного засоления);
• разработка эффективных технологий улучшения продуктивности сенокосов и пастбищ, восстановление деградированных естественных кормовых угодий с посевом соле- и засухоустойчивых трав, кустарников и полукустарников с обязательным установлением оптимальной нагрузки скота на пастбища;
37
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
• инвентаризация орошаемых земель с выбраковкой или реконструкцией участков, эксплуатация которых наносит ущерб окружающей среде; реконструкция оросительных систем в целях улучшения почвенномелиоративных условий, утилизация дренажных вод путем возделывания галофитов;
• отвод части территории Калмыкии в статус особого режима хозяйствования с целью сохранения популяций животных, растений, а также полупустынного ландшафта в целом.
1. Агроклиматический справочник по Калмыцкой АССР. Гидрометиздат. Л. 1979.
2. Болышев Н. Н. Происхождение и свойства почв полупустыни. М. Изд-во МГУ. 1972. С. 196.
3. Бакинова Т И., Воробьева Л. П., Зеленская Е. А. Почвы Республики Калмыкия. Элиста. 1999. С. 115.
4. Залетаев В. С. Актуальные проблемы изучения экотонов. // Экотоны в биосфере. М. РАСХН. 1997. С. 5-9.
5. Карандеева М. В. Геоморфология Европейской части СССР. М. Изд-во МГУ. 1957. С. 314.
6. Маныч - Чограй: история и современность (предварительные исследования). Ростов-на-Дону. Изд-во «Эверест». 2005. С. 152.
7. Николаев В. А. Евразийская полупустыня (к 100-летию открытия полупустынной природной зоны). // Вестник МГУ. Серия 5 - География. №6. 2007. С.3-9.
8. Ташнинова Л. Н. Красная книга почв и экосистем Калмыкии. Элиста. АПП «Джангар». 2000. С. 214.
9. Ташнинова Л. Н., Богун Н. М., Санджиева А. Г. Наземные исследования степных экосистем в экотонной зоне озера Маныч-Гудило. // Современные проблемы аридных и семиаридных экосистем юга России. Ростов-на-Дону. Изд-во ЮНЦ РАН. 2006. С. 221-232.
10. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Ст. 133. № 2. 2002.
ЧЕМИДОВ М. М.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПАСТБИЩНЫХ ЭКОСИСТЕМ КУМО-МАНЫЧСКОЙ ВПАДИНЫ
Аннотация: В данной статье рассматривается состояние пастбищных угодий Кумо-Манычской впадины с учетом норм нагрузки скота на пастбища в весенний и осенний периоды вегетации.
Ключевые слова: экосистема, пастбища, экологические нормы, травостой, почвы пастбищных угодий.
Среди эколого-экономических проблем аграрного комплекса Калмыкии к числу наиболее актуальных относится определение допустимого поголовья скота на интенсивно используемых территориях. Как результат нерегулируемого использования пастбищ имеет место перевыпас, приводящий к смене естественного травостоя пастбищ и к снижению их продуктивности. Эта проблема особенно характерна для припоселковых пастбищ, наиболее деградировавших в новейший период в связи с резко возросшей ролью личных подсобных хозяйств в жизни сельского населения.
Перераспределение пастбищных угодий между вновь образованными крестьянскими хозяйствами и разрушение советской системы организации отгонного животноводства усилили данные негативные явления. В результате дисбаланса в использовании пастбищных угодий часть из них испытывает избыточные пастбищные нагрузки, а часть отдаленных, небольших, сбитых или малопродуктивных пастбищ почти не используется.
Невозможность применения принципов централизованного управления аграрным сектором заставляет местное сообщество искать новые организационные формы и методы регулирования отгонного животноводства - основы жизнеобеспечения сельских жителей.
Изучение состояния пастбищепользования в Калмыкии рекомендуется проводить в несколько последовательных этапов. Весь комплекс работ можно разделить на три этапа - подготовительный, полевой (экспедиционный) и камеральный (этап обработки полученной информации). На первом этапе рекомендуется выполнить следующие работы: оценка природных условий территории; сбор и систематизация знаний о системе землепользования, в том числе пастбищепользования; анализ состояния и тенденций развития животноводства, основанный на собранной и обобщенной информации о поголовье и структуре стада и динамике его изменения;
38